Посетители смогут увидеть как ранние произведения Николая Рериха, созданные в петербургский период, так и наиболее поздние работы.
Выставка работ Николая Рериха пройдет в Третьяковской галерее
Он ищет глубинные корни культуры народов России, в том числе татар. В блеске татарских мечей Русь слушала сказку о чудесах, которые знали когда-то хитрые арабские гости «Великого пути в Греки…». Так, казанские коллекции восточного искусства из собраний НМ РТ и Этнографического музея КФУ познакомят зрителей с бывшей коллекцией Императорского Казанского университета, который был в середине XIX века не только одним из крупнейших научных центров, но и одним из первых центров по изучению языка и культуры Востока в мировой ориенталистике. Ламаистская коллекция Н. Несомненно, представляет интерес изданная в 1912 г. Мантелем 1882—1936 , первая в России монография о Н. Рериха и крупнейших мастеров этого времени, художников объединения «Мир искусства». На выставке демонстрируется тематическая мультимедийная программа с интерактивными эффектами в двусветном пространстве галереи.
Для озвучивания голосов были приглашены актеры театра и кино. Самого Рериха озвучивает заслуженный артист Московской области, режиссер Московского областного театра драмы и комедии Александр Мишин, его жену Елену — актриса, ведущий мастер сцены Ростовского академического театра драмы имени Горького Екатерина Березина. Диктор — актер академического молодежного театра Ростова-на-Дону Евгений Овчинников. Вторая часть проекта представляет собой интерактивную экспозицию с голограммами, инсталляциями и фотозонами.
Выставка «Провозвестница Новой Эпохи» способствует к творческому осмыслению и воплощению культурно-духовных идей, заложенных в многогранном наследии семьи Рерихов. Без преувеличения можно сказать, что всех представителей семьи Рерихов отличало многообразие талантов и широта интересов. Каждый из них был личностью мирового масштаба, а их наследие — уникальное явление в мировой культуре. Помимо картин Николая Рериха, посетителям представлены два портрета Елены Рерих в исполнении её сына художника Святослава Николаевича Рериха, а также книжно-иллюстративная выставка произведений Н. Их творчество — это не только красочные пейзажи, но и вдохновение, философия, заложенная в каждом движении кисти. Творение Рерихов переносит в мир, где образ женщины становится провозвестником новой эпохи», — отметила в своем выступлении председатель Забайкальской региональной общественной организации «Читинский рериховский центр» Татьяна Арсеньевна Свечникова. С теплыми пожеланиями и поздравлениями выступили директор Нерчинского краеведческого музея Жанна Николаевна Кокушина и настоятель Агинского дацана Даши лама. Автор репродукций картин Николай Константинович Рерих — удивительный человек, выдающийся деятель русской и мировой культуры.
Учитель Рериха, французский художник Фернан Кормон, посоветовал ему работать с тем, что его больше всего вдохновляет, и дальше обращаться к своим истокам, к богатой древнерусской культуре. Поиск общности культур Древней Руси и Востока сформировал уникальный стиль и философию художника. Эти направления его творческой мысли и стали основой для организации экспозиции выставки «Николай Рерих. В поисках Шамбалы» в Русском музее. Открывают экспозицию масштабные декоративные панно из серии «Богатырский фриз» 1910 , которые художник создал по заказу предпринимателя Филадельфа Бажанова. Фрагмент Богатырского фриза. В результате этого путешествия художник создал серию картин в архитектурном жанре. На выставке в Русском музее из этой серии представлены работы «Успенская Пароменская церковь в Пскове» и «Воскресенский монастырь в Угличе». Свои переживания за судьбу страны Николай Рерих изложил в полотне «Зловещие» 1901. Работа отражала переживания художника, она — словно предчувствие скорых непростых времен, революций, войн.
Николай Рерих в поисках Шамбалы в Русском музее
В Третьяковке открылась первая за 65 лет выставка художника Николая Рериха 10 октября 2023 12:36 Фрагмент экспозиции Николая Рериха в Новой Третьяковке. Иллюстрация: телеграм-канал министра культуры РФ Ольги Любимовой В Новой Третьяковке открывается первая за 65 лет, организованная галереей, выставка работ художника «Николая Рериха». Крупнейшая монографическая выставка приурочена к 150-летию живописца, сообщила в своем телеграм-канале министр культуры России Ольга Любимова. Выставка разделена на три части: русский период творчества, Центрально-Азиатская экспедиция и работа в театре.
Героями его полотен становились мудрецы, старцы, воины, святые, выходцы из народа. Фантастические и мифологические сюжеты, свойственные творениям Рериха, прославили его как символиста. Важной частью культурного наследия Рериха являются росписи и мозаики для церквей. Среди них иконостас для фамильной усыпальницы Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми и роспись интерьеров в талашкинском храме Святого Духа.
Особенно впечатляли Николая Константиновича пейзажи Центральной Азии. Художник дважды отправлялся в долгие путешествия по странам Востока, где черпал вдохновение для новой масштабной серии работ. Первая экспедиция состоялась в 1923—1927 годах, вторая — в 1934—1935. Поздний период творчества Рериха богат этюдами с изображением природы Гималайских гор. Все картины выполнены в холодных, преимущественно синих или фиолетовых тонах. Николай Рерих и Сергей Дягилев были участниками творческого объединения «Мир искусства». И живописец, и антрепренер занимались созданием выставок полотен «мирискусников».
Это переросло в совместную работу над спектаклями. Рерих создавал декорации и элементы костюмов для красочных выступлений, с которыми «Русские сезоны» гастролировали по Европе.
Полотна анимировала креативная студия «Р-Арт». Фильм будет проецироваться одновременно на 12 широкоформатных экранах, расположенных по кругу. Он повествует о детских и студенческих годах художника, путешествиях и экспедициях, становлении в живописи и пути к признанию, встрече с женой Еленой, а также об уникальной технике письма и работы с цветом. Для озвучивания голосов были приглашены актеры театра и кино.
Автор представлен не только как «мастер гор», создававший станковые произведения, но и как художник, успешно реализовавший свой талант в театре и архитектуре. Сенсацией выставки станет первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного в 1908 году для балета «Половецкие пляски», который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы «Русский балет Сергея Дягилева». Размер грандиозного полотна 10х23 метра. Этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Работа была приобретена галереей и транспортирована в Москву из-за рубежа в 2021 году.
В Барнаул прибыли подлинники картин Рерихов
Полотна на выставке в Третьяковской галерее. Николай Константинович Рерих оставил богатое художественное наследие – около пяти тысяч работ по оценке специалистов ГТГ. 13 образов-стилизаций под русскую иконопись Рерих и подмастерья выполнили в 1907 году, причем мы до сих пор не знаем степень вовлеченности самого Николая Константиновича в работу. Николай Рерих составил первое международное соглашение о защите культурных ценностей, основал несколько международных культурных движений.
Николай Рерих – из тех, кому много – плохо
Посетили выставку "Николай Рерих" в Третьяковской галерее, расположенной на Крымском Валу в будний день, в четверг 12.10.2023, поэтому посетителей было немного. Главный штаб Эрмитажа станет площадкой для крупной выставки, посвящённой 150-летию со дня рождения Николая Рериха. Выставка охватывает разные периоды жизни и творчества Н. К. Рериха, подчеркивая его уникальные таланты и разнообразные интересы. Название выставке дал сборник статей Рериха «Держава Света», который был выпущен впервые в 1931 году. Кураторы выставки собрали картины, которые были созданы Рерихом с 1897 по 1947 год.
Выставка "Николай Рерих" в Москве
По словам Бондаренко, выставка будет открыта для посещения с 8 октября 2024 года по 19 января 2025 года. Основной акцент выставки, как сказал Бондаренко, будет сделан на духовную культуру, которую Рерих отражал в своих трудах и правам которой всегда придавал особенное значение. Важность такого подхода при создании выставки о столь многогранной личности также отметил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Николай Рерих закончил Высшее художественное училище в Петербурге, стажировался в Париже — в общем, был художником в высшей степени профессиональным и до революции ярким представителем стиля модерн. На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику.
Сюжет оригинален — как и все у Рериха. На ней рядом с ангелами изображен артефакт из Дании. Татьяна Карпова: «Это камень X века нашей эры, который находится в Дании. Этот знаменитый артефакт говорит о принятии Данией христианства.
Театральный задник, расписанный по эскизам Рериха для «Русских сезонов» Дягилева, после реставрации будет самым большим предметом, экспонирующимся в Третьяковке. Его площадь — больше 200 квадратных метров.
Автор репродукций картин Николай Константинович Рерих — удивительный человек, выдающийся деятель русской и мировой культуры.
Художник, философ, писатель, ученый, исследователь, общественный деятель и путешественник, имеющий совершенно необычный взгляд на окружающую нас действительность. Занимался археологией, коллекционированием, участвовал в проектировании и росписи церквей. После себя он оставил огромное творческое наследие — свыше семи тысяч картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, около тридцати томов литературных произведений.
Его работы выставки «Провозвестница Новой Эпохи» посвящены супруге Николая Рериха Елене Ивановне Рерих, выдающейся русской женщине, философу, писателю, просветителю XX века, чье имя связано с созданием философской системы Живой Этики, ставшей вершиной русского космизма. Творческое наследие Елены Ивановны Рерих представляет собой особое и уникальное явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Учения Живой Этики, посвященные разнообразным вопросам космической эволюции земного человечества.
Книги Живой Этики, посвященные космической эволюции человечества, — главный труд жизни Елены Ивановны.
В разработке декора иконостаса принял участие московский архитектор Сергей Вашков. По словам специалистов, художники в этой работе сочетали приемы древнерусской иконописи и знания византийской культуры и итальянского Возрождения. Пермский иконостас Николая Рериха.
Богоматерь Казанская. Богородичные праздники Источник: Пермская государственная художественная галерея Один из фрагментов иконостаса Источник: Пермская государственная художественная галерея В музейное собрание иконостас поступил в 1920 году. Долгое время памятник находился в фондах и показывался только на выставках.
Большая выставка к 150-летию Рериха откроется в Третьяковке
Показанные там произведения — горные пейзажи, картины религиозно-философского содержания — представляют Рериха как художника-путешественника, иллюстрируют его духовные искания «Ступа. Ладак», 1937; «Кришна», 1946. Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. Рерих оформлял спектакли для знаменитой антрепризы Сергея Дягилева в Париже.
Декорации имели невероятный успех у зрителей, критиков и прессы. Подлинными шедеврами мировой сценографии признаны декорации и костюмы к постановкам драмы Генриха Ибсена «Пер Гюнт» 1912, Московский художественный театр и балету Игоря Стравинского «Весна священная» 1913.
Другие же могут стать сюрпризом даже для меломанов-знатоков: знали ли вы, что в 1910-х Николай Константинович собирался оформлять «Тристана и Изольду» Вагнера?
Спектакль не состоялся, но рисунки углем и темперой сохранились. Но не все помнят, что у живописца было несколько подступов к теме. В экспозиции есть и акварель 1908 года «Лес в снегу» ее он делал для парижской «Опера-комик», однако в итоге спектакль шел без этой декорации , и холст 1919-го «Песнь Леля», созданный, вероятно, для отмененной лондонской постановки, но затем использованный в чикагском спектакле.
Наиболее интересна гуашь «Лес» 1912 года — уже не для оперного, а для драматического воплощения сказки Островского в Москве. Стволы деревьев сливаются в почти что абстрактную композицию, а камни, напоминающие глаза чудищ, создают совершенно сюрреалистический образ. Какими произведениями пополнилось собрание музея за последние 20 лет Одна из главных идей новой ретроспективы — представить Рериха не как интернационального мистика, увлеченного восточными учениями и завороженного красотой Гималаев, а как глубинно-русского художника, творчество которого уходит корнями в язычество и православие, а также в сказки и былины.
Театральные работы как раз удачно вписываются в эту линию. Но еще более показателен блок ранних произведений, датированных первым десятилетием XX века. Бажанова в Петербурге.
В так называемый «Богатырский фриз» входят холсты по мотивам былин «Илья Муромец», «Микула Селянинович» и т. Для цикла в зале Третьяковки специально выстроили подобие комнаты, где произведения располагаются именно так, как замышлял автор. Правда, окон и дверей в этом «доме» нет — а потому зрительский взгляд неизбежно падает на другую рериховскую серию, еще более неожиданную в контексте его поздних увлечений.
Первую ретроспективу пейзажиста составили более 150 работ От викингов до Шамбалы Впервые в Москве показывается иконостас для пермского собора Казанской иконы Божией Матери. Но как минимум общий замысел принадлежал ему, и руководил всем проектом тоже он. Сегодня этот цикл принадлежит Пермской художественной галерее, за исключением иконы Архангела Гавриила, которая в 1935-м была передана в Свердловск Екатеринбург.
На выставке работы воссоединились. И при первом взгляде можно подумать, что перед нами действительно пример аутентичного церковного письма. Даже краски потемнели.
На самом же деле Рерих сознательно добивался такого эффекта.
Двое мужчин в лодке несут своему народу весть о том, что начинается междоусобная война; полумесяц светит ярко и драматично, неслучайно навевая мысли о стиле Архипа Куинджи — именно у него в мастерской учился Рерих. Особенностью нашей выставки является то, что здесь сделан акцент на русском периоде творчества [Рериха], в отличие от многочисленных выставок, которые проходили за последние 30—40 лет, где в центре был индийский период Татьяна Карпова заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Рерих был потомком древнего датско-норвежского рода, поэтому варяги и их корабли неоднократно появлялись на его работах. Убедиться в этом зрители смогут, рассмотрев картины "Заморские гости" 1901 и "Строят ладьи" 1903. Тема завоеваний и подвигов усиливается, если через одну из арок войти в небольшой внутренний зал. Его своды украшают многочисленные панно, героями которых стали былинные персонажи — Микула Селянинович, Садко, Баян, Илья Муромец и Соловей-разбойник. Этот "Богатырский фриз" 1910 Рерих выполнял по заказу промышленника Бажанова для его дома в Санкт-Петербурге. Чтобы все же провести параллель со святостью Руси, напротив "Богатырского фриза" установили иконостас, созданный Рерихом в 1907 году для церкви Казанской иконы Божией Матери, усыпальницы купцов Каменских в Перми. После революции его изъяли и передали в Пермскую художественную галерею, при этом одну из створок отправили в Свердловск.
Выставка в Третьяковке дает одну из редких возможностей увидеть иконостас целиком. Невозможно пройти мимо "Сокровища ангелов" — масштабного полотна, краски и мазки для которого были подобраны таким образом, что кажется, будто перед нами перламутровая мозаика. Ангелы тревожны, главный из них держит в руках копье и щит. Картина была создана в 1905 году: ее и инфернальный "Армагеддон", написанный в 1936-м и тоже представленный на выставке, исследователи приводят в пример, когда рассказывают о пророческих способностях Рериха. Во время экспедиций по Центральной и Средней Азии Рерих проникся восточной культурой и религией, что сильно повлияло на его личность и творчество. По периметру развешаны горные пейзажи — их художник писал, находясь на Тибете и в Гималаях. На контрасте со сдержанным русским залом здесь — буйство красок: фиолетовый, лиловый, розовый, индиго.
Название выставке дал сборник статей Рериха «Держава Света», который был выпущен впервые в 1931 году. Книга раскрывает темы мировых культур, и организаторы выставки решили создать её по тем же идеям. На выставке также можно будет увидеть архитектурную серию, созданную художником во время поездки по прибалтийским городам. Выставка продлится до 1 декабря 2024 года.
Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха
Сюда вошли 90 архитектурных этюдов, созданных Рерихом в начале XX века во время путешествий по русским городам. Сергей Маковский писал: «До Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... Позднее серию продали за границу, а в середине 1970-х часть ее была подарена Музею народов Востока в Москве. Николай Рерих.
Заморские гости. Фото: Государственная Третьяковская галерея В этом же разделе представлены эскизы к росписям и мозаикам для церквей. В 1900-е Рерих сделал иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми.
Это многочастное произведение прислала на выставку Пермская художественная галерея. Самый же свой знаменитый церковный проект — оформление храма Святого Духа в Талашкине — Рерих выполнил по заказу княгини Марии Тенишевой. На выставке проект представлен тремя уникальными эскизами.
Нижегородский художественный музей предоставил серию картин «Майтрейя» 1925.
Прозвучали фрагменты из опер и симфонические произведения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Равеля. В выступлении приняли участие Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, солисты Мариинского театра и народный артист России Фарух Рузиматов. Выступление сопровождалось мультимедийными репродукциями картин Н. В октябре 2024 года в Главном штабе Эрмитажа откроется выставка художника «Твердыня пламенная».
Эрмитаж начал празднование юбилея художника с торжественного заседания и концерта, которые состоялись 25 апреля 2024 года в Эрмитажном театре. В Эрмитажном театре прозвучали фрагменты из опер и симфонические произведения Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Равеля. В концерте приняли участие Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, солисты Мариинского театра и народный артист России Фарух Рузиматов. Выступление сопровождалось мультимедийными репродукциями картин Н. В пресс-конференции приняли участие: генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Александров, председатель правления Всемирного клуба петербуржцев Наталия Сидоркевич и генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока Александр Седов.
Эта серия панно впервые экспонируется в Москве — в особом павильоне, который воспроизводит пространство Большой столовой особняка и органично вводит зрителя в круг эпического былинного повествования о русских богатырях. В этой работе Рерих ориентируется на древнерусскую иконописную манеру и выбирает золотые, затканные узорчатой чеканной басмой фоны. Эта грандиозная декорация площадью 230 кв. На момент покупки музеем три года назад она находилась в аварийном состоянии. При поддержке банка ВТБ уже завершен первый этап реставрации. И теперь грандиозное полотно переживает новый показ-триумф — наконец, на российской «сцене».
Выставка работ Николая Рериха пройдет в Третьяковской галерее
На выставке представлены работы Николая Рериха и Императорского общества поощрения художеств. На выставке можно увидеть не только множество работ художника, но и великолепный театральный задник, исполненный по эскизам Николая Рериха. В октябре 2023 года Третьяковская галерея откроет масштабный выставочный проект, посвящённый 150-летнему юбилею художника Николая Рериха. «В октябре Третьяковская галерея откроет большую. Новая Третьяковка в Москве готовит к открытию выставку в честь 150-летия со дня рождения русского художника, мыслителя, путешественника Николая Константиновича Рериха. Выставка будет занимать два зала музея: на первом этаже разместят картины Николая Рериха, на втором — его сына Святослава.
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
Пресс-конференция в преддверии открытия в Новой Третьяковке выставки Николая Рериха, которое состоится 10 октября. Музей-институт семьи Рерихов представляет обновлённую часть постоянной экспозиции, посвящённой российскому периоду жизни и творчества семьи Рерихов. В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, приуроченная к 150-летию русского живописца Николая Рериха.