Оказалось, что продавщица автолавки, приезжавшей в деревню, где снимали фильм, ставила в бидон, с которым актер приходил за молоком, бутылку, а затем наливала само молоко. И всё-таки главной, вершинной в «мурманском» периоде творчества Александра Артуровича Роу стала его работа над картиной «Морозко» в 1964 году.
Локации съемок сказки «Морозко»
- Более полувека назад на территории Мончегорского района снимали киносказку «Морозко»
- Содержание
- Избушка на курьих ножках, витражи, резные ставни и терем до облаков: как снимали сказку "Морозко"
- 8 интересных фактов о фильме «Морозко»
- Где снимали фильм Морозко?
- История фильма - сказки Морозко / Назад в СССР / Back in USSR
Новости партнеров
- Как снимали "Морозко", или Почему советские зрители могли не увидеть зимней сказки
- Захватывающие съемки в карстовом заповеднике Плясовские карьеры
- История фильма - сказки Морозко / Назад в СССР / Back in USSR
- Фильм-сказка "Морозко": интересные факты о съёмках и актёрах
История фильма - сказки Морозко
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Именно там режиссёр снимал сцену с Морозко и Настасьюшкой под ёлкой. Где снимали Морозко сказка места съемок и история создания. Почти сразу после выхода на экраны в 1965 году советская киносказка «Морозко» была признана классикой.
«Тепло ль тебе, девица?»
- Где снимали фильм "Морозко" 1964 года?
- Самое интересное в виде мозаики
- Где сказки зимуют? Или заморозки периода «оттепели»
- Место съемок сказки «Морозко» — историческая локация, в которой происходят удивительные события
- Как снимали «Морозко». Отправляемся в волшебный мир зимней сказки
Город сказки Морозко: места съемок знаменитого фильма
Здесь были сняты некоторые из самых драматичных сцен сказки «Морозко». Здесь были сняты некоторые из самых драматичных сцен сказки «Морозко». Киноафиша Спроси Киноафишу Фильмы Где снимали сказку «Морозко» 1964 года? Оказалось, что продавщица автолавки, приезжавшей в деревню, где снимали фильм, ставила в бидон, с которым актер приходил за молоком, бутылку, а затем наливала само молоко.
Здесь был Морозко
Оказалось, что продавщица автолавки, приезжавшей в деревню, где снимали фильм, ставила в бидон, с которым актер приходил за молоком, бутылку, а затем наливала само молоко. Если бы не Георгий Францевич, картина могла бы никогда не выйти на экраны. В гостинице Оленегорска, где снимался фильм, прорвало трубы, и вода затопила подвал, в котором хранились отснятые пленки. Вся группа, кроме Милляра, была на съемках в лесу, и ему пришлось самому все спасать: несмотря на сильный мороз, он спустился в подвал и в одном нижнем белье, стоя по колено в воде, вытащил на улицу коробки с готовым материалом — фактически спас сказку. Оля и Таня Юкины, снявшиеся в предыдущем фильме Александра Роу «Королевство кривых зеркал», сыграли эпизодическую роль в сказке. Это была вторая их роль в карьере и, к сожалению, последняя — больше на экранах они не появлялись.
В год выхода на экраны на Венецианском фестивале «Морозко» получил главную премию в категории детских и юношеских фильмов, а Американский союз кинематографистов признал сценарий истории о Настеньке и ее сводной сестре Марфушеньке-душеньке лучшим в категории лент для семейного просмотра. Помимо СССР сказка стала популярна и в Чехии, где ее вот уже на протяжении многих лет показывают каждый Новый год — ровно так же, как у нас «Иронию судьбы, или с Легким паром! В 1997 году, когда в США сказку показали в рамках одного из телешоу, возмущению зрителей не было предела: «Морозко» посчитали очень жестоким триллером, который, помимо прочего, внушает, что непривлекательные внешне люди — непременно злые и алчные, а красивые — добрые и бескорыстные. А вот у Стивена Спилберга о фильме совсем другое мнение: он считает, что спецэффекты из «Морозко» стали вдохновением для создателей многих голливудских блокбастеров.
До сих пор фильм остается одной из главных новогодних картин России, а также Чехии. Как рассказали в «Сообществе главы Оленегорска» в соцсети, на заседании комиссии принято решение об установке памятного знака кинорежиссеру. Разместят табличку на фасаде Дворца культуры.
Дети в роли нечисти Фото: дети снимаются в кино, кадр из фильма «Первый раз в съемке я участвовала в 1965 году, мне было лет шесть, это был фильм «Морозко».
Помню, что всем ребятам, участвующим в этом эпизоде, надели лапоточки, а мне — сафьяновые сапожки на каблучках. Мне это очень нравилось! Там идет хор, а мы, маленькие девчонки, хвостиком следуем за ним. Есть такой кадр: кружится, прямо мельком «выцеплена», девчушка, и я знаю, что это я», — рассказывает Елена Серенко Махонина. Кстати, наряды к каждой картине шились новые и выдавались «актёру» массовки на весь период съёмки картины. Снимались в массовке все жители, от мала до велика. В середине 60-х годов черно-белый телевизор был не в каждом доме, а тут — целый спектакль с доставкой на дом, отмечает Елена. Девчонки и мальчишки из других деревень чаще играли всякую лесную нечисть.
Чумазые, волосы налачены так, что девчонок иногда после съемки «под ноль» стригли, потому что невозможно было расчесать», — вспоминает местная жительница. По ее словам, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне», — рассказывает Марина. На съемочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок.
Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. Киношный трон Царский трон из «Финиста — ясна сокола» Фото: Александр Зайцев Реквизит и декорации создавали специально для каждой сказки, а потом дарили жителям.
И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию". Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее - я сразу плюхнулась в воду. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы. Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа. Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила. Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал! Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне». Отношения на площадке были спокойными и дружескими. А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года.
Где снимали фильм Морозко?
Постройка реалистичных декораций — терема Морозко, крестьянской избы и избушки Бабы-яги — в условиях мерзлоты стала вызовом для художника-постановщика. После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели Голливудские мэтры и дали добро. Сказка для детей и взрослых "Морозко" вышла на экраны в 1965 году и до сих пор согревает сердца телезрителей в холодную зимнюю пору. Морозко фильм 1964 съемки. Морозко место где снимали. Александр Роу на съемках Морозко. любимая советская сказка Морозко - самая зимняя и добрая новогодняя сказка, без которой сложно представить себе январские дни. Фильм был снят полвека назад, и до сих пор не утратил своей популярности.
По следам Морозко
Доверяя художнику, Центральная киностудия детских и юношеских кинофильмов имени М. Горького закупила дорогой материал. Во время работы над фильмом «Морозко» Арсений Клопотовский обнаружил не только техническую изобретательность, но и художественный вкус. Созданный им терем волшебника Морозко — симбиоз традиционного деревянного зодчества и архитектуры северного модерна.
В нем можно увидеть продолжение традиций творчества русских художников-сказочников Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Эта работа положила начало их творческому союзу — впоследствии они создали вместе сказочные миры фильмов «Королевство кривых зеркал», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса». Работа над каждым фильмом начиналась задолго до съемок.
Художник рисовал раскадровки будущей картины, позже их обсуждали с оператором, совместно корректировали. Роу ценил профессионализм, новаторский подход и твердый характер Арсения Клопотовского, который предлагал блестящие воплощения его видения той или иной сцены. К сожалению, полная раскадровка «Морозко» не сохранилась.
Представление о ней можно получить, рассматривая представленные на выставке открытки с рисунками Арсения Клопотовского. Серию из 15 двусторонних открыток «Морозко» выпустили в 1984 году тиражом 600 тысяч экземпляров. Две сказки, четыре актрисы и одна Баба-яга Сюжет сказки «Морозко» есть у каждого восточнославянского народа.
В России разновидностей «Морозко» больше всего — исследователи насчитывают их около 40. Во всех действуют злая мачеха, трудолюбивая падчерица и некий могущественный владыка холода — волшебник Мороз. Но ни в одной из них нет молодца, который превращается в медведя, — это событие пришло в фильм из другой народной сказки, «Ивана — медвежьей головы».
Литературный сценарий фильма написали Михаил Вольпин с Николаем Эрдманом, которые к тому моменту были знакомы советским зрителям по фильмам «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Актриса», «Смелые люди», «Застава в горах» и другим.
Кстати, такой эффект Роу применял довольно часто. Так же Морозко, взмахнув волшебным посохом, окутывал деревья в искрящийся иней. На поляне стояла избушка, где снимали Инну Чурикову в роли Марфушечки-душечки, и откуда отец Настеньки отвез девушку в заснеженный лес. Особенность этих мест, выбранных режиссером, в том, что здесь рядом и светлая березовая роща, и хвойный лес с непроходимыми буреломами. Даже спустя полвека эти места узнаваемы.
По словам местных жителей, вся деревня собиралась, когда на съемки приезжали столичные артисты. Каждый уголок в Гигиреве и его окрестностях напоминает, о том, что это сказочные места. Около пятиэтажек сохранился овраг, где «кучковались» Баба-яга с разбойничками. В лесу есть место, где еще недавно можно было увидеть остатки колодца, из которого водяной грозил пальцем царю Еремею, напоминая о долге. Алексеев держал животных-актеров, сейчас пустырь. Он добивался того, что кошки у него залезали в кринку со сметаной, кролики били лапками по пню, как по барабану, а медведи танцевали.
Трех свиней, которых запрягли в сани, для того, чтобы «с шиком» доставить Марфушку с приданым от Деда Мороза к дому, привозили ненадолго — слишком хлопотно. И конечно, зрителям запомнился Тяпа, верный пес Настеньки из «Морозко» и любимец гигиревской детворы. По воспоминаниям Елены Серенко, сам Роу, всегда требовательный на съемочной площадке, выходил во двор в полосатой пижаме: большой толстый дяденька, добрый и хороший. А неизменный исполнитель роли Бабы Яги в сказках — Георгий Францевич Милляр — был очень приятный, обходительный, культурный. Они останавливались у тети Мани Шпашовой. У нее был культ чистоты в доме.
Здесь были сняты некоторые из самых драматичных сцен сказки «Морозко». Одной из наиболее запоминающихся сцен является момент, когда главный герой, молодой и смелый Иван, встречает Дочку-Зиму. Сцена была снята в одной из карьеров, окруженных каменными стенами и ледяными разрезами. Здесь запечатлено их первое знакомство и нежное притяжение друг к другу. Во время съемок сказки «Морозко» актеры и съемочная группа были полностью погружены в сказочную атмосферу Плясовских карьеров. Они едва успевали за природными изменениями и волшебной атмосферой, которую создавала природа этого удивительного места. Таким образом, карстовый заповедник Плясовские карьеры стал идеальной локацией для съемок сказки «Морозко». Он добавил дополнительную магию и загадочность в уже захватывающую историю.
Навстречу местные мальчишки: «Скорее, скорее! Вашу плёнку водой залило! Операцию спасения возглавил Милляр в тот день он не был задействован в съёмках. В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал. У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи. Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук. И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию". Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых! Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками. Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее - я сразу плюхнулась в воду. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы. Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея.
Как снимали фильм «Морозко»
Я не знаю, где тот пруд, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Александр Хвыля в роли дедушки Морозко в фильме Морозко, 1965 год. Где снимали Морозко сказка места съемок и история создания. После того, как «Морозко» с аншлагом прокатился по всем союзным республикам, его отсмотрели Голливудские мэтры и дали добро.
Избушка на курьих ножках, витражи, резные ставни и терем до облаков: как снимали сказку "Морозко"
под Мурманском, за полярным кругом. Сказочные места в Одинцовском районе Подмосковья, где снимали известные фильмы, "Морозко" и "Варвара-краса", страдают от действий песчаных браконьеров. Сначала на Кольский полуостров, где снимали зимнюю натуру, а потом в подмосковный Звенигород.
Интересные факты о съемках киносказок в Подмосковье
Сказка для детей и взрослых "Морозко" вышла на экраны в 1965 году и до сих пор согревает сердца телезрителей в холодную зимнюю пору. Настенька с лучезарными глазами, справедливый и хитрый Дед Мороз и глупые мачеха с падчерицей, которые в итоге получили по заслугам, не потеряли своей привлекательности спустя годы, а их образы до сих пор обличают людские пороки и отражают лучшие качества. С годами сказка "Морозко" режиссера Александра Роу приобрела особенный колорит. Посмотреть на старинные интерьеры, резные ставеньки русских избушек, витражные окошки в доме Деда Мороза и рассмотреть избу Бабы-яги, созданные талантливыми мастерами киностудии Горького, до сих пор очень интересно.
Образы героев сказки, а также декорации создавались художником-постановщиком сказки "Морозко" Арсением Клопотовским.
В это же время по лесу в своей летней одежде ходит Иван и зовёт Настю. Случайно он выходит к избушке на курьих ножках , где живёт Баба-Яга. Иван просит её помочь ему найти Настеньку, но Баба-Яга приказывает живым деревьям схватить Ивана и сунуть его в печь. Иван предлагает Яге показать, как правильно садиться на лопату, а потом внезапно сам засовывает её в печь, откуда потом достаёт — за вознаграждение. Яга даёт ему тулуп и «путеводные» саночки в которые превратила своего поросёнка , и Иван бежит за ними по снегу — к Настеньке. Баба-Яга посылает вслед чёрного кота , чтобы погубить Настеньку. По зимнему лесу расхаживает дед Мороз или, как его здесь называют, Морозко.
Под одной из елей он обнаруживает замерзающую Настеньку и испытывает её холодом, но в ответ слышит только слова смирения и доброты. Настенька почти умирает от холода, но Морозко, надев на Настеньку свою шубу, на самоходных санях везёт её в свой терем, где сообщает ей опасный секрет: «Кто до посоха моего коснётся, никогда не проснётся». Путеводные санки заводят Ивана в яму. В тереме Настенька, пытаясь погладить посланного Бабой-Ягой чёрного кота, дотрагивается до морозильного посоха который Морозко по невнимательности оставил дома и засыпает ледяным сном. Кот на санках возвращается к Бабе-Яге, и та даёт коту миску сметаны , а санки превращает обратно в поросёнка и угощает холодцом. В это время пёс Настеньки Тяпа чует беду и бросается в лес. Он вытягивает Ивана из ямы, и они вместе бегут к терему Морозки. Иван просит у застывшей Настеньки прощения за обиду, и она оживает.
Традиция была нарушена лишь однажды. После «бархатной революции» 1989 года в Чехословакии власти запретили показ картины — но ненадолго. Возмущённые чехи добились отмены запрета.
Для Бабы-Яги, роль которой блестяще исполнил Георгий Милляр, в лесу соорудили деревянную избушку, приводившуюся в движение с помощью специальных рычагов. Вторую, танцующую, сделали из поролона. Ему пришлось пережить немало трудностей.
При 30-градусном морозе актёр бегал в легких лохмотьях Яги. Его гримировали по шесть часов, и однажды сильно обожгли лицо перекисью водорода. Милляр буквально спас фильм от уничтожения.
Об этом позже рассказал второй оператор картины Владимир Окунев. Вашу плёнку водой залило! Операцию спасения возглавил Милляр в тот день он не был задействован в съёмках.
В одних трусах, по колено в воде, он передавал коробки с плёнкой костюмерше. Слава Богу, обошлось. Милляр не заболел, и ни один кадр не пострадал.
У нас была очень хорошая девочка, талантливая актриса Тамара Носова, которую Роу изначально хотел взять на роль Марфушки. Но однажды в коридорах института мы столкнулись с ассистентом режиссера, она-то меня ему и посоветовала. На пробах нам с Тамарой пришлось грызть орехи.
Я так хотела сниматься, что не щадила зубов! Наверное, поэтому Роу меня и приметил. Потом, помню, со мной случился казус.
Было очень холодно. И, когда я сидела под елкой в ожидании Деда Мороза, замерзла по-настоящему, потому что наш оператор очень долго устанавливал свет. А потом в корзинке вместо яблок почему-то оказался лук.
И мне пришлось лопать его, делая вид, что грызу яблоки, как было положено по сценарию». Главную женскую роль — Настеньку- исполнила 15-летняя Наталья Седых. Но Александр Артурович был непреклонен: сниматься будет Наталья Седых!
Она каталась на самоходных санях, которые привязывали к мощному грузовику длинным металлическим тросом. Прыгала в грязный пруд, спасая Марфушеньку. Пруд был очень грязный, просто кишел пиявками.
Я раза три сбегала с пригорочка, а у самого берега останавливалась, пока Роу на меня не заорал. Страх расстроить Александра Артуровича оказался сильнее — я сразу плюхнулась в воду. А ей под ёлку, где она сидела, подложили фанерку, иначе она тоже бы провалилась в сугробы.
Актриса говорила, что самым сложным для неё в этих съёмках было удаление грима, та как эффект обледеневших ресниц гримеры создавали при помощи клея. На съёмочной площадке у Роу всегда был идеальный порядок. Эпизоды, в которых принимали участие по 100 и более человек массовки и на которые у других режиссеров уходил день, он снимал за полтора-два часа.
Порой подготовка длилась дольше, чем сам процесс. По словам актрисы Марины Скиляжновой, Роу лично занимался с актерами, причем неважно, кто в кадре — главный герой или всего лишь массовка. Актриса рассказывала: «Сцена есть такая в сказке, где Марфушечка гуся ловила.
Я не знаю, где пруд снимался, куда она бултыхнулась, но нас, хохочущих деревенских зевак, снимали на поляне отдельно. Роу, чтобы добиться нужного эффекта веселил нас. Он и прыгал, и мордочки делал!
Нам было смешно, что толстый дядька такие трюки вытворяет. И он добивался, что мы все хохотали искренне». Отношения на площадке были спокойными и дружескими.
А в Эдуарда Изотова я и вовсе влюбилась. Правда, никому о своей тайной любви так и не сказала. Эдуарду тогда было 33 года.
С ним у меня случился первый поцелуй в моей жизни. И я жутко стеснялась, когда пришлось целоваться перед камерой. Правда, поворчит-поворчит и начинает песни петь.
Бас у него был очень сильный», — вспоминает помощник режиссёра. И относился ко мне как к внучке». Вместо заледеневшей героини снимали её отражение в прозрачном зеркале, за которым стояли Хвыля и Изотов.
В фильме Роу неоднократно использует свой любимый приём: обратную перемотку. Иней с деревьев стряхнули — а потом прокрутили плёнку в обратном направлении. Так же, как и в сценах, где пятятся назад кот и собака, взлетают на сосны разбойники, пни выпрыгивают из избы.
Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану shauey yandex. Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю. Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Зимой было очень холодно, а актриса Наталье Седых — Настеньке, приходилось сидеть под ёлкой в одном сарафане. Актёру Эдуарду Изотову ходить по заснеженному лесу в летней рубашке. В 1964 году режиссёр Александр Роу создал замечательную сказку «Морозко», которую снимали летом недалеко от Звенигорода, а зимой под Оленегорском, в Мурманской области.
Наталье Седых было всего 15 лет и её отпаивала горячим чаем мама на съёмках фильма. Чтобы изобразить замёрзшие ресницы на них накладывали клей. Актриса была влюблена в актёра Эдуарда Изотова, который сыграл Ивана, и впервые поцеловалась в этом фильме.
Инна Чурикова попала в это кино случайно. Для роли ей обесцветили ресницы, нарисовали конопушки и сделали сальными волосы. Чурикова так здорово грызла на пробах орехи, что режиссёр выбрал именно её.
Актриса даже расстроилась, что она такая страшная в кадре. Она стойко ела горький лук в сцене, где должна была есть яблоки и запивать молоком. Только один раз Александр Роу прикрикнул на неё, когда она не хотела прыгать в пруд с пиявками, хотя вышла очень смешная сцена.
Режиссёр Александр Роу на съёмках сказки «Морозко». Фильм снимали под Звенигорордом, в деревне Гигирево, в шутку звали ГигиРоу. Съёмки длились целый год.
Сани-самокаты снимались методом обратной съёмки. Георгий Милляр сыграл Бабу-Ягу уже в восьмой раз. Режиссёр запретил актёру продавать спиртное, но актёр схитрил.
Ходил с бидоном молока, а на самом деле там было спиртное и немного молочка для вида. Как-то затопило подвал гостиницы, где был отснятый материал и именно Милляр спас от потопа драгоценные коробки с отснятым материалом. В одних трусах, по пояс в воде, актёр спас фильм!
Очень красивая пара в сказке «Морозко». Актёр Эдуард Изотов бегал в поисках Настеньки в одной рубахе по пояс в сугробах. На съёмочной площадке царил всегда идеальный порядок.
Даже в кадре видно, как актриса влюблена в Ивана.
Главная героиня Рита, так же как и я, — одна из так называемых ВДА взрослых детей алкоголиков , которых объединяют общие черты, обусловленные травматичным детским опытом. Среди них, например, нестабильная самооценка, ощущение, что «со мной что-то не так», бесконечные попытки стать «нормальным», чувство одиночества, трудности в построении близких отношений и прочее. Три года назад, когда я начала писать сценарий, все эти качества были во мне обострены, и работа над сериалом стала для меня своего рода терапией.
Я вместе с героиней проходила путь изменений и сейчас могу сказать, что во многом стала другой. Кадр из сериала «Морозко» реж. Юлия Лысова, 2024 — Почему сериал называется «Морозко»? Есть ли в нем место сказке?
Юлия Лысова: Одна из черт уже упомянутых мною ВДА — это эмоциональная «замороженность», отрицание своих чувств. Отсюда название «Морозко». Но в сериале есть и прямая отсылка к классической сказке. В одной из ключевых сцен радиопостановка «Морозко» вплетена в сюжет.
Мог ли это быть фильм? Юлия Лысова: Я подходила к этой истории с разных сторон. В далеком 2013 году, обучаясь в режиссерской лаборатории «Культбюро», я сняла короткометражку про девочку и пьющего отца. Спустя несколько лет, будучи студенткой Института киносценаристов, написала дипломный полный метр на ту же тему.
Затем я училась в магистратуре «Литературное мастерство» в Высшей школе экономики, где работала над романом, главным героем которого стал мой дед. Примерно в то же время со мной случилось то же, что и с героиней сериала «Морозко», — врачи настаивали на срочном деторождении с помощью ЭКО. В один из приемов я увидела в клинике репродукции флаер с заголовком «Позвоните своему эмбриону». Это была реклама услуги — будущие родители могли позвонить в инкубатор и по громкой связи сказать своему эмбриону слова поддержки.
Сначала я не поверила глазам — это был какой-то Кафка во плоти. А потом начала фантазировать — а что бы я сказала своему эмбриону?