Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар. Статья Сколько Татар в Мире Численность предоставляет информацию о численности этнической группы татар, распределенной по всему. Численность татар в мире определяется около 8 млн. Количество татар в России по переписи 2002 г. составляет 5 млн 554,6 тыс. человек (3,83 % населения РФ). Но именно на чужбине татары держатся сплоченно, пытаясь сохранить свою национальную идентичность.
Татары — красочный мир традиций и гостеприимства!
Вопрос: Как распределяется численность татар в мире? Основное количество татар находится в России около 5,5 миллионов человек , однако значительное количество проживает и в других странах СНГ, а также в Турции, Китае, Туркменистане, Афганистане и даже в Южной Америке. Вопрос: Каков процент татарского населения в России? Вопрос: Какова численность татар на Украине и Беларуси? На Украине численность татар составляет около 250 тысяч человек, а в Беларуси около 20 тысяч человек. Вопрос: Является ли татарский язык угро-финнским языком? Нет, татарский язык как раз относится к тюркской языковой семье. Вопрос: Какова история формирования татарского народа? Татары — это тюркоязычный народ, который формировался на территории Средней Азии в период с 5-го по 10-е века. Впоследствии татары стали разноситься по всему миру. Татарская культура богата и разнообразна, она объединяет элементы мюсульманской и языческой культур.
Основные традиции татар — это гостеприимство, любовь к своей истории, верность своим традициям и религии, а также уважение к старшим и традиционной родословной системе.
Царь-победитель хотел расположить к себе местную знать и раздавал щедрые подарки как возмещение понесённых потерь. Некоторые делали вид, будто сильно пострадали от военных действий. Набережные челны - второй по величине город Татарии. Помимо казанских, татар-мишари, касимовских, сибирских, пермских, астраханских татар и тептяри, есть ещё кряшены, исповедующие православие, польско-литовские татары липки, белорусские татары , полностью утерявшие язык и нагайбаки — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества, исповедующих православие и по российскому законодательству официально считающихся коренным малочисленным народом. Разновидностей его - сотни, но обычно главный ингредиент - говядина или баранина. Чем удачнее сочетание мяса и овощей, размеры кусков, степень термообработки и так далее, тем блюдо изысканнее.
В Джалильской поселковой библиотеке прошел час семейных ценностей. В мероприятии приняли участие учащиеся Джалильской гимназии. Присутствующие вспомнили пословицы и поговорки о семье, приняли участие в различных конкурсах, узнали о порядке родственных связей. Участники мероприятия рассказали о том,какие традиции и обычаи существуют в их семьях.
Я не думаю, что там их численность значительна, никаких миллионов там, конечно, нет, гораздо меньше. Но это не отменяет того, что наши соотечественники там живут и представляют значительный интерес в том числе для историков, филологов, — рассказал Искандер Измайлов. Можно ли их отнести к татарам — у меня большой вопрос. У меня есть серьезные сомнения на счет того, хотят ли они как-то переселяться или как-то взаимодействовать. Напомним, что в марте 2021 года правительство Афганистана добавило в паспорт графу национальность — и около полумиллиона человек записали себя татарами. По словам Хабибуллина, на тот момент Афганистан находился на грани голодомора и под угрозой существования были миллионы афганцев.
Стало известно сколько в Татарстане живет татар
По данным Переписи 2010 года в России живут 5310649 татар. История этнонима Впервые этноним "татары" появился среди монгольских и тюркских племен в 6-9 веках, но закрепился как общий этноним лишь во второй половине 19-начале 20 века. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В 13-14 веках численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "татары". Так же называли население этого государства европейские народы , русские и некоторые среднеазиатские народы. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима.
Однако среди татар в 16 веке он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины 19 века бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и другие - у волго-уральских и нугай, карагаш, юрт, татарлы и другие - у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 года большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгары или волжские булгары. Язык Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет три основных диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский.
Литературная норма сформировалась на основе казанско-татарского диалекта при участии мишарского. Письменность на основе кириллической графики. Религия Большинство верующих татар - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба. Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с 10 века и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов. Затем, уже после вхождения татар в состав московского государства, их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным. Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность как "меселман", то есть мусульмане.
При этом у них сохранялись и отчасти сохраняются по сей день элементы древней доисламской календарной обрядности. Традиционные занятия В основе традиционного хозяйства волго-уральских татар в 19 - начале 20 века было пашенное земледелие. Выращивали озимую рожь, овес, ячмень, чечевицу, просо, полбу, лен, коноплю. Также занимались огородничеством, бахчеводством. Пастбищно-стойловое животноводство некоторыми чертами напоминало кочевое. Например, лошади в отдельных районах целый год паслись на подножном корму.
Охотой всерьез занимались только мишари. Высокого уровня развития достигали ремесленное и мануфактурное производство ювелирное дело, валяльно-войлочное, скорняжное, ткацкое и золотошвейное , работали кожевенные и суконнные заводы, была развита торговля. Национальный костюм Мужчин и женщин состоял из шаровар с широким шагом и рубашки, на которую надевалась безрукавка, часто расшитая. Женский костюм татар отличался обилием украшений из серебра, раковин каури, стекляруса. Верхней одеждой служил казакин, а зимой - стеганый бешмет или шуба. На голове мужчины носили тюбетейку, а поверх нее меховую шапку или шляпу из войлока.
Женщины носили расшитую бархатную шапочку и платок. Традиционная обувь татар - кожаные ичиги на мягкой подошве, поверх которых надевали галоши. Тишков, А. Журавский, О. Картография", 2008. Артемова, С.
Арутюнов, А. Кожановский, В. Макаревич зам. Попов, П. Пучков зам. В России, в мире?
Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане 327,9 тыс. Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом по разным подсчетам от 100 до 200 тыс. Источник: В мире - очень много. Сунитов - запад тоже считает татарским этносом Ответ от Просо [новичек] и чё ты тут националист что ли? Не надо себе льстить. Вы довольно таки умелые партнеры Росенов - не больше и не меньше.
В США после заселения испанцами через 300 лет все говорили на их языках, а через 300 лет никто не знает ни одного Татарского слова Ответ от Jq [новичек] Такое создается впечатление, что никто ничего не знает, сколько в РФ проживает русских, татар, мигрантов как легальных и нелегалов и др. Все на глазок и обман. США лучше знает о нас, нежели наши правилы Ответ от Желтков Алексей [активный] В России татары занимают второе место около 6 миллионов. В мире сложно сказать. В целом в мире проживает около 8 млн. В Москве татарская диаспора является наиболее многочиленной и считается наиболее влиятельной.
Различают крымских, астраханских, нижегородских и т.
Какие мужчины татары в отношениях, обусловлено их характером: они надежны, разумны, законопослушны, целеустремленны. Религия допускает многоженство, но оно встречается крайне редко. Обычно вторую жену, более молодую, приводят в дом для помощи в быту, когда состарилась первая. Жена татарка послушна и покорна мужу, предана в любви, с детства девушек настраивают на долговечный и единственный брак.
Женщины любознательны, чистоплотны, гостеприимны, внимательны к людям, любят готовить и воспитывать детей. Среди блюд, что едят татары, выделяются казылык вяленая конина , губадия слоеный пирог , талкыш калеве десерт , чак-чак. Основу кулинарных шедевров составляют тесто и толстый слой жира. Татарские женщины следят за модой, интересуются новинками и любят красивую одежду: несмотря на покорность мужу, верность обычаям и традициям, в черной парандже ее не встретить. Считается, что татарки страстные в постели, а мужчины искусные любовники.
Религия не запрещает браков с иноверцами, поэтому встречаются жена татарка, муж русский и наоборот. Такие семьи вполне счастливы, каждый из членов придерживается своих религиозных убеждений. От смеси русских и татар рождаются метисы. Дети смешанных кровей часто внешне симпатичные, соединяя в себе черты 2 национальностей. Интересным фактом выступает появление у некоторых грудничков признака принадлежности к монголоидной расе - специфического пятна монгольского.
Такая татарская отметина у ребенка представляет собой синеватый участок кожи на ягодицах, крестце, бедрах. Иногда его принимают за синяк, хотя это считается признаком восточной крови. С возрастом пятно исчезает. Татаров выделяет поклонение и уважение к старшим. Интересен брачный обряд.
После свадьбы парень и девушка не живут вместе еще год. Считается правильно, что в это время молодая остается с родителями, а муж по-татарски слово звучит «ир» приходит в качестве гостя. Отличия от других наций Сопоставив между собой внешности татар и сходных народов, выделяют идентичные и отличительные черты. Например, башкиры тоже относятся к тюркской семье, имеют сходный язык и придерживаются той же религии. Однако во внешности различия присутствуют.
Татарам преимущественно характерны европеоидные черты, башкирам - монголоидные. Башкирка Есть теория, что евреям присуще сходство с татарами. Это обусловлено похожим строением ДНК. Приверженцы гипотезы считают, что большинство ашкеназских евреев не относилось к Израилю и являются тюрками. Общее присутствует между татарами и турками.
Это их принадлежность к тюркским народам. Также тесную связь татары имеют с казахами. Раньше они причислялись к одному народу, связанному тюркской общностью. Однако по внешности национальности отличить несложно. Для визуального сравнения на картинке представлены антропологические типы различных народов.
Стереотипы О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами. Незваный гость хуже татарина! Татары были жестокими захватчиками, проявляли насилие, свирепость. Русские соответственно считали их противным народом и ненавидели всем сердцем. Поэтому незваный гость в пословице выступает неожиданным захватчиком, как татарва, как их пренебрежительно называли на Руси.
Татары хитрые и скупые. Народу характерны бережливость, они не любят транжирить средства. Татарин рачителен и зажиточен, создает себе комфортные условия жизни, с умом распоряжаясь финансами. Самолюбие и высокомерие. Иногда татары называют себя особенными, обосновывая тем, что великим людям присущи их корни.
Это выступает причиной, почему представителей нации не любят. Однако превознести свой народ и считать лучше других свойственно и иным национальностям. Любители чая. Без напитка не проходит ни одно мероприятие или встреча. Татары доброжелательны и любознательны.
Они рады принять в доме гостей. Хозяева поставят на стол изысканные татарские лакомства и поддержат приятную беседу Каждый народ имеет свои отличительные черты, которые позволяют почти без ошибок определить национальность человека. Стоит заметить, что азиатские народы весьма схожи между собой, поскольку все являются потомками монголоидной расы. Как можно определить татарина? Чем отличается внешность татар?
Уникальность Без сомнения, каждый человек уникален, независимо от национальной принадлежности. И всё-таки имеются некие общие черты, которые объединяют представителей расы или национальности. Татар принято относить к так называемой алтайской семье. Это тюркская группа. Предки татар были известны как земледельцы.
В отличие от других представителей монголоидной расы, татары не имеют ярко выраженных черт облика. Внешность татар и изменения, которые нынче проявляются у них, вызваны во многом ассимиляцией со славянскими народами. И правда, среди татар иногда обнаруживают светловолосых, порой даже рыжих представителей. Этого, например, нельзя сказать об узбеках, монголах или таджиках. Имеют ли особенности глаза татар?
У них не обязательно имеется узкий разрез глаз и смуглая кожа. Есть ли некие общие черты внешности татар? Описание татар: немного истории К числу наиболее древнейших и многолюдных этносов относятся татары. В Средние века упоминания о них будоражили всех вокруг: на востоке от берегов Тихого океана и до Атлантического побережья. Самые разные ученые включали упоминания об этом народе в свои труды.
Настроение этих записей было явно полярное: одни писали с упоением и восхищением, другие же ученые выказывали страх. Но объединяло всех одно — никто не оставался равнодушным.
Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие, а Ислам. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта. Как и у многих других народов, обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла. Даже названия времён года обозначались понятием связанным с той или иной работой.
Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность — это неизменная часть татарского национального характера. Около 14 тыс. Общая численность 6710 тыс. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, татары сибирские и татары астраханские. Самыми многочисленными являются татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских татар, касимовских татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен крещёных татар. Среди сибирских татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские этносословная группа татар. Среди астраханских - юртовские, кундровские татары и карагаши в прошлом выделялись ещё татары «трёх дворов» и татары «емешные».
Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов XV-XVI веков, являлись до начала XX века литовские татары. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный мишарский , средний казанско-татарский и восточный сибирско-татарский. Астраханские татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских татар перестал существовать ещё в XVI веке литовские татары перешли на белорусский язык, а к середине XIX века часть интеллигенции начала использовать польский и русский языки. Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с X века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской яналиф , с 1939 - 40 - русской. Верующие татары, за исключением небольшой группы кряшен в том числе нагайбаков , которые были обращены в XVI-XVIII веках в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерриториальных групп татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и другие; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и другие; у сибирских - себер татарлары себерэк , тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.
В XIII веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена в том числе тюркские , называвшиеся «татары». В XIII-XIV веках в результате сложных этнических процессов , происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним «татары». Европейские народы , русские и некоторые крупные азиатские народы называли «татарами» население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима «татары». После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств «татарами». Ко времени переписи 1926 большинство татар называли себя татарами.
Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье не позже начала X века одно из ранних государств Восточной Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236. В составе Волжско-Камской Болгарии из многих племенных и постплеменных формирований складывалась болгарская народность, в предмонгольское время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти административных делений иклим Золотой Орды с главным центром в городе Булгаре. В XIV-XV веках в этническую среду населения этого региона проникли кыпчакизированные, в том числе ногайские, группы. Казанско-татарская народность сложилась в Казанском ханстве 1438-1552 , являвшемся одним из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар сформировался в зависимом от Московской Руси с середины XV века Касимовском ханстве просуществовало в сильно изменённом виде до 80-х годов XVII века. Мишари до середины XVI века переживали процесс становления самостоятельного этноса.
Касимовские татары, имевшие некоторые этнические особенности, являлись фактически социальной верхушкой Касимовского ханства и в этническом отношении образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Астраханские татары являются потомками золотоордынских групп но, возможно, и некоторых более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения. Среди астраханских татар имеются и другие компоненты отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. В отдельных группах астраханских татар - в юртовских татарах и карагашах - различимы этнические группы средневекового ногайского и золотоордынско-тюркского этносов. Сибирские татары сложились в основном из этнических групп кыпчакского и ногайско-кыпчакского происхождения, включивших в свой состав и ассимилированных ими угров. Одним из выражений этого процесса является усвоение всеми группами «общетатарского» самосознания. Остальные имели другие этнонимы мишар, кряшен, в том числе часть из них - нагайбак, тептяр. Сохранение локальных наименований указывает на незавершённость консолидационных процессов среди татар, которые являются вполне сложившимся крупным этносом, хотя часть сибирских татар, нагайбаков и некоторые другие группы продолжают выделять себя из состава остальных татар.
Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у татар-оренбургских казаков и астраханских татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель.
В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских татар, имело промысловое значение, у барабинских татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских татар - речное рыболовство и охота. Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др. Традиционными, особенно для казанских татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т. Обладали высоким мастерством в обработке кожи «казанский сафьян», «болгарская юфть» , овчины, шерсти. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы.
Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме портные, шерстобиты, красильщики, плотники. Исконными для татар были торговля и торгово-посреднич. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были татарами. У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни аул в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Для татар Предкамья, части Приуралья характерны были селения малой и средней величины, расположенные в низинах, на склонах возвышенностей; в лесостепных и степных ареалах преобладали крупные, раскинутые вширь аулы на ровной местности. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. Сохранялась давняя традиция расположения жилищ в глубине двора, сплошная линия глухих уличных оград и т.
В ареалах с лесостепным и степным ландшафтом селения большей частью имели очаговую форму расселения в виде разреженной сети одиночных обособленных поселений. Они характеризовались многодворностью, линейной, квартальной, упорядоченной уличной застройкой, расположением жилищ на линии улицы и т. В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота басу капка. Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, овин-шиш, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки. Основной строительный материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом.
Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью изба - сени - изба. В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, «круглые» дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами айванами представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины. Кровля стропильной конструкции, двускатной, местами четырёхскатной форм. При бесстропильной конструкции в лесных районах применялась самцовая, а в степных - покрытие накатом из брёвен, жердей.
Территориальные различия наблюдались и в материале покрытия кровли: в лесной зоне - тёс, иногда применялась дранка, в лесостепной - солома, луб, степной - глина, камыш. Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи к входу и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка. Традиционные черты интерьера избы - свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар сэке , поставленных вдоль передней стены. Лишь у татар-кряшен «тур» помещался по диагонали от печи в переднем углу. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую - кухонную и мужскую - гостевую половины. Отопление осуществлялось печью с топкой «по-белому» и лишь в редких избах татар-мишарей сохранились печи без труб. Хлебопекарные печи возводились глинобитными и из кирпича, различались отсутствием или наличием котла, способом его укрепления - подвесным у отдельных групп татар-мишарей Окского басcейна , вмазанным и т.
Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы, навершия и т. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и безворсовыми коврами, дорожками и т. Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, причелины, а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом.
Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Накладная пропильная резьба больше использовалась в северных районах Окского бассейна. Здесь же получило развитие оформление навершия кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. Наиболее простой внешний облик имели избы татар смежных, отчасти и южных местностей лесостепной зоны: обмазанные стены покрывали побелкой и на чистой поверхности стен выделялись небольшие проёмы окон без наличников, но большей частью снабжённые ставнями. Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны так называемые «штаны с широким шагом». Женская рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо специальными нагрудным украшением изу особенно у казанских татар.
В оформлении мужских и женских рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка цветочно-растительный орнамент и художественное ткачество геометрический орнамент. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный или с короткими рукавами камзол. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дублёные шубы. Головной убор мужчин кроме кряшен - четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка тубэтэй или в виде усечённого конуса кэлэпуш. Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой чаще золотошвейной вышивкой.
Поверх тюбетейки а женщины - покрывала в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку бурек , а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие русских женщин. Многочисленны женские украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и прочее, при изготовлении которых ювелиры применяли скань плоскую и «татарскую» бугорчатую , зернение, чеканку, литьё, гравировку, чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сельской местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные женские ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, так называемые «казанские сапожки». Рабочей обувью служили лапти татарского образца татар чабата : с прямоплетёной головкой и низкими бортиками.
Их надевали с белыми суконными чулками. Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста чумар, токмач , каши, хлеб из кислого теста, лепёшки кабартма , блины коймак. Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк свадебное блюдо. Из конины любимое мясо многих групп готовили вяленую колбасу казылык. Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык особый вид кислого молока , сметана сэт эсте, каймак , сэзмэ, эремчек, корт разновидности творога и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой летний напиток.
Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ жареная сладкая мука , мёд, смешанный с маслом бал-май , - свадебное блюдо и др. Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала XX века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек. В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, то есть о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в том числе религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты.
Молодая оставалась здесь до уплаты калыма в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы. В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин иногда в разных помещениях. У других групп татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебные причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид.
Дошло до того, что систему образования начали встраивать в мечетях. Наблюдается нехватка учителей по татарскому языку, а самое ужасное, что такая ситуация прослеживается и внутри Татарстана. И все потому, чтопединституты республик подчинены федеральному центру. Не выстроена система воспитания и в младшем звене — детских садах и яслях. У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать?
Можно создавать национальные группы, но пока они единичны. В последние годы в республике благодаря волевому решению Минтимера Шаймиева появились полилингвальные школы «Адымнар», которые должны стать частью новой системы нацобразования, но их мало и они опять превращаются в элитные. То есть такие национальные школы можно построить, но они не станут массовыми без общего решения вопроса о нацобразовании. Повлияли на статистику и межэтнические браки. Само по себе создание крепкой ячейки общества двух представителей разных наций — замечательно.
Но печально, что в таких семьях теряются национальные традиции, дети забывают о корнях, а родным языком становится общегосударственный. В регионах этот процесс еще более интенсивный. Там проживают десятки тысяч татар, которые не имеют возможности изучать свой язык, им сложно найти пару своей национальности, найти себя в обществе. И все же главная проблема для татар не в том, сколько мишарей или астраханских татар записали в татары. Ведь даже без результатов переписи понятно, что у нации теряется сначала языковая, потом культурная идентичность.
Перепись учитывает то, как человек сам себя ощущает и с какой этнической группой идентифицирует. Человек может не знать языка, но если он ощущает себя татарином, он и переписчику назовется татарином. Что делать? Президент Национального конгресса татар Рустэм Ямалеевсчитает, что такой провал в результатах переписи — не повод опускать руки. Скорее наоборот — это только придаст ускорение деятельности общественников, которая направлена на сохранение татарской культуры, языка, традиций.
За плечами штаба татар ежедневная монотонная, но многогранная и плодотворная работа на протяжении 25 лет, и ее невозможно перечеркнуть сомнительной статистикой Росстата. Ямалеев уверен: нужно методично работать, создавая современную татарскую информационную среду, включающую в себя такие интеллектуальные сферы жизни, которые определяют будущее цивилизации и к которым тянется образованная молодежь, вплоть до исследований космоса, робототехники, медицины, психологии, технологических новаций. Необходимо шире использовать современные исследования в области информационных и социальных систем для развития интереса и к татарскому языку и к современным направлениям жизни. Конечно, и традиционные сферы социальной, культурной и экономической деятельности требуют внимания и активного участия. Все это в совокупности позволит и нации, и языку сохраняться и развиваться вместе с мировой цивилизацией.
И тогда ни ассимиляция, ни смешанные браки не нанесут урона татарскому миру.
Сколько всего татар в мире
Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар. По этим прогнозам, татар по сравнению с 2002 годом должно было стать на полмиллиона меньше. Количество татар в мире оценивается в несколько десятков миллионов.
Численность татаров в мире. Сколько в мире татар
Самой быстрорастущей категорией стали сетевые площадки периодических изданий, выходящих на татарском языке. Сейчас во всем мире семь миллионов татар. Из них только два миллиона живут в самом Татарстане, остальные – за пределами отчей республики: три миллиона татар в разных регионах России от Москвы до Приморья. По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», – отметил Данис Шакиров. Всего Республики Татарстан количество официально занятого населения составляет 2 326 121 человек (59.6%), пенсионеров 1 131 838 человек (29%), а официально оформленных и состоящий на учете безработных 226 368 человек (5.8%). По официальным данным Росстата, число татар в стране сократилось с 2010 года почти на 600 тыс. человек, а носителей татарского языка стало меньше и вовсе на 1 миллион.
Сколько всего татар в мире
Поэтому он отметил необходимость создания в институте истории группы по изучению этого вопроса с финансированием научных командировок. Для того чтобы планировать какие-то дальнейшие действия , необходимо примерно оценить их численность, идентичность и культуру. Я не думаю, что там их численность значительна, никаких миллионов там, конечно, нет, гораздо меньше. Но это не отменяет того, что наши соотечественники там живут и представляют значительный интерес в том числе для историков, филологов, — рассказал Искандер Измайлов. Можно ли их отнести к татарам — у меня большой вопрос. У меня есть серьезные сомнения на счет того, хотят ли они как-то переселяться или как-то взаимодействовать.
Всемирный конгресс татар прокомментировал результаты переписи населения России. Данные по национально-языковому составу страны были опубликованы 30 декабря. По этим данным в стране сократилось количество татар на 600 тысяч, составив 4,7 млн человек.
Численность башкир по годам. Численность Башкиров в мире. Численность башкир в мире. Численность татар в Казани. Название народов. Карта народов Татарстана. Этнографическая карта Республики Татарстан. Народы Республики Татарстан. Народы живущие в Татарстане. Татарский народ презентация. Проект татары. Культура татарского народа. Расселение татар. Карта расселения Татаров. Крымские татары презентация. Крымские татары национальный костюм. Крымские татары современные. Расселение татар по России карта. Карта расселения татар в мире. Территория расселения татар. Информация о народе Татаров. Татары в России. Информация о татарском народе. Народы населяющие Тюменскую область. Коренные народы Тюменской области. Национальный состав населения Тюменской области. Население Тюмени национальный состав. Численность татар в мире на 2022 год. Сколько татар в Германии. Сколько татар в Мордовии. Сколько татар живет в Уфе. Обычаи татар. Татары традиции и обычаи. Обычаи народа татары. Традиции и обычаи народов России. Татарстан население национальный состав. Какие народы проживают в Республике Татарстан. Многонациональный народ России. Национальный состав Казани 2020. Казань численность населения. Население Казани по национальностям. Татары карта расселения в РФ. Расселение татар в России карта 2020. Татары на карте России.
Проект татары. Культура татарского народа. Расселение татар. Карта расселения Татаров. Крымские татары презентация. Крымские татары национальный костюм. Крымские татары современные. Расселение татар по России карта. Карта расселения татар в мире. Территория расселения татар. Информация о народе Татаров. Татары в России. Информация о татарском народе. Народы населяющие Тюменскую область. Коренные народы Тюменской области. Национальный состав населения Тюменской области. Население Тюмени национальный состав. Численность татар в мире на 2022 год. Сколько татар в Германии. Сколько татар в Мордовии. Сколько татар живет в Уфе. Обычаи татар. Татары традиции и обычаи. Обычаи народа татары. Традиции и обычаи народов России. Татарстан население национальный состав. Какие народы проживают в Республике Татарстан. Многонациональный народ России. Национальный состав Казани 2020. Казань численность населения. Население Казани по национальностям. Татары карта расселения в РФ. Расселение татар в России карта 2020. Татары на карте России. Народы Самарского края таблица. Численность мордвы в Самаре. Таблица русские татары и чуваши. Сколько живут в Самарской области. Численность крымских татар в Крыму. Расселение крымских татар в Крыму на карте. Численность крымских татар по годам. Республика Татарстан субъект Российской. Татары территория проживания в России. Татары численность по регионам.
История этнонима и локальные самоназвания татар
- Сколько татар в мире
- Издание «Миллиард. Татар» назвало топ-10 татар 2023 года
- Татары: исторический контекст и распределение по регионам
- Стало известно, сколько человек в мире говорят на татарском языке
Смотрите также
- Татарстанцы выбирают город
- Устное творчество
- «Доверять цифрам переписи 2021 года невозможно»: стало ли в России меньше татар? - МК Казань
- Сколько всего в мире татар? Найдено ответов: 23
- «Доверять цифрам переписи 2021 года невозможно»: стало ли в России меньше татар? - МК Казань
- Другие новости
Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями
скорей всего слово татарин обозначало(служивый человек то есть на службе скорей всего военной) как и слово царь обозначало что то похожее на о царевичей пришло служить в московию к великому князю. Политика - 23 января 2023 - Новости Казани - скорей всего слово татарин обозначало(служивый человек то есть на службе скорей всего военной) как и слово царь обозначало что то похожее на о царевичей пришло служить в московию к великому князю.
Сколько православных татар в России? Почему эти цифры скрывают?!
ТАТАРЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. ТАТАРЫ, татарлар (самоназвание), народ в России (второй по численности после русских), основное население Республики Татарстан. Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Численность татар в мире 2020. Что касается иранских татар, то это, действительно, татары, которые в XVII—XVIII веке выехали от христианизации из Поволжья и поселились в районе современного Мешхеда, составив несколько горных аулов. Тюрко-Татарский Мир: Расселение татар.