Московские актеры покажут спектакль «Матросская тишина» в античном театре древнего Херсонеса на территории музея-заповедника.
В Москве открылась выставка о спектакле Театра Олега Табакова "Матросская тишина"
Спектакль по пьесе Александра Галича «Матросская тишина» Олег Табаков впервые поставил в 1990 году. «Матросская тишина» — постановка-легенда, как и автор пьесы — поэт, сценарист, драматург Александр Галич. В Музее современной истории России создали экспозицию, посвященную этой невероятной сценической работе, которая парализует своей глубиной и драматизмом. Первый из четырёх показов спектакля «Матросская тишина» в Херсонесе собрал полный зал желающих приобщиться к высокому искусству. Сцена на Сухаревской Матросская Тишина, официальные электронные билеты на спектакль на сайте Важное событие в культурной жизни столицы: на сцене "Табакерки" вновь можно будет увидеть спектакль "Матросская тишина".
«Спектакль про бесконечную жизнь»: в Театре Табакова состоялась премьера «Матросской Тишины»
Театр Табакова возрождает спектакль «Матросская Тишина» | В 2022 году впервые на открытой сцене музея-заповедника Херсонес-Таврический с ошеломляющим успехом состоялись гастроли театра Олега Табакова со спектаклем «Матросская тишина», которые послужили началу традиции проводить выездные показы. |
Спектакль «Матросская тишина» в Театре Олега Табакова | Московский театр Олега Табакова начнёт свой 37-й сезон на сцене Театра-фестиваля "Балтийский дом" в Петербурге, представив зрителям спектакль "Матросская тишина". |
МАТРОССКАЯ ТИШИНА | В 2022 году впервые на открытой сцене музея-заповедника Херсонес-Таврический с ошеломляющим успехом состоялись гастроли театра Олега Табакова со спектаклем «Матросская тишина», которые послужили началу традиции проводить выездные показы. |
Машков рассказал, когда спектакль «Матросская тишина» приедет в Луганск | Во время спектакля «Матросская тишина» нельзя не вспомнить своих отцов, убежден каждый артист. |
Гастроли театра Олега Табакова впервые проходят в Севастополе | Художественный руководитель "Табакерки" Владимир Машков возвращает на сцену легендарный спектакль "Матросская тишина". |
«Матросская Тишина» вновь трогает сердца зрителей в театре им. М. Горького
История создания самого спектакля проиллюстрирована уникальной рукописью пьесы с автографом Александра Галича, архивными кадрами «Матросской Тишины», макетом декораций и многим другим. Выставку можно посетить до 28 января 2024 года. Ранее мы писали, что в Москве отремонтируют корпус Музея современной истории России. В рамках работ площадь культурного учреждения увеличится.
В Давида Шварца актер Н. Филатов влюблены сразу три девушки.
Но все они разные. Хана актриса А. Гаман - собственница, желающая, чтобы Давид принадлежал только ей. Татьяна актриса - Я. Ходкевич позволяет себя любить. С началом Великой Отечественной войны она исчезает.
Совместный мультимедийный просветительский проект Музея современной истории России и Московского театра Олега Табакова «Моя большая Земля» обращается к истории известного спектакля «Матросская тишина» по пьесе Александра Галича. Он показывает в современном музейном формате, с использованием новейших технологических решений, историю нашей страны в 1920—1940-е годы, погружает посетителей в сложную и противоречивую эпоху через призму событий, разворачивающихся в спектакле. Уникальность выставки состоит в коллаборации различных видов искусства: театра, живописи, литературы, кино, музейного дела. В экспозиции представлены фотографии, документы, картины, афиши, плакаты, костюмы, посуда и мультимедийные материалы, которые отражают жизнь людей первой половины XX века. Выставка как будто переносит нас в прошлое, позволяя посетить еврейские местечки, ощутить дух времени НЭПа, периода массовых репрессий, эпоху индустриализации и коллективизации, Великой Отечественной войны.
Посетители увидят музыкальные инструменты, на которых мог бы играть главный герой пьесы Давид Шварц в консерватории, гимнастерку и кобуру, которые могли бы принадлежать Шварцу — офицеру Красной армии.
Именно в этот период и получила «лит» пьеса «Матросская тишина». И начались ее репетиции в «Студии молодых актеров», в концертном зале в гостинице «Советская» на Ленинградском проспекте. Почему именно в «Студии»? Как уже говорилось, этот театр в неофициальных кругах значился как либеральный, проеврейский. Штейн был дважды лауреатом Сталинской премии, автором пьесы «Пролог» 1935 , где одним из героев был Сталин. Но в годы хрущевской «оттепели» Штейн выбросил «вождя народов» из своего произведения, чтобы пьеса снова была поставлена в театрах страны.
А в 1956 году, на волне XX съезда, Штейн написал пьесу «Гостиница «Астория», где вновь внес свою лепту в антисталинскую строку. В либеральных кругах эта пьеса весьма ценилась в Москве ее поставил в Театре Маяковского Н. Компания будущих «современниковцев» собиралась на двухэтажной даче Штейнов в Переделкине. Вот как это описывает дочь писателя В. Кожевникова — Надежда кстати, у писателя была еще одна дочь, тоже родная, а также дочь от первого брака — Ирина Мазурук, которая тогда была женой Олега Ефремова : «Дом Штейнов и был средоточием слухов-шептаний, хотя крамола в них отсутствовала, а скорее ну просто выпускались пары. Хозяевам, как и гостям, было что терять. Но Штейны особенно тем притягивали, что никого ни за что не осуждали.
В этой кажущейся неразборчивости действовал механизм, безупречно отлаженный, проверенный и основанный на, скажем, гибкости, характерной для так называемых культурных слоев. Впрочем, понятно: иметь убеждения, открыто их выказывать требовало либо геройства, либо упрямства, когда все сомнения в зародыше убивались в самом себе. Режим всех принуждал к подчинению, но одни становились в известную позу с видом жертвы, а другие, мой отец например, так держались, будто им это нравится, они-де удовольствие получают, корежа свою личность, свой талант. Вот причина, как мне представляется, по которой Кожевников дистанцировался от Штейнов. Ведь иначе следовало бы разделить и униженность, подневольность, в той среде не только не утаиваемые, а декларируемые с вызовом, как единственно возможный протест… Штейны с удивительной грациозностью балансировали: сами не рисковали, но привечали гонимых и не гонимых тоже , умудряясь прослыть вольнодумцами, казалось бы, очевидному вопреки. Александр Петрович пьесы писал исключительно правоверного содержания, зять его, Игорь Кваша, снимался в роли вождя мирового пролетариата Карла Маркса, но на их репутации в либеральном кругу это не отражалось. Сливки творческой интеллигенции, такие, скажем, как поэтическая небожительница Ахмадулина или пламенный трибун Ефремов, не морщились, не брезговали бывать завсегдатаями на посиделках у Штейнов.
Такая эпоха: компромиссы являли основу существования. Их понимали, прощали. А вот цельность изображать, наверное, не следовало, как это пытался делать мой отец…» Отметим эти слова: «цельность изображать не следовало». Цельные люди из среды творческой интеллигенции вроде писателей В. Кожевникова или В. Кочетова либералами отторгались и третировались, поскольку либералы исповедовали иной принцип отношений с властью — с трибун или со сцены хвалить ее, а в своем узком кругу — презирать и ненавидеть. И всегда держать фигу в кармане.
И чем больше фиг удавалось протащить либералам в своих произведениях, тем выше был их рейтинг в собственном кругу. Итак, в «Студии молодых актеров» взялись ставить пьесу драматурга-еврея А. Галича «Матросская тишина». Вот как об этом вспоминает Игорь Кваша, игравший в спектакле роль сына — Давида: «У нас в руках была пьеса "В поисках радости" В. Но нам казалось, что это слишком привычная стилистика, что мы не сможем что-то свое с помощью этой пьесы сказать. Ефремов дал нам 10 дней, чтобы найти пьесу. Кто-то принес "Матросскую тишину", которая всем безумно понравилась.
Решили делать ее. Афиша фильма «Тугой узел» реж. Все искали, как это должно быть.
В Музее современной истории России создали экспозицию о спектакле «Матросская тишина»
Есть вещи, которые были для меня непостижимыми, когда мне было 23 года. Зрители сопереживают затравленному одаренному музыканту Давиду и презирают его бездушного отца, а спустя полчаса сочувствуют несчастному старику и осуждают его эгоистичного сына-скрипача , который стыдится и отвергает отца в кровавом 1937 году ради карьеры. А еще чуть позже оплакивают всех, кто оказался пред лицом фашистского режима. Театральные критики, нетерпеливые и любопытные, уже задаются вопросом, зачем нужна третья реинкарнация спектакля? Галич хотел обозначить начало оттепели.
Работа команды проекта получила премию АКМР «Лучшая команда по созданию событий федерального уровня».
С 20 ноября по 25 декабря 2023 года Национальная родительская ассоциация проводит Всероссийский конкурс, посвящённый 35-летию постановки спектакля. Конкурс является частью проекта "Моя большая земля". Номинации конкурса: - Тема отцов и детей, семейных ценностей в спектакле «Матросская тишина» - Тема малой родины и патриотизма в спектакле «Матросская тишина» - Тема любви в спектакле «Матросская тишина» - Связь истории страны и личной истории человека в спектакле «Матросская тишина» - Спектакль «Матросская тишина» - герои, актёры, авторы В Конкурсе могут принять участие обучающиеся средних и старших классов общеобразовательных учреждений 8-11 класс студенты средних специальных и высших учебных заведений из всех субъектов Российской Федерации.
Без антракта Театр Олега Табакова второй раз за свою историю обращается к «Матросской Тишине» Александра Галича — одному из шедевров советской драматургии. Когда-то эта пьеса могла открыть театр «Современник», но была запрещена. Более двадцати лет она по цензурным соображениям была недоступна ни режиссерам, ни актерам, ни зрителям.
Молчание «Матросской Тишины» прервал Олег Табаков, поставив в 1990 году в подвале на улице Чаплыгина спектакль, который сразу стал «хитом» театральной Москвы.
МАТРОССКАЯ ТИШИНА
Владимир Машков начал играть старика Абрама Шварца, когда ему было всего 23 года, и выходил в этой роли более десяти лет без замен. После реинкарнации, вот уже 5 лет, спектакль ставят на родной сцене в столице, а также вывозят действо на гастроли. Театральная история о родительской любви, о безграничной жертвенности, о том, как бывает эгоистична молодость жителей окружной столицы растрогала до слез. Ее одна культурная встреча для салехардцев позади.
Спустя 29 лет на сцену «Табакерки» возвращается постановка, которая когда-то прославила этот театр на всю страну и даже на весь мир: культовая «Матросская Тишина» по пьесе Александра Галича. В 1990 году пожилого еврея Абрама Шварца постановке сыграл молодой студент Владимир Машков. Теперь, будучи художественным руководителем Театра Олега Табакова, он вновь играет, возможно, лучшую свою роль. Это, конечно, не случайность, что премьера «Матросской тишины» в новой версии на сцене театра Табакова состоится в Международный день памяти жертв Холокоста — 27 января. В 1990 м году над этой пронзительной историей еврейской семьи, оказавшейся в пучине событий 1937 года и военных лет, под вечную музыку Брамса рыдали все зрители подвальной «Табакерки».
Сюжет повести Александра Галича «Генеральная репетиция» 1973 строится вокруг подготовки и генеральной репетиции спектакля по его пьесе «Матросская Тишина». Повесть включает в себя и полный текст самой пьесы, которая рассказывает о жизни обычной еврейской семьи в разные исторические периоды, начиная с конца 1920-х годов. В 1958 году постановкой «Матросской Тишины» должен был открыться театр «Современник», руководимый Олегом Ефремовым. Спектакль был доведен до генеральной репетиции, после чего запрещен.
Давид страшно стыдится заросшего бородой и седыми космами отца, не имеющего отношения к музыке. Когда с трудом сдерживающий слезы Абрам, извиняясь и пятясь, оставляя сыну деньги и продукты, исчезает, мало кому в зрительном зале эти самые слезы сдержать удается. В финале — тоже сильнейшая сцена, когда смертельно раненому Давиду снится сон, в котором к нему приходит отец и рассказывает о трагической гибели всего их местечка. Давид взволнованно вспоминает, что его ранило, когда освобождали Тульчин, и просит у отца прощения. В спектакле есть место не только слезам и скорби, но и доброй иронии и веселому смеху. Хорошие актерские работы Натальи Поповой Хана , Арины Автушенко Людмила , Ангелины Пахомовой Таня и других ребят — все они окончили Школу Табакова и активно заняты в репертуаре театра - позволяют надеяться на то, что будущее театра в надежных руках. Особенно яркой вышла у Арины Автушенко ее Людмила. Пытаясь понравиться Давиду, влюбленному в красавицу Таню, смешная девчонка сначала оглушает его комсомольским задором и наивными стихами, а затем, во время войны, оказавшись в том самом санитарном поезде, где умирает ее любимый Давид, серьезно и бережно ухаживает за ранеными, тщетно пытаясь скрыть свои чувства. После пресс-показа журналисты окружили Владимира Машкова: - Что изменилось в Вас, сегодняшнем, по сравнению с тем, каким Вы были тридцать лет назад, когда впервые получили роль Шварца? Когда я начинал репетировать с Олегом Павловичем, мне было 23 года, многие вещи тогда были для меня непостижимыми. Опыт приходит к нам всю жизнь, и я очень хочу, чтобы спектакль продолжал жить, и все наши актеры участвовали в этом процессе. Каждый показ, каждый выход на зрителя уникален, ведь на театральной сцене нет дублей, театр требует полной реализации здесь и сейчас, и когда актеры получают впечатление от существования друг друга на сцене, тогда и зрителям это передается.
«Спектакль про бесконечную жизнь»: в Театре Табакова состоялась премьера «Матросской Тишины»
МАТРОССКАЯ ТИШИНА | "Матросскую тишину" Александра Галича (The NewTimes, 10.10.2016). |
Владимир Машков возродит спектакль «Матросская тишина» | Новости культуры | Известия | 27.11.2018 | Во время спектакля «Матросская тишина» нельзя не вспомнить своих отцов, убежден каждый артист. |
Владимир Машков возродит спектакль «Матросская тишина» | Новости культуры | Известия | 27.11.2018 | «Матросская тишина» — постановка-легенда, как и автор пьесы — поэт, сценарист, драматург Александр Галич. В Музее современной истории России создали экспозицию, посвященную этой невероятной сценической работе, которая парализует своей глубиной и драматизмом. |
Худрук театра Табакова пригласил петербуржцев на спектакль «Матросская тишина» | Пьеса Александра Галича «Матросская Тишина» состоит из трёх актов, спектакль идёт всего полтора часа, в которых уместилась вся жизнь Давида Шварца, молодого человека из еврейского местечка. |
В Москве открылась выставка о спектакле Театра Олега Табакова "Матросская тишина"
Владимир Машков: Не нужно ждать, что всё переменится | Зрителям представили спектакль «Матросская тишина», который сам Олег Павлович Табаков называл «Чайкой», гимном своего театра. |
To-Ros.info | Молчание «Матросской Тишины» прервал Олег Табаков, поставив в 1990 году в подвале на улице Чаплыгина спектакль, который сразу стал «хитом» театральной Москвы. |
В Москве открылась выставка о спектакле Театра Олега Табакова "Матросская тишина"
Неудивительно, что именно «Матросской тишиной» Табаков решил открыть жизнь в новом здании своего театра. Сейчас спектакль «Матросская Тишина» проходит на Основной сцене Театра Олега Табакова, продолжая радовать горячо любящих ее зрителей. "Матросская тишина" это семейная драма, которая разворачивается на фоне непростых 30-х годов и войны. Легендарный спектакль Матросская тишина по пьесе Александра Галича, которая была более 20 лет под запретом, возвращается в Театр Олега Табакова.
В Севастополь приехал театр Табакова со спектаклем «Матросская тишина»
Владимир Машков, художественный руководитель Московского театра Олега Табакова, народный артист России: "Вся история нашего спектакля "Матросская тишина", написанная Галичем, она очень романтичная. К таковым относится спектакль Приморского академического театра драмы им. М. Горького «Матросская Тишина», который зрители увидели в театре накануне, 17 декабря. Спектакль «Матросская тишина» театра Олега Табакова приедет на гастроли в Луганск, когда у зрителей появится возможность безопасно побывать на представлении. Художественный руководитель "Табакерки" Владимир Машков возвращает на сцену легендарный спектакль "Матросская тишина". В «Матросской тишине» Машкова нет и следа фальши, сегодня спектакль искренен как никогда.
Владимир Машков: Пьеса "Матросская тишина" сделала из меня артиста
В 50-х она на долгие годы легла на полку. Произведение могло оказаться в числе первых премьер «Современника», но, вместе со своей цензурной историей, стала «героиней» повести Галича «Генеральная репетиция». Одной из причин запрета называли «еврейский вопрос»: разве можно говорить о тяготах жизни и войны на примере семьи евреев?!
И он стал местом крещения нашего театра, нашего коллектива в такой атмосфере. Этого не произойдёт! Да и меня отменить нельзя!
Меня можно ликвидировать, как и любого человека, но не отменить. Он также выразил сожаление по поводу деятелей культуры, уехавших за границу. Но сегодня, на мой взгляд, некоторые страны стали продолжателями идей Содома и Гоморры. Если вы хотите что-то такое у них брать, то, может, не следует? Я с тем миром не хочу ничего общего иметь.
Герой пьесы «Ревизор» Николая Гоголя говорит: «Ничего не вижу, вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, и больше ничего». Вот что мне напоминают люди, транслирующие из-за рубежа про различного рода отмены.
И после того, как овации на премьере утихли, он сказал всем нам за закрывшимся занавесом: "Ну ребята, это теперь наша история".
Зрители в конце спектакля, как это всегда бывает, устроили нам овацию, на глазах у многих были слезы… Совместный проект Музея современной истории России и Московского театра Олега Табакова "Моя большая Земля" - таково было второе название пьесы Галича - показывает в современном мультимедийном формате историю нашей страны от нэповских до военных времен, погружает в эпоху через призму событий, разворачивающихся в спектакле "Матросская тишина". В экспозиции представлены фотографии, документы, картины, афиши, плакаты, костюмы, посуда и мультимедийные материалы, которые отражают жизнь людей первой половины XX века. Выставка переносит нас в прошлое, позволяя ощутить дух еврейских местечек, НЭП, напоминает о времени массовых репрессий, индустриализации, коллективизации, Великой Отечественной войны.
На выставке «Моя большая земля» можно проследить не только историю спектакля, но и историю нашей страны 1920—1940-х — именно в эти годы разворачиваются история семьи Шварцев. В выставке использованы новейшие технологии, позволяющие посетителям в интерактивной форме познакомиться со спектаклем, прославившим еще неизвестный «подвальный» театр.