Новости. Проповедь митрополита Таллинского и всея Эстонии ЕВГЕНИЯ в Пюхтицком монастыре в день памяти Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 20 января. 41-летний Лаури Ляэнеметс родился в Таллине, окончил Таллинский университет по специальности "менеджмент рекреационных услуг" и курс командира роты в школе. В Таллине совершили панихиду по приснопамятному митрополиту Корнилию (Якобсу).
Власти Таллина расторгнут договоры об аренде с Эстонской православной церковью
Администрация «Новости Таллинна» по адресу Таллинн, площадь Вабадузе, 7, показать телефоны. Напомним, Таллин решил не продлевать вид на жительство главе Эстонской митрополии РПЦ 66-летнему митрополиту Евгению (Валерию Решетникову), поскольку. Для обоснования своих антицерковных действий Таллин, как и другие ориентированные на Запад государства, по словам Кипшидзе, используют "политические объяснения". Архиерейский хор Будапештской и Венгерской епархии провел концерт великопостной и пасхальной духовной музыки в Тиханьском аббатстве. Интерфакс: Новая городская управа Таллина намерена ограничить деятельность Эстонской православной церкви Московского патриархата (ЭПЦ МП), сообщили во.
Новости часа
Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:.
Диаконский чин возглавил протодиакон Всеволод Мельников. В соборном храме в этот день молилась настоятельница Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря игумения Магдалина Полын с сестрами. Во время Божественной Литургии Его Преосвященство, Преосвященнейший Александр, Епископ Даугавпилсский и Резекненский, за усердное и беспорочное служение Святой Православной Церкви Христовой и за многолетние труды, к 25-летию служения в священном сане, 17-летию архиерейской хиротонии, 10-летию управления Даугавпилсско-Резекненской епархией и 50-летию со дня рождения был возведен в высокий сан Архиепископа. По окончании Божественной литургии был совершён благодарственный молебен перед образом положения Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа и Коневской иконой Пресвятой Богородицы.
Как сообщает эстонское национальное телерадиовещание ERR, министр поехал во вторник в Пюхтицкий монастырь, чтобы убедить его руководство выйти из подчинения Московскому патриархату.
По его словам, будет разъяснена позиция правительства «по проблемам, касающимся прямого подчинения» монастыря. Вопрос может усложниться, но решения, безусловно, можно найти и там», — предупредил глава МВД Эстонии. По данным ERR, против этого высказалась оппозиционная Центристская партия.
Песнопения Божественной литургии исполнял хор храма. Владыка Константин вознес у Престола Божия молитву о мире и единомыслии. По прочтении Св.
Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине
В завершение богослужения глава Тамбовской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом и поздравлением. В эти сентябрьские дни церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Таллине, называемая в народе Казанской, отмечает 300-летие своей истории. Фестиваль в Таллине 2017: дни Старого города пройдут с 31 мая по 4 июня. Главная Новости Главные событияНакануне Недели ваий в главном соборе Тверской митрополии прошло праздничное архиерейское богослужение. Новости, прямые трансляции, онлайн-конференции.-Православная религиозная организация Московская епархия Русской Православной альный отдел по изд. Власти Таллина заявили о расторжении договора об аренде помещения канцелярии Эстонской Православной Церкви (ЭПЦ) Московского патриархата.
Новости часа
Власти Таллина заявили о расторжении договора об аренде помещения канцелярии Эстонской православной церкви (ЭПЦ) Московского патриархата. Власти в Таллине объявили митрополита Евгения угрозой для государства за то, что он не осудил российскую военную спецоперацию на Украине. Елецкая епархия Елецкая епархия официальный сайт. Главная. Новости. Для обоснования своих антицерковных действий Таллин, как и другие ориентированные на Запад государства, по словам Кипшидзе, используют "политические объяснения".
Православие в Эстонии: взгляд двух митрополитов
Однако новая власть в Таллине обещает прекратить действие договоров, расширяющих сферу влияния РФ, из чего также можно сделать вывод о намерении начать ограничивать деятельность и церкви, связанной с Россией", - сообщил портал ERR. В начале века Таллинн заключил с ЭПЦ МП договор аренды или права на застройку на три объекта недвижимости, а МВД Эстонии передало в пользование этой церкви четыре здания по символической арендной цене.
Начало богослужения в 16:00. Начало богослужения в 8. Пресс-служба ЛПЦ.
Такие вот бывают встречи.
А то, что принадлежит государству, нам не отдают. Например, в Таллине две церкви принадлежат городу. Они могли бы эти церкви нам вернуть, но земля принадлежит государству, а государство — против. Такие вот возникают мелкие зацепки. Видимо, они хотят, чтобы мы жили только за счёт свечей и тарелочного сбора. И более не имеет имущественных претензий?
Они получили и храмы, и имущество приходские дома, землю и т. И сейчас всем этим имуществом распоряжаются, продают. Но они были против того, чтобы государство и нам вернуло собственность. И толку никакого. Хотя в ЭАПЦ уже есть новые веяния: появились люди, пришедшие после раскола. А некоторые раскольники умерли.
Картина меняется. Я, например, заметил, что епископ Тартуский Илия Ояперв очень благожелательно настроен, интересуется структурой нашего православия. Он эстонец, у него с митрополитом Стефаном, видимо, не очень добрые отношения. Мне кажется, что расколу содействуют два момента: личность самого митрополита Стефана и националистические настроения. Вообще, надо заметить, что патриарх Варфоломей не вмешивается в дела своих приходов в Эстонии. А вот нам сейчас очень сложно, но при этом из Москвы из разных отделов нас забрасывают всевозможными предписаниями, указаниями, предложениями.
Всё это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что наша Эстонская самоуправляемая церковь — это всего тридцать приходов, которые ещё разделили на две епархии. Скажу прямо: это дробление кроме трудностей нам ничего не принесло. Но не исходя из наших потребностей. Вообще, причудские приходы близ Чудского озера , которые как раз отошли в новую епархию, к епископу Лазарю, очень непростые. Священнику там самостоятельно жить невозможно, не хватит средств. Раньше у приходов были земли, сейчас же, в основном, приходится полагаться на пожертвования.
Есть там один священник, который занимается фермерством, отец Иаков Метсалу, эстонец. Но это исключение, а не правило. Думаю, если бы Пюхтицкий монастырь был в составе епархии, а не отдельно как сейчас, в качестве ставропигиального , то многие вопросы можно было бы решить. Например, чтобы священник отслужил в приходе в субботу и воскресенье, а затем мог послужить в монастыре. Сейчас фактически получается, что в Эстонской Православной Церкви нет ни одного монастыря. Мне как и любому другому архиерею нужно просить разрешение патриарха, чтобы служить в Пюхтицах.
Получается, что я никакого отношения к Пюхтицкому монастырю не имею даже минимально, как при патриархе Алексии и игумении Варваре , я не знаю, что там происходит. Владыка Корнилий заметил, что для него такая ситуация огорчительна. По мнению митрополита, Пюхтицкая обитель — это «часть Эстонской Православной Церкви, наша главная святыня». Впрочем, личные отношения с новой настоятельницей назначенной в ноябре 2011 года сложились у него вполне хорошие. Она и в Таллин к нам приезжала, на духовные концерты, которые мы организовывали», — сказал владыка. Ближе к концу нашей беседы я затронул вопрос о переводе богослужебных книг на эстонский.
Всё-таки в епархиях Московского патриархата есть эстонцы и, вероятно, им приятно слышать службы на родном языке. Наверное, такие переводы важны и для миссионерских целей, и для просвещения. Надо бы вместе нам работать, потому что разночтения получаются. Эстонский язык, к сожалению, не очень богат богословскими терминами, поэтому переводить непросто. Иоанн Кронштадский к слову, очень почитаемый в Пюхтицах стремился к возрождению эстонского православия. Наше положение непростое, а я не политик, но хотелось бы большего понимания нашей ситуации со всех сторон, — подчеркнул митрополит.
На прощание владыка подарил мне несколько книг, в том числе свой труд о знаменитом кронштадском пастыре. Покинув резиденцию предстоятеля ЭПЦ, я, пройдя по улицам старого города, поднялся на холм Тоомпеа, к столь полюбившемуся мне Александро-Невскому собору. Рядом с храмом находится здание парламента. Церковь и Рийгикогу Парламент разделены пространством всего в несколько десятков метров. Жаль, что в пространстве государственно-политическом это расстояние неизмеримо больше, и голос Эстонской Православной Церкви слышен в коридорах власти далеко не всегда. Здание Парламента Эстонии.
Вид с колокольни Александро-Невского собора Митрополит Стефан: «Мы хотим, чтобы Русская Церковь признала нашу автономию» Резиденция митрополита Стефана расположена на улице Висмари, в довольно престижном районе эстонской столицы. Правда, найти её удалось не без труда: здание скрыто во дворе и малозаметно, хотя крест, венчающий крышу Церковного Управления, является хорошим ориентиром. Но его сложно увидеть, если идти, например, с восточной стороны улицы. Таллин, улица Висмари. С митрополитом Стефаном мы говорили по-русски. Владыка неплохо владеет русским языком, хотя по национальности он грек и с Россией никак не связан.
В 1963 году рукоположен во диакона, в 1968 году — в иерея. Служил во Франции. Епископская хиротония состоялась в марте 1987 года. В архиерейском звании владыка Стефан служил в Ницце южная Франция. Управляет Эстонской Апостольской Православной Церковью с марта 1999 года. Один из первых вопросов, который я решил задать во время беседы, был связан с самим фактом назначения митрополита в Эстонию.
Действительно, большую часть своей жизни он провёл во Франции, с Эстонией знаком не был. Почему же выбор пал именно на владыку Стефана? Поэтому выбрали меня. Конечно, с государством было достигнуто соглашение, ведь я не эстонец и должен был получить разрешение на пребывание здесь. И когда мне сказали про Эстонию, я даже вначале не знал, где она находится. Предполагал, что где-то возле Сибири.
Впервые митрополит Стефан посетил Эстонию весной 1997 года. Дело в том, что архиепископ Карельский и всея Финляндии Иоанн временно управлявший эстонскими приходами, принятыми Вселенским патриархатом в свою юрисдикцию попросил его о помощи во время Великого поста и Пасхи. У Эстонской Апостольской Православной Церкви не хватало священников, чтобы служить в новых приходах. Страна совсем недавно освободилась от коммунизма.
Евгений заявил, что Эстонская церковь выступает против боевых действий, а также за мирное урегулирование конфликта.
Митрополит подчеркнул, что с самого начала украинского конфликта призывал прихожан не поддаваться чувствам вражды и ненависти и не вовлекаться в политические дискуссии, особенно в церковной среде.
РПЦ считает, что Таллин не вправе инициировать изменение статуса Пюхтицкого монастыря
Богослужебные песнопения исполнили архиерейский хор под управлением регента Т. Глазковой и хор под управлением регента М. Во время литии был совершен крестный ход вокруг храма. После прочтения праздничного Евангельского зачала на утрени, архипастырь прочитал молитву на благословение ваий.
В июле 1940 г. Синод Эстонской Православной Церкви 10 ноября 1940 г. Синод ЭАПЦ под председательством митрополита Таллиннского и всей Эстонии Александра повторил прошение о принятии его Церкви в каноническое общение с Матерью Церковью и «покрытии любовью невольный грех отпадения» 56. По определению Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия 28 февраля 1941 г. Он заявил, что эстонское духовенство «под давлением бывшего Эстонского правительства и только лишь из желания и надежды сохранить Православие в Эстонии» пошло на грех раскола. Затем Блаженнейший митрополит Сергий совершил краткое молитвословие, прочел разрешительные молитвы и завершил чин воссоединения взаимным архиерейским приветствием «Христос посреди нас», в кафедральном Богоявленском соборе была совершена совместная с митрополитом Александром Божественная литургия, и все присутствовавшие архипастыри подписали Акт о воссоединении ЭАПЦ с Матерью Церковью 57. В марте 1941 г. Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Сергий назначил митрополита Виленского и Литовского Сергия Воскресенского экзархом Латвии и Эстонии и одновременно возложил на него временное управление Рижской епархией в связи с уходом на покой митрополита Рижского и всей Латвии Августина. Экзарх избрал Ригу местом постоянного пребывания. Менее чем за три месяца, остававшихся до нападения фашистской Германии на СССР, экзарх приступил к устроению церковной жизни в Прибалтике в условиях новой и сложной обстановки. По свидетельству многих сослужителей, он обладал административными и дипломатическими способностями и сразу же установил братские и деловые отношения с митрополитом Таллиннским Александром. Сохранилась копия письма от 10 апреля 1941 г. Далее отмечалось, что для дальнейшего нормального течения церковной жизни в Эстонии необходимо получение последних постановлений, касавшихся Церкви и вероисповедных общин 58. Вскоре митрополит Виленский и Литовский Сергий, назначенный Патриаршим экзархом в Прибалтике, прибыл в Таллин, и кульминацией его визита стала служба в Симеоновском храме столицы Эстонии соборно с митрополитом Таллиннским Александром и архиепископом Нарвским Павлом. Это посещение Таллина экзархом митрополитом Сергием было первым и последним. Советская администрация заранее предложила находившемуся в городе экзарху митрополиту Сергию эвакуироваться, но он скрылся в крипте Рождественского кафедрального собора и остался в Риге. Какими бы ни были причины этого решения, одно остается непреложным — митрополит Сергий поступил в полном соответствии со священными канонами, ибо связь епископа со своей малой Церковью — епархией, которую он принял от Бога, является нерасторжимой 14 Апостольское правило; 15 правило I Вселенского Собора; 21 и 25 правила Антиохийского Собора и др. Германские власти арестовали митрополита Сергия в первый день оккупации Риги и продержали в заключении четыре дня. За это время экзарх митрополит Сергий сумел убедить немцев в целесообразности сохранения возглавляемого им экзархата Московской Патриархии в Прибалтике, включая возношение за богослужением имени Патриаршего Местоблюстителя Блаженнейшего митрополита Московского и Коломенского Сергия. Экзарху пришлось сделать несколько публичных заявлений о лояльности германским властям, с осуждением советского руководства. В начале июля германские войска вторглись в Эстонию, и 28 августа был оккупирован Таллинн. Митрополит Таллиннский Александр еще в первые дни войны заявил о своем разрыве с Матерью Церковью, только что простившей ему грех отпадения, и о повторном переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Епископ же Нарвский Павел остался верен Матери Церкви. Немецкие власти не препятствовали ни митрополиту Александру руководить жизнью приходов, оставшихся в его подчинении, ни епископу Павлу управлять русской Нарвской епархией и многими другими приходами, расположенными на территории оккупированной Эстонии, но сохранившими верность Русской Православной Церкви 59. Повторный разрыв канонических отношений с Матерью — Русской Православной Церковью, совершенный митрополитом Таллиннским и Эстонским Александром Паулусом в августе 1941 г. Владыка посетил все приходы своей епархии, каждый из которых подтвердил верность Матери Церкви. О своем неприсоединении к расколу заявили Псково-Печерский монастырь и приходы Печерского благочиния Таллиннской епархии, а также приходы оккупированных немцами территорий Псковской и Ленинградской епархий 60. Митрополиты Таллиннский Александр и находившийся на покое бывший Рижский Августин прекратили связь с экзархом митрополитом Сергием и заявили о своем возвращении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Но оккупационные власти считали митрополитом всех трех Прибалтийских государств экзарха Сергия и предоставили ему управлять Нарвской епархией, приходами Эстонии и Латвии, в ведении экзарха находилось подавляющее большинство эстонских и латвийских православных приходов, Псково-Печерский Успения Божией Матери, Пюхтицкий Успенский и рижский Свято-Троицкий монастыри. В начале июня 1942 г. Никто из нас не имеет права даже ставить такой вопрос... Церковь -Мученица перед всем миром засвидетельствовала свою преданность Христу, а мы здесь решаем вопрос, согласиться ли нам быть ее членами! По справедливости мы должны поставить другой вопрос: достойны ли мы быть членами этой Церкви? В Указе от 5 ноября 1942 г. Церковная жизнь в Латвии и Литве вошла в свое нормальное жизненное русло, однако мы этого не можем сказать в отношении Эстонской епархии. Наше мирное строительство в течение всего прошедшего времени нарушалось самочинным поведением митрополита Александра. В начале он не отвечал на все наши письменные к нему отношения. Затем мы стали угадывать по доходившим до нас отрывочным сведениям, что он порвал молитвенное общение с нами и всеми верными нам епископами экзархата — словом, решил вновь выйти из канонического повиновения Матери Церкви. Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви, и не обинуясь угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему... На протесты преосвященного Нарвского и целого ряда благомыслящих клириков Эстонской епархии не толкать епархиальную жизнь на раздор и новую схизму митрополит рассылал разъяснения и приказания не подчиняться требованиям законного священноначалия. Несмотря на все это мы не теряли надежду на мирное разрешение возникшего раздора в условиях свободного существования православной Церкви, с этой целью, с ведома гражданских властей митрополит Александр был нами приглашен на первое архиерейское совещание епископов Латвии, Литвы и Эстонии. На приглашение митрополит Таллиннский даже не ответил. Бесплодными оказались новые беседы преосвященного Нарвского, никакого действия не произвели решения архиерейского совещания, в них мятежный митрополит призывался братски к молитвенному общению с собравшимися, к признанию существующего канонического правопорядка экзархата и предупреждался, что дальнейшее упорство в самочинии вынудит всех нас привлечь его к суду по канонам святой православной Церкви. Не убедили и доводы государственного порядка, требующие в наших условиях соблюдения мирного состояния церковного общества. Второе архиерейское совещание понудило нас опять письменно обратиться к митрополиту Александру со словами призыва любви к нему и направить делегацию из двух старейших протоиереев Латвийской епархии, его же товарищей с учебной скамьи. Но и на этот раз протянутую с миром нашу руку митрополит Таллиннский решительно отверг. В целях предотвращения дальнейшего разложения нашей церковной жизни в экзархате мы вынуждены прекратить попытки призвать самочинника к каноническому порядку и предать его церковному суду». Далее в указе следуют прещения, наложенные экзархом митрополитом Сергием на митрополита Александра. Признавались недействительными все священнодействия митрополита Александра, каковые он дерзнет совершить в состоянии запрещения, к этому постановлению присоединились архиепископ Митавский Иаков, епископ Нарвский Павел, епископ Ковенский Даниил 61. За ревностное архипастырское служение, важной частью которого была самоотверженная борьба со схизматиками, владыка Павел в декабре 1942 г. Сразу же после оккупации Эстонии немецкими войсками в Нарве, Таллинне и других регионах были созданы концентрационные лагеря для военнопленных Красной Армии и пересылочные лагеря для насильно вывозимого с захваченных российских и белорусских территорий в Германию в качестве рабочей силы трудоспособного населения. Епископ Павел добился согласия немецкой администрации на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами питания и одеждой. Он в полном смысле слова посвятил себя служению милосердия, побуждал к этому своих клириков и призывал паству, чем возможно, помогать своим страдающим братьям и сестрам. Епископ Павел регулярно посещал лагеря военнопленных и перемещенных лиц, совершал богослужения, включая Божественную литургию, исповедовал, причащал, проповедовал заключенным, вселяя в души людей надежду на будущее. Когда в одном из лагерей в Нарве вспыхнула эпидемия тифа, владыка не изменил установленного им порядка и продолжал там пастырское окормление. Перед освобождением от оккупации Таллина 22 сентября 1944 г. Патриарший Местоблюститель митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий утвердил архиепископа Павла в этой должности. Владыка Павел на правах епархиального архиерея был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, проходившего в Москве с 31 января по 2 февраля 1945 г. В марте 1945 г. Мне, старшему иподиакону, преосвященный поручил трудное и ответственное дело — готовить собор к освящению и возобновлению в нем богослужений, в мае 1945 г. Прекращение эстонской схизмы В ноябре 1944 г. Миссия уврачевания эстонской схизмы была возложена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием на архиепископа Псковского и Порховского Григория Чукова , который по прибытии в Таллинн 5 марта 1945 г. На этой встрече обсуждались вопросы, связанные с упразднением схизмы и восстановлением канонической структуры Церкви, а также насущные задачи церковной жизни. Члены Синода наряду с митрополитом Александром весьма активно участвовали в организации и поддержании раскола, на них лежала нравственная ответственность за отторжение клира и мирян Эстонской епархии от Матери Церкви, в особом документе, составленном на совещании, содержались покаяние и просьба о прощении греха и принятии в духовное общение с Матерью — Российской Церковью. Было решено, что чин воссоединения состоится 6 марта 1945 г. Затем архиепископ Григорий сообщил о необходимости привести структуру ЭАПЦ в соответствие с епархиальной структурой Русской Православной Церкви, зарегистрированной государством на всей территории Советского Союза.
Пельгуранна, д. Проект восстановления часовни реализован при поддержке мэрии Таллина и жертвователей. После освящения состоялось награждение благотворителей и тружеников, активно помогаших в деле восстановления часовни святого Георгия. Сотни солдат и офицеров были удостоены эстонских государственных наград, в том числе — 16 Крестов свободы», — подчеркнул мэр Михаил Кылварт. В результате голода, эпидемии и обморожения тогда погибло несколько тысяч человек. В их честь в 1936 году была построена часовня святого Георгия Победоносца.
В начале этой недели Ляэнеметс решил вновь выступить с угрозой — 23 апреля он объявил, что государство может ликвидировать православные монастыри, которые откажутся выйти из подчинения РПЦ. Вопрос может усложниться, но решения, безусловно, можно найти и там", — подчеркнул он. При этом министр отметил, что приходы должны самостоятельно принять решение о разрыве связей с РПЦ МП. Следовательно, монастырь сам не может инициировать отказ от ставропигиального статуса", — подчеркнули в монастыре. Если правительство республики хочет, чтобы монастырь сменил юрисдикцию, то власти должны самостоятельно обратиться к святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с предложением отмены ставропигиального статуса Пюхтицкой обители.
Митрополит Корнилий: «Нам сейчас очень сложно»
- Глава Эстонской православной церкви лишен вида на жительство и покидает страну
- Глава Эстонской православной церкви лишен вида на жительство и покидает страну
- Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
- В ТАЛЛИННЕ В ТРЕТИЙ РАЗ ПРОЙДЁТ ФЕСТИВАЛЬ «ПАСХАЛЬНЫЙ СВЕТ В ЭСТОНИИ»
- One moment, please...
- Свяжитесь с нами
В РПЦ объяснили, почему Таллин не вправе изменить статус Пюхтицкого монастыря
Для обоснования своих антицерковных действий Таллин, как и другие ориентированные на Запад государства, по словам Кипшидзе, используют "политические объяснения". 41-летний Лаури Ляэнеметс родился в Таллине, окончил Таллинский университет по специальности "менеджмент рекреационных услуг" и курс командира роты в школе. Прошло больше года с тех пор, как Вы приехали в Таллин и приняли в свои руки управление Эстонской Православной Церковью. Минувшей зимой власти в Таллине постановили выдворить в Россию митрополита Евгения, возглавлявшего Эстонскую православную церковь Московского патриархата. На этот раз в рамках Генеральной ассамблеи Таллинн примет почти пятьсот гостей. 30 января 2024 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялось чрезвычайное заседание Собора Эстонской Православной Церкви.
«Теперь все отнимут». Власти Эстонии покусились на Александра Невского
МИД Эстонии осудил «русскую бомбёжку Таллина» и освобождение города от нацистских оккупантов. В обители заявили, что попытки Таллина повлиять на жизнь монастыря не имеют созидательного значения. Таллинн новости науки В мире науки Таллинн каждый день происходят захватывающие события, и последние новости свидетельствуют о неуклонном прогрессе. эстония, таллин, рпц, митрополит евгений, мвд, политические провокации Митрополит Евгений (Решетников) уже давно баласирует на грани выдворения из Эстонии. Таллин сегодня вышлет из страны главу Эстонской православной церкви Московского патриархата митрополита Евгения.
Please wait while your request is being verified...
По благословению Святейшего Патриарха Тихона в октябре 1920 г 52. Святейший Патриарх Тихон возвел новопоставленного епископа Александра в сан архиепископа. Епископ Александр в миру Александр Карлович Паулус родился 2 февраля 1872 г. Как лучший ученик был направлен в рижское духовное училище 1884—1888 , продолжал обучение в Рижской духовной семинарии 1888—1894. По окончании семинарии зачислен в клир Рижской епархии и определен на должность псаломщика-учителя на приход в Лсэзи, в 1897 г. В 1901 г. Рижским и Митавским Агафангелом рукоположен во священника и служил на эстонских приходах Рижской епархии — в Кыргессааре на острове Даго Хийумаа 1901—1903 , в Каркси 1903—1908 , в Лайузе 1908—1916 и в Пярну 1916—1920. Вскоре после избрания протоиерей Александр отказался от предложенной ему хиротонии в связи с полным отсутствием поддержки со стороны представителей русских приходов, воздержавшихся при голосовании. На том же Соборе при единодушном одобрении собравшихся клириков и мирян кандидатом на кафедру правящего архиерея заочно был избран другой эстонец — профессор Московского университета Александр Каэлас.
После внезапной смерти в Иркутске профессора Каэласа в апреле 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь был избран тайным голосованием единогласно архиепископом Таллиннским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Правление АПЦЭ было возложено на ее исполнительный орган — Синод, в который кроме архипастыря вошли клирики и миряне, избираемые Собором Церкви и утверждаемые архиепископом. Таким образом, автономия православной Церкви в Эстонии была осуществлена в силу внутренних и внешних обстоятельств и сформирована священноначалием Русской Православной Церкви на безусловном каноническом основании. Это позволило православной Церкви в Эстонии без ущерба для полноценной жизнедеятельности иметь необходимую связь со священноначалием Матери Церкви в Москве, а в чрезвычайных обстоятельствах самостоятельно продолжать служение столько времени, сколько потребуется. Как уже отмечалось, в таком же сложном положении оказались и другие епархии Русской Православной Церкви, расположенные на территории новообразованных независимых государств: Финляндская и Выборгская, Рижская и Митавская, Варшавская и Привислинская и другие в пределах Полыни. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод 11 февраля 1921 г. В условиях широкой автономии православная Церковь в Эстонии, как и остальные, смогла постепенно восстановить все стороны церковного бытия: епархиальную, приходскую и монастырскую жизнь, развить духовное просвещение и религиозное образование, благотворительность и служение милосердия.
Исключительное место в жизни АПЦЭ занимали монастыри — важнейшие духовные центры, поддерживавшие в душах людей, стекавшихся в их благодатную ограду, ту спасительную веру, без которой, по слову апостола, угодить Богу невозможно Евр. Многие священнослужители Автономной Эстонской Православной Церкви и благочестивые миряне посещали святые обители Русской Православной Церкви, расположенные в епархиях западной части бывшей Российской империи: рижский Свято-Троицкий женский монастырь, Виленский Свято-Духовский мужской монастырь и Почаевскую Успенскую лавру. Но наибольшее стечение паломников из Эстонии ежегодно происходило 28 июня, на день памяти основателей Валаамского Свято-Преображенского мужского монастыря, преподобных чудотворцев Сергия и Германа. Первоочередной пастырской заботой в Автономной Эстонской Православной Церкви оставалось попечение о браке и семье, о религиозном воспитании детей, раскрытие в сознании пасомых сущности супружеского и семейного служения в браке, являющегося, по слову апостола, великой тайной по отношению ко Христу и Церкви Еф. Переход православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата 25 ноября 1921 г. Его решения по ряду принципиальных вопросов межцерковных и межхристианских отношений преступили допустимые для отдельной поместной православной Церкви канонические пределы и нарушили традиционный братский характер межправославных связей. Еще в 1921 г. Афинский митрополит Мелетий без согласия священноначалия Русской Православной Церкви, окормлявшей православных всех национальностей в Северной Америке в силу исторического первенства своей миссии в этом регионе, создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки под юрисдикцией Священного Синода Элладской Православной Церкви с центром в США.
Против этого притязания высказались все участвовавшие в конференции архиереи во главе с митрополитом Платоном Рождественским. Спровоцированный на этой почве советскими властями конфликт между Церковью, которая якобы отказывалась выполнять столь гуманное постановление, и государством был умело направлен на разгром Церкви и прежде всего на устранение от управления ею Святейшего Патриарха Тихона, на уничтожение как можно большего числа архиереев, клириков и мирян, чтобы, по выражению В. Ульянова, «разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые... Святейший Патриарх Тихон был арестован 9 мая 1922 г. Хорошо зная о трагедии Русской Православной Церкви, Патриарх Мелетий IV именно в это время настойчиво добивался претворения в жизнь своего решения. Он обратился к архиепископу Алеутскому и Североамериканскому Александру Немоловскому и другим архиереям епархии Русской Православной Церкви в Северной Америке с официальным предложением о переходе в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Архипастыри рассмотрели это обращение на конференции 7 мая 1922 г. Столь же безуспешной оказалась и предпринятая Патриархом Мелетием IV в начале 1923 г.
Митрополит Евлогий в послании 28 марта 1923 г. Большая часть автокефальных православных Церквей имела и до сих пор имеет диаспору, но ни одна из них не признала решение, выдвинутое Патриархом Мелетием IV. По-иному обстояло дело с автономной православной Церковью в Эстонии, где политика государственной власти отличалась крайним национализмом. Собор принял решение об обращении к Патриарху Константинопольскому Мелетию IV с прошением о принятии автономной православной Церкви в Эстонии в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и даровании ей автокефалии. Вскоре такой же шаг был сделан и Финляндской Православной Церковью 53. Томосом Патриарха Мелетия IV от 6 июня 1923 г. Это деяние явилось самовольным отторжением и поглощением одной автокефальной православной Церковью части канонической территории другой братской автокефальной православной Церкви, что противоречило духу христианской любви и попирало общепринятые принципы церковного права 8 правило III Вселенского Собора; 9 правило Антиохийского Собора и др. Через месяц, 7 июля 1923 г.
Таким образом, Константинопольским Патриархатом были аннексированы Таллиннская и Эстонская епархия, часть Нарвского викариатства Петроградской епархии и часть древней Псковской епархии Русской Православной Церкви. Обосновывая свои действия, Константинопольский Патриархат, в первую очередь, напомнил о том, что Вселенский Престол осуществляет каноническое попечение о церковном устроении тех православных общин, которые остаются без пастырского окормления. Во-вторых, в Томосе утверждалось, что перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата требовали новые политические условия, сложившиеся в Эстонии, и, в-третьих, подчеркивалось, что возникшие в России церковные нестроения сделали невозможным установление «надлежащего церковного устроения в Эстонии со стороны святой Церкви России». Относительно первого аргумента следует иметь в виду, что по священным канонам и в соответствии с церковной традицией Константинопольский престол, как и каждая автокефальная православная Церковь , может совершать подобные деяния исключительно при условии обращения к ней за помощью священноначалия другой автокефальной православной Церкви. Но такого обращения не было, и, более того, автономная православная Церковь в этом не нуждалась. Священноначалие Русской Православной Церкви канонически обустроило автономную православную Церковь в Эстонии таким образом, чтобы в случае необходимости она могла в полном отрыве от Матери Церкви нормально осуществлять свое служение. Сложившиеся в Эстонии «новые политические условия» не могли отрицательно сказаться на характере отношений священноначалия Русской Православной Церкви с автономной православной Церковью в Эстонии, потому что Церковь не устанавливает политический курс государства и не может нести за него ответственность, она совершает свое служение в любой политической обстановке, с другой стороны, условия, сложившиеся в Советской России, были глубоко враждебны какому бы то ни было проявлению религиозного чувства, но они никоим образом не могли повлиять на жизнь православной Церкви в Эстонии. Столь же неоснователен и последний аргумент.
Как уже отмечалось, каноническое устроение автономной православной Церкви в Эстонии, осуществленное священноначалием Русской Православной Церкви в мае 1920 г. Однако ко времени вручения Патриархом Мелетием IV Томоса архиепископу Александру Святейший Патриарх Тихон был уже освобожден из-под ареста и приступил к исполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью, включая и сферу межправославных отношений, о чем несомненно через представителя Константинопольского Патриарха в Москве архимандрита Димопулоса сразу стало известно Патриарху Мелетию IV. Мировые информационные агентства самым деятельным образом участвовали в защите Святейшего Патриарха Тихона от репрессий советских властей, и сообщение об освобождении Предстоятеля Русской Православной Церкви немедленно появилось во всех печатных изданиях. Таким образом, самовольное отторжение Предстоятелем Константинопольской Церкви части канонической территории Русской Православной Церкви усугублялось игнорированием законной и действующей власти братской автокефальной православной Церкви, с которой следовало бы Константинополю войти в сношение, прежде чем принимать столь ответственное решение, тем более что Патриарху Мелетию IV не могла остаться неизвестной политическая подоплека обращения к нему архиепископа Александра. В докладе отмечалось, что и в дальнейшем имя Святейшего Патриарха Тихона будет возноситься за богослужениями в их Церкви и Патриархам Российскому и Константинопольскому будет своевременно сообщаться о вступлении в должность каждого нового митрополита всей Эстонии. Собственноручная расписка Святейшего Патриарха Тихона, хранящаяся в архиве Эстонской Православной Церкви, свидетельствует о том, что он получил доклад 6 февраля 1924 г. Но ответа в Таллинн из Московской Патриархии не поступило. Его не сохранилось и в архиве Святейшего Патриарха Тихона.
Скорее всего позиция Святейшего Патриарха Тихона по эстонскому церковному вопросу во многом была сходна с той, что отражена в известных определениях и посланиях Предстоятеля Русской Православной Церкви по поводу аналогичных обстоятельств. Так, осенью 1918 г. Святейший Патриарх Тихон заявил Священному Синоду Румынской Православной Церкви решительный протест в связи с отторжением этой Церковью Кишиневской епархии от канонической территории Русской Православной Церкви, расценив это как неприкрытое попрание священных канонов 35 Апостольское правило; 8 правило III Вселенского Собора; 21 и 22 правила Антиохийского Собора , и предупредил, что в случае насильственного закрепления такого положения он вынужден будет прервать братские и канонические отношения с румынским священноначалием и передать это дело на суд Православной Полноты. Святейший Патриарх Тихон и Священный Синод предложили Финляндской епархии Русской Православной Церкви возвратиться из подчинения Константинопольскому Патриархату в юрисдикцию Патриарха Всероссийского, потому что причина, по какой Патриарх Константинопольский счел нужным временно принять в свое ведение Финляндскую Православную Церковь , отпала и Предстоятель Московского Патриархата вступил в управление своей Церковью, в связи с самовольным переходом автономной православной Церкви в Польше в юрисдикцию Константинопольского Патриархата и принятием от Патриарха Мелетия IV утверждения в автокефальном достоинстве 5 июня 1924 г. В ответном июньском послании того же года Константинопольскому Патриарху Григорию VII Святейший Патриарх Тихон выразил резкий протест в связи с его намерением без согласия Предстоятеля Русской Православной Церкви направить в Россию миссию с особой инструкцией, где одним из главных пунктов было пожелание Патриарха Григория VII, чтобы «Всероссийский Патриарх ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью... Святейший Патриарх Тихон расценил это как недопустимое вмешательство одной автокефальной православной Церкви во внутренние дела другой автокефальной православной Церкви и отметил, что священные Соборы признавали за епископом Константинопольским первенство чести, но отнюдь не первенство власти. Полагаю, что отношение Святейшего Патриарха Тихона к самовольному отторжению Патриархом Константинопольским Мелетием IV автономной православной Церкви в Эстонии от канонической территории Русской Православной Церкви в свою юрисдикцию не могло не быть резко отрицательным. Государственная власть Эстонии, инициатор этой акции, ставила целью любым путем добиться полного разрыва взаимоотношений между АПЦЭ и Русской Православной Церковью.
Представители этой власти принадлежали по преимуществу к лютеранскому исповеданию, и их не интересовали основы устройства поместных православных Церквей и характер канонического регулирования их взаимоотношений, принципиально отличный от установленных среди евангелическо-лютеранских церквей.
Ещё более похорошел Таллин и провинциальные города, из таллинского аэропорта в город пустили трамвай, а бесплатный Интернет по-прежнему доступен на вокзалах и в междугородних автобусах. На улицах столицы слышна как эстонская, так и русская речь — русское население Таллина живёт в городе, сохраняя свой родной язык, но при этом неплохо овладев и эстонским молодое поколение русских говорит на эстонском абсолютно свободно. Что касается церковной жизни, то здесь для православных за последние годы произошли три важных события.
Им стал митрополит Евгений Решетников — прекрасно известный многим православным богослов и иерарх, более 20 лет руководивший Московскими духовными школами. К слову, мне как человеку, посвятившему часть своей жизни трудам в системе высшего образования и науки, обычно легче общаться именно с теми представителями Церкви, которые и сами не чужды научной деятельности. Так получилось, что как раз во время поездки в Эстонию я был под впечатлением от нескольких отказов от научных интервью со стороны представителей Белорусской Православной Церкви, в том числе епископата. Интервью предполагались академические, без полного опубликования, однако среди некоторой части белорусского духовенства я увидел какое-то непонимание, или даже опасение отвечать на мои вопросы.
Сложно сказать, что здесь было — то ли отражение особенности подготовки клириков в духовных школах, то ли общая проблематика взаимоотношений Церкви с государством и обществом, или же обыкновенный страх. Поэтому я решил в самом начале беседы задать уточняющий вопрос владыке Евгению — не столько как предстоятелю ЭПЦ, сколько как учёному и архиерею, много лет посвятившему руководящей работе в системе церковного образования. Тем более, через Московские духовные школы прошла некоторая часть белорусских клириков и иерархов. Приходская жизнь и деятельность священника очень многогранны, и нужно полностью отдаваться этой деятельности.
С другой стороны, Вы всё-таки правильно отметили, что есть и определённый страх. И он, к сожалению, не преодолён. Но я думаю, что в будущем ситуация как-то будет меняться. Всё-таки мир за последние 20 лет сильно изменился, в том числе отношение государства к Церкви.
Думаю, что появились новые возможности, и уже нет такого напряжения из-за нехватки храмов, как раньше. Но сейчас позвольте мне затронуть вопросы, более связанные с Вашим нынешним служением. Читая Вашу биографию, я обратил внимание, что Вы, неся послушания в сфере церковного образования, никогда не были епархиальным архиереем. Однако в прошлом году Вы всё-таки дали согласие баллотироваться на должность предстоятеля Эстонской Православной Церкви.
У большинства архиереев нет возможности изъявлять мотивы по принципу «хочу — не хочу». В этом плане нам немного легче, даже с морально-психологической точки зрения. Может быть, нет такого искушения — всё бросить и уехать, даже если на новом месте крайне сложно. Но в жизни рано или поздно что-то меняется.
Вы правы, я никогда не был епархиальным архиереем, но если проводить аналогию, то ведь и до момента назначения ректором я никогда не руководил учебным заведением. В любом церковном послушании, на любой должности, когда что-то начинаешь делать, всё делаешь впервые. Конечно, используя свой опыт и опыт других. Но всё равно это впервые.
Однако Вас направили за рубеж, причём в страну, которая находится в Европейском Союзе и имеет определённое не всегда позитивное отношение к России. Не было ли у Вас в этом плане опасения, что место, куда Вы едете, окажется потенциально более сложным, нежели любая другая епархия на территории непосредственно Российской Федерации? Но мы должны уповать на волю Божию, потому что если едешь и берёшься что-то делать без всяких опасений, предполагая, что «я всё смогу», неминуемо произойдёт какой-то сбой. Действительно, это для меня новое место, другое государство, иной менталитет.
Но, как говорит псалмопевец, «Господня земля». Политика есть политика, однако Церковь находится вне политики. Если брать общественно-политическую жизнь, то ведь любая партия, любое государство стремятся упорядочить жизнь своих граждан — в рамках видимого, материального мира то есть на горизонтальном уровне. Церковь, по своей деятельности, вертикальна.
Нарвский епископ имеет «все права, которые даются епархиальному архиерею в Русской Православной Церкви, епархия которого включена в митрополичий округ». Павел неоднократно призывал митр. Александра воссоединиться с РПЦ. Священно- и церковнослужители Нарвской епархии во главе с еп. Павлом осуществляли духовное окормление советских военнопленных и перемещенных лиц, содержавшихся на территории Эстонии, организовывали для помощи им сбор продуктов и одежды. Указом митр. Сергия Воскресенского от 21 дек. Павел был возведен в сан архиепископа.
В ходе военных действий в 1944 г. Перед освобождением советскими войсками Таллина 22 сент. Александр Паулус. В Прибалтике остался единственный правосл. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий Симанский; впосл. Павла временное управление всеми правосл.
Богоявленского см. Исидор Богоявленский , еп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась. Лазарь Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года. После возобновления в 2011 г. На землях Н. Александр Волков. В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери , икона Божией Матери «Знамение», образ свт.
Николая Чудотворца. Тилле, до 1944 г. История РЦ.
Расцениваем это как посягательство на свободу вероисповедания и нарушение конституционных прав жителей Эстонии.