С праздником Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, которая называется «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение».
Сретение Господне: коротко о празднике
Сретение Господне – один из древнейших христианских праздников, отмечается с IV века. Двунадесятый праздник "Сретение Господне" празднуется 2 февраля (15 февраля по новому стилю). История светлого праздника Сретение Господне стали отмечать еще в IV веке. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече, описанной в Евангелии от Луки, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, когда Дева Мария и праведный Иосиф Обручник принесли младенца Христа в Иерусалимский храм, чтобы. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. Установление празднования Сретения Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году.
Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ - Древо | Один из главных православных праздников — Сретение Господне — верующие отмечают в среду, 15 февраля. |
Сретение Господне — 2024: история, традиции и тайные обряды | В воскресной школе специалист по социальной работе Кирина Татьяна Петровна на занятии познакомила воспитанников учреждения с историее православного праздника Сретение Господне. |
Детям о Сретении — блог издательства ✍ «Никея» | Сретение Господне относится к непереходящим праздникам — православные всегда отмечают его 15 февраля, на 40 день после Рождества Христова. |
Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике | Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. |
Сретение Господне: коротко о празднике
Сретение Господне в 2025 году: какого числа отмечают, дата и история праздника | Праздник Сретения Господня-один из древнейших праздников христианской церкви, отмечаемый с 4 века нашей эры в Иерусалиме. |
Сретение Господне: коротко о празднике - Православный журнал «Фома» | Поэтому давайте возьмем гениев себе в помощники и разберёмся, что же мы празднуем на Сретение Господне. |
Праздник Сретение Господне: история и смысл
- Сретение Господне - 15 февраля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2024
- Сретение Господне
- ЦДКиО | Сретение Господне: коротко о празднике
- Сретение Господне. История встречи человека со Спасителем
- Сретение Господне: история и смысл праздника, что означает и когда празднуется дата
- Содержание
Детям о Сретении
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать | Сретение Господне — один из двунадесятых, то есть главных праздников церковного года. |
Сретение Господне 2024: суть, история, традиции, приметы, что можно и нельзя делать | Поэтому праздник Сретения Господня — это ещё и встреча Ветхого и Нового Заветов. |
Праздник Сретения Господня | Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. |
15 февраля - Сретение Господне: история светлого праздника, значение и запреты
Сретение Господне история Когда Она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. Февральский праздник Сретение Господне является одним из древнейших и почитаемых у христиан. Но одному благочестивому мужу было откровение, что страдания прекратятся, если будет установлено торжество праздника Сретения Господня. Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа.
Сретение Господне: история праздника кратко, как отмечать
Двунадесятый праздник "Сретение Господне" празднуется 2 февраля (15 февраля по новому стилю). На иконе «Сретение Господне» Святой Иосиф несет белых голубков. Сретение Господне – 2023: история праздника. История праздника берет начало задолго до рождения Христа. Примерно за 300 лет до н.э. жил праведник Симеон. В праздник Сретения Господня в церквях, помимо праздничного богослужения, иногда совершают крестный ход, а также освящают церковные свечи. Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году, посвященных событиям земной жизни Спасителя и Пресвятой Богородицы. В этот день празднуют Сретение Господне в память о событиях из жизни Иисуса Христа, когда Он еще жил на земле.
Сретение Господне: история праздника кратко, как отмечать
Согласно требнику , в праздник Сретения Господня, перед началом Божественной литургии, в конце чинопоследования шестого часа перед Царскими вратами совершается «Чин благословения свеч на Сретение Господне», на котором происходит освящение свечей, называемых «сретенскими». Свечи могут быть освящены и после окончания литургии [13]. В Католической церкви Сретение имеет статус праздника festum , более низкий по сравнению с «торжеством»; отмечается 2 февраля. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [14]. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и в другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами.
Обряд благословения начинается с того, что все присутствующие на богослужении зажигают свечи под пение антифона.
Сегодня было принято заботиться о домашней курице. Целебной сегодня считается вода. В Сретение она обладает почти такими же свойствами, как и на Крещение. В деревнях с этого дня начинали выгонять скотину из хлева в загон, готовить семена к посеву, перебирать, сеять рассаду.
Главным блюдом сегодня считаются блины и пироги. На блины можно пригласить гостей, родственников, самых близких людей, благодаря чему отношения с ними весь год будут добрыми. В этот день под запретом грустить, печалиться, плакать, страдать, жаловаться на свою судьбу. В праздничный день такое поведение может привлечь ещё большие несчастья, грусти и страданий. Не стоит сегодня отправляться в дальний путь.
Есть риск обеднеть, если сегодня положить деньги на обеденный стол. Также нельзя в этот день вышивать, вязать, рукодельничать — к бедам и болезням, да и сама работа не получится. В Сретение также запрещено убираться, подметать, выносить ссор из дома. Лучше не ходить в Сретение в баню и не париться веником — прилипнут болезни.
Припев: Богородица Дева, надежда христиан, покрой, сохрани и спаси надеющихся на Тебя. В тени Закона и Писаний образ видим, верные: всякое существо мужского пола, разверзающее утробу матери, посвящено Богу. Поэтому Перворожденное Слово безначального Отца, Сына, перворождаемого не знавшей мужа Матерью, мы величаем. Другие названия праздника: «Очищение Марии» и «день свечей», так как в этот день освящают свечи [4]. Литургические облачения священников в праздник Сретения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице. Перед собственно мессой в день Сретения проводятся обряд благословения свечей и процессия со свечами.
На 40-й день после рождения Иисуса Мария принесла сына в храм, чтобы посвятить его Богу. Симеон, которому на тот момент исполнилось 300 лет, наконец увидел чудо своими глазами. Предание гласит, что старец взял мальчика на руки и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства. В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри.
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer
В Сретение Господне проводят богослужения в православных храмах, служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом, а также освящают свечи. Праздник Сретения Господня — это переживание события, произошедшего в самом начале истории Нового Завета (Лк 2:22-39). Праздник Сретения Господня установлен в память о встрече мудрого старца Симеона и младенца Христа.
Как отмечали Сретенье на Руси: история праздника, традиции и обычаи
Первые упоминания о празднике Сретения Господня относятся к IV веку. Таким образом, и праздник «Сретенье Господне» – это воспоминание события, через которое Бог ясно говорит о спасительной миссии Своего Сына. Многие люди интересуются историей и смыслом праздника Сретения Господня, что он означает и когда празднуется.
Молитвы праздника Сретение Господне
- 12 фактов о Сретении Господнем
- Праздник Сретение Господне: история и смысл
- Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике
- Празднование: 2 / 15 февраля
- Также рекомендуем
- Также рекомендуем
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший во объятия Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение. Кондак , глас 1 [12] Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Но огради миром среди войн народ Твой и укрепи тех, кого Ты возлюбил, Единый Человеколюбец. Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.
Ирмос 9 песни, глас 3. В законе сени и писаний образ видим, вернии, всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу.
Праздник Сретения отмечается на 40-й день после Рождества, так как на 40-й день заканчивалось время очищения женщины после родов и по закону она должна была принести жертву очищения. В православии этот обычай нашел отражение в «молитвах на сороковой день», читаемых над матерью ребенка. Красная пелена поверх строений храма на иконах традиционно символизирует, что действие происходит внутри помещения. Праведный Иосиф держит в руках корзинку с двумя голубями. Первый голубь — жертва за первенца, положенная по закону Моисееву.
Когда ангел Господень сошел на землю и убил всех первенцев мужского пола в земле Египетской, он не тронул детей тех, кто, по наставлению Моисееву, отметил свою дверь кровью ягненка. В воспоминание об этом событии все первенцы мужского пола должны были быть посвящены Богу, и за них полагалось приносить Богу символическую «заместительную» жертву — голубя. Второй голубь — жертва очищения и благодарения после рождения ребенка, которую полагалось принести Марии, Матери Христа. Жертва за первенца также тесно связана и с празднованием иудейской Пасхи. Как и в момент бегства из Египта, иудеи каждый год на Пасху вкушали специально приготовленного пасхального агнца, кровь которого спасла их первенцев от смерти.
Весна стучится в каждый дом! Всех, кто верит, поздравляю, Божьей мудрости желаю! Сретение Господне - это один из самых древних праздников у православных.
И с этим днем связанно много традиций, обычаев и обрядов. Слово "сретение" можно перевести как "встреча". В этот день, согласно верованиям наших предков, зима встречается с весной - происходит переломный момент в годовых циклах. Ну а в религиозной традиции Сретение - это символичный день, в который человечество встречается со своим Спасителем.
Праведный Симеон жил очень долго — больше трехсот лет. Возможно, он даже устал от земного существования, но безропотно ждал исполнения воли Божией, находясь при храме. Фото: wikipedia. И восприняв Младенца из рук Марии, произнес свою знаменитую песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля». В переводе на русский это значит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Отмечать Сретение начали еще в ранние века. А в VI веке в Византии его и вовсе сделали государственным праздником.
Сретение Господне: главное, что надо знать о празднике
В VI веке праздник стал общегосударственным для Византии. Затем традиция торжественного празднования Сретения распространилась по всему христианскому миру. Как провести Сретение Праздник совпадал с окончанием сильных холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились».
И, действительно, солнце выглядывает все чаще, а дни становятся длиннее и светлее. Последние морозы и первые оттепели тоже называли сретенскими. Издревле люди отмечали, что если в Сретение идет снег, то весна будет мокрой и дождливой, а если снежная метель — весна будет холодной и придет нескоро.
Если выглядывает солнце, то это также означает скорый приход весны. А полное его отсутствие предрекает сильные морозы в ближайшее время. В этот день лучше всего посетить церковную службу.
В храмах священники служат праздничную литургию.
Если Сретение пройдет под звон капели, то и весна будет теплой, а также стоит ждать хороший урожай пшеницы. Выпавший в этот день снег говорит о том, что весна будет дождливой, а тихая, безветренная и ясная погода сулит хороший урожай льна. Если же похолодает и подморозит, то зима отступит еще нескоро. Отправляться в этот день в дорогу нежелательно, так как считается, что возвращение будет очень долгим.
В некоторых регионах есть примета, связанная с птицами. Если на Сретение Господне птицы возвращаются в родные места или начинают возиться возле жилищ, это может говорить о скором приходе весны. Сретение Господне в 2024 году: что нужно и чего категорически нельзя делать Как и в случае с другими важными православными церковными праздниками, самое главное, что нужно сделать верующему в день празднования Сретения Господня, — это посетить службу в церкви. По возможности нужно исповедаться и причаститься. Утром на Сретение нужно идти в церковь и освящать воду и свечи.
Их принято хранить до следующего года — считается, что они оберегают дом от пожара, а посевы — от града. Рекомендовано давать милостыню и помогать людям. Можно собираться за праздничным столом, звать в гости членов семьи и друзей. На Сретение необходимо отпустить обиды на тех, кто случайно вас обидел, и самому попросить прощения у тех, кого вы ненароком задели, оскорбили. Также есть несколько запретов и рекомендаций относительно того, что в этот день делать не следует, каких поступков лучше избегать.
Особого поста для этого праздника не существует. Но если 15 февраля выпадает на среду или пятницу, то принято употреблять рыбу, а не мясо.
Месса обычно включает свечной процессионный марш в начале службы, символизирующий ввод Иисуса в храм. В Протестантских Церквях Сретение Господне может быть отмечено в разной степени, в зависимости от конкретной традиции. Некоторые протестантские церкви, особенно те, которые следуют литургическому календарю, могут отмечать этот день специальными службами и чтением соответствующих библейских отрывков. Несмотря на различия в традициях празднования, во всех конфессиях Сретение Господне отмечается как важный момент в жизни Иисуса Христа, когда он был представлен в храм, и стал символом Света, освещающего нации. Значение Сретения Господня для православных христиан Сретение Господне несет в себе ряд глубоких уроков для православных христиан. Этот праздник учит нас великой вере и постоянству в ожидании обетованных Богом благ. Пример Симеона, который ждал обетования Бога всю свою долгую жизнь, учит нас терпению и истинному доверию к Божьему обещанию. Верой и терпением можно достигнуть собственного «сретения» с Богом, когда Его обещания исполняются в нашей жизни.
Анна, пророчица, представляет собой образ постоянного служения Богу. Ее жизнь, посвященная молитве и посту , напоминает нам о важности постоянства в нашем духовном стремлении. Сретение Господне также напоминает православным христианам о важности постоянного ожидания и встречи с Богом в повседневной жизни. Речь идет не только о буквальном ожидании пришествия Христа, но и о том, как мы должны быть готовы встретить Бога в любой момент нашей жизни. В нашей суете, стрессах и заботах мы иногда забываем, что Бог всегда рядом с нами, и что Он неизменно участвует в наших жизнях. Сретение напоминает нам о том, что важно оставаться открытыми и чуткими к Божьему присутствию и действию в нашем окружении. Мы должны быть готовы увидеть Бога не только в великих событиях, но и в мелких деталях нашей повседневной жизни, встречая Его в наших ближних, природе, событиях, которые происходят с нами и вокруг нас. Сретение Господне — глубоко символическое и важное событие, имеющее большое значение для всех христиан. В его сердце лежат встреча старого и нового, пророчеств и их исполнения, человеческого и Божественного. Это праздник напоминает нам о том, как Бог проникает в нашу повседневную жизнь, призывая нас к обновлению и преображению.
Празднование Сретения Господня — это возможность для каждого из нас принять этот свет в свои сердца, увидеть Божественное в обыденном и встретить Бога в самых разных аспектах нашей жизни. Оно напоминает нам о том, что каждый день может стать днем встречи с Богом, если мы оставим свое сердце открытым и будем внимательны к Его присутствию. Пусть праздник Сретения Господня принесет в каждое сердце свет и радость встречи с Живым Богом. А уроки, которые мы извлекаем из этого праздника, помогут нам пройти свой путь к Богу с новым пониманием и готовностью открыться Его любви и милости.
Что можно и чего нельзя делать в этот день Отец Николай рассказал, что в Сретение нужно особенно чтить детей и стариков. Священник Савченко рассказал, какими волшебными свойствами обладает крещенская вода — Стариков чтят в память о старце Симеоне, а детишек — в честь Иисуса Христа, — уточнил представитель духовенства.
В этот праздничный период нужно прощать тех, кто ненароком обидел, и просить прощения у тех, кого вы случайно оскорбили. Нельзя в этот период устраивать распри. Нельзя в Сретение нагружать себя грязной и тяжелой физической работой. Не стоит также пить алкоголь и устраивать шумные гулянья. В этот день не одобряет церковь и венчания, поэтому лучше перенести это торжество, заключил священник.
15 февраля - Сретение Господне: история светлого праздника, значение и запреты
Но с праздником Сретения Господня дело обстоит несколько иначе. Богослужение праздника Сретения интересно тем, что сочетает в себе особенности, свойственные как для Господских, так и Богородичных двунадесятых праздников. Именно в этом состоит его главное отличие от других двунадесятых праздников. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника Рождество, Крещение, Вознесение и другие , а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. К разряду Господских праздников Сретение относит наличие входного стиха на малом входе, который произносится диаконом, держащем в руках Евангелие, в открытых Царских вратах, а также собственного праздничного отпуста в конце службы: «Иже во объятиях праведного Симеона носитися изволивый нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Также помимо возможности соединения службы воскресения с богослужением праздника Сретения Господня, что является характерной особенностью Богородичного праздника, у праздника Сретения отсутствуют «свои» праздничные антифоны, которые всегда есть у Господских праздников. Исходя из этого, правильнее будет сказать: праздник Сретения Господня по своему содержанию является Господским, но при этом в этот день, кроме Христа, прославляются и иные участники этого события — Божия Матерь, праведный Симеон, которые упоминаются в тропаре и многих других гимнографических текстах праздника. В каком из песнопений Страстной Седмицы упоминается событие Сретения Господня?
Интересно, что события праздника мы вспоминаем не только в сам его день. На Страстной седмице в Великую субботу перед чтением 1-го часа во время целования народом Плащаницы положено пение особой стихиры, в которой описываются события тех великих и печальных дней человеческой истории: Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного, в нощи к Пилату пришедшего, и Живота всех испросившего: даждь ми Сего странного, Иже не имеет где главы подклонити; даждь ми Сего странного, Егоже ученик лукавый на смерть предаде; даждь ми Сего странного, Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше, и матерски восклицаше: увы Мне, Чадо Мое! Симеоном бо предреченное в церкви днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде; но в радость Воскресения Твоего плач преложи. В этом песнопении мы видим отсылку к Сретению Господню, а именно к словам праведного Сименона, которые он сказать Матери Христа: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец Лк. В этом песнопении Богородица вспоминает о давнем пророчестве старца, сказанном над 40-дневным Младенцем. Толкователи понимали это место как пророчество о тех страданиях, сомнениях и переживаниях, которые Пресвятая Дева будет претерпевать при виде висящего и страдающего на кресте Своего Сына. Так, блаженный Феофилакт Болгарский XI в.
Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых». Эти слова праведного Симона с полной точностью передают то, что Богородица переживала при кресте, как мать. Амфилохий Иконийский, — могут сравняться с болезнью материнского Ее сердца, когда Она, стоя при Кресте Спасителя и Сына Своего, была зрительницею Его беспредельных страданий и поносной смерти? Данное песнопение также очень точно показывает связь между всеми событиями земной жизни Христа: для святых людей, угодивших Богу, маленький грудной ребенок уже открывается как Всемогущий Господь, Которому предстоит пережить столь страшные и мучительные страдания, принеся тем самым людям спасение. Это песнопение, хотя и поется медленно и довольно грустно, пропитано предвкушением Христова Воскресения, Его славной победой над дьяволом и смертью. Оно говорит нам о исполнении того обетования, которое ожидали все поколения, начиная с самого Адама. И недаром этот гимнографичкский текст заставляет нас вспомнить то событие, когда впервые человек не считая, конечно, Божию Матерь через открытие Святого Духа осознал, что перед ним не просто Младенец, но Тот Самый долгожданный Помазанник.
Знаете ли вы, что Симеон Богоприимец похоронен в Иерусалиме? В Церкви существует предание, что святой Симеон Богоприимец принял мученическую кончину от рук воинов Ирода при избиении Вифлеемских младенцев у стен Храма. По распоряжению Ирода святой Симеон не был похоронен по иудейскому обычаю. Также некоторые источники свидететльствуют, что праведный Симеон воскрес после Воскресения Христова, когда гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим Мф. Гробница святого Симеона До наших дней есть место в Иерусалиме, где, как считается, был дом святого Симеона. Там же было и место его погребения. Мощи святого старца были обретены при императоре Юстине II 565—578 гг.
На месте гробницы святого Симеона впоследствии был основан монастырь святого праведного Симеона Богоприимца, который называется еще Катамонас или Катамон греч. Место захоронения святого Симеона Богоприимца 12. Как отражен этот праздник в творчестве русских поэтов? Самым известным произведением о празднике Сретения Господня является стихотворение Иосифа Бродского «Сретенье». Стихотворение посвященно Анне Ахматовой и датировано мартом 1972 года. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по застывшему Храму пустому к белевшему смутно дверному проему. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами Храма.
Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою, как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась. Нельзя не отметить и стихи менее известных поэтов, которые с искренней верой написали строки про этот таинственный праздник: А. Огильви, Н.
Реморов, С. Они желают передать всем читающим свой собственный трепет и свои собственные переживания. Во всех стихотворениях про этот праздник читателю раскрывается смысл Сретения Господня — встреча двух Заветов, Нового и Ветхого, младенца и старца, Бога и человека. Редакция сайта Сретенской духовной семинарии Материал был впервые опубликован 14. Ключевые слова: Сретение, праздник, Симеон, Анна, тропарь, кондак, значение, ныне отпущаеши [1] Григорий Палама, свт. Беседа на Сретение Господне.
С этим праздником связано множество погодных примет: Какая погода на Сретенье, такая и весна будет.
Если оттепель на Сретенье — весна ранняя и теплая, если холодно — холодная и затяжная. Капель на Сретение — к урожаю пшеницы. Если вечером накануне Сретения небо будет звёздным, то и весна позднее обыкновенного пожалует. Если в Сретение ветреная погода, то жди хорошего урожая плодовых деревьев. Снег выпал утром — к урожаю ранних хлебов; если к обеду — средних; если к вечеру — поздних. И хоть говорили: «Покров — не осень, Сретенье — не зима» и «на Сретенье кафтан с шубой встретились, а цыган шубу продает», — однако всё равно ещё ждали морозов. Иногда в феврале несколько суток стояли настоящие, трескучие морозы, но всё равно наступала сретенская оттепель, напоминающая рачительному хозяину, что пришло время заняться починкой сельскохозяйственного инвентаря.
Для этой работы в народном календаре отведен специальный день — следующий за Сретением 16 февраля и называли его Починки. Починки — по сохе поминки. В Починки день чуть свет встает — чинит сбрую летнюю да борону столетнюю. В этот день осматривали сбруи, начинали готовить для посева семена и выгонять из хлева в загон скотину — для пригрева и разминки. В ночь со Сретения на Починки очень опасались домового. Существовало поверье, что в эту ночь домовой может и коня «заездить». Поэтому ещё с вечера лошадям привязывали кнут и онучи по В.
Далю — часть обуви, обвертка на ногу, вместо чулок, портянки на шею, чтобы домовой не смог навредить лошади, думая, что на ней сидит хозяин. Задобрить домового старалась и хозяйка дома. Она после ужина выставляла горшок каши, обкладывая его горячими угольями. Иногда, чтобы усмирить домового, приглашали знахаря-ведуна, который во дворе резал петуха и, обмочив кровью веник, обметал им все углы на дворе и в доме. После такого обряда домового можно было не бояться. На Сретение кормят племенных птиц: кур угощают овсом, чтобы лучше неслись, и яйца были вкуснее и крупнее. Корми кур овсом — весной и летом будешь с яйцом.
Хозяева в день Сретения трясли руками деревья, чтобы были с плодами.
Когда же эта таинственная печать безмолвия разрешилась, он, исполнившись Духа Святого, прорек: Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего Лк. Вот и праведный Симеон, смутившийся словом Божиим, получил свое святое и благое «наказание» — только печать, в данном случае, была наложена не на уста, а на смерть. Он, как и праведный Захария, увидев доказательство некогда смущавшей его идеи, исполнился Духа Святого; узрев воплотившегося Бога и осязав Его младенческую человеческую природу, произнес известнейший христианский текст, ставший богослужебным гимном, оканчивающим ветхозаветную вечерню и предваряющим новозаветную утреню: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля Лк. Все люди Ветхого Завета, даже самые великие праведники, по смерти попадали в ад. Рай был затворен от зараженного первородным грехом человека, и никакими самостоятельными усилиями ни один человек не мог взойти в вожделенную и благую вечность. Люди жили надеждой. Самые чистые души понимали и ощущали истинный смысл Писания, Закона и богослужения ветхозаветного мира — ожидание Пришествия Спасителя и подготовка душ человеческих к восприятию его. Однако ни люди, ни даже ангелы не понимали и не могли представить природу великой тайны Боговоплощения.
Согласно еще одному преданию, тем же самым местом из пророка Исаии была удивлена и Богородица, после чего узнала от Ангела, что слова эти не просто не являются какой-то ошибкой, но имеют непосредственное отношение к Ней самой: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим Лк. Сретение Господне. Андрей Рублев. Как и Богородица, святой праведный Симеон не считал ветхозаветную жизнь жизнью в полном смысле этого слова. Однако не только смерти он жаждал — в ней ветхий человек вряд ли мог видеть хоть какой-то свет. Но ожидание смерти в его сердце было неразрывно вплетено в ожидание Мессии, Спасителя мира, который откроет душам нашим лестницу в рай и блаженную, вечную жизнь. Канон богослужебной книги под названием Минея в нескольких тропарях говорит о праведном Симеоне даже как о некоем Иоанне Предтече для пребывающих в темнице ада: «По обещанию Божьему увидел ты, Симеон, Господа, и воскликнул: отпусти, Спаситель мой, ныне раба Твоего, да проповедаю пребывающим в аду твое божественное воплощение», и «Исполнился ты, Симеон, водами божественными, и сошел в ад, где увидели тебя узники там пребывающие исполненным божественной росы». Наконец, стоит отметить, что в своей молитве к Господу праведный Симеон, в отличие от приведенных выше слов Захарии, подчеркивает, что Спаситель пришел не только лишь для Израиля, но и для всего мира, для всего человечества. Израильский народ в лице Богородицы оказался чревоносителем Христа, Который, родившись, открыл Свои нелицеприятные объятия для всех нас.
Интересно, что в древнем христианском документе, которое называется "Протоевангелие Иакова" и входит в Священное Предание Церкви, говорится о том, что после смерти Захарии, отца Иоанна Крестителя, первосвященником избрали Симеона. Какие два пророчество произнес Симеон? Из Евангелия от Луки мы знаем, что святой праведный Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме произнес два пророчества: одно, касающееся младенца Иисуса, а другое — непосредственно самой Пречистой Девы. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец Лк. Второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы Блаженный Феофилакт Болгарский обращает внимание на несколько важных деталей в 34-м стихе. Он пишет, что праведный Симеон благословил обоих: младенца Иисуса и Мать Его Марию, но обращается с пророческими словами только к Матери. Рассуждая о первом пророчестве, касающемся самого Христа, блаженный Феофилакт пишет так: "Сей лежит на падение неверующим, а верующим — на восстание. Господь лежит на падение зла, гнездящегося в душах наших, и на восстание добра; падает блуд, восстает целомудрие". Лопухин пишет, что слова "на падение" в пророчестве указывают на суд, который должен совершиться согласно пророку Исаии в результате явления и деятельности Мессии: одни соблазнятся и не признают Христа, а другие, следуя словам Его, восстанут через Него к новой жизни Ис.
Также он пишет о том, что, несмотря на то, что явление Христа было само по себе чудесным и являлось признаком исполнения Божественных обетований о пришествии Мессии, против Него ополчились многие из иудеев, что закончилось распятием Спасителя на Кресте. Преподобный Максим Исповедник считал, что это пророчество можно понимать и в другом смысле: Христос лежит «на падение страстей и лукавых помыслов в каждом из верующих, на восстание же добродетелей и всякого богоугодного помысла». Теперь обратим внимание на текст второго пророчества Симеона, обращенного к Богородице. Праведный муж под словами и Тебе меч пройдет душу подразумевает будущие страдания матери за Своего Сына, которые придется пережить Марии, когда Она будет видеть распинаемым на Кресте Своего Сына и Господа. Лопухин пишет: «Ощущение, которое Она получит при этом, будет так болезненно, как болезненно бывает, когда сердце проколют мечом». Это второе пророчество Симеон легло в основу иконографии двух сходных образов Пресвятой Богородицы: "Умягчение злых сердец", который еще называется "Симеоново проречение", и "Семистрельная". Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец" Эти пророческие слова удивительно толкует преподобный Роман Сладкопевец в одном из кондаков на праздник Сретения: «Тайна же будет настолько пререкаемой, что в Твоем уме возникнет колебание. Ибо, когда увидишь пригвожденным ко Кресту Твоего Сына, Непорочная, вспомнишь слова, сказанные Ангелом, и Божественное зачатие, и чудеса неизреченные — тотчас усомнишься. Размышление же о страданиях будет для Тебя как меч.
Но после того пошлет Твоему сердцу исцеление, Ученикам же Своим — мир непобедимый Единый Человеколюбец» [3]. Взирая на образ Божией Матери, мы видим, сколь много стрел вонзилось в сердце Пречистой Девы. И каждый из нас в своей жизни иногда испытывает тяжелые муки и испытания, которые терзают сердце. А прибегая в молитве к Богородице перед Ее образом «Умягчение злых сердец», мы можем получить утешение, и тогда наши душевные терзания прекратятся. Об этом красноречиво говорит епископ Кассиан Безобразов : «Тайна богоматерней любви открывается верующему в трепетном опыте личного благочестия. Мы познаем Матерь, утешающую нас в скорбях и направляющую нас по пути спасения» [4]. Далее Симеон продолжает говорить о Христе и высказывает такую мысль: результатом пререканий в народе об Иисусе Христе, которые в свою очередь должны были тяжело отразиться на Божьей Матери, стало то, что многие сокрытые мысли стали явными. Открылись, то есть люди стали говорить, что думают и сами определяли: быть им со Христом, Мессией, Которого они так ждали, или же отвернуться от Него и продолжать верить в приход другого избранного, который избавит народ Израильский от власти Рима и сделает их властелинами всей земли. Также после распятия и Воскресения Христа многие неверующие утвердятся в вере во Христа и станут основанием для Церкви Христовой на земле.
Какую роль сыграла пророчица Анна в событиях Сретения? На сороковой день святое семейство прибывает в Иерусалимский храм, чтобы посвятить младенца Богу, как того требовал Закон в отношении первенцев. Евангелие повествует нам, что при входе в храм святых родителей встречают двое людей — мужчина и женщина. Женщину звали Анна, которую называли Пророчицей. Прожив со своим мужем семь лет и овдовев, она посвятила свою жизнь Господу и уже много лет находилась при Иерусалимском храме, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Гадания на Рождество Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу. Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка. Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека. Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла. Нельзя ругаться, сквернословить. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью. Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом. Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу — в пути могут ожидать неприятности.
Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать
Смена эпох О том, что такое Сретенье, мир знает с того давнего года, когда Иосиф и Мария пришли в храм, чтобы принести положенную по традиции жертву. В тот день исполнилось пророчество, и Симеон наконец-то получил возможность умереть в спокойствии, уставший от длинной и полезной жизни. Перед смертью старец смог подержать на руках божественного Сына, и встреча с младенцем наполнила его счастьем. Как можно узнать из рукописей, сохранившихся от епископа Феофана Затворника и рассказывающих в том числе и о том, что такое Сретение и чем этот день столь важен для православного человека, Симеон символизировал собой прежнюю эпоху, Ветхий Завет. Более того, Симеон — это символ человечества. Как отмечал прославленный епископ, встреча старца и младенца символизирует перемены в мире: старое уступает место новому, христианство правит миром. На вопрос, что такое Сретение, можно смело отвечать: один из важнейших символических христианских праздников, известных с древних пор. Евангельская история сохранилась в памяти и сердце каждого верующего, и напоминания о ней можно услышать в православном богослужении. Анна-пророчица День, оставшийся в памяти на века как Сретенье, был важен не только лишь встречей старца и младенца, встречей эпох, сменяющих друг друга: в том же храме Божья матерь столкнулась с дочерью Фануиловой, которой было уже 84 года, как рассказывают религиозные тексты.
В своем городе она была известна как Анна-пророчица, так как вдохновлённо вещала о божественном. Анна долгие годы провела в работах при храме, о ней рассказывает и Лука в своем Евангелии: ночью и днем молитвами, постами Анна служила Богу. Встретив Марию, Анна преклонила колена перед божественным младенцем, после чего покинула храм, разнося повсюду весть о том, что пришел Мессия. Именно Анна сообщила миру, что пришел спаситель Израиля. Семья Иисуса тем временем направила свои стопы в Назарет, исполнив все обряды, положенные по действовавшим в те времена законам. Сретение: знаковый праздник К сожалению, в наши дни даже ревностные последователи христианства далеко не всегда понимают, в чем великий смысл празднования Сретения. Этот день символизирует встречу с Господом Богом. Анна, Симеон были первыми, кто преклонил колена перед божественным, и их имена на века сохранились в священных текстах.
Именно они подали пример всему человечеству, показав, как следует принимать Господа. Они показали: лишь открытое, чистое сердце — достойный прием божественного. Сретение — величественный, знаковый, важный христианский праздник, тесно связанный с историями, о которых рассказывает Новый Завет. Практически всякий наш соотечественник хотя бы раз был в храме, символизирующем собой дом Бога на грешной земле, но встретиться с Христом можно, если в божественный дом прийти на сороковой день после Рождества — в Сретение. Сретенье: что делать Те обычаи, которые известны современному человеку, существовали далеко не всегда. Сегодня практически каждый знает, что на Сретенье нужно освятить церковную свечку, но мало кто задумывается о том, что этот обряд существует не так давно — лишь с 1646 года. Православные христиане переняли его от католической ветви. Именно в этом году был впервые издан требник Петра Могилы, в тот год занимавшего должность киевского митрополита.
Составленное им издание содержало четкое описание католических чинов, отсюда люди смогли узнать о том, как корректно организовывать крестные ходы. Именно Петр Могила упомянул о зажженных светильниках. Обряд ведет свою историю из древних веков. Известно, что у кельтов было принято отмечать Имболк, у римлян Луперкалии, а у славянских народов - Громницы.
Читайте также: Когда набирать Крещенскую воду из-под крана Так и случилось, когда в храм вошли родители Иисуса Христа с младенцем на руках. Симеон принял мальчика у матери, а затем произнес речь, впоследствии ставшей молитвой, о том, какое предназначение уготовил Господь своему отроку и какие страдания его ждут в зрелом возрасте.
Закончив свое предсказание, старец упал замертво. Известно, что традиция отмечать Сретение через сорок дней после великого праздника Рождества Христова, поскольку организм женщины проходит полное очищение после родов именно за этот срок. Праздник сегодня: традиции Дата проведения праздничной литургии, посвященной Сретению, закреплена в календаре за 15 февраля. Этот день имеет свои традиции, сопоставимые с событиями, описанными в Евангелии Луки: Верующие посещают храмы и слушают две литургии. В этот день освещают воду и свечи, которые считаются оберегом от зла, как внешнего, так и внутреннего.
И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию , и затем бывает отпуст » [4]. Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз — специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла , совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня.
Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» [5]. Можно предположить, что в IV - V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св. Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — то есть сороковым днем от Рождества [6] , — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе , на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии , варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня.
В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов. Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527—565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники «О царствовании Юстиниана» вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10].
Последний год царствования Юстина I , действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник , Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке.
Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников. Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник ок. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [ 542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св.
Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон , он использует сентябрьский стиль, — Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков! Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения.
Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста , писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии , Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. С другой стороны, имп.
Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества.
В этот день бывает процессия в Анастасис [3], и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.
Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст" [4]. Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле. Второй по времени исторический памятник, на сей раз - специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима.
Это - армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздникахгодового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: "Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа" [5]. Можно предположить, что в IV-V вв. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер как и другие праздники в Св.
Земле , который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, - то есть сороковым днем от Рождества [6], - указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве "отдания" всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает. Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи.
Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе, на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства поэортологии, варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду. Сретение Господне. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, - гласит легенда, - "во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. И действительно, с наступлением 2-го февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились в тот же день!
В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля" [7]. Логика и назначение этого трогательного сказания полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов.
Установление праздника императором Юстином I Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I 527-565. Так, хорошо известный в византийской и древнерусской историографии хронист Георгий Амартол IX в. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники "О царствовании Юстиниана" вновь говорится о Сретении, - уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви: "Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам" [9].
В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося" [10]. Последний год царствования Юстина I, действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня. Землетрясения 20-х -30-х годов VI столетия Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп.
Тогда Антиохия была переименована в Теополис ["Град Божий". Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"" [13]. Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник, Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения.
И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17]. Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х-30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников.
Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, - традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь. Традиционная дата установления Сретения 542 г. В том же [т. Младший современник Павла Диакона - константинопольский монах Феофан Исповедник ок.
В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [542 г. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа.
И померло много людей" [19]. Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения как и Павел Диакон, он использует сентябрьский стиль, - Т. Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20]. Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков!
Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной - а потому несокрушимой - хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Именно таким - фактологически корректным и не склонным к фантазиям - историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист ок. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора 553 г. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения.
Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп. Свидетельство Никифора Каллиста, писателя весьма позднего XIV век , представляется нам, тем не менее или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству , очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии, Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных.
Если же он в свою пространную "Церковную Историю" не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, - то потому лишь, что, являясь добросовестным "источниковедом" как сказали бы сейчас , не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, - т.
С другой стороны, имп. Юстиниан I, при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов, в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества.
Согласно Никифору Каллисту, - это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом, считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: "В Армянской [монофизитской. Всякий знает, что это древнейший обычай.