Для самого Пушкина музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания. В этом году она была посвящена теме "Пушкин в музыке". Педагоги-теоретики нашей школы (Герасимова А.Л., Дятлова Л.К., Потапова М.В.) вместе со своими ученицами приняли в конференции активное участие.
Оркестр Капеллы примет участие в фестивале «Пушкин. Музыка. Михайловское» в Пушкинских Горах
Композитор доносит до слушателя живое трепетное чувство во всей его полноте и непосредственности. Фортепиано выступает как равноправный партнер исполнителя вокальной партии и между ними возникает задушевная доверительная беседа. Чайковский любил пушкинскую поэзию, но в основном занимался крупными формами оперы, балеты. Одним из самых блестящих литературно-музыкальных салонов Москвы XIX века был салон княгини Зинаиды Александровны Волконской - писательницы, певицы, композитора. По воспоминаниям Вяземского, она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою.
В нем этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения». Салон Зинаиды Волконской. Картина работы Г. Широко известен популярный и сегодня романс «Я вас любил», написанный композитором-дилетантом Борисом Сергеевичем Шереметевым.
Граф Сергей Дмитриевич Шереметев - его племянник. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке XX века у Свиридова. Именно романсы на стихи Пушкина стали его первой творческой удачей.
Михайловское" состоится 8 и 9 июля.
Памятник Пушкину в яблоневом саду Михайловского. Георгий Николаевич, правильно ли я понимаю, что речь идет о фестивале в формате open-air, причем, выступать на нем будут лауреаты российского "оперного Оскара" - премии Онегин? Георгий Василевич: Да, это мероприятие пройдет на праздничной поляне в Михайловском. За два дня пройдет три разных концерта, участие в которых примут также артисты и музыканты Мариинского театра.
Поверьте, нас ожидает очень интересная программа. Наверное, это потому, что именно Пушкину принадлежат слова: "Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия... Видимо, этому девизу решили следовать организаторы. Добавлю, что ведущими фестиваля будут Эмилия Спивак - известная актриса театра и кино, лауреат премии "Золотой софит" , а также Иннокентий Иванов - журналист, награжденный премией "Золотое перо России", кроме того, сценарист и режиссер.
Фестиваль пройдет при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Корсаков и М. Яковлев — начали сочинять мелодии на стихи Пушкина. Самое известное из их произведений, однако, написано позже — это «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет» Михаила Яковлева. Автор нескольких романсов на стихи Пушкина, композитор И. Геништа, познакомился с поэтом в Москве, в салоне княгини З. Волконской, которая исполняла «Элегию» «Погасло дневное светило» на прощальном вечере в честь Марии Волконской Раевской , отъезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь. Известные композиторы: А. Алябьев, А. Верстовский, М.
Виельгорский и др. В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г. В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов!
И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена».
Музыку к ней писали А. Верстовский, А. Алябьев и другие композиторы. Отрывок из трагедии Пушкина «Каменный гость» получил название «Испанский романс». Ночной зефир струит эфир. Музыку к нему писали М. Глинка, А.
Даргомыжский и другие.
«Пушкин в музыке»
Он познакомился с нею в Петербурге после окончания лицея. Красота женщины поразила его. Прошло много лет Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. И вдруг летом 1825 года, Анна Петровна приехала в Тригорское, в гости к соседям Пушкина. Появление в глуши прекрасной женщины-гения чистой красоты - взволновало поэта.
Буря мыслей и чувств вылилась в прекрасные строки. Прошло 15 лет. Около 1840 г Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны, Екатериной Ермолаевой, скромной преподавательницей женского института. Она не унаследовала блистательной красоты своей матери, но было в ней что-то тихое, ясное, пробудившее любовь в сердце Глинки, и тогда появился романс «Я помню чудное мгновенье».
Впервые Глинка исполнил этот романс в кругу друзей. Глинка очень любил юношескую поэму Пушкина « Руслан и Людмила», восхищаясь богатством и разнообразием ее сюжета, ее образностью. Поэма Пушкина была удивительно созвучна личности самого Глинки, на редкость разноплановой и многогранной. Так у него возникла идея создания оперы «Руслан и Людмила».
Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни.
Это хоровой цикл «Пушкинский венок». Рядом с именем поэта прославился его лицейский товарищ Михаил Яковлев, сочинивший музыку к стихам Пушкина — «Признание» и «Зимний вечер». Модест Мусоргский тоже входит в число этих композиторов. Он написал оперу «Борис Годунов».
Мусоргский разумел народ как великую личность, одушевленную единою идеей: это его задача. Он задумал разрешить её в опере. Всё это как нельзя более соответствовало взглядам Мусоргского на оперу - народную музыкальную драму. Первое и главное лицо в «Борисе Годунове»- согласно замыслам и убеждениям композитора - это народ.
Ни одна отечественная опера не вызвала столь широкого общественного резонанса, как «Борис Годунов». Влияние «Бориса» на современников, на последующее поколение композиторов вплоть до наших дней очень сильно.
Пушкина «Метель» 27 мая 2024 в Московском международном Доме Музыки состоится концерт для любителей настоящей поэзии — «Пушкин в музыке».
Национальный филармонический оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижером, народным артистом СССР Владимиром Спиваковым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности, вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке».
Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Имя А.
Ещё при жизни Пушкина в конце 1836 года Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила». Великий поэт заинтересовался этим замыслом и даже принял участие в обсуждении плана будущей оперы. Однако трагическая гибель Пушкина помешала наметившемуся содружеству, 29 января 1837 года А. Пушкина не стало. Композитор не ограничился тем, что создал оперу на сюжет пушкинской поэмы.
Он написал своеобразный реквием, посвященный Пушкину, включив в эту оперу вставной номер — песнь Баяна. Это был единственный музыкальный отклик современника на трагическую гибель поэта. Этот поступок композитора ещё раз доказывает то, что Пушкин для него очень много значил.
Кюи — автор первой серьёзной книги о русском романсе, которая называлась лаконично «Русский романс» СПб,1896. Пушкинская поэзия вдохновила композитора к написанию одиннадцати романсов.
Самыми популярными из них являются: «Редеет облаков летучая гряда», «На холмах Грузии», «Не пой, красавица, при мне», «Что в имени тебе моём», «Анчар», «Пророк», «Поэт», «Эхо». Музыкальный язык этих романсов отличается яркой выразительностью. Например, романс «Анчар» с первых же строк представляет нам зловещее и страшное «древо яда». Композитор доносит до слушателя живое трепетное чувство во всей его полноте и непосредственности. Фортепиано выступает как равноправный партнер исполнителя вокальной партии и между ними возникает задушевная доверительная беседа.
Чайковский любил пушкинскую поэзию, но в основном занимался крупными формами оперы, балеты. Одним из самых блестящих литературно-музыкальных салонов Москвы XIX века был салон княгини Зинаиды Александровны Волконской - писательницы, певицы, композитора. По воспоминаниям Вяземского, она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою. В нем этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения». Салон Зинаиды Волконской.
Лекция — концерт «Пушкин в музыке».
Жители Пушкинских Гор смогут насладиться классической музыкой на фестивале «Пушкин. Новости. Важные события и обращения. Многие исследователи творчества М. И. Глинки отмечают, что его пушкинские романсы — это совершенное претворение в музыке жизненных впечатлений, особенно в любовной лирике Пушкина. Для самого Пушкина музыка была искусством не только прекрасным, но и высоким, исполненным огромного этического содержания.
Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки
А в этом сезоне в театре возник цикл "Пушкин в музыке", и открылся он самой, пожалуй, любимой и популярной во всем мире оперой – "Евгением Онегиным". Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка. В своей книге «Музыкальные антидепрессанты» лектор, музыкант и просветитель Михаил Казиник пытается разрушить стереотип о том, что слушать классическую музыку сложно и скучно. Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. ь истории создания музыкальных произведений по мотивам стихотворений а и средства воплощения пушкинских стихотворений в музыке.
Пушкин в музыке. Концертные исполнения опер в Театре Наталии Сац.
Кроме того, на его стихи, в том числе написанные в Михайловском, сочинены романсы. Здесь поэт писал и трагедию "Борис Годунов", по мотивам которой Модестом Мусоргским была создана одна из самых известных репертуарных русских опер. Сегодня на основе его произведений даже сочиняют мюзиклы. Так что Александр Сергеевич Пушкин принадлежит к миру музыки не меньше, чем к миру литературы и словесному искусству. Но составители концертной программы не обошли вниманием и знаковые для этого юбилейного года и для русской музыки имена Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова. Поэтическая поляна - сцена фестиваля. Фото: Юрий Лепский За два дня пройдет три разных концерта, участие в которых примут также артисты и музыканты Мариинского театра. Поверьте, нас ожидает очень интересная программа Как можно приобрести билеты на фестиваль? Георгий Василевич: Вход на концерты свободный.
Любовь к Пушкину - вот главная валюта, которой будут расплачиваться желающие попасть на фестиваль в Михайловском.
Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Ведущая программы Надежда Константиновна Ирхина познакомила слушателей с жизнью и творчеством Михаила Глинки, осветила интересные факты и события его жизни, сформировавшие личность гениального композитора. Главные впечатления его детства были связаны с музыкой — народными песнями и крепостным оркестром дяди. Позже Глинка писал, что «русские песни были первопричиною того, что впоследствии он стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». А потом был Петербург, учеба в Благородном пансионе, уроки музыки и первый опыт сочинительства. Какой блистательный круг общения подарила ему столица, где он познакомился с выдающими деятелями культуры того времени: А. Пушкиным, В.
Жуковским, А. Грибоедовым, М.
Поучаствовать в фестивале смогут хоровые коллективы из разных регионов Поволжья. Фестиваль приурочен ко Дню славянской письменности и культуры. Он открылся во вторник в концертном зале Саратовской областной филармонии и проходит при поддержке Минкультуры РФ.
И, как это ни странно, именно музыка может неожиданно акцентировать и выделять слова великого писателя. Ведь не только русский романс, но и русскую оперу невозможно представить без А. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов: Нэля Гафияттулина сопрано.
Георгий Василевич: Пушкинские строки в Михайловском будут петь солисты оперных театров
Самое известное из их произведений, однако, написано позже — это «Зимний вечер» «Буря мглою небо кроет» Михаила Яковлева. Автор нескольких романсов на стихи Пушкина, композитор И. Геништа, познакомился с поэтом в Москве, в салоне княгини З. Волконской, которая исполняла «Элегию» «Погасло дневное светило» на прощальном вечере в честь Марии Волконской Раевской , отъезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь. Известные композиторы: А.
Алябьев, А. Верстовский, М. Виельгорский и др. В Петербурге в 1823 г.
Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г.
В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов!
И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду?
На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь...
Карт Лекция — концерт «Пушкин в музыке». Друзья, приглашаем вас послушать лекцию о пушкинских сюжетах в творчестве русских композиторов.
По произведениям Александра Сергеевича Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов. Уже первые лицейские стихи Пушкина были положены на музыку — романсы «Роза» М.
Юбилейный сезон Владимир Спиваков и его коллектив решили посвятить русской классике и, в частности вписать в него мультимедийный проект — концерт «Пушкин в музыке». Александр Сергеевич Пушкин — величайший русский поэт, еще при жизни его стали именовать гением. Пушкин — неисчерпаемый родник для русской музыки. Серов Имя А. Пушкина навсегда вошло в историю русской музыки.
Автор нескольких романсов на стихи Пушкина, композитор И. Геништа, познакомился с поэтом в Москве, в салоне княгини З. Волконской, которая исполняла «Элегию» «Погасло дневное светило» на прощальном вечере в честь Марии Волконской Раевской , отъезжавшей к мужу-декабристу в Сибирь. Известные композиторы: А. Алябьев, А. Верстовский, М. Виельгорский и др. В Петербурге в 1823 г. Дидло поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на музыку К. Шольца «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это было первое сценическое воплощение пушкинских сюжетов. В 1824 г. В 1828 г. Пушкин встречался с Глинкой и приезжавшим в Петербург А. Дипломат и драматург, одарённый и музыкально, привёз из Грузии народную мелодию, которую обработал Глинка, а Пушкин уже после этого сочинил стихи, и получился романс «Не пой, красавица, при мне». Кто из композиторов только не использовал это стихотворение впоследствии для своих романсов! И безвестные дилетанты, и Н. Римский-Корсаков, и Т. Романс Глинки, созданный ещё при жизни Пушкина, — «Я здесь, Инезилья» — попал даже в телефильм «Большая перемена». Помните, Нелли Леднёва поёт Нестору Петровичу серенаду? На слуху у нас и страстный порыв «В крови горит огонь желанья», и романтическая лёгкость «Адели», и имитация безыскусного музицирования деревенской барышни «фортепьяно вечерком» — «Признание»: «Я вас люблю, хоть я бешусь... Но всё же, когда звучит романс, а тем более в.
Михаил Глинка: Пушкин для русской музыки
Московский Международный Дом Музыки 27 мая 2023 в Московском международном Доме музыки состоится концерт для любителей высокой поэзии — «Пушкин в музыке». Национальный филармонический оркестр России, основанный в 2003 году выдающимся дирижером, народным артистом СССР Владимиром Спиваковым, в наступившем сезоне отмечает 20-летие творческой деятельности. За прошедшие годы НФОР сумел стать одним из ведущих симфонических оркестров России, завоевать любовь публики и признание профессионалов в своей стране и за рубежом. Юбилейный сезон маэстро и его коллектив решили посвятить русской музыкальной классике, и одной из самых интересных и разноплановых программ станет мультимедийный проект «Пушкин в музыке».
И одновременно — началом высокого расцвета его могучего, самобытного таланта, подарившего русской культуре многие гениальные произведения. В трагедии Пушкина отражены далекие исторические события эпохи «смутного времени». В опере Мусоргского они получили новое, современное звучание; идея несовместимости интересов народа и царского самодержавия была особенно подчеркнута композитором.
Ибо монарх, даже наделенный умом и душой, - именно таким представляют Бориса Годунова и поэт и композитор, - не может, да и не хочет даровать свободу и счастье и уничтожить пропасть между ним и правящими классами. Эта идея звучала остро и современно и занимала передовые русские умы Вов второй половине XIX века. Пушкин, а вслед за ним и Мусоргский делают царя Бориса причастным к убийству царевича Дмитрия. И хотя эта версия историками отвергается, она нужна обоим художникам, чтобы доказать в образной форме преступность самодержавной власти вообще, ее причастность ко всему темному, недоброму, что совершается в мире. Эту же мысль подтверждают и все действия Самозванца. Вступив в сговор с врагами своей родины, и став на прямой путь предательства и политических авантюр, он устремлен к единственной цели — к самодержавной власти.
Составляя либретто, Мусоргский кое-что изменил в пушкинской трагедии — некоторые линии развил, подчеркнул, укрупнил, а кое-что убрал совсем, исключил, как не отвечающее его замыслам. Главным действующим лицом оперы Мусоргский сделал народ. И очень важно то, что этот народ впервые на оперной сцене был показан как действенная сила, предопределяющая исход исторических событий. Причем отношение к нему композитора было тоже новым, небывалым. Таким образом, главную мысль — о решающей роли народа — он особенно подчеркнул. И потому изменил конец.
Если у Пушкина «народ безмолвствует», то у Мусоргского народ протестует, поднимается на бунт. Эта картина народного восстания, завершающая оперу, является едва ли не главной. Немногим больше года понадобилось Мусоргскому для создания этой оперы — так велико было его воодушевление. И действительно, каждая картина, каждое действие оперы говорят о высоком порыве вдохновения, необыкновенном подъеме творческих сил. Работал Мусоргский с таким увлечением, что на некоторое время перестал видеться с друзьями. Стасов с добродушной иронией писал: «Мусорянина, разумеется, никакими пряниками не вытянешь из берлоги».
Постановка оперы стала событием, которое разделило петербургскую публику на два непримиримо враждебных лагеря. Равнодушных не было. На протяжении лишь двух лет им созданы такие шедевры, как опера «Евгений Онегин», балет «Лебединое озеро», концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром… Но все же наибольшей популярностью пользуется опера «Евгений Онегин». С ней в русскую музыку входит новый тип оперы. Уже сам подзаголовок определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы гениального пушкинского романа в стихах «Евгений Онегин».
И поэтому в опере прослеживаются только основные сюжетные линии, посвященные главным героям — Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению. Жизненная правдивость и глубокое проникновение во внутренний мир основных пушкинских образов потребовали от композитора большой искренности и увлеченности. И он сумел рассказать особым языком музыки о том, что было так поэтично раскрыто в стихах гениального Пушкина. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал Чайковский. Центральным в опере является образ Татьяны, которую Чайковский любил больше всех пушкинских героев. Так же лиричен и образ Ленского.
Оба эти образа в чем-то близки друг к другу — и это утверждает музыка. Отдельные интонации, подчас очень сходные между собой, пронизывают партии Ленского и Татьяны. Им противопоставляется образ Онегина — то спокойно-холодного, то глубоко страдающего, любящего. Интересно, что в конце оперы в его партию проникают музыкальные интонации из партии Татьяны, что делает его образ теплее, лиричнее. В трех актах оперы семи картинах четко прослеживается жизнь главных героев — Татьяны, Ленского, Онегина — на фоне деревенского быта или картин петербургской жизни. Музыка оперы отличается большой напевностью, лирической задушевностью, что так присуще и русским народным песням и русским бытовым романсам.
Это наиболее типично для партий Татьяны и Ленского, для бытовых сцен. Большое значение имеют здесь и танцевальные ритмы мазурки, экосеза, полонеза. Особенно часто звучит вальс — он пронизывает своим ритмом не только танцевальные, но и лирические сцены оперы, передающие внутренние переживания героев. Однако со временем этот сюжет все более овладевал его воображением. Особенно взволновала его сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвал горячее желание написать оперу.
Опера создавалась, по словам композитора, с самозабвением и наслаждением. В «Пиковой даме» Чайковский предстает не только гениальным драматургом, тонко чувствующим законы сцены, но и великим симфонистом, строящим действие по законам симфонического развития. Опера очень многопланова. Самые большие изменения произошли с образом Германа. У Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, а композитор наделил героя другими чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере — всепоглощающая страсть к Лизе.
Но на пути Германа к счастью — неравенство их положения в обществе: в опере Лиза не бедная компаньонка, а внучка и единственная наследница богатой графини. Так благородная страсть, возвышающая человека, приводит его к низменным, корыстным побуждениям и поступкам.
Пожалуй, такое количество жанров мы не совмещали на одной сцене еще никогда.. В этот вечер нам дарили радость музыкальные произведения Глинки, Чайковского, Свиридова и Глиэра, со сцены звучали строки Даниила Гранина и Александра Сергеевича Пушкина, а на большом экране рождались удивительные образы в песочно-акварельной технике.
Собрать все таланты в единое целое и объединить различные эпохи в одной постановке прекрасно удалось нашему режиссеру Алле Масловской.
Лекция «Пушкин в музыке (на примере оперы «Евгений Онегин»)
Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи. Пушкин раскрыл в своих стихах музыкальное начало русской речи: ее напевность, ее ритмическое богатство. Петербургский мюзикл дает новое осмысление жизни и творчества поэта Яркие страницы биографии Александра Сергеевича Пушкина современные артисты отобразили в музыке. “Пушкин оказал огромное влияние на развитие русской музыки. Главная» Новости» Пушкин а.с и музыка.
Разделы сайта
Тема чтений 2018 года – «Пушкин и музыка»: музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также образ самого поэта в музыкальной. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов. Слово Пушкина по-особому открывается через музыкальные сочинения, написанные на его произведения.