Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

В 1648 году в Речи Посполитой разгорелось очередное восстание казаков, руководил им Богдан Хмельницкий.

Чем закончилось восстание Богдана Хмельницкого ?

Полки в свою очередь делились на сотни. Административно-военные должности считались выборными, однако в большинстве случаев замещались по усмотрению вышестоящих властей. Формально подчиняясь гетману Левобережной Украины, Запорожье, пользовалось правом самоуправления. В Запорожье высшим органом считалась войсковая рада. Огромную роль играла высшая старшина — кошевой атаман, судья, писарь, есаулы. Запорожское казачество делилось на курени, возглавляемые куренным атаманом. Особую роль стала играть Генеральная войсковая канцелярия, в которой сосредоточилось политическое, административное, военное, судебное и финансовое управление. Гетманщина имела свой бюджет, свою финансовую систему и денежное обращение. Существовала широкая система налогов в «Скарбницу Войсковую».

Одним из наибольших источников поступлений были налоги на мельницы. Доходы из мельниц собирали специальные «дозорцы». Существовали откупы на водку, дёготь и табак. Значительный сбор поступал в «Скарбницу» от пасек. Взимались проездные, транзитные и внутренние таможенные сборы. В Гетманщине существовала система прямого налогообложения населения. В Гетманщине привилегированной социальной группой было казачество. Принадлежность мужчины к казацкому сословию обязывало его за свой счет нести военную службу, но при этом освобождало от уплаты налогов, давало право землевладения.

Официально к казацкому сословию во второй половине XVII века принадлежало 20-60 тысяч человек. Правящим классом в Гетманщине была казацкая старшина. Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. Города в Гетманщине развивались медленно. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей. Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей.

Православная церковь в Гетманщине была крупным землевладельцем. Роль и место гетмана Дорошенка в попытках объединить Украину: Дорошенко Петр Дорофеевич 1627—1698 — гетман, один из самых выдающихся деятелей истории. Активный участник освободительных соревнований украинского народа, один из ближайших соратников Б. Хмельницкого и продолжатель его дела. Стал гетманом на Правобережье, он решительно выступил против условий Андруисовского договора и осенью в 1667 г. В июне в 1668 г. Сначала, заручившись нейтралитетом Польши, П. Дорошенко укрепил свои внутренние позиции и победил своих соперников в борьбе за власть.

Но положение усложняется тем, что в 1667 г. Россия и Польша заключают за спиной Украины Андрусовское перемирие, какое, закрепило разделение Украины. Чтобы укрепить свои позиции внутри страны и обеспечить народную поддержку, Дорошенко систематически собирает военный совет. Независимость от казацкой старшины должна была обеспечиваться наемным войском, так называемыми сердюцкими полками. Начинается заселение краев Правобережья, которые перед тем были пустотой. Во внешней политике он провозглашает союз с Крымом и Турцией.

Так началось масштабное казачье восстание под руководством Хмельницкого. Кстати, Чаплинскому Богдан тоже отомстил — разгромил его владение и вернул Гелену.

Она приняла православие и стала именоваться Мотроной. Патриарх Паисий благословил их на брак так как официально Гелена была замужем на поляком и обвенчал Хмельницкого с Геленой. На радостях Богдан подарил патриарху шесть коней и тысячу золотых. Талантливый дипломат За время военных действий Хмельницкий не раз проявлял себя как талантливого полководца и не менее талантливого дипломата. В союзе с татарами он одержал ряд побед над поляками: под Жёлтыми Водами, Корсунем и Збаражем. В 1649 году Хмельницкий победно въехал в Киев, а народ приветствовал его. Иерусалимский патриарх Паисий в Софиевском соборе отпустил все настоящие и будущие грехи Хмельницкого. Письмо Богдана Хмельницкого, посланное царю Алексею Михайловичу, с сообщением о желании запорожского казачества перейти под власть русского царя Хмельницкий понимал, что Гетманщина не может победить поляков только своими силами.

Еще в 1648 году он предпринял первую попытку просить помощи у Москвы и написал письмо к царю Алексею Михайловичу. Но не получил ответа. Хмельницкий даже пытался пару раз договориться со шляхтой. Но война продолжилась, а Хмельницкий стал искать сторонников. Он завел дипломатические отношения, помимо Москвы, со Швецией и Османской империей. Народ единодушно закричал: «Волим под царя московского, православного». Простой казак Хмельницкий был, по утверждению историков, несколько неуравновешенной личностью. Периоды активности, когда Богдан был твердым и властным, сменялись апатией, усталостью и сонливостью.

Приступы депрессии происходили все чаще, росла подозрительность гетмана даже к самым близким людям. Гетман был прекрасно образован и любил беседовать с такими же людьми. Он любил народную музыку и поэзию, играл на бандуре, был радушным хозяином.

Хмельницкий сказал народу, что поляки продали их в рабство «в руки проклятых евреев». Под этим своим боевым кличем казаки и крестьянство вырезали многочисленных еврейских и польско-литовских горожан, а также шляхту в течение 1648—1649 годов.

В современной хронике очевидцев 17-го века Йевен Мезула Натана бен Моисея Ганновера говорится: Где бы они ни находили шляхту, королевских чиновников или евреев, они [казаки] убивали их всех, не щадя ни женщин, ни дети. Они грабили поместья евреев и знати, сжигали церкви и убивали своих священников, ничего не оставляя целым. В те дни это был редкий человек, который не пропитал свои руки кровью... Евреи Первое издание Евена Мезула 1653 г. Согласно книге История Руси , Хмельницкий Обоснование было в значительной степени меркантильным, и евреи Бродов, который был крупным торговым центром, были сочтены полезными «для товарооборота и получения прибыли», и поэтому от них требовалось платить только «умеренные компенсации» натурой.

В связи с массовыми убийствами, еврейские старейшины на Виленском совете своим указом от 3 июля 1661 г. Истории о жертвах массовых убийств, которые были заживо похоронены, разрезаны на части или вынуждены убивать друг друга, распространились по Европе и за ее пределами. Эти истории наполнили многих отчаянием. Рассказы современных еврейских хронистов событий имели тенденцию подчеркивать большие цифры потерь, но с конца 20 века они были пересмотрены в сторону уменьшения. Оценки еврейских смертей в начале 20-го века основывались на записях еврейских летописцев того времени и, как правило, были высокими, от 100 000 до 500 000 или более; в 1916 г.

Симон Дубнов заявил: Потери, нанесенные евреям Польши в роковое десятилетие 1648—1658 гг. В отчетах летописцев число еврейских жертв колеблется от ста тысяч до пятисот тысяч. Но даже если принять более низкую цифру, число жертв все равно остается колоссальным, даже превышающим катастрофы Крестовых походов и Черной смерти в Западной Европе. Около семисот еврейских общин в Польше подверглись резне и грабежу. В украинских городах, расположенных на левом берегу Днепра, в районе, населенном казаками...

В населенных пунктах на правом берегу Днепра или в польской части Украины, а также на Волыни и Подолии, где бы ни появлялись казаки, выжила только десятая часть еврейского населения. С 1960-х по историки 80-х годов все еще считали 100 000 убитых евреев разумной оценкой, и, согласно Эдварду Флэннери , многие считали это «минимумом». Макс Димонт в «Евреи, Бог и история», впервые опубликованный в 1962 году, он пишет: «За десятилетие этой революции погибло около 100 000 евреев». Эдвард Флэннери , в своей книге «Страдания евреев: двадцать три века антисемитизма», впервые опубликованной в 1965 году, также приводит цифры от 100 000 до 500 000, заявляя: «Многие историки считают вторую цифру преувеличенной, а первую - неточной.

Здесь и произошла битва. Через несколько часов битва закончилась, большинство поляков погибло - более 20 тысяч человек, выживших татары взяли в плен. По легенде, пленные польские гетманы спросили у Хмельницкого, чем же он расплатится с татарами и намекая на то, что им придется отдать часть Украины на разграбление, на что Хмельницкий ответил: "Вами расплачусь". Поскольку сражаться уже было не с кем хан должен был помочь Хмельницкому под Корсунем , был проведен совместный парад в Белой Церкви, и орда с огромной добычей вернулась в Крым.

Битва при Пилявцах К концу лета 1648 года польская армия численностью 35-40 тыс. Первый был статен и изнежен, второй склонен к учености, третий - очень молод и неопытен. У армии был огромный обоз - 100 тысяч подвод и при армии находилось 5000 женщин легкого поведения. По воспоминаниям современника, армия будто бы собралась на свадьбу, увеселения, но не на войну. Армия Хмельницкого имела количественный перевес - около 50-70 тысяч человек, немного позже подошла еще татарская конница. Армии встретились у села Пилявцы возле Староконстантинова ныне с. Пилява Хмельницкой области. Битва произошла на небольшой равнине возле речушки Иква 11-13 сентября 1648 г.

Казакам удалось загнать пехоту противника на узкую греблю и там уничтожить ее. С конницей тоже разделались. На польском военном совете было принято решение отступать. Первым побежало командование, его примеру последовали остальные. Войско Хмельницкого захватило 90 пушек, огромные запасы пороха: стоимость трофеев оценивалась огромной суммой от 7 до 10 млн золотых. Пилявское поражение - одна из самых печальных страниц военной истории Речи Посполитой. Хмельницкий занял Староконстантинов, затем Збараж. Большая часть добычи и пленных, однако, досталась татарам.

В связи с этим в армии Хмельницкого стало много недовольных. Участились случаи и размах грабежа местного мирного населения. Падение Львова В конце сентября 1648 года во Львов до 1770 года - польский город стекались беглецы из-под Пылявцев. Для защиты Львова осталось 4 400 человек, остальные сбежали. В кратчайшие сроки горожане смогли собрать значительные средства для защиты города - 900 тысяч злотых и большое количество драгоценностей. Хмельницкий не хотел разрушать город, он согласился на сравнительно небольшую сумму в 220 тысяч злотых деньгами и товарами, которая была доставлена в казацкий лагерь 21 октября. Уже 26 октября его войско сняло осаду и направилось в сторону Замостья. Основная часть татар ушла в Крым, с Хмельницким остался только Тугай-бей и около 10 000 татар.

В Киеве на переговорах с польскими послами Хмельницкий заявлял: "… Я освобожу из польской неволи весь русский украинский народ, если я воевал раньше за себя, то отныне я воюю за нашу веру православную… Польша сгинет, а Русь будет процветать… Я хозяин и воевода Киева, это дал мне Бог… с помощью моей сабли". Победы Хмельницкого при Желтых Водах и под Корсунем вызвали всеобщее восстание украинского населения Речи Посполитой против поляков. Крестьяне и горожане бросали свои жилища, организовывали отряды и устраивали погромы полякам. Дипломатия Хмельницкого В июне 1648 года Хмельницкий направил письмо Российскому царю Алексею Михайловичу с просьбой принять запорожское войско "под высокую государеву руку". В декабре 1648 года в Киеве проездом в Москву находился иерусалимский патриарх Паисий, который по несколько часов в день беседовал с Хмельницким, уговаривая его создать отдельное православное Русское княжество. Паисий согласился передать письмо Хмельницкого царю. Пришли послы и от поляков. Они принесли Хмельницкому королевскую грамоту на гетманство.

Хмельницкий созвал раду в Переяславле, принял гетманское "достоинство" и благодарил короля. Это вызвало большое неудовольствие как среди высших военных чинов, так и среди простых казаков. Хмельницкий далее повел себя довольно уклончиво и нерешительно. Послы удалились, не выработав никаких условий примирения. В то же время Богдан писал королю польскому: "Найяснейший милостивый король, п ан наш милостивый. Согрешили мы, что взяли в плен гетманов Н. Потоцкого и М. Калиновского - примечание переводчика и войско в ашей к оролевской м илости , которое на нас наступало, согласно воле в ашей к оролевской м илости , разгромили.

Однако просим милосердия и, чтобы строгость гнева в ашей к оролевской м илости не привела нас к десперации, ожидаем теперь ответа и милосердия; верно возвратимся назад , а сами на услуги в ашей к оролевской м илости съедемся. Богдан Хмельницкий, войска в ашей к оролевской м илости Запорожского старший". Примерно с таким же содержанием, заверениями в верности, покорности писались письма и крымскому хану и турецкому султану. И это было не желание Хмельницкого пойти к кому-либо на службу, это была его дипломатическая игра.

Восстание Хмельницкого

Призывы к королю о помощи были безответны, ибо ему не с чем было идти: шляхетское ополчение только собиралось. Наконец, чтобы не дать погибнуть войску под Збаражем, он двинулся, не ожидая всех полков, но попал в засаду. Хмельницкий, оставив часть войска под Збаражем, сам с татарами двинулся против короля и преградил ему путь при переправе под Зборовом. Масса казацко-татарского войска навела панику на королевскую армию, однако в этот критический момент король нашел выход. Было отправлено письмо крымскому хану, на этот раз самолично предводительствовавшему ордой, с обещаниями богатых даров, чтобы он отступился от Хмельницкого. И хан изменил, потребовав, чтобы Хмельницкий помирился с королем [13]. Его статьи гласили: В составе Речи Посполитой образовывалась автономия — Гетманщина.

Единственным правителем на территории Войска Запорожского признавался выборный гетман Верховным органом автономии признавалась Общеказацкая Рада Совещательным и исполнительным органом при гетмане признавалась Рада генеральной старшины Реестр был установлен в 40 тысяч сабель Столицей украинской автономии признавался город Чигирин Евреи не имеют права находиться на территории украинской автономии [14] Всем, кто не вошёл в реестр, предписано вернуться в прежнее социальное состояние Всем участникам восстания объявлялась амнистия Третий этап войны[ Файл:Berest1. Только в декабре сейм утвердил новый карательный поход. В январе 1651 года польское войско двинулось на Брацлавщину, затем к Виннице. Завершившаяся поражением для казаков Берестецкая битва 18 июня 1651 года , открыла ряд неудач казацкого войска летом 1651 года. Чуть меньше чем через год, в апреле 1652, казацкая старшина решила возобновить войну. Казаки одержали крупную победу под Батогом, где погиб польный гетман Мартын Калиновский, однако в сражении под Жванцем вновь повторилась ситуация, когда поляки в безвыходном, с военной точки зрения, положении спаслись благодаря измене крымских татар.

Поняв, что удержать вновь обретенные позиции и успех Гетманщине в одиночку не удастся, осенью 1653 года Богдан Хмельницкий обратился к Российскому царству за протекторатом. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен. И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чём не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору. А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати.

А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными. И он, Ян Казимер, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил.

Коронное войско терпит поражение в Молдавии, отец Богдана погибает, а сам казак попадает в рабство. Через 2 года он был выкуплен родственниками, так как османы и крымские татары практиковали выкуп пленных и получали неплохие деньги. В плену учит турецкий и татарский языки. Хмельницкий продолжает воевать с турками в составе запорожцев.

Некоторые источники говорят, что он, сотник казачьего войска, участвовал в походе польского короля Владислава и даже спас монарха под Смоленском. Участвует в восстании гетмана Павлюкапротив угнетающей казаков польской шляхты, в защиту православной веры и даже подписывает капитуляцию повстанцев. Польский король Владислава IV задумал войну против турков, без согласия сейма и искал поддержку среди казачих старшин. Польский староста Даниэль Чаплинский на почве конфликта разграбляет хутор Суботов. Возможно тогда погибает один из сыновей Богдана. Польские власти и суд оставляют этот случай безнаказанным и пытаются посадить казака в тюрьму.

Хмельницкий собирает казаков и нападает на польский гарнизон у Никополя и поднимает свой авторитет. Сечь избрает его гетманом Войска Запорожского. Волнения начались в всех населенных пунктах. Польские военные гетманы Николай Потоцкий и Мартын Калиновский приступили к подавлению восстанию. В первом же сражении при Жёлтых Водах запорожские казаки и татарская конница разбили поляков. Хмельницкий подошел к Корсуни с 25 000 казаками и крымской помощью ныне: Корсунь-Шевченковский и вновь разбил силы Речи Посполитой.

Пленных получили крымские татары. Незадолго до этого скончался король и контроль над окраинными землями стремительно терялся. Многие повстанцы, правда, устроили погромы, убивая не только шляхтичей, но и зажиточных горожан и представителей других вер.

Земский собор одобрил принятие Украины в Россию. Замечание 2 Переяславская рада проголосовала за вхождение в состав России. Началась война с Речью Посполитой. Швеция воспользовалась моментом и захватила большую часть Польши, включая Варшаву. Андрусовского перемирия. По нему признавалось включение в Россию Левобережной Украины, возвращение Смоленска.

Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией. В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г. Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П. Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией. Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д. Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство. Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей. Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями. Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П. Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта.

XVII век. Как Богдан Хмельницкий Малороссию спас

В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа. В 1648 г. на территории Запорожской Сечи вспыхнуло восстание казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого (1595–1657). Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. Хмельницкому удалось привлечь на свою сторону и крымского хана Ислама III Гирея. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение.

Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, итоги, участники, суть, события, таблица.

Тогда Богдан Хмельницкий обратился к русскому царю с просьбой о поддержке, а для уверенности попросил о включении земель Войска Запорожского в состав России. В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Всё меняется, когда предводителем запорожцев становится наполовину шляхтич, наполовину казак Богдан Хмельницкий. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитои, положившее начало Освободительной войне украинского народа.

Восстание богдана хмельницкого 1648 1654 карта

Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. В начале июня 1648 Богдан Хмельницкий отправил дипломатическое посольство в Стамбул во главе с полковником Филоном Джалалием для прошения у султана принять гетмана и всё войско Запорожское под свою защиту и оказать помощь против поляков. В 1648 году на Украине под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого началось освободительное движение. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Хмельницкий встал во главе поднимавшегося восстания украинского народа против гнёта магнатско-шляхетской Речи Посполитой, за освобождение Украины и воссоединение её с Россией.

"Палиивщина". Почему царь не принял казаков в состав России и велел подчиниться Польше

Составьте таблицу "Восстание Богдана Хмельницкого 1648-1654 годы" - Универ soloBY Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года.
Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством.
Данный богом Как личная трагедия Богдана Хмельницкого привела к казацкому восстанию В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов.
Включение Левобережной Украины в состав России. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами.
«Лядская неволя» русского народа. За что сражался Богдан Хмельницкий? | Аргументы и Факты Из-за чего началось восстание Богдана Хмельницкого, по итогу которого Украина начала возвращаться под власть России.

Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком

  • Кто и зачем плодит химеры
  • Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком
  • § 20. Присоединение Украины к России - Уроки истории 2.1
  • История казачества в России
  • Взаимное непонимание
  • Восстание Богдана Хмельницкого кратко - причины, цели и последствия

54. Восстание под руководством б. Хмельницкого.

Скорее наоборот, поддержка восстания Богдана Хмельницкого рассматривалась в качестве солидарности с православными братьями-украинцами. Первоначальные успехи казаков под предводительством Хмельницкого в сражениях на Желтой Воде и в Корсуни вызвали большой энтузиазм у украинскх крестьян — они стали видеть в Богдане Хмельницком своего спасителя и вождя. При этом и многие организаторы казачьих бунтов были далеко не от сохи – сам Богдан Хмельницкий (шляхтич герба Абданк), предводитель восстания 1592–1593 годов Криштоф Косинский (шляхтич герба Равич) и многие другие. Восстание Богдана Хмельницкого — кровопролитный, длительный и масштабный вооруженный конфликт 1648-1654 гг., закончившийся национально-освободительной войной. 4. Составьте таблицу «Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654)».

Как Украина воссоединилась с Россией: в РФ отмечают 370-летие Переяславской рады

Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой. Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши против польского государства. Богдан Хмельницкий. На начальном этапе войны армия Речи Посполитой несколько раз была разбита Хмельницким, который победил врага не только полководческим талантом, но и умением находить себе союзников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий