Директор Елабужского государственного музея-заповедника получила Госпремию из рук президента России. Уникальные Елабужские и Танаевские пойменные луга – это разнотравье сенокосных угодий, многоголосье пернатой фауны, озёра, богатые рыбой, перелески осокорников и дубрав. Гендиректор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко получила государственную премию, сообщает пресс-служба музея. Новости егмз. Автор admin На чтение 5 мин Просмотров 9785 Опубликовано 27.02.2024. Елабужский государственный музей-заповедник готовится побить рекорд посещаемости в 2023 году. Уже в декабре учреждение может посетить миллионный турист, сообщила. Музей уездной медицины им. В. Бехтерева Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Новости партнеров
- Елабужский музей-заповедник примет более миллиона туристов по итогам года — Реальное время
- Церковную реликвию, найденную в Ивановской области, передали в экспозицию Елабужского музея
- Новости с тегом - елабужский государственный музей-заповедник
- В Елабужском музее-заповеднике открылись уникальные выставки
Выставки из фондов музея «Тарханы» в Елабужском государственном музее-заповеднике
Новости с тегом - елабужский государственный музей-заповедник - страница 1 | КАЗАНЬ, 2 апр — РИА Новости. Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника в Татарстане Гульзада Руденко после атаки дронов на Елабугу направила обращение в Международный совет музеев, в котором осудила атаку на мирное население. |
Новые видео канала Елабужский государственный музей-заповедник, Смотреть онлайн | Елабужский государственный музей-заповедник готовится побить рекорд посещаемости в 2023 году. |
Хлеб и зрелища: в Елабуге в 2023 году отремонтирует музей-театр «Трактир» | Экскурсия в Музей Памяти Елабужского государственного музея-заповедника. |
Telegram: Contact @tipi4elabuga | Елабужский государственный музей-заповедник – это учреждение культуры регионального подчинения, которое следит за сохранностью 184 объектов культурного наследия. |
Музей под открытым небом. Что стоит увидеть в Елабуге | АиФ Казань | КАЗАНЬ, 2 апр — РИА Новости. Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника в Татарстане Гульзада Руденко после атаки дронов на Елабугу направила обращение в Международный совет музеев, в котором осудила атаку на мирное население. |
В Елабужском музее-заповеднике открылись уникальные выставки
В Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника состоялось торжественное открытие экспозиций «Листы Корана» и «Выставки арабографической каллиграфии». Елабужский государственный музей-заповедник расположен в 200 км от столицы Татарстана, города Казани. 6 февраля Елабужский государственный музей-заповедник отправил одну тонну гуманитарного груза в Донецкую и Луганскую народные республики. Интерактивные мастерские ЕГМЗ 14 марта в 10:43. Хорошая новость! Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) — музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16. Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (ЕГМЗ) — музейный комплекс в городе Елабуга, объединяющий 16.
Нет комментариев
- Новости егмз
- Хлеб и зрелища: в Елабуге в 2023 году отремонтирует музей-театр «Трактир»
- Елабужский государственный музей-заповедник, Елабуга, Россия — Google Искусство и культура
- Telegram: Contact @tipi4elabuga
«Магия Востока» в Елабужском музее-заповеднике. Фоторепортаж с открытия и видеообзор выставки
Новости Елабужского государственного музея-заповедника фотки. Елабужская (Спасская) ярмарка. На данной странице вы можете посмотреть без регистрации 360 видео канала елабужский государственный музей-заповедник на котором 103 тыс просмотров. Структура музея-заповедника Елабужский государственный музей-заповедник расположен на площади 491,5 га охранной зоны, объединяющей 195 объектов культурного наследия, из них 6 объектов федерального значения, 106 — республиканского и 83 объекта местного значения. Туристический бум. Итогом лаборатории станет выставка работ ее участников, открытие которой состоится 9 августа в Музее современного этноискусства. Новости дня читайте на Взгляде. Оснащение Елабужского государственного музея заповедника билетно-пропускной. Главная › Новости О музее › 29 мая сотрудники Национального музея в рамках методического выезда посетили Елабужский государственный музей-заповедник. Все новости об организации «ЕГМЗ» на Будьте в курсе свежих новостей за день и неделю: Елабужский государственный. Главная › Новости О музее › 29 мая сотрудники Национального музея в рамках методического выезда посетили Елабужский государственный музей-заповедник. Все новости об организации «ЕГМЗ» на Будьте в курсе свежих новостей за день и неделю.
Гульзада Руденко: Почему музей-заповедник Елабуги - дело государственной важности
Кроме того, Наджип Наккаш развивает один из старинных видов книжной графики — тугру с древнетюркского — «знак, метка» , получившую свое новое рождение в конце XX столетия. Присылайте резюме на new-kama bk.
То есть цветаевских музеев стало несколько? Гульзада Руденко: Да, так у нас появились два цветаевских музея, Дом ее памяти и Литмузей, из которого мы убрали елабужский период ее жизни. А рядом - еще Библиотека Серебряного века. Раньше во дворе там стоял щитовой дом, в нем размещался банк. Потом банк съехал, дом оказался аварийным, и его отдали музею-заповеднику.
Мы его разобрали, на фундаменте сделали красивую беседку с местом для костра - и ежегодно здесь стали собираться почитатели Цветаевой, а Елабуга стала одним из тех городов мира, где в день ее рождения зажигается известный всем поклонникам Цветаевский костер. Это уже больше десяти лет. Каждый четный год вручаем Литературную премию имени М. Цветаевой - в этом, юбилейном году, лауреаты будут объявлены на Международном музыкальном фестивале Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге" в июле. А что за Портомойня примыкает к цветаевским музеям? Мы ее тоже связываем с именем Марины Ивановны - она уж точно туда приходила. В мои студенческие годы, помню, там еще вода бежала.
А через много лет увидела: все превратилось в мусорную свалку. Как раз я съездила в турецкий город Сафранболу - это наш побратим с Елабугой - и там нас отвезли в деревню, где музеефицировано такое же пространство, где жители занимались стиркой. Почему бы, подумала я, нам такое не сделать? И сделали - и правда интересно, таких музеев нет больше. Там все с позапрошлого века, и каменный пол, и деревянные трубы, и чугунная печь… Деньги нам выделили по федеральной программе "Культура России". Из Турции привезли идею Портомойни, откуда-то из Китая - "Устав старого города". Зачем он вам - чтобы елабужане жили строго по уставу?
Гульзада Руденко: Нет, речь не об этом. Мы разработали и раздали "Устав старого города" всем владельцам домов - объектов культурного наследия на территории музея-заповедника - в нем разъясняются требования, которые возлагает на них наше законодательство. По большому счету, это - формирование нашей исторической культуры, вклад в наше будущее, в котором прошлое останется в неприкосновенности. А что за история с таксистом из Колумбии? На фоне модной сейчас на Западе "культуры отмены" всего российского мне показалось, что история - прямо на злобу дня… Гульзада Руденко: Знаете, я вообще себя считаю человеком мира. Потом в конце 90-х - в Колумбии. И там однажды разговорились с таксистом - ему показалось, что меня можно принять за местную, но по-испански говорю с акцентом.
Узнал, что из России: как! Впервые слышит про татар. После того я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга, жить в дружбе и согласии… Время сейчас такое - философское. Вы не поверите, но в декабре мы открыли выставку "Колесо дружбы" в германском Бад-Зульце - и она востребована по сей день, интерес у простых людей сохраняется. И я все-таки верю, что 25 августа мы ее откроем в Веймаре - и ее там действительно ждут. Это выставка картин 42 художников разных национальностей. В нашем Выставочном зале проходят арт-симпозиумы по современному этноискусству - летом со всей России и многих стран приезжают именитые, признанные художники, 10 дней пишут полотна на заданные темы, потом дарят картины музею.
В фондах уже больше двух тысяч, неплохая коллекция. Так вот подруга загорелась: хочу показать ее в Веймаре и других городах. И все получится. Вы рассказывали, как когда-то, возглавляя культуру в Набережных Челнах, сами скептически смотрели на музейных работников. Что изменилось за 20 лет вашей работы здесь, в музее-заповеднике? Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было. И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра.
Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали. Я более 6 лет преподавала в филиале Московского университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально.
И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело - всегда появятся единомышленники… Замечательный факт: к началу ХХ века "Благотворительный комитет" елабужских купцов Стахеевых ежегодно в течение 40 лет тратил на благотворительность до 1 миллиона рублей - сумасшедшую сумму. Ни один российский меценат и рядом с ними не стоял. А для сегодняшних бизнесменов ваши музеи - головная боль? Или они - единомышленники? Гульзада Руденко: Вот пример.
Цветаевой - в этом, юбилейном году, лауреаты будут объявлены на Международном музыкальном фестивале Бориса Березовского "Летние вечера в Елабуге" в июле. А что за Портомойня примыкает к цветаевским музеям? Мы ее тоже связываем с именем Марины Ивановны - она уж точно туда приходила. В мои студенческие годы, помню, там еще вода бежала. А через много лет увидела: все превратилось в мусорную свалку. Как раз я съездила в турецкий город Сафранболу - это наш побратим с Елабугой - и там нас отвезли в деревню, где музеефицировано такое же пространство, где жители занимались стиркой. Почему бы, подумала я, нам такое не сделать? И сделали - и правда интересно, таких музеев нет больше. Там все с позапрошлого века, и каменный пол, и деревянные трубы, и чугунная печь… Деньги нам выделили по федеральной программе "Культура России". Из Турции привезли идею Портомойни, откуда-то из Китая - "Устав старого города". Зачем он вам - чтобы елабужане жили строго по уставу? Гульзада Руденко: Нет, речь не об этом. Мы разработали и раздали "Устав старого города" всем владельцам домов - объектов культурного наследия на территории музея-заповедника - в нем разъясняются требования, которые возлагает на них наше законодательство. По большому счету, это - формирование нашей исторической культуры, вклад в наше будущее, в котором прошлое останется в неприкосновенности. А что за история с таксистом из Колумбии? На фоне модной сейчас на Западе "культуры отмены" всего российского мне показалось, что история - прямо на злобу дня… Гульзада Руденко: Знаете, я вообще себя считаю человеком мира. Потом в конце 90-х - в Колумбии. И там однажды разговорились с таксистом - ему показалось, что меня можно принять за местную, но по-испански говорю с акцентом. Узнал, что из России: как! Впервые слышит про татар. После того я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга, жить в дружбе и согласии… Время сейчас такое - философское. Вы не поверите, но в декабре мы открыли выставку "Колесо дружбы" в германском Бад-Зульце - и она востребована по сей день, интерес у простых людей сохраняется. И я все-таки верю, что 25 августа мы ее откроем в Веймаре - и ее там действительно ждут. Это выставка картин 42 художников разных национальностей. В нашем Выставочном зале проходят арт-симпозиумы по современному этноискусству - летом со всей России и многих стран приезжают именитые, признанные художники, 10 дней пишут полотна на заданные темы, потом дарят картины музею. В фондах уже больше двух тысяч, неплохая коллекция. Так вот подруга загорелась: хочу показать ее в Веймаре и других городах. И все получится. Вы рассказывали, как когда-то, возглавляя культуру в Набережных Челнах, сами скептически смотрели на музейных работников. Что изменилось за 20 лет вашей работы здесь, в музее-заповеднике? Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было. И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра. Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали. Я более 6 лет преподавала в филиале Московского университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально. И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело - всегда появятся единомышленники… Замечательный факт: к началу ХХ века "Благотворительный комитет" елабужских купцов Стахеевых ежегодно в течение 40 лет тратил на благотворительность до 1 миллиона рублей - сумасшедшую сумму. Ни один российский меценат и рядом с ними не стоял. А для сегодняшних бизнесменов ваши музеи - головная боль? Или они - единомышленники? Гульзада Руденко: Вот пример. В 2006 году мы решили провести Цветаевские чтения, пройдя речной путь, которым вез Марину Ивановну из Москвы до Елабуги теплоход "Советская Башкирия". Конечно, авантюра: мне выставили счет два миллиона за двухпалубный теплоход. Где взять деньги? Брат привел своего товарища, который занимается строительным бизнесом. Сидим, разговариваем, спрашиваю: нет у него в Москве состоятельного человека, который увлекался бы творчеством Цветаевой? Объяснила, зачем. Он посидел, подумал и вдруг: дайте мне счет, я тоже перечислю 500 тысяч. Я не просила - он сам...
И мы приложим к этому все усилия, — приводит ее слова Ассоциация туроператоров России. В 2020 году Елабужский государственный музей-заповедник запустил видеопроект «Елабужские легенды» на Youtube.
Программа Спасской ярмарки - 2023 в Елабуге
Гульзада Руденко: Наверное, это было оттого, что я когда-то не видела особой разницы - музей истории города, краеведения, все одинаково, заезжено, по рельсам: обязательный бивень мамонта, гимнастерка красноармейца, везде так было. И мне не хотелось, чтобы на нас так же смотрели: ну, классика жанра. Хотя и бивень у нас есть. Мне повезло: когда я возглавила музей-заповедник, руководителем минкультуры Татарстана оказалась Зиля Рахимьяновна Валеева - человек, который любит все новое. И тогдашний глава города, Ильшат Рафкатович Гафуров, говорил: не считайте меня циником, но мне бы хотелось, чтобы и Надежда Дурова, и Марина Цветаева, и Иван Шишкин работали на город, на его имидж, чтобы сюда приезжали.
Я более 6 лет преподавала в филиале Московского университета культуры основы менеджмента в социокультурной сфере. Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально.
И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело - всегда появятся единомышленники… Замечательный факт: к началу ХХ века "Благотворительный комитет" елабужских купцов Стахеевых ежегодно в течение 40 лет тратил на благотворительность до 1 миллиона рублей - сумасшедшую сумму. Ни один российский меценат и рядом с ними не стоял. А для сегодняшних бизнесменов ваши музеи - головная боль?
Или они - единомышленники? Гульзада Руденко: Вот пример. В 2006 году мы решили провести Цветаевские чтения, пройдя речной путь, которым вез Марину Ивановну из Москвы до Елабуги теплоход "Советская Башкирия". Конечно, авантюра: мне выставили счет два миллиона за двухпалубный теплоход.
Где взять деньги? Брат привел своего товарища, который занимается строительным бизнесом. Сидим, разговариваем, спрашиваю: нет у него в Москве состоятельного человека, который увлекался бы творчеством Цветаевой? Объяснила, зачем.
Он посидел, подумал и вдруг: дайте мне счет, я тоже перечислю 500 тысяч. Я не просила - он сам... И таких историй множество. Вы еще и причалами на Каме занимались.
Какое отношение к музею-заповеднику имеют речные причалы? Гульзада Руденко: Самое прямое. Пассажирские причалы - это теплоходы, туристы, экскурсанты, наши посетители, гости. Конечно, мы занимаемся ими, приводим в порядок с 2003 года.
Есть награды от Ростуризма, минкультуры. Я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга... Некоторые музеи могут себе позволить - открылись в 9, закрылись в 6, выходные дни, санитарные… А нашими сотрудниками каждый турист выстрадан. Все знают: у нас самый теплый прием.
Чего нам это стоит? К нам иногда приходят на работу - и не выдерживают даже месяц: бывает, в 6 утра открываем музеи по графику прибытия теплохода - и в 12 закрываем по отплытию… На этот год в графике судозаходов - рекордные 190 двух-трех-четырехпалубников! А чем его Елабуга так разбередила? К нему очень многие приезжают в органный зал - еще при мне там был установлен орган, начали реставрацию здания.
Договаривались, что он будет привозить в Елабугу музыкантов... Однажды и приехал Борис Березовский. На балконе шишкинского дома-музея зашел разговор: неплохо бы проводить здесь музыкальный фестиваль. Он загорелся: шикарная идея.
Звонят мне - и закрутилось. Поддержали власти города, республики, и скоро фестиваль - пошел. Где музей - и где такой международный высокопрофессиональный музыкальный фестиваль? Теперь этот вопрос уже не стоит.
А поначалу боялись - кто придет? Расписали на всякий случай трибуны - какие предприятия в каких секторах. И были потрясены - весь стадион на Шишкинских прудах был занят, все лужайки вокруг. Шли с раскладными стульчиками, ковриками - будто всю жизнь были поклонниками такого высокого искусства.
Так из года в год: по вечерам собирается до 10 тысяч человек - концерты идут по 3-4 часа. Березовский играет сам, приезжают его друзья-музыканты, звезды... Атмосфера невероятная. Татьяна и Сергей Никитины обратили внимание - на всей площади трава зеленая - и ни соринки после концертов.
Гуманитарный груз в личном сопровождении елабужского депутата от «Единой России» Александра Деготькова вошел в состав гуманитарной колонны от Республики Татарстан и будет передан в музеи, школы и детские сады Донецка, Луганска и Лисичанска. Как признался сам Александр Анатольевич, для него большая честь лично привезти художественные работы в эти регионы, жизнь которых в последние годы не самая яркая. И едет он в надежде и с желанием, встретиться с коллегами-музейщиками, увидеть своими глазами эмоции тех художников, которые сами принимали участие в создании работ, внести очередной вклад Республики Татарстан в восстановление и дальнейшее развитие культурной жизни Новороссии.
Вторая выставка представляет каллиграфию в арабском стиле заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Наджипа Наккаша, возродившего забытое мастерство художественного написания слов и текстов. В своем творчестве автор поднял шамаиль на новый уровень, придав ему глубоко индивидуальное и в то же время современное звучание. Кроме того, Наджип Наккаш развивает один из старинных видов книжной графики — тугру с древнетюркского — «знак, метка» , получившую свое новое рождение в конце XX столетия.
В том году город принял 190 туристических теплоходов. Также культурные объекты города посетили 935 тыс. В городе располагается единственный в мире мемориальный дом Шишкина.
Музей под открытым небом. Что стоит увидеть в Елабуге
Елабужский музей-заповедник примет более миллиона туристов по итогам года | Выражаем благодарность администрации Елабужского государственного музея-заповедника за организацию тура и обмен опытом. Спасибо Оксане Евгеньевне Богуновой, зав. туристско-информационным центром за экскурсионное сопровождение коллектива музея. |
Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник | По территории Елабужского государственного музея-заповедника, где туристы смогут увидеть историческую часть города, с сохранившимися памятники архитектуры XIX века. Новости дня читайте на Взгляде. |
Новости егмз | Главная › Новости О музее › 29 мая сотрудники Национального музея в рамках методического выезда посетили Елабужский государственный музей-заповедник. |
«Магия Востока» в Елабужском музее-заповеднике. Фоторепортаж с открытия и видеообзор выставки | Другие новости про Правительство Республики Татарстан. Чемпионат России по зимнему триатлону состоится в Татарстане. Организаторами мероприятий выступили: Министерство культуры Республики Татарстан, Елабужский государственный музей-заповедник. |
Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В Елабужский государственный музей-заповедник передали реликвию из Ивановской области. Ее нашли во время реставрационных работ у Никольской церкви в селе Ново-Талицы. Сегодня в День музеев, в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника состоялось открытие выставки «Океания: красота и магия». К 180-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова в выставочных залах Елабужского государственного музея-заповедника состоялось торжественное открытие двух выставок из фондов музея-заповедника «Тарханы». Музей уездной медицины им. В. Бехтерева Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Новости егмз
В Елабужский государственный музей-заповедник передали реликвию из Ивановской области. Ее нашли во время реставрационных работ у Никольской церкви в селе Ново-Талицы. Видео канала Елабужский государственный музей-заповедник, (380 видео). Гендиректор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко получила государственную премию, сообщает пресс-служба музея. Главная › Новости О музее › 29 мая сотрудники Национального музея в рамках методического выезда посетили Елабужский государственный музей-заповедник. Музей уездной медицины им. В. Бехтерева Фото: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. По территории Елабужского государственного музея-заповедника, где туристы смогут увидеть историческую часть города, с сохранившимися памятники архитектуры XIX века.
Святой ключ Пантелеймона целителя
Выставка показывает полную бесконечных приключений и скитаний жизнь поэта, в которой он везде, где бы ни был, находил материал для гениальных произведений. В фондовой коллекции музея-заповедника «Тарханы» хранятся картины и рисунки М. Лермонтова, его личные вещи, книги, документальные источники, рукописные альбомы, предметы быта. Они ярко иллюстрируют дорогу жизни русского гения, его творчество. Выставка представляет более 160 оригинальных предметов XIX века.
Ее участниками стали 362 мастера декоративно-прикладного искусства из 63 населенных пунктов России. Ярким акцентом ярмарки всегда является город мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, где проходят самые мастер-классы. Нововведением ярмарки в 2023 году стали выступления реконструкции средневековых боев, которые посетители смогли увидеть 5 и 6 августа.
Он собрал 228 участников из 44 населённых пунктов Российской Федерации и 2700 слушателей. Вся историческая часть города и Шишкинские пруды заливалась колокольным звоном и музыкой старинных и современных инструментов. По отзывам слушателей настоящим кладом в эти фестивальные дни был ведущий всех четырех концертов — музыкальный обозреватель и автор программ на радио «Орфей» Йосси Тавор. Новые обороты набирает у нас еще один проект — Всероссийский турнир по стрельбе из традиционного лука «Туган батыр». В этом году благодаря гранту Раиса Республики Татарстан он состоялся во второй раз, в нем приняли участие 100 лучников и посетило 10 000 человек. Особое внимание мы уделяем юбилейным датам, связанным с нашими известными личностями, жившим в Елабуге в XIX веке. К тому же развивается Особая экономическая зона «Алабуга», появляются новые заводы, которые нуждаются в вахтовом обслуживании своих работников.
Это все приводит к нехватке в Елабуге экскурсионных автобусов для обслуживания групп с туристических теплоходов. В этом случае нас выручают партнеры и организация пеших маршрутов. Нехватка автобусов в высокий сезон - одна из серьезных сложностей для музея. Фото предоставлено музеем Кроме того, во время масштабных событийных мероприятий в Елабуге, и это как правило проходит в высокий туристический сезон, есть острая нехватка объектов питания, размещения и отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала в этих объектах. Поэтому мы сейчас совместно с руководством города Елабуги работаем с предпринимателями на предмет приобретения пустующих объектов культурного наследия за символическую цену, реставрации зданий и создания там гостиниц, кафе и других объектов туристического кластера. В течение трех лет реализуется замечательный проект «Пушкинская карта», который позволил старшеклассникам и студентам без финансовой нагрузки посещать различные учреждения культуры. Но, к сожалению, появились недобросовестные пользователи пушкинской карты, приобретающие по несколько билетов, предназначенных не для себя.
В связи с этим, мы вынуждены были ввести жесткий контроль на кассах наших музеев. Как меняется отношение туристов к музеям, и меняется ли? И одной экскурсии по музею посетителю бывает уже мало, поэтому поступают запросы на различные музейные проекты. Для этого в каждом музейно-выставочном объекте Елабужского государственного музея-заповедника были созданы и сейчас успешно реализуются разнообразные костюмированные экскурсии, квизы, квесты, театрализованные представления, интерактивные проекты. Какие находите перспективными, какие новинки внедряете? В первую очередь, чтобы идти в ногу со временем и дать возможность нашему посетителю вновь и вновь возвращаться к нам.
Студенты на вопрос, с чем у них ассоциируется слово "музей", вспоминали скучающих бабушек. Я сажала их в автобус, везла в Елабугу, целый день они общались с руководителями музеев. К вечеру их представление о том, какие возможности открывает работа в современных музеях, менялось кардинально. И для меня самой за эти 20 лет в Елабуге музеи стали не местом скуки, а местом, где можно и нужно развиваться и расти. А когда ты делаешь благородное и богоугодное дело - всегда появятся единомышленники… Замечательный факт: к началу ХХ века "Благотворительный комитет" елабужских купцов Стахеевых ежегодно в течение 40 лет тратил на благотворительность до 1 миллиона рублей - сумасшедшую сумму. Ни один российский меценат и рядом с ними не стоял. А для сегодняшних бизнесменов ваши музеи - головная боль? Или они - единомышленники? Гульзада Руденко: Вот пример. В 2006 году мы решили провести Цветаевские чтения, пройдя речной путь, которым вез Марину Ивановну из Москвы до Елабуги теплоход "Советская Башкирия". Конечно, авантюра: мне выставили счет два миллиона за двухпалубный теплоход. Где взять деньги? Брат привел своего товарища, который занимается строительным бизнесом. Сидим, разговариваем, спрашиваю: нет у него в Москве состоятельного человека, который увлекался бы творчеством Цветаевой? Объяснила, зачем. Он посидел, подумал и вдруг: дайте мне счет, я тоже перечислю 500 тысяч. Я не просила - он сам... И таких историй множество. Вы еще и причалами на Каме занимались. Какое отношение к музею-заповеднику имеют речные причалы? Гульзада Руденко: Самое прямое. Пассажирские причалы - это теплоходы, туристы, экскурсанты, наши посетители, гости. Конечно, мы занимаемся ими, приводим в порядок с 2003 года. Есть награды от Ростуризма, минкультуры. Я поняла, как важно объяснять: Россия - уникальная цивилизация, в которой множество национальностей умеют не вычеркивать, а дополнять друг друга... Некоторые музеи могут себе позволить - открылись в 9, закрылись в 6, выходные дни, санитарные… А нашими сотрудниками каждый турист выстрадан. Все знают: у нас самый теплый прием. Чего нам это стоит? К нам иногда приходят на работу - и не выдерживают даже месяц: бывает, в 6 утра открываем музеи по графику прибытия теплохода - и в 12 закрываем по отплытию… На этот год в графике судозаходов - рекордные 190 двух-трех-четырехпалубников! А чем его Елабуга так разбередила? К нему очень многие приезжают в органный зал - еще при мне там был установлен орган, начали реставрацию здания. Договаривались, что он будет привозить в Елабугу музыкантов... Однажды и приехал Борис Березовский. На балконе шишкинского дома-музея зашел разговор: неплохо бы проводить здесь музыкальный фестиваль. Он загорелся: шикарная идея. Звонят мне - и закрутилось. Поддержали власти города, республики, и скоро фестиваль - пошел. Где музей - и где такой международный высокопрофессиональный музыкальный фестиваль? Теперь этот вопрос уже не стоит. А поначалу боялись - кто придет? Расписали на всякий случай трибуны - какие предприятия в каких секторах. И были потрясены - весь стадион на Шишкинских прудах был занят, все лужайки вокруг. Шли с раскладными стульчиками, ковриками - будто всю жизнь были поклонниками такого высокого искусства. Так из года в год: по вечерам собирается до 10 тысяч человек - концерты идут по 3-4 часа. Березовский играет сам, приезжают его друзья-музыканты, звезды... Атмосфера невероятная. Татьяна и Сергей Никитины обратили внимание - на всей площади трава зеленая - и ни соринки после концертов. Радуешься: каждому нужно сделать что-то, чтобы вокруг было немного больше счастья. Как сил хватает - это ведь не единственный ваш фестиваль? Гульзада Руденко: Да, пятнадцатый год в начале августа проводим Всероссийскую Спасскую ярмарку. В первый же год приехали 136 мастеров декоративно-прикладного искусства из 70 городов и регионов. В эти дни у нас проходит еще Всероссийский фестиваль колокольного звона. Ежегодно приезжают более 60 звонарей - приходится даже ограничивать число желающих: их слишком много.
Кроме того, Наджип Наккаш развивает один из старинных видов книжной графики — тугру с древнетюркского — «знак, метка» , получившую свое новое рождение в конце XX столетия. Присылайте резюме на new-kama bk.