Так, 13 февраля Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. «Притча о мытаре и фарисее на фреске церкви Святой Троицы в Никитниках в Москве (расписана ок. Hеделя о мытаре и фарисее.
МЫТЫРЯ И ФАРИСЕЯ НЕДЕЛЯ
Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления — запрещение вкушать мясную пищу. Подать Записку Дорогие братия и сестры! Если по каким-то причинам вы не можете посетить храм и подать записки лично, предлагаем это сделать онлайн.
И вели они себя по-разному. Этот исполнитель закона соблюдал все предписания и религиозные правила, был образованным человеком, часть своего богатства он давал на нужды Храма. Вероятно, в жизни он был даже неплохим человеком, и возможно к нему люди относились уважительно. В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости. Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога. По сути, ему уже Бог не нужен, ведь он пришел просто похвалиться своими внешними достижениями.
Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов.
Если бы фарисей забыл о своих добрых делах, не гордился бы ими, не осуждал бы других, то Господу он был бы более приятен, но вместо этого фарисей умножает все свои дела на ноль. С другой стороны, то, что мытарь пошел в свой дом оправданный более, чем фарисей, означает, что он как Закхей вознамерился изменить свой образ жизни. Только такое покаяние принимается Богом. Отметим, что это возможно благодаря тому, что его сердца коснулся Сам Господь. Но бывает ложное смирение.
Оно часто сопровождается смиреннословием, которое св. В этом случае человек много говорит о своей грешности. Наше тщеславие делает это приятным, однако, малейший упрек от других, или даже согласие других с нашей показной оценкой себя, нам крайне неприятно. Истинное смирение не видит себя смиренным. Оно, наоборот, видит свои мельчайшие несовершенства, а значит свою принципиальную неготовность для вечного Царства любви. Смиренный ощущает себя погибающим, но не отчаивается, поскольку имеет сладкую надежду на Бога.
Однако, когда Армянская Церковь уклонилась к ереси, православные, как бы в противовес, отменили пост именно на этой седмице, не желая ни в чем быть похожими на еретиков. Возможно, тогда появилась традиция читать в первый день седмицы, воскресный, Евангелие с рассказом о фарисее, который превозносился тем, что «постился дважды в неделю». Однако, со временем у Евангельской притчи появились и более глубокие толкования — и другим образом стали осмысливать и дни, следующие за Неделей о мытаре и фарисее. Ее связали не с антиеретической борьбой, а с подготовкой к Великому Посту. Сейчас воскресный день, когда читается это Евангелие: приходится за 3 седмицы до начала поста; так как «Святая Четыредесятница» каждый год начинается в разные дни, даты Недели о мытаре и фарисее тоже различны; если в 2024 г. Молитва фарисея и молитва мытаря Слова притчи были обращены Господом к современным Ему иудеям, которым хорошо было известно, о какого рода людях говорит Христос. Современный же человек, живущий в иных реалиях, нуждается в пояснениях. Во времена Христа иудеи находились под оккупацией от языческой Римской империи, которой платили налоги. Сборщики их были из числа самих же иудеев, а потому считались: предателями веры, ведь они служили язычникам; грешниками, так как постоянно притесняли народ, брали взятки, творили другие беззакония.
Груз содеянного и не дает мытарю из притчи приблизиться к святилищу, более того — даже «глаз поднять на небо» от стыда и раскаяния. Для более глубокого понимания смысла Великого поста рекомендуем «Чтение на каждый день».
Подготовка к Великому посту: неделя мытаря и фарисея в 2023 году
Богослужения , проводимые в это воскресенье, имеют следующие особенности: читается Притча о мытаре и фарисее; на утренней службе читают покаянные тропари; читаются кондаки Триоди и Минеи; поют песнопения Постной Триоди. С Недели о мытаре и фарисее на церковных службах звучит особое покаянное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Оно посвящается покаянию, которое помогает человеку следовать примеру не фарисея, который считал себя правильным, а мытаря. Кроме того, в богослужениях звучат заповеди блаженства из Октоиха, которые напоминают о том, кто наследует Царствие Божье и призывает каяться в грехах. На утренней службе к богослужениям добавляются: «Кондак Триоди», глас 4; «2-е Послание апостола Павла к Тимофею»; «Евангелие от Луки», зачало 89; «Причастен». В остальном, воскресное богослужение ничем не отличается от остальных. Самое важное, вслушиваясь в слова молитвы , не забывать о том, что презрение к ближним тоже является грехом, которому особенно подвержены те, кто делает все по их мнению правильно. Протопресвитер Александр Шмеман о мытаре и фарисее Говоря о причте, Александр упоминает о том, что фарисейство и гордость настолько завладели сердцами людей, что они просто не замечают их. Причем, это происходит не только на уровне единого человека, но и мышления целых государств и стран.
В современном мире не обойтись без саморекламы, невольного возвышения над теми, кому нечем гордиться. Без саморекламы непросто продвинуть свои услуги, реализовать себя как профессионала, устроить личную жизнь. Менталитет общества заставляет людей становиться подобными фарисеям и гордиться своими достижениями ради того, чтобы не только преуспеть, но и выжить в мире. Поэтому возвращение к Притче о мытаре и фарисее заставляет человека задуматься над тем, за счет кого он самоутверждается. Это послание к каждому христианину, чтобы он покаялся в грехах и задумался над тем, не слишком ли часто он осуждает тех, кто не добился того успеха, правильной жизни, как у него. Благодарю Тебя, Господи, что я не такой, как прочие человеки! И уподобляемся фарисеям, которые его и распяли. Это происходит потому, что правильные люди невольно становятся жестокими к тем, кто не может или не способен быть такими же, как они сами.
Я не таков, как эти люди, Что утопают во грехах, Чьи дни в неправде протекают И в беззаконных злых делах. Вот там мытарь стоит у двери. Я не него не похожу: Пощусь два раза я в неделю, В храм десятину приношу!... А гордых всех смиряет Он «Ныне притчею о мытаре и фарисее говорится каждому из нас: Не полагайся на свою праведность, подобно фарисею, но всю надежду своего спасения возлагай на беспредельную милость Божию, вопия, подобно мытарю: Боже, милостив буди мне грешному. Ибо вот фарисей кажется и доброго был поведения, а не был оправдан пред Богом.
Непостижимо для нас, как так — творение добрых дел, или праведность, для нас обязательны, как необходимое условие спасения, а между тем мы не можем основывать на них сей надежды своей: но сколько бы ни было у нас правых дел, все их должны счесть недостаточными и для восполнения их прибегать к другим средствам. Непостижимо сие для нас, но так есть. Христианин в чувстве сердца своего должен носить глубокое убеждение в своем непотребстве при всей праведности, или при всем обилии добрых дел, о которых однако ж, должен ревновать неусыпно. Так спасались все, которые спаслись, и оставили нам в своем примере указание возможности таких чувств и побуждение к возгреванию их в себе самих. Посмотрите на покаянные молитвы, кои суть излияние душ святых Божиих, прославленных Церковью.
Как они там осуждают себя перед Господом! Приди, припади и всплачься пред Господом, сотворившим нас, с верою в Господа нашего Иисуса Христа, Своею бесценною кровью, пролитою на Кресте, омывающего все грехи наши и Своею беспредельною святостью восполняющего все недостатки наши. Ревнуй о добродетели, сна не давай очам, чтоб не пропустить случая к добру, не допустить недоброго чувства и не ослабнуть в ревности: но надежду спасения всю полагай в Господе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением 1 Кор. Феофан Затворник Особенность богослужения этого дня в том, что на утрени после чтения 50-го псалма поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Это песнопение поется на утрени всех воскресных дней, начиная с Недели о мытаре и фарисее и до пятой недели Великого поста.
Усиленно зовет Святая Церковь своих чад к покаянию, усердно просит у Христа Жизнодавца открыть для них двери покаяния, дать им время на покаяние». Просим мы в этом песнопении и Пресвятую Богородицу, нашу Заступницу, Споручницу грешных, наставить нас на спасительный путь покаяния, просим Ее Небесной помощи, чтобы избавиться нам от нашей греховной нечистоты. Почему Святые отцы устроили так, что каждый год Постная Триодь начинается именно с этой притчи? От чего предостерегает нас Господь и от Его имени не устает повторять святая Церковь накануне Великого поста?...
Поль Гюстав Доре, иллюстрация к Библии, гравюра 1865 Фарисей и мытарь Вот они в переводе на современный русский язык: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже!
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Согласно этому отрывку Евангелия, читаемому за службой, воскресный день именуется «неделей о мытаре и фарисее». С этого дня начинается подготовка к Великому посту: Четыре подготовительные недели и три седмицы В 2024 году с Неделей о мытаре и фарисее 25 февраля совпадает празднование Иверской иконы Богородицы и память святителя Алексия Московского. Если совершается служба в честь Иверской, то за литургией приводится еще один евангельский отрывок — из 10 главы от Луки, традиционный для Богородичных праздников: «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Из истории сплошной седмицы Большинство современных церковных историков полагают, что «сплошная седмица» первоначально не была связана с грядущим постом.
Дело было в спорах с Армянской Церковью, которая с VI в.
Согласно богослужебным Евангелиям XI в. Вероятно, стало необходимо обозначить этим чтением начало сплошной седмицы т. Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее могла быть выбрана потому, что фарисей в ней тщетно хвалится тем, что постится 2 раза в неделю Лк 18. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.
Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. Евергетидский Типикон , на утрене поются воскресные каноны Октоиха и рядовому святому, причем при отсутствии кондака в службе рядовому святому по 6-й песни канона утрени поется кондак Триоди; на хвалитех также указаны 2 самогласна Триоди один из них есть в Студийско-Алексиевском Типиконе ; на литургии прокимен гласа Октоиха, аллилуиарий Пс 118.
Подготовка к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее: что нужно знать
Притча о мытаре и фарисее, евангельское чтение и его толкование — Проповеди — Вопросы священнику — Записи богослужений. Главные смыслы Недели о мытаре и фарисее — отец Андрей Ткачёв. В конце недели, в воскресенье (которое также может именоваться неделя) на литургии читается Евангелие, где упоминается история о молитве мытаря и молитве фарисея к Богу.
Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
О подготовительном периоде к Великому посту, который начался сегодня, в Неделю о мытаре и фарисее, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин. При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры.
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее
Евангельский oтрывок Методический материл Толкования Св. Отцов Евангелие от Луки, глава 18 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. в это воскресенье (в старославянском "неделя" - это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи "О мытаре и фарисее" и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди. О подготовительном периоде к Великому посту, который начался сегодня, в Неделю о мытаре и фарисее, рассказал в традиционной рубрике «Великопостные беседы» иерей Даниил Рябинин.
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
От язычников с их заблуждениями, от нерелигиозных евреев с их теплохладностью и равнодушием к вере отцов. Одним словом, отделенные от всего, что препятствует истинной вере в Бога. Фарисеи — это хранители чистоты закона Моисея. Они не только дотошно изучали Тору и скрупулезно исполняли ее предписания. Они готовы были за нее умереть. И не только на словах. В свое время, во II веке до Рождества Христова, именно они возглавили восстание против язычников. Многие из них отдали свои жизни, но отстояли независимость Иудеи и сохранили веру в Единого Бога. Что говорить, их верность была засвидетельствована кровью. В сознании многих евреев того времени фарисеи были героями веры и настоящими патриотами.
А потому их партия пользовалась огромным авторитетом и поддержкой у простых людей. Теперь в лице Рима. Местное население было вынуждено платить захватчикам налог. Сбором пошлины занимались чиновники из числа самих же евреев. Они и назывались мытари. Нередко эти люди были нечисты на руку. Оккупанты требовали одну сумму, а мытари произвольно устанавливали ее размер вдвое больше. Разницу — себе в карман. Центр эти махинации и вымогательства не особо волновали.
Главное, чтобы в имперскую казну отчисления поступали вовремя и в нужном объеме. В остальном сами разберетесь. Да и нередко именно сборщики налогов становились глазами и ушами римлян среди местных. Короче говоря, окружающие ненавидели мытарей. В их глазах они были ворами, отступниками от веры отцов и предателями родины. Одним словом — фискал и доносчик.
Темой всенощной первого воскресения, готовящего нас ко вступлению в Великий пост, будет притча о мытаре и фарисее. Я всегда прошу наших певчих особенно внимательно и не спеша петь слова, с которых начинается книга Постная Триодь, сборник замечательных, поэтических текстов, созданных святыми отцами, чтение которой начинается завтра вечером. Вот эти слова: "Не помолимся фарисейски братие, ибо возносяй себе смирится, смирим себе пред Богом... Наверное, многих из вас, как и меня, трогают эти слова, которые когда-то были записаны нашими святыми отцами. С каждым годом я все более поражаюсь глубиной их смысла и красотой формы.
А на самом деле достаточно маленького микроба, чтобы он уже свалился в постель; достаточно маленькой жизненной неурядицы — и вот он уже слезы проливает; достаточно маленькой ссоры — и вот уже семья распалась. Настолько в силу своей греховности человек немощен и ничтожен. Но почему он не видит этого? Потому что гордость имеет такое свойство, она ослепляет. Этим она и опасна. Почему Господь всех грешников прощал, увещевал, жалел, исцелял, а о фарисеях говорил: «Горе вам, фарисеи и лицемеры»? Потому что фарисей имеет эту страсть — гордость. В сегодняшней притче мы слышали, как два человека вошли в церковь , фарисей и мытарь. Вошел праведник, который не прелюбодействовал, не присваивал себе ничего чужого, никогда ничем не нарушил закон, десятую часть того, что имел, отдавал на храм, постился, назубок знал Священное Писание , целые часы посвящал молитве. И вдруг Господь говорит, что он ушел из храма менее оправданный, чем всеми презираемый мытарь, который был и жаден к деньгам, и окрадывал свой народ. Можно предположить, что мытарь этот был великий грешник, недаром фарисей сказал: благодарю Тебя, Господи, что я не как прочие, вот эти человеки, которые воруют, прелюбодействуют. Спасибо Тебе, Господи, что я такой замечательный человек, что я человек с большой буквы, я гораздо лучше, чем этот презренный мытарь. А Господь говорит, что мытарь, который бил себя в грудь и не мог от стыда даже на небо глаза возвести, но смотрел в землю и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», — этот мытарь, несмотря на все его тяжкие грехи, ушел в свой дом более оправданный, чем фарисей. Что же, может быть, надо ругаться, грабить, блудить, потом стукнуть себя в грудь и сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному»? Нет, Господь не к этому призывает, и заповеди Божии охраняют от греха. Господь однажды сказал: «Даже если когда все исполните, говорите про себя, что вы рабы есть негодные, потому что сделали только то, что требуется от вас». Поэтому тот, кто постится, вкушая только раз в неделю, спит на голой земле, наизусть знает Священное Писание , ежедневно ходит в храм, еженедельно причащается Святых Христовых Таинств, — что он, собственно, такого особенного делает? Да ничего — только то, что должен делать каждый православный христианин. Каждый христианин должен в храм ходить, каждый должен причащаться Святых Христовых Таинств и наизусть знать Священное Писание! Что же от нас требуется? Надо, чтобы мы не только исправили свой внешний вид, хотя это тоже необходимо, потому что очень важно, куда человек ходит, что он делает своими руками, что он говорит своим языком. Безусловно, важно очистить внешнюю часть своей жизни, но еще более — очистить «внутреннее сткляницы» своей души. Потому что можно научиться не воровать, не прелюбодействовать, молчать и вообще себя прилично в обществе вести — хотя это трудно, но можно, — но это не значит еще стать христианином, это не значит еще быть оправданным от Бога, потому что Богу не нужно только внешнее, Богу важно то, что у нас внутри, какие мы по своей сути. Что толку, если человек не пьянствует, не проигрывает в карты деньги и живет мирно в своей семье, имеет двоих детей, автомобиль и шапку за двести пятьдесят рублей? Хотя Отцу Небесному, конечно, такой раб Божий более приятен, чем грешник, который забыл Бога и сквернит себя всякими грехами. Но это не значит, что человек, внешне добропорядочный, угоден Богу. Не всякий праведник Богу угоден, а тот, который смиряет себя, потому что гордость хуже воровства, хуже всякой ненависти. Когда человек превозносит сам себя, тем самым он отрывает себя от Бога. Только изжив гордыню, можно начать путь ко спасению. И все, чему Церковь нас учит: богослужение, посты, Священное Писание , заповеди Божии — это путь освобождения от гордости, от своеволия, от наглости, от собственных предвзятых и ложных мнений, которые противоречат воле Божией. Господь говорит: «Если хочешь быть Моим учеником, отвергнись себя и следуй за Мной». Почему необходимо, чтобы достичь Царствия Божия, отвергнуться себя? Потому что в нас ничего хорошего нет, и все, что есть у нас своего, — это грех и мерзость, и, не отвергнув это, невозможно ни увидеть Бога, ни познать Его. Это совершенно исключено, потому что гордость человека ослепляет, оглупляет, так что он не понимает самых простых вещей. Он не видит Бога в мире, а придумал себе нечто, чему поклоняется, причем даже не рассматривает это, потому что если он внимательно на это нечто посмотрит, то увидит в нем не Бога. Человек только думает, что Богу поклоняется, а на деле поклоняется самому себе, своим желаниям, своим страстям, привычкам, привязанностям. Он служит себе, у него все для себя: и дом для себя, и муж для себя, и дети, и работа, и книжки — все только себе, только возвеличивание самого себя. То есть человек вместо Бога в своем сердце поставил на пьедестал самого себя. Человек любит себя — это есть самый страшный духовный разврат, страшный блуд, именно потому для Бога омерзительный, что это искажение богосозданной человеческой природы: способность человеческого сердца на любовь должна быть направлена вовне, а не на себя. В человеке есть печать Божества, в нем есть образ Божий — и если бы он поклонялся образу Божию, который начертан в нем перстом Господним! Но нет, человек пристрастен к своим греховным привычкам, к вкусненькому, к красивенькому, ко всему спокойненькому, чтобы его все ласкало, утешало. Он ищет себе комфорта, покоя, душевного благополучия, хочет, как страус, под собственное крыло или в песок голову зарыть и там пребывать, чтобы ему было сыто, сухо, спокойно, богато и тепло. И каждый из нас в меру своей испорченности вот в этом живет и тратит драгоценные годы, драгоценные месяцы, дни, часы на эту пустоту, на служение самому себе. А это бесплодно, потому что всегда придет крах, причем часто и в этой еще жизни.
Отец Александр отметил, что от того, насколько велико у того или иного человека чувство греха, зависит его близость к Богу. Он напомнил, как Иоанн Креститель был смущен при виде Иисуса: он говорил , что недостоин даже развязать ремень его обуви. Это происходит в том случае, если они становятся самоцелью, средством для возвышения, предметом для гордости. Фарисей соблюдал все правила, но при этом презирал остальных и проявлял свою надменность. И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр. Фреска «Мытарь и фарисей» Фото: Public domain Протопресвитер Александр Шмеман говорил , что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь». Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасению заключается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были. Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем. Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой. Думаю, большинство из нас в те или иные моменты может поймать себя на мысли о своей гордости по поводу превосходства над другими людьми. Я сейчас говорю не о вере, не о религии и поведении воцерковленных людей, а об обычной повседневной жизни. Евангелие и, в частности, притча о мытаре и фарисее являются великими источниками мудрости еще и потому, что так или иначе касаются всех Олег Шевченкопсихолог Он отметил, что сейчас детей воспитывают с посылом: «Ты должен быть первым, ты должен стать лучшим! Эту же цель люди внушают себе, чтобы добиться успеха и занять свое место под солнцем.
Неделя о мытаре и фарисее
В своей молитве он абсолютно забыл о том, что эти его добродетели теряют всю свою ценность и смысл перед судом Божиим, а его ошибкой было то, что он считал свою Цель жизни уже достигнутой. Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди Эти слова нельзя считать молитвой, но утверждением своего «я», своей гордости. Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь Фарисей, таким образом, унижает ближних и бесстыдно превозносится, он уже стоит на последней ступеньке своей гордости, которая приводит к отвержению Бога. По сути, ему уже Бог не нужен, ведь он пришел просто похвалиться своими внешними достижениями. Второй человек, кто был в храме — мытарь, то есть сборщик налогов. В древние времена к сборщикам налогов относились с презрением, поэтому мытарь стоял себе скромно в сторонке и, осознавая свои грехи, молился простыми словами: «Господи, помилуй мя, грешнаго! Он «не смел даже поднять глаз на небо» — настолько было глубоким его раскаяние в своих грехах и огромнейшее желание очиститься от них. Фарисей думает, что он лучше многих, свое мнение — правильным, других людей он желает подстроить под себя, свои недочеты он не видит, зато очень внимателен к слабостям людей.
Мы искренние, кающиеся, опустившие вниз глаза, биющие себя в грудь мытари.
Но это далеко не так. До состояния мытаря нам еще очень и очень далеко. Мытарь — это совершенство! И сегодняшняя евангельская притча, такая до боли знакомая — это некий очень важный критерий, пробный камень, лакмусовая бумажка нашей духовной жизни. Две молитвы. Два устроения души. Два разных миросозерцания... Самомнение фарисея настолько велико, что на самом деле ему и не нужен Бог.
Евангелист подчеркивает, что фарисей молится сам в себе. То есть его молитва — это не беседа и общение с Богом. Это апофеоз самовлюбленности! Это поклонение идолу своего «Я». Кроме него нет нормальных людей: одни грабители, обидчики, прелюбодеи, воры, пьяницы, наркоманы. И он благодарит Бога, что он-то — не таков! А если прибавить еще, что он постится два раза в неделю и отдает десятую часть доходов — то портрет «святого» готов. Трагедия этого человека состоит в том, что он слишком занят собой.
Он хвалится лицом, а не сердцем, как говорит апостол Павел. Фарисей даже на секунду не способен понять, что он в очах Божиих со своей мнимой праведностью более отвратителен, чем все эти алкаши, бомжи, попрошайки. Он обезопасил себя внешней благочестивой скорлупой — ритуалами, предписаниями, формальными добродетелями. Он хочет откупиться от Бога своей праздничной свечкой; рублем, брезгливо брошенным в кепку нищего.
Или, как некогда поступали католики, постараться приобрести себе за деньги некое «оставление грехов», купив индульгенцию?
Может быть, но что-то не верится, что это может привести к спасению. Неужели существует такое «доброе дело» или, что уж совсем нвероятно, такая сумма денег, которые сделают как бы не бывшим предательство, ложь, убийство? Или же всё-таки не напрасно мы каждое утро взываем к Многомилостивому и Всемилостивому Богу нашему словами молитвенного правила: «Спаси мя по благодати, молю Тя. Аще бо от дел спасеши мя, несть се благодать и дар, но долг паче»? Ведь эти слова прямо говорят, что дела наши едва ли оправдают нас перед Правдой Божией, да и апостол Павел ясно и недвусмысленно пишет в своём Послании к Римлянам: «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» Рим.
Целый народ в течение десяти столетий пытался достигнуть этого, пытался оправдаться «делами закона», и сегодня Господь подвёл итог этим попыткам: тот, кто был бесконечно далёк от так называемых «добрых дел», пошёл в дом свой «оправданным более», чем их самодовольный ревнитель. Означает ли это, однако, для нас, что мы, христиане, свободны от доброделания? Вряд ли. Каждый из нас помнит слова другого апостола, Иакова Праведного, о том, что «вера без дел мертва» Иак. Но ведь и сам «Апостол языков» в том же послании к Римлянам, которое мы сегодня уже упоминали, прямо говорит: «Итак, мы уничтожаем закон верою?
Никак; но закон утверждаем» Рим.
Как приобрести живую веру? Прежде всего, надо желать ее. Желать, чтобы Господь был рядом со мной в этой жизни. Идти в храм не потому, что надо, а потому что это ощущается как «Господи, я знаю, что могу Тебя там найти». Идти в дом Божий и просить: «Господи, дай мне веры, Господи, дай мне желания искать Тебя». Тогда наша праведность и благочестие превращаются в живую веру. Если человек говорит, что ничего не меняется, значит, в его духовной жизни есть какие-то ошибки. Жизнь с Богом не может быть однообразной и скучной. Жизнь с Богом не может ничего не менять.
Жизнь с Богом в любом случае нас меняет, если мы подлинно живем ею, а не притворяемся. Путь выхода из фарисейского состояния привычки или мытаревой беспечности один — это покаяние. Вчера на всенощном бдении первый раз в этом году звучало великопостное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
Поэтому в Церкви молятся на неделе о мытаре и фарисее: «Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению». Сегодняшний воскресный день газывается "Неделя о мытаре и фарисее". Смиряяй же себе вознесетсяНеделя о мытаре и фарисее.
Подготовка к Великому посту: неделя мытаря и фарисея в 2023 году
Во время седмицы, начинающейся с Недели о мытаре и фарисее, поста нет. Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. В Неделю о мытаре и фарисее в храмах совершается Божественная Литургия, которая имеет следующую особенность: на утрени после Евангелия поются особые покаянные великопостные тропари («Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»). И попытка толкования притчи о мытаре и фарисее неизбежно приводит нас к выводу: не кичись заслугами, ибо, сделанные ради самовозвеличения, они – ничто.