Помещика не заинтересовала цель приобретения приезжим гостем душ, наоборот, возможность продавать и зарабатывать на бесполезных бумагах радовала его, поэтому отношение Плюшкина к предложению Чичикова было положительным. Плюшкин, владея тысячью душ, погребами и амбарами, полными всевозможной снедью, пытается угостить Чичикова засохшим заплесневелым куличом, оставшимся от приезда дочери, напоить подозрительной жидкостью, которая когда-то была настойкой. Реакция Плюшкина на предложение Чичикова.
Первое приобретение
- Отношение к просьбе Чичикова
- Визит Чичикова к Плюшкину в поэме "Мертвые души"
- Знакомство с помещиком
- Реакция Манилова и Коробочки на предложение Чичикова
- Подробный пересказ
- Сочинение визит чичикова к плюшкину - Помощь в подготовке к экзаменам и поступлению
Сцена торга Чичикова с Плюшкиным (отрывок из "Мёртвых душ")
Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Плюшкин Плюшкин Отношение к предложению Чичикова На визите Павла Ивановича Чичикова к Плюшкину В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. Отношение Плюшкина к предложению Чичикова. Отношение к просьбе Чичикова. Манилов. Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар.
Реакция плюшкина на предложение чичикова. Сочинение «Визит Чичикова к Плюшкину
Здесь были 2 сельские церкви, они стояли рядом: опустевшая деревянная и каменная, вся испятнанная и истрескавшаяся. Господский дом очень длинный, местами в один этаж, местами в два. Окна дома, кроме двух, были забиты досками или закрыты ставнями. За домом находился большой заросший старый сад, только он и оживлял и освежал деревню Плюшкина. Во дворе помещичьего дома стояло множество амбаров, погребов и других строений, все они были ветхими. Пройдя в господский дом, Чичиков был поражён интерьером тёмной комнаты: она вся была заполнена пыльной мебелью. На бюро лежало множество всякой всячины: ручка кресла, засохший лимон, кусочек сургучика и тому подобный мусор. В углу была покрытая пылью «куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».
Характер Плюшкин — пример того, как скопидомство и скупость разрушают личность человека, его кругозор сужается, но увеличивается подозрительность и мелочное крохоборство. Жизненная цель такого человека — копить всё, что попадается на глаза. Образ жизни Плюшкина — это постоянные поиски всяких мелких негодных предметов на улице и складывание их в комнате. Такие занятия занимали всё его время, а на главные части хозяйства он не обращал внимания. Поэтому работа его крепостных крестьян идёт насмарку: зерно гниёт, припасы продуктов портятся. А в это время крестьяне голодают, да и сам помещик недоедает. Плюшкина ничего не интересует, кроме собирания ненужных вещей и их охране — ведь он всех подозревает в воровстве.
Непомерная жадность вытеснила в помещике все человеческие чувства, и он безразлично относится к тому, что его крестьяне умирают от голода или сбегают. Биография Главу шестую, в которой рассказывается о Плюшкине, Гоголь считал одной из самых трудных. Чтобы показать причину того, как мог этот герой опуститься так низко, автор сообщает его биографию, «историю его болезни», имя которой — скупость. Оказывается, Плюшкин раньше был опытным, трудолюбивым, предприимчивым, умным человеком. Соседи иногда заезжали к нему побеседовать, поучиться «хозяйству и мудрой скупости».
Образ Плюшкина завершает портретную галерею помещиков, каждый из которых духовно ничтожней предшествующего. Плюшкин замыкает цепь. Он - страшный образец нравственного и физического вырождения.
Эпизод играет большую роль в раскрытии идеи поэмы. Автор показывает, что «мертвые души», такие, как Плюшкин, Чичиков и другие губят Россию. В поэме « Мертвые души » Н. Гоголь изобразил галерею русских помещиков. Каждый из них воплощает в себе негативные нравственные качества. Причем новый герой оказывается страшнее предыдущего, и мы становимся свидетелями того, до какой крайности может дойти оскудение человеческой души. Замыкает ряд образ Плюшкина. В поэме «Мертвые души», по меткому определению автора, он выступает «прорехой на человечестве».
Первое впечатление «Заплатанной» - такое определение дает барину один из мужиков, у которого Чичиков спросил дорогу к Плюшкину. И оно вполне оправдывается, стоит только взглянуть на этого представителя поместного дворянства. Познакомимся с ним поближе. Проехав через большое село, поражавшее убогостью и нищетой, Чичиков оказался у господского дома. Этот мало походил на место, в котором живут люди. Таким же запущенным был сад, хотя количество и характер построек указывали, что некогда здесь было крепкое, процветавшее хозяйство. С такого описания господской усадьбы начинается в поэме «Мертвые души» характеристика Плюшкина. Знакомство с помещиком Въехав во двор, Чичиков заметил, как кто-то: не то мужик, не то баба - ругается с возницей.
Герой решил, что это ключница, и поинтересовался, дома ли хозяин. Удивившись появлению здесь чужого человека, это «некое существо» проводило гостя в дом. Оказавшись в светлой комнате, Чичиков поразился царившему в ней беспорядку. Создавалось впечатление, что сюда снесли и мусор со всей округи. Плюшкин действительно собирал на улице все, что попадалось под руку: и забытое мужиком ведро, и осколки разбитого черепка, и никому не нужное перышко. Приглядевшись к ключнице, герой обнаружил в ней мужчину и был совершенно ошеломлен, узнав, что это и есть хозяин. После к образу помещика переходит автор произведения «Мертвые души». Портрет Плюшкина Гоголь рисует так: был одет в заношенный изорванный и грязный халат, который украшало какое-то тряпье на шее.
Глаза постоянно были в движении, словно высматривали что-то. Это свидетельствовало о подозрительности и постоянной настороженности героя. В общем, если бы Чичиков не знал, что перед ним стоит один из самых богатых помещиков губернии, он принял бы его за нищего. На самом деле первое чувство, которое вызывает этот человек у читателя, - жалость, граничащая с презрением. История жизни Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» отличается от других тем, что это единственный помещик с биографией. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла.
Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. В его амбарах гнил хлеб, а родным внукам со временем он простил дочь и принял ее у себя он пожалел даже обычного подарка. Таким изображает этого героя в поэме «Мертвые души» Гоголь. Образ Плюшкина дополняет сцена торга. Удачная сделка Когда Чичиков начал разговор, Плюшкин подосадовал, как затруднительно нынче принимать гостей: сам уж пообедал, а печь топить накладно. Однако гость сразу приступил к делу и разузнал, что у помещика наберется сто двадцать душ неучтенных.
Он предложил их продать и сообщил, что все издержки берет на себя. Услышав, что можно получить выгоду от уже не существующих крестьян, начавший было торговаться Плюшкин не стал вникать в подробности и спрашивать, насколько это законно. Получив деньги, он бережно отнес их в бюро и, довольный удачной сделкой, даже решил угостить Чичикова сухарем, оставшимся от привезенного дочерью кулича, и рюмочкой ликера. Довершает образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» сообщение о том, что хозяин хотел было подарить порадовавшему его гостю золотые часы. Однако тут же передумал и решил вписать их в дарственную, чтобы Чичиков после смерти вспоминал его добрым словом. Выводы Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» был для Гоголя очень значимым. В его планах было оставить в третьем томе из всех помещиков одного его, но уже нравственно возрожденного. На то, что это возможно, указывают несколько деталей.
Во-первых, живые глаза героя: вспомним, что их часто называют зеркалом души. Во-вторых, Плюшкин единственный из всех помещиков, кто подумал о благодарности. Остальные тоже брали деньги за умерших крестьян, но считали это чем-то само собой разумеющимся. Важным оказывается и тот факт, что при упоминании о старом товарище по лицу помещика вдруг пробежал лучик. Отсюда вывод: сложись жизнь героя по-другому, он остался бы бережливым хозяином, неплохим другом и семьянином. Однако смерть жены, поступки детей постепенно превратили героя в ту «прореху человечества», какой он предстал в 6-й главе книги «Мертвые души». Характеристика Плюшкина - это напоминание читателям о том, к каким последствиям могут привести человека жизненные ошибки. Плюшкин всем своим видом и недружелюбной встречей до такой степени озадачил Чичикова, что он сразу не мог придумать, с чего начать разговор.
С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души хозяина , …почёл долгом принести лично дань уважения». Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком. Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным это и конкретнее, и ближе к делу и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями, …почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение». Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ». И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. Чичиков торопится узнать число и не может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда: поток вопросительных предложений : «Сколько числом..
Характер Главная черта характера этого богатого помещика — невероятная скупость. Автор пишет, что «подобное явление редко попадается на Руси», Плюшкин — не типичный герой, а своего рода исключительность, «какая-то прореха на человечестве». Хозяйство Плюшкина разваливается, так как он не заботится о нём, не заботится и о крестьянах, которые от нищеты и голода умирают или сбегают. Плюшкин весь ушёл в скопидомство, в мелочное крохоборство. Он морит голодом своих дворовых и сам недоедает, всех подозревает в воровстве. Плюшкин — раб вещей, скупость изуродовала его личность, его ничего не интересует кроме сбора различных вещей и продуктов. Кладовые у него забиты овощами, сушёной рыбой, холстами и т. На рабочем дворе скопилось столько дерева и посуды, сколько невозможно было употребить за всю жизнь даже на два таких имения, как у Плюшкина.
Биография Автор сообщает своеобразную «историю болезни этого помещика». Имя этой «болезни» — скупость. Гоголь рассказывает, как появилась у Плюшкина разрушительная страсть скопидомства. Когда-то этот человек был экономным, бережливым, трудолюбивым хозяином, была у него хорошая семья: приветливая, хлебосольная жена, две дочки и сынишка. После смерти жены его несколько скупой характер обострился от одиночества. Ему пришлось самому заниматься мелкими хозяйственными заботами. Когда разъехались сын и старшая дочь, а младшая умерла, скупость взяла над помещиком полную власть. Эта всепоглощающая страсть стала причиной того, что Плюшкин перестал общаться с людьми, разорвал родственные отношения, детей своих он стал считать расхитителями имущества.
Полное одиночество развило ужасную скупость, жажду стяжательства. Плюшкин утратил способность отличать полезное от несущественного, важного от мелочей. Он перестал обращать внимание на главные части хозяйства, заботясь о сохранении всякой мелочи бумажек, пёрышек и т. Он подбирал на улицах деревни негодные вещи и складывал в угол своей комнаты. Покупщики перестали покупать у него зерно, сено, сукно, холсты, так как он был очень неуступчив в торгах.
Он предложил Чичикову сыграть на «мертвые души», и если тот выигрывает, то забирает их бесплатно. В результате у них чуть не завязалась драка, и Чичикову ели удалось спастись. Ноздрев — единственный помещик в произведении, у которого Чичиков не смог купить крепостных.
Собакевич — грубый и неотесанный богатырь, который своей внешностью похож на медведя. Однако он оказался не так глуп, как того хотелось бы Чичикову. Какова же реакция Собакевича на предложение Чичикова? Едва Чичиков заикнулся о желании помочь помещику в избавлении от балласта в виде «мертвых душ», Собакевич с ходу начал торговаться, причем озвучил такую высокую цену, что пришел черед Чичикова удивляться. Сцену торгов двух дельцов Гоголь описывает с высшей степенью иронии, ведь Собакевич с целью похвалить свой «товар», заявляет, что его души намного качественнее, чем у других помещиков. Реакция Плюшкина на предложение Чичикова Плюшкин — последний из героев, с кем знакомится Чичиков. Этот скряга и скупердяй морит голодом своих крепостных, хотя в его закромах гниют никому не нужные продукты и вещи.
Отношение плюшкина к продаже мертвых душ цитаты. Плюшкин отношение к предложению чичикова
Каждый из них по-своему реагировал на необычное предложение главного героя о скупке мертвых душ. Так какая реакция на предложение Чичикова последовала со стороны главных персонажей поэмы? Реакция Манилова и Коробочки на предложение Чичикова Манилов — первый персонаж, с которым знакомится Чичиков в ходе своего путешествия. Этот человек постоянно строит множество неосуществимых планов, предается праздному безделью и даже не знает сколько у него крестьян умерло. Предложение Чичикова немало удивило его.
Он долго не мог понять, зачем этому приятному господину нужны «мертвые души». Когда же он понял, что это не шутка, то согласился отдать их бесплатно. Чтобы казаться умным в глазах собеседника, он единственный из помещиков уточняет, законна ли эта сделка. Она — настоящий предприниматель и делец.
Какова же реакция Коробочки на предложение Чичикова? Хоть она и была удивлена, но, как и положено хваткому и бойкому продавцу, не гнушающемуся продать что-угодно и кому-угодно, она готова и к продаже мертвых душ.
Искренне говоря, он и одному, и другому отдается с душой. Плюшкин на удивление обладает талантом замечать любые мелочи и даже самые ничтожные недоработки. Другими словами, он чрезмерно придирчив к людям. Свои замечания он не в силе высказывать спокойно — в основном он кричит и бранит своих слуг.
Плюшкин не способен сделать что-то доброе. Он черствый и жестокий человек. Ему безразлична судьба своих детей — со своим сыном он потерял связь, дочка же периодически пытается пойти на примирение, но старик пресекает эти попытки. Он считает, что они имеют корыстную цель — дочь с зятем хотят обогатиться за его счет. Таким образом, Плюшкин — ужаснейший помещик, который живет определенной цели. В целом он наделен негативными чертами характера.
Сам помещик не осознает истинных результатов своих поступков — он всерьез думает, что он заботливый помещик. На самом же деле, он тиран, губящий и разрушающий судьбы людей. С целью расположить к себе мрачного старика и получить для себя выгоду, Чичиков решает попробовать подействовать на него такой цветистой речью, в которой соединялись бы и почтение к хозяину, и обходительность самого Чичикова и его умение облечь свои мысли в приличную для культурного человека книжную форму. Первоначальный вариант намечен был Чичиковым такой: «Наслышась о добродетели и редких свойствах души хозяина ,... Вариант этот был мгновенно отвергнут, так как это было уже слишком. Нравственно-психологический характер своего «вступления» Чичиков заменяет хозяйственным это и конкретнее, и ближе к делу и говорит, что, «наслышась об экономии его и редком управлении имениями,...
Когда Плюшкин с первых же слов показывает раздражение и начинает жаловаться на свою бедность, Чичиков ловко поворачивает разговор к своей цели: «Мне, однако ж, сказывали, что у вас более тысячи душ». И следующую жёлчную реплику Плюшкина, где тот невольно коснулся горячки, которая выморила у него мужиков, т. Чичиков торопится узнать число и не может скрыть радости от предстоящей наживы. Отсюда: поток вопросительных предложений : «Сколько числом.. Целых сто двадцать? Однако скоро он спохватывается и решает соединить выражение соболезнования с практическим делом, излагая всё это почтительно, несколько даже книжно: «Для удовольствия вашего я готов и на убыток».
Итак, почему ж не дать бы мне... Один раз Чичиков даже буквально повторяет слова Плюшкина: «По две копеечки пристегну, извольте». Таким образом, наблюдения над речью Чичикова, как и других главных героев поэмы, убеждают в том огромном мастерстве, которым обладал Гоголь при обрисовке персонажей средствами их индивидуальной речевой характеристики. Языковая характеристика является блестящим средством раскрытия не только центральных героев , но и второстепенных персонажей поэмы. Гоголь в таком совершенстве владеет искусством языковой характеристики, что и второстепенные персонажи наделяются исключительно выразительной, меткой, только им присущей речью. В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме "Мертвые души".
Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении. Образ помещиков в поэме "Мертвые души" Н. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице. Помещик Отношение к просьбе о продаже мертвых душ Манилов Пошлый и пустой. Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице.
Слащава и приторна его речь. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него. Коробочка Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.
Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно 18 человек. Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве. Ноздрев Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, "разбитной малый". Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.
У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем. Собакевич Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды. Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя. Плюшкин Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином.
Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным. Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек всего 78 душ. Изображение помещиков Гоголем В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии дворянстве , его роли в жизни общества и его судьбе. Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей , является сатира.
В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя.
Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев. Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности. Композиционное построение поэмы Образы помещиков в поэме крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает "мертвые души". О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома пять из одиннадцати глав посвящена характеристике разных типов помещиков в России.
Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества. Знакомство с Маниловым Манилов - представляющий образ помещиков в поэме "Мертвые души". Таблица лишь кратко описывает его.
Он предложил Чичикову сыграть на «мертвые души», и если тот выигрывает, то забирает их бесплатно. В результате у них чуть не завязалась драка, и Чичикову ели удалось спастись. Ноздрев — единственный помещик в произведении, у которого Чичиков не смог купить крепостных. Собакевич — грубый и неотесанный богатырь, который своей внешностью похож на медведя. Однако он оказался не так глуп, как того хотелось бы Чичикову. Какова же реакция Собакевича на предложение Чичикова? Едва Чичиков заикнулся о желании помочь помещику в избавлении от балласта в виде «мертвых душ», Собакевич с ходу начал торговаться, причем озвучил такую высокую цену, что пришел черед Чичикова удивляться.
Сцену торгов двух дельцов Гоголь описывает с высшей степенью иронии, ведь Собакевич с целью похвалить свой «товар», заявляет, что его души намного качественнее, чем у других помещиков. Реакция Плюшкина на предложение Чичикова Плюшкин — последний из героев, с кем знакомится Чичиков. Этот скряга и скупердяй морит голодом своих крепостных, хотя в его закромах гниют никому не нужные продукты и вещи.
Гоголь неспроста указывает на сухарь из кулича. Кулич связан с Христовым Воскресеньем. Есть надежда на воскрешение омертвевшей души Плюшкина. Куличи долго не черствеют.
А здесь кулич так зачерствел, что превратился в сухарь и покрылся плесенью. Даже крошки с сухаря-кулича и те идут в дело. Еще интереснее становится, когда хозяин предлагает выпить ликерчику и рассказывает целую историю о жизни этого напитка в шкафу. Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор - то повынул, и теперь вот чистенькая; я вам налью рюмочку". Ну и как после такого рассказа можно пить и есть в этом доме! Чичиков, конечно же, побрезговал угощением. Но, а после того, как гость отъехал со двора помещика, Плюшкин приказал вернуть несъеденный сухарь обратно в кладовую наверное, будет хранить до следующего гостя.
Визит Чичикова к Плюшкину в поэме "Мертвые души"
О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.
Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова? Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме "Мертвые души" Коробочка и другие герои , ироничен. Долго не может уяснить "дубинноголовая", что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова.
После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать. Ноздрев В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой - человек, что называется, "на все руки". В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое.
Характерна для него также "широта натуры". По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - " исторический человек ", поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все "просаживает". Этот герой - несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер "лить пули".
Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть "нагадить ближнему". Гоголь в создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме "Мертвые души".
Краткое изображение следующих героев описано ниже. Собакевич Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, "помещик-кулак".
Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно.
Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она - "тоже Собакевич". Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью.
Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о заботится о собственных крестьянах.
Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности "негодяя" Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика. Плюшкин Плюшкину посвящена шестая глава.
На нем характеристики помещиков в поэме "Мертвые души" завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика.
При этом была заметна на всех строениях "особенная ветхость". Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика "прорехой на человечестве".
Сам внешний облик его характерен - это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование. Вывод Образ помещиков в поэме "Мертвые души" таблица представлена выше раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса.
Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов - разные формы одного явления - духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя "Мертвые души" доказывают это. В поэме «Мертвые души» Н. Гоголь изобразил галерею русских помещиков.
Каждый из них воплощает в себе негативные нравственные качества. Причем новый герой оказывается страшнее предыдущего, и мы становимся свидетелями того, до какой крайности может дойти оскудение человеческой души. Замыкает ряд образ Плюшкина. В поэме «Мертвые души», по меткому определению автора, он выступает «прорехой на человечестве».
Первое впечатление «Заплатанной» - такое определение дает барину один из мужиков, у которого Чичиков спросил дорогу к Плюшкину. И оно вполне оправдывается, стоит только взглянуть на этого представителя поместного дворянства. Познакомимся с ним поближе. Проехав через большое село, поражавшее убогостью и нищетой, Чичиков оказался у господского дома.
Этот мало походил на место, в котором живут люди. Таким же запущенным был сад, хотя количество и характер построек указывали, что некогда здесь было крепкое, процветавшее хозяйство. С такого описания господской усадьбы начинается в поэме «Мертвые души» характеристика Плюшкина. Знакомство с помещиком Въехав во двор, Чичиков заметил, как кто-то: не то мужик, не то баба - ругается с возницей.
Герой решил, что это ключница, и поинтересовался, дома ли хозяин. Удивившись появлению здесь чужого человека, это «некое существо» проводило гостя в дом. Оказавшись в светлой комнате, Чичиков поразился царившему в ней беспорядку. Создавалось впечатление, что сюда снесли и мусор со всей округи.
Плюшкин действительно собирал на улице все, что попадалось под руку: и забытое мужиком ведро, и осколки разбитого черепка, и никому не нужное перышко. Приглядевшись к ключнице, герой обнаружил в ней мужчину и был совершенно ошеломлен, узнав, что это и есть хозяин. После к образу помещика переходит автор произведения «Мертвые души». Портрет Плюшкина Гоголь рисует так: был одет в заношенный изорванный и грязный халат, который украшало какое-то тряпье на шее.
Глаза постоянно были в движении, словно высматривали что-то.
Фраза «у помещика пятьсот душ» означала, что на него работают пятьсот крестьян мужского пола: женщины в списке «душ» не учитывались. Помещик взимал с крепостных барщину, то есть продукты ручного труда например, молоко, мясо, шерсть и т. Вот только перепись населения проходила не каждый год, и за это время энное количество крестьян умирало. Но по спискам они всё ещё считались живыми, и за них также нужно было платить. Этим и решил воспользоваться ушлый Чичиков: он предлагал помещикам деньги за крестьян, которые были уже покойниками, чтобы освободить дворян от взносов. Однако делал он это не из добрых побуждений: купленных «крестьян» он собирался заложить, как в ломбард. Для этого не требовалось приводить их куда-либо: достаточно было показать бумагу, подтверждающую факт покупки. Вот наш герой и отправился в губернский город NN на «промысел». Почему же Чичиков не хотел зарабатывать деньги честным способом?
Во многом потому, что покойный отец дал ему наставление: Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку. Эти слова произвели большое впечатление на мальчика, и уже в школе он подлизывался к учителям, чтобы они ставили ему хорошие оценки. Затем он поступил на таможенную службу и сколотил капитал, помогая провозить контрабанду. Однако тайное стало явным, и Чичикова уволили, а весь «заработок» пошёл на то, чтобы откупиться от судей. Возможно, чичиковская схема на таможне бы не раскрылась, если бы не ссора с сообщником. Так главный герой лишний раз убедился, что отец был прав: от товарищей одни неприятности. А раз так, то новую преступную схему он должен реализовать в одиночку. Манилов Первый помещик, которого Чичиков удостаивает визитом, — это человек средних лет по фамилии Манилов. Как и Чичиков, он не представляет собой ничего особенного, однако это касается не столько внешности героя и его положения в обществе, а характера, привычек и устремлений.
Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: чорт знает, что такое! Помещик живёт с супругой и двумя сыновьями: Алкидом и Фемистоклюсом. Имена эти взяты из «мёртвого» древнегреческого языка и указывают на то, что человек, назвавший так детей, безнадёжно «застрял» в каком-то одном времени. Чем больше мы изучаем интерьер поместья Манилова, тем больше мы в этом убеждаемся. Так, в кабинете уже много лет лежит книга, заложенная на 14-й странице, а в мебельном гарнитуре, приобретённом сразу после свадьбы, недостаёт двух стульев. Так чем же занимается Манилов, если не уделяет внимания хозяйству? Может, он хороший семьянин? На первый взгляд кажется, что так, тем более что они с супругой «совершенно довольны друг другом». Однако и это общение пустое, поверхностное: муж и жена принимают гостей и иногда «напечатлевают друг другу поцелуй», но в основном бездельничают.
Свободное время Манилов проводит в мечтаниях, и когда приезжает Чичиков, он с радостью уступает ему мёртвые души задаром, а затем воображает, как славно было бы, если бы Павел Иванович поселился по соседству. Гоголь — мастер деталей Описывая обстановку в доме помещика, Гоголь уделяет особое внимание деталям, мелочам, которые характеризуют хозяина лучше всяких слов. Беспорядочно разбросанные вещи на трюмо, бумажки, отломанные ручки, засохшие перья — богатство, которое хозяин бережёт, собирает, трепетно группирует, перекладывает, но никогда не выбросит. Рюмка с остатками напитка, в которой плавали несколько дохлых мух, заботливо накрыта листочком, будто бы это сокровище может когда-либо понадобится для каких-то важных целей. Нелепость и тяжесть обстановке придавало то, что стены комнаты были густо увешаны несуразными картинами, изображающими совершенно несочетающиеся вещи: какое-то сражение Гоголь упоминает тонущих лошадей, солдат в треуголках и барабаны , натюрморт с арбузом, фруктами, цветами, мордой кабана и чем-то напоминающим охотничий трофей. Во всей обстановке читается отношение Плюшкина к себе, к жизни, к деньгам и к другим людям. Несколько точных чётких предложений характеризует помещика, как ограниченного, психически нецелостного, жадного, скупого и отвратительного человека. Она предлагает Чичикову купить у неё пеньки, ржаной муки или крупы, но главный герой отклоняет все эти предложения. Павел Иванович настаивает на том, что ему нужны «мёртвые души», и только. Дворянка пугается и думает, что Чичиков предлагает откапывать их из земли, но затем сразу же начинает торговаться.
Коробочка жутко боится продешевить, и вскоре читатель понимает, что всё её время занято мелкой торговлей и накоплением денег. Зачем они ей нужны — неясно: крепостные обеспечивают хозяйку всем необходимым, предметы роскоши старушку не интересуют, а оставлять наследство некому детей у неё не уродилось. Однако Коробочка настолько бережлива, что предусмотрела разные мешочки для монет разного номинала: В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепешек со всякими пряженцами или поизотрется само собою. Именно Коробочка впоследствии, сама того не желая, раскроет замысел Чичикова: она поедет в город и станет выведывать цену на мёртвые души, желая убедиться, что не продешевила. Также в обличении Павла Ивановича сыграет значительную роль следующий помещик. Ноздрёв Дворянин с забавной фамилией Ноздрёв — полная противоположность прилежного семьянина Манилова. Он — кутила и озорник, страстный охотник и карточный шулер. А ещё он, кажется, страдает синдромом Мюнхгаузена, то есть не отличает в собственном воображении правды от вымысла. Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.
И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти. Чичиков и не собирался ехать к Ноздрёву, но встретил его в трактире, и тот чуть не силой увёз Павла Ивановича к себе в поместье. Естественно, новый приятель вскоре устраивает безобразный скандал. Чичиков и у него пытается выторговать мёртвых душ, но тот не согласен продавать: он убеждает Павла Ивановича выиграть у него в шашки и начинает откровенно жульничать. Главный герой объявляет, что не согласен играть на таких условиях, и Ноздрёв называет того подлецом и бросается в драку. Чичикова спасает только то, что в тот же миг в дверь стучится капитан-исправник и объявляет, что Ноздрёв взят под суд «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде». Автору удалось нарисовать живые, яркие картины встречи Чичикова с самым отталкивающим помещиком, с «прорехой на человечестве». Плюшкина Чичиков Павел Иванович посетил последним после Собакевича. Затем герой-предприниматель отправился в город и у себя в трактире составил на всех купленных крестьян купчие крепости. Таким образом, в «дельце» Чичикова данный эпизод является кульминацией.
Герой достиг цели. Разоблачение последует потом. В галерее портретов «мертвых душ» образ Плюшкина тоже является кульминационным, потому что в нем сконцентрировано все отрицательное. В сцене купли-продажи выразительно раскрывается характер Плюшкина; главная черта героя — это скупость, доведенная до абсурда, перешедшая все границы. В первую очередь обращает на себя внимание реакция Плюшкина на предложение Чичикова. От радости помещик на какое-то мгновение лишается дара речи. Жадность так «пропитала» его мозг, что он боится упустить возможность обогатиться. Гоголь использует интересную метафору: « радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его, так же мгновенно и прошла…» Метафора «деревянное лицо» определяет сущность Плюшкина. У него в душе не осталось нормальных человеческих чувств. Плюшкин, как деревянный брусок, он никого не любит, нисколько не жалеет.
Он может только на миг испытать что-то, в данном случае радость от выгодной сделки. Вскоре к помещику возвращаются привычные для него страх и забота, потому что купчая крепость повлечет за собой какие-то расходы. Этого Плюшкин пережить не в состоянии. Автор подчеркивает несоответствие между словами героя и его собственным поведением. Из сцены купли-продажи «мертвых душ» можно узнать новые примеры его скупости. Так, у Плюшкина для всей дворни; и для малых, и для старых «были одни только сапоги, которые должны были находиться в сенях». Или другой пример. Чичикова хозяин хочет угостить ликерчиком, в котором раньше были «козявки и всякая дрянь», а ликер помещался в графинчике, который «был весь в пыли, как в фуфайке». Гротеск помогает вызвать к Плюшкину чувство брезгливости и осуждения. В сцене также показаны грубость и подозрительность Плюшкина.
Он ругает слуг. Например, к Прошке обращается: «Дурачина! Эхва, дурачина! Плюшкин всех подозревает в воровстве: «Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чем будет повесить». Плюшкин специально прибедняется, чтобы «вырвать» у Чичикова лишнюю копейку. Характерно в этой сцене то, что Плюшкин долго торгуется с Чичиковым. При этом руки его от алчности дрожат и трясутся, «как ртуть». Гоголь находит очень интересное сравнение. Мы ясно понимаем, что Плюшкин утратил человеческий облик. Автор в этой сцене создает еще одну яркую комическую ситуацию.
Когда мы читаем диалог между Маврой и Плюшкиным, то сразу замечаем несоответствие. Ведь барин обвиняет прислугу в воровстве клочка бумаги. И за эту малость он грозит Мавре Страшным судом! Когда ключница нашла бумагу, то Плюшкину ничего не остается, как обвинить Мавру в другом грехе, в излишней расточительности: «… ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит — да и нет, только убыток, а ты принеси-ка мне лучинку!
Попробуем оценить эффективность проекта, исходя из данных, приведенных в книге. Цена ревизской души — до 500 руб. Издержки Чичикова нельзя точно оценить — нет данных о структуре покупки.
У Коробочки он купил 18 душ всего за 15 руб. Манилов души подарил, но цифра не приведена, нет данных и по Собакевичу, известна лишь цена — 2,5 руб. Разумно считать, что у них куплено по 100 душ нет данных о различиях в смертности в двух поместьях — это дает 416 душ из текста известно, что всего душ было более 400. Тогда средняя цена — 70 коп. Блестящий результат, но высокая прибыль, как известно, связана с высоким риском. Чичиков совершает крупную ошибку — его маркетинг слишком агрессивен. Совершенно не нужно было пытаться покупать души у Ноздрева и Коробочки.
Ноздрев просто не надежен, а у Коробочки куплено всего 18 душ — 4. Самый сильный переговорщик — Собакевич, по-видимому, сразу понял бизнес-идею Чичикова, поскольку предложил стартовую цену в 100 руб.
На территории его селения раньше были две церквушки, но сейчас они находятся в запустении.
Дом Плюшкина находится в ужасном состоянии — вероятно, его не ремонтировали уже много лет. С улицы дом похож на нежилой — окна в усадьбе были заколочены, открывалось всего несколько. В некоторых местах появилась плесень, дерево обросло мхом.
Внутри дом выглядит не лучше — в доме всегда темно и холодно. Единственная комната, в которую проникает естественный свет — комната Плюшкина. Весь дом похож на свалку мусора — Плюшкин никогда ничего не выбрасывает.
Он думает, что эти вещи ему могут еще пригодиться. В кабинете Плюшкина тоже царит хаос и беспорядок. Здесь стоит сломанный стул, который уже невозможно починить, часы, которые не идут.
В углу комнаты находится свалка — что лежит в куче сложно разобрать. Из общей кучи выделяется подошва от старой обуви и сломанный черенок лопаты. Кажется, что в комнатах никогда не убиралось — повсюду была паутина и пыль.
На письменном столе Плюшкина также не было порядка — бумаги там лежали вперемешку с мусором. Отношение к крепостным Во владении Плюшкина находится большое число крепостных — около 1000 человек. Конечно, забота и корректировка работ такого количества людей требуют определенных сил и умений.
Однако говорить о положительных достижениях деятельности Плюшкина не приходится. Со своими крестьянами Плюшкин обходится необходительно и жестоко. Они мало чем внешне отличаются от своего хозяина — одежды их порваны, дома обветшали, а сами люди безмерно тощие и голодные.
Время от времени кто-то из крепостных Плюшкина решается на побег, ибо жизнь беглеца становится более привлекательной, чем крепостного Плюшкина. Крестьянские дома выглядят еще хуже усадьбы помещика. В деревне невозможно найти ни одного дома с целой крышей — дождь и снег свободно проникают в жилище.
Окон в домах тоже нет — дыры в окнах заделаны тряпками или старой одеждой. Плюшкин крайне неодобрительно отзывается о своих крепостных — в его глазах они лентяи и бездельники, но на самом деле это клевета — крепостные Плюшкина усердно и честно работают. Они сеют зерно, молят муку, сушат рыбу, изготавливают ткани, делают из дерева различные предметы обихода, в частности посуду.
По мнению Плюшкина, его крепостные самые вороватые и неумелые — они все делают как-нибудь, без усердия, к тому же, постоянно обворовывают своего хозяина. На самом деле все не так: Плюшкин настолько запугал своих крестьян, что они готовы умирать от холода и голода, но не возьмут ничего из складских помещений своего помещика. Таким образом, в образе Плюшкина воплотились качества жадного и скупого человека.
Плюшкин не способен испытывать привязанность к людям или хотя бы симпатию — он враждебно настроен ко всем абсолютно. Сам себя он считает хорошим хозяином, но на самом деле это самообман. Плюшкин не заботится о своих крепостных, он морит их голодом, незаслуженно обвиняет их в воровстве и лени.
Пожалуй, образ Плюшкина удался Гоголю настолько хорошо, что имя героя стало использоваться вне литературы для того, чтобы указать на болезненную скупость и жадность. Однако теперь старик остался один, а дом пришел в запустение.
Реакция помещиков на предложение Чичикова продать мертвые души
Предложение Чичикова принять на себя обязанность платить подати за 120 с лишком умерших крестьян Плюшкина изумило и обрадовало. Автор не выделяет отношение Манилова к предложению Чичикова как резко негативное или позитивное. Сначала Плюшкина охватывает радость, поскольку тот был жадным и скупым и его привлекал абсолютно любой способ обогащения деньгами, однако ответил отказом, так как к нему пришло осознание того, что придётся пойти на какие-либо расходы, чего он потерпеть не мог. Анализ эпизода, отражающего визит Чичикова к Плюшкину из "Мертвых душ", его идейно-художественный интерес. Отношение Плюшкина к предложению Чичикова.
Сцена торга Чичикова с Плюшкиным (отрывок из "Мёртвых душ")
Продав Чичикову мертвые души, Плюшкин размышляет, кто бы мог помочь ему оформить купчую в городе. Эпизод «Чичиков у Плюшкина» интересен в идейно-художественном отношении. Отношение Плюшкина к предложению Чичикова (реакция Плюшкина). Угощения и даже чая Чичиков от Плюшкина не дождался, зато скупец охотно продал ему не только мёртвые души, но и беглых крестьян, которых у него тоже хватало.