Ямщи́к — представитель особой межклассовой прослойки тяглового населения Руси, назначенный в установленном порядке из крестьян либо горожан для исполнения ямской.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Поездки «на перекладных» — что это?
- bom100 • Выдержка из статьи В. Белоброва "О ямщиках и ямах"
- Ямщик — значение и сущность этой профессии
- Форма обратной связи
Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик
Существует много мифов и неточных представлений о работе почты, ямщиков и всей системы транспорта дореволюционной России. Смотреть что такое «ямщики» в других словарях: ямщики — Управляли почтовыми ямскими лошадьми, находились на казённой службе, выполняли ямскую повинность (вид личной повинности), установленную в Московском государстве в XVII в. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Из какого языка пришло слово «ямщик» – Самые лучшие и интересные новости по теме: Александр Пушкин, Культура, вяземский на развлекательном портале
Почтовые станции и станционные смотрители
При тщательном отборе работников предпочтение, в первую очередь, отдавалось тем, чьи предки уже были ямщиками, так что профессия часто переходила от одного поколения к другому. Селили Ямщиков с семьями в отдельных слободах, расположенных у почтовых трактов. Они должны были заботиться о лошадях, готовых отправиться в путь по первому требованию. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы.
Ивану Полеологову удалось выстроить ямской поселок на реке Тосне [86] уже в первой половине 1715 года, где и поселились прибывшие ямщики-переведенцы. Среди дел по ямщицкому вопросу, которые рассматривал Сенат в первом полугодии 1715 г.
Это дело приоткрывает поспешность и поверхностность, с какими губернские власти высылали ямщиков с насиженных мест в новую столицу. Причем, подобное положение прослеживается и по другим губерниям. Во всех встречающихся делах по переселению ямщиков чувствуется торопливость и нервозность тех, кто за это переселение отвечал. Итак, 30 мая 1715 года ямщик Козма Вологженинов из города Козмодемьянска Казанской губернии подал в Сенат свое прошение об отъезде назад, в родной дом. Он писал, что по царскому указу должны были выслать из их города лучших ямщиков, «а он, Козма, …стар и дряхл и бездетен».
И просил ямщик Козма сенаторов «для его старости и одиночества отпустить в Козмодемьянск». Рассмотренные выше дела дают возможность относительно точно установить время расселения ямщиков на Тосненском Яму: между 4 февраля и 30 мая 1715 года. В прошении Козмы Вологженинова нет жалобы на отсутствие нормальных условий для жизни на новом месте, но уже сам факт, что он настоял на своем возвращении домой, говорит сам за себя: «от добра добра не ищут» — гласит русская пословица. И хотя комиссар Иван Полеологов оказался человеком расторопным и сумел подготовить на Тосне пригодные для жизни дома и дворы, трудностей и казанским ямщикам при переселении, надо полагать, выпало немало. Трудности устройства переселенцев на новом месте Исследователям истории ямской почты в Ингерманландии еще предстоит обнаружить материалы, иллюстрирующие трудности, с которыми столкнулись при переселении на новое место жительства переведенцы из Казанской губернии.
Пока же мы можем представить себе непростые обстоятельства их расселения, ознакомившись с подробностями переселения ямских охотников на большую перспективную дорогу из других губерний. Часть губерний отправила ямщиков в соответствии с указом Сената сразу, «по первому зимнему пути», не построив для переселенцев жилья заранее. Ямщики прибыли в Петербург в начале зимы 1714-1715 гг. Ямщики, часть из которых прибыла в столицу с семьями, оказались в Санкт-Петербурге без крыши над головой и без пропитания. Так, переведенцы из разных городов Московской губернии в 1715 году жаловались в Сенат, что они высланы в Петербург «с женами и с детьми в скором времени», «неисправясь в нужде», «и до С.
В своей жалобе переселенец сообщал, что «высланы они с Воронежа, с ямской слободы на житье на Волхово и для строения домов своих», но «им из ямской слободы с мирских людей никакой подмоги не дано и государева жалованья нигде не выдано», а потому «им построиться и кормиться не чем». Воронежские ямщики просили, «чтоб великий государь пожаловал их, велел на строение домов и им на пропитание выдать жалованье, чтоб им чем было пробыть». Ямщики объясняли, что они сделали все по указу, были «высланы они к тому строению с лошадьми и плотничными снастями на Волхов всего 7 дворов по человеку». В губернии своей «велено им требовать» в Петербурге «под то строение места и других припасов у кого надлежит». Когда они «приехали в С.
Потому что «ныне они живут в С. Так писали ямщики из Воронежа. Канцелярия Сената навела справки, и оказалось, что хотя ямщики и высланы из Азовской губернии, но «коммисара по 19 сего ноября для того поселения с деньгами не прислано». Не взирая на угрожавший наказанием указ Петра о порядке подаче челобитных, ямщики шли на его нарушение и пытались искать в Сенате правду. В своем доношении переведенцы писали, что они «самые скудные, одинокие и безлошадные люди»; что «ныне в С.
Не зная, что делать со скопившимися в Петербурге ямщиками, А. Меньшиков 15 марта 1715 года пишет в Сенат, что «царское Величество указал изо всех ямщиков», прибывших в столицу «на переведение, оставить здесь треть, а достальных отпустить в домы их до того времяни, как на здешних ямах дворы им построены будут; а для строения дворов их нарядить изо всех губерний», «из ямщиков, которые на переведение сюда не написаны», «со всякою плотничною снастью, и с подмогою и с провиантом до того времени, как они на здешних ямах все домы переведенцам построят»! Причем, построить эти дома должны были их же земляки, которым надо было прибыть в Петербург с плотниками и «плотничною снастью». Потом эти ямщики-«непереведенцы» должны были вернуться в свои губернии, а переведенцы снова возвращаться в Петербург! Такие решения Петра Первого и его помощников в комментариях не нуждаются.
Можно только посочувствовать русским людям, добравшимся до новой столицы в столь сложное время и вынужденным возвращаться назад без средств к существованию. Вот так и ходила Русь-матушка туда и сюда по «прешпективной» большой дороге. Ходила и умывалась слезами. Часть ямщиков из Азовской губернии осела в Чудово, также претерпев немало. Челобитные ямских людей в Сенат красноречиво рисуют картину обустройства в новом крае, по которой отчасти можно судить, как заселялся и Тосненский Ям.
Он выделил дворянина Д. Шамшева для расселения ямщиков «на Волхове на Соснинке реке на новоочищенной большой дороге». А местные «крестьяне в скасках написали, что на том месте» ямщикам «жить и селиться невозможно, потому что то место ниско, вода… стоит на том месте многое число». А «хлеба пахать и сена косить негде, потому что подошли вблизости болота». Тогда дворянин Шамшев отвел ямщикам «под дворы землю на Чудове на Кересте реке на новоочищенной большой дороге».
Место лежало «от реки Керести до деревни Чудова до сельца Куртова», где представитель власти «пашенную землю и сенных покосов и лесных угодий» ямщикам отвел и «приказал им на дворовое строение лес подряжать и самим рубить, кому что пригодно». Ямщики взялись за работу, и «на том месте себе строения хоромы сторговали и лес подряжали и сами рубили и на то место возили и клали, кому что надобно». Казалось бы, все устраивалось благополучно. Однако через несколько месяцев в 1715 г. Ямщики обратились к Меньшикову с просьбой оставить их на указанном месте, для чего «послать добраго человека… а его майора Путилова, ложному его челобитью не поверить».
Через месяц, 16 февраля 1715 года, сенаторы «приказали: вышеписанных городов Касимова, Воронежа выборным ямщиком Андрея Симонова, Анисима Фролова с товарищи об отводе для поселения под дворы и пашенныя земли и сенных покосов и лесных угодий… указ учинить». Показательно в этом смысле прошение ямщиков Московской губернии, прибывших в Петербург числом 73 выти. Поселили московских ямщиков «от С. Упуская многие подробности их мытарств, все же предоставим им самим возможность хотя бы вкратце рассказать о своем устройстве в столице. И обратились они в Сенат потому, что «стало ныне пить и есть им нечего, и взять негде, помирают они, маломочные, голодною смертию, и во всем ином великую нужду имеют , а подмоги им… не дано», да «и его царскаго величества жалованья в С.
Далее ямщики пишут о том, что им, ямщикам, «в новоучиненной их Ямской слободе» дворы строят и «с 50 фатер построено, и в тех избах их братья, ямщики, с жеребья ныне живут, а на другие выти достальных фатер еще не построено». А подрядчики, которые должны были строить ямщицкое жилье согласно договора, «без денег квартер им не строят и идут врознь…» «Для пребудущей ямской гоньбы и для исправления запасу и всякой своей нужды» ямщики просились у Сената отпустить их «в свои домишки, в которых ныне жены и детишки с достальными их пожитками без их такожде в нужде пребывают». А так как от Московской губернии до Санкт-Петербурга «их жен и малолетних детей их, опричь их… сберечь и допроводить некому», а сами ямщики «без указу из С. И потому это надо сделать, объясняли ямщики «товарищам» из Сената, «чтобы живучи при С. Ведь первыми и главными почтальонами в то время были именно ямщики.
Они общались друг с другом на постоялых дворах, были невольными свидетелями разговоров едущих по подорожным чиновников, многое видели своими глазами. Ямщики считались на Руси людьми не только добропорядочными, но и смышлеными, предприимчивыми, тороватыми … Они умели наблюдать за происходящим в стране, сравнивать нововведения с прежними порядками, делать выводы… Независимая жизнь на русском просторе при дорогах взращивала в ямщиках дух вольный, хотя и не бунтарский в силу их государева служения. Поэтому и неудивительно, что с переселением ямщиков из Нижегородской губернии на Тосненский Ям возникли осложнения. Переселение на реку Тосну ямщиков из Нижегородской губернии В доношении, посланном Нижегородским вице-губернатором Степаном Путятиным Сенату 20 января 1715 года, говорится, что «в Нижегородской губернии ямщиков в переведение выбрано: с Нижняго 3 выти, с Мурома 6, с Алатаря пол-6 выти, с Арзамаса 3 выти, и того 17 вытей, дворов 81 двор, людей в них мужеска пола 272 человека, лошадей 144 лошади». Он и явился в столицу с доношением князя Степана Ивановича Путятина.
Рассмотрев письмо нижегородского губернатора, Сенат «1715 года февраля в 10 день» вынес приговор «об отводе мест для оного поселения к генералу-фельт-маршалу, светлейшему князю писать и при том с имянной росписи список послать». В Петербург нижегородские ямщики прибыли только осенью 1715 г. С ним было послано «в Санкт-Петербург ямщиков, которым быть на вечном житье, 62 человека без жен». В сознании ямщиков, оставивших на родине 81 дом на 17 вытей, не укладывалось, как они могут поместиться теперь в 17 небольших, хотя и двухэтажных домах. Ведь ямщиков, намеченных к переселению, только «мужеска пола» насчитывалось 272 человека, не считая женской половины!
Русский народ, воспитанный в благочестии, в своей основной массе был застенчивым, понимал стыд и совесть, и «на людях» жить не умел. Семьи вели довольно замкнутый образ жизни, женщины с детьми появлялись в общественных местах лишь на церковных службах. А судя по вышеприведенному документу из Нижнего Новгорода на Тосну ехало 62 многодетные семьи ямщиков посылали «семьянистых». Получается, что власть предполагала поселить в одном доме в среднем 3-4 семьи! В официальных документах появилось слово «квартира»: «фатеры», «квартеры» называли переселенческие дома в своих челобитных ямщики.
Вот так при Петре Первом в России заводились предшественницы советских коммуналок. Конечно, такое плотное заселение семей в те годы, когда на Руси еще был широко распространен обычай жить мужской и женской половиной, чтобы чужой глаз не наблюдал за семейной жизнью людей, особенно женщин и детей, не могло не вызывать в ямщиках протеста. Однако с их представлениями о том, как должен быть устроен быт, со сложившимся за целые века образом жизни ямщиков, уже никто не считался: царь Петр строил империю не по русскому, а по иноземному образцу. Раздраженные бегством нижегородских ямщиков сенаторы, 6 июня 1716 года вынесли приговор: «…О сыску и о высылке беглых ямщиков послать в Нижегородскую губернию указ…» [103] Судя по всему, вернули на Тосненский Ям не многих.
Но качество работы почты императора Петра I не устраивало, и в 1701 году он издал указ, в котором приказал расстояние от Москвы до Архангельска преодолевать почте не более чем на шестой день: «Гоняют посыльщики мешкотно, и за тем та почта приходит к Москве недели в две слишком, и в скорых и в нужных делах чинится мешкота большая… Под жестоким страхом и под смертною казнью велеть с тою почтою гонять с великим радением и поспешением днем и ночью, нигде не мотчав не задерживаясь ни часу, и последовать от города к Москве, против прежнего, в шестой день». В 1710 году датский посланник Юст Юль писал о том, что почтовые услуги дорого обходятся скромному датскому государственному бюджету: «В этот день мне в первый раз пришлось писать отсюда по почте. По этому случаю я осведомился о размере платы, взимаемой за письма, и почт-директор monsieur Фаденбрехт, заведующий почтовою частью, доходы с коей поступают к вице-канцлеру Шафирову, сообщил мне, что отправляемые из Москвы письма оплачиваются: в Гамбург 40 копейками за золотник, в Кенигсберг и в Бреславль — 33 копейками за золотник, в Вильну — 10 копейками, в Мемель — 15 копейками и т. Из Москвы я направлял свои письма в Кенигсберг, и, таким образом, всякий русский лот, который гораздо легче датского, стоил мне 99 копеек, т. Так что в течение года моя переписка обходилась мне в довольно крупную сумму». А вот датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736—1739 годах, отмечал отличную работу русской почты: «Обычная верховая перевозка писем, осуществляемая дважды в неделю между Москвой и Петербургом, должна преодолевать расстояние в добрых 110 датских миль за три с половиной — четыре дня.
Нет также ничего необычного в том, чтобы на почтовых лошадях, на перекладных, проехать между названными городами за три дня…» Заложенные Петром I и продолженные его преемниками реформы явно пошли почтовой службе на пользу. Создавая уже «под себя» новую инфраструктуру России, первый русский император понимал, что одними угрозами ничего не добьешься, и потому повышал почтовикам жалованье и давал новые льготы. В 1716 году почтовая линия соединила Москву и Санкт-Петербург. К этому времени была создана и специальная военно-полевая почта. Обе службы соединились в одну лишь в 1782 году. В 1725 году в Москве появился свой почт-директор. До 1670 года почтовый двор Москвы находился в Кремле, рядом с колокольней Ивана Великого, куда желающие получить почту регулярно приезжали. Здесь можно было не только получить корреспонденцию, но и узнать последние новости со всего мира. Вымощенный красным кирпичом почтовый двор был своеобразным клубом по интересам, здесь можно было и воспользоваться услугами писцов, и купить нужные бумагу и сургуч для почтовых печатей. Даже некоторые знатные адресаты предпочитали не ждать, когда почту доставят на дом, а приезжать за ней лично.
Однако, как следует из документов того времени, к 1670 году «палаты, где были приказы, обветшали гораздо и порушились во многих местах, и сидеть в них за тем опасно». И Ямской приказ с 1670 года перемещается в Замоскворечье, на двор боярина Ивана Андреевича Милославского, занимавшего высокий чин в приказе. Позже на карте Москвы появились Почтовые улицы — в память о размещавшемся в этих местах почтамте, занимавшем дом адмирала Корнелия Крейса, сподвижника Петра I. Этот переезд был спровоцирован пожаром 1737 года, когда выгорел дом Шафирова, первого генерала-почтдиректора, устроившего центр почтового дела у себя в усадьбе за Никитскими воротами. Но и дом адмирала Крейса оказался неудобен. В 1742 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, в котором предписывалось «не упуская времени для московского почтамта добрый дом купить и, заплатя из почтовых доходов денег, немедленно туда перевесть». Почтамту отдали подворье уже покойного новгородского митрополита Феофана Прокоповича на нынешнем месте между Сретенским бульваром, улицей Мархлевского, Бобровым и Фроловым переулками. После долгих споров о стоимости капитального ремонта, он был поручен зодчему Ивану Мичурину, осуществившему приспособление подворья за цену, в несколько раз меньше изначально запрошенной столичным архитектором Растрелли. Отсюда с 1746 года началась разноска почты уже по московским адресам, причем почтальоны жалованья не получали. Предполагалось, что адресаты сами заплатят за услугу — от двух копеек и выше, как кто пожелает, так что должность почтальона считалась весьма прибыльной.
В 1760—1765 годах построили на прежнем месте новый дом с многочисленными службами, но Москва разрасталась, адресатов становилось все больше, и в 1785 году для нужд московского почтамта сняли усадьбу на Мясницкой улице, которую потом выкупили в казну. За такие деньги можно было купить богатое имение. Сегодня об истории московской почты можно узнать, посетив Музей почты при Московском почтамте, который был создан еще в 1912 году.
В 1723 году им отвели новое место «за Невским монастырём » [8] , где таким образом образовалась первая в истории города ямская слобода.
Крестьянин, выехавший в Петербург по правительственной разнарядке и с согласия помещиков, если он не был государственными крестьянином изначально , и оставшийся в городе на следующий сезон, не только терял связь со своим классом, но со временем превращался в мелкого частного предпринимателя, оказывая услуги по извозу уже сугубо в частном порядке. Впрочем, те крестьяне, которые остаются в Петербурге на следующее лето, вступая в должности дворников, извозчиков, разносчиков, пользуются выгодами, отвыкают от сельских работ и неохотно возвращаются к сельскому быту [8] — Иван Пушкарёв. Описание Санкт-Петербурга… — С. На первый взгляд кажется забавным демографический состав этой прослойки в изложении И.
Раскрывая общую численность на 1 января 1838 года 328719 мужчин и 138806 женщин , он указывает: «14. Ямщиков: муж. Но к некрасовскому о русских женщинах «коня на скаку остановит» это не относится: лица женского пола указаны в книге Пушкарёва и по служителям культа. То есть, в данном случае в «ямщиков» включены не только представители этой профессии, но и все члены их семей обоего пола.
Вплоть до широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важное значение для экономики России. Ямская повинность Подробнее по этой теме см. Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.
История о ямщиках и почтовых трактах
Значение слова ямщик в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Связанные новости.
Слово Ямщик
Главная» Новости» Что такое ямщик. Ямщики были кучерами, на государственной службе, выполнявшие ямскую повинность, установленную в XVII веке в Русском царстве для почтовых перевозок, перевозок чиновников, казённых грузов и прочих государственных нужд[4]. А знаете ли вы, как появились на Руси ямщики? Историки утверждают, что в 1516 году московский князь Василий Иванович учредил Ямской приказ, отвечавший за поч. Ямщик (устар. от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога; устар. ямской охотник) — кучер на государственной службе. За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте.
Что такое ямщик
Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению.
Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя.
Из дневников Пушкина до нас дошел комичный случай: как-то раз князь Потемкин отправил своего курьера в царский дворец с ямщиком. Тот гнал лошадей так, что шпага курьера отстукивала ритм по верстовым столбам, как по забору. Кроме того, в обязательные умения ямщика входила и самооборона. Лихие люди часто выбирали своей целью ямщицкие экипажи, поскольку в них порой находилось немало ценного. С приходом Петра I ямщики получили почтовые рожки, которыми должны были сигналить о прибытии.
Однако закаленные на трактах ямщики новинку не оценили: им было удобнее орать и свистеть. И только к концу XVIII века ямщики наконец нашли интересное для себя сигнальное новшество: специальные колокольчики, называвшиеся по месту крепления поддужными. Их звон, по хроникам тех лет, был слышен уже за пару верст, а также служил своеобразной "магнитолой" как вознице, так и пассажирам.
Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos. Со временем люди начали нанимать ямщиков в качестве извозчиков.
Правильнее провести аналогию с военным водителем - срочником или сверхсрочником. В самом младшем звании - рядовой, ефрейтор. Престижно ли это? Не очень. Денежно ли? На ям выделяли землю, на которой можно было вести хозяйство для самообеспечения.
На выделенной ему земле работали крестьяне из его общины. Зато у общины не болела голова по поводу доставки государевых сообщений и перевозки государевых слуг. Ямы были разными по численности, в зависимости от напряженности направления: от одного-двух охотников, до тысячи некоторые московские ямы. Большая часть имела порядка десяти охотников. Признаюсь - статья довольно объемная 74 стр. Но отдельные места заслуживают внимания. Так, Загорскому яму были приданы в 1560г. Крестьяне, жившие на деревнях Вокшерского яма, платили оброк охотникам Ярославского яма, к которому вокшерская слобода была придана еще до раззоренiя.
Что такое ямщик
Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные. Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков. О касимовских татарах у меня есть на этом канале публикация. По скорости русские ямщицкие экипажи оставляли далеко позади иностранные. Не зря иностранцы, будучи проездом, так боялись ездить с ямщиками. Первый российский паровоз отставал от них.
Буду вам благодарен, если вы меня поддержите и подпишитесь на канал! Ямщик, или кучер, который исполнял ямскую повинность то есть возил различные грузы, в том числе почту и госслужащих , происходит от татарского корня "дзям", который переводится как "дорога". Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее.
В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов. И помимо жалования получали от власти земельные наделы, а также льготы: не платили подати и не служили в армии. Трудности рабочих будней Льготы, привилегии и освобождение от службы давались ямщикам не просто так: работа была трудной и опасной. На дорогах тех лет ямщик должен был уметь не только мастерски управлять лошадью, но и ехать весьма быстро, чтобы доставить пассажиров или груз вовремя.
Так, в стране появились кучера, выполняющие ямскую повинность — перевозку почты, государственных служащих, грузов и прозванные ямщиками. Служба эта была опасная, требовала силы и смелости. Ведь ямщики часто подвергались нападению разбойников, так как перевозили крупные денежные суммы. Вся надежда была на добрых коней, способных уйти от погони, на свой грозный свист или громкий крик, да на собственную отвагу.
Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей. Фото: golos. Создавались ямские слободы, вводился специальный ямской налог на содержание станций.
Возницам платили жалованье и выдавали землю, освобождая от уплаты налогов. Их нельзя было записать в крепостные. Неудивительно, что многие крестьяне хотели попасть на ямскую службу.
Потому они имели громаднейшее значение для экономики страны, и в какой-то момент сформировали отдельное сословие. Монголо-татары ямами называли станции, где они могли сменить лошадей, восполнить провизию и отдохнуть.
Отсюда это название пошло на почтовые станции, которые находились на одинаковом расстоянии друг от друга. При них останавливались гонцы, которые занимались доставкой почты. Почтовая служба Руси в то время называлась «ямской гоньбой». Изначально ею пользовались татары для быстрой связи между собой. После освобождения территорий служба использовалась для доставки государственной корреспонденции.
Перевозить пассажиров и частную корреспонденцию ямская гоньба начала только в конце XVII века. Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики — это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики — водители городских такси.
Что такое ямщик? Кратко о профессии
Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие | ЯМЩИК, а, м. Возница на ямских лошадях, а также вообще возница. |
«Считалась ли профессия ямщика престижной и денежной?» — Яндекс Кью | Sitta europaea В настоящее же время отличают почти всегда как особый вид поползня-ямщика, живущего в Скандинавии и северной России. |
Происхождение слова Ямщик: anti_fasmer — LiveJournal | — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. |
Ямщики на Руси | История События и Рассказ | Дзен | Стать ямщиком было много желающих – ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. |
Ямщик сообщение о профессии
У слова "ямщик" корень "ям", и это такой человек, который раньше занимался, как перевозкой людей, так и грузов на гужевом транспорте. Следует различать: ямщики – это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики – водители городских такси. это гонец, посланник.
Русский ямщик – а вы знали, что…
Ключевой функцией бурлаков являлось протягивание вверх по течению реки так называемых расшивов - относительно небольших, особенно по нынешним меркам, грузовых судов. И, говоря о трудности этой работы, прежде всего, стоит отметить, что именно произведение Репина «Бурлаки на Волге» стало причиной формирования в обществе стереотипа, мол, эта профессия - чрезвычайно тяжёлое занятие, на которое согласятся только те, кто больше не имеет каких-либо возможностей заработать, то есть, как самый крайний вариант. Вот только такая постановка вопроса относительно популярности бурлацкого дела не имеет ничего общего с действительностью. Напрасно этот род деятельности считают таким уж каторжным.
Например, свои воспоминания об этой работе оставил бывший бурлак Владимир Гиляровский. И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца.
Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века.
А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность.
К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно.
На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора.
А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи.
Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни.
Рекламы будет меньше, если вы авторизируетесь на сайте. Входящий, знай, тебя здесь ждут свобода слова и уют! Сетевая литература от А до Я.
В то время, как лошади были основным средством передвижения, ямщики играли важную роль в транспортировке людей и грузов. Они поддерживали и содержали лошадей, ухаживали за движением и путешествиями. Работа ямщика требовала огромной физической силы и специальных навыков.
В 1550 г. Подчинялись ямщики непосредственно Ямскому приказу. В 1650 г. Курские ямщики поддерживали связь Курска с Москвой, Киевом и др.
Значение слова «ямщик»
Данное правило идеально подтверждает и наш «ямщик». Это слово было широко распространено на родных просторах нашей страны начиная с XIII века. А вот производных от него практически не было. Каково же значение слова «ямщик»? Происхождение Понятие «ямщик» восходит к временам Золотой Орды. Представителям хана давалось специальное разрешение — ярлык, благодаря которому они могли собирать дань, беспрепятственно проезжать русские княжества и по мере надобности менять лошадей. Также им поручалось собрать деньги на почтовую службу, которая позднее получила название «ямская гоньба». Для созданной новой службы вдоль дорог были выстроены специальные избы — ямы. Они располагались на расстоянии от двадцати до пятидесяти верст друг от друга — такой была дистанция, которую мог перекрыть за день татарский гонец. На почтовых дворах посланники могли отдохнуть, восполнить свои силы и получить свежую лошадь.
Клинские ямщики славились своей удалью и быстрой ездой, невзирая на то, что ямской промысел был тяжелым и опасным. В ямщину верстали мужское население от 12 до 45 лет, освободив нанятых от воинской повинности. Народная память хранит один из достаточно известных эпизодов нелегкой жизни почтарей: «Пришел раз в Москву на почтовый двор пешком из Клина почтарь Алешка Каток. Одна из почтовых сумок оказалась распечатанной за опоздание и распечатывание сумки почтарей били батогами и даже, если это делалось с умыслом, направляли на дыбу. На допросе Каток рассказал, что в Хожеловском яме почту принимал от Ивашки Анкуданова. Сумок не смотрел и повез почту дальше. Но ни в Вышнем Волочке, ни в Торжке, ни в Твери почтовых сумок не приняли, а в Клину даже лошадь не дали, так что пришлось почтарю на себе нести из Клина в Москву тяжелые почтовые сумки». Много жалоб поступало правительству от почтарей и ямщиков. Часто не платили вовремя жалованье, поэтому ямщики иногда уклонялись от службы. В ответ на это правительство издало особый указ о возвращении ямщиков в свой ям: «Ежели нижеписанные беглые ямщики у кого в селах и деревнях живут, оных бы ловить и проводить в Клинскую канцелярию воеводского правления … Отдавать по-прежнему в ям». В свою очередь, почтари набирались из стрелков и служилых людей. Этот вид службы превратился в профессию и передавался по наследству. Помимо почтовых сумок, ямщикам приходилось перевозить большие тяжести: бочки с рыбой и уксусом, мороженую рыбу и т. Из-за волнений среди ямщиков правительство вынесло решение, чтобы почта возила лишь легкие посылки меха, фрукты и т. Как одевались почтари Одежда почтарей вначале представляла собой комплект из зеленого суконного кафтана с нашитыми на нем «орлами», подпоясанного красным кушаком, позднее кафтаны были красные и белые. Жители Клина подключились к обслуживанию проезжающих. Карина, оно сохранилось в перестроенном виде до нашего времени. В Завидове и Клину были построены деревянные путевые дворцы, но они до нас «не дошли». А вот каменные путевые дворцы в Солнечногорске и Черных Грязях до сих пор украшают главную магистраль. Вдоль оживленного тракта открывались лавки, где продавались необходимые вещи для путников: колеса, дуги, хомуты, конская упряжь, сено, овес. Строились постоялые дворы, склады для хранения перевозимого товара. Отношения проезжающих по тракту определялось подорожной, в которой ставился один штемпель или два для более важных персон. Устанавливалась единая величина с прогона — одна деньга с версты. Бесплатно проезжали только курьеры царя и его приближенные. В подорожной оговаривалась скорость — не более 12 верст зимой и 10 верст летом. Своеобразный рекорд поставила государыня Елизавета Петровна, когда спешила на коронацию в Москву. Она преодолела это расстояние всего за три дня, поскольку в ее карету впрягали от 17 до 23 лошадей. Зимой ездили в каптане — утепленной мехом избушке на полозьях. Интересен тот факт, что митрополиты даже летом передвигались иногда на санях в знак их высокого сана. Простые люди ездили на телегах, повозках и тарантасах. Но у этого вида транспорта не было поворотного круга, отчего часто повозки опрокидывались набок. Из-за отсутствия рессор езда сопровождалась грохотом и тряской. Дорожные неудобства были различного характера: летом донимали в пути комары и мухи, а зимой в стоимость подорожной был включен «сугрев» на постоялом дворе. Французский путешественник маркиз де Кюстин, негативно отзывавшийся о России, тем не менее, с симпатией говорил о ямщиках: «Я нигде не видел ничего похожего. У русского народа, безусловно, есть природная грация, естественное чувство изящного, благодаря которому все, к чему он прикасается, приобретает поневоле живописный вид». В 1717 г. Что представлял собой Петербургский тракт В 1746 году на петербургском тракте в болотистых местах сделали настил из бревен. В 1785 году дорогу спрямили и местами выложили булыжником. В 1834 году дорогу посыпали и укатали щебнем и сделали кюветы. С 1820 года стали ходить дилижансы. Мест в дилижансе зимой было 4, а летом 6. Дилижанс досужие выдумщики быстро перекрестили в «нележанс» — до этого в бричках, каретах, колясках, кибитках для путника была возможность лежать. С дилижансами почтовый департамент стал отправлять почту. Вскоре дилижансы появляются и на других почтовых трактах. Летом стоимость проезда составляла 120 руб. При движении были предусмотрены остановки на завтрак, обед и ужин.
В 2020 году семья оформила «дальневосточный гектар», примыкающий к землям подворья. Сейчас на полученном по программе участке строится третий гостевой дом — самый крупный, вместимостью на 12 человек, и работает русская баня. Я родом из Синска, поэтому каждый уголок здесь мне хорошо знаком. Выйдя на пенсию, мы с мужем переехали из Якутска сюда, в родное село. Здесь занялись строительством: восстановили родовой дом, а затем стали строить туристическую базу: гостевые дома, баню, беседки. Как и у любого сельского жителя, у нас есть своё приусадебное хозяйство. Выращиваем всё, чем живут люди на селе: картофель, свеклу, морковь, капусту, в теплице вызревают помидоры и огурцы. В сезон заготавливаем грибы и ягоды. Помимо туризма, ведём активную культурную деятельность — устраиваем на селе фольклорные праздники, стараемся поддерживать народные традиции, пропагандировать нашу ямщицкую культуру».
Ямщик — это человек, перевозящий пассажиров или груз на почтовых лошадях. Древнерусское слово «ямъщикъ» образовано от тюркского существительного jam «ям» , что значит «почтовая станция» или «почтовая лошадь». Оно вошло в употребление в XIV веке и в наши дни из-за исчезновения профессии считается устаревшим. Изначально ямщиком назвали государственного служащего, который собирал налоги за дорожные перевозки и отвечал за доставку корреспонденции. Он содержал почтовую станцию и лошадей.
Определение и задачи
- Ямщик сообщение о профессии
- Похожие слова
- Ямщик сообщение о профессии
- Ямщик – это… определение и история
- Значение слова ЯМЩИК в Большом современном толковом словаре русского языка
История о ямщиках и почтовых трактах
На ямах и в ямских слободах. История отечественной почты. Часть 1. | Разбираемся, что такое ямщик. Ямщик — Это название возницы заимствовано из тюркских языков, где словом ямчы. |
Губной целовальник, офеня, шорник и другие популярные на Руси профессии, которые ушли в небытие | Что такое ЯМЩИК? Человек, перевозящий почту и/или пассажиров на почтовых (станционных) лошадях (см. лошадь*).Слово ямщик образовано от существительного тюркского происхождения ям, имеющего значение ‘почтовая станция, на которой меняют лошадей’. |
Ямщик - это... Значение и происхождение слова "ямщик"
Смотреть что такое «ЯМЩИК» в других словарях: ямщик — почтальон, возница, ямщичок Словарь русских синонимов. ямщик см. возница Словарь синонимов русского языка. — Ямщики с XVI столетия были освобождены от податей и повинностей ради сосредоточения на гоньбе – главной их служебной обязанности. С открытием в России первых железных дорог потребность в услугах ямщиков стала уменьшаться, по своему положению они стали все более приближаться к государственным крестьянам. Что такое ямщик, что значит ямщик. м. 1) Возница на. а виноват смотритель.