Новости упражнения для развития эмоционального интеллекта у взрослых

Развитие эмоционального интеллекта возможно с помощью различных практических упражнений и стратегий. Упражнение «Эстафета чувств» Цель: Тренировка тактильных навыков, формирование адекватного восприятия взаимодействия с другими людьми. Как известно, развитие эмоционального интеллекта можно улучшить не только путем генетического наследования, но и путем тренировки.

Как развить эмоциональный интеллект: простые упражнения

Существуют разные игры, упражнения и техники для развития эмоционального интеллекта. это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики. из чего состоит эмоциональный интеллект. "Эмоциональный интеллект (EQ, с английского Emotional quotient – эмоциональная компетенция) – это способность человека понимать, контролировать, управлять собственными чувствами и эмоциями окружающих людей для решения поставленных задач. Хорошая новость в том, что развитие эмоционального интеллекта у опытных взрослых настолько же реально, насколько у детей. Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим.

Как развить эмоциональный интеллект

Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться. Осознать, что происходит Когда событие разговор, спор случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее.

Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций? Что конкретно? Что вы чувствуете?

На какое именно действие слово вы среагировали? Разбирая таким образом свои эмоции, запоминая эти раздражающие маячки, вы научитесь понимать — и предвидеть! Зачастую негативные эмоции вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. Но то, что вам кажется очевидным, не всегда является таковым.

Сотрудники боятся: Что с новой системой их работа может быть неэффективной Вдруг они не справятся Это выход из зоны комфорта. В таких ситуациях руководителю важно понять происходящее: что вызывает негатив и почему. Поняв это, можно устранить и страхи сотрудников «если у нас не получится, мы откажемся от этой системы», «если кто-то в работе с системой ошибется, наказания не будет» и т. В отношении себя в подобных ситуациях можно задать вопросы, которые прояснят происходящее и успокоят вас.

Например: «правильно ли я понимаю ситуацию? Фото с сайта media. Понимать себя Разные люди по-разному воспринимают одни и те же события. А все потому, что любая наша эмоциональная реакция на какое-то событие всегда связана с нашим личным жизненным опытом.

Если у вас есть свой «космический вредитель и злодей», ответьте себе на вопрос: почему меня так бесит этот человек? Ответы с большей долей вероятностью будут такие: «Потому что я тоже хотел бы так, как он, но не могу себе позволить», «Потому, что я ему завидую», «Потому что он справляется с этим делом лучше меня» и т. Признаться себе в подобном — тяжело, больно, но это большое дело. Как только вы научитесь понимать причину своего раздражения, поймете, что дело не в ком-то, кто лучше, а в вас самих и вашем отношении к окружающему миру.

Одним из способов самопознания может быть методика «Окна Джохари». Оно показывает, насколько хорошо человек знает себя. Это квадрат, разделенный на четыре части, каждая из которых — часть информации о человеке, передаваемая во время общения. Цель — сделать понятными для себя все четыре квадрата, но максимально расширить окна, А и Б.

Это непросто, и такая работа может занять всю жизнь. Окно Джохари помогает увидеть себя со стороны и избавиться от самосожаления и самооправдания. Управлять своими ощущениями Способ, которым владеют все, — это подавление эмоций. Однако он непродуктивен и зачастую просто опасен: накопившееся вдруг может выплеснуться с непредсказуемым эффектом в другой ситуации либо, известный вариант, проявиться в виде болезни.

Что может помочь: Дыхание: неспроста говорят «посчитай до 10 и выдохни». Это правило элементарное, но оно работает Любая физическая активность: бег, йога, просто уборка дома или прогулка Вербализация — описание своего состояния вслух «я волнуюсь, я сильно раздражен, у меня перехватывает дыхание и все внутри трясется». Чем подробнее это описание, тем быстрее уйдет нервозность и тем легче вы себя почувствуете Поза силы — это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, макушка головы стремится вверх. Медитация — идеальна, если у вас есть время для регулярных занятий.

Управлять эмоциями других людей Управлять эмоциями других — не значит командовать ими или подчинять их. Это и умение успокоить другого человека, если тот сильно разозлен, боится или расстроен, и умение заразить своим позитивом других людей. Например, вместо «нет, мы не будем этого делать» ответить «есть подозрение, что это не решит вашу задачу», «давайте поглубже разберемся в вопросе» и т. Читайте также probusiness.

Потому что он связан с управлением эмоциями и ситуациями в позитивном, оптимистичном, конструктивном ключе, а также с осознанием положительного значения любой эмоции». От того, умеем ли мы найти позитивные аспекты в разных явлениях и ситуациях, во многом зависит восприятие всего, что происходит в жизни. Одно и то же событие люди могут по-разному интерпретировать. Недаром говорят, что один в луже видит грязь, а другой — отражающиеся звёзды.

Только мы выбираем, что видеть. Эти три упражнения помогут вам сделать правильный выбор. Упражнение 1. Где конструктивное зерно?

Вводная часть. За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и победы. Далеко не каждому удается проследить их взаимосвязи и влияния, построить соединяющие их мосты, извлечь уроки для пользы дня сегодняшнего и будущего. На самом деле старые драмы, непроработанные кризисы похожи на тлеющие пожарища, которые способны вспыхнуть в любой момент и разгореться с новой силой. Несчастны те, кто скрывает свои недуги под маской своей персоны, традиций в семье «так принято», устаревших шаблонов культуры, деньгами, престижем в обществе. Им принадлежит царство психиатрии. Первая часть - это самопредъявление. Наша задача сейчас будет состоять в том, чтобы вспомнить три самых драматичных, неприятных события в жизни и расположить их по степени важности, начиная с самого тяжелого. Затем назвать их.

Упражнение, естественно, выполняется по желанию. Вторая часть: описать негативные события в позитивном ключе, то есть сказать о тех положительных уроках, какие вы извлекли из происходившего, об опыте, повлиявшем на качество жизни. Кроме того, вы можете их переформулировать как правила на будущее, как задачи, которые вы себе ставите. Это будет, по сути, тренировкой нашего оптимизма и веры в свои силы. Что вы скажете о выстроенной вами иерархии драматических событий? Всегда ли ваша позиция в этом плане будет незыблемой? Или, возможно, с возрастом и опытом будут внесены некоторые коррективы? Какие линии взаимосвязей вы можете провести между названными событиями? Завершены ли они для вас в вашей душе?

А что, если попробовать дерзнуть, придать нашим ценностям новый смысл — противоположный устоявшемуся, который и обусловил отчасти наши неудачи в прошлом?! Такое явление называется инверсией. Третья часть: проект биографии — в общем круге. Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Давайте откажемся от предсказуемости. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей. Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни.

Обсуждение «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым? Тренер в этом случае может сказать, что оптимизм означает, безусловно, ошибочное восприятие реальности, сфокусированное на позитивных ее аспектах. Оптимисты переоценивают свои шансы на успех и недооценивают значение неудач. Однако опыт показывает, что их чрезмерно радужные ожидания имеют обыкновение сбываться. Наиболее точное восприятие реальности во всей ее сложности легче всего встретить в отделении неврозов, депрессивных расстройств, но это лишний довод в пользу того, к чему, собственно, имеет смысл стремиться. Подведение итогов тренинга. Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта. Заполнение оценочных анкет Приложение 5.

Одна из заключительных частей социально-психологического тренинга, дающая всем членам группы возможность выразить свои чувства — обмен чувствами. Упражнение «Дружественная ладонь». На листе бумаги каждый обрисовывает свою ладонь, внизу подписывает свое имя. Участники оставляют листочки на стульях, сами встают и, двигаясь от листочка к листочку, пишут друг другу на нарисованных ладонях что-то хорошее понравившиеся качества этого человека, пожелания ему. Список литературы. Гоулман, Д.

Развитый эмоциональный интеллекта является важной компетенцией не только для руководителей, но и для линейных сотрудников. Для развития эмоционального интеллекта отлично работают тренинговые программы и посттренинговое сопровождение. Проведение упражнения: В зависимости от количества участников в группе делим на подгруппы по 3-6 человек. На листе ватмана вам нужно нарисовать различные уголки природы, деревья, цветы, животных.

Важно, что каждый образ у вас ассоциируется с определенным чувством.

В результате можно обрести не только эмоциональную устойчивость, но и уважение коллег, руководства, друзей, родственников. Человек, владеющий своими чувствами, с легкостью налаживает личную жизнь, быстро продвигается по карьерной лестнице, достигает благосостояния. Яркий пример — Джо Витале, которому удалось стать мультимиллионером после нескольких лет, проведенных без крыши над головой. Внимания заслуживает и серия книг Нико Баумана, объясняющего, насколько важны правильные мысленные фокусировки. Развитие EQ не имеет смысла без ориентации на правильные ценности. В противном случае умение контролировать себя и понимать окружающих не будет направлено в нужное русло. Какие факторы мешают улучшить? Повышение EQ — серьезная работа над собой, которая начинается с раннего дошкольного возраста. Отставание в развитии эмоционального интеллекта может быть вызвано следующими факторами: Привычка не решать проблемы, а уходить от них.

Как правило, затруднения при контактах с социумом испытывают люди, считающие себя никому не нужными и покинутыми. Такие личности предпочитают грустить в одиночестве, вместо того чтобы начать искать выход из сложившейся ситуации. Невосприимчивость к невербальным сигналам. Эту особенность можно заметить у каждого десятого индивидуума. Она выражается в ошибочной расшифровке мимики собеседника, непереносимости зрительного контакта, размытости границ личного пространства. Агрессия в качестве реакции практически на любое событие.

Внутренний наставник: 7 шагов для развития эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект: инструменты и способы развития у взрослых/ Методические рекомендации. Развитие эмоционального интеллекта требует концентрации на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Уровень развития эмоционального интеллекта может зависеть от множества факторов, например.

Эмоциональный интеллект упражнения для тренинга – Упражнения для развития эмоционального интеллекта

опросник эмоционального интеллекта Д.В. Люсина (Приложение 1), и методика Н Холла для определения уровня развития эмоционального интеллекта (Приложение 2). Уникальный авторский тренинг, который поможет развитию вашего эмоционального интеллекта и управлению эмоциями! Цель: знакомство с концепцией эмоционального интеллекта и развитие эмоциональной компетентности лидеров. ‍ После игр и упражнений повысится уровень эмоционального интеллекта и родители смогут наблюдать ребёнка, который.

Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых

Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях?

Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Для начала нужно назвать хотя бы десять эмоций и продолжать пополнять этот список в течение всей жизни. Если удалось разобраться со своими ощущениями, самое время начать анализировать чувства других людей.

При любом удобном случае надо наблюдать, как они реагируют на радостные и печальные события, как ведут себя в сложных и непредвиденных ситуациях, способны ли не терять самообладание. Следует взять на себя ответственность за свою жизнь и все происходящие в ней события. Обвинять других в собственных неудачах недопустимо.

Многие жизненные ситуации повторяются неоднократно. Нужно подумать, какие чувства они вызывают, найти новые формы реагирования на различные раздражители. Как развивать самостоятельно?

Существует семь основных методов развития EQ: Не разделять все эмоции на хорошие и плохие. Отказавшись от категоричного разделения чувств, можно понять, что заставило человека поступить плохо с точки зрения общепринятых норм. Что касается собственного поведения, надо решить, подходит ли эта эмоция для данной ситуации или она лишь мешает двигаться вперед.

Вести ежедневник эмоций. В него можно записывать пережитые за день эмоции, трудности, которые пришлось преодолеть, фразы, оставшиеся несказанными. Это позволит проследить, что именно служит спусковым крючком для тревоги и депрессии, подумать, как в следующий раз отреагировать на негатив со стороны других людей или возникшие проблемы.

Все успехи обязательно надо записывать, ведь так приятно наблюдать, как жизнь меняется к лучшему.

Как часто мы, не контролируя свои эмоции, бросаемся вспышками гнева на своих близких? Нам кажется, что это нормально, что такие взрывы помогают нам решить проблемы.

Но на самом деле, они только усугубляют ситуацию и разрушают отношения с окружающими людьми. Понимание своих эмоций помогает нам понять причины и научиться контролировать их. Вместо того, чтобы взрываться гневом, мы можем найти способы решить проблему более конструктивно, с сохранением взаимопонимания и согласия.

Другой пример — наша реакция на стрессовые ситуации. Когда мы переживаем неприятности, мы часто думаем, что это конец света и не видим никаких выходов. Но развитие эмоционального интеллекта помогает нам осознать, что стрессовые ситуации временны и из них всегда можно найти выход.

Разделите их на позитивные и стрессовые, тревожные. Используя эти списки в качестве руководства, в течение следующей недели отмечайте эмоцию каждый раз, когда вы ее определяете. Оцените свой список в конце каждого дня или недели. Удивило ли вас что-нибудь? Преобладают ли эмоции, вызывающие тревогу, над положительными? Составьте план действий по внесению изменений, чтобы негативные эмоции не смогли взять над вами верх.

Отслеживая свои эмоции, вы лучше понимаете, какую власть они имеют над вами, как положительные, так и отрицательные. Умноженное счастье Эмпатия подразумевает, что мы ставим себя на место другого человека, особенно в неблагоприятных ситуациях. Буддийское выражение mudita подразумевает эмпатическую радость, когда мы бескорыстно радуемся всему хорошему, что происходит с другими. Попробуйте настроиться на это чувство в течение недели, когда кто-то будет делиться с вами своими достижениями или заслугами.

Фитнес для ума: 9 упражнений на развитие интеллекта

Многие из нас хотят управлять другими людьми. Но научиться этому можно, только если человек умеет управлять своими эмоциями. Читайте также: Эмоциональный интеллект относится к soft skills, которые можно и нужно прокачивать для эффективного взаимодействия с людьми. Этот навык позволяет быстро осознать суть проблемы, использовать подходящий управленческий приём и получить максимальный результат.

Тесты на эмоциональный интеллект Есть много тестов для измерения уровня EQ. Один из самых быстрых — Бостонский опросник для определения уровня эмоционального интеллекта. Ответив на вопросы теста, вы сможете лучше узнать себя и определите проблемные места своего эмоционального интеллекта.

У Бостонского опросника пять групп вопросов: Самопознание — про умение замечать эмоцию и называть её. Управление эмоциями — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные. Самомотивация — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела.

Управление отношениями — про умение взаимодействовать с другими людьми. Помощь другим в решении эмоциональных проблем — про умение проявлять эмпатию и поддерживать других людей. Ещё один тест, который часто предлагают пройти, чтобы определить уровень эмоционального интеллекта, — тест Холла.

Он даёт оценку вашего EQ по пяти направлениям шкалам : Осознание и понимание своих эмоций — про умение замечать эмоции и называть их. Эмоциональная отходчивость — про умение быстро оправиться после неудач, сосредоточиться на выполнении дела. Управление своим поведением — про умение переключаться с негативных эмоций на позитивные.

Сопереживание другим людям — про эмпатию и умение поддерживать окружающих. Эмоциональное воздействие на окружающих — про умение добиваться своих целей через общение. У этих тестов примерно одинаковая схема и система подсчёта баллов.

Поэтому можно пройти один из них. А можно — сначала один, проанализировать результаты и попробовать поработать над собой. А через какое-то время пройти другой, чтобы понять, есть ли у вас прогресс.

Как развить эмоциональный интеллект Борис Шпирт, эксперт по клиентскому сервису, коммуникации и продажам, уверяет: первое, чему нужно научиться при работе с эмоциями, — это их выражению. Борис Шпирт «Да, многих из нас в детстве учили держать эмоции глубоко внутри. И мы привыкли, сжав зубы, не плакать или не смеяться.

Но это неправильно — подавленные эмоции всё равно дадут о себе знать.

Как результат — недопонимание и конфликты. В первую очередь нужно научиться правильно выражать внутреннее состояние без нанесения вреда собственному организму и окружающим. Занятия актерским мастерством и увлечение театром отлично прокачивают нужные умения. Простые техники EQ, как и IQ, не дается при рождении.

Однако всему можно научиться, совершая простые ежедневные действия, позволяющие приучить разум вмешиваться в стихийные процессы. Привычка «напрашиваться на критику» открывает мир собственных неосознанных эмоций, спрятанных глубоко в подсознание, и стимулирует личностное развитие. Тренировка мозга Простые упражнения на отзеркаливание развивают нейроны, отвечающие за копирование чувств и движений, увиденных со стороны. При работе в паре повторение друг за другом спонтанных движений и интонаций приходит понимание настроения партнера, вчувствование в чужое состояние. В конце каждого упражнения важно проанализировать ощущения в теле и настроении.

Хороший эффект раскрепощения и отвлечения от привычных мыслей и манер дает копирование поведения разных животных. Очень важно уметь переключаться в исходное состояние и не застревать в других ипостасях. Работа с эмоциями Принято считать: радость и веселье — хорошо, грусть и злоба — плохо.

При этом уменьшить длительность одного урока и увеличить продолжительность обучения в днях.

В нашей школе примером такого тренинга является Марафон EQ. Самый главный акцент в нем сделан на практические задания, которые нужно делать по чуть-чуть 4 недели. То, что на очном тренинге люди получают за 2 дня, на марафоне порциями в течение 30 дней. За счет такой длительности и регулярности эффект получается очень устойчивым.

Примеры тренинг-упражнений по развитию эмоционального интеллекта Школ и тренеров по эмоциональному интеллекту много. Ярко-выраженное отличие нашей школы: исследования доктора Экмана в мимике лица. Именно тренировка в распознавании эмоций других людей по мимике лица позволяет глубже копнуть в тему эмоций и освоить навыки чтения невербальных сигналов, которых нет в других школах. Одно из практических упражнений на нашем тренинге по эмоциональному интеллекту проходит так: человек рассказывает историю из своей жизни, а другие пытаются понять по лицу, какие эмоции он испытывает.

Все это мы снимаем на камеру, можем вернуться и посмотреть. И часто происходят интересные инсайты. Человек рассказывает историю о том, как он, например, разозлился. Но помимо злости участники видят на его лице и отвращение, и презрение, и печаль.

Он думает что рассказывает историю про чистый гнев, но на самом деле эмоции редко приходят одни в чистом виде. Когда умеешь наблюдать — проявляется гамма эмоций. Она не заметна рассказчику, но очевидна внимательному наблюдателю. Это хорошее упражнение закрывает сразу две области компетенций.

Когда люди наблюдают друг за другом, они развивают свой навык понимания себя своей гаммы эмоций и навык понимания других чтение эмоций по мимике другого человека. Каждый человек может увидеть гнев или печаль на лице другого, когда эмоция интенсивная. Если ты не аутичный человек или психопат. Но, развивая эмоциональный интеллект с помощью правильных упражнений, можно научиться видеть и подавляемые эмоции.

И даже те который человек в себе не осознает или пытается скрыть. Создание доверия в программе тренинга по эмоциональному интеллекту Важный момент в тренинге по эмоциям — создать экологичную атмосферу, чтобы люди не боялись делиться своим опытом с другими людьми. В обществе мы привыкли подавлять эмоции, не показывать их. И это нормально.

Многие жизненные ситуации повторяются неоднократно. Нужно подумать, какие чувства они вызывают, найти новые формы реагирования на различные раздражители. Как развивать самостоятельно? Существует семь основных методов развития EQ: Не разделять все эмоции на хорошие и плохие. Отказавшись от категоричного разделения чувств, можно понять, что заставило человека поступить плохо с точки зрения общепринятых норм. Что касается собственного поведения, надо решить, подходит ли эта эмоция для данной ситуации или она лишь мешает двигаться вперед. Вести ежедневник эмоций. В него можно записывать пережитые за день эмоции, трудности, которые пришлось преодолеть, фразы, оставшиеся несказанными. Это позволит проследить, что именно служит спусковым крючком для тревоги и депрессии, подумать, как в следующий раз отреагировать на негатив со стороны других людей или возникшие проблемы. Все успехи обязательно надо записывать, ведь так приятно наблюдать, как жизнь меняется к лучшему.

Чтобы быстро успокоиться в сложной ситуации, нужно представить худший исход развития событий и подумать, как можно будет выйти из этой ситуации. Жизнь продолжится в любом случае, поэтому волноваться не стоит. Когда нет сил и желания действовать, не нужно дожидаться мотивации. Следует составить план и сразу начать его выполнять. Например, если нет стимула заниматься спортом, надо приобрести пробный абонемент в фитнес-клуб.

Эмоциональный интеллект упражнения для тренинга – Упражнения для развития эмоционального интеллекта

По такой же схеме отработайте все эмоции, повышающие эффективность человеческой деятельности: принятие, доверие, интерес, восхищение «Раздражители» Попробуйте в течение нескольких дней специально фиксировать внимание на неожиданных раздражителях: громких звуках или ярком свете. Постарайтесь сформулировать, что происходит с вашей эмоциональной сферой при воздействии таких раздражителей. Упражнения для эмоциональной устойчивости Эти упражнения тренируют устойчивость нервной системы и увеличивают скорость адаптации при изменении внешних условий. Освоив эти упражнения, человек перестаёт быть «заложником эмоций», приобретает уверенность, что в каждой ситуации может контролировать эмоции. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача — не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним — раздражение. Руки свободно положите на колени, закройте глаза.

Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите через нос, губы слегка сомкните, но не сжимайте. Проследите, чтобы во время вдоха и выдоха не включались вспомогательные дыхательные мышцы, особенно при вдохе не следует расправлять плечи.

В 1990 году это понятие определили как «эмоциональный интеллект» ЭИ — умение отслеживать свои и чужие эмоции, различать их и использовать эту информацию в своем мышлении и поведении.

Название ЭИ, или EQ — emotional quotient, — закрепилось и в науке, и в сознании людей, но до сих пор не все понимают, как работать с этим типом интеллекта. Посмотрим, что об этом говорит современная наука. Что есть что: разберемся с понятиями Обсуждая понятие ЭИ, ученые пришли к выводу, что он включает в себя навыки из четырех основных областей: восприятие эмоций — способность распознавать эмоции, «считывать» их, например, в выражении лица, тоне голоса, фильмах, музыке, и т. Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия».

И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний. Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо.

Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние. В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них.

Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой. Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов.

Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации. Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу.

Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно. Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта.

Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции. Здесь нужно оговориться, что ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, может ли человек контролировать свои эмоции. С одной стороны, есть данные о том, что, переключая внимание или меняя свое отношение к ситуации, можно изменить и эмоциональный ответ.

С другой, к примеру, смещение фокуса внимания с фигуры Гитлера на его возраст в эксперименте, где нужно было оценить возраст Гитлера и свое к нему отношение никак не повлияло на чувства людей к диктатору. Можно предположить, что в какой-то степени управлять эмоциями можно, но, видимо, не всегда. Подавлять негативные эмоции никто и не требует — это может быть вредно для психики. Но вот что можно сделать всегда, так это изменить способ выражения эмоций, свою реакцию и поведение, — и те, кто способен это контролировать, оказываются счастливее и успешнее в жизни. Человек, достигший этого уровня пирамиды эмоционального интеллекта, становится более открытым к людям, гибким и восприимчивым — и одновременно с этим не так остро реагирует на происходящее, не позволяет чужим эмоциям сильно сбивать себя с толку. Это готовит почву для следующей ступени ЭИ — развития эмпатии. Эмпатия является продолжением осознанности: научившись понимать свои собственные чувства и эмоциональные реакции, человек затем развивает способность поставить себя на место другого и спрогнозировать эмоции этого человека.

Таким образом, эмпатия позволяет адекватно реагировать на других, активно включаться в их проблемы и радости, — за счет этого мы развиваем свои социальные навыки, формируем свой круг общения. Долгое время считалось, что именно поэтому аутичные люди с трудом заводят друзей и испытывают другие сложности в социуме. Но последние исследования показывают , что аутисты испытывают не меньше эмпатии к другим аутичным людям, чем нейротипичные без РАС люди к таким же, как они. Эта находка заставила ученых пересмотреть подходы к изучению эмпатии. Оказалось, что аутисты просто испытывают эмпатию иначе — скорее на эмоциональном уровне, чем на когнитивном, как это делают нейротипичные люди. Нейротипичный человек чаще определяет эмоции по контексту, аутичный — по прямым проявлениям. Так что, если человек плохо считывает социальные шаблоны, это еще не говорит о его низком эмоциональном интеллекте — вполне возможно, что его ЭИ расцветет в других условиях, когда окружающие будут более открыто делиться своими эмоциями.

Ваш коллега или партнер, как вам кажется, недостаточно эмпатичен? Попробуйте говорить о своих чувствах напрямую — это может помочь. Оставшиеся четыре ступени в пирамиде эмоционального интеллекта — это уже уровень «про», которого достигают далеко не все даже осознанные и рефлексирующие люди. Начинается он с экспертизы: человек с такими навыками ЭИ может учить других распознавать свои эмоции, выступать медиатором в спорах или, к примеру, стать психологом. Дальше идет самоактуализация самореализация — этот этап совпадает с верхней ступенью в пирамиде Маслоу. Исследователи ЭИ подчеркивают, что максимально реализовать свой потенциал можно только тогда, когда человек достиг гармонии со своими эмоциями и научился обходиться с чужими, — именно поэтому для достижения самореализации важно развивать эмоциональный интеллект.

Евгений, 32 года Перестала забывать, куда кладу вещи, в магазин теперь хожу без списка, да и вообще мысли стали собраннее. Дарья, 31 год Я выполняю заказы на дому. Из-за невнимательности и частых ошибок мне стали давать меньше заказов. Викиум мне очень помог! Теперь я не просто выполняю заказы без ошибок, но делаю это гораздо быстрее.

Как развить эмоциональный интеллект: 6 навыков для улучшения карьеры и жизни.

упражнения на развитие эмоционального интеллекта у взрослых. Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание. Для развития новых эмоциональных навыков необходимы сознательные усилия и следование определенной методике. "Эмоциональный интеллект (EQ, с английского Emotional quotient – эмоциональная компетенция) – это способность человека понимать, контролировать, управлять собственными чувствами и эмоциями окружающих людей для решения поставленных задач. Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние. Огромный вклад в развитие эмоционального интеллекта у ребенка вносят родители.

Как развить эмоциональный интеллект: простые упражнения

Автор книги «Развитие эмоционального интеллекта» Джилл Хэссон пишет, что главная часть эмоционального интеллекта – это позитивное мышление: «Почему? Это упражнение на развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку научиться осознавать свои состояния. Определите свои цели в развитии эмоционального интеллекта и разбейте их на маленькие, достижимые шаги. Хотя развитие этого типа интеллекта рассматривается как нечто, чего можно достичь только в детстве, правда в том, что есть игры на эмоциональный интеллект для взрослых, все они веселые и помогают получить глубокое эмоциональное самопознание. это приложение для развития эмоционального интеллекта с помощью практики. Однако существует модель эмоционального интеллекта, которая включает в себя 5 важных компонентов: самосознание и самоконтроль, эмпатия, цели и видение, социальность, личное влияние.

Развитие эмоционального интеллекта: как умение понимать себя и свои чувства

Это мешает им настроиться на решении собственных жизненных вопросов, затуманивает их мысли и чувства. Люди, отличающиеся высоким показателем EQ, не беспокоятся зря о том, на что лично не могут повлиять. Если они не способны решить глобальную проблему, они просто ее отпускают и концентрируются на более актуальных для их жизни задачах. Для развития эмоционального интеллекта без привычки оптимистично смотреть на вещи просто не обойтись. Многочисленные исследования показали, что оптимисты физически и психологически более здоровее и успешнее, чем пессимисты. Проговаривание эмоций Все люди испытывают эмоции, но мало кто может точно идентифицировать их и описать особенность их происхождения и течения. И дело тут не только в недостатке словарного запаса, но и в неумении правильно определять эмоции и их значения. Те, кто отличается высоким EQ, хорошо управляют своим поведением и эмоциями, поскольку могут точно определить и понять свои ощущения. К примеру, если человек чувствует себя плохо, то он должен уточнить для себя оттенки этой эмоции, в которую могут войти чувства раздражения, разочарования, одиночества, тревоги и пр. Чем яснее определена эмоция, тем лучше будут поняты ее причина и способы ее контроля.

Тактичная настойчивость Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта умеют найти баланс между хорошими манерами, чувством эмпатии и целеустремленностью. Это тактичное сочетание идеально подходит для разрешения конфликтов. При большинстве разногласий кто-то выбирает пассивную, а кто-то активную манеру поведения. Эмоционально интеллектуальные люди умеют контролировать агрессию, но при этом остаются настойчивыми. Это позволяет им нейтрализовать сложное поведение их оппонентов и разрешить конфликт, не наживая врагов. Любознательность Неважно, к какому типу относится человек с высоким EQ — к интровертам или экстравертам, — он всегда любознателен. Не стоит путать эту привычку с обычным любопытством — бессознательным стремлением к познанию, которое часто выходит из-под контроля, может мешать общению и даже разрушить отношения. Любознательность является продуктом эмпатии — одной из ключевых ступеней к высокому EQ.

Нам такая техника очень помогла в первые месяцы появления в семье второго малыша. Наш старший мальчик очень бурно ревновал, хотя ревность носила не прямой, а косвенный характер и выражалась его агрессией в сторону бабушки и детей на улице.

Я придумала сказку, где главным героем был мальчик, который очень любил своих родителей, которого тоже очень любили, но вдруг родился его братик, и он стал бояться, что его стали любить меньше. Он начал ревновать и т. В процессе рассказа этой сказки, я видела, как мои слова помогают нашему сыну осознать то, что происходит с ним. При всем этом, я говорила о том, что чувства, которые тот мальчик испытывал совершенно нормальные, что многие их испытывают, что родители не стали любить его меньше и то, что его братишке очень повезло, что у него есть такой замечательный старший брат. Про детскую ревность в семье с несколькими детьми я обязательно напишу статью, возможно и не одну, здесь же скажу, что данная техника нам очень помогла. Она хороша тем, что посредством сказки до ребенка можно донести те мысли, которые в обычном разговоре он не услышит. Обсуждение с ребенком ситуаций при чтении сказок и совместном просмотре мультфильмов. Хорошо разговаривать в таком ключе — «Как ты думаешь, а что почувствовал мишка в этой ситуации? Чудесный вариант обращать внимание ребенка на эмоции других детей, когда они играют на улице. Это учит и пониманию эмоций и развивает чувство сопереживания.

Отличным «инструментом» развития и расширения внутреннего мира эмоций ребенка служит домашнее животное. В нашей семье примером живого существа, на эмоции которого следует обращать внимание, служит собака. Об их дружбе со старшим сыном у меня также написана отдельная статья. С очень «мимимишным» видео! Для детей постарше прекрасным вариантом досуга и способом тренировки EQ может послужить игра «угадай эмоцию». Один ребенок молча изображает, а другие отгадывают. Море позитива обеспечено! Недавно я открыла еще один замечательный вариант для развития EQ детям, да и просто для совместного досуга и интересного времяпрепровождения всей семьей. Это — настольная игра «Шакал».

Но что делать, если уровень эмоционального интеллекта не достаточно высок частое явление либо человек хочет научиться справляться со своими и чужими эмоциями еще лучше? В Сети есть тысячи тестов, но даже специалисты говорят, что все они субъективны. Наш журналист побывал на тренингах по развитию эмоционального интеллекта EQ и делится полезными упражнениями, которые рекомендуют эксперты — они помогут вашим эмоциям оставаться в равновесии и вовремя гасить конфликты. Что делать, если в сложной ситуации вы теряетесь и не можете вообще сказать ни слова. Либо не можете успокоиться, пока не ответите на грубость — и часто так же грубостью. Или же не можете выйти из затяжной перепалки, сжигающей время, нервы и энергию. Ответ, казалось бы, прост — развивать свою эмоциональную устойчивость. Но как это сделать? Предлагаем начать с простых упражнений, которые, как минимум, помогут успокоиться. Осознать, что происходит Когда событие разговор, спор случилось и эмоция вас накрыла, что-то предпринимать уже поздно. Научитесь распознавать заранее «предвестников бури» — триггеры, которые запускают эмоцию, заранее. Остановитесь на мгновение, забудьте обо всем и прислушайтесь к себе. Что вызвало в вас шквал эмоций?

Существует семь основных методов развития EQ: Не разделять все эмоции на хорошие и плохие. Отказавшись от категоричного разделения чувств, можно понять, что заставило человека поступить плохо с точки зрения общепринятых норм. Что касается собственного поведения, надо решить, подходит ли эта эмоция для данной ситуации или она лишь мешает двигаться вперед. Вести ежедневник эмоций. В него можно записывать пережитые за день эмоции, трудности, которые пришлось преодолеть, фразы, оставшиеся несказанными. Это позволит проследить, что именно служит спусковым крючком для тревоги и депрессии, подумать, как в следующий раз отреагировать на негатив со стороны других людей или возникшие проблемы. Все успехи обязательно надо записывать, ведь так приятно наблюдать, как жизнь меняется к лучшему. Чтобы быстро успокоиться в сложной ситуации, нужно представить худший исход развития событий и подумать, как можно будет выйти из этой ситуации. Жизнь продолжится в любом случае, поэтому волноваться не стоит. Когда нет сил и желания действовать, не нужно дожидаться мотивации. Следует составить план и сразу начать его выполнять. Например, если нет стимула заниматься спортом, надо приобрести пробный абонемент в фитнес-клуб. Занятия в компании подтянутых людей, ведущих здоровый образ жизни, естественным образом вдохновят последовать их примеру. Необходимо хотя бы иногда ставить себя на место других людей, представлять, что как бы вы поступили в тех или иных обстоятельствах. Это ключ к пониманию собеседников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий