В результате теракта погибли, по официальным данным, 130 человек (по утверждению общественной организации «Норд-Ост» — 174 человека), более 700 пострадали. Причем 119 человек умерли уже после освобождения. Александр Цекало полтора года являлся исполнительным продюсером «Норд-Оста», но на момент теракта уже не работал над мюзиклом.
20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»
Марат не успел — и оказался в кресле на первых рядах. Три дня в заложниках он почти не спал, не ел и хотел лишь одного — выжить. Понимал, что если умру, мои родители этого не переживут. Поэтому даже мыслей о смерти не было. Были люди, которые смирились с участью. Они погибли. Те, кто отчаянно сопротивлялись, выжили». Тайны расследования теракта на Дубровке Абдрахимов — один из немногих, кто смог покинуть зал самостоятельно.
За три часа до штурма он уснул на полу, лежа лицом вниз, потому не надышался газом. После выхода из здания мужчину задержали — смутила его «военная» костюмированная форма — но вскоре отпустили. В марте спектакль восстановили, но «Норд-Ост» продержался лишь два месяца — ни зрители, ни артисты не хотели возвращаться в страшное место. Сейчас Марат работает в Театре Мюзикла, снимается в сериалах и воспитывает дочь. Марат Абдрахимов. На мюзикл он пришел с мамой — правда, опоздал на первое действие, оказавшись в Театральном центре к роковому второму акту.
Одна в партере, другая — на балконе. В любую секунду мог раздаться взрыв. По оценкам специалистов, количество взрывчатого вещества было настолько велико, что если бы детонация произошла, то погибли бы даже люди, которые находились в оцеплении. В зале — почти 800 заложников. Среди них в шахматном порядке — живые бомбы-смертницы. Спецназовцам нужно было действовать быстро и предельно осторожно. В этот момент одна из смертниц неожиданно пришла в себя.
Поступает неподтвержденная информация о начале операции по штурму здания. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили еще двух заложников. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба. Здание ДК успешно покинули двое заложников. Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. Спасатели МЧС и врачи приступают к выводу заложников из здания, оказанию медицинской помощи и госпитализации. Помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет о завершении операции по освобождению заложников. Заместитель главы МВД Владимир Васильев сообщает о уничтожении 36 террористов, освобождении более 750 и 67 погибших заложников. Прессе сообщается, что жертв нет. Людей в бессознательном состоянии размещают в автобусах. Продюсер Норд-Оста Александр Цекало заявляет что заложники просто устали, а террористы спят сном вечным [5] [6]. Операцию по освобождению заложников за границей называют «блестящей». По телевизионным каналам показываются мёртвые шахидки в зрительских креслах, большой баллон в центре зала и труп Мовсара Бараева с бутылкой спиртного в руке и раной в паховой области. Первое официальное сообщение о единичных случаях гибели заложников прозвучало около 08:00, однако заместитель начальника штаба Владимир Васильев сообщает о том, что среди погибших нет детей.
Предположительно, из-за неправильного положения тел у людей без сознания были перекрыты дыхательные пути, что вызвало асфиксию и привело к смерти многих из них. В 2003 году Путин заявил на встрече с журналистами, что смерть людей наступила «не в результате действия газа», который президент назвал безвредным, а из-за «ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании». После трагедии на площади около Театрального центра был установлен памятник. Расследование показало, что террористы принадлежали к международной сети. Было установлено, что организаторами теракта были лидер незаконного вооруженного формирования из Чечни Шамиль Басаев и его сообщники. Позднее Басаев публично признал свою ответственность за него. Басаеву и одному из лидеров чеченских боевиков Зелимхану Яндарбиеву, которые были уничтожены в 2004—2006 годах, а также эмиссару сепаратистов Ахмеду Закаеву были заочно предъявлены обвинения в организации теракта. В 2004 году Мосгорсуд приговорил еще четверых террористов к тюремным срокам от 15 до 22 лет. Их признали виновными в подрыве автомобиля возле ресторана «Макдоналдс» в Москве 19 октября, а также в пособничестве при захвате заложников в театре на Дубровке. Тогда же был приговорен к семи годам тюрьмы сотрудник паспортного стола, который зарегистрировал в столице одну из террористок. В 2003 и 2006 годах двух боевиков, участвовавших в захвате заложников, приговорили к 8,5 годам строгого режима и 22 годам тюрьмы за пособничество. В 2007 году расследование было приостановлено, но в 2014 году возобновилось после задержания Закаева. По данным следствия, в 2002 году он организовал доставку оружия и самодельной взрывчатки в Москву для террористов. В 2017 году чеченца приговорили к 19 годам колонии строгого режима, позднее Верховный суд снизил срок его заключения до 18 лет и 9 месяцев. Это решение было обжаловано потерпевшими в ЕСПЧ спустя год. Также в доставке оружия обвинили еще одного чеченца, который до сих пор числится в международном розыске. Всероссийский траур Владимир Путин объявил 28 октября 2002 года федеральным днем траура в память о погибших.
В Москве произошел теракт на Дубровке
Зато, перед тем как скрыться, бандиты подожгли громадное здание, умножив таким образом на порядок число жертв теракта. Не знаю, как у вас, а у меня при первых же известиях о пожаре в «Крокусе» сразу всплыли в памяти картина пылающего Дома профсоюзов в Одессе и ряд других эпизодов, связанных с сожжением людей бандеровцами. Для последних огонь — мистическая мрачная сила, связанная с местью, разными карами. Тогда как мусульмане видят в огне благодать. Как, кстати, и христиане. Особенно православные, которым в голову не придет сжигать людей заживо, да еще считая при этом, что так они очищаются от грехов. Вот этот огненный апокалипсис в «Крокусе» и заставил пристальнее взглянуть на запад.
Не на восток, куда с подозрительной навязчивостью предлагали посмотреть в поисках виновных разного рода официальные и не очень лица. И то сказать: не успели отгреметь первые автоматные очереди в «Крокусе», как на трибуне в Вашингтоне появился «голубой воришка» Альхен. То бишь адмирал Кирби. И со своей обычной вселенской скорбью во взоре объявил: Украина к случившемуся в «Крокусе» отношения не имеет. Что тут же повторил в Киеве некто Подоляк, подвизающийся в советниках главаря тамошнего режима. А дальше понеслось.
Потуги и старания навести на «исламский след» были достойны усердной рекламы средства от запора. И при этом злодеи-исламисты, на борьбу с которыми те же США положили битых два десятка безуспешных лет, почему-то направились прямиком к украинской границе. Где и были перехвачены нашими силовиками на территории Брянской области. Надо сказать, чекисты точно просчитали траекторию дальнейшего движения террористов. В самом деле, где еще встретят и приветят «исламских террористов», как не в пославшем их вражеском стане? Теперь с задержанными работают следователи.
И, думается, несмотря на хорошо продуманную и выполненную конспирацию преступного предприятия, кое-что проливающее свет на его механику выяснить все-таки удастся.
И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы.
Вылитые бандиты из тогдашних боевиков! Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок.
Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы. Сбежавшие люди спасались как могли.
Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни. Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра. Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе.
В подтверждение серьёзности своих слов довольно плюгавый «ведущий» сделал несколько выстрелов вверх. Посыпалась штукатурка… Террористы, хотя и объявили всех зрителей и работников театра заложниками, но не сразу выдвинули свои требования. Они рассредоточились по залу и приступили к его минированию.
Довольно скоро весь зал был опутан проводами, а на театральных креслах расселись шахидки в «поясах смерти» и с пакетами со взрывчаткой. Страшная весть уже неслась по городу. У театра, кроме спецназа, стали быстро собираться представители разных СМИ, родственники заложников и просто зеваки, поначалу не понимавшие, чем может обернуться их любопытство.
О случившемся был немедленно извещён Президент России Владимир Путин. Ему сразу поступила информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захват театра Нельзя сказать, что московские власти не предпринимали никаких мер к мирному разрешению событий.
Неизвестно, на что надеялись боевики, но на другой день они пропустили в здание Театрального центра депутатов Госдумы РФ Асламбека Аслаханова и Иосифа Кобзона, а также съемочную группу российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Тележурналистам удалось записать на видео обстановку в захваченном театре, а Иосиф Давыдович Кобзон, как Заслуженный артист Чечни и народный депутат, вел себя так строго и напористо, что сумел уговорить боевиков отпустить троих детей и их маму. Четвертого плачущего малыша женщина выдала за своего и увела из страшного зала.
Он остался жив. Позднее, но в тот же день, в здание смог войти руководитель отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф профессор Леонид Рошаль и его иорданский коллега доктор, доцент кафедры хирургии Академии имени Сеченова Анвар Эль-Саид. Их заставили вынести тело ранее убитой девушки.
Передав тело сотрудникам «скорой помощи», педиатры вернулись в здание Театрального центра и вновь стали уговаривать террористов отдать им детей. Внешне совершенно невозмутимый, доктор передал раненым и больным заложникам медицинские препараты у пожилых людей поднялось давление, у некоторых случились сердечные приступы и обмороки и оказал им первую помощь. С 17 часов и до полуночи Леонид Михайлович несколько раз под разными предлогами входил в зал, приносил лекарства, воду, средства гигиены и оказывал помощь, в первую очередь, детям и, если удавалось, раненным террористами взрослым.
На другой день внешне спокойный доктор Рошаль снова появился на Дубровке с огромными коробками медицинских препаратов от Красного Креста и стал обходить своих пациентов. Спокойно… Как во время обычного обхода пациентов в своей детской больнице… Словно и не видел вооруженных террористов и 18 шахидок, обмотанных «поясами смерти». А ведь кому-то из захватчиков показалось, что под белым халатом У Леонида Михайловича «что-то шевелится, не прослушка ли?
Террористы не рискнули его тронуть. Хотя, конечно, все переговорщики, вернувшись из зала, где стоял запах смерти, описывали спасателям обстановку в захваченном театре, чем помогали руководителям операции. К тому времени захватчики объявили, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках случайно около 75 человек из 14 стран, в том числе из Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США.
Им пообещали свободу. Под этим предлогом в зале началась проверка паспортов. Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе.
В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждой — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Случайный выстрел мог вдребезги разнести весь театр.
Репетиционная база «Иридана» находилась в то время в здании Дома культуры завода «Московский подшипник» — именно здесь пройдет мюзикл «Норд-Ост», который даст название известным печальным событиям. Таким образом, в это здание меня привело не простое стечение обстоятельств, а цепь событий — по большому счету, у меня не было шансов избежать попадания туда. Обычный танцевальный зал. Нас занималось в тот день человек тридцать… Эпизод 2 30 пар ног, обутых в степовую ирландскую обувь, бьют троечки и четверочки, кто в лес, кто по дрова.
Шум неимоверный. Застрочит рядом пулемет — никто не услышит. Двери в зал открыты. По коридору бежит бальная студия здание уже захвачено.
Бегут кто в чем, вещи в руках… Ни один из бегущих, пробегая мимо открытых дверей, не делает попытку что-либо сообщить. Куда бегут? Почему бегут? У меня в голове проскальзывает мысль: опаздывают куда-то на выступление.
Здание-то театральное. Мы, чтобы нас не отвлекали бегущие люди, что делаем? Правильно, закрываем двери и спокойно продолжаем отстукивать учебные упражнения. Грохот ног заглушает все внешние звуки, в том числе и стрельбу.
Он приглушает музыку, отвечает, говорит в трубку: «Что? Нет, у нас все в порядке… В каком здании? Как в хорошем динамичном спектакле, синхронно с ним, когда он выходит из одной двери, в другую дверь заходят два человека в масках и с автоматами. Полный сюрреализм… Заталкивают обратно Игоря.
Звучит выстрел в потолок — все падают на пол, я остаюсь стоять посреди зала с глупой улыбкой на лице. В моем представлении происходящее — чья-то шутка. Мы ведь в театральном здании. Плюс звонок, после которого синхронно выходит Игорь и входят люди в масках, придает уверенность в розыгрыше.
С двух сторон меня тянут наши девчонки вниз, а я стою и лыблюсь на террориста. Тот уже начинает нервно тыкать в мою сторону автоматом, я, делая одолжение, подыгрываю шутке — сажусь на корточки и закладываю руки за голову… Позже, общаясь с нашими девчонками, узнаю, что только я посчитал выстрел холостым. Большую часть наших обдало побелкой с потолка, и у них сразу появилось убеждение, что дело не шуточное. Эпизод 4 Нас гонят по коридору в основной зал.
У меня нет на ногах обуви, только носки. В тот день я забыл танцевальные ботинки, а в кроссовках крайне неудобно бить степ. Человек в маске стреляет в стеклянную дверь, у меня в голове: «Вот долбаные шутники, босиком гонят через битое стекло». Эпизод 5 Загоняют нас в зал.
Рассаживают на последние ряды. Маринка оказывается на два ряда впереди. Мне очень хочется пересесть туда, но я не знаю, как это сделать… Проходит немного времени. Девушка из нашей танцевальной группы начинает мерзнуть, я отдаю ей свою футболку.
Террористы эмоционально взрываются, начинают на меня орать на смеси русского, арабского и чеченского. Из всего этого я понимаю, что нарушил дресс-код по Корану, согласно которому мужчина не должен оголять торс в присутствии посторонних женщин. На меня насильно надевают куртку одного из террористов. На мои возражения, мол, дайте куртку девушке, а я надену свою футболку, не реагируют… Уже после окончания событий я понимаю, что эта куртка мне едва не стоила жизни при освобождении: все мужчины в масках приехали в одинаковых черных куртках, именно эту куртку на меня и надели, чем создали видимость для внешних наблюдателей, что я один из террористов.
Она ведет себя абсолютно невменяемо, ругается на собравшихся зрителей и террористов, через слово проскальзывает мат… Девушку весьма грубо выталкивают через переднюю правую дверь в фойе, через минуту слышны выстрелы. Один из террористов возвращается в зал и сообщает о том, что ее расстреляли и так будет с каждым, кто не будет подчиняться их требованиям. У меня по-прежнему убежденность в ирреальности всего происходящего: если хотели бы расстрелять, то расстреляли бы у нас на глазах я не знал, что с передних рядов сцену расстрела было видно. Эпизод 7 Террористы самые задние ряды начали освобождать для своего отдыха.
Я смог перебраться к Маринке. Одновременно с этим началось минирование зала. У меня в голове только и крутилось: «Вот сволочи телевизионщики, устроили тут «За стеклом», а ведь кому-то завтра на работу. Что они себе позволяют?
Мне завтра на таможне груз получать! Чем выделялся? Тем, что он ходил без маски и без оружия. Он играл роль «хорошего полицейского» и, подсаживаясь в разных углах зрительного зала, стравливал давление.
Он говорил с людьми. Говорил, что они лично нам плохого не желают. Как только наше правительство примет решение о выводе войск из Чечни, они нас всех отпустят… Звали этого «добряка» Ясиром. Он был не чеченцем.
Он был арабом, отучившимся на медика в Ростове если я правильно помню. Как я понял, его задачей было успокаивать людей и не допустить ни в коем случае спонтанной паники, которая бы вывела толпу заложников из тупой покорности горстке террористов. Так вот. Поскольку мы сидели фактически у зоны отдыха террористов, то Ясир подходил к нам чаще, чем к другим.
В один из своих подходов он начал нам рассказывать, что все хорошо закончится, что они нас отпустят и тому подобное… На это я ему ответил притчей-анекдотом: «Посреди моря-океана терпит бедствие большой пассажирский лайнер. Все пассажиры и команда мечутся, лодки загадочным образом не пригодны для спасения. Все в панике, и только один пассажир в своей дорогой и роскошной каюте молится Богу и обращается к Нему со словами: «Боже, я великий грешник! Я погубил своего отца, предал мать, отравил брата, моих грехов по отношению к посторонним людям я не смогу перечислить и за сотни лет… Боже!
Зачем ты губишь весь корабль, когда в твоих силах просто обломить потолочную балку, чтобы она убила меня! Зачем ты губишь еще 2000 человек? Неужто тебе не проще убить только меня…» Так этот грешник молился до последней минуты жизни корабля. За мгновение до того, как послать корабль на дно, Бог снизошел до ответа: «Я вас, сволочей, по всему земному шару на этот корабль 5 лет сводил!
План с применением нервно-паралитического газа как выход из ситуации стали рассматривать почти сразу. С террористами в переговоры вступили только в первом часу ночи. Главное требование, которое они выдвинули, — прекращение боевых действий в Чечне и вывод из неё российских войск. Сами террористы требовали, чтобы в переговорах принимали участие конкретные журналисты и политики, среди которых называли Бориса Немцова, Григория Явлинского, Ирину Хакамаду и Анну Политковскую. В результате переговоров отпустили 20 человек, среди которых были дети и иностранцы-мусульмане. Террористы обещали отпустить американцев, которые оказались в зале, но так этого и не сделали. Несмотря на оцепление, в театр смогли проникнуть три человека. Как они это сделали, неизвестно. Среди них оказалась совершенно отчаянная девушка Ольга Романова. Ольга жила в соседнем здании, в детстве ходила в кружки — театральный центр раньше был Домом культуры, она знала его как свои пять пальцев.
Она сумела миновать всех: и ОМОН, и террористов, подошла к Бараеву и потребовала от него освобождения заложников. Разговор шёл на повышенных тонах, в конце концов кто-то назвал Ольгу провокатором, её вытолкали в боковую дверь и убили очередью из автомата. Вторым был 35-летний военный юрист Константин Васильев, который пришёл в театральный центр 25 октября — он хотел обменять себя на детей. Но его застрелили как "лазутчика". Лазутчиком назвали и автокрановщика Геннадия Влаха, который 25 октября пробрался в зал за сыном. Сына в зале не оказалось, а мужчину убили. Открывшие по нему огонь террористы попали в двух других заложников, один из которых оказался убит, а второй — ранен. Все эти дни заложников держали почти без воды, без еды и в крайнем напряжении. План террористов не предусматривал того, что огромную толпу людей нужно будет кормить, поить и водить в туалет.
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
Ровно 20 лет назад, 23 октября 2002 года, произошел захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где показывали мюзикл «Норд-Ост». Сколько было террористов и сколько погибло заложников? В результате штурма были убиты 40 боевиков — по официальным данным, именно столько террористов захватило Театральный центр на Дубровке. Список погибших на Дубровке в Норд Осте. После теракта в «Крокус Сити Холле» я вдруг впервые за 22 года после «Норд-Оста» подумала: когда я сидела в зале на Дубровке, больше всего на свете боялась взрыва — нас обложили взрывчаткой. Сколько человек погибло в терактах в России: Норд-Ост, Беслан, Крокус-сити. В 2014 году на улице Мельникова в Москве завершилось строительство храма в честь святых Кирилла и Мефодия в память о погибших в результате теракта на Дубровке.
Трагедии «Норд-Ост» 20 лет. Она никогда не повторится — и вот почему
Потом Бараев (Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке. Норд-Ост (теракт) — Террористический акт на Дубровке («Норд-Ост») Памятник жертвам теракта. Скульптор — Александр Михайлович Белашов. Место атаки Москва, Россия Цель атаки Театральный центр на Дубровке Дата 23 — 26 октября 2002 Способ атаки захват. «Норд-Ост»: 21 год со дня теракта – Москва 24.
Освобождение «Норд-Оста» и ликвидация Мовсара Бараева
Чеченские террористы во главе с Мовсаром Бараевым захватили Театральный центр на Дубровке 23 октября 2002 года, заложниками боевиков стали 916 человек — зрители мюзикла «Норд-Ост», артисты и работники центра, в том числе около ста детей. Создание сайта студия: Погибшие. Официальный список погибших во время теракта на Дубровке. Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек.
Сколько жизней на самом деле унес \"Норд-Ост\"?
Знаете, одно время я не могла даже представить, что отправлюсь в театр или на концерт. Это была красная линия, через которую сложно переступить. Только задумываясь об этом, впадала в ступор. Со временем преодолела страх и вернула себе эту любимую часть жизни: я получаю эмоциональную подзарядку от концертов классической музыки, джаза, от спектаклей, кино. Но при этом очертила для себя условия, в которых я буду чувствовать себя хотя бы в относительной безопасности. Мне, например, спокойнее, когда я покупаю крайние места в ряду, они обеспечат мне в случае ЧП свободу передвижения. Всегда смотрю, где находятся входы-выходы, по возможности проверяю, открыты ли они. И не хожу в крупные центры: для меня мероприятие на 6 тысяч человек — это ужас ужасный. Я не специалист, но, кажется, физически невозможно обеспечить безопасность такому числу зрителей.
Даже спровоцированная чем-то или кем-то паника — без теракта или пожара — сможет стать фатальной. RU Однако стоп-словом для меня осталась Москва. Да, я научилась снова путешествовать. После теракта была в Петербурге, в Смоленске, на Украине, в Белоруссии. В Москву съездила всего один раз, через три года после «Норд-Оста», зашла в зал снова, закрыла какие-то эмоциональные вопросы и восстановила то, что не помнила. Но больше туда не ездила, пока не могу и не хочу. И сейчас 22 года прошло, а для меня даже воспоминания о пребывании в этом городе — огромный стресс. Что твоя жизнь, жизнь твоих близких — я имею в виду заложников и родственников погибших с 23 по 26 октября 2002 года — изменилась.
С 27 октября она стала другой. А когда вернулась в Калининград, город жил своей обычной жизнью. С днями рождения, свадьбами, влюбленностями, по телевизору показывали «Фабрику звезд» или что-то в этом роде. Ты-то будто бы жил все эти дни в другом мире и в другом времени, а вся страна — как прежде. Этот вот диссонанс резал прям по живому. И сейчас я понимаю пострадавших в Красногорске и их близких, они переживают страшнейшую беду. У них жизнь пополам. Кто-то даже считает, что она закончилась.
А мир живет дальше.
Вместе с ними вошла съемочная группа российской телекомпании НТВ и британского журналиста Марка Франкетти. Позже в тот же день в здание смог войти глава отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонид Рошаль. Он передал заложникам медицинские препараты и оказал им первую помощь. С 23 по 25 октября благодаря усилиям переговорщиков или успешным побегам смогли освободиться около 60 пленников террористов. Остальные заложники все это время находились без воды и пищи. В этой ситуации президент России Владимир Путин принял решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников. Рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали первые выстрелы. Начался штурм, который продлился 40 минут: в его ходе спецслужбы применили специальный газ. При этом лишь пятерых из них боевики застрелили еще до начала штурма.
Остальные 125 человек погибли непосредственно в ходе спецоперации или скончались позже в больницах. Причинами их смерти стали кислородное голодание, обезвоживание, а также дыхательные расстройства, вызванные «воздействием неидентифицированного газообразного химического вещества». При этом, как установило следствие, газ не был непосредственной причиной гибели заложников. Среди жертв теракта были и десять детей, в том числе двое 13-летних артистов — Кристина Курбатова и Арсений Куриленко. Они играли главных героев мюзикла «Норд-Ост» в детстве.
Именно деятелей такого рода кто-то рекомендовал террористам приглашать для переговоров — быть может, чтобы создать им авторитет? Розовский даже упрекнул русских патриотов, что они в эти дни "отсиживались", а заложников старались спасти одни евреи: Кобзон, Явлинский, Немцов с Хакамадой, Политковская, А. Пугачева, Рошаль и др. Все эти деятели активно поддерживают сближение РФ с Израилем и США; для них это непременное условие сохранения и укрепления своего влияния в России. Демократические СМИ тогда обошли молчанием и такие странные особенности теракта: почему не взорвалась взрывчатка у террористов-смертников во время получасового штурма зала и перестрелки с ними ведь не все они были моментально усыплены газом. Похоже, либо взрывпакеты не были настоящими, либо смертники. И почему из 50 террористов никто не был оставлен в живых для получения сведений об организаторах операции и сообщниках? Расстреляли даже спящих!
Это был пятый теракт в России за год и третий в Москве. Взрывчатка и на этот раз была начинена поражающими элементами — гвоздями, шурупами и прочим металлом. Тогда погибли 6 человек и 14 пострадали. Ответственность за теракт взял боевик Шамиль Басаев. На следующий год прогремел взрыв на улице у метро Рижская. Взрыв оказался очень сильным: 10 человек погибли, 57 пострадали. Летом 2006 года на территории Черкизовского рынка с разнице в 55 секунда прозвучало 2 взрыва. Уникальный случай: 2 из 3 исполнителей теракта были задержаны сразу же после взрыва сотрудниками рынка и охраной. Третьего задержали через 2 дня. Вскоре были задержаны и другие участники военно-патриотического клуба «Система подготовки армейского спецназа» ВПК «СПАС» , которые организовывали теракты на почве национальной неприязни. Теракты на транспорте Москвы Высокая плотность людей и недостаточные меры безопасности позволили террористам в 2000-х годах провести несколько терактов в столичном метро. Взрыв был такой силы, что соседний вагон сжало ударной волной. Теракт в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» стал самым смертоносным — от одного взрыва погибли 42 человека Фото: fishki. Спустя 40 минут прогремел второй взрыв в вагоне поезда, прибывшего на станцию «Парк культуры». Первое взрывное устройство было мощностью до 4 кг тротила, втрое до 2 кг тротила.
20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»
Дубровка — совсем другая история. Этот теракт готовили почти год. Почему «Норд-Ост»? Это был самый модный и разрекламированный шоу-проект того времени. Премьера состоялась за год до трагедии — в октябре 2001-го. В качестве предполагаемого места захвата боевики, согласно результатам расследования, рассматривали и Московский дворец молодежи, и Государственный театр эстрады. Выбрали Дубровку — там самый большой зрительный зал и почти не было охраны.
Это были времена без обязательных рамок-металлоискателей на входе и досмотра личных вещей. Боевиков в Москву, как обнародовали правоохранители позднее, доставляли небольшими группами и селили в съемных квартирах. Взрывчатку и оружие перевозили в багажниках легковушек. К середине октября 2002 года все для нападения на Театральный центр на Дубровке было готово. Я подумала еще: идет такой патриотический спектакль, что они здесь делают? Чеченки буквально испепеляли взглядами.
Особенно я запомнила одну из женщин: она смотрела в упор, у нее были абсолютно черные зрачки», — вспоминает в беседе с корреспондентом интернет-издания «Подмосковье сегодня» одна из бывших заложниц Виктория Кругликова. Второе отделение мюзикла началось с танца летчиков. Артисты отбивали чечетку, когда на сцену из зала вдруг запрыгнул человек в камуфляже и в маске. Сделал несколько предупредительных выстрелов вверх. Зрители были уверены, что так и надо. Спектакль-то про военных.
Но они ошибались... Террористы перекрыли все входы и выходы в зрительный зал. Смертницы показали черные пояса со взрывчаткой на талиях.
В зале были женщины-шахидки: они сели в шахматном порядке. В партере находилась мощнейшая бомба. Не бойся. Не думай, что тебе от нее достанется больше, чем кому-нибудь другому. Этой штуки хватит на три таких здания», — рассказывает Светлана Губарева. Сколько людей погибло во время теракта? Контакт с террористами ночью 24 октября устанавливали политики с общественными деятелями. Общими усилиями они вывели из центра 3 ребенка с женщиной и иностранца. А потом одна уткнулась в меня: «Там мама»», — рассказывает Иосиф Кобзон. Ему удалось уговорить боевиков отпустить мать девочки. Опухшая, бледная, глаза красные, — она бросилась к Абу-Бакару одному из боевиков : «Немедленно отпустите женщину, которая рядом со мной сидела, она беременная». Пыталась помочь заложникам одна смелая молодая женщина — Ольга Романова. Однако она слишком резко разговаривала с террористами и те ее безжалостно расстреляли. Штурмовать Театральный центр начали 26 октября в 06:00. Спецназ проник в техпомещения, установил видеоаппаратуру и получил доступ к вентиляции.
Он вывел толпу на улицу через служебный выход и плотную завесу дыма. У нас была группа в районе 20 человек", — благодарит Роман Щеглов. Дмитрий, таксист, вывез на своей машине двух раненых женщин. Он тоже пришел на концерт с женой. Но не успел подняться в зал. Эксклюзив Развернуть 24 марта 2024, 12:00 "Они начали по курилке гасить с улицы сразу, я был внутри, когда видел — пули пролетают, люди падают. Я чуть руль не сломал, пока до больницы доехал", — рассказывает Дмитрий. Концертный зал "Крокус Сити Холл" расположен в самом восточном павильоне — "Экспо 3", площадь которого более 38 тысяч квадратных метров. Сцена и зрительная площадка — на первом и втором этажах. Над ними — парковка на крыше — часть людей спрятались там.
Но Бог услышал: у нее появились на свет сын и дочь. Одной девочке было 12 лет, другой — 13. Когда собирались на мюзикл, вдруг отключили горячую воду — мне пришлось смывать мыло холодной водой. Потом потух свет. Что-то в тот вечер нас задерживало дома… Но мы собрались и пошли. Билеты нам достались в первом ряду. Спектакль был красочный, нам все нравилось, в антракте я сводил девчонок в буфет… А во втором отделении на сцену вышел человек в балаклаве, объявил, что мы — заложники. Все выходы были блокированы боевиками, по рядам пошли женщины-шахидки… Во главе боевиков стоял Мовсар Бараев, на вид ему было не больше 25 лет. Он заявил: «Освободим вас, когда будут прекращены боевые действия в Ичкерии и начнутся переговоры с Масхадовым». В ходе спецоперации было уничтожено 36 террористов, среди которых были и женщины-смертницы. Фото: reyndar. Я работал начальником типографии на заводе автотракторного электрооборудования. На пропуске у меня было написано: «АТЭ-1». Боевик долго рассматривал удостоверение, предполагая, что это может быть некий военный объект. Я пытался поговорить с Бараевым, рассказывал, что, будучи в армии, служил в полку Джохара Дудаева в дальней авиации. Попросил: «Отпусти моих девчонок». Он сказал, что у них 13-летние уже не считаются детьми и нередко уже воюют. Мою дочь террористы сразу невзлюбили. Ира пришла на мюзикл в бархатном костюме, который был отделан перьями. Ее даже в туалет не пускали. Помогла нам одна из женщин—шахидок, которая назвалась Светой. Всех потрясло убийство Ольги Романовой. Девушка добровольно пришла в Дом культуры, чтобы переломить ситуацию. Наступая на боевиков, она кричала: «Что вы за балаган здесь устроили?! Освободите людей, выведите их из зала! Мы это уже проходили в Буденновске» — и распорядился ее расстрелять. На второй день боевики принесли еду из буфета. Стали кидать в зал шоколадки и пакетики с соком. Мы съели один бутерброд на троих. Вскоре появился доктор Рошаль, он стал оказывать заложникам медицинскую помощь: кому-то мерил давление, делал уколы, раздавал лекарства… Доктор Рошаль принес в захваченный центр 3 коробки с медикаментами, оказывал заложникам медицинскую помощь, вывел из захваченного Дома культуры 8 детей в возрасте от 8 до 12 лет. Я подумал, что это отвлекающий маневр: у меня было предчувствие, что скоро начнется штурм. Задняя часть сцены была освещена, и в шестом часу утра я увидел, что сверху из вентиляции пошел белый завиток, похожий на дым. Двое боевиков на сцене стали стрелять из двух автоматов в вентиляцию… А я, предвидя, что в зал могут пустить газ, припрятал маленькую бутылочку с минеральной водой. Растолкав спящих девчонок, намочил носовые платки. Сам тоже стал дышать через мокрую ткань. Потом взорвалась светошумовая граната, и я отключился. Пришел в себя в институте Склифософского в три часа дня. В носу — трубка, в руках — капельницы… Назвал свою фамилию и снова отключился. Потом выяснил, что меня в числе 23 человек привезли в Склиф на автобусе. Когда уже откачали, перевезли в бокс, ночевал там с 74-летним бомжем. Помню, он всю ночь матерился и бегал голым по реанимации… На следующий день меня накормили морковным супчиком и перевезли на кровати в общую палату. Там лежали еще 6 человек. Запомнил дирижера Максима Губкина и трубача Володю Костянова. Вечером все уже ходили. Врачи удивлялись: «У нас никогда не было, чтобы вся реанимация гуляла! Даже в час ночи приносили по нашей просьбе кефир. Люди погибли, потому что была плохо подготовлена эвакуация. Рядом с театральным центром стояли грузовики с песком: все готовились к взрыву, «скорые» не могли близко подъехать… В госпиталь ветеранов, который располагался через дорогу от Дома культуры, привезли всего 58 человек. В Склифе оказалось 23 заложника, а в 13-ю больницу попало 367 человек. К часу ночи нашлась Ксюшка, которая попала как раз в 13-ю больницу. А потом сообщили и о дочке, которая оказалась в госпитале ветеранов. К ним после штурма пришли бойцы «Альфы», принесли торт и шампанское. А заложники начали кричать: подумали, что их снова захватывают. Когда вышел после больничного на работу, я 300 метров по коридору шел, наверное, чуть ли не час.
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события
Террористический акт на Дубровке (Норд-Ост) — теракт в Москве, в ходе которого террористы захватили и удерживали в заложниках зрителей мюзикла «Норд-Ост», находившихся в ДК ГПЗ. «Норд-Ост»: 21 год со дня теракта – Москва 24. 23 октября 2002 года в 21:15 во время 2 акта мюзикла «Норд-Ост» в Театральном центре на Дубровке в зал ворвались боевики. Такое количество зрителей погибло от отравления газом? - Нет, сто процентов не от отравления. 23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост". В 2017 году редакция Psychologies поговорил с близкими погибших в теракте на Дубровке.
Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
Тем не менее, в результате теракта на Дубровке погибли по разным оценкам от 130 до 174 человек, причем 119 из них — в больницах после освобождения, от воздействия пущенного в помещение газа, состав которого до сих пор неизвестен. У Сергея во время теракта погиб сын. Потом Бараев (Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке. По данным общественной организации «Норд-Ост», с 1995 по 2006 год в России произошло 55 терактов, погибли 1802 человека, пострадали более 20 000 граждан России. Потом Бараев (Мовсан Бараев — чеченский террорист, руководил терактом на Дубровке. Трунов заявил о возобновлении дела "Норд-Оста" Расследование теракта в концертном зале на Дубровке возобновлено, заявил адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы пострадавших.