Однажды в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев. Оно было вызвано попыткой восстановить на Руси систему баскачества. Хан Узбек прислал в Тверь в качестве баскака Чолхана (на Руси его называли Щелканом), своего родственника. Восстание в Твери в 1327 году против Чолхана и Золотой орды. баскак2 Народное восстание против татар в Твери.
Федорчукова рать: был ли ордынский завоеватель русским
Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце. Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание».
Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу.
Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4].
Он поселился с огромной свитой в княжеском дворце и начал всячески притеснять тверичан. Княжеский дворец сожгли, а всех татар, которые находились в Твери, перебили. Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского.
Что до Константина, то он и не пробовал искать ярлыка на великое княжение «под Калитой». Наоборот, тверскому князю приходилось подчиняться Ивану Даниловичу, в частности, ходить с ним опустошать новгородские волости. Видимо, только так, выполняя волю Калиты, Константин мог уберечь свои земли от новых ударов. Надо сказать, это ему удавалось.
И вот в 1337 г. Ещё в 1335 г. Узбек же ждал самого Александра. А в 1337 г. Там волею Узбека он вернул-таки себе право княжить в Твери. Не исключено, что на хана подействовали щедрые дары Александра, долго жившего в богатом Пскове. А может быть, Узбек желал иметь в лице тверского князя серьёзный противовес Калите и получать с московского князя ещё больше денег. Так или иначе, противостояние Твери и Москвы возобновилось. Александр вернулся в своё княжество с татарскими послами Киндяком и Авгулом, приехавшими то ли для поддержки князя, то ли для получения «выхода» дани. Вместе с тем некоторые тверские бояре немедленно уехали в Москву, полагая, что в начавшейся борьбе Александра и Ивана Калиты лучше встать на сторону считавшегося более сильным московского князя.
Карамзин же по поводу отъезда бояр писал: «Вероятно, что Александр, быв долгое время вне отчизны, возвратился туда с новыми любимцами, коим старые вельможи завидовали». Александр отправил в Орду своего сына Феодора. Узнав об этом, подался к хану и Калита. Деньгами ли, наветами, но Иван Данилович склонил Узбека на свою сторону.
В результате в Твери обосновалось достаточно много монголов. В течение лета они притесняли местных жителей.
Прошел слух, что Чолхан намеревается остаться сам править в городе и что жителей собираются заставлять принимать ислам. В итоге население поднялось на восстание. Он узнал о событиях в Твери. В источниках сообщается, что он отправился в Золотую Орду к Узбеку и предложил свое участие в походе против Твери. В науке считается, что Иван Данилович хотел сам получить великокняжеский ярлык. Было ясно, что вследствие восстания у Александра Михайловича Узбек должен был забрать его и совершить карательный поход на город.
Хан выделил достаточно многочисленное войско для подавления антиордынского восстания в Твери. Его возглавил, согласно летописям, военачальник Федорчук. Это был татарин, принявший христианство. Монголы вторглись на территорию тверского княжения и разорили ее, как и саму столицу. Тверской князь уехал в Великий Новгород.
Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил
Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. 15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюродным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. хана датируется днем его въезда в Тверь. В августе 1327 года в Твери началось восстание, направленное против власти Золотой Орды.
Тверское восстание против Чолхана
Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом вПсков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года.
Последствия Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй». После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси.
Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы.
Феннелла показал, что в сохранившихся сводах представлены две версии произошедшего: тверская и новгородская. Последнюю переняли и московские летописцы. Основное различие между двумя этими версиями заключается в следующем: тверской летописец показывает, как к народному восстанию привели насилия, творимые Чолханом и его людьми; в новгородской же или в московской версии зачинщиком восстания представлен великий князь Александр. Как демонстрирует Дж. Феннелл, в тверском изображении событий за литературно оформленным введением следует в высшей степени живое свидетельство очевидца.
Его автор начинает свой рассказ с замечания о том. Народы же гражданстии, повсегда оскорбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ. Он же, видя озлобление людии своихъ и не моглы ихъ оборонити, трьпети им веляши. И сего, не тьрпяще Тферичи искаху подобна времени. Тверской летописец рассказывает: «И бысть въ день 15 августа месяца, в полоутра как торг сънимается, некто диаконъ Тферитинъ, прозвище ему Доудко, поведе кобылицу младу и зело тучну, напоити ю на Волзе воды. Татарове же видевше отьяша ю, диаконъ же съжаливъси зело, начать вопити, глаголя: о мужи тферстии, не выдавайте.
Иван Калита решил воспользоваться ситуацией и отправился в Орду, где предложил Чолхану помочь восстановить власть над Тверским княжеством. Хан выделил Калите 50-тысячное войско, к которому присоединились силы Александра Васильевича Суздальского. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества , Александр бежал сначала в Новгород, потом во Псков и оттуда — в Литву.
Иван получил ханский ярлык на Великий Новгород и Кострому 691 год назад, 26 марта 1328 года Владимир и Поволжье достались Александру Васильевичу.
Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина: что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу. Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей.
Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться. Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать. Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы.
Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей. Простить убийство баскака Узбек не мог и готовил месть непокорным. Однако Русь не была еще готова скинуть иго, разобщенные князья боялись возмездия за «самоубийственное» возмущение тверян. Когда князь Калита предложил Узбеку свою помощь в подавлении восстания в обмен на ярлык на великое княжение, он легко получил поддержку из 50 тысяч воинов под началом пяти темников и воеводы Федорчука.
Иван калита 1327 г событие. Антиордынское восстание в твери. Поход объединенных сил
Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан (Щелкан), двоюродный брат хана. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Архивы Тверской области. Каковы причины антиордынского восстания в городе Твери против Чолхана, когда и как подавили бунт тверичей, и какими были его последствия – узнаем обо всем детально. Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против. Тверское восстание 1327 года является первым крупным восстанием русского люда против монголо-татарского ига. В конце лета 1327 г. из Орды в Тверь прибыл посол Чолхан.
Тверское восстание 1327
Для разбирательства его вызывают в Орду, где он женится на сестре хана Узбека и получает ярлык на великое владимирское княжение. В 1318-м году он становится первым московским князем — главой Северо-Восточной Руси. А уже в 1322-м году он вместо выплаты дани Орде отправляется с собранными деньгами в Новгород, где занимается обороной от шведов. За этот проступок хан Узбек отбирает у него великое княжение и отдает Дмитрию Тверскому.
Но Юрий Московский не признает решение Узбека и носит титул Великого князя владимирского вплоть до своей смерти в 1325-м году. Юрий Данилович Московский заключил со шведскими послами Ореховецкий мирный договор, определивший границу между владениями Швеции и Новгорода. В тексте договора, составленном на русском, шведском и латыни, Юрий именует себя великим князем по-шведски — mykle konungher, по-латински — rex magnus : «Се язъ князь великыи Юрги с посадникомъ Алфоромеиемъ и с тысяцкимъ Авраамомъ, съ всемъ Новымъгородомъ докончали есмъ съ братомъ своимъ съ княземъ свеискымъ с Манушемъ Ориковицемъ» Грамоты Великого Новгорода и Пскова.
Потомъ, за мало дней, за умножение грехъ ради нашихъ, Богу попустившу диаволу възложити злаа въ сердце безбожнымъ Татаромъ глаголати безаконному царю: «аще не погубиши князя Александра и всехъ князей Рускыхъ, то не имаше власти надъ ними». И безаконный, проклятый и всему злу началникъ Шевкалъ, разоритель христианскый, отврьзе уста своа скврьняа, начатъ глаголати, диаволомъ учимъ: «господине царю, аще ми велиши, азъ иду на Русь, и разорю христианьства, а князи ихъ избию, а княгини и дети къ тебе приведу». И повеле ему царь сътворити тако.
Безаконный же Шевкалъ, разоритель христианьскый, поиде на Русь съ многыми Татары, прииде на Тверь, и прогна князя великого съ двора его, а самъ ста на князя великого дворе съ многою гордостию; и въздвиже гонение велико надъ христианы, насилство мъ , и граблением, и бие ние мъ и поруганиемъ. Народи же, грьдостию повсегда оскрьбляеми отъ поганыхъ, жаловахуся многажды великому князю, дабы ихъ оборонилъ; онъ же, видя озлобление людий своихъ, не могый оборонити, трьпети имъ веляше; и сего не трьпяще Тверичи, и искаху подобна времени. И бысть въ 15 день месяца августа, въ полуутра, како торгъ снимается, некто диаконъ, Тверитинъ, прозвище ему Дюдко, поведе кобилицу младу и зело тучна поити на Волзе воды; Татарове же видевше, отъяша ю.
Диаконъ же сжаливси, и зело начатъ въпити, глаголя: «о мужи Тверьстии, не выдайте! Тверская летопись. Той же зыми преставися Петрь митрополитъ и убиень бысть Шевкалъ.
Въ лето 6835. И то слышавъ безаконный царь, на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша. Великий же князь Александрь Михайловичь, не трьпя безбожныхъ крамолы, оставль княжение Руское и вся отечества своа, и иде въ Пъсковъ съ княгынею и съ детми своими, и пребысть въ Пьскове».
А гостей Ординскихъ старыхъ и новопришедшихъ, иже съ Щелканомъ Дюденевичемъ пришли, аще и не бишася, но всехъ ихъ изсекоша, а иныхъ изстопиша, а иныхъ въ костры дровъ складше сожгоша. Оно обнажило явные проблемы Руси и дало понимание о политической конъюнктуре. Соперничая между собой, православные князья не были способны объединиться перед лицом общего врага.
Также очень важен именно народный характер восстания. В эти тяжелые годы ковалась русская идентичность и христианское братство. Пример тверичей вдохновит людей на многие последующие восстания.
И только через десятки лет Русь окончательно сбросит с себя ярмо Орды и освободится от гнёта. Восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана было спровоцировано крайне жестоким поведением самого наместника и его свиты. Стихийный и скоротечный бунт жестоко подавлен, Тверь потеряла великое княжение, право управления русскими землями и сбора дани перешло Ивану Калите.
Тверское восстание крайне важно в плане распределения влияния отдельных княжеств. Именно в этот момент Москва, благодаря усилиям Калиты, стала самым сильным городом и распространила влияние далеко за пределы своей земли. Это были первые предпосылки к созданию Московского царства, которое можно считать первым примером русской государственности в том виде, в котором оно существует сейчас.
Несмотря на все бедствия, участие москвичей в подавлении восстания позволило принести значительное спокойствие на русскую землю. Также ордынцы были впредь более осмотрительны и уже не позволяли себе прежних бесчинств. Тверское восстание 1327 года получило отражение во многих народных песнях и сказаниях.
Се же слышавъ князь великии Дмитреи Ивановичь прогна его пакы съ великаго княжениа съ Володимеря, съ своее отчины, въ его градъ въ Суждаль. Не токмо же се, но и тамо иде на него ратию къ Суждалю и стоявъ рать неколико днеи около Суждаля и взяша миръ межи собою». Рогожский летописец.
Князь же великии Олегъ Рязанскыи съ своею братьею съ Володимеромъ Проньскымъ и Титомъ Козельскимъ, събравъ силу свою, и иде въследъ его, и постиже его на месте, нарицаемемъ подъ Шишевскимъ лесомъ, на Воине, и бысть имъ бои, брань зело люта и сеча зла, и поможе Богъ великому князю Олгу, и братии его Проньскому и Козельскому, а Тагаи въ мале дружине одва убежалъ». К тому же многие татарские «царевичи» сами давали повод русским взяться за оружие, вторгаясь в русские земли для грабежа. Формально Русь все еще была вассалом хана Золотой Орды и не пыталась изменить этого положения.
Однако налетчики действовали по своей воле, а, значит, борьба с ними не была борьбой против Великого хана, следовательно русские имели полное юридическое право браться за оружие. В 1365 году бек Тагай из улуса Мохши современная Пензенская область неожиданно напал на Рязанское княжество. Пока местный князь Олег Иванович собрал войска, ордынцы сожгли город Переяславль-Рязанский.
Однако на этом их везение закончилось. Когда татары переправлялись через реку Войда, на них обрушились объединенные силы рязанского, пронского и козельского княжеств. Татары были разгромлены, сам Тагай бежал.
Потеряв своих лучших воинов, этот бек уже не оправился, и вскоре его земли были захвачены Мамаем. Памятный знак установлен на въезде в Шиловский район. По данным историков, на территории между реками Непложей, Крутицей и Ибердой под Шишевским лесом произошло сражение с войсками ордынцев, в котором была одержана первая победа русского оружия над татаро-монголами.
Своей мудростью, дипломатией, великим даром убеждения он внес неоценимый вклад в укрепление русской государственности. Князь же Дмитреи Костянтиновичь съ Борисомъ и съ Дмитриемъ и съ своими детми, събравъ воя многи, и поидоша противу его на брань. Онъ же окаанныи не ста на брань, но бежа за реку за Пьяну, и тамо множьство Татаръ останочныхъ избиша, а другии въ реце во Пьяне истопоша, и по зажитиемъ множество ихъ побьени быша, имъже несть числа.
А Болактемирь оттуду бежа въ орду, гонимъ гневомъ Божиимъ и тамо убьенъ бысть отъ Азиза царя».
Пока местный князь Олег Иванович собрал войска, ордынцы сожгли город Переяславль-Рязанский. Однако на этом их везение закончилось. Когда татары переправлялись через реку Войда, на них обрушились объединенные силы рязанского, пронского и козельского княжеств. Татары были разгромлены, сам Тагай бежал. Потеряв своих лучших воинов, этот бек уже не оправился, и вскоре его земли были захвачены Мамаем. Памятный знак установлен на въезде в Шиловский район. По данным историков, на территории между реками Непложей, Крутицей и Ибердой под Шишевским лесом произошло сражение с войсками ордынцев, в котором была одержана первая победа русского оружия над татаро-монголами.
Своей мудростью, дипломатией, великим даром убеждения он внес неоценимый вклад в укрепление русской государственности. Князь же Дмитреи Костянтиновичь съ Борисомъ и съ Дмитриемъ и съ своими детми, събравъ воя многи, и поидоша противу его на брань. Онъ же окаанныи не ста на брань, но бежа за реку за Пьяну, и тамо множьство Татаръ останочныхъ избиша, а другии въ реце во Пьяне истопоша, и по зажитиемъ множество ихъ побьени быша, имъже несть числа. А Болактемирь оттуду бежа въ орду, гонимъ гневомъ Божиимъ и тамо убьенъ бысть отъ Азиза царя». Берега этой небольшой реки дважды за одно десятилетие обильно обагрялись русской и татарской кровушкой. Первый раз это случилось в 1367 году, когда дружины Дмитрия Суздальского и Бориса Городецкого здесь нагнали татарский отряд, совершивший набег на городецкое княжество. Русские дружинники атаковали и разгромили ордынцев, при этом многих кочевников загнали в реку, где те и потонули. Командовавший ордынцами полководец Булат-Темир бежал в Орду, где был убит по приказу хана Азиза.
Зато спустя десять лет именно на этой реке ордынцы возьмут кровавый реванш за разгром Булат-Темира. Се же слышавъ князь великии Дмитреи Ивановичь, събравъ воя многы и поиде противу ихъ въ силе тяжце, и переехавъ за Оку, вниде въ землю Рязаньскую. И сретошася съ Татары у реки у Вожи, и стояху, промежу собою реку имуще. Не по мнозехъ же днехъ Татарове переехаша на сю сторону и удариша въ кони свои, и искочиша вборзе, и нюкнуша гласы своими, и поидоша на грунахъ, и ткнуша на нашихъ. И удари на нихъ съ едину сторону Тимофеи околничии, а съ другую сторону князь Данилеи Пронскыи, а князь великии удари въ лице. Татарове же въ томъ часе повергоша копья своя и побегоша за реку за Вожю, а наши после за ними, бьючи ихъ и секуче и колючи, и убиша ихъ множество, а инии въ реце истопоша. По сихъ же приспе вечеръ, и заиде солнце, и смерьчеся светъ, и наста нощь, и бысть тма, и нелзе бяше гнатися за ними за реку; а на завьтрее бысть мъгла вельми велика, а Татарове тако и побегоша, еще сущи съ вечера и чрес всю нощь бежаху. Князь же великии на заутрие уже предъ обедомъ поиде за ними следомъ ихъ, и погнаша ихъ убежавшихъ далече, обретоша бо въ поле повержены дворы ихъ и шатры ихъ, и вежи ихъ, и юртовища ихъ, и алачюгы, и телеги ихъ, а въ нихъ товаръ безчисленъ весь пометанъ, а самехъ не обретоша, бяху бо побежали къ орде.
Князь же великии Дмитреи, възвратився оттуду на Москву съ победою великою, и рати роспусти съ многою корыстью. Сражение на Воже считается первой серьёзной победой войск Северо-Восточной Руси над огромным войском Золотой Орды и поэтому имел большой психологический смысл. Она показала уязвимость кавалерии ордынцев, не выдержавшей стойкой обороны и твердых ответных ударов. Для Мамая разгром на Воже от князя Дмитрия Ивановича стало тяжелым ударом, после чего он стал быстро терять своё положение в пользу Тохтамыша. И бысть месяца Августа, приидоша отъ орды вести къ князю великому Дмитрию Ивановичю, яже въздвизается рать Татарская на христианы, поганыи родъ Измалтескыи; и Мамаи нечестивыи люте гневашеся на великаго князя Дмитриа о своихъ друзехъ и любовницехъ и о князихъ, иже побьени быша на реце на Воже, подвижася силою многою, хотя пленити землю Русскую. Се же слышавъ, князь великии Дмитреи Ивановичь, събравъ воя многы, поиде противу ихъ, хотя боронити своея отчины и за святыя церкви и за правоверную веру христианскую и за всю Русскую землю. И переехавъ Оку, прииде ему пакы другая весть, поведаша ему Мамая за Дономъ събравшася, въ поле стояща и ждуща къ собе Ягаила на помочь, рати Литовскыя. Князь же великии поиде за Донъ и бысть поле чисто и велико зело, и ту сретошася погании Половци, Татарьскыи полци, бе бо поле чисто на усть Непрядьвы рекы.
И ту исполнишася обои, и устремишася на бои; и ступишася обои, и бысть на долзе часе брань крепка зело и сеча зла. Чрес весь день сечахуся, и падоша мертвыхъ множество безчислено отъ обоихъ, и поможе Богъ князю великому Дмитрию Ивановичю, а Мамаевы полци погании побегоша, а наши после, бьюще, секуще поганыхъ безъ милости. Богъ бо невидимою силою устраши сыны Агаряны, и побегоша, обратиша плещи свои на язвы, и мнози оружиемъ падоша, а друзии въ реце истопоша, и гнаша ихъ до реки до Мечи, и тако множество ихъ избиша, а друзии погрязоша въ воде и потонуша. Иноплеменници же гоними гневомъ Божиимъ и страхомъ одержими суще, и убежа Мамаи въ мале дружине въ свою землю Татарскую. И бысть побоище месяца Сентября въ 8 день на Рожество святыя Богородица, въ суботу до обеда. Князь же великии Дмитреи Ивановичь съ прочими князми Русскыми, и съ воеводами, и съ бояры, и съ велможами и с останочными полкы Русскыми, ставъ на костехъ, благодаривъ Бога, и похвали похвалами дружину свою, иже крепко бишася съ иноплеменникы и твердо за нь брашася, и мужескы храбровашася и дръзнуша по Бозе за веру христианьскую, и възвратися оттуду на Москву въ свою отчину съ победою великою, одоле ратнымъ, победивъ врагы своя. Испугавшись усиления московского правителя, Мамай решил сломить возраставшую мощь Руси, усилить ее зависимость от Орды. Он собрал войско, в которое помимо монголо-татар входили также отряды черкесов, осетин, армян и некоторых других народов.
На соединение с Мамаем выдвинулись войска литовского князя Ягайло Ольгердовича. Новое сражение с московским войском было назначено на конец лета. Получив известие об этом, Дмитрий объявил сбор всех полков в Москве и Коломне на 15 августа 1380 года. На помощь ему привели свои полки удельные князья. За духовной поддержкой Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя на битву и предсказал его победу. В благословенной грамоте говорилось: «Иди, господин, иди вперед. Бог и Святая Троица поможет тебе! За великую победу народ прозвал князя Дмитрия Ивановича — Донским, а его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского — Храбрым.
Победа над войском Мамая стала не просто военной удачей, она стала предвестником будущего освобождения Руси от ордынской зависимости. Вернувшись в Москву, князь отправился к преподобному Сергию. В монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. После победы на Куликовом поле Москва не платила дани завоевателям, пока новый ордынский хан, Тохтамыш, пользуясь поддержкой рязанского князя Олега, указавшего обходные пути к Москве, не взял город в 1382 году. Дмитрий был извещен о наступлении Тохтамыша, но после Куликовской битвы Москва не смогла выставить крупного войска. Город весь сгорел, кроме каменного Кремля.
Восстание, вероятно, было спланировано, так как его возглавил лично великий князь Александр Михайлович, собравший вооружённый отряд «созва тверичи» — то есть не только свою дружину , а погромы ордынцев состоялись и за пределами Твери в других городах Тверского княжества. Гибель Чол-хана в горящем княжеском дворце в Твери. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. ОР БАН. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века. Русская летописная история.
К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Шапка Мономаха — главная царская шапка великих князей и царей , символ самодержавия в России.
5.3. Восстание в Твери
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Тверское восстание против Шевкала. Тверская летопись 1327 года. 15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, сыном Тудана-Дюденя, двоюродным братом Узбека); татарский отряд был перебит. Восстание в Твери против ордынского баскака Чолхана было спровоцировано крайне жестоким поведением самого наместника и его свиты.
Борьба Московского и Тверского княжества за гегемонию в Северо-восточной Руси
Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей. Крупнейшим народным восстанием против монголо-татарского ига было Тверское восстание 1327 года. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено Золотой Ордой при участии Москвы и Суздаля.