Одним из самых ярких произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». многоплановое произведение, в котором автор поднимает самые различные проблемы, в которых отражено видение современности Булгакова, его личные переживания и устройство общества. (336 слов) Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — это произведение, включающее в себя проблемы личности и социума, которые остаются актуальными и в наши дни. Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. многоплановое произведение, в котором автор поднимает самые различные проблемы, в которых отражено видение современности Булгакова, его личные переживания и устройство общества.
Вечные ценности в романе «Мастер и Маргарита»
Другой вечной проблемой, затронутой в романе, является вопрос о добре и зле. В романе присутствуют персонажи, которые являются символами добра и зла. Например, Мастер и Маргарита представляют добро, а Воланд и его компания — зло. Однако, в романе нет четкого разделения на добро и зло, и персонажи не являются абсолютно однозначными. Это позволяет читателю задуматься о том, что такое добро и зло, и как они связаны друг с другом. Он заставляет читателя задуматься о них и искать ответы на эти вопросы. Одной из таких проблем является вопрос о свободе воли.
В нашей стране были революция и Гражданская война. В момент написания романа производятся репрессии, а... Он не только позволяет проникнуться атмосферой быта двадцатых — тридцатых годов, не только, следуя гоголевским традициям, обнажает пороки и недостатки... О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше.
Существует множество толкований знаменитого романа. Перечитывая его, каждый раз открываешь для себя что-то... Булгаков работал в течение двенадцати лет. Этот роман является вершиной его творчества.
Произведение долгое время находилось в рукописях и при жизни автора не было... Булгакова, называет этот роман если не любимым, то одним из самых любимых литературных произведений из всех когда-либо прочитанных. Эту книгу знают... Кроме того, это жизненный роман.
Булгаков, как мне кажется, вложил в него все свое творческое мастерство, сделал достоянием читателей... Маяковский писал о современной ему действительности: Утихомирились бури революционных бои. Подернулась тиной советская мешанина. Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение XX века в русской литературе.
Бесконечное множество смысловых пластов этого романа включает и злободневную сатиру на окружающий...
Роман повествует о том, как Сатана, в облике профессора Вольанда, и его свита проникают в Москву, где они начинают развлекаться, проявляя свою силу и власть. В то же время, в романе рассказывается история любви между Мастером, который написал запрещенную рукопись о Понтии Пилате, и его возлюбленной Маргаритой. Главным героем романа является Мастер, который страдает от своих творческих идей, которые не могут быть реализованы в действительности. Он изгнан из литературного сообщества и живет в одиночестве. Однако, когда он встречает Маргариту, она помогает ему понять, что творческая свобода и любовь - это то, что дает смысл жизни. Именно она помогает ему завершить рукопись и найти свой п В романе также присутствуют мистические элементы, которые символизируют противоречия в жизни общества. Так, например, Сатана и его свита являются символом зла и коррупции, которые проникают в каждый аспект общества.
Персонажи романа вынуждены принимать сложные решения, их судьбы зависят от их выбора. Мастер и Маргарита, несмотря на сопротивление со стороны общества и сил тьмы, выступают за свободу духа и независимость мысли. Роман подчеркивает значение любви и веры в успешный выбор, несмотря на все сложности и преграды. Таким образом, вечные проблемы, затронутые в романе "Мастер и Маргарита", включают в себя проблему роли искусства, борьбы добра и зла, а также проблему свободы и выбора. Эти проблемы не только актуальны для времени написания романа, но и остаются вечными и релевантными в любую эпоху. Философия и мораль, плоть и дух, свобода и зависимость - все эти противоречивые аспекты человеческой жизни находят свое отражение в шедевре Булгакова.
Вы точно человек?
Роман «Мастер и Маргарита» – произведение М.А. Булгакова – содержит много сложных и многообразных проблем. Больше всего меня привлекают размышления на темы добра и зла. В романе "Мастер и Маргарита" вопрос власти решается на уровне различных исторических этапов, но автор изображает это явление во все времена только со стороны зла и насилия. "Мастер и Маргарита" проблема верности и предательства? Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи.
Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы
Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита»: актуальность, тема нравственности и свободы действий | Проблематика романа “Мастер и Маргарита” сложна и разнообразна, понимание ее требует серьезных исследований. |
Вечные темы романа мастер и маргарита реферат | Таким образом, роман «Мастер и Маргарита» раскрывает множество важных проблем, таких как нравственный выбор человека в жизни, его ответственность за совершаемые поступки, проблема истинного назначения человека, творческой свободы. |
Оформление работы
- Проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Литерагуру
- Ответы : Напишите пожалуйста сочинение по роману "мастер и Маргарита"
- Примеры сочинений по теме: Вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
- Вечные темы романа мастер и маргарита реферат
Роман 'Мастер и Маргарита' М.А. Булгакова: вечные темы
Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы ХХ в. В этом произведении нашли свое законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для творчества Булгакова. Таким образом, роман “Мастер и Маргарита” затрагивает вечные проблемы человечества, такие как смысл жизни и добро и зло. Настоящая любовь между Маргаритой и Мастером, ради которой можно на многое пойти и все стерпеть.
Актуальность проблем, поднятых М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита »
Рассмотрение их взаимоотношений, поступков и роли в развитии сюжета. Анализ символов, их значения и влияния на основные темы произведения. Анализ событий, персонажей и их выборов в контексте вечной борьбы противоположностей. Анализ отношений героев, их поступков и решений в контексте любовной линии. Анализ влияния творческого процесса на сюжет и образы персонажей. Анализ действий героев, их мотивов и последствий с точки зрения моральных аспектов. Анализ переноса идей в современный контекст.
Соколов 5, с. Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где уступает и отступает человеческое. Как видим, большинство критиков единодушны в том, что зло писатель видит всё же в людях, а нечистая сила разоблачает и наказывает это зло. В таком понимании зло — это слабость человека, его измена самому себе, отказ от чести, долга, совести ради каких-то житейских выгод; это подлость, ложь, мещанское приспособленчество. Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать — по Булгакову — надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. Так всё-таки значит ли это, что писатель именно в этом видел добро, именно на разоблачение и наказание зла возлагал основные надежды? Нет, ни в коей мере. Добро в романе воплощено в Иешуа, Левии, Мастере и Маргарите. Роман о Понтии Пилате и Иешуа, написанный Мастером, по жанру, стилю, языку нечто совершенно самостоятельное, включён в произведение Булгакова.
Для чего писателю понадобились иерусалимские сцены? Чтобы показать, что такое добро. Первоначально Булгаков не счёл возможным поместить добро в современную ему действительность, отнеся его к далёкому прошлому. Иешуа задуман сразу, этот персонаж есть уже в ранних редакциях романа, и лишь после появления в жизни писателя Елены Сергеевны и их взаимной любви возникают образы Мастера и Маргариты. Что же такое добро по Булгакову? Это благо, это добро воплощено в образе Иешуа. Воланд и Ко разоблачают и наказывают зло, но не превращают его в добро. Это, по Булгакову, правильно, необходимо, но это ещё не есть торжество добра. Злые остались злыми, и стоит им снова почувствовать безнаказанность, как они возьмутся за старое. Подлинное же добро злого превращает в доброго.
Это злое, превращающееся в доброе, в ершалаимских сценах воплощено в образе Пилата. Что представлял собой Пилат до знакомства с Иешуа? Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. И всё же писатель с самого начала показывает Пилата не так, как других московских отрицательных героев романа. Те только отвратительны, Пилат же вызывает сочувствие. Он одинок, у него нет ни одного близкого существа в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, потому что за всю жизнь свою он видел лишь торжествующее зло, лишь жестокость, лишь эгоистическую борьбу людей-зверей друг с другом; он видел, что в мире торжествует грубая сила — он изверился, его сердце очерствело. Пилат зол и жесток, но это потому, что он несчастен. И именно это прежде всего видит в Пилате Иешуа.
Он видит в нём несчастного человека. И с этого начинается его победа над Пилатом, его победа над злом. Иешуа, заметим, это вовсе не традиционный Христос. Его герой внешне обычный слабый человек, он боится боли, он не хочет умирать. И это не случайно. И вот, находясь в полной власти Пилата, он понял его, посочувствовал и помог ему! Если бы в Иешуа была хоть капля эгоизма, он — в том положении, в каком оказался, — думал бы только о себе, и это было бы естественно и извинительно. Но в том-то и заключается сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе этот герой, что он, будучи даже в таком положении, всё-таки остаётся человеком, то есть видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. И именно с этого момента начинается перерождение Пилата.
Ведь это, может быть, впервые в жизни кто-то увидел в нём, Пилате, человека! Иешуа, в отличие от Иисуса евангелий, не ходит по воде, не воскрешает мёртвых. Но он совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, — он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. Он испытывает теперь к арестанту жгучий интерес, но понять его не может. Поведение Иешуа с точки зрения тех стандартов, которых он привык придерживаться, которых придерживаются все, кого он знает, представляется ему наивным, нелепым, просто безумным. И несмотря на это, его неудержимо влечёт к этому арестанту, который так искренне верит в то, что говорит, что готов пойти на смерть, хоть и боится её, но не скажет неправду, не скажет того, во что не верит, а ведь все те люди, с которыми сталкивался Пилат до сих пор, под давлением силы готовы были сказать что угодно. Иешуа — первый встретившийся ему человек, который верит в людей, считает их добрыми, хорошими. Эта вера кажется Пилату глупой, но тем не менее она неотразимо его привлекает: ему в глубине души хочется, чтобы прав был не он, а этот сумасшедший арестант, хотя Пилат ещё не признаётся себе в этом.
Больше всего Катерина получает притеснения со стороны матери своего мужа — Кабанихи. Она не уважает Катерину, всячески ее унижает и оскорбляет. Кабаниху можно назвать настоящим отрицательным персонажем. Другим представителем зла в драме «Гроза» является помещик Дикой. Он жесток по отношению к своим родным и близким. Чтобы получить наследство, племяннику Дикого Борису приходится выполнять все его прихоти. Дикой знает то, что ради наследства Борис будет под его контролем, поэтому пользуется своим положением, унижая своего племянника, чтобы показать свое превосходство. Однако злом можно назвать и Тихона с Борисом, с которыми Катерину связывали любовные отношения. Тихон спокойно смотрел на то, как его жена подвергалась нападкам со стороны его матери. Когда Катерина попросила мужа, чтобы она поехала вместе с ним, Тихон отказал ей. Борис же отказался нести ответственность за те отношения, которые у него сложились с Катериной. Все это послужило причиной самоубийства Катерины. Автор показывает, что зло — это не только жестокость человека, но и то, когда человек не обращает на нее внимание. Островский демонстрирует, к чему может привести зло в обществе: такие добрые и нежные люди, как Катерина, не имеют больше сил существовать в этом мире. Все это показывает, что добро не всегда побеждает зло, что представителей злых начал намного больше, чем представителей добра. Однако финал произведения не позволяет сказать, что зло одержало победу. Уже то, что Тихон обвинил свою мать в самоубийстве Катерины, говорит о возможных изменениях на сторонах добра и зла. Распутин «Уроки французского» В основе сюжета рассказа В. Распутина «Уроки французского» лежит одно событие из жизни школьника. Рассказчика отличала бедность, у него не было огромных средств к существованию. Это смогла заметить учительница французского языка — Лидия Михайловна. Она искренне хотела помочь мальчику, однако он воспринимал помощь как подачки, поэтому не соглашался на нее. Тогда Лидия Михайловна пошла на хитрости: под предлогом игры в замеряшки она помогла школьнику в материальном плане. Именно это заметил директор школы, в которой работала учительница французского языка. Он посчитал ее действия непедагогическими, поэтому уволил Лидию Михайловну из школы. Такой сюжет рассказа демонстрирует разное отношение человека к окружающим его людям. Лидия Михайловна нашла способ помочь другому человеку, который нуждался в помощи. Причем помогла героиня ценой собственной карьеры. Директор же не вошел в положение бедного мальчика и желающей помочь ему учительнице, он поступил жестоко по отношению к ней. Директор даже не захотел разобраться в сложившейся ситуации или дать учительнице второй шанс. Сюжетно зло восторжествовало над добром, ведь Лидия Михайловна ушла из школы и уехала из города. Однако ее добрый и милосердный поступок навсегда запомнился рассказчику. С помощью учительницы французского языка он стал не только преуспевать в этом предмете, но и узнал, что такое доброта. Злыми можно назвать и поступки тети рассказчика, которая брала у него привезенные ему продукты. Мальчику и так было нелегко прокормить себя, а она фактически отбирала у него самое последнее. Распутин в своем рассказе «Уроки французского» показывает множество представителей злых начал, однако само повествование наполнено настроением благодарности. Мальчик ценит поступок Лидии Михайловны, действия его мамы, которая отдавала ему самое последнее. Повествователь не озлобился на окружающих, большинство из которых относились к нему либо равнодушно, либо жестоко. Рассказчик навсегда запомнил, что такое добро и как нужно себя вести с другими людьми. А это значит, что в борьбе между добром и злом все же победило добро, хотя оно и не так многочисленно. Достоевский «Преступление и наказание» Проблема добра и зла нашла яркое отражение в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Эта тема затрагивает многие сюжетные линии и характеры многих персонажей. Поистине добрым и милосердным человеком можно назвать Соню Мармеладова. Она готова жертвовать собой и своими жизненными ценностями, чтобы обеспечить свою семье едой и жильем. Сонечка помогает своему отцу и его новой семье, для чего она вынуждена была пойти по желтому билету. Этот поступок говорит об огромном самопожертвовании и огромной любви к ближнему. Жестокими являются Лужин и Свидригайлов. Они привыкли делать все то, что им хочется. Эгоизм и равнодушие к окружающим — основные черты данных персонажей. Их теории базируются на отказе в помощи другим людям, они готовы жить только ради себя и своих корыстных целей. Еще одной проблемой, поднятой Ф. Достоевским, является проблема борьбы добра и зла внутри одного человека. Образ Родиона Раскольникова действительно неоднозначен. На первый взгляд это жестокий человек, который пошел на убийство старухи-процентщицы, в результате чего убил еще и ее сестру. Теория Раскольникова эгоистична и бесчеловечна. Однако Родион самостоятельно развенчивает собственную теорию, понимая, что он был неправ в своих рассуждениях. Раскольников — любящий сын и брат. Ради своей семьи он готов на многое. Родион защищает честь своей сестры Дуни, старается материально помогать сестре и матери. Помимо этого, Раскольников — хороший друг. Он искренне поддерживает Разумихина. Доброта Родиона проявляется и в его желании помочь семье Мармеладовых. Раскольников отдает последние деньги человеку, которому необходимо содержать свою семью. О положительных нравственных качествах главного героя говорит и то, что Раскольников однажды спас двух детей из загоревшегося здания. Все это позволяет сказать, что Родион имеет добрые начала в своей душе, хотя они и смешались с обманчивыми размышлениями о своем предназначении. Раскольников не может встать на путь зла до конца, потому что по своей природе он является человеком ранимым и милосердным. На это указывает символический сон центрального персонажа, в котором он жалеет лошадь, которую забивают насмерть. Несмотря на схожесть теорий Раскольникова, Лужина и Свидригайлова, именно противление злу отличает центрального персонажа от его двойников. Солженицын «Матренин двор» Главная героиня повести А. Солженицына «Матренин двор» является добрым и милосердным человеком. Она привыкла помогать окружающим ее людям, несмотря на то что жизнь Матрена имела весьма и весьма трудную. Тяжести и препятствия, которые подготовила главной героине жизнь, не сломили ее и не озлобили. Матрена добра по своей природе, все люди для нее — братья и сестры, которым нужно помогать. И это было не на словах, а на конкретных делах. Героиня имела по-настоящему доброе сердце. И ее намерения были искренними и не показными, как это было у ее односельчан. Однако этой добротой многие односельчане пользовались. Они знали, что Матрена никогда не откажет им в помощи, поэтому всегда обращались к ней, желая выполнить собственные цели. Жители отдавали Матрене даже самую тяжелую работу, с которой мог справиться только мужчина. Они настолько привыкли к тому, что Матрена — отзывчивый и дружелюбный человек, который всегда и везде готов помочь, что никогда не отплачивали Матрене за ее дела для них. Односельчане не помогали главной героине, не понимали ее и не благодарили, а только пользовались ее искренним желанием подсобить каждому близкому человеку. Это говорит об эгоизме людей, об их стремлении пользоваться чужой добротой, не давая при этом ничего взамен. Солженицын показывает, что случается с добрым человеком в мире зла и жестокости. Вновь желая помочь дочери бывшего возлюбленного Фаддея, Матрена согласилась отдать им свою горницу. Помимо этого, героиня не только хотела отдать горницу, но и вызвалась им помочь в этом. Когда перевозили горницу, главная героиня «Матрениного двора» оказалась под поездом. Смерть Матрены была следствием злобы и жестокости, которые проявляли к ней жители деревни, а особенно Фаддей. Даже на похоронах никто не оценил жертвы Матрены, все присутствующие обсуждали ее наследство. Финал повести А. Солженицына по-настоящему трагичен. Однако нельзя сказать, что в борьбе между добром и злом победило зло. Ведь жестокий реальный мир не смог озлобить Матрену, она до конца своих дней оставалась дружелюбной и приветливой со всеми окружающими. До самой своей смерти Матрена была добра к другим, была милосердна и жертвенна. И это уже говорит о том, что добро нельзя победить. Оно есть на свете, хотя и не в таком большом количестве. Андерсен «Снежная королева» Датский сказочник Г. Андерсен во многих своих произведениях поднимал тему добра и зла. Одним из таких произведений явилась сказка «Снежная королева». Сюжет ее довольно прост: Снежная Королева с помощью злых чар заманила в свое царство мальчика Кая, на помощь которому пришла его подруга Герда. Такой несложный сюжет помогает продемонстрировать актуальную во все времена проблему вечной борьбы добра и зла. Ярким представителем добрых начал является Герда. Она без раздумий отправляется на поиски своего друга, который оказался околдован. Девочка не боится столкнуться с трудностями на пути, она ни разу не задумалась о том, чтобы оставить Кая в беде, чтобы спасти собственную жизнь. Это говорит о том, что она готова пожертвовать собой ради спасения настоящего друга. Доброта Герды проявляется в искреннем желании помочь своему другу избавиться от воздействий злых чар Снежной Королевы. Представителем зла является Снежная Королева, которая заманила в свое ледяное царство беспомощного и безобидного мальчика Кая. И Кай был не единственным, кто оказывался под воздействием ее злых чар. Снежная Королева эгоистична, она думает только о себе и своих желаниях. Героиня не умеет чувствовать, а способностями любить и дружить она не владеет. Такие характеристики даны автором неслучайно: он хочет показать, что человек, совершающий зло, не имеет нравственных ценностей, не имеет никаких чувств и эмоций, а значит, совсем не похож на настоящего человека. Снежной Королеве нет места в обществе, именно поэтому она живет в одиночестве далеко от других людей, которые только боятся ее. Андерсен демонстрирует борьбу добра и зла, олицетворенных в произведении образами Герды и Снежной Королевы. По сравнению со Снежной Королевой, Герда еще юна, молода и наивна. Можно подумать о том, что она должна проиграть эту войну, однако доброе сердце Герды помогает ей не только спасти Кая, но и поспособствовать тому, что Снежная Королева сбежала в другое место. Причем стоит отметить, что Снежная Королева и Герда в сказке даже не встречались друг с другом. Так автор хотел показать, что вне зависимости от возраста, социального и материального положения добрый человек всегда победить зло. Любовь, дружба и искреннее желание помочь оказывается сильнее любых волшебных сил, способных раз и навсегда изменить человека и его жизнь. Голдинг «Повелитель мух» В своем романе «Повелитель мух» У. Голдинг демонстрирует постепенное созревание конфликта между добром и злом. Писатель делает героями младшее поколение. Это совсем еще дети, за которыми все человеческое будущее впереди. Голдинг показывает детей в крайне критической ситуации: они попали на необитаемый остров без каких-либо взрослых. Сначала ребята придумывают правила, по которым им следует жить в мире и порядке. Однако со временем эгоистичные натуры некоторых членов команды проявляются все ярче и ярче. Многие ребята уже не хотят подчиняться Ральфу, который взял власть в свои руки. Его бывший друг Джек пытается забрать бразды правления в свои руки. В команде происходит раскол, зло начинает наполнять все окружающее пространство. Захватчики власти готовы на все ради того, чтобы сохранить ее. Джек и его товарищи даже идут на убийство одного члена команды — Хрюши. Дикари пытаются захватить весь остров, быть его единственными правителями, ради чего они устраивают охоту на друзей Ральфа и на него самого. С каждой страницей детская жестокость и злоба проявляют себя все ярче и ярче. Дети уже не в силах контролировать собственные действия и даже мысли. Они выбирают зло как смысл своей жизни. Теперь дружба и помощь — это ненужные ценности, борьба и убийства становятся постоянными символами их жизни. Именно в тот момент, когда жизни Ральфа угрожала большая опасность от дикарей, появляется образ офицера, который останавливает борьбу между детьми. Такой финал выбран автором неслучайно: он дает надежду на то, что добро не может быть побеждено, даже тогда, когда у него почти нет сил для победы. Зло не может существовать отдельно от добрых начал, по мнению автора, эти явления имеют тонкую грань. Действительно, Джек был добрым человеком, однако желание власти сделало из него жестокого человека. Ральф не имел шансов выжить, потому что Джек и его дикари сделали бы все возможное, чтобы убить его.
Попытаемся кратко охарактеризовать проблематику произведения и ее связи с основными героями романа. Глубочайшая философская проблема — проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника — находит отражение в нескольких сюжетных линиях. В романе присутствует атмосфера страха, политических гонений 1930-х годов, с которой столкнулся сам автор. Более всего тема угнетения, преследования неординарной, талантливой личности государством присутствует в судьбе Мастера. Недаром образ этот во многом автобиографичен. Однако тема власти, ее глубинного воздействия на психологию и душу человека проявляется и в истории Иешуа и Пилата. Своеобразие композиции романа заключается в том, что в сюжетную ткань повествования о судьбах московских обитателей вплетается основанная на евангельском сюжете повесть — повесть об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. Здесь раскрывается тонкий психологизм Булгакова. Пилат — носитель власти. Этим обусловлена двойственность героя, его духовная драма. Власть, которой наделен прокуратор, вступает в противоречие с порывом его души, не лишенной чувства справедливости, добра и зла. Иешуа, беззаветно верящий в светлое начало в человеке, не может осознать и принять действия власти, ее слепого деспотизма. Столкнувшись с глухой властью, бедный философ погибает.
Вечные проблемы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»
Что касается зла, то автор был убежден, что оно противоречит добру и воплощается в жизни через ложь, безнравственность и насилие. Смысл романа раскрывается в том, что именно мораль является мерилом добра и зла. У Булгакова Воланд является воплощением справедливого наказания для тех, кто забыл о морали. Именно поэтому его достаточно трудно четко отнести к положительным или отрицательным персонажам. Это герой, который является справедливым карателем, но который отказывается от морали. Также в романе ярко раскрывается проблема человечества. Именно с этого и начинается история, из спора о Боге. В книге разрывается тема отношений человека из религии, проблема веры и атеизма.
И здесь поднимается проблема власти. Люди порой слишком трясутся за свое положение, забывая при этом об обычном человеческом отношении... И это страшно... Проблем в романе много, и ни каждый читатель видит их в полном количестве. Зато любой выносит из книги ровно столько, сколько изначально хочет найти. В этом и состоит польза классики, да и любых других книг, которые человек осмелится открыть. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления Рассказ М. Шолохова «Жеребенок» - одна из печальных историй о взаимоотношениях человека и животного, которая закончилась трагедией. Череда событий произведения вобрала в себя темы «М. Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф. Достоевским, Н. Гоголем, А. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью». И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова. Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг. Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций. Возможные названия — «Подкова иностранца» Б. Он считал, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Спасителя, то есть подкова иностранца была как бы синонимом Москвы, утратившей веру в идеалы , « Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер», «Пришествие» и др. Булгаков писал «М. И в то же время Б. Он вслед за Достоевским ставит кардинальные, сущностные вопросы: каков человек, чем он живёт, для чего живёт, как относится к смерти, чего в нём больше — доброго или злого? И помимо людей — сатана и черти всех мастей. Мир наполнен калейдоскопом чудес и бытовыми реалиями. Трудно установить непосредственные источники самобытной философии романа. Талантливейшие учёные видели в ней отголоски древневизантийской ереси богомильства или манихейства , приверженцы которой были твёрдо убеждены в том, что злой дух «по наущению Божию» получил власть над земным миром и само добро было бы немыслимо без существования равноправного с ним зла. Вместе с тем появление Князя Тьмы в послереволюционной Москве становится неотъемлимой принадлежностью «стиля эпохи» в литературе 20-30 годов достаточно вспомнить апокалиптическую «Москву» Андрея Белого или «Неопалимую Купину» М. В течение долгого времени читательский мир завораживал сам факт трагической утраты рукописи «Сожжённого романа» Я. Голосовкера, сюжет которого столь заметно перекликается с булгаковским «М. Однако публикация восстановленной автором после двоекратной гибели в огне рукописи в одном из солидных журналов развеяла все сомнения в оригинальности булгаковского текста. Роман Б. Он в полной мере отвечает всем признакам жанра, который в современном литературоведении называется романом-мифом или романом в романе. Известный литературовед и искусствовед Б. Гаспаров замечает, что в «М. Три времени булгаковского романа: московское «настоящее», ершалаимское историческое «прошлое» и «вселенское», позволяющие показать читателям одновременно ершалаимский храм и охваченную пожаром Москву, - едины, ибо происходят в них одни и те же, по сути своей, события. И трудно однозначно установить, что же из них реальнее: события еврейской Пасхи 29 года или воландовский бал полнолуния, происходящий, согласно авторскому замыслу, в ту же пасхальную полночь, но уже года 1929. В основу своего романа Б. В его романе нет 11 апостолов и женщин, скорбно застывших вдали во время казни по Матфею, Марку, Луке или плачущих у подножия креста по Иоанну. Есть один-единственный, в отчаянии проклинающий Бога, Левий Матвей. Нет толпы, насмехающейся и кричащей: «Если ты сын Божий, сойди с креста! Нет слов «распятый», «распятие». Писатель снимает — «сдирает» - привычную оболочку с великой легенды, делая её ощутимо достоверной. Можно проследить, как идёт «заземление» евангельского предания, движение к беззащитно человеческому, к бессмертно человеческому в нём, художественное превращение героя из богочеловека в человека… Интересна перекличка евангельской страстной недели с неделей 4 дня пребывания в Москве Воланда. Страстная неделя перед Пасхой Москва гл. Появился он на Патриарших прудах не случайно. Своё имя пруды получили от Патриаршей слободы, которая находилась здесь в средние века. В послереволюционной Москве к 20-м годам само название- Патриаршьи -звучало горькой насмешкой, ибо рядом не было ни одной действующей церкви. Сатана появился там, где были уничтожены господние храмы, и появился он на голос богохульства. Булгаков стремится доказать подлинность московского визита Сатаны. Сатаниана чётко вписывается в быт 20-х годов и личный опыт автора. Эти 4 дня наполнены бытовыми реалиями, список которых можно довести до сотни. В романе ненавязчиво проступают приметы 1937 года. При встрече с врачами Иван Бездомный произносит: «Здорово, вредитель». Деньги подбрасываются «врагами». Милиция разыскивает Воланда, и в Армавире к ней принесли кота со связанными зелёным галстуком лапками зелёный галстук носил Ежов в парадные дни. Роман перенасыщен превратностями литературной жизни Москвы 20-х годов: в поэте Иване Николаевиче Поныреве легко угадывается Демьян Бедный, автор «Евангелия от Демьяна», и в то же время в его образе просматриваются черты А. Безыменского… В романе нет традиционных прототипов, а есть «свободные ассоциации». Бездомный оказывается то в роли Чацкого, попадая с «корабля на бал», а с бала в сумасшедший дом, то в роли сказочного Ивана дурачка, царевича? Иудины «тридцать тетрадрахм» то и дело всплывают в реальной московской жизни именно такую сумму пытается заплатить за визит к профессору смертельно больной Андрей Фокич , два пятисвечия одинаково ярко высвечивают и казнь в Ершалаиме, и бал в «Грибоедове». В сложной системе кривых зеркал реальное и нереальное, подлинное и отражение меняются местами, и в подобном вывернутом мире дьявольские силы действуют заодно с силами Света, чётко очерчивают сферу своей деятельности, и не идут ни в какое сравнение с бесовскими выходками «земных пилатов». Воланд — главное действующее лицо в образной системе романа, пришёл как бы из средневековой немецкой легенды. Сатана без устали сеет соблазны, разрушения, зло.
Конечно, это ложь: ничего доброго зло не совершает. Но этот эпиграф отсылает нас к самому началу гениальной книги Гете. Там происходит следующее: Фауст, человек эпохи Просвещения, сидит у себя в комнате и переписывает Евангелие от Иоанна, меняя там слова. Казалось бы, пустяк, но когда Фауст вместо евангельского: «В начале было Слово», пишет: «В начале было дело», черный пудель, которого он привел домой с прогулки, раздувается в Мефистофеля, и после этого начинается трагедия Фауста. Родченко «Трамвай на Сухаревском бульваре», 1928 г. У Булгакова этот эпиграф не случаен: завязка «Мастера и Маргариты» подобна завязке «Фауста». Сидят атеисты и рассуждают, как им расцерковить Русь. Один из них — редактор безбожного журнала Берлиоз, другой — поэт Бездомный. И вот тут-то к ним присоединяется дьявол, предлагая свою версию Евангелия. Причем, его богоборчество тоньше и страшнее пролетарской злобы Бездомного и интеллигентского скепсиса Берлиоза. Воланд не отрицает существования Иисуса из Назарета, но перетолковывает Его образ так, что в этом Иешуа Га-Ноцри нет спасения. Размывая контуры Евангелия, Воланд вербует своих приверженцев. В этом смысле Булгаков вышел за пределы воинствующего атеизма и заглянул уже в реальность Апокалипсиса. Обессоленное и очень популярное «христианство» последних времен, в котором нет спасения, поскольку оно сведено к голому морализаторству и пацифизму, в котором нет места Церкви, то есть таинственному общению с Богом, воплотившимся и вочеловечившимся, уступает место дьяволопоклонству. Как понимал сам Булгаков тот вечный покой, в котором оказались после смерти души Мастера и Маргариты? И вообще, как оценивал автор нравственное состояние Мастера? Мне близка позиция религиоведа, доктора наук, Андрея Борисовича Зубова. Он писал, что образ посмертного существования Мастера и Маргариты лишь на первый взгляд предстает вдохновенным и романтическим. А на самом деле он печален. Конечно, здесь доведена до совершенства просьба Маргариты к Воланду вернуть им с Мастером их подвал на двоих. Но цена! Воланд, прощаясь с Мастером, говорит: «Воспоминания об Иешуа Га-Ноцри уже никогда больше не будут тебя беспокоить». То есть в душе Мастера уже не осталось места для Христа, для памяти о Голгофской Жертве. В этом смысле бесконечная череда дней и ночей сама по себе, как нам кажется, утешительная, вне Христа теряет смысл. Это некая дурная вечность, вечное повторение одних и тех же образов и мыслей. А в Православии вечность — это вечное восхождение к Богу и приобщение такой полноте бытия и благодати, в которой человек не растворяется, не пропадает, а выходит за пределы себя самого в бесконечной любви. В этой вечности нет скуки, нет повторения. Я думаю, что Булгаков, описывая посмертие Мастера, некоторым образом проецировал туда свою собственную судьбу, свою заветную мечту по-человечески прожить остаток своих дней вместе с супругой Еленой Сергеевной. Это тоска измученной души. Не думаю, что эту часть романа надо рассматривать как попытку выразить догматические образы посмертного существования души. Но с религиозной точки зрения глубоко верно то, что в посмертии Мастера и Маргариты более нет места для Христа. Я думаю, пути Булгакова и Мастера пересекаются, но я бы не стал подобно некоторым литературным критикам утверждать, что Булгаков был адептом черной магии и стремился совратить русских людей, сделать роман знаменем оккультизма и богоборчества. Я бы более осторожно предположил, что Булгаков прежде всего был писателем. И кроме того, он был человеком своей эпохи — эпохи Леонида Андреева и Льва Толстого. Я бы сказал, что трагедия Мастера в том, то он переиначил Евангелие. И вдруг то, что получилось, перечеркнуло его жизнь, а потом и вечную участь. Не будет преувеличением полагать, что в этом романе нам исповедуется сам Булгаков. Дело в том, что мы знаем Булгакова не только как талантливого автора великих романов, но и как фельетониста, у которого можно встретить и издевательства, и насмешку над Церковью. Роман был написан в эпоху гонений, и в романе отразился некий духовный, нравственный кризис, который переживал Булгаков. Но мне все-таки кажется, что имело бы смысл говорить о Булгакове и его романе с долей сочувствия. Речь идет о человеке, который оказался в совершенно страшных условиях, пережил эпоху террора — военный коммунизм, потом сталинщину. И внутри этого мертвого мира он пытался что-то сказать, донести до людей. Он не мог говорить о Христе вслух, — это было невозможно, — поэтому шел окружным путем, обращаясь к реальности зла и сдерживающей его силе. Поэтому я бы не стал ни отождествлять Мастера и Булгакова, ни говорить о том, что Булгакову было безразлично его произведение, поскольку за две недели до смерти, а умирал он очень тяжело, он еще правил этот текст. Думаю, нормальной реакцией православного читателя была бы не попытка заклеймить, осудить автора за проколы, которые он допустил, а молитва. Я думаю, наш диалог имеет смысл перевести в эту плоскость. Не только ставить диагноз, но и говорить о нашей благодарности той интеллигенции, которая в годы духовного мрака пыталась хоть как-то пробуждать жажду истины. Известный булгаковед В. Лосев так описывает последние месяцы тяжело умиравшего Михаила Афанасьевича: «Новая домработница Булгаковых — Марфуша — активно помогала Елене Сергеевне в труднейшие для нее дни.
Мастер и Маргарита, несмотря на сопротивление со стороны общества и сил тьмы, выступают за свободу духа и независимость мысли. Роман подчеркивает значение любви и веры в успешный выбор, несмотря на все сложности и преграды. Таким образом, вечные проблемы, затронутые в романе "Мастер и Маргарита", включают в себя проблему роли искусства, борьбы добра и зла, а также проблему свободы и выбора. Эти проблемы не только актуальны для времени написания романа, но и остаются вечными и релевантными в любую эпоху. Философия и мораль, плоть и дух, свобода и зависимость - все эти противоречивые аспекты человеческой жизни находят свое отражение в шедевре Булгакова. Сочетание фантастики, сатиры и глубокой философии делает "Мастера и Маргариту" одним из наиболее ценных произведений, которые до сих пор актуальны и привлекают внимание читателей со всего мира.
Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита
Актуальность проблем, поднятых М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита » | Роман затрагивает такие вечные проблемы, как проблема нравственного выбора человека, проблема борьбы добра и зла. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков выступил как новатор, использующий множество новых и необычных художественных приемов. |
Реферат. Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Музей театр "Булгаковский Дом" | Сомнений нет — роман «Мастер и Маргарита» точно вошел бы в список самых цитируемых произведений русской литературы. |
Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны | Вот она, вечная проблема-роман мастер и маргарита Вечные вопросы в романе мастер и маргарита. |
Вечные проблемы в романе Мастер и Маргарита | Вопросы, поднятые М. А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», остаются открытыми, а вечные проблемы — не решенными. |
Проблемы в романе «Мастер и Маргарита» / Блог / Справочник :: Бингоскул | Лекция подготовлена учителем русского языка и литературы "МБОУ СШ № 6 г. Снежное" Анной Хвостиковой в рамках проекта "Русское Слово".Цели лекции:• Популяризи. |
Размышления о вечных проблемах в романе «Мастер и Маргарита»
В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения. Центральная проблема романа — это проблема ДОБРА и ЗЛА. Лекция подготовлена учителем русского языка и литературы "МБОУ СШ № 6 г. Снежное" Анной Хвостиковой в рамках проекта "Русское Слово".Цели лекции:• Популяризи.
Интерактивные технологии в образовании
- Актуальность проблем, поднятых М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита »
- Борьба добра и зла
- Мотивы булгаковского романа
- О чем заставил меня задуматься роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова?
Оформление работы
- Актуальность проблем, поднятых в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
- Интерактивные технологии в образовании
- Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова
- Сочинение по литературе на тему: вечные проблемы в романе "Мастер и Маргарита"
- 10 проблем из романа Мастер и Маргарита с их доказательствами.
Вечные вопросы в романе М.А.Булгакова "
А автор этого труда Михаил Булгаков, безусловно поднимает очень важные и актуальные темы , которые, встречаются и будут встречаться по сей день в нашем мире. В произведение показываются две стороны медали нашей жизни, он обличает зло которое скрывается за подхалимством, выводит на чистую воду всех лжецов, и показывает нам что зло - это не что-то абстрактное и то чего нельзя увидеть, а зло творят и оно скрывается в людях. Каждый человек на нашей планете осознает эту вечную войну двух противоборствующих сил. Так же, как и мыслители предшествующих поколений осознавали ее. Булгаков убежден, что все начинается с веры. Бог есть добро, соответственно дьявол — зло. На какой стороне окажется вдруг человек, решает некто иной, как он сам. За этими решениями наблюдает Воланд — один из главных героев романа. Все, что отступилось от добра, он наказывает при помощи своей свиты. Я думаю, что кара за зло людей свершалась только ради справедливости.
Разве Воланд виноват, к примеру, в смерти Берлиоза или в том, что Иван Бездомный сошел с ума? Мне кажется, что люди сами виноваты в своих неудачах. А автор предостерегает читателя и наводит его на верный путь. Ад, созданный нами, и в наших сердцах, и в нашей душе, и в доме. Это и способствует безумию в нашем мире. Ничто не остается безнаказанным — доказывает автор читателю. Воланд в разговоре с Левием Матвее говорит интересную вещь: «... Этим Булгаков дает понять, что без тьмы не будет света — это необходимо для полноценной жизни. И, несомненно, что две данные силы должны находиться в равновесии.
Так же, в этом произведение говорится о такой вечной и наверное бессмертной теме как: любовь. Любовь Мастера к Маргарите и наоборот , заставляет меня поверить в то что настоящая и истинная любовь сможет пережить все ужасные моменты которые встречаются на их совместном пути. Так же, я скорее всего горжусь, чем осуждаю удивлена решительности Маргариты, что она смогла оставить свою роскошную жизнь , в деньгах и нескончаемом богатстве, на жизнь с Мастером - поддерживая его во всех своих начинаниях, видеть в нем талант и не поддаваться не на какие уловки Воланда. Мне очень понравилось ее слова когда она говорила своему мужу что уходит от него: Ты прости, что я тебе мешаю, но я должна сообщить тебе ужасное известие… Нет, не решаюсь… У меня сегодня в кафе свистнули перчатки. Так курьезно! Я их положила на столик и… я полюбила другого. В своем гениальном романе М. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Роман «Мастер и Маргарита» - произведение, с первых же страниц поражающее читателя своей необычностью и глубиной.
Его труд учит не только тому что стоит не поддаваться всем злым уловкам, но и любить, творить, мечтать, бороться а свою правоту и самое главное, верить в то, что добро всегда сможет победить зло, но для этого каждый человек должен сам не отпускать руки. Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф. Достоевским, Н. Гоголем, А. Соседством с Гоголем Булгаков бы особенно гордился. Он считал его своим учителем, поэтика Булгакова была созвучна гоголевской. Он взывал к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей железной «шинелью». И как странно и порой чудесно распоряжается судьба: могильный камень Гоголя лежит теперь на могиле Булгакова. Аксаков для могилы Гоголя привёз из Крыма камень-плиту на Новодевичье кладбище, но он за ненадобностью был сброшен в овраг.
Почти через столетие Елена Сергеевна, жена Булгакова, обратилась за помощью к К. Симонову, и теперь камень, предназначенный для могилы Гоголя, покоится на могиле Булгакова. Обратимся же к роману, его творческой истории, основным проблемам и героям. Булгаков не подготовил роман к печати, так как не надеялся, что его напечатают, но у него было 8 вариантов, редакций романа по Яновской — 6 редакций.
Он встречается с замужней женщиной, но больше всего он любит деньги. Безнравственность в ценностях и отношениях приводят молодого человека к предательству, подлости и гибели. В романе четко прослеживается линия возмездия за сделки с совестью. Кто-то лишается жизни, кто-то ума, кто-то покоя. Безнравственность рядовых москвичей нарисована общими красками, например, зрительская масса в зале варьете, или имеет портретное описание: пустая болтовня Бенгальского, алчность Андрея Фокича — простого буфетчика, корысть Алоизия Могарыча. Каждый из них понес свое наказание. Население Москвы 30-х годов, погрязшее в воровстве, зависти, доносительстве, подлости, лизоблюдстве, вызывает отвращение не только у Воланда, но и у читателей романа. Но насколько стали лучше люди XXI века по сравнению с согражданами, жившими сто лет назад? Стали ли мы добрее, совестливее? Именно этот вопрос должен волновать читателей и 100, и 200 лет спустя после написания романа. Проблема творчества Все грани проблемы творчества раскрываются в романе на примере трех ярких образов. Номенклатурная богема, бюрократия, бездарность, пошлость воплощаются в общей картине Дома литераторов и ярком портрете Берлиоза, председателя Массолита. Цель этого псевдотворческого болота — отхватить побольше, удержать покрепче. А чтобы дух свободного писательства не поколебал завоеванных интригами позиций, молодых литераторов следует поставить на те же рельсы: восхищаться, восхвалять, воспевать. Иван Бездомный — тот редкий представитель «творческой» молодежи, кому посчастливилось, правда, при активной помощи нечистой силы , прозреть, оценить свое творчество и прикоснуться к истинным ценностям. Став учеником Мастера, молодой поэт не сможет творить по заказу, выполнять план, как его бывшие товарищи по писательскому цеху. Высшее проявление творческого начала — Мастер. Для него роман — это не путь к славе, положению, деньгам. Мастер изначально знает, что этот роман наоборот лишит его всех возможных благ: не укладывается он в общую концепцию Массолита. Роман для Мастера — смысл жизни, сама жизнь. Проблема любви Линия главных героев, Мастера и Маргариты, — это тема всеобъемлющей, самоотверженной и бескорыстной любви. Только встретив друг друга, он, успешный писатель, и она, не знающая ни в чем отказа жена очень обеспеченного специалиста, обрели смысл жизни. Герои поняли, что такое счастье, перестали быть одинокими при былой успешности. Только после того, как любовь поразила их обоих, они начали жить, словно до этого жизни вовсе не было. Великий дар проходит великие испытания. Расставание, безвестность о судьбе любимого человека не погасили любви Мастера и сподвигли Маргариту на отчаянную борьбу. Отстаивая право на счастье, Маргарита пережила угрызения совести перед мужем, который не виноват в том, она встретила свою любовь, пошла сделку с дьяволом, вынесла невероятные физические муки на балу у сатаны. Роман — гимн любви, яростной и милосердной, верной, вечной. Имена главных героев стали символом людей, которых не в силах разлучить даже смерть. Проблема одиночества Проблема одиночества — одна из магистральных в романе. Каждый из них, находясь в гуще исторических событий , в окружении людей, чувствует оторванность от мира, чуждость всему, неприкаянность, даже бездомность. Понтий Пилат — временщик, ему неуютно в роскошном дворце. Единственное живое создание, кому он может доверить свой сон, — собака. Одиночество увидел Мастер в глазах женщины с желтыми цветами в руках. Сам Мастер до встречи с Маргаритой был настолько одинок, что даже не припомнит имени бывшей жены. Иешуа, бродяга-философ, не помнит своего отца, у него нет соратников, единомышленников. Лишь Левий Матвей следует за ним тенью — еще один странник без роду и племени. Апогей этой бездомности — Иван Понырев, взявший себе красноречивый псевдоним. Бездомна послереволюционная Россия, пережившая гражданскую войну , которая разрушила семейные связи, кровные узы. Эта бездомность озлобила граждан, одних толкала на хитрость, других на подлость. Не зря Воланд заметил, что « квартирный вопрос » испортил москвичей. Булгаков оставил потомкам в назидание роман-исповедь, роман-откровение, роман-пророчество, главные проблемы которого всегда будут актуальны. Вечная борьба добра и зла, света и тьмы будет многие поколения москвичей и других граждан мира проверять на веру, совесть, честь, верность. Булгакова, принёсший автору посмертную мировую славу и поставивший его в один ряд с нашими гениальными писателями — Ф.
Но в конце романа некоторые из согрешивших получают прощение. Прощение- это самая главная проблема, которую поднимает автор, ведь именно прощение завершает любое злое деяние и любое, даже самое долгое, наказание. И наконец, писатель говорит о вечной любви, ради которой не жаль отдать жизнь. Маргарита с радостью отдает свою душу Сатане, чтобы соединиться со своим любовником. Она пошла по одной дороге со злом, чтобы обрести вечный покой и счастье. Вечные проблемы, потому и называются вечными, что они существуют со дня сотворения мира и не решены до сих пор. И каждое новое поколение станет решать эти проблемы по-своему, и все же не будет уверено, что ответы на эти вопросы даны верные. Смотри еще сочинения по роману «Мастер и Маргарита»:.
Зло в виде Воланда и его свиты не пытается завладеть людьми, а только дает им справедливое наказание за те проступки, которые они успели совершить за свою жизнь. Бог здесь Иешуа, описанный как человек со взглядом на жизнь, отличающимся от стандарта. Он старается понимать и принимать всех людей, отрицая наличие зла в их душах, говорит, что они просто чем-то обижены. Судья человеческий здесь Понтий Пилат. Он сам должен сделать сложный выбор: правда или карьера. В итоге он делает неверный выбор, за что получает наказание, и вынужден его неси на протяжении многих веков. Зло и добро здесь смешаны, не являются истинно черными или белыми, не могут существовать друг без друга. Зло, что весьма неожиданно, несет справедливость, и готово одаривать, а не обмануть.