Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5]. Дата рождения Менделеева — 27 января 1834 года. 8 февраля исполняется 186 лет со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста, автора периодической системы химических элементов – Дмитрия Ивановича Менделеева. К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА Значимые открытия Дмитрия Ивановича Менделеева навсегда внесли имя русского учёного в список величайших учёных планеты. 3. Дмитрий Менделеев был трижды номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее.
8 февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
8 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева, великого русского ученого и автора Периодического закона химических элементов. "Восьмого февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Менделеева, нашего выдающегося ученого. Менделеев рос обычным мальчиком, окончил Тобольскую гимназию, а в возрасте шестнадцати лет поступил в Петербург на физико-математический факультет Главного педагогического института.
Предыстория появления системы химических элементов
- Главная навигация
- Неизвестный Менделеев
- Биография Дмитрия Менделеева
- 150 лет исполнилось величайшему открытию русского ученого Дмитрия Менделеева
Дмитрий Менделеев: судьба в науке
8 февраля 2024 года отмечается 190-летие со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Отец его к тому времени в гимназии уже не работал (в год рождения последнего сына Иван Менделеев ослеп и вышел на пенсию), так что никаких поблажек новый ученик не получал. В год его рождения его отец, Иван Павлович Менделеев, ослеп, ему было 51 год, матери 41. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по ст. ст.) 1834 г. последним, семнадцатым ребёнком в семье директора Тобольской гимназии и училищ. Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье. В 1841 Менделеев поступил в тобольскую гимназию, а в 1855 окончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Санкт-Петербурге, после чего занялся разнообразной научной и преподавательской работой.
8 февраля - День рождения Дмитрия Ивановича Менделеева
Каким образом Менделеев совмещал научную и общественно-политическую деятельность и каких результатов добился на этом поприще? Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5]. Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Дмитрий Иванович родился в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой (Корнильевой).
В центре русской цивилизации. 190 лет со дня рождения Д.И. Менделеева
Обосновывая программу промышленного развития России, Д. Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге. Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г.
Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы. Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г.
Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др. Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России. В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г.
Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П. Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С.
Менделеев, П. Замятченский , 1899 г. Менделеев в центре в саду Кушвинского металлургического завода во время поездки на Урал. В этой книге Д. Менделеев наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный и многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. В настоящее время эта идея претворена в жизнь.
Менделеев говорил об упорядочении использования лесных богатств Урала, о необходимости планомерных геологоразведочных работ. Впервые здесь он испытывает магнитный метод разведки железорудных месторождений с помощью переносного магнитного теодолита. При участии Д. Менделеева в г. Елабуге был организован химический завод. Технологический уровень производства многих химических продуктов на этом заводе был выше, чем на многих аналогичных предприятиях за рубежом.
Исследования в области метрологии Д. Менделееву принадлежит фундаментальный труд в области метрологии «Опытное исследование колебания весов» 1898 г. В процессе исследования явления колебания Д. Менделеевым был сконструирован ряд уникальных приборов: дифференциальный маятник для определения твердости веществ, маятник — маховое колесо для изучения трения в подшипниках, маятник-метроном, маятник-весы и др. В изучении колебаний Д. Менделеев видел прямую возможность расширить наши знания о природе силы тяжести.
Одно из зданий Палаты было построено с башней высотой 22 м и колодцем глубиной 17 м, где устанавливался маятник, служивший для определения величины ускорения силы тяжести. Маятник-диск и маятник-подкова, сконструированные Д. Результаты научных и технических исследований сотрудников Палаты освещались в организованном Д. Менделеевым в 1894 г. За период работы в Палате Менделеев создал школу русских метрологов. Он может по праву считаться отцом русской метрологии.
Эталонные гири Организованная им Главная палата мер и весов ныне является центральным метрологическим учреждением Советского Союза и носит название Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии имени Д. Менделеева Общественная деятельность Активная творческая позиция ученого не позволяла Д. Менделееву оставаться в стороне от общественной жизни во всех ее проявлениях. Менделеев был инициатором создания ряда научных обществ: Русского химического общества в 1868 г. Разносторонние интересы ученого связали его на многие годы с деятельностью Минералогического общества в Петербурге, Русского технического общества, Вольного экономического общества, Общества содействия русской промышленности и др. Менделеев принимал активное участие в работе научных конгрессов, промышленных съездов, художественно-промышленных выставок, как в России, так и за рубежом.
Под руководством Д. Менделеева и при активном его участии были созданы и работали комиссии и комитеты по самым актуальным вопросам. Интересно отметить, что Д. Менделеев был одним из инициаторов создания в Петербурге в 70-е годы общества, объединяющего ученых, художников и литераторов. С 1878 г. На них бывали профессора университета: А.
Бекетов, Н. Меншуткин, Н. Вагнер, Ф. Петрушевский, А. Воейков, А. Советов, А.
Фаминцын; художники: И. Крамской, А. Куинджи, И. Шишкин, Н. Ярошенко, Г. Мясоедов и др.
Часто посещал среды В. Со многими из них Д. Менделеева связывала давняя дружба, его глубокие и самостоятельные суждения высоко ценились художниками. Известные русские художники на одной из «менделеевских сред», 1888 г. Крамской создал портрет Д. Менделеева в 1878 г.
Репин написал два портрета ученого: один в 1885 г. Ярошенко дважды писал Д. Менделеева: в 1886 г. Портрет Д. Менделеева работы И. Репина, 1885 г.
Разнообразие интересов Менделеева поражают: он собирал и систематизировал фотографии, любил фотографировать сам. Коллекционировал репродукции произведений искусства, виды мест, в которых бывал. Сам был, по свидетельству современников, «недурным графиком». Любил работать в саду и огороде на даче. Еще одним увлечением Д. Менделеева, которое обросло легендами и слухами, было изготовление чемоданов и рамок для портретов.
Сегодня, 8 февраля, исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Родился он в 1834 году в Тобольске в семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Мать Менделеева Мария Дмитриевна происходила из старинного тобольского купеческого рода Корнильевых, была энергичной и умной женщиной, занималась самообразованием и даже управляла стекольной фабрикой. Она сыграла ключевую роль в становлении Дмитрия Ивановича как ученого. Заметив его особые способности, после смерти мужа она нашла в себе силы оставить все дела в Сибири и уехать в Москву, чтобы дать младшему сыну высшее образование. Научная, творческая и семейная жизнь Дмитрия Ивановича насыщена интересными случаями и загадками.
Менделеева попросили побыть промышленным шпионом и выведать секретную формулу. Он изучал отчеты железных дорог Германии, Франции и Британии, на их основе выудил ценную информацию и создал нужный рецепт. В честь Дмитрия назван химический элемент — менделевий, открытый в 1955 году и располагающийся в таблице как номер 101. Его синтезировали искусственно. Менделеев предвосхитил появление: галлия, скандия, германия, полония, астата, технеция, рения и франция, вычислив их свойства и массу, но не сумев открыть. Дмитрий Иванович Менделеев с первой женой Личная жизнь Личная жизнь у Дмитрия Ивановича не менее плодотворная, как и его научная деятельность. У Менделеева было два брака, шестеро детей. Первой супругой ученого стала Феозва Лещева из Тобольска в 1862 г.
Она была падчерицей П. Ершова, знаменитого автора сказки «Конек-Горбунок». С ней у Дмитрия родились дети: Мария, Владимир и Ольга. До вступления в отношения с Феозвой Менделеев пережил несчастную любовь с Соней. Он хотел повести ее под венец, но девушка в последний момент отказалась. Дмитрий любил своих ребятишек. Машенька прожила мало, Володя и Оленька все же редко видели отца, занятого научными открытиями. Он искал женщину поинтереснее и нашел музу в лице Анны Поповой.
Химику было 42, когда он влюбился в 16-летнюю девушку из Урюпинска. Аня — дочь казака, училась и играла на фортепиано, была творчески одаренной. Любовь в дальнейшем вышла замуж за Александра Блока. Семья и потомки Семья Менделеева большая, и немало именитых предков, потомков у гения. Сам Дмитрий — сын директора гимназии Ивана Петровича и Марии Дмитриевны, самостоятельно освоившей гимназический курс, не посещая учебного учреждения. В семье было семнадцать детей, и он был последним. Восемь умерли во младенчестве. Мать происходила из рода купцов, являлась внучкой Якова Корнильева.
Дмитрий Иванович приходился дядей ученым Капустиным — Михаила, ставшего профессором-гигиенистом, и Федора — профессора-физика. Это сыновья его старшей сестры Екатерины.
Бояринцев, — Дмитрий Иванович занял в русском обществе уникальное место универсального эксперта, консультирующего русское правительство по широкому кругу научных и народнохозяйственных проблем — воздухоплаванию, нефтяному делу, бездымным порохам, таможенному тарифу, реформе высшего образования, постановке метрологического дела». Несмотря на все свои заслуги, полноправным членом Академии наук Менделеев так и не стал членом-корреспондентом он являлся с 1876 г. Речь идёт не только об этнических «немцах», но и о западномыслящих представителях русского правящего слоя. Считая, что в рядах высшей научной организации собралось слишком много иностранцев, чуждых России, учёный предлагал свой проект переустройства Академии, в которой «должны рассматриваться современные научные вопросы, и не только в их абстрактном учёном значении, но и в том прикладном, какое наука имеет по отношению к России, к вопросам общественным и государственным. Кроме того, он считал устаревшим правило, что академик должен жить непременно в столице, и вообще выступал против чрезмерной централизации научной жизни, подавляющей её развитие в провинции. Как известно, Дмитрий Иванович не стал и лауреатом Нобелевской премии, в чём отчасти можно видеть следствие конфликтов русского учёного с семьёй Нобелей в нефтяной сфере, а отчасти — общее негативное отношение представителей Запада к русской науке и культуре. Вспомним, что и Л. Толстой не получил Нобелевскую премию по литературе, хотя был наиболее выдающимся писателем начала XX в.
Кстати, на протяжении всей жизни Менделеев вёл с Толстым заочный спор, внимательно знакомясь с его публицистикой и не соглашаясь с резко критическим отношением великого писателя к науке и техническому прогрессу. Лично со Львом Толстым он знаком не был зато неоднократно встречался с Ф. Достоевским, с которым также спорил по многим вопросам. А вот произведение Толстого «Об общественном движении в России», направленное против индивидуализма, за определяющую роль труда в жизни общества, учёный поддержал, заметив: «Это как бы и не Толстой». Поддерживал он и отрицательное отношение Толстого к смертной казни. Отвечая на вопрос «Петербургской газеты» в 1905 г. Многие отмечали сходство стиля Менделеева со стилем Л. Толстого, с его грамматической усложнённостью. Впрочем, такой «нелёгкий» стиль с обилием неологизмов и неясных на первый взгляд конструкций был характерен и для других выдающихся мыслителей этого поколения — Н. Фёдорова, А.
Щапова в XX веке им неудачно подражал А. Какими же всё-таки были общественно-политические взгляды Менделеева? В зрелые годы и в конце жизни учёный был сторонником монархии, хотя высказывался осторожно: «в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной». В то же время он выступал за привлечение к государственному управлению представителей науки, включение их в «совещательный совет при канцлере или Комитете министров». Менделеев считал себя «реалистом», отрицая как материализм, так и идеализм, и рассматривал это направление как наиболее отвечающее «русскому пути развития». Учёный писал: «чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, прежде всего он не должен отрицать прошлого». Он скептически относился к участию во власти и законодательстве узких «теоретиков»: «Теория, партии, системы, бесспорно, тут необходимы, они и будут непременно, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь». Говоря о системе выборов в Государственную Думу, Менделеев выступал против имущественного ценза, который «нисколько не говорит о личных качествах владельца», зато был сторонником введения «отцовского ценза»: «чтобы все выборщики и наполовину выбираемые были отцами, имеющими не менее определённого числа детей». Это связано с необходимостью для России роста населения, а также с жизненным опытом человека, имеющего детей. Считается, что в последние годы жизни Дмитрий Иванович сблизился с «Союзом русского народа», то есть примкнул к тому направлению, которое именуется «черносотенным».
Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла». Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан». Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить». Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой».
Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел. Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно. Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя. Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку.
Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова.
Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски. Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество.
И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д.
Детские годы и воспитание
- 186 лет со дня рождения великого ученого из Тобольска Дмитрия Менделеева
- Нет комментариев
- Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)
- Откройте свой Мир!
- Как появились периодический закон и таблица химических элементов
Семнадцатый ребёнок в семье
- Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог
- 8 февраля - Дмитрий Менделеев - 190 лет со дня рождения
- Менделеев, Дмитрий Иванович — Википедия
- Курсы валюты:
- Детство в эпоху депрессии
- В Петербурге почтили память Дмитрия Менделеева
Менделеев Дмитрий Иванович
Со дня рождения великого учёного Дмитрия Менделеева в пятницу, 8 февраля, исполняется 185 лет. День рождения самого известного в мире русского химика. 8 февраля исполнилось 189 лет со дня рождения (а 2 февраля — 116 лет со дня смерти) Дмитрия Менделеева. а) образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 190-летия со дня рождения Д.И. Менделеева и утвердить его состав. Сегодня, 8 февраля, исполняется 185 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Родился Дмитрий Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. в Тобольске, семнадцатым и последним ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа.
Петербургские ученые возложили цветы на могилу Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. "Восьмого февраля 2024 года исполняется 190 лет со дня рождения Менделеева, нашего выдающегося ученого. Менделеев был самым младшим из 17 братьев и сестер, из которых, по словам брата Менделеева Павла, "только 14 остались в живых, чтобы креститься", то есть остальные умерли вскоре после рождения.[5]. Великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Санкт-Петербурге от воспаления легких. Дата рождения (день и год).
190 лет со дня рождения Д. И. Менделеева. День науки в Республике Башкортостан
Не давая представления о строении атома, периодический закон, тем не менее, вплотную подводит к этой проблеме, и решение её было найдено несомненно благодаря ему — именно этой системой руководствовались исследователи, указывая факторы, выявленные им с интересовавшими их другими физическими характеристиками. В 1984 году академик В. Спицын писал: «…Первые представления о строении атомов и природе химической валентности, разработанные в начале нашего столетия, основывались на закономерностях свойств элементов, установленных с помощью периодического закона» [58]. Немецкий учёный, главный редактор фундаментального пособия «Анорганикум» — объединённого курса неорганической, физической и аналитической химии, выдержавшего более десяти изданий, академик Л. Кольдиц так истолковывает особенности открытия Д. Менделеева, сопоставляя в высшей степени убедительные результаты его труда с работами других исследователей, искавших подобные закономерности [59] : Никто из учёных, занимавшихся до Менделеева или одновременно с ним исследованиями соотношений между атомными весами и свойствами элементов, не смог сформулировать эту закономерность так ясно, как это сделал он. В частности, это относится к Дж.
Ньюлендсу и Л. Предсказание ещё не известных элементов, их свойств и свойств их соединений является исключительно заслугой Д. Наилучшим образом он смог применить свой метод горизонтальной, вертикальной и диагональной интерполяции в открытой им периодической системе для предсказания свойств. Развивая в 1869—1871 годах идеи периодичности, Д. Менделеев ввёл понятие о месте элемента в периодической системе как совокупности его свойств в сопоставлении со свойствами других элементов. На этой основе, в частности, опираясь на результаты изучения последовательности изменения стеклообразующих оксидов , исправил значения атомных масс 9 элементов теллура , бериллия , индия , урана и др.
В статье, датированной 29 ноября 1870 года 11 декабря 1870 года предсказал существование, вычислил атомные массы и описал свойства трёх ещё не открытых тогда элементов — «экаалюминия» открыт в 1875 году Полем Эмилем Лекоком де Буабодраном и назван галлием , «экабора» открыт в 1879 году шведским химиком Ларсом Фредериком Нильсоном и назван скандием и «экасилиция» открыт в 1886 году немецким химиком Клеменсом Александром Винклером и назван германием [60]. Затем предсказал существование ещё восьми элементов, в том числе «двителлура» — полония открыт в 1898 году , «экаиода» — астата открыт в 1942 — 1943 годах , «экамарганца» — технеция открыт в 1937 году , «двимарганца» — рения открыт в 1925 году , «экацезия» — франция открыт в 1939 году. В 1900 году Дмитрий Иванович Менделеев и Уильям Рамзай пришли к выводу о необходимости включения в периодическую систему элементов особой, нулевой группы благородных газов. Химия силикатов и стеклообразного состояния[ править править код ] Обложка первой публикации Д. Менделеева «Химический анализ ортита из Финляндии». Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований.
Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий.
Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью. Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д. Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству.
Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д. Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов [13]. Весы, сконструированные Д. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел. Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара.
Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д. Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро , так как гипотеза , в виде которой закон был сначала сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…» [63]. Опираясь на колоссальный [47] фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению. Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г.
Копп , И.
Удостоен орденов Св. Владимира I и II степени, св. Александра Невского, Белого орла, Св.
Анны I и II степени, Св. Станислава I степени, Почётного Легиона. В 1987 году открыт дом-музей в Боблове. В статье, посланной Либиху с описанием открытия, предсказывает основные свойства сразу трёх неизвестных элементов.
Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку». Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д.
Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений. Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого».
Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает.
У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников. Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение».
При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом. Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству». Особенно это характерно для Урала, «где многие металлургические дела ведутся издавна артельными приёмами». По мнению мыслителя, «сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным» поможет сочетание сельской общины с заводами и фабриками летом община ведёт земледельческую работу, зимой — промышленную на заводе или фабрике, находящейся в коллективной собственности , то есть преодоление разделения города и деревни. Концентрацию населения в городах он считал неизбежным для того времени процессом, который закончится тогда, когда и в сельской местности «будет скопляться такое количество жителей, что и там придётся строить многоэтажные дома и вызовется потребность в водопроводах, уличном освещении» и т. Учёный подчёркивал, что «только независимость экономическая есть независимость настоящая, всякая прочая — фиктивная… Мы живём в эпоху, когда богатство и сила народов определяются преимущественно индустриею, а наши дети и внуки, вероятно, доживут до того, что богатства и вся сила народная будут определяться умелым сочетанием индустрии с сельским хозяйством».
Он категорически возражал тем авторам, которые настаивали на том, что Россия — традиционно аграрная страна и должна оставаться в этом качестве и впредь. Ясно, что такая позиция была на руку западному капиталу, который стремился предотвратить индустриализацию России и её выход тем самым из экономической зависимости от Европы. В отличие от западных стран, где впервые произошла промышленная революция, Россия не имела колоний и могла в своём экономическом развитии опираться только на собственные ресурсы. Проект индустриализации страны, генетически связанный с менделеевским, был воплощён в жизнь уже следующим поколением — теми, кто пришёл к власти после Октябрьской революции. Территориально-производственные комплексы ТПК , созданные в советское время, — это тоже идея Менделеева. На основе некапиталистических принципов Менделеев решал и земельный вопрос: «Страны, подобные России, где и поныне лишь малая доля… земли находится в частной собственности, а большая доля удерживается самим государством, имеют впереди возможность распорядиться этою собственностью к наилучшей выгоде своего народа». Учёный писал: «наступит время, когда будет полезно для блага народного выкупить всю частную земельную собственность в пользу общегосударственного владения». Ещё более важной он считал общенародную собственность на земные недра с содержащимися в них полезными ископаемыми.
Таким образом, на словах Д. Менделеев выступал против социалистов и их идей, но фактически взгляды учёного развивались в том же направлении, что вообще типично для русской общественной мысли, включая религиозную. Она направляла свою критику не против социалистической идеи как таковой, а лишь против тех форм, которые последняя принимала в конкретный период «прогрессистский» атеистический социализм прозападного толка. Это было правильно оценено в советское время. Менделеев и уже упомянутый Н. Фёдоров, наряду с С. Подолинским, в одно и то же время стали говорить о перспективе «автотрофности» — получения продуктов питания из солнечной энергии и неорганических элементов. В 1903 г.
Менделеев писал: «Как химик, я убеждён в возможности получения питательных веществ из сочетания элементов воздуха, воды и земли, помимо обычной культуры». В качестве подступа к решению этой задачи он видел выращивание сельскохозяйственных растений «без прикосновения к земле», потому что «растениям, по существу, сама земля не надобна, а нужны вода и соли, в земле находящиеся». Менделеев считал, что человек не должен как слепо подчиняться природе, так и воспринимать себя как её неограниченного владыку. Таким образом, он, как и Фёдоров, приблизился к мировоззрению, которое в середине XX в. Одной из важнейших работ Менделеева стал труд «К познанию России», в котором учёный подробно проанализировал результаты первой и единственной в Российской империи переписи населения 1897 года. Кстати, М. Горький, создавая через несколько десятилетий свой роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина», писал, что был бы счастлив, если бы его произведение можно было бы назвать так, как Менделеев назвал свою книгу. В этом сочинении Менделеев создал собственную систему районирования России, разделив её на 19 «краёв» и «земель», а также дал новую картографическую проекцию, более адекватно отражающую географическое строение нашей страны в её тогдашних границах, причём за нулевой меридиан предлагал взять не Гринвичский, а Пулковский.
Говоря об оценках плотности населения, учёный предлагал заменить показатель числа жителей на единицу площади на обратный — число десятин на человека. Русский учёный резко выступал против западных мальтузианских идей об исчерпании ресурсов, необходимости ограничения рождаемости и сокращения населения — даже через войны и другие бедствия. Здесь же Менделеев дал свой знаменитый демографический прогноз, который на самом деле может быть назван «прогнозом» лишь условно, потому что основан на экстраполяции существовавшего в начале XX в. На 1950 г. Либералы-западники, абсолютно чуждые взглядам русского учёного, тем не менее ссылаются на него для дискредитации Советского периода якобы революция привела к тому, что в России сейчас гораздо меньше населения, чем могло быть без неё. Нетрудно заметить, что цифра на 1950 г. Естественный же прирост в СССР 1920-30 и 1950-х годов не уступал тому, что был в Российской империи, поскольку снижение рождаемости компенсировалось ещё большим снижением смертности и ростом продолжительности жизни. По прогнозам Менделеева, население всей Земли уже к 1980 г.
В эпоху Менделеева признаков демографического перехода не было не только в России, но и в странах Европы и на других континентах, за исключением разве что Франции которая могла восприниматься как «особый случай» , и такая перспектива наукой практически не рассматривалась. Считая неизбежным продолжение роста населения в мировом масштабе, Менделеев приходил к мысли о постепенном усреднении плотности населения в разных странах и их регионах на уровне «китайской или английской» и, соответственно, к прекращению массовых переселений, характерных для его времени: «будут переселяться единицы, но не народы». Сибиряк по рождению, Менделеев прекрасно понимал роль Сибири и Севера в будущем развитии страны.
Именно он предложил проложить в Закавказье первые трубопроводы, а также построить на Каспийском море нефтеналивные суда. Менделеев в 1877 г.
Однако если эта теория найдёт своё окончательное подтверждение, это будет означать, что запасы нефти не настолько ограниченны, как это обычно считается. А это, в свою очередь, означает, что исчерпание нефти не столь близко и её недостаток не так сдерживает развитие человеческой цивилизации. Он предложил ряд мер для восстановления экономического значения Урала, в частности использование на перспективу в качестве топливной базы Кузнецкого каменноугольного бассейна. Причём и сам Кузбасс Менделеев считал будущим районом развития «металлургической и всякой другой фабричной и заводской деятельности, особенно ввиду алтайских рудных богатств». Эта идея была реализована в советское время как «Урало-Кузнецкий комбинат».
Бояринцев, — Дмитрий Иванович занял в русском обществе уникальное место универсального эксперта, консультирующего русское правительство по широкому кругу научных и народнохозяйственных проблем — воздухоплаванию, нефтяному делу, бездымным порохам, таможенному тарифу, реформе высшего образования, постановке метрологического дела». Несмотря на все свои заслуги, полноправным членом Академии наук Менделеев так и не стал членом-корреспондентом он являлся с 1876 г. Речь идёт не только об этнических «немцах», но и о западномыслящих представителях русского правящего слоя. Считая, что в рядах высшей научной организации собралось слишком много иностранцев, чуждых России, учёный предлагал свой проект переустройства Академии, в которой «должны рассматриваться современные научные вопросы, и не только в их абстрактном учёном значении, но и в том прикладном, какое наука имеет по отношению к России, к вопросам общественным и государственным. Кроме того, он считал устаревшим правило, что академик должен жить непременно в столице, и вообще выступал против чрезмерной централизации научной жизни, подавляющей её развитие в провинции.
Как известно, Дмитрий Иванович не стал и лауреатом Нобелевской премии, в чём отчасти можно видеть следствие конфликтов русского учёного с семьёй Нобелей в нефтяной сфере, а отчасти — общее негативное отношение представителей Запада к русской науке и культуре. Вспомним, что и Л. Толстой не получил Нобелевскую премию по литературе, хотя был наиболее выдающимся писателем начала XX в. Кстати, на протяжении всей жизни Менделеев вёл с Толстым заочный спор, внимательно знакомясь с его публицистикой и не соглашаясь с резко критическим отношением великого писателя к науке и техническому прогрессу. Лично со Львом Толстым он знаком не был зато неоднократно встречался с Ф.
Достоевским, с которым также спорил по многим вопросам. А вот произведение Толстого «Об общественном движении в России», направленное против индивидуализма, за определяющую роль труда в жизни общества, учёный поддержал, заметив: «Это как бы и не Толстой». Поддерживал он и отрицательное отношение Толстого к смертной казни. Отвечая на вопрос «Петербургской газеты» в 1905 г. Многие отмечали сходство стиля Менделеева со стилем Л.
Толстого, с его грамматической усложнённостью. Впрочем, такой «нелёгкий» стиль с обилием неологизмов и неясных на первый взгляд конструкций был характерен и для других выдающихся мыслителей этого поколения — Н. Фёдорова, А. Щапова в XX веке им неудачно подражал А. Какими же всё-таки были общественно-политические взгляды Менделеева?
В зрелые годы и в конце жизни учёный был сторонником монархии, хотя высказывался осторожно: «в предвидимом будущем Россия была и будет монархической страной». В то же время он выступал за привлечение к государственному управлению представителей науки, включение их в «совещательный совет при канцлере или Комитете министров». Менделеев считал себя «реалистом», отрицая как материализм, так и идеализм, и рассматривал это направление как наиболее отвечающее «русскому пути развития». Учёный писал: «чтобы предстоящий путь был по возможности эволюционным и прогрессивным, прежде всего он не должен отрицать прошлого». Он скептически относился к участию во власти и законодательстве узких «теоретиков»: «Теория, партии, системы, бесспорно, тут необходимы, они и будут непременно, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь».
Говоря о системе выборов в Государственную Думу, Менделеев выступал против имущественного ценза, который «нисколько не говорит о личных качествах владельца», зато был сторонником введения «отцовского ценза»: «чтобы все выборщики и наполовину выбираемые были отцами, имеющими не менее определённого числа детей». Это связано с необходимостью для России роста населения, а также с жизненным опытом человека, имеющего детей. Считается, что в последние годы жизни Дмитрий Иванович сблизился с «Союзом русского народа», то есть примкнул к тому направлению, которое именуется «черносотенным». Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла».
Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан».
Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить». Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел.
Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно. Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа.
Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя. Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу. Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий».
Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа. Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л.
Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов». Лишь во второй половине XIX в.
Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски.
Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество.