В 1950-х годах Вышнеградский приступил к созданию произведений для ещё одного необычного ансамбля – к четвертитоновым фортепиано он добавил волны Мартено («Транспаренция I». Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумал свое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорного оборудования. Наиболее активно использовал волны Мартено в своих сочинениях Оливье Мессиан, среди которых «Празднество прекрасных вод» для секстета волн Мартено (1937).
Что такое волны Мартено
Его космический звук, волнующий, словно голос мировой души, абсолютно ирреальным тембром, в России мало кто слышал, хотя инструмент был создан Морисом Мартено почти 100 лет назад. На Дягилевском фестивале французская исполнительница Сесиль Лартиго давала сольный концерт на волнах Мартено. С Уральским оркестром выступила профессор Парижской консерватории Натали Форже, ее партнером за роялем был Роже Мюраро, специалист по мессиановской музыке. Это был мощный, яркий поток мессиановской музыки, плотная звуковая материя, переливающаяся красками, изумительными "птичьими" соло и "свистами" деревянных, прихотливыми изгибами струнных, заставляющих вспомнить о скрябиновских экстатических мирах, со сверкающей монолитной медью, с целым миром перкуссионных эффектов и марафонской дистанцией партии рояля, звучавшего непрерывно на фортиссимо в удвоении с фортепиано в оркестре.
Я пыталась разобраться почему, подробно изучала «Турангалилу» и поняла, что его образ мыслей здесь тот же: для Мессиана человек — Божественное создание, поэтому и музыкальный язык не отличается. По сути, он и тут говорит о Боге, и человеческая любовь — то же самое, что любовь Божественная.
Мессиан всегда пытался найти выход в другое измерение. Насколько он важен для музыки? Пятая часть — «Радость крови звезд» — это любовное слияние со звездами и космосом, шестая часть — «Сад сна любви» — с природой. Мессиан очень любил французскую сюрреалистическую поэзию и живопись, и, хотя буквально это не отражено в музыке, сюрреализм был одним из источников его вдохновения. Сюрреалисты — например, Андре Бретон — много писали о любви, защищая ее порой разрушительную силу.
Для меня любовь в этом контексте — способ ухода от конфликтов и объединения всех религий. Сюрреалистов интересовала политика, не религия, а вот Мессиана занимали экуменические идеи. Есть ли что-то сопоставимое с ним? Например, очень красивый Концерт для волн Мартено Андре Жоливе почти не играют, там очень сложная оркестровая партитура. Но это классика нашего репертуара.
Много камерных пьес у Тристана Мюрая, часто играют сочинения Онеггера, но там волны используются не в качестве солиста. Есть и менее известные композиторы. Теперь есть и синтезаторы, и компьютеры. Композиторы продолжают интересоваться этим инструментом? Особенность волн — в их чувствительности: не нужно никаких дополнительных компьютеров и синтезаторов, одно прикосновение — и инструмент следует за твоим телом, твоими мыслями.
Это что-то сумасшедшее. Я влюбилась в этот инструмент именно из-за его гиперчувствительности. Волны Мартено вдохновили на создание многих электронных инструментов и технически, и художественно, но ни один из них не обладает такой отзывчивостью в каждом параметре звука. Лет тридцать назад к волнам действительно относились как к устаревшему, отмирающему инструменту. Но волны Мартено оказались вне законов времени: мы должны были исчезнуть, но нет — мы все еще живы.
Да, нас немного, но мы много играем, педагоги всегда востребованы, а молодые композиторы увлечены этим выжившим «ископаемым». В нашем деле все уникально — каждый концерт, инструмент, исполнитель. Невозможность точной фиксации музыки для волн Мартено как раз очень привлекает композиторов — она всегда живая, подвижная, порой непредсказуемая.
Как рассказывает Жанна Лорио первая исполнительница партии Волн Мартено в Турангалиле, новый «инструмент привлек Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, парящим надо всем оркестром...
Мессиан был католиком, и примерно такой звук ожидал услышать на небесах». Волны Мартено или электрофон — одноголосный электронный инструмент с семиоктавной клавиатурой наподобие фортепьяно, а также нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка.
Их лучшие песни вообще не попадают в ротацию. Команда работает с тишиной и негативным пространством не меньше, чем с лирикой, погружая в это пространство самого слушателя, оставляя его наедине с мыслями. Члены группы виртуозы в своем искусстве, они заставляют вслушиваться. В этом контексте популярные RADIOHEAD — скорее носители платонического идеала, который водружает их на вершину фестивальной цепи и подпитывает людские массы в хоровом пении. Мы говорим про гимны, канонические работы с большими гитарами и поп-мелодиями, которые часто скрываются за их электронными экспериментами. Более тонкие элементы мейнстрима есть на « A Moon Shaped Pool ».
Мариинский театр затопит Волнами Мартено
Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе. Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Телармониум, терменвокс и волны Мартено: история приручения электричества музыкантами. Онлайн–трансляция «История Волн Мартено» 7 мая 2022, Дворец культуры им. 50-летия Октября в Кемерове — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить. Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет.
Мариинский театр затопит Волнами Мартено
На “волнах Мартено” тембры меняются с помощью специальной “коробки передач”, мы прописали их в память синтезатора. Волны Мартено, необходимые для исполнения музыки Мессиана, будут доставлены в Россию из Японии специально для данного концерта. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено. Специфический «отстранённый» тембр волн Мартено похож на тембр отечественных одноголосных предшественников синтезатора – терменвокса и экводина.
Онлайн–трансляция «История Волн Мартено»
История создания музыкального инструмента Волны мартено, особенности его конструкции и игры на нем, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать Волны мартено. В ночь на среду резервуар с нефтепродуктами загорелся в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края. Самый удивительный из таких – “Волны Мартено”. История создания музыкального инструмента Волны мартено, особенности его конструкции и игры на нем, в каком жанре музыки и у каких исполнителей можно услышать Волны мартено. Музыканты охотнее принимали именно “Волны мартено”, а не Терменвокс, техника игры на котором была гораздо сложнее. Аннотация: Статья посвящена истории исполнительства на редком инструменте Волны Мартено.
Новости, которые вас могут заинтересовать
- Что такое волны Мартено?
- БРЫЗГАЛОВ МИХАИЛ АРКАДЬЕВИЧ
- История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда
- Пять самых страшных музыкальных инструментов
- Резервуар с нефтепродуктами горит на Таманском полуострове
Экспериментальные музыкальные инструменты
Волны Мартено вдохновили на создание многих электронных инструментов и технически, и художественно, но ни один из них не обладает такой отзывчивостью в каждом параметре звука. Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". 6 октября в Малом зале состоится российская премьера «Праздника прекрасных вод» для шести волн Мартено Оливье Мессиана. Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом.
Онлайн–трансляция «История Волн Мартено»
Этот электромузыкальный инструмент создал в 1920 году специалист по радиотехнике Лев Термен. Чтобы играть не терменвоксе, нужно двигать руками в электромагнитном пространстве между антеннами инструмента: расстояние между руками меняет высоту и громкость звука. Кстати, на терменвоксе играют Симпсоны и Шелдон в "Теории большого взрыва". Ханг — этот перкуссионный инструмент был разработан уже в нашем веке в Швейцарии. Название с бернского диалекта немецкого языка переводится как "рука". Играют, ударяя руками по двум соединенным между собой полусферам. Услышать ханг можно, к примеру, в фильме "Жизнь Адель". Яйбахар — изобретен в Турции в 2014-м году.
Одним из исключений стало изобретение француза Мориса Мартено: его электронный музыкальный инструмент «волны Мартено» навсегда прописался в партитурах ХХ века. В этом есть несомненная заслуга современника Мартено, композитора Оливье Мессиана и его свояченицы Жанны Лорио. Она родилась спустя пару месяцев после того, как Мартено впервые представил свой инструмент публике. В раннем возрасте начала заниматься на рояле, как пианистка поступила в Парижскую консерваторию, где впервые и услышала необычное звучание «волн».
Я хочу показать, что есть не только «Турангалила», «Маленькие литургии» Мессиана или «Жанна на костре», а есть концерты с другими инструментами, есть арии, есть монодии того же Мессиана. Но более классический репертуар я тоже люблю и готова его защищать. Дело в том, что многие старые записи той же самой «Турангалилы» или «Жанны» покрылись нафталином, и их тоже нужно сыграть более свежо и современно. Часто ли приходится играть театральные произведения? Их же очень мало: «Жанна на костре», опера Томаса Адеса «Ангел-истребитель»… Есть еще опера Мессиана «Святой Франциск Ассизский»: монументальное произведение, где волны Мартено — целых три инструмента — должны располагаться на балконах; это пятичасовое повествование о житии Святого Франциска. Кстати, в Парижской консерватории есть три экземпляра волн, купленных Мессианом у Мартено на случай, если придется исполнять «Святого Франциска», а инструментов больше нигде в мире не окажется. А хотелось бы иметь к нему доступ. Во французском драматическом театре волны Мартено на самом деле представлены хорошо: музыка ко многим спектаклям предусматривает их использование.
Сейчас большинство этих постановок уже сошло, но у волн по-прежнему тесные связи с театром. Опять же, каждый исполнитель может сам себе найти проект: я, например, участвую в одном таком театральном проекте с современной хореографией, видеопроекциями и текстом, где музыканты находятся на сцене вместе с остальными участниками. В этой постановке я нахожусь на переднем плане, потому что волны Мартено — это визуально очень интересный инструмент. В России был изобретен инструмент терменвокс, который считается родственным волнам Мартено. Вы о нем слышали? Пробовали на нем играть? Конечно, я знакома с терменвоксом, но это инструмент, который требует особой чувствительности и музыкальности. Терменвокс и волны были изобретены в одно и то же время, поэтому их часто путают, особенно те, кто не знаком с волнами Мартено.
Основная разница в том, что терменвокс — это пять-шесть октав, а волны — это восемь октав и очень разная окраска звука. Я знаю очень интересных исполнителей на терменвоксе и сама пробовала играть на нем. Лев Термен и терменвокс. Фото с сайта blog. Как человек, который учился игре и на фортепиано, и на скрипке, могу сказать, что, наверное, самое сложное — это абсолютный контроль над телом, потому что малейшее движение, малейшее дрожание руки отражается на звучании. У волн есть кнопка, которая выполняет роль смычка: под ней стоит мембрана с порошком, и в зависимости от того, как на нее нажмешь, так и пройдет электрический ток, и любая дрожь, любая неуверенность, любое изменение постановки пальца сразу оказывает воздействие, даже если ты сам не ощущаешь это движение. Поэтому нужно абсолютно владеть своим телом и найти момент расслабления во время игры. Кольцо тоже чувствительно к движениям?
Кольцо отвечает за другое: его положение определяет высоту звука. Нить расположена параллельно клавиатуре, и положение кольца примерно соответствует положению конкретной клавиши. Однако изменение наклона пальца изменяет точность высоты звучания. Здесь это вопрос скорее хорошего музыкального слуха и постоянной концентрации, которая не даст забыть о том, что палец нужно держать в одном положении. С другой стороны, кнопка отвечает в большей степени за тембр и качество звука.
Терменвокс или игра на невидимых струнах. Этот электромузыкальный инструмент создал в 1920 году специалист по радиотехнике Лев Термен. Чтобы играть не терменвоксе, нужно двигать руками в электромагнитном пространстве между антеннами инструмента: расстояние между руками меняет высоту и громкость звука. Кстати, на терменвоксе играют Симпсоны и Шелдон в "Теории большого взрыва". Ханг — этот перкуссионный инструмент был разработан уже в нашем веке в Швейцарии. Название с бернского диалекта немецкого языка переводится как "рука". Играют, ударяя руками по двум соединенным между собой полусферам. Услышать ханг можно, к примеру, в фильме "Жизнь Адель".
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Джонни Гринвуд: все, что вы хотели спросить
- Мариинский театр затопит Волнами Мартено
- Подробная история появления музыкального инструмента «Волны Мартено»
- Что такое волны Мартено?
- Подпишитесь на нашу рассылку
- Разыскиваются: необычные солисты для оркестра