Новости рижский мирный договор 1921

Ниже представлены наиболее интересные, по моему мнению, статьи и приложения к Рижскому мирному договору 1921 года.

Рижский договор 1921 года

Содержание Глава первая. Советско-польские отношения в первые месяцы после подписания Рижского мира март—октябрь 1921 г. Усилия Советского правительства по быстрейшему установлению дипломатических отношений с Польшей 2. Начало реализации статьи IX Рижского договора по обмену военнопленными и репатриации беженцев. Работа смешанной пограничной комиссии 3.

Помощь польской военщины петлюровцам в подготовке нападения на Советскую Украину 4. Поддержка антисоветской деятельности организации Савинкова правящими кругами Польши 5. Обострение польско-советского конфликта в сентябре 1921 г. Протокол от 7 октября 6.

Однако сегодня очевидно, что не будь польской агрессии против ее восточных соседей, не состоялось бы и похода Красной армии в Польшу. Истощение воюющих сторон способствовало началу мирных переговоров. Активизировались усилия лидеров стран Антанты, прямо или опосредованно выступавших на стороне Польши в ходе всего конфликта. Ярким проявлением такой политики стала нота от 11 июля 1920 г. Чичерину о необходимости заключения перемирия между Советской Россией и Польшей, большевиками и Врангелем, и восстановления мира в Восточной Европе. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Обширный комплекс документов, представленный на выставке, позволяет взглянуть на события исторического прошлого непредвзято, отказаться от их политизации, оценивая их в контексте конкретной эпохи. Вниманию посетителей предлагается широкая база исторических документов из фондов Государственного архива РФ и других федеральных и ведомственных архивов России, государственных архивов Белоруссии. Ряд архивных документов дополняют музейные предметы, уникальные подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском языках , включая оригиналы легендарных «Окон РОСТА», образцы живописи и графики, личные вещи В.

Ленина, Ф.

Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны.

Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством.

Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора.

Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т.

Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше.

Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т.

Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п. Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т.

Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п.

Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п.

Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н.

Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность.

Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету.

Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII.

В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства.

Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н.

Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п.

Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п.

В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации.

Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п.

Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства.

Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора.

Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано.

Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи.

Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства.

С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство.

Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г.

Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т.

Кроме того, и те, кто получил такое право, отнюдь не обладали равными избирательными правами. Например, неравенство нормы представительства рабочих и крестьян при выборах в Советы определялись соотношением 5:1; - впервые в качестве столицы официально определён Минск. Специальный раздел Конституции был посвящен гербу, столице и флагу. Система высших органов власти по Конституции 1927 г.

Правительственным органом общего руководства признавался СНК, состоявший из народных комиссариатов. Предусматривались следующие типы наркоматов: - союзные по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов; на заседаниях СНК БССР присутствовали их уполномоченные ; - союзно-республиканские Высший Совет Народного Хозяйства, торговли, продовольствия, труда, финансов, рабочее-крестьянской инспекции ; - республиканские земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, Центральное статистическое управление, Государственное политическое управление. Право БССР в 30-е годы. Конституция БССР 1937г.

Она состояла из 122 статей, 11 разделов. В третьей Конституции впервые БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую — социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся факт победы социализма.

Высшим органом власти в республике провозглашали Верховный Совет, который избирал Президиум и создавал Правительство — Совет Народных Комиссаров. Работа Верховного Совета концентрировалась не на его сессиях, а предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду.

В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными. Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.

Конституцией был утвержден герб, флаг республики, то есть символы белорусской государственности, а также столица. Равноправие белорусского и русского языков. Многие положения Конституции только декларировались например, свобода слова, печати и т. На практике подавлялись любые проявления, которые не совпадали с курсом парии и правительства.

Законы СССР были обязательны на территории республики. Суверенитет республики был ограничен, т. В течение второй половины 1920-х гг. Частным лицам разрешалось открывать торговые и мелкие производственные предприятия.

Постепенно должны были расширяться имущественные права граждан, а также круг наследников по закону в результате включения в него усыновлённых и их нисходящих. Гражданское законодательство 1920-29гг. С 1 июля 1922г. С 1924г.

Кодекс состоял из общей и особенной частей всего 227 статей. За совершение контрреволюционных действий, бандитизм и других особо опасных преступлений предусматривалась высшая мера наказания — расстрел. Кодекс состоял из 2-х частей: общей и особенной. Все преступления делились на две категории: направленные против основ нового порядка; все остальные.

Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года

С ратификацией договора завершилась советско-польская война 1919—1921 [2]. Предыстория Основная статья: Восстановление независимости Польши в 1918 году Через несколько дней после свержения самодержавия в России , 14 марта 1917 года, Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов выпустил обращение «К польскому народу», провозгласив, что «Польша имеет право быть независимой в государственном и международном отношении». На следующий день Временное правительство утвердило Положение о Ликвидационной комиссии по делам царства Польского , которой поручалось провести «выявление местонахождения и состояния имуществ государственных и общественных учреждений царства Польского, определение условий хранения и заведования ими впредь до передачи их польскому государству» [3]. Комиссией руководил М. Любавский , в её состав входили также Н.

Из прежней принадлежности к России для латвийского народа и земли не возникает никаких обязательств в отношении к России. Статья III. Государственная граница между Россией и Латвией проходит: От Эстонской границы на створе деревень Бабина и Выморск, через Выморск, по реке Глубоца через Вашкова, далее по речке Опочна, р. Опочна и р. Вида до Дубинина, где кратчайшей прямой переходит на р. Кухва, далее по р.

Кухва и ее притоку р. Пелега до Умерниши, откуда прямой линией к р. Утроя у буквы «в» надписи Каилова, по р. Утроя до изгиба ее у Мал. Мельница, откуда прямой линией к излучине р. Льжа, что в. Льжа и административной границе Люцинского, Режицкого и Двинского уездов с Опочецким, Себежским и Дриссенским уездами до Пазина на реке Осуница, далее прямыми линиями через оз. Белое, оз. Черное, озеро, что между Василева и Мосишки, через ф.

В экономическом отношении Западная Беларусь была аграрной окраиной Польши и использовалась преимущественно как источник сырья и дешевой рабочей силы.

Что касается общественной, культурной, духовной жизни на отошедших к Польше территориях, то, согласно Рижскому договору, белорусам и другим национальным меньшинствам в Польше должны были быть обеспечены равные с поляками права в политической жизни, развитии своей культуры, языка, а также в вероисповедании. Многочисленные права и свободы национальным меньшинствам обещала Конституция Польши и Закон о языках, принятый в 1924 году. На практике польские власти стали проводить жесткий курс на «ополячивание» населения. Это коснулось всех сторон жизни западных белорусов. С этой целью белорусские земли активно заселялись так называемыми осадниками - поляками, получавшими здесь бесплатно земельные наделы. Органы самоуправления в белорусских воеводствах находились под жестким контролем польского государства. Преподавание белорусского языка в школах прекратилось, начался массовый перевод преподавания на польский. Из 400 белорусских школ на территории Западной Беларуси к 1928 г. Были закрыты две учительские семинарии в Борунах и Свислочи и восемь белорусских гимназий. Педагогов набирали преимущественно из поляков, которые не знали белорусского языка и запрещали белорусским детям говорить на родном языке.

Жесткое давление оказывалось на белорусское общественное движение.

Поляки, претендовавшие на ряд теперь уже литовских территорий и де-факто контролировавшие их, намеревались решить вопрос с литовцами напрямую и, по сути, добивались гарантий невмешательства РСФСР в этот конфликт, с чем большевики охотно согласились, подтвердив передачу бывшей Гродненской губернии полякам. Галиция исторически входила в состав Австро-Венгрии и, по сути, не являлась территориальной потерей, а вот часть бывшей Волынской губернии, включая Ровно и Луцк, а также уступленные белорусские территории ранее были частью Российской империи. Польские делегаты могли бы потребовать больше земель со стороны радикалов они подвергались критике за уступчивость , и большевики, вероятнее всего, их бы отдали.

Вообще, уступчивость советских дипломатов удивила поляков. Но они не рискнули требовать еще больше по ряду причин. Однако положения этого документа были реализованы не сразу Во-первых, в Польше преобладало мнение, что большевики долго не продержатся у власти, а с новой властью может возникнуть территориальный конфликт. Во-вторых, поляки действовали с оглядкой на Антанту, которой Великая Польша тоже была без надобности.

Те же англичане крайне прохладно отнеслись к польским пожеланиям. В-третьих, полученные земли еще предстояло сделать польскими. Они были заселены этнически, культурно и религиозно иным населением.

Дело о 30 миллионах золотом: Рижский договор 1921 года

обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. Ровно 100 лет назад — 18 марта 1921 года — подписанием Рижского мирного договора закончилась советско-польская война. В Москве в выставочном зале федеральных архивов открылась выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. и Рижский мирный договор», где представлены уникальные документы и предметы, например, подлинные пропагандистские листовки и плакаты на русском и польском.

Рижский мирный договор (1921) между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой

Ага - начиная с претензий клиентов туристической фирмы "Иван Сусанин и сыновья". А если серьезно, то нам придется мысленно перенестись в далекий 1919-й год, а именно в 8 декабря, когда Верховный Совет Антанты, с легкой руки тогдашних "акул пера" названный Советом Пяти - по количеству постоянных членов Великобритания, Франция, САСШ, Италия и Япония , нарезала Польше, по итогам Первой мировой войны - восточную границу. Линия Керзона - слыхали? Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию. Тем не менее, к июлю 1920 года, военное счастье стало изменять Польше - и они милостиво согласились, чтобы британский представитель уладил вопрос с Советским правительством. Который, на минуточку, был тогда насквозь троцкистским - то есть, горел желанием непременно принести революцию хоть куда-нибудь и обязательно - на штыках. Однако, в основном благодаря уже тогда начавшей складываться "группе Сталина" была принята более нейтральная формулировка: лорду Керзону было заявлено, что в таких делах - третий явно лишний.

Пускай живёт вольная, неподельная, селянская Беларусь! Советская сторона согласилась возвратить Польше военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Польши начиная с 1 января 1772 , а также обязалась уплатить Польше в течение года 30 млн золотых руб. Польша освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

Орган галицийских помещиков «Час» по поводу политики держав Антанты в вопросе о восточных границах Польши писал, что ею руководит не этнография, а экономика и политика. Многие польские газеты заявляли, что продолжение войны бессмысленно, ибо Красная Армия не разгромлена, тогда как продолжение войны может погубить Польшу, тем более что война ведется за чуждые интересы.

Газеты эндеков требовали ликвидировать «украинскую политику» и отказаться от договора с Петлюрой, так как он не обязателен, ибо не был ратифицирован сеймом. В качество реальной цели польской внешней политики выдвигались требование включения в состав Польши Гданьска, Верхней Си лозин и Восточной Галиции. Эта печать делала вывод, что война велась не ради польских, а ради чужих интересов — интересов держав Антанты и русской контрреволюции в лице Врангеля. Врангель,— указывал В. Левин,— к России причисляет и Польшу.

Ведь все русские цари, русские помещики и капиталисты привыкли считать Польшу своей добычей... За мир с Советской Россией стала высказываться верхушка ППС, выступавшая ранее самой рьяной сторонницей антисоветской войны. Это, конечно, не означало, что правые пепеэсовцы отказывались от захватнических планов в отношении украинских и белорусских земель, но в сложившейся обстановке руководство ППС уже не ратовало за безоговорочное присоединение к Польше «на основе самоопределения» всех территорий, входивших в состав Речи Посполитой до 1772 г. Чем глубже на советские территории проникали польские войска, тем меньше уверенности было у правящих кругов удержать захваченные области. Поэтому все громче раздавались требования о немедленном заключении мира с целью закрепления за Польшей захваченных ею земель.

Американские, английские и французские империалисты, видя обострение противоречий между буржуазно-помещичьей Польшей и Врангелем и отдавая себе отчет в нежелательных для себя последствиях заключения мира между Советской Россией и Польшей, привяли все меры, чтобы добиться соглашения между Польшей и Врангелем. В середине сентября в Варшаву прибыл уполномоченный Врангеля Махров. Он предложил польскому правительству широкие территориальные уступки, включая Минск. Правда, врангелевский представитель поспешил оговориться, что эти границы могли бы быть установлены лишь после уничтожения Советской власти. Однако само польское правительство под напором общественного мнения и в связи с истощением своих сил все более склонялось к тому, чтобы заключить мир с Советской Россией.

Поэтому предложение Врангеля было решено использовать для давления на Советское правительство с целью получения более широких территориальных уступок. Американские и английские империалисты использовали все средства, чтобы заставить польское правительство продолжать антисоветскую вомну. Они прибегали к самым разнообразным способам давления. Разрыв переговоров, предпринятый Англией, Советское правительство квалифицировало как сознательное нежелание допустить установление между Советской Россией и Англией мирных отношений и возложило на английское правительство всю полноту ответственности за последствия этого срыва. Но между желанием империалистов организовать новый поход и возможностью его осуществления лежала непреодолимая пропасть, созданная как противоречиями в лагере врагов Советского государства, так и прежде всего решимостью трудящихся масс Европы обуздать свои империалистические правительства и не допустить организации такого похода.

Усилилось движение «Руки прочь от России! Французская социалистическая партия под давлением левых элементов обратилась к трудящимся Франции с воззванием бороться против войны с Советской Россией. В эти дни Анатоль Франс заявил: «В настоящий момент спасение Европы и всего мира в руках пролетариата». В ответ на попытку Мильерана провести мобилизацию нескольких французских дивизий для помощи буржуазно-помещичьей Польше Вайян-Кутюрье от имени французского пролетариата предупредил: «Попробуйте открыто провозгласить священный поход банков и несгораемых шкафов против Советской России. Бели вы осмелитесь провозгласить мобилизацию, то се объявление станет вашей могилой».

Большой размах революционное движение приняло в Италии. В борьбу против угрозы войны включались все новые и новые отряды мирового пролетариата. Подготовка Красной Армии к контрнаступлению, истощение Польши, усиление пролетарской блокады Польши, рост революционного движения на Западе и углубление противоречий между Польшей и Врангелем, Польшей и империалистами Антанты — все это вынудило польское правительство пойти па завершение мирных переговоров с Советской Россией. Военные действия прекратились 18 октября 1920 г. Рижский прелиминарный мирный договор был подписан Польшей вопреки позиции Франции, Англии и Соединенных Штатов Америки.

Укус гиены Европы в полной мере ощутила на себе Беларусь после президентских выборов 2020 года. В отличие от событий начала ХХ века в этот раз отгрызть Польше от Беларуси ничего не получилось. А вот 18 марта 1918 года был заключен Рижский мирный договор на чрезвычайно выгодных для Варшавы условиях, поляки получили то, что они называют "Восточные кресы" - обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением. В этом видео мы вспоминаем события 100-летней давности, которые предшествовали последнему пока разделу Польши.

В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору

Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений [4]. Советская сторона согласилась возвратить Польской Республике военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Царства Польского начиная с 1 января 1772 года, а также обязалась уплатить Польше в течение года 30 млн золотых рублей за вклад Царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи и передать польской стороне имущества на сумму 18 млн золотых рублей, то есть выплатить де-факто репарации [4]. Польская Республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

К Польской Республике отошли обширные территории, находившиеся к востоку от линии Керзона , с преобладанием непольского населения — Западная Украина западная часть Волынской губернии , Западная Белоруссия Гродненская губерния и часть территорий других губерний Российской империи. Стороны обязывались не вести враждебной деятельности в отношении друг друга. Договором предусматривалось проведение переговоров о заключении торговых соглашений [4]. Советская сторона согласилась возвратить Польской Республике военные трофеи, все научные и культурные ценности, вывезенные с территории Царства Польского начиная с 1 января 1772 года, а также обязалась уплатить Польше в течение года 30 млн золотых рублей за вклад Царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи и передать польской стороне имущества на сумму 18 млн золотых рублей, то есть выплатить де-факто репарации [4].

Польская Республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства бывшей Российской империи.

Поляки в своей политике всецело руководствовались указаниями стран Западной Европы, которые были враждебны большевикам. На польской территории находились многочисленные группы антисоветских эмигрантов, которые легко пересекали границу и совершали диверсии в отношении советских органов власти. Советские и польские представители выбрали для переговоров город Ригу — столицу буржуазной Латвии. Руководителем советской делегации был Адольф Абрамович Иоффе — известный революционер, позже ставший советским дипломатом. Польскую сторону представлял Ян Домбский — заместитель министра иностранных дел и член националистической партии «Пяст». Поляки и российские коммунисты долгое время не могли согласовать пограничные вопросы.

Советские дипломаты указывали на то, что к Польше должны отойти земли с исключительно польским населением.

Но это было великодушие сильного государства. В определенном роде история с передачей библиотеки была не столько шагом в сторону Польши, сколько демонстрацией: советская страна начинает все с нуля, она ведет себя совершенно иначе, чем Российская империя.

Это было действие, рассчитанное не столько на реакцию мирового или общеевропейского общественного мнения — скорее, на мировых интеллектуалов. Я думаю, оно было сделано очень грамотно, с расчетом на перспективу, на то, что Советам будут верить и доверять как стране, которая собирает народы под общей идеей равенства и братства. Уверен, что об этом поступке не стоит ни в коей мере сожалеть, хотя в итоге библиотека погибла в 1944 году — во время Варшавского восстания.

Оставшись в нашем городе, она бы практически точно уцелела, поскольку коллекция Публички во время войны была полностью сохранена. Но никто ведь не знал, что может случиться... Кстати, советская сторона, как это ни странно, была заинтересована в судьбе поляков гораздо больше, чем польская.

Поясню, что имею в виду. В содержании пленных была колоссальная разница: в советских лагерях полякам жилось гораздо более вольготно. Их неплохо кормили, я уже не говорю о том, что никто не видел в них врагов, поскольку действовала государственная установка: считать польских военнопленных нашими братьями по рабочему классу и крестьянству.

Их надо было, что называется, обратить в правильную, коммунистическую, веру. Что очень активно и осуществлялось. Расчет был на то, что поляки «перекуются» и, вернувшись на родину, принесут туда «бациллу большевизма», станут исподволь влиять на политику своего государства.

Что же касается военнопленных Красной армии, находившихся в Польше, то там ситуация была совершенно иная и отношение к ним было абсолютно другое. В них видели только захватчиков, пришедших с оружием на польскую землю. Кроме того, особое значение имел тот факт, что пленные красноармейцы были в основном либо православными, либо безбожниками, «нехристями».

Католическая Польша очень ловко на этом играла, представляя, что красноармейцы вообще неполноценные люди, поэтому нисколько не стоит сожалеть о том, что они находятся в плену в скотских условиях. Недальновидные действия — Вы уже упомянули, что, по условиям договора, в составе Польши оказались Западная Украина и Западная Белоруссия... На присоединенных территориях новые власти стали проводить жесткую политику ополячивания.

Более успешно удавалось влиять на социальную верхушку, предоставляя ей льготы, привилегии и дивиденды. Но если верхи можно было как-то купить, то для низов все было гораздо хуже. Подобная целенаправленная государственная линия встречала ожесточенное сопротивление, особенно со стороны украинцев, — вплоть до действий националистического подполья и террористических актов против представителей польской администрации.

Иногда не грех обратиться не только к архивным документам, но и к порой забытым произведениям художественной литературы. Был такой замечательный ленинградский писатель Павел Леонидович Далецкий. Автор многих известных романов, один из которых — «На краю ночи», над ним он работал двадцать лет, с 1939-го по 1958 год.

И в нем писатель очень глубоко вник в последствия отторжения Западной Украины и Западной Белоруссии, пронзительно говорил о процессе ополячивания, рассказывал о том, как трудно было в Польше неполякам, которые сохранили свою православную веру и не желали, чтобы их дети говорили по-польски... Так что и в этом смысле польская власть далеко вперед не заглядывала, жила сегодняшним днем. А это было очень недальновидно: для жителей Западной Украины и Западной Белоруссии польское государство оставалось чужим.

Рижский мирный договор, 1920

Однако, когда в середине августа Красная Армия была разбита у врат Варшавы, они пошли на мирные переговоры, которые сначала велись в Минске, а потом были перенесены в Ригу и длились в целом больше полугода. Тему продолжит Назар Олийнык. Рижский договор 1921 года завершил польско-большевистскую войну, гарантировал и определил восточные границы II Речи Посполитой, которые образовались путем раздела украинских и белорусских земель между Польшей и советской Россией. Следует сказать, что соглашение также де-факто стало признанием независимости балтийских республик и одновременно поставило крест на Варшавском договоре, известном как союз Пилсудский-Петлюра. Польша же получила мир только до 1939 года, до времени печально известного Пакта Молотова-Риббентропа, в результате которого ее поделили между собой сталинский СССР и гитлеровская Германия. Стоит подчеркнуть, что по замыслу маршала Пилсудского, УНР должна была стать ключевым среди других союзных государств, которые вместе должны были играть роль буфера по сдерживанию Москвы и служить гарантией безопасности для Польши.

Рижский договор стал неким нотариальным актом провала данного проекта. Об этом я спросил профессора Яна Писулиньского из Жешувского университета, которого и пригласил к разговору о Рижском договоре 1921 года. Несомненно, если говорить о каком-то плане для Восточной Европы, прежде всего об ограничении возможностей России путем сокращения ее территории и создания цепи государств, начиная от Финляндии и стран Балтии, а заканчивая Беларусью и Украиной, государств, которые бы отделяли Польшу от России, то, безусловно, можно утверждать, что Пилсудский потерпел неудачу. Он осознавал, что столь близкое соседство с Россией в долгосрочной перспективе небезопасно. Впрочем, до 1937 года Польша, прежде всего, готовилась к агрессии с восточного направления.

Очевидно, вопрос в том, какие были возможности у Пилсудского, чтобы что-то изменить, но он понимал опасность. Стоит также сказать, что в момент подписания Рижского мира ситуация в Стране Советов была крайне непростая. Скажем, на Украине полыхали крестьянские восстания, а на территории Польши находились петлюровские войска, готовые перейти границу, чтобы поддержать их. В этом контексте стоит вспомнить Второй зимний поход подразделений УНР в октябре-ноябре 1921 года, которые выступили с территории Польши, но потерпели поражение, поскольку повстанческое движение было уже по большом счету разгромлено. Историк объяснил, почему Пилсудский не решился на подобный шаг, скажем, в марте 1921 года.

А он был драматичным. В мире только оформлялась новая — Версальская — система международных отношений. Она фиксировала баланс сил, сложившийся по итогам Первой мировой войны: исчезли четыре великие континентальные империи Германская, Австро-Венгерская, Османская и Российская , сформировался клуб победителей, ведущие роли в котором заняли старые колониальные империи Франции и Великобритании вместе с «молодым хищником» США. На востоке континента образовались новые государства, стремившиеся найти своё место под солнцем и утвердиться в качестве региональных центров силы.

На бескрайних просторах бывшей Российской империи бушевало пламя гражданской войны, победа в которой склонялась к большевикам — крайне левому крылу российских социал-демократов. Версальский мир 1919 г. И его самую главную часть: как и где пройдёт новая польско-российская граница? Польша, конечно, при формировании Версальского мироустройства имела куда как более сильные позиции, чем Советская Россия.

Хорошей иллюстрацией реального положения двух держав в новом глобальном раскладе политических сил служит простой факт. Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков. Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами».

Под Варшавой войска Пилсудского разгромили армию Тухачевского, что стало известно как «чудо на Висле». К октябрю поляки захватили Минск, Белосток, Барановичи, Луцк, Ровно и Тернополь, вынудив советское правительство начать мирные переговоры. По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, Западная Белоруссия и Западная Украина отошли к Польше, а Россия выплатила Польше значительную контрибуцию. В сентябре 1939 года территории, утраченные в 1921 году, были возвращены СССР.

Итак, дети мои, сегодня у нас - урок истории. Которая учит, что некоторых она не учит ничему. Все вы знаете, что "любимейшая восточно-европейская жена США" уже предъявила финансовые требования к Германии, а так же пытается сформулировать их и к нашему Мордору. Ага - начиная с претензий клиентов туристической фирмы "Иван Сусанин и сыновья". А если серьезно, то нам придется мысленно перенестись в далекий 1919-й год, а именно в 8 декабря, когда Верховный Совет Антанты, с легкой руки тогдашних "акул пера" названный Советом Пяти - по количеству постоянных членов Великобритания, Франция, САСШ, Италия и Япония , нарезала Польше, по итогам Первой мировой войны - восточную границу. Линия Керзона - слыхали? Именно эту границу лорд Керзон, в своей ноте направил как правительству Польши, так и уже в Советскую тогда Россию.

Забытый конфликт: как польско-советская война 1919-1921 годов повлияла на ход мировой истории

  • Какую роль сыграл Рижский мирный договор в судьбе белорусского народа?
  • Report Page
  • Содержание
  • Рижский договор (1921) — Википедия с видео // WIKI 2
  • Главная навигация
  • "Горький мир." Почему польско-советский мирный договор 1921 не удовлетворил ни Москву, ни Варшаву?

18 марта. Подписание Рижского мирного договора

Мне представляется, что, подписывая Рижский договор, советские руководители использовали дипломатический опыт, который приобрели во время Брестских мирных переговоров в конце 1917-го – начале 1918 года. В случае с Рижским мирным договором 1921 года произошло разделение страны и народа по живому, по границе, которую в тот момент практически занимали войска, и которая не имела отношения к этнической границе ни тогда, ни сейчас. можно несколько офигеть от польских аппетитов. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Видео к 100-летию Рижского мирного договора 1921 года. Цена мирного договора. Десятки историков из разных стран встретились, чтобы переосмыслить трагический для Беларуси день 18 марта 1921 года – заключение Рижского соглашения.

Рижское перемирие с Польшей

Главная» Новости» 18 марта 1921 мирный договор. Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй. 18 марта 1921 года был подписан Рижский мир, завершивший советско-польскую войну.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий