Привычная модель детского дома — это коллективное учреждение, где ребенок живет в искусственной социальной среде, теряя возможность адаптироваться в социуме, инфантилизируясь в процессе. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Россияне в сложных жизненных ситуациях временно сдали в детские дома десятки тысяч детей. С 1 сентября в России вместо детских домов появятся Центры содействия семейному воспитанию, которые будут обязаны не просто содержать детей, а готовить их к размещению в приемные семьи.
Разделяй и воспитывай. Какие проблемы сохраняются в системе устройства и защиты ребенка
Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы. А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». Нас звали так…» «Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! Не понимали, что значит радость.
Человеческое тепло. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. И он остался со мной надолго». Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А. Социальные сироты — это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие.
Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей — они просто не знают, как это делается. Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей — это не коллективное воспитание, а казенный дом. МИФ: У них там все есть Саша, 16 лет воспитывается в детском доме «На гостевой меня иногда брали воспитатели или учителя. Это был кайф. У них у всех дома так вкусно пахло. Можно было просто сидеть, ничего не делать.
Никто не дергал. Хочешь — включи телек, хочешь — сходи в душ. Просто такая свобода, сделать чай, выйти на улицу.
Но самое главное — построивший всё это «джинн» исполняет желания и даже капризы.
Хочет ребёнок заняться борьбой, английским, музыкой — пожалуйста. Прямо во дворец приходят тренеры и репетиторы. Или, например, 17-летняя Марина увлеклась дизайном ногтей, задумала сделать это своей будущей профессией... Тут же выясняется, что некоторых из тех, кто учит английский, на каникулах отправляли практиковаться в Великобританию.
Дом построил и полностью содержит московский бизнесмен-меценат Омар Муртузалиев. И он сам, и его супруга Ума — уроженцы Дербетовки. То, что мы здесь видим, — профессиональная приёмная семья. А формально — две семьи, в каждой — по восемь детей.
Патипат и Розият собственных детей уже вырастили. И с удовольствием работают приёмными родителями. Государство выделяет им все положенные вознаграждения и пособия. А разницу в расходах покрывают Муртузалиевы.
Только не подумайте, что эта сказка создана для «своих»: здесь дети разных национальностей. Им просто повезло. Но есть нюанс. Патипат и Розият дети любят, висят на них, обнимают.
Но мамами не называют: только «тётя Паша» и «тётя Роза». Даже те, кто никогда не видел свою биологическую мать. А значит, как бы хорошо здесь ни было, как бы добрые «джинны» ни старались создать уют, в профессиональной приёмной семье, как и в самом лучшем детдоме, настоящие родственные отношения не складываются. Доходные инвалиды Но те, кто берут приёмных детей, далеко не всегда руководствуются благими намерениями.
Говорят, что любят детей, но интересуются в первую очередь вознаграждением, пособиями, — рассказывает Татьяна Лоенко, куратор приёмных семей Апанасенковского района Ставрополья. Но есть потенциал — могу дарить тепло детям». То есть опять же в ряде случаев это просто форма педагогической работы. Вопрос лишь в том, насколько ответственно и с душой к ней подходят.
Известны истории, когда приёмных детей рассматривают просто как некий производственный актив — типа станка или коровы. В Ставропольском крае принявший в семью восемь здоровых детей получает ежемесячное вознаграждение 40 тыс. И ещё пособие на содержание детей — 69 тыс. При необходимости можно тратить и личные деньги воспитанников — зачисляемые на их счета алименты, социальные пенсии.
Но и это далеко не всё. При правильно выстроенной стратегии можно получать неплохую финансовую подпитку от спонсоров. Даже если это будут просто одежда, игрушки — уже экономия государственных средств. Если Милери получит здание, возродит бренд «Дом Коргановых», то тоже сможет неплохо зарабатывать, — намекают мне его оппоненты.
Дети сами по себе его мало интересуют». Взаимные обиды, обвинения родителей в том, что они что-то не сделали, кого-то больше любили, больше дали, — всё это есть и в обычных семьях. И родные матери часто совершают ошибки, далеко не всегда решаются на операции детям, когда есть риск сделать ещё хуже. Детский дом — там всё-таки психологически хуже.
Там с тобой не живут, а работают. Ночные нянечки дежурят». Была ли Корганова таким человеком для меня? Да, была.
Даже несмотря на то, что однажды била меня головой о стену», — говорит собеседник. Звонил маме, плакал. Она меня пожалела и вернула. Потом, когда я уже вырос, она меня прописала в этом доме — сказала, что, может, мне это понадобится.
Да, у меня и сейчас в паспорте стоит постоянная регистрация: Октябрьская, 180», — добавил он. Отдать детям По мере массовой передачи детей из детдомов в приёмные семьи стал очевиден и круг проблем. Это и превращение доброго дела в бездушный бизнес, и невозможность заниматься детьми-инвалидами, да и здоровыми детьми тоже, если их много. Уже сейчас планируется сократить максимальное число приёмных детей с восьми до четырёх.
Но приведёт ли это к каким-то принципиальным изменениям? И сами бывшие детдомовцы, и их воспитатели утверждают: если человек действительно полюбил ребёнка, хочет стать ему родителем, то его нужно усыновить. Процедура сложная, иногда формально действительно проще оформить приёмную семью. Но по факту — усыновить.
Тогда получится настоящая семья. Кстати, Елена Побейпеч усыновила одного из своих воспитанников. И государству нужно популяризировать не профессиональные приёмные семьи, где дети как бы находятся на передержке до 18 лет, а именно усыновление. Но пока общество к этому не готово, путь будет хотя бы так — всё лучше, чем казённый детдом.
А теперь вернёмся к дому Коргановых и Милери, желающему продолжить дело своей мамы. В 1990-х он служил в патрульно-постовой службе милиции, сейчас работает в охране. Но своё призвание видит в другом.
Родители Насти и Артема живы, но лишены родительских прав. Брат с сестрой проведут в детском доме еще один день, а затем отправятся в приемную семью. В таком возрасте детей усыновляют очень редко, это можно назвать чудом, которое Настя так упорно отрицает. Обычно предпочитают забирать домой самых маленьких, а за младенцами выстраиваются очереди. К подросткам приемные родители относятся более настороженно — многие сомневаются, хватит ли сил полюбить ребенка с уже сформировавшимися характером и поведением.
Честно, я когда сюда приехал, не понимал, как же так. А потом, со временем у меня все встало на свои места. Мне очень нравится здесь, потому что тут дают детям все, что им нужно», — рассказал воспитанник приюта Ваня. Когда он впервые попал в детский дом, он был таким же колючим, как и Артем.
Ходили драться и с местными из ближайших пятиэтажек. Скажет тебе твой ровесник через забор что-то обидное — вечером, легко перебравшись через полтора метра высоты, мы шли «стенка на стенку». В общем, с синяками ходили постоянно. А некоторые городские потом подходили и просились к нам, когда хотели сгоряча уйти от мамы с папой. Помню, поначалу некоторые дети пытались называть их мамами, но однажды воспитательница собрала нас всех и объявила: «У вас есть свои мамы, и вы это знаете. Это уже сейчас, много лет спустя, созваниваешься и с ходу: «Привет, мам, как дела? С первого дня мы знали, что рано или поздно уйдем: учились стирать, убирать и ухаживать за собой. Конечно, как и все дети, мы были этим недовольны, но так нас научили независимости. Если что-то было нужно — никто не ходил хвостиком за старшими, а шел и делал сам. Это настолько вошло в привычку, что осталось до сих пор: я и сейчас сам готовлю и убираю — даже жена удивляется. Но, что важно, помимо бытовых вещей нас учили отношению к людям. Если ты добр к одним, то вторые и третьи будут добры к тебе — эту философию мы усвоили с детства. Выпускной, кстати, организовывал я. Помимо школы у меня были и друзья «за забором», и одна компания играла свою музыку по клубам и барам. Выпускной — это всегда весело. А когда стали прощаться, то, конечно, начались слезы и сопли. Но на самом деле все мы знали, что рано или поздно это произойдет. Все закончилось, мы получили на руки документы и какие-то деньги, сказали школе «до свидания» и отправились на вольные хлеба. Но первого сентября кто-то вернулся в интернат. Некоторые там около месяца в медпункте ночевали. Наверное, в реальной жизни было тяжело: не справились, потянуло обратно в знакомое место. Просто у многих не было стержня. Помню растерянные лица этих ребят, которые безоговорочно шли, куда их потянут. Многих затянуло совсем не туда — и они до сих пор из этой трясины не вылезают. Детдом помогал с образованием, и по разным учебным заведениям нас отправляли целыми кучками. Не помню, чтобы я чувствовал перед новым этапом жизни какой-то страх. Скорее, предвкушение. Я не слишком прикипел к интернату, и все-таки осталось там что-то родное, материнское. Мне повезло: в одном заведении со мной училось несколько выпускников нашего интерната. Если становилось грустно или скучно, я просто мог пойти в другую комнату общаги, где жили люди, которых я знал восемь лет, это не давало унывать. Неприязни из-за того, что я вырос в детдоме, тоже не было. Наверное, я изначально правильно поставил себя в новом месте: многие вообще не знали, что у меня нет родителей. Разве что в первый же день учебного года один из моих одногруппников заикнулся о том, что я сирота и взяли сюда меня по блату. Тогда подняли все документы и показали ему, человеку с аттестатом «четыре балла», мой «семь баллов». После этого вопросов больше не возникало. Преподаватели относились ко мне как к остальным ребятам. Разве что женщина, которая преподавала физику, могла попросить «поставить парничок», а потом говорила, какой я бедненький и хорошенький. Подкармливала яблоками. Я пошел отрабатывать на завод, переехал в общежитие. И там столкнулся с такими моральными уродами, что не сорваться в яму было тяжело.
Детские дома: быть или не быть?
Настя, Полина, Женя и Фаина подопечные благотворительного фонда Арифметика добра живут в детских домах и приемных семьях. Итак, нужно признать, что большие государственные детские дома – это самая малоэффективная форма воспитания сирот. Частичная мобилизация: обзор новостей. Сначала надо разобраться с терминологией, что такое Детский дом по своей сути, тогда будет проще откинуть привитое лояльное отношение к Детским домам названным по другому.
Центры помощи вместо детских домов — в чем разница?
Такое бывает редко. Чаще всего дети не видятся с родителями, и, наверное, от этого многие из них называют воспитательниц мамами. Особенно сироты. Каждому ребенку хочется, чтобы была мама, но не каждый вкладывает в это слово смысл.
Как-то раз приласкала одного, он всё: «Мама-мама», а потом хвать деньги из моего кармана. Заметила, что деньги на проезд пропали. Но есть те, кто искренне называет.
Были в группе у меня девочки, сестры. Они хоть и выпустились, но я поздравляю их в день рождения каждый раз. Они отвечают: «Мамочка, я тебя так люблю, не забываю».
Или просто позвонят и спросят: «Мама, как у тебя дела? Когда-то я брала их на свою дачу и учила, как ухаживать за растениями. Теперь они сами, — говорит Светлана Михайловна.
К Светлане Михайловне ребята обращались и по очень личным вопросам: когда влюблялись или не могли справиться с эмоциями. А он был самый проблемный. Подходит и говорит: «Ой, Светлана Михайловна, что-то у меня внутри прям жжет, почему?
Я говорю: «Коля, так ты влюбился». Он рассказал мне о ней, а через год у него всё прошло, — делится педагог. Воспитателю приходится работать много, а это тяжело делать женщине в возрасте.
Говорит, что будто бы и не уходила: в этой школе учатся дети из того же детского дома. Сразу вспомнила, как я работала в начальных классах. Воспитатели ведь работают каждые выходные, а мне уже тяжело работать сутками из-за возраста.
Ведь у меня и дети есть, и внуки.
Во-первых, дети должны жить только в группах семейного типа с постоянными прикрепленными воспитателями, находящимися с детьми круглосуточно. Во-вторых, в каждом детском доме должно быть создано структурное подразделение по семейному устройству, по восстановлению кровной семьи, по профилактике сиротства и по постинтернатному сопровождению. Альтшулер отметил также, что механизм контроля таких учреждений был предложен проектом федерального закона об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В декабре 2012 года Президент РФ Владимир Путин издал указ принять законопроект в обязательном порядке, однако инициатива была отклонена после обращения в Госдуму активистов движения «Суть времени» во главе с политологом Сергеем Кургиняном. Он назвал закон «вредоносным, западным, ювенальным», вспоминает представитель ОП. Было огромное недовольство этим законом в региональных департаментах.
Какие еще общественные контроли? Они их боятся, они же воруют в интернатах миллиарды, и вдруг в эту вотчину какие-то общественные контролеры! Все это сделано по наводке коррупционеров «Россиротпрома». Закон лег, а он нужен, так как информация об ужасах, творящихся в интернатах, продолжает поступать», — говорит Альтшулер. По словам президента Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, гарантией добросовестной работы в таких центрах будет прописанный в правилах механизм пересмотра дела ребенка каждые полгода. Он нужен, чтобы понять, почему подопечный центра не был устроен в семью за конкретный период. Прозрачность деятельности государственных детских учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит обеспечить также партнерство с некоммерческими организациями, уверена Альшанская.
Сейчас у нас нет такой возможности.
Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали.
И он остался со мной надолго». Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А. Социальные сироты — это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может.
После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей — они просто не знают, как это делается. Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей — это не коллективное воспитание, а казенный дом.
МИФ: У них там все есть Саша, 16 лет воспитывается в детском доме «На гостевой меня иногда брали воспитатели или учителя. Это был кайф. У них у всех дома так вкусно пахло. Можно было просто сидеть, ничего не делать.
Никто не дергал. Хочешь — включи телек, хочешь — сходи в душ. Просто такая свобода, сделать чай, выйти на улицу. Я рад, что это было.
Сейчас я взрослый, и не зовут». Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно.
Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения. МИФ: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым Антон, 17 лет воспитывается в детском доме «Мне некуда идти.
Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома». Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни — все это приводит к печальным последствиям.
Самая большая сумма, известная мне — порядка 4 миллионов рублей. Она складывается из нескольких составляющих и зависит от того, в каком возрасте ребёнок попал в детский дом. Сумма включает в себя алименты от родителей, пенсию по инвалидности, если она есть, пенсия по потере кормильца, если один или двое родителя погибли, детские и прочие выплаты. Дальше ребёнок отрабатывает все свои мечты, которые у него накопились за время проживания в детском доме. Он испытывает свободу на себе, пытается понять, как это, чувствует себя самостоятельным, взрослым, богатым. Что делать с этим богатством, они не знают. Они никогда до этого не были в магазине, не покупали еду, не готовили обед, не знают, сколько стоит жить, сколько платить за квартиру, как снимать показания счётчика. Они ничего не знают о самостоятельной взрослой жизни, о быте, в котором мы с вами каждый день живём.
Нас этому тоже никто не учил, но мы постигали это знание исподволь, неспециально. Эти дети под постоянной заботой и охраной, в том числе, охраняют их от незаконного труда, которым их могут эксплуатировать. В одном учреждении 16-летний лоб подходит к воспитателю и говорит: «Наталья Николаевна, ну, можно я хоть снег пойду почищу? Воскресенье, он пошел почистил снег, довольный раскрасневшийся, уставший вернулся, поставил лопату. Наутро воспитателя елозил директор детского дома, елозил департамент опеки, а к вечеру её уже елозили по ковру министерства за то, что она эксплуатировала детский труд. После чего она сказала: «Чтобы я ещё кому-нибудь в руки дала лопату — нет! Пусть сидят смотрят телевизор». И вот они до 18 лет смотрят телевизор.
Они получают еду на подносе с компотом, первым и вторым, не знают, как мыть посуду, не знают, как этот борщ готовился, не знают, как заваривать чай элементарно. После выхода из детского дома ребенку нужно сопровождение. В 18 лет выясняется, что нужно что-то есть и где-то на это деньги брать. Все это для них вдруг, в один день. И есть 2 миллиона на карточке. Конечно, они тут же покупают себе машины, не имея прав, ноутбуки, кучу разной техники, велосипеды, мопеды. Купил мопед — доехал до ближайшего столба, врезался, бросил. А что там, он стоит 50 тысяч.
Есть же два миллиона. Пошел, еще один купил. Эти деньги спускаются за месяц-два, это максимум. Их пасут те же выпускники детских домов. И сейчас мы ведём одно дело, когда у мальчишки отняли 300 тысяч рублей. Это все, что у него было. Несколько дней его возили по квартирам, ломали пальцы и били дубинкой, чтобы он сказал пин-код от карточки. И в итоге он сказал, а деньги остались у них.
Одного мы посадили, ещё с двумя сейчас работаем. Буквально неделю назад я в очередной раз обратился к уполномоченному по правам ребенка в Самарской области к Татьяне Владимировне Козловой с вопросом, как защитить детей и их деньги. Она ответила, что ничего сделать нельзя, потому что в 18 лет дети становятся совершеннолетними, дееспособными гражданами.
«Детский дом не тюрьма». Жизнь в приюте глазами его воспитанников
Но для этого существуем мы — некоммерческие организации, которые помогают детским домам, которые, как сказала Елена, не справляются. Мы помогаем им наладить эту связь между волонтерами и ребятами. Мы помогаем подготовиться, самим внутренне подготовиться этим волонтерам к тому, как вести себя с этими ребятами. А почему нельзя дарить подарки? А что им собственно нужно? А как наладить с ними контакт? А как выходить из сложных ситуаций? А как продолжить общение после того, как он вышел из детского дома что еще более важно? Вот собственно мы этим занимаемся, и Лена этим занимается. Ну, это из тех, кого я близко знаю. Александр Гезалов: Да все занимаются.
Анна Кочинева: И Александр. Мы все этим занимаемся. И еще очень много-много организаций. И я могу призвать всех, кто нас сейчас смотрит, найти наши контакты в Интернете или позвонить — и мы с радостью, мы открытые. Анастасия Урнова: Узнать, как можно помочь. Анна Кочинева: Мы открыты для всех. Александр Гезалов: И ответственность уже не конкретного человека, а организации. А у нас сейчас, кто захотел, пришел и так далее. Берем, допустим, одну Владимирскую область. Там 150 или 130 детей, которые находятся в детском доме.
В базе данных на то, чтобы взять ребенка — 180. Кого они хотят взять? Они хотят взять маленького, здоровенького. Получается, что как бы все хотят брать, но не хотят брать подростков. И такой возникает флер. Много людей, которые находятся в базе данных как приемные родители, но подростков взять особо желающих… Ну, конечно, есть, но такого нет. Это говорит о чем? То, что школа приемных родителей, надо тоже менять формат. Мы готовим к тому, что будут подростки из детских домов, будут проблемные в том числе. Понятно, что они там уже много чего пережили.
И к этому нужно готовиться. Поэтому появляются разные клубы, которые помогают. Мне кажется, пока мы это не повернем в том числе, у нас так и будут… Мне, например, звонят на днях: "Саша, хотим взять ребеночка до трех лет". Ну, я же понимаю, что это невозможно. И таких людей много. Мария Хадеева: Вот у нас приемная семья. У нас после закрывшегося детского дома мы купили квартиру в этом поселке. И женщина, которая 20 лет проработала воспитательницей в этом доме, стала приемной мамой. Ну, то есть единомоментно до шести детей, включая ее биологическую дочь, она сейчас воспитывает в доме "РОСТ". И я просто хочу сказать, что исключительно подростков, но да, здоровых, потому что в селе и в поселке нет возможности и нет коррекционной школы, она очень далеко.
Александр Гезалов: Вот. Мария Хадеева: Проблема не маленьких, до трех лет, здоровых, славянской внешности. Начинают бороться учреждения, начинают бороться, потому что подушевое финансирование. Мария Хадеева: Начинают запугивать, начинают отговаривать. Александр Гезалов: Манипуляции. Мария Хадеева: Я просто про то, что твой вектор надо направить не только на школу приемных родителей, но и на опеки, между прочим. Александр Гезалов: Понятно, понятно. Мария Хадеева: В том числе на департаменты социальной защиты. Анастасия Урнова: И еще одна очень большая проблема — я надеюсь, что мы с вами успеем про нее подробнее поговорить — про то, как люди берут детей. Потому что я тоже очень много читала про то, что и прячут детей, и требуют денег за то, чтобы забрать детей.
Александр Гезалов: Кошмарят. Анастасия Урнова: Масса всего! Просто я хочу закрыть тему с насилием, потому что мне кажется, что мы на ряд важных вопросов не ответили. Один из них такой. Человек сталкивается с ситуацией — его сегодня, возможно, бьют, еще что-то плохое с ним происходит. Что делать? Вот есть хоть какая-то организация, какой-то телефон, по которому можно позвонить и получить помощь реальную, здесь и сейчас? Анатолий Васильев: Я единственное могу сказать, что мы в своей детской деревне а де-юре мы организация для детей-сирот создали службу по правам ребенка, в которую обязательно входит воспитанник, ребенок. И все дети, зная о том, что что-то где-то, они или на ухо, или как-то, но преподнесут этому ребенку старшему. Плюс они знают, кому из взрослых можно сказать, что где-то что-то кого-то… Анастасия Урнова: Ну, это в рамках вашей организации.
Анатолий Васильев: Да. Ну, я и могу только за свою организацию. Александр Гезалов: На самом деле организации, которые так или иначе занимаются надзором и контролем, много. Это и уполномоченные по правам ребенка, и прокуратура… Анатолий Васильев: Их полно. Анастасия Урнова: А может ли им позвонить ребенок? Александр Гезалов: Но тут другой момент: уровень доверия к ним у детей… Елена Альшанская: Может, может. Александр Гезалов: Может. Там все висит, но не работает. Анатолий Васильев: Не работает система. Александр Гезалов: Вот мальчик этот, например, рассказывает, да?
Анастасия Урнова: Что он звонил в полицию. Александр Гезалов: Да, он звонил в милицию. Анастасия Урнова: И она приезжала, но уезжала. Александр Гезалов: Здесь вопрос: как создать такое количество информационных каналов, по которым дети могли бы кому-то транслировать о своей проблеме? Например, мы создали специальный телефон: 8 800 700-16-84. И уже начинают звонить дети, и приемные родители, и так далее, и так далее. И чем больше этого будет, тем будет лучше. Анастасия Урнова: Я звоню вам на горячую линию — и кто мне отвечает? Александр Гезалов: Вам отвечает специалист, который этим делом занимается. Анастасия Урнова: А что вы делаете после того, как получаете звонок?
Александр Гезалов: Человек, принимает информацию, он ее обрабатывает и перенаправляет либо в структуры, либо дает какой-то конкретный совет. Анастасия Урнова: А какие структуры? Александр Гезалов: В различные, в том числе которые этим занимаются. Анастасия Урнова: Допустим, в полицию? Александр Гезалов: В том числе. Анастасия Урнова: И вы как-то контролируете? Анна Кочинева: Часто задают вопрос… Вот когда произошла ситуация в Челябинске, на мой взгляд, там надо было гораздо раньше во все это включаться. А когда дети оказались в приемной семье, то получается, что система не срабатывала, никому не сигнализировала, дети никому не сигнализировали. А как только дети оказались в приемной семье, они заговорили. Что должно произойти?
Наталья Городиская: Ну, они не могли же говорить о системе и там оставаться. Александр Гезалов: Я понимаю. Елена Альшанская: Конечно. Наталья Городиская: Они заговорили, когда они почувствовали себя в безопасности. Но надо создавать условия, гласность какую-то. Анастасия Урнова: Тогда следующий вопрос: а как мы можем узнать о том, что происходит проблема? Видимо, исходя из того, что я читала и видела, если ребенка уже усыновили и ему достались чуткие и внимательные приемные родители, они услышали проблему. Как я понимаю, тоже ребенок не стремится об этом рассказывать — это раз. И вот что еще может произойти? Ну, вот так человек-выпускник потом об этом рассказывает, и тоже возможны какие-то последствия.
А еще? Туда же ходят проверки, туда ходят общественные организации. Мария Хадеева: Ну, честный ответ на ваш вопрос: такой системы не существует. Александр Гезалов: Нет, да. К сожалению, нет. Мария Хадеева: И ее наладить, потому что этот контроль, а потом отслеживание… То есть, по сути, система общественного контроля, которую пытаются внедрять, в том числе и эти задачи ставит. То есть это как бы контроль извне внутренних ситуаций. Александр Гезалов: Ну, в детских домах часто создают какие-то… Детей собирают и говорят: "Вы теперь сами все регулируете". На самом деле все регулирует все равно администрация. Анастасия Урнова: Ну, мы с вами уже обсудили, как это регулируется.
Анна Кочинева: Возвращаюсь к сфере нашей ответственности, поскольку мы некоммерческие организации. Что мы для этого делаем? Мы создаем институт наставничества, когда в жизни ребенка появляется значимый взрослый, который с ним регулярно общается, к которому у него создаются доверительные отношения. И собственно этому человеку он может транслировать какие-то свои проблемы. И дальше этот человек приходит к нам и говорит: "Ребенок рассказал мне о том-то и о том-то". И мы запускаем процедуру какого-то внутреннего разбирательства, что на самом деле происходит. Не всегда это сигнализирует о том, что действительно есть проблема. С ней нужно разбираться адресно. И нужно понимать, что ребенок может где-то придумать, манипулировать и так далее. Это все есть, да?
Но некая наша внутренняя процедура начинает срабатывать, и мы этим занимаемся. Анастасия Урнова: Елена. Елена Альшанская: Я хотела сказать, что действительно я соглашусь с Машей у нас такой системы де-факто нет, несмотря на все телефоны доверия, которые висят на стенах. Александр Гезалов: Да, да, да. Елена Альшанская: Но сейчас мы на самом деле тоже инициируем какие-то… пытаемся инициировать какие-то изменения. Например, есть элементарная и простая вещь, которая сегодня не работает. Если ребенок кому-то неважно кому — волонтеру, наставнику, приходящему какому-то или полиции заявил о том, что, возможно, есть какой-то факт насилия или жестокого обращения, то что происходит дальше? Он остается на месте. И если у нас такая же жалоба есть в отношении ребенка в семье, то ребенок мгновенно из семьи изымается, или человек помещается в СИЗО, например, которого обвиняют в сексуальном насилии, как это было в Челябинске, над ребенком. В нашей истории ребенок остается на месте.
И в этом смысле на самом деле никакое дальнейшее следствие не видит никогда объективно… Александр Гезалов: Это опасно, это просто опасно. Елена Альшанская: И мы хотим сейчас добиться того, мы будем предлагать как бы госорганам обратить на это серьезное внимание, чтобы у нас появилась норма при которой даже при подозрении, не когда мы там что-то доказали, а когда ребенок заявляет о насилии неважно — правда, неправда, потом нужно разбираться , он должен тут же быть переведен в другое место. Александр Гезалов: Полдетдома перевезут. Елена Альшанская: Прекрасно! Александр Гезалов: Если не больше. В ФСИН перевезут или в приют. Елена Альшанская: Пусть они перевозят и начнут уже как бы применять другие меры. Александр Гезалов: Куда-то перевезти-то, Лена? Куда перевезти? Елена Альшанская: В другое учреждение.
Александр Гезалов: В какое? Елена Альшанская: А лучше всего — во временную приемную семью, которые были бы опорными семьями для таких ситуаций. Мария Хадеева: Замещающие. Елена Альшанская: Замещающие. Анастасия Урнова: Но при этом, смотрите, история с тем же самым Челябинском. Один человек сейчас действительно находится под стражей, при этом несколько сотрудников учреждения, которых дети тоже обвиняли в том, что они участвовали в ужасных действиях, они вернулись сейчас обратно и снова работают в том же учреждении. Александр Гезалов: Они все с высшей категорией. Анастасия Урнова: При этом говорят, что они прошли детектор лжи. Хотя, по крайней мере, насколько мне известно, детектор лжи в соответствии с российским законодательством не может считаться достаточным доказательством, а только в совокупности. Почему эти люди продолжают там работать?
Елена Альшанская: Ровно потому, что у нас законодательно нет таких ограничений. Мария Хадеева: Как Саша сказал — высшая категория. Елена Альшанская: Нет, потому что нет таких ограничений законодательных. Они же не обвиняемые. Но я хочу сказать, что по этому делу Общественная палата как раз таки написала во все эти чудные инстанции запросы: почему, как вообще вышло так, что они допустили возврат этих людей к работе? Потому что действительно есть риски, что это окажется правдой — то, что говорят дети. А там другие дети, которые могли быть жертвой вот этих самых взрослых. Анастасия Урнова: Естественно, они ничего не скажут. Елена Альшанская: Конечно, они уже ничего не скажут. Александр Гезалов: На самом деле надо было реабилитацию этим сотрудникам тоже делать, а их сразу обратно на работу.
Анатолий Васильев: Комплекс. Александр Гезалов: Комплекс, комплекс. Анастасия Урнова: Более того, я хочу понять, насколько у нас, скажем так, запущенная система. Потому что местный омбудсмен по правам детей говорит о том, что дело стараются замять, о том, что приемные семьи, которые рассказали сейчас о том, что произошло, прошли через ад проверок. У них перетрясли все, проверили каждый чек до копейки. И вообще люди хотят уезжать из области. Вот там такая местная особенность? Елена Альшанская: Это наше общее, называется "коррупция". Мария Хадеева: Это бунт против системы, потому что она схлопывается. Анастасия Урнова: То есть система защищается?
Мария Хадеева: Да. То есть вы приоткрыли ракушку, а теперь у вас все… Александр Гезалов: Она по-другому действовать не умеет. Мария Хадеева: Конечно. Александр Гезалов: Она действует так, как она может. Мария Хадеева: Она защищает сама себя. Елена Альшанская: Но я надеюсь, что опять же внимание ваше, внимание сейчас центральных СМИ к этой истории, несмотря на кучу других инфоповодов, все-таки не затихнет, и мы сумеем преодолеть эту абсолютно вопиющую несправедливость, которая сегодня в Челябинске происходит, когда действительно у нас людей, которые обвиняются в таком страшном преступлении, их вернули на работу. Одновременно какие-то придирки к этим приемным семья, вот эти проверки, про которые вы рассказываете. Абсолютно вопиющая история. Я надеюсь, что оценке подвергнутся не только те фигуранты этого дела, которые все-таки, надеюсь, сядут вот это прямо моя искренняя надежда , но и все те чиновники, которые устроили то, что мы сейчас с вами видим. Анастасия Урнова: Потому что я, в общем-то, похожу историю могу привести… ну, не похожую.
В Кемеровской области тоже есть проблема, по крайней мере, как пишет издание Znak, в детдоме города Осинники, в котором новый директор агрессивный, не контролирует, одного ребенка избил палкой с гвоздем, и теперь у этого человека шрамы, кого-то избил шваброй. В общем, дикая дичь. Мария Хадеева: Насколько Znak. Анастасия Урнова: Ну, вообще довольно, насколько мне известно, приличное издание.
В группе — 13 детей. Теперь он социальный папа, на работе должен быть круглые сутки.
Отвечает за восьмерых ребятишек. Цель — подготовить детей к жизни в приемной семье и как можно быстрее передать их на попечение. Для этого даже упростили систему оформления опеки. Желающих с каждым днем становится все больше. Алексей и Светлана Андреевы сразу взяли из Центра «Алые паруса» четверых ребят.
После выпуска отношения с ней только укрепились.
Но был период, когда я отдалился. Я только вышел из детского дома и получил денежную выплату от государства — сумма накопилась немаленькая, и я, как и многие, её быстро спустил. Давал взаймы, делал необдуманные покупки. Я знал, что Лена не одобрит, но имея такую сумму, хочется тратить. Нельзя давать такие деньги человеку, который не знает, как с ними обращаться». Берут с собой в магазин, рассказывают, учат готовить и передвигаться по городу, знакомят с семьей и показывают, как устроен их быт.
Понял, что сам хочу от будущего. Сейчас учусь на техника, а когда окончу колледж пойду в армию. Возможно в вышку поступлю. Если честно, летом хотел бросить колледж — надоело учиться. А Ленка мне посоветовала не рубить сплеча. Я послушал, сделал свой выбор.
Если мне нужен совет про учебу, отношения, то спрошу у Лены», — делится Юра. Тот человек, который готов выделять своё время и силы на того, кому это очень важно. Не за деньги или зарплату, ведь мы волонтёры. Я точно знаю, что каждому ребёнку нужен человек из взрослого непонятного мира, который расскажет, как жить после выпуска из детского дома. Например, я делюсь своими историями из жизни, рассказываю и про те моменты, где я оступалась. Мне не стыдно.
Ведь Юре это помогает делать выводы и принять собственное решение. У нас доверительные отношения, и нет тем, которые мы не обсуждали». Кристина и Марина Кристина была замкнутым ребёнком, редко общалась с людьми и мало кого подпускала к себе. Но четыре года назад после встречи со своим наставником Мариной, Кристина, как она сама говорит, «открылась». Замкнутым, как я, тем, кто не доверяет людям и боится общества, — рассказывает Кристина. Я сменила множество разных детских домов.
И там меня не учили тому, чему смогла Марина. Я благодарна ей за то, что она со мной». Кристина признаётся, что в детском доме не была самой послушной, но решила в обществе вести себя по-другому. Иду по тому, чему меня Марина научила, по её опыту. Она мне и в училище помогала, и в жизни. Даже просто в магазин сходить.
Марина показывала, как рассчитываться на кассе, как пересчитать сдачу и сверить чек. И я сейчас могу ей в любой момент позвонить и спросить совета. Ближе, чем с Мариной, я ни с кем не общаюсь. Считаю её своей семьёй».
Я помню, что у нас было много спонсоров. Как-то раз на Новый год мы с ребятами посчитали подарки. Получилось около семнадцати на ребенка. Нам дарили дорогие телефоны, одежду.
Однажды привезли спортивные костюмы, на них были бирки. Стоили они около двадцати тысяч. Но когда ты маленький, тебя не волнует цена и крутость вещи. Ты этого просто не понимаешь. Я бы предпочла сидеть с дешевым телефоном и менее дорогой одеждой, но дома, в семье. Я знала, что не смогу полюбить приемную семью. Когда у тебя есть мама и папа, какими бы они ни были, ты считаешь их самыми лучшими. И думаешь, что весь мир виноват в том, что ты живешь в детдоме, но только не они.
Нет, ко мне приезжали семьи, которые хотели меня удочерить, и я вроде соглашалась. Но потом шла и писала отказ, потому что мне было неудобно сказать им, что я передумала. Я помню историю, как семья приехала за ребенком, но он отказался к ним идти. Тогда выбежал другой мальчик лет шести и закричал: «Заберите меня, возьмите меня». И они его в конце концов забрали. И кого никогда не возьмут в семью? В основном люди берут детей из Дома малютки. У нас все были постарше, от семи лет.
Почти не забирают подростков и трудных детей, а также с заболеваниями или проблемами с психикой. Были ли материальные лишения? Обычный ребенок, если поссорился с кем-то в школе, приходит домой, и у него все хорошо. Есть где укрыться и семья, которая поддержит. А здесь ты постоянно в стрессе. Из одного детского коллектива ты приходишь в другой. А детей постоянно сопровождают стычки, ссоры. Тебе негде побыть одному, чтобы никто не трогал.
Мы даже ездили на море» Анастасия Барашкова, выпускница детского дома — Как сложилась жизнь после детдома?
«Детский дом не тюрьма». Жизнь в приюте глазами его воспитанников
Марина провела в детском доме пять лет: она оказалась там в 12 лет и не попала в приемную семью. 25 апреля провели в Детском доме «Огонек» города Прокопьевска познавательное мероприятие «ЭнергоТЭКа». Тема "ребенок в детском доме" очень непроста и требует самого серьезного внимания. Когда уже достаточно взрослый ребенок не знает, что такое времена года, все, кто не знаком со спецификой таких детей, думают: «У ребенка, мягко говоря, задержка развития или умственная отсталость». Детские дома не помогают детям, а вредят им — к таким выводам на основании многочисленных исследований пришли развитые страны еще в середине прошлого века.
Детские дома: быть или не быть?
Марина провела в детском доме пять лет: она оказалась там в 12 лет и не попала в приемную семью. Уважаемые кандидаты в замещающие родители! С 4 декабря 2023 г. в связи проведением технических работ будет временно приостановлен прием граждан, обращающихся в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью постановки. МИФ: Детский дом учит полезным навыкам социализации. Полная ликвидация детских домов и передача детей в приемные семьи — это просто неосуществимо.