Ну что, перейдем ко второй причине, почему учителя бегут из школ? Впрочем, по информации «Фонтанки», как минимум у нескольких учителей именно желание уйти из школы № 338 сыграло главную роль в переходе в «хорошее» место. За работу он принялся с энтузиазмом: привлекал новых учителей — педагогов из соседних школ, знакомых из университета, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры, решал проблемы с финансированием, привлекая индивидуальных предпринимателей. Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. Корреспондент узнала у педагогов, что усложняет им работу в школах, а также выяснила, почему учителя выбирают онлайн-формат.
«Стали обслуживающим персоналом». Почему российские школы страдают от дефицита учителей
Вы точно человек? | Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: педагоги назвали истинные причины побега из школ. |
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки | Октагон.Медиа | Александра Галимова, в прошлом учитель английского языка, поделилась своими мыслями о том, почему учителя уходят из школы, и расспросила об этом других бывших учителей. |
Почему я ушла из школы? Пять исповедей молодых казанских учителей | Администрация школ, в свою очередь, просит учителей-пенсионеров не уходить на заслуженный отдых, потому что заменить их фактически некем. |
В Госдуме призвали кабмин разобраться, почему учителя уходят из школ | "Считаю, что ежегодное увеличение увольняющихся из школ учителей грозит катастрофой, когда школьники из-за отсутствия отдельных предметников в школах попросту не получают качественного образования. |
Педагоги массово увольняются из школ из-за низких зарплат, стресса и перегрузки | Работники среднестатистических школ уверены: чиновники от образования «далеки от педагогической реальности», а все вышеназванные шаги Минпросвещения «не способны остановить бегство учителей из школы». |
Почему учителя увольняются из школы
Я получал от 9 до 24 тысяч рублей. На новом месте работы зарплата на пару тысяч больше, но при этом объем работы в 100 500 раз меньше. Я пока еще учусь видеопроизводству, но тут много возможностей, — говорит Леонид. Дарья Абаканова, 30 лет, экс-учитель русского языка и литературы Дарья Абаканова хочет изучить IT-сферу Источник: Яна Алексеева Дарья Абаканова преподавала детям с 5-го по 11-й классы русский язык и литературу. Больше всего она обожала обсуждать с детьми произведения русских классиков.
Ей нравилось, когда ученики проникались историями героев и высказывали свои мысли. Любила девушка и внеурочную деятельность — организовывать праздники, ходить с учениками в театр, на каникулах выезжать классной компанией на природу. Повезло ей и с молодым коллективом — с коллегами ей было легко и интересно. Были и моменты, которые раздражали.
Ну и, конечно, проверка тетрадей, но поскольку моим предметом был русский язык, то без этого обойтись было никак нельзя. Еще было чувство, что мои усилия не оцениваются по достоинству. Плюс ко всему, помимо основной работы, на тебя нагружают и другую. Притом ты получаешь какие-то копейки.
В среднем я получала 22 тысячи рублей. Соотношение усилий и зарплаты печалило. Это было основной причиной, чтобы задуматься о смене деятельности, — говорит Дарья. Так совпало, что мужу Дарьи предложили работу в Москве, и семья переехала.
Сейчас девушка находится в поиске работы. Говорит, что учителям в столице предлагают зарплату в пределах 130 тысяч рублей. Сумма заманчивая, но из-за причин, которые она перечислила выше, возвращаться к преподаванию не хочет. Омичка рассматривает вакансии в сфере IT, где, по ее словам, потолка по оплате труда нет.
Правда, для этого придется получить новые навыки и окончить курсы.
Очень даже имеет! А что у нас происходит с тренерами?
Засадить мужика за решетку может сейчас любая мамаша, которая науськает своего ребенка. Случаев просто вагон и маленькая тележка. Мужиков просто уничтожили и смешали с дерьмом, вот и не идут они в школы, педиатрию, тренерами и так далее и дело не только в деньгах.
Даже женщины не хотят работать педиатрами, если уж на то пошло, ибо ментальное здоровье современных мамочек оставляет желать лучшего, а почему? Да потому что отцов в семьях нет, зато есть пособие, за которое можно жить и плодить нищету. А что, у женщин - учителей ситуация лучше?
Эти же самые больные на голову мамаши жалуются во все инстанции, когда видят учительницу в купальнике на пляже. Учитель по их мнению не человек и не имеет права на личную жизнь, ведь у самих мамаш ее нет, не так ли? Ну что, перейдем ко второй причине, почему учителя бегут из школ?
Потому что за такую зарплату сами работайте с такой молодежью, которая хамит, гадит в душу учителям и им ничего нельзя за это сделать. Ни для кого не секрет, что из таких детей потом вырастают психопаты и моральные уроды. Идите в бизнес, сказал один мудрый нет человек.
Это позорище. А работа с родительским комитетом у классных руководителей? Мне так Вас жаль....
Скромная зарплата Если набрать в интернете «учитель начальных классов воронеж вакансии», то сайты по поиску работы выдают десятки предложений. У девушки уже есть первая квалификационная категория. Прожить на нее невозможно. Хорошо тем, у кого есть хорошо зарабатывающий муж. Но чаще, чтобы свести концы с концами, нужно иметь дополнительный доход. А если работать на другой работе, то как качественно подготовиться к урокам? Именно по этой причине молодые не хотят идти в учителя, — считает Маргарита. По словам Елены Е. Труд учителей среднего звена оценивают выше.
Казалось бы, работать в такой — престижно, но на деле школа сталкивается с нехваткой кадров, — рассказала Ольга Асоян. По данным городского управления образования и молодежной политики, средняя заработная плата воронежских учителей начальных классов за 2017 год составляла 24,6 тыс. Для сравнения: по данным Воронежстата , по итогам первого полугодия 2019-го средняя зарплата в регионе составила 32,5 тыс. В Воронежской области решили, кто из учителей получит по 1 млн рублей Примерное положение об оплате труда педагогов гордума приняла в 2018 году первая редакция — в 2013-м. В документе прописаны рекомендуемые размеры постоянных повышающих надбавок коэффициентов к должностному окладу: за квалификационную категорию 1,2 — I квалификационная категория, 1,4 — высшая квалификационная категория и за стаж непрерывной работы от 1,02 до 1,07. Потеря авторитета Надежда Дахина проработала учителем начальных классов больше десяти лет. Причиной увольнения в декабре 2018 года послужил конфликт с родителями. Многие родители не выбирают с учителем выражений, ведут себя неадекватно. Мама ребенка-хулигана, который бил других детей, пригрозила мне жалобами в разные инстанции.
К сожалению, есть родители, которые считают, что только их мнение — единственно правильное, — рассказала Надежда. Бывшая учительница начальных классов, 24-летняя Анастасия И. Из-за этого страдает дисциплина: — Те приемы, которые учителя применяли раньше, не всегда можно использовать сейчас — контроль за поведением педагога усилился. Во многих дошкольных и школьных учреждениях появились камеры, а родители обсуждают поведение учителя в чатах. Многие родители ставят авторитет учителя под сомнение.
Увы, данные о стаже показывают, что спустя пару лет работы молодые учителя уходят из школы. Источник данных: МГПУ.
Инфографика: Skillbox Media Распределение практически не изменилось с 2020-го. Больше всего увольнений пришлось именно на 2022-й — более 1600. При этом, как отметила на презентации исследования заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая, в данных по Москве практически нет случаев, когда учителем становится человек тридцати или более лет с опытом работы в другой профессии. О том, что способов входа в профессию педагога становится меньше, говорят и данные об уровне образования молодых учителей Москвы. Год от года среди них снижается доля специалистов с дипломом магистра педагогического или непедагогического вуза, а также выпускников бакалавриата непрофильных вузов. Какие причины ухода из школы называют педагоги Может быть, молодые учителя изначально мало ориентированы на профессию? Например, поступают в педагогический, потому что там низкие проходные баллы, и идут в школы, потому что там всегда есть вакансии, а как только у них появляется другой вариант для карьеры, уходят.
Анкетирование в рамках исследования отчасти опровергает это предположение.
Родители учеников заявляют о массовом увольнении учителей
За работу он принялся с энтузиазмом: привлекал новых учителей — педагогов из соседних школ, знакомых из университета, чтобы хоть как-то закрыть кадровые дыры, решал проблемы с финансированием, привлекая индивидуальных предпринимателей. Я работала в школе, со сменой директора ушло 17 педагогов, а это был костяк. Учителя и воспитатели массово увольняются из-за резкого понижения зарплат. Учителя и воспитатели школ Хакасии массово увольняются из-за резкого понижения зарплат, хотя администрация губернатора региона обещала поднять уровень дохода до среднего.
«Земские учителя» уходят из школ Севастополя
Вот почему учителя часто предпочитают уволиться вместо того, чтобы продолжать работать в школе. В Невском районе Санкт-Петербурга из школы №338 ушли 17 учителей, сообщает «Фонтанка». Но учителя стали уходить и в середине года, а это просто беда, поскольку острая нехватка школьных педагогов во многих регионах катастрофична (500—600 вакансий).
Вы точно человек?
Профессия учителя всегда была актуальной и необходимой. Именно педагог помогает нашему обществу взращивать новое поколение людей, обучая их наукам и прививая ценности. Учитель является для ребёнка примером, ориентиром, он может раскрыть таланты учащихся, повысить их уровень мотивации к обучению. Феликс Эдмундович Дзержинский писал: «На юную душу ребёнка влияет малейшая, казалось бы, мелочь…» На детей влияет абсолютно всё. И роль педагога — человека, с которым обучающийся сталкивается практически каждый день, — неоценима. К несчастью, вместе с развалом СССР мы каждый день наблюдаем «оптимизацию» различных отраслей общества. Не исключением стала и сфера образования. Все 30 лет педагог сталкивается с трудностями, которых, увы и ах, всё больше. Много лет идёт разговор о положении учителей в нашем обществе: в интернете, печатных изданиях, а также в «высоких кабинетах». Но, к сожалению, только разговоры. А если происходят положительные изменения и внедряются нововведения, они либо незначительно положительны, либо резко отрицательны.
Надо признать, что этот вопрос на федеральном уровне пока не решается должным образом. Суть ситуации и причины возникновения изложу ниже. Учителя массово уходят из школ, зачастую даже не желая возвращаться. Много случаев профессионального, скажем так, выгорания. Уходят в первую очередь педагоги с большим стажем, опытом. Взамен приходят студенты педагогических вузов либо люди, прошедшие наспех педагогические курсы.
Молодых расстраивает, что администрация не всегда хочет слышать начинающих специалистов. Существует и такое явление, как «школьная дедовщина», когда опытным учителям достаются лучшие варианты по часам, более сильные классы и хорошо оборудованные кабинеты. А в самом Екатеринбурге, где произошло массовое увольнение учителей, местные СМИ провели опрос и выяснили, что учителей в значительной степени настраивают на уход… взаимоотношения с родителями и учениками. Написать учителю в 22.
В школах теперь нет педагогов, на которых хоть раз в год, да не пожаловались родители. Претензии родителей примерно такие: учитель слишком много задает или, наоборот, недостаточно задает; он заставляет учить стихи; он часто болеет. Есть и жалобы на то, что преподаватель не дает свой личный номер мобильного телефона, не расписывает домашнее задание в мессенджерах и не поясняет оценки и проч. Учителя жалуются на большую наполняемость класса — 32—37 человек. Как при таком количестве обучающихся успеть дать программу, провести устный опрос и всех успокоить. Вопрос дисциплины — крайне болезненный. Педагогов беспокоит, что работа идет в две смены с разбросанными часами и в разных корпусах. Рабочий день учителя из глубинки ненормирован в рамках трудовой рабочей недели. В каникулы и праздничные дни педагоги приказом направляются в рейды по неблагополучным семьям. Организация досуга, внеурочной занятости целиком легла сегодня на плечи школы.
Педагог несет ответственность за все — начиная от внеурочной занятости и заканчивая пропусками уроков ребенком без уважительной причины.
Весть о том, что Артем Николаич заменил оценки «каким-то там квестом», разнеслась по школе быстро. Одна учительница даже намекнула директору в приватном диалоге: «Чем это он там занимается с детьми? На меня начали коситься некоторые учителя. С тем, что я на переменах играю с детьми в настольный теннис или хожу в зал бросать мяч, они уже смирились. Отмена оценок и столбик наглых пятерок в электронном журнале, подозреваю, некоторым показались оскорбительными. Я нарушал правила. Даже не так — я предлагал альтернативные.
Создавал конфликт. Многие перестали здороваться. А после статей на «Афише Daily» отношения стали еще холоднее, особенно с коллегами-филологами. Моя система предлагала ситуацию выбора: каждый делал только то, что хотел, и ровно столько, сколько считал нужным. Я надеялся, что так дети смогут учиться ответственности. Но, как мне кажется, тщетно. Они уходили с моего урока и попадали в привычную манипулятивную ситуацию, где от них ждали смирения и лицемерия, чего они очень не любили. Мои уроки были каплей в море.
В неделю их было 3 из более чем 30. Я знал, что для многих школьников стал любимым учителем. Мне это нравилось. Теперь мне хочется уйти от этого, перестать быть поводырем, снять с себя мессианскую ответственность и отказаться от этого сладостного нектара детского внимания. Тогда же я хотел иметь больше точек соприкосновения. У нас уже была группа в «ВКонтакте», но в ней не было камерности и интимности. Зная, что у учеников много вопросов, которые они не осмеливаются мне задать, я завел аккаунт в ask. Больше года назад мы создали чат, в который добавились все желающие: так мы начали общаться вне школы больше.
Спустя долгое время я вновь начал писать песни в стиле хип-хоп — и так я попал к ним в плееры. Короче, на каком-то там уровне я все-таки победил. Однако для меня это локальная победа, потому что люди, которые делают школу такой, какая она есть, остаются в ней работать. Что это за люди? Кем я не стану Я много думал о людях, которых про себя мы зовем училками. В моей школе их мало, но в некоторых, я знаю, таких большинство. Я наблюдал за ними, слушал их разговоры в учительской, слышал, как они общаются с детьми на уроке, а также слышал, как они говорят по телефону со своими детьми. И первое, что всегда бросалось в глаза, — это их тон.
Проблему косвенно был вынужден признать даже президент РФ Владимир Путин, согласившись с тем, что в виде исключения можно расширить программу «Земский учитель» на город Саров, котором проживает более 90 тысяч человек. Если дефицит учителей есть даже в городе, которому уделяется особое внимание, то какова обстановка с кадрами в школах других малых городов? Самое главное, решить проблему разовыми выплатами не удастся, необходимы системные меры, которые изменили бы статус учителя. Вот на это как раз власть имущие не готовы. Для них повышать чей-то статус — всё равно, что делиться властью. Поэтому нам представляется, что единственным "решением", которое вскоре нам предложат власти, - это замена учителей искусственным интеллектом. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Если родительское сообщество этот процесс не остановит, то о достойном образовании для российских детей придется забыть.
Смотрите также
- Чтобы больше не слышать «Это ваша работа», я уволилась из школы
- Учителя-пенсионеры стали массово уходить из школ - Аргументы Недели
- «Хорошо, если зарабатывает муж». Почему учителя уходят из школ в Воронеже
- Поделиться
- "Уходи, пока молодой": бывший учитель о том, почему педагоги уходят из профессии
- Комментарии в эфире
Чтобы больше не слышать «Это ваша работа», я уволилась из школы
- Не только деньги: почему молодые педагоги массово уходят из школ и как их удержать
- «Нас считают неудачниками». Бывший учитель честно — о том, почему ушел из школы
- Из школы бегут учителя
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
«Прощай, школа!» почему в Приамурье увольняются учителя?
Учителя стучат друг на друга, а дети качают права: тюменские педагоги назвали причины побега из школ. Об этом заявляют родители учеников, отмечая, что учителя ушли из-за поведения нового директора. Российские школы страдают от дефицита учителей, и это является серьезной угрозой для будущего образования и общества. Из некоторых школ стали массово увольняться учителя. Почему современные учителя уходят из школы, выяснил у самих преподавателей.
Учителя любят свою работу, но она их не кормит
Об этом заявляют родители учеников, отмечая, что учителя ушли из-за поведения нового директора. В 2022 году 9% учителей начальных школ ушли из профессии, что почти вдвое превышает показатель 2015 года, когда уволились только 4,6% педагогов. Учителя назвали причины увольнения из школ России.