Новости сколько азербайджанцев живет в иране

Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору. Азербайджане или Иране - лучше жизнь? Сравнение показателей экономического развития, минимальной и средней зарплаты, уровня цен, средней продолжительности жизни, уровня преступности, качества медицинского обслуживания и.

Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой

В настоящее время в стране насчитывается 1 млн. Где живет больше всего армян? Общая численность армян в мире составляет 10—11 млн, между тем население самой Армении составляет ок. Общая численность армянской диаспоры оценивается в 7 — 8 млн.

Но и армяно-иранские отношения не безоблачны. На отношения Ирана с Азербайджаном и Арменией накладывается непростое общее прошлое.

Территории обеих республик когда-то входили в Персидскую империю и оказались в Российской империи по итогам русско-персидской войны 1804-1813 годов. По Гюлистанкому мирному договору от октября 1813 года к России присоединялись Дагестан, большая часть современных Азербайджана, Армении и Грузии. Окончательно Российская империя закрепилась в регионе по итогам русско-персидской и русской-турецкой войн 1826-1828 и 1828-1829 годов. Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев.

Иран опасался, что развитие культурных отношений с северным соседом приведет к большему взаимодействию между азербайджанцами по обе стороны границы. Это, по мнению эксперта, в Тегеране считают первым шагом на пути к азербайджанскому сепаратизму в Иране. При этом до того, как сблизиться с современной Арменией, Тегеран делал ставку на сближение с Азербайджаном, считает Владимир Сажин. При этом нельзя исключать, что отношения между Ираном и Азербайджаном могут вновь улучшится. По мнению ведущего научного сотрудника Центра изучения Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Нины Мамедовой, в политических кругах Ирана нет единого мнения по поводу того, какую позицию стоит занимать в вопросе Нагорного Карабаха.

Но это правительственная точка зрения, есть и иная. Парламент немного по-другому смотрит на ситуацию, но его депутаты пока молчат, а депутаты из комитета по международным делам придерживаются позиции президента», — сказала она в беседе с RTVI. Во время переговоров они в том числе обсудили «ситуацию в Закавказье», без подробностей сообщил МИД России. До этого, с 19 по 20 сентября, в Иране находился с визитом министр обороны России Сергей Шойгу. Хотя поездка и пришлась на новое обострение вокруг Карабаха, эти события вряд ли стоит связывать — Шойгу пригласили посетить Иран еще в июне.

С этим, как передавало иранское информационное агентство Tasnim, согласился и российский министр. В Иране болезненно реагируют на экспансию Турции в регионе и не понимают, почему к этому нейтрально относится Россия, рассказал источник RTVI, знакомый с иранскими экспертно-дипломатическими кругами. В Иране были недовольны и тем, что мониторинговый центр по соблюдению перемирия в Карабахе, появившийся в Баку в 2020 году после Второй Карабахской войны, был создан Россией и Турцией без участия Ирана, добавил источник. Разногласия между Баку и Тегераном распространились и на логистическую отрасль, из-за чего в Иране на неофициальном уровне звучит критика планов по развитию коридора «Север — Юг», в котором заинтересована Россия. Некоторые иранские специалисты, не вовлеченные в проект строительства железной дороги Решт-Астара, предлагают изолировать Азербайджан, развивая либо прямые логистические маршруты с Россией по Каспию, либо готовую восточную ветвь коридора «Север-Юг» — через Туркмению и Казахстан.

По словам собеседника RTVI, аргумент российских специалистов о том, что участие Ирана в строительстве маршрутов в Азербайджане может в будущем изменить отношение Баку к южному соседу в положительную сторону, остается не услышанным. Поэтому вместо того, чтобы избегать маршрута через Баку, Тегерану стоит в него вкладываться. Но в Тегеране эту логику разделяют не все», — объяснил он.

На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства.

Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер.

Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию. Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти.

Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством».

В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении.

И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами. Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало.

По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно. В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах. В 2006 году разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры, напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в городах Ирана с преимущественно азербайджанским населением.

Возьмем самую низкую из распространенных мифических чисел - 20 миллионов. Где гипотетически могли бы быть локализованы эти 20 млн. По идее, они должны быть сконцентрированы в провинциях, некогда составлявших Большой Атурпатакан - Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль. Для полноты охвата и во избежание обвинений в предвзятости включим сюда еще две провинции, примыкающие к этому ареалу — Занджан и Казвин. Так вот, согласно переписи населения 2006 года а переписи в Иране всегда отличаются чрезвычайной точностью в плане количества населения по провинциям , общее число жителей всех указанных пяти провинций составляло чуть больше 9 млн. С учетом прироста населения за прошедшие 10 лет, увеличим эту цифру до 9,5 млн. По самым консервативным подсчетам, за вычетом курдов, насчитывающих не менее 3 млн. Так где же остальные «иранские азербайджанцы»? А больше искать их, по сути, негде! Я, разумеется, не воспринимаю как аргумент глупейшее расхожее утверждение о том, что «весь тегеранский базар — азербайджанцы». Так что всем адептам идеи о двадцати- или, тем более, сорокамиллионном «азербайджанском меньшинстве» в стране с 85-миллионным населением советую просто взглянуть на карту Ирана и данные последней переписи по провинциям. Уверен, к другим источникам действительно эзотерическим!

Foreign Policy Association: Большую часть населения Иревана составляли азербайджанцы

Как было заявлено ранее, общий объем иностранцев из 178 стран, побывавших в Азербайджане в 2022 году, суммировался до 1,6 млн 602,3 тысяч человек, что значительно превышает показатели 2021 года вдвое. Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.

Так и сделал. Чтобы не выдавать старика, я направился к той самой беседке, где сидели армянские мужчины, и как ни в чем ни бывало снова спросил у них: «Могу ли я прогуляться по парку? Не доставляю ли неудобств? Вы нам не мешаете». Чего я и сделал. Но не прошло и 10 минут, как ко мне снова подошел старик-азериторк: — Ну и что они тебе сказали? Старик опустил голову, молчит. Пришлось мне нарушить эту тишину: — Ага-джан, что происходит?

Почему вы так волнуетесь? Армяне разрешили мне. Я тоже армянин. Старик неуклюже поднял голову и, чуть не плача, прошептал: — Ты мне не поверишь, сынок: они тебе говорят одно, а мне другое. И сейчас они меня снова позвали и потребовали вывести тебя за ворота. Пригрозили, что если я тебя отсюда не выведу, то меня уволят. Ты, конечно, можешь остаться. Тебе они ничего не скажут. Хотят показаться хорошими перед тобой… Теперь я сжалился над стариком: — Не волнуйтесь, ага-джан!

Все будет хорошо. Никто вас не уволит и пусть Аллах дарует вам долгих лет жизни. Я ухожу. Давайте сделаем так: чтобы со стороны выглядело эффектно, возьмите меня за локоть, словно выпроваживаете, и я уйду. Так и сделали. Выйдя за территорию парка, я загрустил и постоянно думал о старике, о случившемся. Не было никакого настроения возвращаться в гостиницу пешком. Поймал такси. Таксист — азериторк.

Бесплатно довез до гостиницы, сказав на фарси: «Шумо мехман астид. Худаафиз, бародар азиз! Да будет с тобой Господь, дорогой брат! К утру смирился с мыслью, что в семье не без уродов, уснул. Зато этот случай заставил меня полностью переписать сценарий. Решил заменить съемки храмов и прихожан на светское. Тем более Иран, в т. Для начала созвонился с небезызвестным футболистом Андраником Теймуряном. Он уроженец Тебриза.

Играл за тебризский «Трактор сази». Был единственным христианином национальной сборной Ирана по футболу, а затем и вовсе стал капитаном этой сборной. К сожалению, Андраник оказался в Тегеране. Встретиться не удалось. Зато дал он мне несколько ценных советов, чем я и воспользовался. Например, Баhе Голестан Парк Голестан — одно из любимейших мест отдыха тебризцев в старом городе. Изначально это было общественное кладбище. Однако в годы правления второй династии Пехлевидов некрополь преобразован в исторический парк. Теперь здесь высится огромная стела с цитатами тебризских поэтов, а вокруг нее бюсты самих поэтов и деятелей культуры.

Всю эту скульптурную композицию осуществил известный в середине прошлого столетия иранский скульптор Мишель Оганян. Со временем парк облюбовали и мелкие торговцы. Сюда привозят всякое ненужное старье и продают. Причем товары далеко не первой и даже не второй свежести — от старых поношенных брюк и башмаков до вышедших из строя черно-белых телевизоров и холодильников 70-80-х гг. Правда, покупателей я так и не увидел. Зато все чего-то продают. В центре города, недалеко от знаменитого тебризского базара, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположена Аллея шехидов, посвященная героям Тебриза, павшим в годы ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Эти черные страницы новейшей истории Ирана называют в стране Дефайе могаддас «Священная оборона» и Джанге тахмили «Навязанная война». Сотни тысяч иранцев погибли в той войне, развязанной иракским лидером Саддамом Хуссейном.

Персы, азери-торки, армяне, ассирийцы… Весь иранский народ встал на защиту страны. Нет ни одного остана в Иране, где бы не было монумента героям-землякам, павшим в той войне. Есть он и в Тебризе, автором которого является скульптор Манук Арустамян. В Иране вообще бережно относятся к прошлому и с удовольствием принимают настоящее. Повторюсь, не нужно шарахаться от официального названия страны «Исламская Республика Иран». Да, Иран — исламская страна. Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном. Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу.

Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель. Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером. Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего.

От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время». Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране. Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами.

Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой. Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском. Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему.

Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель. Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва.

Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться. Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции.

У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок.

Согласно статистической информации Государственного комитета по работе с диаспорой АР, в мире проживают более 50 миллионов азербайджанцев. Данные расчеты подготовлены на основе сведений, предоставленных азербайджанскими диаспорскими организациями в различных странах, дипломатическими представительствами Азербайджанской Республики, международными неправительственными организациями и другими источниками.

Проще говоря, в Иране стали притеснять азербайджанцев, стали запрещать им говорить на родном языке и пытались полностью иранизовать тюркский народ. Причиной этому был страх сепаратизма и поглощению иранского Южного Азербайджана с советским Азербайджаном.

И эти опасения не были беспочвенными, так как СССР всячески пропагандировал прокоммунистические идеи, в результате которых в иранском Азербайджане начались национально-освободительные движения. Но все попытки советского руководства по объединению Южного Азербайджана с Кавказским оказались безупречными, так как после окончания Второй Мировой войны правительство Ирана лишь ужесточила политику дискриминации к иранским азербайджанцам. В 1979 году в Иране произошла исламская революция, новое правительство стало проводить более мягкую политику к иранским азербайджанцам, тем более что немала часть религиозных революционеров имели тюркское происхождение. Все это в итоге привело к тому, что в 1980-х годах начались возрождаться новые национально-освободительные движения в иранском Южном Азербайджане. В 1991 году сепаратистская организация Южного Азербайджана САМАН достигла своего пика, начались массовые движения и акции в защиту прав азербайджанцев, их языка и культуры.

Надо признать, что и первое правительство Азербайджана во главе с президентом Эльчубеем поддерживало идею с объединением Южного Азербайджана с независимым Азербайджаном. Однако в 1993 году к власти в Азербайджанской республике приходит Гейдар Алиев, которые не стал портить отношения с Ираном, и взял полный курс на экономическую и военную интеграцию с Турцией. В свою очередь в Иране стали «закручивать гайки» по отношению к лидерам азербайджанских сепаратистов.

Иранские азербайджанцы

Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Но, в зависимости от тех или иных оценок, в Иране живут 15-35 миллионов азербайджанцев и около 10-ти миллионов их в собственном национальном государстве. Сколько азербайджанцев живут в Иране и в какой части страны? азербайджанцев проживают в Иране (четверть населения страны). Обучение в школах Ирана возможно только на фарси. 1. Что касается численности азербайджанцев в Иране, то мы ориентируемся на число 24-26 млн. Значительная часть иранских азербайджанцев, исторически проживающих на севере страны, массово ринулись в поисках работы в крупные города, прежде всего в Тегеран.

Azərbaycan veb portalı

Подписывайтесь на наш канал в WhatsApp , и будьте в курсе главных новостей!

Schwartz, Iran im Mittelalter nach den arabischen Geographen, Bd. Наряду с косвенными историческими данными о языке азари, сохранились и прямые текстовые свидетельства в виде отдельных вкраплений цитаций в произведениях, написанных по-персидски, образцов поэтического творчества, в том числе больше десятка стихотворных отрывков, приписываемых тому же Шейх Сафиаддину — родоначальнику Сефевидов. Указанные тексты, называемые фахлавийат-е азари, вкупе с данными исторической диалектологии, позволяют в точности определить место этого исчезнувшего иранского диалекта в контексте окружающих его близкородственных наречий 14. Слово можно перевести как «азербайджанец», «азербайджанский». Оно употребляется и для обозначения тюркских диалектов этого края, а также — вследствие близости к ним диалектов, распространенных на смежных территориях севернее Аракса, — и по отношению к последним. Асатрян, «Заметки об азари, исчезнувшем языке Азербайджана», К освещению проблем истории и культуры Кавказской Албании и восточных провинций Армении, Ереван, 1991, сс. Однако, в качестве этнонима для населения бывшей советской республики термин азари или азери раньше никогда не применялся. Такое словоупотребление только недавно вошло в обиход, в том числе и в нашей печати.

Употребляемый же в русской простонародной речи по отношению к гражданам Азербайджанской Республики термин азер и его ненормативный вариант азик — просто сокращенная форма от «азербайджанец», никак не связанная с термином азари в его историческом измерении. Демографическая картина провинции Азербайджан в Иране даже после нашествия тюрков не претерпела существенного изменения: население осталось на месте, произошла лишь смена языка — точно по такой же схеме, как в случае с языковой иранизацией доарийского населения Ирана, описанной мною в начале этого повествования. Большинство путешественников X—XIV вв. Насир Хосров, Марко Поло, Ибн Баттута выделяют в рассматриваемой области в основном иранский этнический элемент. Переход к тюркской речи приобрёл массовый характер только после XVI века. Проведённое недавно иранским учёным Вахидом Рашидвашeм уроженцем Мараге антропометрическое кефалометрическое и генетическое исследование населения Азербайджана Атурпатакана показало, что азарийцы Ирана, несомненно, являются автохтонной популяцией местности и почти не отличаются от других региональных групп страны, в частности «персов» и курдов. Полученные результаты показывают, что они относятся к грацильному варианту Переднеазиатского антропологического типа южноевропеоидной ветви 15. Один из в высшей степени показательных признаков иранской атрибуции Азербайджана — топонимия края, которая — не считая поздних тюркских элементов с топоформантами —ли, -кенди, -пинар и т. Понятно, если название городов Табриз или Ардабиль имеют однозначно иранскую этимологию, то очевидно, что население этих мест в старину не могло быть тюркским.

Разумеется, тюркская речь была привнесена сюда позднее, а обитатели этих городов по всем прочим параметрам — иранцы или, скорее, автохтоны региона, принадлежащие к доиранскому этническому корпусу северо-западных областей Иранского плато. Местная топонимия, действительно, подтверждает эту истину и наличием в ней урартских элементов, то и дело проскальзывающих в мощном иранском топонимическом слое. Diakonoff, S. Арутюнян, Топонимика Урарту, Ереван, 1985, с. Асатрян, «Заметки о топонимии Талышистана», Orientalia, том 11, Ереван, 2011, сс. И значение композита в целом остаётся непонятным. Ясно, что мы имеем дело с тюркской адаптацией более раннего иранского топонима. Это слово отмечено и в гидронимии региона ср. Доиранская, в частности хуррито-урартская топонимия в регионе, в том числе в Атурпатакане, насколько мне известно, до сих пор не была объектом специального исследования 17.

То же самое относится и к изучению субстратных этнотопонимов и гидронимов типа Хар-хар, Гар-гар и т. Минорским 18. Достаточно сказать, что в целом в серьёзной работе Г. Гейбуллаева 19 этот пласт топонимов на территории Ширвана и Аррана вообще не рассматривается. В армянских источниках, начиная с Хоренаци V в. Но точный денотат этого древнего племенного обозначения до сих пор не установлен. Гейбуллаев, Топонимия Азербайджана, Баку, 1986. Что касается граждан закавказской тюркоязычной республики Азербайджанской Республики , именуемых азербайджанцами по официальному названию их страны, то это недавняя история, и она хорошо известна. Переименование в «Азербайджан» закавказских областей Арран и Ширван, входивших некогда в состав древней Албании и составлявших позднее — до советизации края — Бакинскую губернию и часть Елизаветопольской губернии Закавказского края, произошло 15 сентября 1918 года после оккупации Баку турецкими войсками под командованием Нури-паши и приглашения в город Мусаватистского правительства.

Политическая подоплёка этого акта предполагала объединение в будущем новообразованной республики с иранской провинцией Азербайджан. Интересен в этом отношении ответ русского востоковеда академика В. Бартольда одному из студентов Бакинского университета после серии лекций, прочитанных им в ноябре—декабре 1924 года на восточном факультете названного заведения. Вопрос студента: «Под Азербайджаном часто подразумевают персидский Азербайджан, по ту сторону Аракса, с главным городом Табризом. Имеем ли мы право называть себя Азербайджаном в этом отношении или это есть Ширван? Ответ академика В. Бартольда: «Ширван никогда не употреблялся в том смысле, чтобы он охватывал территорию теперешней Азербайджанской республики. Ширван — это небольшая часть с главным городом Шемахой, а такие города, как Гянджа и др.

По оценке бакинских экспертов, соотечественников по ту сторону границы куда больше. Выходцы из Иранского Азербайджана и другие этнические тюрки исторически играли важную роль в персидской политике. Тюркские роды управляли Ираном и в Средние века, и в Новое время. Предпоследняя шахская династия, Каджары, происходила из туркоманского племени, родственного азербайджанцам. Азербайджанкой была мать основателя последней династии, Резы-шаха Пехлеви. Наконец, нынешний верховный лидер Ирана рахбар , великий аятолла Али Хаменеи — также этнический азербайджанец. При этом никакого подобия культурной, не говоря уже о политической, автономии у жителей Южного Азербайджана нет. Отметим, что у Южного Азербайджана в XX веке был опыт сепаратистской государственности. Народное правительство ДРА опиралось на советский контингент, расквартированный в Северном Иране в 1941—1946 годах. После вывода советских войск на территорию ДРА вступили тегеранские шахские войска, ликвидировавшие южноазербайджанскую государственность. В Баку это меньше чувствуется, но тенденция поддержки своих собратьев в ИРИ чувствуется», — отметил Сажин. Первым объектом этой революции стал тогда еще советский Азербайджан, где большинство верующих составляют мусульмане-шииты, как и в Иране», — продолжает востоковед.

Участники протестов перекрывали трассы, ведущие в Армению, по которым осуществляется снабжение этой страны, в том числе вооружением. Они выкрикивали лозунги против правительства, армян, персов и России. Протесты охватили Тебриз, Урмию и Зенджан, перекинулись на Тегеран. Никакой централизованной организации волнений не было, выступления были скоординированы через социальные сети. Накануне митингов проповедники в четырех иранских провинциях в присутствии массы азербайджанских граждан делали заявления в поддержку Азербайджана. А Иран, замечу, многонациональное государство и азербайджанцы составляют здесь около трети населения, примерно 25—30 млн. Однако проблема намного глубже. Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. Лишь летом 2019 г. Нет и широкой местной автономии для азербайджанцев впрочем, ее ни у кого нет в условиях авторитарного режима. Политика Тегерана направлена на формирование централизованно управляемой шиитской и фарсиязычной нации. Социальная и политическая революция в Иране в 1979 г.

"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю

Правительство АДР уделяло особое внимание определению численности и этническому составу страны. Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. В настоящее время в стране насчитывается 1 млн.

Количество азербайджанцев в России. Численность азербайджанцев. Численность азербайджанцев в России. Азербайджанцы в России численность 2020. Численность населения в России азербайджанец. Тюрки Ирана.

Азербайджанцы тюрки. Тюркоязычные народы Ирана. Азербайджанцы тюркский народ. Число азербайджанцев в мире. Население азербайджанцев в мире. День солидарности азербайджанцев всего. Азербайджанцы в мире. Сколько всего азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в мире на 2022.

Расселение азербайджанцев. Расселение армян по миру. Карта расселения азербайджанцев. Карта расселения армян в мире. Сколько азербайджанцев. Траты на бензин в месяц. Сколько тратят на бензин в месяц. Сколько бензина тратит россиянин. Сколько в среднем тратится на бензин в месяц.

Национальный состав Азербайджана 2020. Численность народа в Азербайджане. Население Азербайджана по регионам. Численность населения Азербайджана. Количество азербайджанцев в мире. Численность азербайджанцев в России 2021. Сколько азербайджанцев живет в России. Азербайджанцы в Москве численность. Армяне в России карта расселения.

Карта расселения азербайджанцев в России. Расселение азербайджанцев и армян в России. Население азербайджанцев в Росси. Численность азербайджанцев в России на 2022. Этническая структура Армении. Армения население национальный состав. Страны СНГ. Независимое государство презентация. Площадь СНГ.

Территория проживания армян. Карта расселения армян. Территория расселения азербайджанцев в Иране. Азербайджанцы в Иране. Население Азербайджана в Иране. Азербайджанский манат к рублю. Курс валют Азербайджан. Курсы валют в Азербайджане. Курс рубля в Азербайджане.

Поздравления с днём солидарности азербайджанцев. Численность населения армян в России. Сколько азербайджанцев в России. Азербайджанцы в России.

К переговорам в рамках платформы пригласили три страны региона — Азербайджан, Армению и Грузию, а также их соседей — Россию, Турцию и Иран. Первое заседание турецкий МИД анонсировал на 10 декабря 2021 в Москве. Однако Грузию такой формат не устроил и она предложила ограничиться лишь тремя закавказскими республиками. Но приверженность Ирана тому, что суверенитет Азербайджана распространяется и на Нагорный Карабах с чем официально соглашается и Армения, и Россия , не означает, что Тегеран занимает проазербайджанскую позицию. Прямо в разгар острой фазы конфликта, 19 сентября, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян провел встречу с армянским коллегой Араратом Мирзояном на полях сессии Генассамблеи ООН. Согласно короткому заявлению на сайте МИД Армении, два дипломата обсудили и ситуацию в Нагорном Карабахе, но детали их беседы не приводились.

Значительное влияние Ирана в регионе признают и в Ереване. Президент Ирана Эбрахим Раиси и Пашинян созванивались 9 сентября. Они обсудили скопление войск Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и согласились, что споры нужно решать с помощью дипломатии, а не оружия. Во время переговоров Базрпаш сказал, что участие сторонних сил в разрешении кризиса между Арменией и Азербайджаном не нужно, а страны региона должны справиться сами. Содействие иностранцев извне, по его словам, только «усугубит существующие проблемы». Какие именно страны нужно считать инородными для региона, он не уточнил. Но на фоне сентябрьского военного обострения, которое продлилось два дня, риторика иранских политиков и дипломатов изменилась. Он обвинил Азербайджан в стремлении изменить границы в регионе «совместно с сионистским режимом так в Иране нередко называются Израиль — прим. Борьба за торговые пути «Любая серьезная война, которая может произойти на Кавказе, это война против Ирана. Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября.

Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана. Также Иран не присоединился к экономической блокаде Армении, благодаря чему часть потребностей страны обеспечивалась за счет маршрутов через иранскую территорию. Армянский дипломат Гегам Гарибджанян, работавший тогда послом в Тегеране, даже окрестил этот путь «дорогой жизни». Во время Второй Карабахской войны 2020 года Иран оставался нейтральным и заявлял, что судьба Карабаха должна решиться путем переговоров, посредником в которых он может выступить. В июле 2022 года верховный лидер Ирана Али Хаменеи заявил , что Иран «рад возвращению Карабаха в состав Азербайджана». Но при этом Иран выступает против любой блокировки границы с Арменией, добавил он. Иран опасается, что Азербайджан хочет занять Сюникскую область, которую в Азербайджане называют южной частью исторической области Зангезур, поясняла Лана Раванди-Фадаи. Это регион на юге Армении, который соединяет ее с Ираном и разделяет Азербайджан с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой.

После того, как Южный Кавказ стал частью Российской империи, российские власти, которые традиционно называли все тюркские народы татарами, стали именовать азербайджанцев кавказскими, азербайджанскими или адербейджанскими татарами, чтобы отличить их от других тюркских народов.

Сколько азербайджанцев проживает в России? У лидеров азербайджанской диаспоры иные данные: в России ныне проживает до 2 млн. Сколько азербайджанцев по всему миру? Азербайджанцы самоназв. Общая численность в мире превышает 35 млн чел. Как называется население Ирана?

Россия в глобальной политике

Зарабатывать В исламской республике Иран еще в советское время азербайджанцев различные заинтересованные лица пытались найти 33 млн. И это при том, что население страны составляло 60 млн. И в России численность тюркофонов тюркоязычных автохтонов региона преувеличивается.

Есть он и в Тебризе, автором которого является скульптор Манук Арустамян. В Иране вообще бережно относятся к прошлому и с удовольствием принимают настоящее. Повторюсь, не нужно шарахаться от официального названия страны «Исламская Республика Иран».

Да, Иран — исламская страна. Но ислам в этой стране шиитского толка. Это наиболее мягкая форма ислама и не имеет ничего общего с исламом Саудовской Аравии или Афганистаном. Шиизм спокойно относится к порокам человеческим, если пороки эти не приносят страданий обществу. Алкоголь запрещен потому, что он приносит страдания и погибель.

Шариат не станет церемониться с алкоголиком и накажет по всей строгости исламского права. Зато тот же шариат спокойно относится к проституции и лицам нетрадиционной сексуальной ориентации. С одной лишь поправочкой: «жрицы любви», как все нормальные женщины в стране, должны носить чадор или просто покрывать косынкой голову, когда находятся в общественных местах. Также покрывать ноги, руки и шею. Касаемо лиц нетрадиционной сексуальной ориентации тоже все просто: если мужчина не считает себя мужчиной, то он обязан прооперироваться, поменять пол и стать трансгендером.

Для таких случаев в Иране заложен даже отдельный бюджет. Если же мужчина отказывается оперироваться, то его ждет смертная казнь через повешение. Как вы поняли, Иран живет в своем измерении, отличном от мира сего. От того многим сложно понять эту страну. Здесь так же чуждо «не детское время».

Парки и аттракционы для детей работают в будние дни до часу ночи, а в выходные… до четырех утра. И все это время взрослые вместе с детьми катаются на каруселях, едят мороженое, гуляют в парках, а последний год и посещают дельфинарий, дающий по два представления в день — в 21. Кстати, дельфинарий в Тебризе был открыт в 2016 году армянским предпринимателем из России Гором Арутюняном. Это первый дельфинарий в Тебризе и второй по счету в Иране. Один, как вы поняли, находится в Тегеране.

Все животные привезены из России — два дельфина, две белухи и два моржа. Однако по стечению обстоятельств дельфиниха Маша и белуха Даша остались вдовами. Их партнеры погибли от сердечной недостаточности. Самочки выступают без партнеров и исправно выполняют команды своих иранских тренеров исключительно на русском языке, как их учили прежние российские тренеры. Вообще, надо сказать, что персонал дельфинария — пример того, что армяне и азербайджанцы вполне могут жить в мире и согласии между собой.

Здесь трудятся те и другие. Учитывая, что представления начинаются вечером, а рабочий день с 08. Часто они собираются за одним столом, армяне и азербайджанцы азери-торки , едят, пьют чай и поют песни — азербайджанцы на армянском языке, а армяне на азербайджанском. Даже «Сари ахчик» «Сары гелин» и «Аман, Тело», что являются объектами постоянных споров между Арменией и Азербайджанской Республикой, поются на двух языках. Армяне поют куплеты на армянском, а азербайджанцы дополняют припевами на азербайджанском.

Кстати, было замечено, и я этому оказался свидетелем, как во время армяно-азербайджанского пения дельфиниха и белуха машут головами из стороны в сторону, словно радуются такому дружественному тандему. Такая вот идиллия! Мы своим примером покажем, как это сделать. Представление закончилось поздно ночью. Пора было возвращаться в отель.

Тем более с утра надо отправляться в Джульфу. Мои новые приятели Седжад Мохсензаде и Амир Сербазрешид заехали за мной в дельфинарий, чтобы отвезти в отель. В машине сидели еще два человека. Ехать почти восемь километров по ночному Тебризу. Ребята включили музыку для драйва.

Седжад улыбнулся, а ребята на заднем сиденье стали громко смеяться. Я не понимал, почему мой вопрос вызвал столько смеха. Амир, едва сдерживая гогот, обратился к Седжаду: — Ну что, врубай Гугуш! Твоей заднице не привыкать. Седжад засмущался, а остальная компания пуще стала смеяться.

Седжад ответил: — Дело в том, что в Иране запрещено слушать в общественных местах Гугуш. Она политическая эмигрантка. Поссорилась с рахбаром и уехала на Запад. С тех пор за песни Гугуш можно получить 50 ударов палкой по заднице от стражей исламской революции. У меня уже был горький опыт, когда за слушание песен Энди Мададяна мне «надавали» 30 палок.

Поэтому ребята смеются. Теперь смеяться начал я. Но не из-за ударов. Что за несправедливость? Ребята прояснили.

Оказывается, к Гугуш у властей личная обида. А по всем остальным артистам-эмигрантам — 30 палок. Если что — будем удирать. Но на всякий случай готовьте задницы. На этот раз веселее будет.

Не мне же одному отвечать за всех. Седжад включил Гугуш на всю громкость. С большой скоростью мы поехали дальше к отелю. Улицы были пусты. Нам повезло.

Ночные приключения на свои зады не состоялись. И слава Богу! Хотя такси в Иране довольно дешевый транспорт, ребята настояли, что отвезут именно они: «Ты гость. Не траться зря! Что ж, это я часто слышал в Иране и от незнакомцев.

Дорога заняла всего полчаса. Ребята помогли мне поселиться в отеле, и мы попрощались. Номер оказался просторным, уютным — гостиная, спальня, кухня, оснащенная всем необходимым и… окна с видом на Азербайджан. Именно на Азербайджан, на другую страну. Дело в том, что Джульфа находится прямо на границе с Азербайджанской Республикой, Нахичеванским краем.

От моих окон до линии границы — всего-навсего 200 метров. Там проходит естественная граница по реке Аракс, а на том берегу Аракса — другая Джульфа, принадлежащая уже Азербайджанской Республике. Ведь некогда это был один город. Но после подписания Туркманчайского мирного договора 1828 года между Персией и Российской империей, территории разделили по Араксу. Северная часть Джульфы отошла России, южная часть осталась у Персии.

Джульфа — в прошлом армянский поселок, крупный торговый центр. Старое армянское название города — Джуга. По преданиям, город был основан легендарным армянским царем Тиграном Ервандяном и впервые упоминается у историка V в. Мовсеса Хоренаци. Согласно летописцу, Тигран Ервандян поселил в Джуге пленных мидийцев.

Между X и XII веками он стал крупным городом, центром армянской торговли прежде всего шелком , сохранявшим свое преимущественно армянское население. Мирная и размеренная жизнь богатой Джуги длилась до нач. В 1604 году, в ходе войн между Персидской и Османскими империями шах Персии, Аббас I Великий, чтобы удержать под своей властью Закавказье, применил в Армении тактику выжженной земли, в ходе которой он изгнал все население Восточной Армении, как христианское, так и мусульманское. Многие джугинцы отказались переселяться. Но армия не унималась.

Начались грабежи и насилия на переправе через Аракс, где персидские всадники безнаказанно похищали приглянувшиеся им вещи джугинцев, а также девушек и юношей. Множество жителей утонуло, так что «на обоих берегах реки валялись трупы утонувших людей». В это же время по личному приказу шаха солдаты подожгли оставленный город, который сгорел дотла. Население все же было насильственно переселено в Исфахан, где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новая Джульфа. Что касается Джульфы, то позже туда стали постепенно возвращаться армяне и мусульмане.

Строились новые храмы, дома, мануфактурные производства. Но это была уже не та Джульфа. И вот я здесь — в городе, умытом слезами и кровью ее прежних жителей. Теперь уже две Джульфы в двух разных государствах разделяет Аракс. Население одной и другой говорят почти на одном азербайджанском языке.

Однако психология, подобно Араксу, разделяет два родственных народа: в иранской Джульфе армян осталось хоть и мало, но здесь сохранены памятники армянского зодчества, среди которых Часовня Чупан и красивейший монастырь Сурб Степанос. Зато в азербайджанской Джульфе вот уже третий десяток лет нет ни армян, ни их наследий. Власти Азербайджанской Республики сровняли с землей все, что напоминало о присутствии армян в крае. Были уничтожены почти 10 тысяч хачкаров, а также монастырь IX в. Аменапркич, церковь XII в.

Как переводится слово Азербайджан? Где проживают азербайджанцы в Иране? Территория компактного проживания азербайджанцев включает также почти всю провинцию Зенджан к югу от Иранского Азербайджана. Курды проживают в основном в провинции Западный Азербайджан, кроме областей, непосредственно примыкающих к озеру Урмия — там живут азербайджанцы, как и в остальных провинциях региона. Где живут азербайджанцы в Иране?

Флаг азербайджанцев Ирана.

Иранские азербайджанцы как выглядят. Азейбарджанцы нация. Азербайджанские люди. Провинция Южный Азербайджан в Иране. Худаферинский мост Азербайджан. Худаферинские мосты.

Освобожденные районы Худаферинский мост. Азербайджан народ. Азербайджан люди. Азербайджанское население Ирана. Жители Турции. Азербайджанцы в Турции.

Здороваться на азербайджанском. Иранские азербайджанцы 90е. Иранцы в Баку. Иранские народы азербайджанцы. Южный Азербайджан иранская. Иранцы в Армении.

Азербайджанцы в Ереване. Иранские парни в Армении. Армяне в Иране. Иран Алиев саммит. Иран жизнь в Тегеране. Иран люди.

Жители Ирана. Генетика персов. ДНК гаплогруппа азербайджанцев. Гаплогруппы армян и азербайджанцев. Генетика иранцев. Протесты в Иране 2022 женщины.

Кочевники азербайджанцы. Кочевники Ирана. Талыши в Иране карта. Провинция Западный Азербайджан. Западный и Восточный Азербайджан. Карта расселения азербайджанцев в России.

Борчалинские Карапапахи. Карапапахи терекеменцы. Карапапахи азербайджанцы. Тюрки Карапапахи. Луры народ Ирана. Кашкайцы урумцы Солярцы.

Иранцы кочевники. Британское посольство в Тегеране. Евреи в Иране. Евреи в иранском парламенте.

Иранский Азербайджан и армянский след

У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные.
Азербайджанцы в Иране — Википедия Азербайджанцы проживают преимущественно в северо-западных провинциях Ирана, таких как Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль и Зенджан.
Азербайджанцы — народ без названия, но с древними корнями говорится в статье.

Возглавит ли Иран азербайджанец?

Сколько живёт азербайджанцев в Иране? Азербайджанцы и армяне продолжают играть значительную роль во внутренней политике Ирана. На его территории проживают более 200 тысяч армян и, по разным оценкам, от 25 до 35 млн азербайджанцев. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны. При том, что в Иране не преподается азербайджанский язык в отличие от армянского.

Sorry, your request has been denied.

Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Количество азербайджанцев, проживающих в каждой из остальных стран запада, находится в пределах 2-10 тысяч человек. Последних в Иране проживает больше, чем в самом Азербайджане, они составляют от 35 до 42% населения страны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий