Новости шарль де голль кто такой

Шарль де Голль, герой Первой мировой войны и лидер французского Сопротивления во время Второй мировой. Де Голль многое сделал для интеграции Германии в Европу, отсутствие которой было одной из причин немецкого милитаризма накануне Первой и Второй мировых войн. Так будущий генерал Шарль де Голль учил французских офицеров в Высшей Военной школе (École Militaire, ныне). Шарль Андре де Голль (1890-1970 гг.) – выдающийся офицер и политик, участвовавший в нескольких войнах, создавший и возглавивший движение «Свободная Франция», направленное на борьбу с Вермахтом. В аэропорту Шарль де Голль в Париже произошла стрельба Бездомный мужчина угрожал ножом в терминале 2F в парижском аэропорту, его застрелила полиция.

Главные новости

  • Вы точно человек?
  • Происхождение и начало военной карьеры
  • Биография Шарля де Голля
  • Первая мировая война
  • Шарль Де Голль и его Анна

Происхождение и начало военной карьеры

  • Биография Шарля де Голля
  • Де Голль, Шарль - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики»
  • «Самый знаменитый из французов»: 65 лет назад Шарль де Голль стал президентом Франции
  • Содержание

Как и почему убрали Шарля де Голля

В 1965 году Шарль де Голль был переизбран на второй срок и пользовался огромной поддержкой французов. Шарль де Голль пришел к власти благодаря тому, что ему удалось убедить французский народ в том, что с ним Франция победит в алжирской войне. Шарль де Голль (крайний справа) с Эндрю Макнотоном, Владислав Сикорский и Уинстон Черчилль. Во время Второй мировой войны Шарль де Голль в чине полковника командует полком.

Кто на завалинке

  • «Онижедети»
  • «Шарль де Голль»
  • Шарль де Голль как историческая фигура
  • Report Page
  • Майдан по-французски: Убрать президента
  • Шарль де Голль

Похороны Шарля де Голля

Шарль Андре Жозеф Мари де Голль (1890-1970) – французский военный и государственный деятель, генерал. Де Голль предал алжирских французов, спровоцировал гражданскую войну, запустил арабов в метрополию и довел страну до студенческих бунтов и рабочих забастовок. Именем Шарля де Голля названы флагман французского военного флота — атомный авианосец «Шарль де Голль», и главный аэропорт Франции Руасси — Шарль-де-Голль.

За характер и рост его обзывали Длинной Спаржей. Знали это о Шарле де Голле?

В результате именно Сопротивление сыграло важную роль в освобождении Франции от нацистов. Герой нашей статьи участвует в торжественном шествии по улицам Парижа. Временное правительство После победы над Германией именно де Голль в августе 1944 года оказывается во главе Временного правительства. На этом посту он остается полтора года, в которые, как считают многие, спасает Францию от исключения из числа великих держав. При этом приходится решать многочисленные социальные проблемы. В стране высокая безработица, низкий уровень жизни.

Ситуацию не удается наладить даже после парламентских выборов, так как ни одна партия не получает подавляющего преимущества. Побеждают коммунисты, которые делают Мориса Тереза премьер-министром. Вам будет интересно: Мирное сосуществование - это... Понятие, определение, проведение внешней и внутренней политики государства Де Голль уходит в оппозицию, рассчитывая во главе "Объединения французского народа" прийти к власти. В результате он фактически объявляет войну Четвертой республике, каждый раз утверждая, что имеет право на власть, так как именно он привел страну к освобождению.

Однако в партии оказалось много карьеристов. Некоторые успели не лучшим образом себя зарекомендовать во время режима Виши. На муниципальных выборах партия проваливается, и в 1953 году де Голль ее распускает. Возвращение во власть Четвертая республика оказывается в затяжном кризисе к 1958 году. Его усугубляет затянувшаяся война во французской колонии в Алжире.

В мае Шарль де Голль обращается к народу с воззванием, сообщая, что готов принять на себя руководство страной. В другой ситуации это могло бы выглядеть как призыв к государственному перевороту. Однако теперь Франция оказывается перед лицом реальной угрозы. В Алжире ситуация критическая: военные требуют создания "правительства общественного доверия". Правительство Пфлимлена уходит в отставку, президент Коти требует от национального собрания избрать де Голля премьером.

Создание Пятой республики Вернувшись во власть, политик Шарль де Голль проводит конституционные преобразования. Свои идеи он высказывал уже в послевоенные годы. Де Голль выступает за разделение исполнительной и законодательной власти, при этом основными полномочиями должен обладать президент. Полномочия парламента существенно ограничиваются. Главу государства теперь определяет коллегия из 80 тысяч народных выборщиков, а с 1962 года вводится всенародное голосование за президента.

В биографии политика Шарля де Голля знаковым становится 8 января 1959 года, когда проходит церемония инаугурации. Внешняя политика Первоочередной задачей, по мнению де Голля, была деколонизация Франции. После этого он рассчитывал приступить к социальным и экономическим преобразованиям. При попытке решить проблему Алжира президент встретил сопротивление в собственном правительстве. Сам политик склонялся к варианту с ассоциацией, когда в африканской стране правительство избиралось бы по национальному составу, опираясь на внешнеполитический и экономический союз с Францией.

Пользуясь колоссальным доверием общества, де Голль завершил войну в Алжире и объявил об отказе Парижа от колониальных владений. С этой целью он пошёл на сближение с Москвой, хотя во что-то по-настоящему серьёзное этот курс не вылился Несмотря на стабилизацию внутренней ситуации, де Голль допустил ряд существенных промахов в экономической политике и перестарался с закручиванием гаек в СМИ. С середины 1960-х годов рейтинг генерала снижался параллельно с падением уровня жизни населения. Кроме того, новому поколению французов де Голль казался слишком авторитарным и несовременным, что, конечно, было близко к реальному положению дел.

В 1968 году Францию охватили масштабные волнения студентов и профсоюзов, однако де Голль отказался сдавать власть и объявил о роспуске парламента. На досрочных выборах его партия одержала уверенную победу. Затем де Голль предложил реорганизовать верхнюю палату парламента в орган, представляющий интересы предпринимателей и профсоюзов. Этот вопрос генерал вынес на референдум, пообещав в случае провала покинуть пост президента.

В конце апреля 1969 года, осознавая отсутствие поддержки своей реформы, де Голль ушёл в отставку. На тот момент ему исполнилось уже 78 лет. Устранившись от дел, генерал отправился на отдых в коммуну Коломбэ-ле-дез-Эглиз северо-восток республики , где он любил проводить время. После смерти генерала негатив к его фигуре очень быстро прошёл.

Французы ценят его патриотизм, вклад в деоккупацию и послевоенную стабилизацию. Де Голль превратился в символ силы Франции. В глазах российского обывателя он ассоциируется с пресловутой «жёсткой рукой», приостановлением военного участия в НАТО в 1966 году и дружественным отношением к Москве. В современной политической культуре Франции длинные корни пустило такое явление как голлизм.

Главным образом оно подразумевает достаточно жёсткую для западной демократии форму правления, где многие вопросы решаются единоличными директивными методами Во внешней политике данная идейная концепция характеризуется борьбой с влиянием Вашингтона.

Резкий протест де Голля вынудил Черчилля предоставить ему право выступить перед французами по радио отдельно а не присоединиться к эйзенхауэровскому тексту. В обращении генерал заявил о легитимности правительства, сформированного «Сражающейся Францией», и решительно выступил против планов подчинить его американскому командованию. Де Голль после недолгого пребывания на освобождённой французской земле опять направился в Вашингтон на переговоры с президентом Рузвельтом, цель которых всё та же - вернуть самостоятельность и величие Франции ключевое выражение в политическом лексиконе генерала. После того как повстанцы Сопротивления во главе с полковником Роль-Танги открывают танковым войскам военного губернатора Чада Филиппа де Отклока в историю вошедшего под именем Леклерк , путь на Париж, де Голль прибывает в освобождённую столицу. Происходит грандиозное представление - торжественное шествие де Голля по улицам Парижа, при огромном скоплении народа, которому посвящено немало места в «Военных мемуарах» генерала. Шествие проходит мимо исторических мест столицы, освящённых героической историей Франции; де Голль впоследствии говорил об этих моментах: «С каждым шагом, который я делаю, ступая по самым прославленным местам мира, мне кажется, что слава прошлого как бы присоединяется к славе сегодняшнего дня». Свою недолгую, полуторагодовую деятельность на этом посту он впоследствии характеризует как «спасение».

Незадолго до ялтинской встречи де Голль отправляется в Москву с целью заключения союза с СССР перед лицом англо-американской опасности. В последний день этого визита в Кремле Сталин и де Голль подписали договор о «союзе и военной помощи». Значение этого акта было, прежде всего, в возвращении Франции статуса великой державы и признании её в числе государств-победителей. Французский генерал де Латр де Тассиньи вместе с полководцами союзных держав принимает в Карлсхорсте в ночь с 8 на 9 мая 1945 года капитуляцию германских вооружённых сил. Для Франции отведены оккупационные зоны в Германии и Австрии. После войны сохранялся низкий уровень жизни, росла безработица. Не удалось даже должным образом определить политическое устройство страны. Выборы в Учредительное собрание не дали преимущества ни одной партии относительное большинство получили коммунисты, Морис Торез стал вице-премьером , проект Конституции неоднократно отклонялся.

После одного из очередных конфликтов по поводу расширения военного бюджета де Голль 20 января 1946 года покидает пост главы правительства и удаляется в Коломбэ-ле-Дез-Эглиз фр. Сам он сравнивает своё положение с изгнанием Наполеона. Но, в отличие от кумира своей юности, у де Голля есть возможность наблюдать за французской политикой со стороны - не без надежды вернуться в неё. Дальнейшая политическая карьера генерала связана с «Объединением французского народа» по французской аббревиатуре RPF , при помощи которого де Голль планировал прийти к власти парламентским путём. RPF устроило шумную агитационную кампанию. Лозунги всё те же: национализм борьба с влиянием США , соблюдение традиций Сопротивления эмблемой RPF становится Лотарингский крест, блиставший некогда посреди «Ордена Освобождения» , борьба со значительной коммунистической фракцией в Национальном собрании. Успех, казалось бы, сопутствовал де Голлю. Осенью 1947 года RPF одерживало победу на муниципальных выборах.

В 1951 году 118 мест в Национальном собрании уже в распоряжении голлистов. Но до триумфа, о котором мечтал де Голль, далеко. Абсолютного большинства эти выборы RPF не дали, коммунисты ещё более укрепили свои позиции, а главное - дурные плоды принесла избирательная стратегия де Голля. Действительно, генерал объявил войну строю Четвёртой республики, постоянно отмечая своё право на власть в стране в силу того, что он и только он привёл её к освобождению, уделял значительную часть выступлений резкой критике коммунистов и т. К де Голлю примкнуло большое число карьеристов, людей, зарекомендовавших себя не лучшим образом во время режима Виши. В стенах Национального собрания они включились в парламентскую «мышиную возню», отдав свои голоса крайне правым. Наконец, наступил полный крах RPF - на таких же муниципальных выборах, как и на тех, с которых началась история его восхождения. Наступил наименее открытый период жизни де Голля - так называемый «переход через пустыню».

Пять лет он провёл в уединении в Коломбэ, работая над знаменитыми «Военными мемуарами» в трёх томах «Призыв», «Единство» и «Спасение». Генерал не просто излагал ставшие историей события, но и стремился найти в них ответ на вопрос: что же привело его, никому не ведомого бригадного генерала, на роль национального лидера? Только глубокое убеждение в том, что «наша страна перед лицом других стран должна стремиться к великим целям и ни перед чем не склоняться, ибо в противном случае она может оказаться в смертельной опасности». Затяжная война в Алжире, безуспешные попытки сформировать Совет министров, наконец - экономический кризис. По позднейшей оценке де Голля, «многие руководители режима сознавали, что проблема требует кардинального решения. Но принять жёсткие решения, которых требовала эта проблема, снести все препятствия на пути их осуществления… было выше сил неустойчивых правительств… Режим ограничивался тем, что с помощью солдат, вооружения и денег поддерживал борьбу, свирепствовавшую по всей территории Алжира и вдоль границ. Материально это стоило очень дорого, ибо приходилось держать там вооружённые силы общей численностью 500 тысяч человек; это обходилось дорого и с точки зрения внешнеполитической, ибо весь мир осуждал безысходную драму. Что же касалось, наконец, авторитета государства, это было буквально разрушительно».

Активизируются т. Некогда в тяжёлый час страна доверилась мне с тем, чтобы я повёл её к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия Республики". Если бы заявление это прозвучало год назад, в разгар экономического кризиса, оно было бы воспринято как призыв к государственному перевороту. Теперь, перед лицом нешуточной опасности переворота, на де Голля возлагают надежды и центристы Пфлимлена, и умеренные социалисты Ги Молле, и - прежде всего - алжирские мятежники, которых он прямо не осудил. Чаша весов склоняется на сторону де Голля, после того как путчисты в считанные часы захватывают остров Корсику. Циркулируют слухи о высадке в Париже парашютно-десантного полка. В это время генерал уверенно обращается к мятежникам с требованием подчиняться своему командованию.

Президент Рене Коти, обратившись к Национальному собранию, требует избрания премьером де Голля и передачи ему чрезвычайных полномочий для формирования правительства и пересмотра Конституции. Решительными противниками прихода к власти де Голля выступили: радикалы под руководством Мендес-Франса, левые социалисты в том числе будущий президент Франсуа Миттеран и коммунисты во главе с Торезом и Дюкло. Они настаивали на безусловном соблюдении демократических устоев государства, которые де Голль хотел пересмотреть в самом скором времени. Уже в августе на стол премьер-министра кладется проект новой Конституции, по которой Франция живёт до настоящего времени. Полномочия парламента значительно ограничивались. Сохранялась принципиальная ответственность правительства перед Национальным собранием оно может объявить правительству вотум недоверия, однако президент, назначая премьера, не должен вносить его кандидатуру для утверждения в парламент. Президент, согласно статье 16, в случае, когда «независимость Республики, целостность её территории или выполнение её международных обязательств находится под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование государственных институтов прекращено» что подводить под это понятие - не оговорено , может временно взять в свои руки совершенно неограниченную власть. Принципиально менялся и принцип избрания президента.

Отныне глава государства избирался не на заседании Парламента, но коллегией выборщиков, состоявшей из 80 тыс. Это был прямой вотум доверия генералу. Если до этого все его претензии, начиная с 1940 года, на пост «главы свободных французов» диктовались неким субъективным «призванием», то итоги референдума красноречиво подтверждали: да, народ признал де Голля своим лидером, именно в нём видит выход из сложившейся ситуации. Пост премьер-министра Франции в период президентства де Голля занимали такие деятели голлистского движения, как «рыцарь голлизма» Мишель Дебре 1959-1962 , «дофин» Жорж Помпиду 1962-1968 и его бессменный министр иностранных дел 1958-1968 Морис Кув де Мюрвиль 1968-1969. На первое место де Голль ставит проблему деколонизации. Действительно, на волне алжирского кризиса он пришёл к власти; теперь он должен подтвердить свою роль национального лидера, найдя выход из него. В попытках осуществить эту задачу президент наталкивался на отчаянное противостояние не только алжирских командующих, но и правого лобби в правительстве. Только 16 сентября 1959 года глава государства предлагает три варианта решения алжирского вопроса: разрыв с Францией, «интеграция» с Францией полностью приравнять Алжир к метрополии и распространить на население его те же права и обязанности и «ассоциация» алжирское по национальному составу правительство, опиравшееся на помощь Франции и имеющее тесный экономико-внешнеполитический союз с метрополией.

Генерал явно отдавал предпочтение последнему варианту, в чём и встретил поддержку Национального собрания.

Мечтам его суждено было сбыться - причиной тому стала алжирская война. Алжир занимал совершенно особое место в системе французской колониальной империи. Коренное население Алжира - арабы и берберы - давно уже боролось за свою независимость. Во второй половине 50-х годов это движение достигло такого размаха, что на его подавление пришлось отправить значительный военный контингент. Военные, переброшенные в Алжир, были сторонниками де Голля. Генерал де Голль, хорошо осведомленный о происходившем, начал переговоры с военными в Алжире. В итоге в мае 1958 года там вспыхнул мятеж во главе с генералом Жаком Массю, и военные потребовали возвращения де Голля к власти.

Правительство Франции, вступив в тайные переговоры с де Голлем, фактически сдало ему власть. Президент и Кабинет министров ушли в отставку; де Голля попросили вернуться в политику, на что он, естественно, согласился. Началась следующая эра правления де Голля. Генерал выступал за принятие новой конституции, которая увеличивала бы права президента страны и уменьшила права парламента. На референдуме по проекту новой конституции за нее проголосовали 79 процентов избирателей, и 4 октября 1958 года новая конституция была официально утверждена. В декабре 1958 года 68-летнего де Голля избрали президентом Франции. На пост премьер-министра он назначил своего давнего соратника Мишеля Дебре, а в Национальном собрании теперь заседали 188 депутатов-голлистов, объединившихся в партию «Союз за новую республику» ЮНР. Вместе с представителями правой партии «независимых» они составили в парламенте президентское и правительственное большинство.

Во Франции установился режим личной власти. Первоочередной задачей де Голля стало урегулирование «алжирской проблемы». Он вернулся к власти с твердым намерением вернуть Алжиру независимость. И 16 сентября 1959 года он впервые заявил о праве Алжира на самоопределение. В 1961 году в Алжире вспыхнул мятеж группы военных, которые требовали сохранить колониальный режим. Но мятеж быстро подавили. Сторонники «французского Алжира» провели ряд террористических акций в стране и предприняли даже несколько покушений на жизнь президента де Голля. Окончательно Алжир получил независимость в 1962 году.

Де Голль в 1961 году В 1965 году де Голль был переизбран президентом республики на новый 7-летний срок. Тем не менее, ушел он с политической арены намного раньше. В начале 1969 года кабинет де Голля задумал провести ряд социально-экономических реформ, к которым его подтолкнули выступления студентов весной 1968 года и всеобщая забастовка. И хотя к лету того же года положение в стране нормализовалось, эти события явно свидетельствовали о серьезном кризисе, постигшем французское общество.

Шарль де Голль биография и интересные факты из жиз

Шарль де Голль неоднократно приезжал в Сталинград. В 1944 году он побывал в развалинах Центрального универмага, посмотрел на место, где пленили Паулюса, побывал на руинах Сталинградского тракторного завода. Шарль де Голль объявил баксу войну. Шарль Андре Жозеф Мари де Голль родился 22 ноября 1890 года в городе Лилль, Франция. Шарль де Голль — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.

Биография Шарля де Голля

Шарль де Голль – самый популярный президент Пятой республики? – Telegraph одно из самых известных имен в политической истории Франции, которое помнят массы даже сегодня.
Де Голль, Шарль - Персона ТАСС Затем Шарль де Голль получил классическое военное образование в специальной военной школе Сен-Сир, стал младшим лейтенантом, затем сделал успешную карьеру в армии.
Как и почему убрали Шарля де Голля — Студопедия Шарль Андре Жозеф Мари де Голль (1890-1970) – французский военный и государственный деятель, генерал.
Шарль де Голль - биография французского генерала Именем Шарля де Голля названы флагман французского военного флота — атомный авианосец «Шарль де Голль», и главный аэропорт Франции Руасси — Шарль-де-Голль.

Де Голль, Шарль

Это понимал и Шарль де Голль — символ французского Сопротивления, основатель и первый президент (1959-1969) Пятой республики. Это понимал и Шарль де Голль — символ французского Сопротивления, основатель и первый президент (1959-1969) Пятой республики. Де Голль был очень ярким политиком в жизни послевоенной Европы; он и сейчас воспринимается как один из самых решительных и сильных президентов Пятой республики. Именем Шарля де Голля названы флагман французского военного флота — атомный авианосец «Шарль де Голль», и главный аэропорт Франции Руасси — Шарль-де-Голль. В 1913-ом году младший лейтенант Шарль де Голль был отправлен служить в пехотный полк. Шарль де Голль сдержал слово и в апреле 1969 году ушел в отставку.

Внук Шарля де Голля захотел стать гражданином России

Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 года в патриотичной семье католиков. Де Голль был очень ярким политиком в жизни послевоенной Европы; он и сейчас воспринимается как один из самых решительных и сильных президентов Пятой республики. В церемонии принял участие внук генерала Пьер де Голль.

Внук Шарля де Голля захотел стать гражданином России

Став главой Временного правительства Франции, он с опорой на Сталина добьется от Вашингтона и Лондона сохранения своей страны в статусе великих держав. В мае 1945 года французы, к великому удивлению поверженных немцев, будут принимать капитуляцию вермахта вместе с другими державами-победительницами. Его жесткий и бескомпромиссный характер приведет к тому, что в уже в 1946 году он уйдет в отставку. До 1953 года он будет пытаться реализовывать свою программу через партийные структуры, а затем, убедившись, что система его не принимает, отойдет от дел. В 1950-е годы Францию раздирали кризисы. В 1954 году Франция потерпела жестокое поражение в Индокитае от национально-освободительных движений. Начались волнения в Алжире и других странах Северной Африки, где располагалась основная часть бывших или фактических французских колоний. Несмотря на экономический рост, население жестоко страдало от девальвации франка, от инфляции. По стране прокатывались волны забастовок. Правительства сменяли друг друга.

К 1957 году положение ухудшилось, усилились экстремистские тенденции в обществе. Фашиствующие военные в Алжире, ведущие боевые действия против повстанцев, грозили переворотом. Газеты стали писать о «необходимости ответственности». В условиях острейшего правительственного кризиса 16 мая президент Рене Коти обратился к де Голлю с предложением занять пост премьер-министра с одобрения парламента. Его полномочия для того времени были необычайно широки: он мог в случае чрезвычайной ситуации распустить парламент и назначить новые выборы, лично курировал вопросы обороны, внешней политики и важнейшие внутренние министерства. Начало "исключительности" Франции в НАТО положил Президент де Голль, когда в марте 1966 года вывел вооруженные силы своей страны из-под общего командования НАТО и закрепил за ней право выборочного участия в инстанциях альянса, принимающих решения, сохранив место полноправного члена в Североатлантическом совете. Пойдя на такой шаг, основатель V Республики исходил из нежелания автоматически втянуть свою страну в военные конфликты эпохи холодной войны по воле НАТО и вопреки национальным интересам Франции.

За четыре года боевых действий правительству так и не удалось справиться с ситуацией в Алжире, несмотря на то, что в колонию перебрасывались все новые и новые воинские части. Идти на переговоры с вооруженными сторонниками независимости страны мешал тот факт, что север Алжира был практически полностью европеизирован, местные потомки колонистов, как и многие алжирцы, выступали резко против разрыва с метрополией и обретения независимости. На фоне кризиса французы все чаще обращали взоры к де Голлю. Один раз он уже спас нацию в годы суровых испытаний — быть может, справится снова? Генерал, в свою очередь, учел прошлые ошибки и уже не полагался на былые заслуги в качестве предвыборной программы. Он покинул тихий уголок в Коломбе-ле-Дез-Эглиз и регулярно проводил встречи с представителями крупнейших политических сил. Он вновь и вновь указывал на недостатки действующей конституции, говоря о том, что именно она создает постоянную политическую текучку и обеспечивает неустойчивость правительства, из-за чего ни одна партия не может вести системную работу по выходу Франции из кризиса. Он выступал и перед Национальным собранием, где подробно излагал свой план конституционной реформы. Еще тремя годами ранее многие французы могли расценить такое обращение как призыв к перевороту, однако в тот момент оно, напротив, объединило общество и политические силы. Обстановка во Франции была накалена до предела, левые были недовольны затянувшейся войной в Алжире и экономическим кризисом, правые — перспективой поражения в этой войне. Но и те и другие увидели в де Голле лидера, который понимает, как прийти к победе с минимальными потерями. Уже 12 лет Франция старается разрешить проблемы, непосильные для режима партий, и идет к катастрофе. Однажды в тяжелый час страна доверилась мне, чтобы я повел ее к спасению. Сегодня, когда стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия республики Шарль де Голль Уже на следующий день с одобрения президента парламент официально обратился к де Голлю с предложением занять пост премьер-министра. Более того, президент Рене Конти потребовал дать генералу чрезвычайные полномочия для пересмотра конституции. На посту премьера его утвердили 1 июня 1958 года. Против проголосовали только радикальные социалисты и коммунисты. Конституционный референдум 28 сентября 1958 года завершил короткую историю Четвертой республики, и французский народ поддержал новый основной закон страны более чем 79 процентами голосов. В стране установилась президентская система правления. Глава государства избирался коллегией выборщиков, которая состояла из депутатов всех уровней. Первые выборы по новой конституции прошли в том же году. Де Голль выдвинул свою кандидатуру на пост президента Франции и 21 декабря 1958 года был утвержден в должности, набрав на выборах 78,5 процента голосов. Генерал почти не вел избирательную кампанию. В одном из выступлений он иронично обратился к публике: «Ну что мне сказать? Меня зовут Шарль де Голль, мне 68 лет» Лидер нации В первую очередь де Голль принялся за решение экономических проблем. Оздоровление экономики он начал с мер психологического характера: нужно было вернуть доверие населения к национальной валюте. Правительство провело деноминацию, в рамках которой 100 старых франков менялись на один новый. Параллельно запустились программы государственных инвестиций в энергетику, транспорт и тяжелую промышленность, на средства правительства провели масштабную реконструкцию гавани Марселя , сделавшую порт крупнейшим в Средиземном море. В 1960 году французская экономика показала рекордный рост, самый быстрый за все послевоенные годы. Экономическую политику де Голля назвали «дирижизмом». В стране сохранялась свободная рыночная экономика, однако государство составляло примерные пятилетние планы по инвестициям и развитию отдельных областей народного хозяйства Еще одной насущной проблемой оставались колонии. Во время предвыборной кампании де Голль провел большое турне по африканским территориям Франции и убеждал местные элиты, что одностороннее провозглашение независимости приведет к разрыву всех связей с Францией. Вместо этого он предлагал совместную работу над новым форматом взаимодействия с метрополией, который позволил бы африканским странам получить суверенитет, Парижу — сохранить влияние в Африке, а французской экономике — доступ к дешевым ресурсам. В итоге на одностороннее провозглашение независимости решилась только Гвинея , остальные африканские колонии в 1960 году получили независимость, оставшись в тесном политическом и экономическом союзе с Францией. Но главной проблемой был Алжир, где до сих пор шла война. Алжирская кампания стала непосильным бременем для Франции, однако ультраправые пресекали любые дискуссии о независимости этой территории, выходя на улицы и упрекая власти в предательстве жертв французских солдат. Позиции министров разделились. Некоторые в резкой форме заявили, что уход Франции из Алжира невозможен. Большинство поддержало это мнение, пусть и в более мягкой формулировке. Три министра заявили о необходимости предоставить Алжиру независимость. Выслушав всех, де Голль сказал: «Господа, я вас благодарю. При нынешнем положении дел надо двигаться вперед или умирать. Я выбрал движение вперед». Но завершить войну оказалось непросто. Первые переговоры с повстанцами в июне 1960 года провалились: французские власти были готовы обсуждать политические вопросы и готовиться к референдуму только при условии полного прекращения огня. Такая схема не устроила алжирцев — бои стали еще интенсивнее. В ноябре де Голль создал в правительстве пост министра по делам Алжира. Его занял Луи Жокс, верный соратник генерала со времен Сопротивления и опытный дипломат, он отчитывался исключительно перед президентом. Сразу же после этого президент объявил, что определился с датой референдума по алжирскому вопросу, и назначил его на 8 января 1961 года. Вскоре после этого лидеры движения за независимость Алжира согласились на встречу с представителями французского правительства — пока тайную, — и в конце марта стороны объявили, что готовятся к франко-алжирским переговорам в швейцарском Эвиане. Однако французские ультраправые, которые так и не смирились с независимостью Алжира, попытались сорвать процесс урегулирования. Мятежные генералы при помощи парашютистов Иностранного легиона взяли под контроль ключевые города Алжира и объявили, что препятствуют национальному предательству подобно тому, как «в 1940-м это сделал один генерал», — намекая на то, что повторяют подвиг де Голля, не смирившегося с оккупацией Франции. Армия за мятежниками не пошла, путч провалился, его лидеры были арестованы. Переговоры возобновились, правда, соглашение удалось подписать лишь 18 марта 1962 года. Ультраправые организовали на жизнь де Голля множество покушений, обвиняя генерала в предательстве французского населения Алжира. Самое известное покушение произошло в 1962 году.

Почему о его личной жизни так мало известно Шарль де Голль родился 22 ноября 1890 года и умер 9 ноября 1970 года. Выдающийся лидер и известная публичная личность. Он работал против нацистской Германии во время Второй мировой войны и возглавлял временное правительство Французской Республики с 1944 по 1946 год. Шарль де Голль и войска Свободной Франции. Он написал «Военные мемуары», которые представляют собой личное повествование и биографию, опубликованные в 1964 году. Цитаты из этих мемуаров до сих пор можно услышать из уст знаменитых политиков. Его высказывание «Ничто так не укрепляет авторитет, как тишина, великолепие сильных и убежище слабых», являлось и принципом его жизни. Де Голль старался свою личную жизнь и семью держать в тайне, скрывая близких людей сначала от войны и правительства Виши Петена, который был связан с нацистской организацией, а в мирное время и от прессы. Как Ивонна Вандра стала первой и единственной женой де Голля Шарль встретил Ивонну Вандру на балу, когда он был молодым офицером, сразу после Первой мировой войны. Она была дочерью преуспевающего фабриканта из Кале. Четыре месяца спустя, 6 апреля 1921 года, они поженились в церкви Нотр-Дам-де-Кале. Эту нерушимую связь они смогли пронести через всю свою жизнь, оставаясь верными друг другу после всех трагедий в их семье. Ивонна Вандра стала первой и единственной женой де Голля. Ивонна и Шарль де Голль.

Ее фактическое сохранение с соответствующими системами протекционизма, таможенных налогов, монополизации отдельных сфер производства и услуг сделало экономический рост Франции 50-х достаточно эфемерным явлением, обретавшим плоть разве что в общеевропейских процессах послевоенного восстановления. Как заметил де Голль, первым делом в 1958 году он столкнулся с «пустой казной», с которой надо было что-то делать. Модернизации по де Голлю предстояло решить существенный комплекс задач: - стабилизировать и интенсифицировать экономическое развитие и снять его внутренние пределы, заданные сохранением архаической мелкобуржуазной и сельскохозяйственной экономики, не позволявшей поднять уровень внутреннего инвестирования; - привлечь иностранные капиталы и осуществить реальную индустриализацию; - демонтировать остатки колониальной системы, фактически сохранявшей во Франции элементы «имперского» фискального и товарного уклада и отделявшей страну от общеевропейского окружения; - создать новый общественный консенсус, структурированный обновленным республиканским идеалом, развитием общества потребления и индивидуального успеха. Политическая рамка голлистской модернизации: создание политических инструментов модернизационной политики Возвращение де Голля в политику в 1958 году, принятие в том же году конституции Пятой республики и референдум 1962 года, одобривший процедуру выборов президента всеобщим голосованием, обеспечили радикальное изменение политической системы Франции. Разделение властей, отстаиваемое де Голлем, предполагало резкое увеличение роли президента в политическом раскладе сил, в том числе и устранение традиционной «диархии» президента и премьер-министра. После 1962 года президент республики становится непосредственным олицетворением государства, власть которого проистекает из стихии народного волеизъявления. Парламент был ограничен в возможностях контролировать исполнительную власть, чему способствовало преобразование партийной системы. Сложившаяся к 1958 году голлистская партия «Союз за новую республику» Union pour la nouvelle R? Ее цель — объединить французов вокруг нового главы государства и, соответственно, получить наибольшее число мест в парламенте, сделав последний инструментом политической воли генерала де Голля. Личная преданность де Голлю и превращение «Союза» в избирательно-кадровый механизм не предотвращают, однако, идеологических расхождений внутри партии. Тем не менее «Союз», включивший в себя некоторые другие политические партии, например «Демократический союз труда» UDT , сумел стать реальной партией власти, аккумулировавшей позитивный модернизационный образ, транслировавшийся на всю Францию. Все это на несколько лет обеспечило слаженную работу всех ветвей власти, то есть де-факто преобладание президентского курса, распространявшееся в первую очередь на кабинет министров, в который де Голль стал набирать все больше технических специалистов вместо политиков. Следствием создания «партии большинства» и выстраивания президентской власти стало полное крушение старой партийной системы, повлекшее значительные изменения всего политического поля в целом. Успех новой политики де Голля в отношении французской колонии Алжир фактически обрек на небытие старых правых. Консолидация «через образ врага», выполненная коммунистами, позволила им сохранить свои позиции в достаточно сложных условиях кризис в Венгрии и развенчание культа личности Сталина в СССР. Однако так называемые радикальные партии на деле левоцентристские , а также некоммунистические левые и социалисты вошли в период длительных пертурбаций, пытаясь, с незначительными успехами, создать межпартийные коалиции. Партия власти, ставшая публичным проводником идей исполнительной власти, благодаря привязке к фигуре де Голля и отказу от примата идеологии сама оказалась выключенной из партийной эволюции Франции и, что еще важнее, создала пространство для «несистемной» оппозиции, то есть стихийного включения в протестные движения групп населения, не связанных с традиционными партийными механизмами. Однако французская модернизация, ставшая ядром «Славного тридцатилетия», не могла осуществиться без жесткой либерально-государственной политики, взятой на вооружение де Голлем и его правительством. Вопрос элит и модернизация государственной службы В действительности даже самые серьезные политические реформы, осуществленные де Голлем, мало что решали бы без изменения и перераспределения в административно-управленческом поле, традиционно весьма сильном во Франции. Государственные управленческие элиты составляли во Франции Третьей и Четвертой республик верхушку социальных элит в целом, определяя главенствующее положение так называемых grands corps de l»Etat, высших органов управления и судебной системы к ним относятся Государственный совет, Счетная палата, Общая инспекция финансов, Общая инспекция социальных дел, Общая инспекция управления. С XIX века предпринимались попытки реформировать бюрократические структуры, в особенности grands corps, — противодействуя потенциальным тенденциям корпоративизации, противоречащим духу республиканизма и Французской революции. С 1872 года основным поставщиком высших управленческих кадров была Свободная школа политических наук Ecole libre des sciences politiques , элитарный характер которой, однако, постоянно вызывал нарекания. Проект Дебре предусматривал создание новой системы формирования корпуса чиновников, необходимой для восстанавливающейся республики и ее правительства. Таким образом, только с 1945 года французское государство стало обеспечивать унифицированное обучение чиновников. Открытие ENA было осуществлено в рамках работы Временной комиссии по административной реформе при временном правительстве Франции. Именно эта комиссия под руководством Мориса Тореза заложила основания административной реформы. Несмотря на то, что в 1946 году де Голль отправился в политическое изгнание, Национальная школа управления стала его важнейшим козырем в модернизации и в выстраивании отношений с национальными элитами. По отношению к последним де Голль занимал критическую позицию, называя большую часть старой элиты «предателями». Поэтому создание нового слоя высших функционеров, которым можно поручить задачи модернизации и которые воплощают в себе принцип публичного государственного служения, явилось первоочередной задачей для де Голля конца 50-х годов. Именно она и была решена за счет ENA и административной реформы, локомотивом которой стала Школа управления. Сам де Голль рассматривал ENA в качестве «рассадника будущих государственных служащих» и «основания нового государства», призванного рационализировать систему подбора кадров, которая ранее отличалась непрозрачностью и плодила коррупционеров. По де Голлю, национального могущества способно добиться только государство, имеющее в своей основе независимую и сильную экономику, а для этого требуется, чтобы государство перестало быть «случайным соединением частных интересов». Он также дал понять, каким видит будущее своих молодых слушателей: «Те, кому суждено служить государству, должны стать новой элитой, элитой во всех своих качествах, интеллектуальной элитой и моральной». Административная реформа, таким образом, прежде всего служила цели унификации государственного управления в контексте экономической, политической и социальной модернизации, но одновременно она позволяла обезопасить модернизационную программу от противодействия старых элит и бюрократических корпусов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий