Скидки Обзоры и гайды Новости Рейтинги Истории. Сегодня, 9 мая, исполняется ровно тридцать лет со дня гибели Янки Дягилевой, новосибирской певицы, которую называют основательницей русского женского рока.
Сносить или не сносить. Что будет с домом Янки Дягилевой
Жизнь и смерть Янки Дягилевой» известного музыкального журналиста Сергея Гурьева, в которой, в частности, речь идёт о том, как появилась песня «По трамвайным рельсам». Янка Дягилева Янка 17. Зимой 1991 года друзья в Томске договорились об организации концерта Янки. Малькевич и новосибирский депутат вступили в заочный спор о судьбе дома, где жила подруга Егора Летова Янка Дягилева. Янка Дягилева помогала многим известным музыкантам выйти из творческого кризиса.
«Сидели рядышком, смотрели в одну точку»: как Янка познакомилась с «Адольфом Гитлером»
Юная рыжеволосая Яна (Кира Пиевская) готовится к выступлению в небольшом клубе. Слушай музыку от Янка Дягилева, похожую на Особый резон, На чёрный день и не только. Рок-журналист Сергей Гурьев пишет книгу про легендарную поэтессу. В эфире Радио "Комсомольская правда" он прокомментировал версии о ее смерти. 4 сентября 1966 года родилась Яна Станиславовна Дягилева, скорее всего, более известная вам, как Янка Дягилева. Тридцать лет назад Янка Дягилева ушла в лес и не вернулась — ее тело нашли в реке только через неделю. О степени вмешательства Егора Летова в альбом очень подробно говорится в недавней книге Кристины Пауэр «Янка Дягилева.
Ушла и не вернулась. Странная жизнь и не менее странная смерть Янки Дягилевой
Отчасти невидимость Янки для прессы связана и с тем, что она находилась в тени Егора Летова, с которым они сперва были не разлей вода, но вскоре по каким-то причинам разошлись — и это еще одна из тайн, окутывающих ее имя. В отношениях Янки и Егора угадывается шекспировского размаха трагедия — Гамлет и Офелия. После смерти подруги Летов забрал себе все ее письма и черновики, а затем выпустил «Сто лет одиночества» — один из сильнейших альбомов в своей дискографии. Но в сумме с размахом творческой безбрежности безысходность выглядела высокой трагедией. Духовно анемичная, изверившаяся Москва ходила на Янку как куда-то в эпоху Возрождения — дивясь в ней той силе чувств, какую не видела в себе». Задним числом, на расстоянии в 30 с лишним лет, жизнь и смерть Янки выглядят идеальной основой для драматического рок-н-ролльного мифа. Но, как ни удивительно, он так и не возник, несмотря на размах ее дарования и раннюю гибель.
Наследие Янки, хоть и измеряется несколькими десятками странно записанных песен, оказывается масштабнее, чем любые ниши, в которые ее пытаются поместить, — будь то «сибирский панк» или «женский рок». Без всяких гендерных условностей или географических рамок она — автор, возможно, мощнейших, самых пронзительных и наиболее трагических песен на русском языке. Правда, с 1990-х сохранился культ Янки — тайный, катакомбный, скрывающийся от неофитов; только сейчас, спустя десятилетия, предпринимаются попытки рассказать ее историю — выходят фильмы и книги. Лично я очень жду написанную Сергеем Гурьевым биографию «Над пропастью весны», которая должна появиться в 2022-м. Ее песням противопоказана реклама — они должны распространяться как тайное знание, от посвященных к посвященным, поскольку в них скрыта пугающая сила Внезапный всплеск интереса к песням Янки пришел откуда не ждали — из Великобритании, где в 2014-м на одном из концертов бристольские трип-хоп-классики Massive Attack, пригласив вокалисткой Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins, исполнили кавер на песню «Печаль моя светла», написанную Янкой в студенчестве. Примерно в том же году новосибирские служители культа бились с местной администрацией за установку мемориальной доски на деревянном доме, где она прожила всю жизнь, и доказывали чиновникам ее «культурную значимость».
Янке это бы точно понравилось». Да, но она, надо отдать ей должное, была неунывающая, — вспоминает отец Янки, Станислав Дягилев. Это дорого стоит — то, что вас пришло так много». Однако многие считают, что памяти Янки Дягилевой в городе уделяют мало внимания — эта певица достойна большего. Это позор! Нет дисков с её песнями, хотя туристы, приезжающие сюда со всех стран, спрашивают у нас её диски. А мы ничего не можем дать. Дом Янки хоть и защищен законом, но никому не нужен. Нужно исправить это!
Спустя неделю ее тело нашли в реке Иня; был это несчастный случай или суицид — так до конца и не разобрались, существуют и версии о нападении и убийстве. В августе 2007-го Егор Летов, ставший Яном для янкиного Иня, колдовал над записью этого концерта — пересводил ее и реставрировал, в итоге оставив нам альбом-антологию «Янка — Последняя Акустика» 2009 , в котором талант Яны Станиславовны Дягилевой явлен во всей своей обжигающей мощи и незамутненной чистоте. Он сделал это за полгода до собственной смерти. Кадр из фильма «На тебе сошелся клином белый свет» Пересказывая историю Янки, трудно обойтись без элементов мистики. Иначе просто не объяснить, как хиппующая девчонка, «лихая хохотушка», по свидетельству подруг, стала автором столь матерых экзистенциальных текстов, описывающих жизнь во мраке и безнадежности. Оправдать это можно только божественным вмешательством. Как было сказано в одном из гностических папирусов, «Когда придет Бог, смотри вниз и записывай сказанное и то именование его, которое он тебе даст. А он не уйдет из твоей палатки, пока подробно не скажет тебе и то, что тебя касается». Бог пришел к Янке в 1987-м на квартирнике Александра Башлачева в Ленинграде. До этого она была простой, своей в доску девчонкой с сибирским говорком, которая любила стихи и песни. Пела чужое и что-то сочиняла сама, в том числе в составе ансамбля политической песни «Амиго» и для лидеров новосибирского рока «Калинова моста», — но мало кому показывала. Башлачев — фигура в русском роке наиболее мистическая, оракул, обретший дивный дар слова и столь же внезапно утративший его, — стал для Янки кем-то вроде Иоанна Предтечи. Апокриф гласит, что СашБаш даже встретился с отцом Янки и сказал ему фразу «ваша дочь знает о жизни гораздо больше, чем вы можете подумать».
Приехали создатели мемориала и официальные лица города. Каждый из них сказал теплые слова о Янке Дягилевой. Первым выступил Олег Судаков из Омска, больше известный как Манагер. Он был организатором концертов Янки и другом. Она не раз бывала у него дома и запомнилась ему своим веселым и жестким характером.
В рамках фестиваля «Окно в Европу» прошла премьера фильма об Янке Дягилевой
Иркутские и ангарские истории Янки Дягилевой Режиссер фильма «На тебе сошелся клином белый свет» Игорь Поплаухин попытался воссоздать последний день из жизни сибирской рок-звезды, которая зажглась в конце 1980-х, быстро сгорела, но оставила после себя тайный культ, который только сейчас выходит на поверхность. Фестиваль российских фильмов «Окно в Европу» проводится ежегодно с 1993 года в Выборге. Фильм об Янке не получил призов, но привлек внимание музыкальных критиков. Но в сумме с размахом творческой безбрежности безысходность выглядела высокой трагедией.
Ну, как «хорошо» — мы были знакомы. Мы даже у Олеси Троянской сейшенок варили вместе. Сидели друг напротив друга, я ему одно, он мне другое. Кстати вот… Это очень не случайно. Дело в том, что Янка очень хорошо знала Сашу Башлачева. Даже, по-моему, чересчур очень. Ну, это их интим… Я надеюсь, они сейчас встретились. Со свиданьицем их. Муж да жена — одна сатана… Встретились хоть теперь. Один вылетел, другая утонула — нормально, да.
Так вот насчет СашБаша. Мне Саша Измайлов говорил — не знаю, я сам таких слов от СашБаша не слышал… Но вот Измайлов говорит, что Саня, якобы, утверждал, что нужно жить так, как если бы в соседней комнате ребенок умирает твой… Вот так вот. Надо всегда это чувствовать, вернее, надо чувствовать, что в соседней комнате умирает твой ребенок. С такими мыслями, простите меня… Ну что, иным людям хуже бывает. Я так думаю — это не выход. Хотя… кто от этого застрахован? Надо поставить человека в такую психологическую ситуацию, что у него выхода не будет… А что касается Янки. Ну здорово, блин, хорошо, что она не влетела в эту ситуацию гораздо круче. А с ней было уготовлено… Я вот не понимаю всех этих критиков маститых, которые сейчас пишут о ней. А где вы раньше-то были?
Что, они свои задницы не могут с места оторвать? Поехали бы в Тюмень. Почему они такие неподъемные? И какие-то кухонные базары то ли с ней, то ли при ней, что закономерный финал таких песен — суицид. Обсудят это все и расходятся… Н. Ты знаешь, когда мы все общались в Новосибирске, настолько мне не хотелось, чтоб она кому-то еще принадлежала… Я чувствовал себя привязанным к ней. У нас настолько хорошие были отношения — и вот все испортилось. Мне кажется, что это Летов рассорил нас с ней. И Янка ушла. А что?
Она ушла погулять. Ей скучно с нами стало. Если говорить о творчестве Янки. Ей просто надо было человека полюбить. Она, наверное, полюбила какого-то человека. Все-таки иногда она забывала, что она — женщина. Все-таки не женское это дело — петь такие песни. Хорошая песня, жизненная, кстати, на раз ее воспринимают буквально все. У меня была ситуация в Находке… Находка — это супермажорский город! У меня там сестра.
Там интерклуб уматнейший, и есть там такой человек Витя, он нам помогал. У них там дефицит общения. Я говорю: «Янку тут можно поставить? Люди, которые вообще ничего общего не имеют с тусовкой. Я ставлю эту кассету, он говорит: «Продай». Я говорю: «Переписать могу, а продать — нет». Ну еще бы, я Янку продавал! Не потому, что она непродажная — это чушь собачья… Правила игры такие: берет в руки гитару человек — все. И начинает он петь песни, которые популярны сейчас. Вот Янка, в частности.
Это значит, что ты за это будешь получать деньги, или кто-то будет за это получать. Это рок-н-ролл. К нему серьезно не относиться — себя не уважать. И Янка, может быть, просто нагнетала. Может быть, она и чувствовала, что она стала — ну, как это сказать? Это, наверное, сказалось на зале. Когда Витя Пьяный подошел к Янке… Ух и мерзкое это состояние — фестиваль! Янка, между прочим, тоже некрасиво себя вела. Иными словами, все мы там хороши были. В рожу бы нам настучать.
Такой сидит милый, добрый человечек, весь замученный, затраханный как только можно… Н. Посмотрим, что с тобой будет. Это мрак, я тебе серьезно говорю. Ну что ж… Что о Янке? Веселая была она очень. Вот ей на язычок лучше не попади. Суеверная была. Хихикала все время. Например: «Ой, что-то боюсь! Это не позерство, это так.
Я — Дьявол. Я здесь не случайно, в этом мире. Она удачно гармонировала со сферой. И с планетой. Так что все нормально — она растворилась. А тело, что тело? Кусок мяса. Она стала ей не нужна. Песня, может быть, появится, «Русалочка» — памяти Яны Дягилевой. Будет она пугать там рыбачков.
Она будет, она ведьма та еще была. Ох, она будет, она оттягиваться сейчас знаешь, как будет!
По одной из версий, песня «Ветер в облаках» Натальи Марковой и гр «Двуречье» посвящена уходу из жизни Янки[источник не указан 98 дней].
В 2001 году певица Юта записала свою кавер-версию песни «От большого ума» для альбома «Легко и даже изящно».
Между тем если советская рок-музыка и породила поэтов, то очень немного: на мой взгляд, можно назвать только Гребенщикова, Мамонова и Янку. При этом лучшее, что может сделать местная администрация, — отдать организацию в правильные руки и не вмешиваться. Любительский портрет Янки Дягилевой. Автор: С.
Чернявский, вторая половина 1990-х гг. Дмитрий Веденяпин, поэт, переводчик Москва-Париж : Янка Дягилева, безусловно была талантливым и редкостно честным человеком. Чем больше таких заведомо культурно заряженных мест на карте города и нашей страны, тем лучше. Такие места удерживают нас всех от сползания в скучное обывательское существование, а то и просто в дикость… Чем может быть сегодня этот дом, мне трудно сказать. Возможно, там может быть что-то вроде музыкального клуба или центра творчества для детей или взрослых.
Может быть, он может оставаться жилым домом с мемориальной доской памяти Янки, я не знаю. Тут должны, конечно, решать те, кто лучше меня чувствует город. Во всяком случае, я бы, конечно, постарался отстоять этот дом. Ценность у него даже не «мемориальная», а непосредственно эстетическая, и уничтожение его было бы равноценно уничтожению аудиозаписей или рукописного архива. Алексей Денисов, поэт Москва : Янка — очень значимая фигура в русской культуре, она как минимум повлияла на целое поколение молодых людей, начавших себя осознавать в начале девяностых.
Она была примером неистового нонконформизма в русском роке, в позднем, можно сказать, последнем периоде русского рока. Было бы круто, конечно, чтобы дом оставили. Даже не для музея, а просто, если есть такая возможность, то как часть пространства, место силы. Это было бы очень щедро со стороны Новосибирска, такой подарок будущему. Ну или попытка, потому что не факт, что здесь есть какое-то не позорное будущее Александр Курбатов, поэт, прозаик, краевед Москва : Сначала про дом.
С домами у меня позиция радикальная — никакие дома рушить нельзя. Дома должны жить, пока в них живут люди, пока они нужны людям. А когда люди дом покидают, надо дать дому медленно умереть естественной смертью — чтобы он плавно слился с природой. Понятно, что это мечта, идеал, в реальности, в нашей реальности недостижимый. Наша реальность — это реальность депутата Агеенко, который мыслит анкетными статистическими показателями: закончил или не закончил человек учебное заведение, является или не является победителем музыкальных конкурсов, понятные имеет источники дохода или же непонятные.
Не сомневаюсь, что сам депутат Агеенко имеет диплом высшего учебного заведения, допускаю, что он упорным трудом достиг значительных успехов в вокальном или инструментальном исполнительском мастерстве, а в понятности источников его дохода никто не усомнится. Но если его и будут вспоминать, то даже не по имени-фамилии, а как «депутата, который хотел снести дом Янки Дягилевой». А Янку будут помнить. И если сохранится её дом, и если нет. Но сохранение дома нужно нам, нашему времени.
Окажется ли оно «временем, когда дом Янки снесли» или «временем, когда дом Янки защитили»? В общем, это проверка для нас. Если всё-таки дом снесут и на его месте построят что-то коммерчески выгодное, то не надо там делать каких-то бетонных или мраморных копий дома, не надо барельефов, даже доски памятной не надо. Просто проложите туда трамвайные рельсы, или даже просто нарисуйте их на асфальте. И они будут проступать снова и снова.
Алла Горбунова, поэт, прозаик, критик Москва : Янка Дягилева имеет для меня лично огромное значение: это вообще моя любимая певица. Я убеждена, что Янка, Егор Летов и некоторые другие музыканты относятся к лучшему, что было в русской рок-музыке. Я выросла на их песнях как и многие люди моего поколения. Я считаю, что рок-поэзия является неотъемлемой частью как русской поэзии, так и мировой культуры. Мне очень жаль, что дом Янки находится под угрозой сноса.
Данила Давыдов, поэт, прозаик, критик, литературовед, кандидат филологических наук Москва : Яна «Янка» Дягилева — не столько фигура сибирского панка или, более широко, русского рок-движения, сколько символ свободы и безысходности, лицо отечественной андеграундной трансгрессии. Стихи и песни Янки, казалось бы, прозрачные, романтические, наивные, настолько плотны и материальны, насколько бывает только с истинной поэзией. Ценность Янки — в предельной точности, в предельной страстности, не прикрытой как раз ни сценическим макияжем, ни выверенной работой звукооператора после сотни дублей. Она сообщила миру новое о самом мире, она сообщила женщине новое о самой женщине, она сообщила рок-музыке новое о самой рок-музыке. Потому что человека определяет не то, когда и где именно он обучался и насколько последовательно это делал, а то, что человек смог сделать сам, — нечто абсолютно не похожее на других — интуитивно, вдохновенно.
Янка — такая. Сейчас мне 42. Стараюсь слушать не просто так, а перед чем-то важным, чтобы собраться с силами и мыслями.
Яна «Янка» Дягилева
В Москве был издан комикс о погибшей новосибирской рок-певице Янке Дягилевой, который рассказывает о ее жизни и творчестве. Яне Дягилевой могло исполниться 56 лет. Однако жене известного музыканта Егора Летова было суждено прожить трагическую судьбу. «Ты увидишь небо, я увижу землю на твоих подошвах» — Янка была одним из самых настойчивых людей, которых я встречала, — рассказывает одна из подруг Яны Дягилевой. Поэтому поклонники Янки Дягилевой, Егора Летова и сибирского панка, скорее всего, будут разочарованы этим фильмом — как будто бы в нем больше Игоря Поплаухина.
Яна Дягилева
Как и к большинства студийных записей певицы, руку к ней приложил Егор Летов, сыгравший в глазах поклонников роковую роль в судьбе этого альбома. Дело в том, что исходная версия «Не положено» длилась всего 20 минут. Желая приблизить хронометраж к стандартному, Летов его добил песнями из записанного у питерского коллекционера Сергея Фирсова бутлега, а также материалом из собственных закромов. Янка такому «произволу» сопротивлялась, поклонники тоже не были в восторге. Может быть, поэтому официально «Не положено» издавался лишь единожды — да и то на виниле в лохматом 1992 году. О степени вмешательства Егора Летова в альбом очень подробно говорится в недавней книге Кристины Пауэр «Янка Дягилева.
Но она не увенчалась успехом. Янка прожила там все свои 24 года. В этом доме она написала большую часть стихов. Про непроведение концертов — тоже ложь. О выступлении музыканта и поэта Александра Башлачёва в их избе рассказывает отец Дягилевой документальный фильм Дарьи Басалаевой «Особый резон» ; смотреть с 5:07. Кроме того, в отчёте эксперт указал на «отрицательные официальные оценки творчества Дягилевой Я. Расшифруем: в 2019 году в связи с предложением назвать омский аэропорт именем Летова тогдашний министр культуры РФ Владимир Мединский негативно высказался по поводу группы «ГрОб», а Янка была её участницей. В том же году депутат Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко написал в запрещённой ныне соцсети, что у Дягилевой «тексты странные, игра на гитаре не виртуозная, манера исполнения — у меня нет слов». Будущее дома Янки 18 апреля 2022 года глава госинспекции по охране объектов культурного наследия Новосибирской области Елена Медведева заявила следующее: Если дом всё-таки признают памятником — там, возможно, будет открыт музей. На реставрацию уйдёт 2-3 миллиона рублей. Будет ли фирма заниматься восстановлением — пока неизвестно. Остаётся надеяться, что музею Янки Дягилевой — быть.
Поговаривали, что между ними давно пробежала искра, но артисты это категорически отрицали. Жили друзья по-прежнему на два города, поэтому в какой-то момент Янка не смогла уберечь Александра от беды. В конце 80-х Башлачев стал писать все реже, то и дело устраивал публичные скандалы и никому не говорил, что страдает от тяжелой депрессии. На одном из концертов, где присутствовала и Янка, музыкант вдруг нагрубил одной из зрительниц. После этого Дягилева написала в дневнике, что сильно разочаровалась в друге. Вытащить Башлачева из этого состояния певица уже не смогла. Общаться артисты стали все реже, а через полгода Башлачев добровольно ушел из жизни, так и не сумев выйти из депрессии. Вслед за ним в бездну стала скатываться, сама того не осознавая, и Янка. Янка Дягилева в гостях у друга, 1988 год Очаровывать мужчин Дягилева никогда не стремилась, однако поклонников у нее было немало. Сближаться с кем-то Янка не спешила, несколько раз отвергала предложения руки и сердца. Она была убеждена, что творческий человек должен непременно быть свободным, иначе, погрязнув в быте, он рискует стать таким, как все. Завоевать ее сердце смог только Егор Летов. Ради музыканта «королева андерграунда» была готова на все. Несколько лет Дягилева скиталась по стране вслед за Летовым, который постоянно скрывался от милиции. При этом сам мужчина позже утверждал, что парой они никогда и не были. То есть какое-то время мы были в определенном смысле как бы мужем и женой, но при этом жили жизнью такой, очень свободной", - рассказывал позже Летов. Янка неустанно благодарила Егора за то, что он «вывел ее в люди». Вместе они гастролировали, записывали самые гениальные песни, регулярно выступали.
Они познакомились на рок-фестивале в Новосибирске, но по-настоящему узнали друг друга в Омске, где Егор записывал новые песни. Янка в то время нигде не работала, Летов подрабатывал дворником. По словам Летяевой, они с Дягилевой жили на 40 копеек в день, питаясь в дешевых столовках. Когда совсем не было денег, Яна подрабатывала уборщицей или стирала вещи знакомых. А вообще она говорила, что деньги ей не нужны и даже отказывалась брать плату за квартирники. Отношения Дягилевой и Летова были специфическими. По словам Егора, они как бы были мужем и женой, но при этом жили свободной жизнью. Оба со сложными характерами и настроены очень радикально. Но если радикализм Летова шел от ненависти, то у Янки — от любви. В этом и состояла главная причина, почему они так и не смогли ужиться вместе. В какой-то момент Дягилева просто не выдержала и ушла от Егора. Широкая известность Становление Янки Дягилевой как музыканта происходило под влиянием того окружения, в котором она находилась. Безусловно, на ее стиль повлияла западная панк-рок культура, но это влияние было посредственным. Музыканта из Дягилевой сделал Летов. Он научил ее премудростям записи, рассказал, как вести себя на сцене, чего хочет публика и другим вещам. Его довольно большой жизненный опыт стал для Янки опорой, примером для подражания и отправной точкой в карьере.
Смерть брата и короткий роман с Летовым: трагедии, которые утянули в бездну Янку Дягилеву
4 сентября 1966 года родилась Яна Станиславовна Дягилева, скорее всего, более известная вам, как Янка Дягилева. советская рок-певица, автор-исполнитель, участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. Начав дружбу с Летяевой, Дягилева также вошла в эту рок-тусовку, и это определило ее дальнейшую судьбу, в том числе тесную связь с советским рок-андеграундом. Скидки Обзоры и гайды Новости Рейтинги Истории. Группа посвящена Яне Станиславовне Дягилевой (Янке) и её творчеству. «Вот лет мне 24, а звать меня Дягилева Яна Станиславовна», — слегка окая, представляется она, отвечая на записки из зала во время концерта.
«Человек настоящий, только когда он совсем один»: что сгубило «королеву андерграунда» Янку Дягилеву
Самостоятельно начала осваивать гитару. Далее стала обучаться игре на гитаре в кружке при клубе Жиркомбината. Точные науки не любила, проявляла склонность к гуманитарным, в частности к литературе, хорошо писала сочинения. В школьные годы Яна начала писать стихи. Сохранились несколько стихотворений предположительно её авторства, переписанных школьной подругой. Однако они довольно сильно отличаются от более позднего творчества и не исключено, что их откуда-то переписала сама Янка. Янка Дягилева в детстве В школьные годы пела и играла на гитаре, участвовала в школьной самодеятельности. В 1984 году поступила в Новосибирский институт инженеров водного транспорта. На втором курсе бросила институт. К 1985 году относятся первые дошедшие до нас стихотворения, авторство которых не вызывает сомнений. В апреле 1987 года она познакомилась с Егором Летовым , лидером группы «Гражданская оборона».
Это произошло на первом рок-фестивале в Новосибирске. Тогда музыкантов разогнала милиция и выступление «Гражданской обороны» продлилось всего 10 минут. В январе 1988 года записала первый альбом «Не положено». В 1988-1990 годах Янка и «Гражданская оборона» много гастролировали по стране. В Ленинграде они встретили Сергея Фирсова, который стал их директором в этот период. Первым выступлением в этом городе считается выдающийся концерт в театральном зале «Время» в Автово. Это мероприятие было первым концертом в Ленинграде для Янки и групп «Вопли Видоплясова», «Гражданская оборона», «Не ждали», пятым участником концерта стал местный «АукцЫон». Фирсов организовывал многочисленные концерты, киносъёмки этих концертов, квартирники, выступления на рок-фестивалях по всей стране. Запись альбомов происходила в том числе и в Ленинграде, на квартире Фирсова «Продано! После Таллина и Ленинграда были концерты в Крыму, после которых они вернулись в Тюмень.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Новосибирске» novos.
Это было странное время. Волна необъяснимых самоубийств захлестнула отечественную рок—сцену. Умереть самостоятельно стало модно.
Февраль 1988 года — рок—бард Александр Башлачев выбрасывается из окна восьмого этажа, весна 1989 года — повесился один из основателей «Калинова моста» Дмитрий Селиванов. Ее самоубийство вызвало двоякое отношение. С одной стороны, скорбь и жалость, с другой — насмешку. Многие восприняли этот шаг как некую дань моде. Однако гибель Дягилевой вызвала широкий общественный резонанс. Журналисты стали обожествлять сибирскую рок—певицу.
После ее смерти о ней много писали. И одинаково недостоверно, «Янка не выпустила ни одной пластинки… Она несла тепло своими текстами… Жизнерадостная девочка… Ее убил Летов…» Но все эти слова относились не к ней. От лихой головы лишь канавы и рвы» В каждом городе всегда существовали культовые места. Новосибирская рок—богема облюбовала однокомнатную квартиру в центре города на улице Свердлова. Однако Гребенщиков, Кинчев, Шевчук, Башлачев, пребывая на гастролях, всегда останавливались там. Янка прожила в этой квартире несколько лет.
Хозяйку дома, Ирину Литяеву, музыканты называли рок—мама. Я относилась к музыкантам как к своим детям. В итоге столкнулась с черной неблагодарностью. Это я о Янке. Первый раз Дягилева появилась в этой квартире осенью 1979 года. Длинные рыжие разлохмаченные волосы, белесые ресницы, глупое выражение лица и равнодушный взгляд.
Янка была подавлена. Она только что похоронила маму, которая скончалась прямо на ее руках. А трепетное отношение к родителям у Яны было привито с детства. Она даже курила, засовывая голову в печь, так как отец не переносил запаха дыма. Через полгода они стали лучшими подругами. Чтобы как—то выжить, девушки стали устраивать в своем доме квартирные концерты.
Страх попасть под статью «Организация платных зрелищ» оказался сильнее желания заработать. Самый богатый наш «пассажир» Костя жил в Барнауле и зарабатывал деньги, будучи приемщиком бутылок. С ним мы гуляли на полную катушку. Янка с Литяевой научились жить на 40 копеек в день. Питались в городских столовых, где салаты с гарнирами стоили пять копеек. А по ночам в литяевскую квартиру набивались толпы неформалов с пивом и дешевым портвейном.
Как—то после очередной бурной ночи Янка пошла фотографироваться на паспорт. Никакой профессии Янка не получила. Отучившись два года в Новосибирском институте инженеров водного транспорта, она забросила учебу. На работу устраиваться не было надобности. Даже будучи знаменитой , Янка ни разу не взяла деньги за квартирник. Однажды ей предложили оформить контракт с одной звукозаписывающей фирмой.
Она отказалась. Например, на одном из своих выступлений она оборвала концерт на полуслове, прокомментировав: «Все, больше не могу ни петь, ни играть, ни говорить» — и бросила гитару в угол. В итоге под ее гусеницами оказывалось все больше и больше людей. Это касалось даже любви. Янка стороной обходила загсы, насмешливо озиралась на свадебные салоны, сочувственно вздыхала при виде беременных женщин. Эта странная девушка даже не пыталась внешне нравиться мужчинам.
Она не пользовалась косметикой, ее выворачивало от запаха парфюма, в ее гардеробе не висело ни одного платья — от женской одежды она отказалась еще в школе. Старые штаны цвета хаки, кожаные сапоги, растянутый до колен свитер и куртка—балахон — весь ее гардероб. Она даже говорила о себе исключительно в мужском роде. Одно время слишком полная и жутко неуклюжая — ничего не могла удержать в руках. В ее перспективе семья и материнство не рассматривались. Янка вообще была лишена каких—то семейных установок.
Например, она никогда не отмечала день рождения, поэтому никто из нас не знал этой даты. Янка даже в любви действовала по—мужски: сама завоевывала, сама бросала. А влюблялась она нечасто, но, по словам ее знакомых, крепко. В городе она слыла роковой женщиной. Те некоторые мужчины, с которыми она крутила роман, потом уже не могли ее забыть. Кстати, собственную группу «Великий Октябрь» она наберет из своих бывших мужчин.
И каждый из них будет по—прежнему любить ее. За глаза дягилевскую компанию называли «Янка и гарем». Однажды Янка все—таки попробовала заглянуть в загс. Избранником стал Деменций, один из лидеров новосибирской группы «Пути». Он долгое время оставался к ней равнодушен. Это задело Янку.
В один день она решила: «Он будет моим! Через какое—то время он сделал ей предложение. До бракосочетания оставалось два месяца.
Фото: личный архив В 1988 году Яна и сама начитает выступать. У нее выходит первый альбом под названием «Не положено». Янка нередко выступала вместе с «Гражданской обороной» Летова. Яна Дягилева. Фото: личный архив 9 мая 1991 году произошла трагедия.
Яна покинула свою дачу, находящуюся под Новосибирском, а после не вернулась. В итоге поиски в лесу не увенчались успехом. Считается, что 10 мая близкие получили от девушки открытку со следующим содержанием: — Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю. Тело девушки обнаружили 17 мая. Уже 19 числа ее похоронили в Новосибирске. На сегодняшний день о смерти девушки ничего неизвестно.
Янка Дягилева — последние новости
Биография Янки Дягилевой была довольно сложной, а обстоятельства её смерти вызывают вопросы и разногласия. Точные время, место и обстоятельства смерти Яны Дягилевой до сих пор не известны. В интервью 1991 года, уже после смерти Янки Дягилевой, Е. Летов скажет: «Ценность человека – в его способности меняться, не предавая свою высшую сущность, свою высшую цель, тот. Янка Дягилева Янка 17. Зимой 1991 года друзья в Томске договорились об организации концерта Янки. Мы знаем Янку Дягилеву как одну из самых ярких представительниц сибирского андеграунда конца 1980-х.
Live Through This: история лучшего альбома Hole
- «Сидели рядышком, смотрели в одну точку»: как Янка познакомилась с «Адольфом Гитлером»
- Яна Дягилева
- ПОСМЕРТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
- Янка Дягилева: последние новости на сегодня, самые свежие сведения | НГС.ру - новости Новосибирска
- Читайте также
Другие статьи в рубрике "Культура" (Новосибирск)
- Страсти по Янке Дягилевой. Продолжение следует…
- Сообщить об опечатке
- Досье личности
- Творческая биография
- ПОСМЕРТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. «Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей)» | Дягилева Янка
Последним маршрутом Янки Дягилевой прошел оператор из Новосибирска
Мы как бы были брат и сестра. В последнее время вот все изменилось. Просто Янка вышла на топ. Я боялся, я не знаю, почему у нас с ней стали плохие отношения. Ну, наверное, все-таки ревность моя. Я ревновал ее.
Уже потом понял, с каким человеком мне посчастливилось познакомиться. И тогда, в 87-88-м она была скромней и… вот музыкант, который хочет реализоваться, который чувствует… Да еще девчонка ведь, Господи, да еще и молодая, то есть психология-то какая, наверно… Хотя что я могу знать о ее психологии? Вот человек, который хочет аудиторию, которому нравилось быть в этой аудитории. Бедная девочка, если б она знала, на какой путь встает… Она вовремя ушла. И ты — знаешь, на душе спокойнее стало, после ее смерти, хотя в общем-то я не могу поверить до сих пор, что ее нет в живых.
Причем у Гурьева тоже какое-то спокойствие, мы с ним говорили по телефону… Когда я узнал, что с ней случилось, у меня что-то стало… то есть я… ну, в общем, истерика… Тут, по-моему, говорить даже не приходится, какое было состояние. Но потом, вечером, стало спокойно. Такое спокойствие на душе было! Как будто — облегчение какое-то. Девчонка ведь издергалась.
Ну, издергалась она. Ну, боль, ты что, это же мрак. Она молодец, она правильно все сделала. Кто-то из-за нее вскрывал уже вены. И, я не знаю, нельзя так, нельзя боли столько давать!
Это ж опасная вещь очень… Хоть, слава Богу, отмучилась. И приводит в качестве примера Ревякина. Вот, говорит, человека вылечили, он живет и поет. И вот здесь тоже все знали, что полгода у Янки была депрессия, она за эти полгода три раза уходила из дома… Н. Боль, все это?
Это же ЭГО. От эгоцентризма. Человек, который поставил себя в центр мироздания… Это очень страшная вещь, я не согласен с Мариной Тимашевой, что это болезнь. Это состояние, оно искусственно. И Димка, просто, по-моему, соприкоснулся с Джимом Моррисоном.
И он врубился, что он — Джим Моррисон. Это правильно все. Все верно. А что касается Марины Тимашевой, то она же с других позиций все видит. У меня есть возможность сравнивать Янку… И я к ней не как к музыканту всегда относился.
А потом, знаешь, на чем я себя ловлю? Она стала известной и знаменитой — ну, в определенных кругах… черт знает, почему так. Нет, зависти никакой, честно, не было. Что-то другое. Почему у нас с ней отношения испортились?
Я хотел, чтоб она была только моей. Я, в общем-то, и пленку эту вывез во Владивосток, я очень многое сделал для того… А. Ну, такая хорошая девчонка. А как-то всерьез не слушал. А были очень хорошие отношения у нас с Летовым, с Янкой… То есть они ездили, мы в Ленинграде встречались.
То есть я такого еще не слышал. Настолько клево. А то, что она начала работать на другом звуке… Чушь. Так нельзя. Это не ее.
В принципе — я уж и «Тихому Параду» сказал — Летову было предъявлено серьезное обвинение. Если он меня поймет — а он поймет… В общем, он повинен в смерти Янки. Такой как раз звук определил ее смерть. Летов разговаривает на языке государства, только другими методами. И вот он злой.
Чувствуется, что его когда-то очень сильно рубанули. Когда-то он был таким парнем добрым, я чувствую. А вот эта злоба, это человеконенавистничество определило наши с ним отношения. А панк, натуральный такой, крезовый, немного шизанутый… Н. Гопота вся Летова слушает!
Та гопота, которая избивает наших сестер и братьев! Я не ангел, я через ненависть прошел, и насилие было, но я четко знаю, что никогда со мной этого теперь не будет. Я вообще считаю, что к любви только через ненависть можно прийти. Это естественный путь. И если твой панк из Барнаула считает, что Егор добрый, то почему бы Егору не делать хорошее, доброе?
Хотя, может быть, у него будут другие альбомы. Но он будет жить. Янки уже нет. Вот люди, которые играют панк-рок, их можно увидеть: это всегда эпатажность. Это нарочитость, это наигрыш, это экстравагантность, в конце концов.
В моем представлении. Ничего общего с естественным панк-рок не имеет. В этом смысле Игги Поп для меня очень необходим и важен. А столько боли накачивать людям… А. После мемориала в «Октябрьском», памяти Башлачева.
Но столько плохого, столько боли, мол, нельзя же так, потому что если вспомнить того же Башлачева, то у него было столько светлого пушкинского юмора… Такая у него теория была, что это как-то уравновешивало… Н. Боль на конвейере. Это я в другом смысле говорю, не как Липницкий. Есть человек — нет человека. А потом вот, потом я ее ненавидел.
Она стала другой, она стала какой-то косноязычной.
Десять песен звучат довольно лихо и разнообразно. Электрическая гитара Летова звучит в некоторых из них, но не во всех. В «Мы по колено» пунктирно намечен знаменитый летовский рифф, в «Особом резоне» электрогитара звучит не так ярко, поэтому песня на достигает такого трансового эффекта, как в более поздних версиях. В относительно редкой для альбомов Янки «Только дождь» звучит перкуссия, напоминающая бой крупных капель дождя о прочную поверхность.
Привычная Янкина печаль здесь еще светла соответствующая песня в альбоме тоже есть и, по меткому замечанию Егора Летова, «бабьего плача» в «Не положено», в целом, избежать удалось. Данное издание тоже не обошлось без добавлений.
Стихи Дягилевой стали основой для музыки "Гражданской обороны", а ее неповторимый голос и живой стиль исполнения — отличительными чертами группы. Тексты Янки Дягилевой не были просто проходящими стихами, они были сильными литературными произведениями, которые отражали ее мысли о свободе, искусстве, неравенстве и жизненной философии. Ее слова поражали своей проникновенностью, откровенностью и индивидуальным подходом к социальным проблемам. Через тексты своих песен Янка Дягилева часто выражала протест и критику власти, что делало их особенно актуальными в эпоху Советского Союза и последующие годы.
Почти ничего: была, пела… 9-го мая 1991 года умерла 24-летняя девушка, великая русская певица, и с ней ушел пласт жизни, мыслей, чувств, фактов; остались песни и стихи, которых немного, но, в общем, достаточно, чтоб понять масштаб явления. Но все же, если попытаться собрать разрозненные факты, воссоздать и осмыслить, может, будет меньше расхожих и ничего не значащих фраз, и вовсе не будет нелепиц подобных высокомерно-оскорбительному ляпу в автобиографии вечно всем недовольного Юрия Морозова, отозвавшегося о янкином выступлении в Череповце так: «…Подвыпившая Янка, с грохотом скакавшая под неизбывную умцу-умцу по сцене и голосившая не своим голосом, чтоб затем вскоре повеситься». То, что я хочу написать — не биографический очерк, но хроника, описание публичного янкиного существования, в концертах, записях интервью она никогда не давала, считая их изначально фальшивыми , в разрозненных газетных репортажах. Яна Станиславовна Дягилева родилась в Новосибирске 4 сентября 1966 года. После школы поступила по настоянию вскоре умершей матери в Новосибирский Институт Инженеров Водного Транспорта, но ушла уже со второго курса. Увлечения той поры — английская поэзия, гитара, песни БГ и Бичевской. Первые известные стихи датируются 85-м годом. О них писали немало — от академического исследования Марины Кудимовой «Вопленица», где янкино творчество привязывается к таким авторам, о которых она, наверное, и слыхом не слыхивала, до упорного желания Марины Тимашевой запараллелить янкины песни с Башлачевым. Документальных сведений о знакомстве Янки с Башем нет — кроме брошенной вскользь фразы в одной газете о янкином доме на Ядринцевской, 61: «…здесь останавливался Саша Башлачев, пел свои песни…» да апокрифического рассказа Задерия об их с Башем совместном знакомстве «где-то в Сибири» с девушками Леной и Яной, где Яна — как раз Янка Дягилева. Но если и так, по стихам не по песням; стихов, между прочим, гораздо больше влияния, сходства не отследить. Да и нужно ли? Есть стихотворение 87-го года, посвященное «А. Что бы там ни было, это не наше дело. Зато писано-переписано о фатальном участии в янкиной судьбе Егора Летова; Ник Рок-н-Ролл, великий кочевник и янкин друг, открыто обвинял Егора в ее смерти. Сомневаюсь: Янка не кажется способной столь полно и буквально принять идеи и мироощущение даже такого мощного творца, как Летов. Более того, ругань между ними на почве идеологически-мировоззренческих разногласий, разного подхода к основным принципам творчества, кажется, была обычной и постоянной; окончательно разругались они задолго до янкиной смерти. Бог ему судья. Пока же — лето и осень 87-го года они вместе мотались по стране автостопом, вместе выступали, вместе записывались. Впрочем, «вместе» немного не то слово: участие Янки в егоровых альбомах менее всего было равноправным. Егор знал, что ему надо, и брал это — не главное, красочку, оттенок — у всех, кто оказывался под рукой. Неравноправие всплыло еще раз — собственно янкины альбомы Летов делал-записывал исключительно на свое разумение. В его понимании. Это про Ангедонию и Домой!. Егором же перелопачен альбом Не положено!. Янка бунтовала, Егор пожимал плечами — зато, мол, вышел не «бессильный бабий плач», а крутой панк, без «эстетства и утонченности», а тем паче — без презираемой Егором жалости к миру. Она, эта жалость, все равно рвется наружу сквозь шум и грязь, сквозь все это треклятое электричество, заглушающее чистый янкин голос. От начала до конца свободно, без цензора и музыкального инквизитора в лице друга Егорушки?