Новости бурхан халдун

О погребении Чингисхана в местности Бурхан-Халдун сообщается в “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина, официального историографа монгольского двора. Судан, В мире, Столкновения в Хартуме, Абдель Фаттах аль-Бурхан, Джидда, Саудовская Аравия. В районе Бурхан-Халдуна, на прежней своей родовой земле, очевидно, до сих пор проживал род Чингисхана или потомки этого рода. О погребении Чингисхана в местности Бурхан-Халдун сообщается в “Сборнике летописей” Рашид-ад-дина, официального историографа монгольского двора.

The Diplomat: При партнерстве с США Монголия снова сможет перекроить мир

Финалисты должны были прочитать стихи на одну из заданных тем: Миний нутаг (Моя родина), Бурхан халдун (священная гора Бурхан-Халдун), Хэрлэн (река Керулен), Багануур (родина Д. Президент "Манчестер Сити" Халдун Аль Мубарак дал большое интервью официальному сайту "горожан". Один из таких мифов о горе Бурхан-Халдун нашел отражение во многих научных и художественных публикациях, а споры о реалистичности событий ведутся до сих пор. Бурхан-Халдун — священное для монголов место и шанс, что хан захотел лежать именно там, довольно велик. Из средневековых источников нам известно, что Чингисхана похоронили на некой горе Бурхан-Халдун.

Burkhan khaldun Бурхан халдун

Восхождение на вершину Бурхан-Халдун с юго-восточного склона горы возможно только по этой тропе. 6 минут назад. Пожаловаться. О посещении предгорий Бурхан-Халдуна, музея Чингисхана в Улан-Баторе и других культовых для потомков древних тюрков мест рассказали на минувшей. Спустя неделю у горы Бурхан Халдун Умундэлгэрского сомона Хентейского аймака примерно 50 активистов явочным порядком остановили золотодобычу на прииске принадлежащем китайской.

300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул

Над плато возвышается вершина Бурхан-Халдуна — почти правильный усеченный конус высотой до 30 м, целиком сложенный из крупных каменных обломков. С плато открывается вид на долину реки Богд, активно меандрирующей между гор, высокогорное озеро Хэнтэй-Нуур и окружающие вершины массива Хэнтэя. Никакие следы человеческой деятельности не видны с этой горы, самой высокой в северо-восточной Монголии. Тропа поднимается на вершину с юга, огибает ее с западной стороны и затем спускается на юг с восточной, таким образом паломник совершает обход вершины по часовой стрелке. Вся верхняя площадка покрыта сотнями невысоких каменных пирамидок обо, которые сооружает каждый поднявшийся сюда паломник. В южной части площадки расположен крупный культовый комплекс, посвященный Чингисхану. Он представляет собой четырехугольное каменное обо, размерами 4 х 4 м и высотой 0,8 м, ориентированное углами по сторонам света. В центре обо — деревянный столб высотой около 3 м, на котором водружена копия бунчуга штандарта Чингисхана — металлический цилиндр с навершием, украшенный изображениями хищных зверей, к которому прикреплена грива конских волос. К югу от него установлен двухметровый каменный шест, вырезанный в форме копья с наконечником.

По всем четырем углам обо возвышаются деревянные шесты высотой до 2 м с металлическими набалдашниками. Между всеми шестами закреплены растяжки, увитые хадагами разных цветов, преимущественно — синего и голубого. С южной стороны от обо каменными плитами выложен ритуальный столик, на котором установлено свыше 20 небольших металлических светильников. В насыпи обо лежат многочисленные приношения — светильники и фонари, пустые бутылки из-под водки, деньги, деревянные фигурки орлов, волков, лошадей, лягушек — символизирующие год, в который совершается обряд. Это обо — единственное из всех обследованных нами в Монголии, на которое в качестве приношений положены также деревянный мечи и сабли. Обследованные нами культовые комплексы свидетельствуют об интенсивной ритуальной практике современного монгольского населения, обращенной к почитанию горы Бурхан-Халдун. В настоящее время эта практика осуществляется в системе буддийской ритуальной деятельности и в этом качестве берет начало от богослужений, совершенных на Хэнтэе в XVII в. Дзанбазаром — первым буддийским святым монгольского происхождения.

Да разумеют потомки потомков моих! Широко известно, что буддизм по мере распространения в Центральной Азии включал в себя местные культы, дополняя их некоторыми элементами обрядности и постепенно трансформируя объект почитания. Причем в наименьшей степени трансформации подверглись культы, связанные с почитанием природных сил и стихий, духов гор, перевалов, долин. Общемонгольская традиция почитания вершины Бурхан-Халдун, уходящая корнями по меньшей мере в Х в. Нигде в районе Бурхан-Халдуна мы не обнаружили классических буддийских ступ, субурганов, выстроенных по буддийской схеме обо — все обследованные комплексы имеют традиционную добуддийскую структуру. Цветовая гамма хадагов, которыми украшены хэнтэйские обо, представлена главным образом синим и голубым цветами, что уходит корнями в почитание Вечного Синего Неба Хохе Монхе Тенгри в древнемонгольской религии. Вся культовая практика, отмеченная нами на Бурхан-Халдуне — свидетельство того, что древняя тенгрианская традиция жива в современной монгольской культуре. Петров, научный сотрудник Е.

Галиуллин, инженер-водитель А. Злоказов; врач-водитель С.

Тут обширные степи Центральной Азии уступают место хвойным лесам сибирской тайги. Как отметили представители Монголии, поклонение священной горе Бурхан-Халдун связано с культом гор, рек и ову шаманских пирамид из камней.

В этом культе слились древние шаманские и буддистские традиции.

При строительстве дороги возле реки Онон в аймак Хэнтий в Монголии, дорожные рабочие обнаружили братскую могилу с множеством человеческих останков, под которыми находилось довольно грубосложенное каменное сооружение. Судмедэксперты и археологи определили захоронение как монгольскую царскую гробницу 13-го века, которая может принадлежать Чингисхану. Ученые Университета Пекина пришли к выводу, что многочисленные скелеты 68 скелетов , похороненные поверх гробницы, скорее всего были рабы, построившие гробницу и убитые, чтобы сохранить её местоположение в секрете. Так же было принесено в жертву 12 лошадей, чтобы сопровождать великого хана после смерти. Содержимое гробницы сильно рассеяно и в плачевном состоянии — несколько столетий этот участок находился под руслом реки, пока река Онон не изменила направление русла в 18 веке. В гробнице обнаружены останки высокого мужчины и 16-ти женских скелетов среди сотен золотых и серебряных предметов и тысяч монет. Женщины, как предполагается, были жены и наложницы хана, которые были убиты, чтобы сопровождать военачальника в загробной жизни. Количество сокровищ и количество умерщвленных животных и людей, немедленно подняли перед археологами вопрос о том, что это, безусловно, место захоронения действительно важного монгольского военачальника.

После проведения обширного набора тестов и анализов, они были в состоянии утверждать, что тело принадлежит мужчине в возрасте от 60 до 75 лет, который умер между 1215 и 1235 годами нашей эры. И возраст, дата, место и пышность захоронения, с большой вероятностью, подтверждают, что гробница действительно принадлежит Чингисхану. Неоспоримым историческое значение Чингисхана делает это новое открытие одной из самых важных в истории археологии и ставит точку в одной из загадок истории. Его наследие во многих формах, кроме его завоевания, можно найти и сегодня, что делает его одним из самых влиятельных людей в истории человечества.

Результаты радиоуглеродного анализа свидетельствуют о том, что Аврага в основном была заселена при жизни Чингисхана, а возможно, и сразу после него, и что позднее площадь большой платформы имела ритуальную функцию, связанную с Чингисханом. Анализ стабильных изотопов углерода, азота, кислорода и стронция в костях и зубах овец, коз, крупного рогатого скота и лошадей дает представление об управлении скотом во времена Империи. О результатах изследования можно прочитать также здесь и здесь на русском Следом за японо-монгольской экспедицией стартовал проект Альберта Ю-Мин-Линя "Долина ханов". Альберт возглавляет проект "Долина ханов" - поиски утраченной могилы Чингисхана. Но Альберт - это не обычный Индиана Джонс. Изпользуя безпилотные летательные аппараты, спутниковые снимки, радиолокационные станции наземного базирования и GPS, он дистанционно обследовал те части запретной зоны, до которых не мог добраться пешком.

Спутниковые снимки и георадар позволяют Альберту заглянуть "глубоко в исторические записи". Заглянув под землю, мы можем увидеть, где река, возможно, отклонялась в сторону, как менялся ландшафт и т. Спутниковые снимки могут помочь нам увидеть узоры, которые мы не можем видеть с земли. От Монголии до Китая и Индии, до самой Европы. Его внук, Хубилай-хан, встречался с Марко Поло. Фактически, путешествия Марко Поло были возможными в результате деятельности Чингисхана [и благодаря торговым путям, которые он установил]. По его словам: "Способность изследовать неинвазивным методом позволяет нам попытаться решить эту древнюю тайну, не переступая через культурные барьеры. Это также позволяет нам наделить монгольских изследователей инструментами, к которым в противном случае они могли бы не иметь доступа. Снимки разсматривают добровольцы 10000 чел , не представляющие себе, как может выглядеть тот или иной объект. Например, неизвестно, как может внешне выглядеть место с той же могилой Чингисхана ищут иголку с неизвестной внешностью.

Поэтому добровольцы полагаются по большей части на свою интуицию в поиске аномального. К каждому снимку они должны проставить пять тегов, типа река, дорога, древний объект, современный объект. И только после этого берутся разсматривать следующий снимок. Данные от участников собираются и обрабатываются. Получаются своего рода цветные метки синие точки - реки, красные точки - дороги и т. Чем больше одинаковых ответов участников, тем гуще и ярче точки на интегральном снимке. В результате обработки было получено примерно 100 интересных объектов, которые предполагалось проверить на местности. Не ко всем этим объектам по разным причинам есть допуск. Но, к той половине из них 55 шт. Десятки тысяч изображений были оценены как места потенциального наличия археологических объектов.

Так они выглядят с высоты полёта дронов. Автор проекта разсказал о том, как проходила проверка на местности в видеороликах.

Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

В настоящее время большинство исследователей идентифицируют Бурхан-Халдун с находящимся в аймаке Хэнтий Монголии горным хребтом Хэнтэй с центральной вершиной Хан-Хэнтэй. ARD В перечень всемирных ценностей также было включено более десяти объектов. Около 800 из них культурных, почти 200 природных и более 30 смешанных.

По словам ученых, если в обнаруженном ими захоронении на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Поисками могилы Чингисхана - великого полководца древности на протяжении многих лет занимаются многие монгольские и зарубежные ученые, но пока найти ее не удалось никому. Известно, что 65-летний Чингисхан, по всей видимости, не оправившись от сильного ушиба при падении с лошади, умер 12 июня 1227 года в конце своего последнего похода с целью вассального подчинения Тангутского государства Си-Ся.

А в 1990 году государство ратифицировало Конвенцию ЮНЕСКО, и с этого времени активно занимается изучением своего культурного и природного наследия, вопросами его сохранения и популяризации, а также вносит вклад в устойчивое развитие. В настоящее время в Монголии насчитывается пять объектов, включенных в список Всемирного наследия. Три из них являются культурными объектами: культурный ландшафт долины реки Орхон, петроглифы Монгольского Алтая и гора Великий Бурхан Халдун. Два других объекта относятся к природному наследию: Убсунурская котловина и природная территория «Ландшафты Даурии».

Бабр решил поближе познакомить читателей с уникальной природой Монголии. Культурный ландшафт долины реки Орхон К ландшафтам долины Орхан относят огромную территорию вдоль берегов самой протяженной реки Монголии. Общая площадь охраняемой зоны составляет чуть более 75 квадратных километров. Именно на этой территории сохранились следы кочевой пастушеской цивилизации, существовавшей на протяжении двух тысячелетий.

Для монголов Бурхан-Халдун - один из сакральных центров мира. Согласно монгольскому эпосу, предки Чингисхана кочевали на Бурхан-Халдун, у истоков реки Онон, которая течет с этих гор в Забайкалье, у подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана.

Гора Бурхан халдун (64 фото)

Подписывайтесь на нас в Google News. Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter. Убсунурская котловина, культурный ландшафт долины реки Орхон, комплекс петроглифов в Монгольском Алтае и великая гора Бурхан-Халдун, что на юго-востоке Забайкалья. Поэтому именно южный склон Бурхан-Халдуна больше всего подходит под описание «Заповедного места». Видео о Бурхан халдун 2024.03.03, Бурхан Халдун Хайрхан 2024/02/17, naizuud burhan haldun February 17, 2024, Burkhan Khaldun 2024, Burkhan khaldun khairkhan Бурхан Халдун хайрхан.

Великая священная гора Бурхан-Халдун и ее окрестности

Их потомки соблюдали табу почти семь веков, вплоть до 1924 года, когда была создана Монгольская Народная Республика. Нетронутая на протяжении веков На протяжении всего этого времени регион оставался девственным, его леса, степи, горы и долины оставались нетронутыми человеком. Единственные тропы — были тропы, проложенные животными. По сути, сохранился тот же ландшафт, что и в XIII веке и за много веков до этого. Иосиф Сталин, стремясь лучше понять двух самых известных завоевателей Азии, заставил открыть гробницу Тимура, а также отправил несколько безуспешных экспедиций в Бурхан-Халдун, чтобы найти могилу Чингисхана.

Некоторые теории заговора утверждали, что именно эксгумация Тимура он же Тамбурлейн наложила проклятие на Советский Союз. Три дня спустя нацисты вторглись в страну. Удача вернулась к Советскому Союзу только после перезахоронения Тимура в ноябре 1942 года. Вскоре после этого они одержали победу под Сталинградом.

Так что, возможно, это было хорошо, по крайней мере, для советской стороны, что сталинские исследователи так и не нашли могилу Чингисхана. Коммунизм в Монголии закончился в конце 1980-х годов, как и большинство ограничений на въезд в зону строгого режима. Привлеченные непреходящей загадкой пропавшей могилы хана, иностранные археологические экспедиции начали активно исследовать эту территорию. В начале 1990-х годов монголо-японская исследовательская группа с помощью ультразвука определила более 1300 мест захоронений монгольских вельмож в этом районе.

Однако маловероятно, что монгольское правительство когда-либо разрешит провести настоящие раскопки, чтобы доказать или опровергнуть эти теории. Мысль об открытии последнего пристанища их национального героя вызывает возмущение у большинства монголов. Тем временем священная гора и ее нетронутые окрестности обрели новую парадигму защиты.

Рассказать друзьям: Участники совместной монголо-американской археологической экспедиции, сделавшие летом нынешнего года сенсационное заявление об обнаружении могилы Чингисхана, подтвердили, что в найденном ими древнем захоронении близ горы Биндер в сомоне Батширээт Хэнтий аймака Монголии покоятся останки великих монгольских ханов. По словам ученых, если в обнаруженном ими захоронении на глубине 11 метров и нет тела Чингисхана, то останки великих монгольских ханов там точно находятся. Поисками могилы Чингисхана - великого полководца древности на протяжении многих лет занимаются многие монгольские и зарубежные ученые, но пока найти ее не удалось никому.

Ведь сам Темучжин — пока еще не Чингисхан — спрятался на данной горе от преследовавших его воинов из племени меркитов. Тогда молодому мужчине грозила верная смерть, но духи горы надежно скрыли его от врагов. И будущий основатель огромной империи понял, что божества горы Бурхан-Халдун на его стороне, поэтому через много лет он приказал своим приближенным похоронить себя именно здесь, в родных краях. Одно из многочисленных сказаний о могиле Чингисхана гласит, что этот человек выбрал местом своего упокоения раскидистое зеленое дерево, которое росло на склоне священной горы. Большинство исследователей считает, что Бурхан-Халдун — это одна из вершин хребта Хэнтэй.

Скорее всего, речь идет о горе, которая сейчас носит название Хэнтэй-Хан-Уул, ее высота составляет 2 тысячи 362 метра над уровнем моря. Несмотря на большой интерес археологов из разных стран, власти Монголии не допускают в этот район научные экспедиции. В 1992 году здесь был создан заповедник «Хан-Хэнтий», территория которого строго охраняется. Советско-монгольская историко-культурная экспедиция была создана в 1969 году. В течение 20 последующих лет российские археологи проводили свои изыскания на территории братской МНР.

В 1990 году данная работа прекратилась в результате ухудшения дипломатических отношений между двумя странами. Причем, только в 1980-е годы отечественные ученые начали вплотную исследовать средневековые погребения, относящиеся к «периоду Чингисхана». И хотя достоверных сведений, что советские археологи искали именно могилу Чингисхана, не существует, вряд ли ученые совсем не думали о возможности такой находки, раскапывая захоронения представителей монгольской знати XII-XIV веков. Впрочем, подобные изыскания в самой Монголии почти не ведутся. Так, П.

Коновалов в своей статье откровенно посетовал на недостаток материалов о средневековых погребениях кочевников в научных работах специалистов из этой страны. Некоторые ученые считают, что монголы сознательно не проводят исследований в данной области. А отдельные авторы даже полагают, что местные коллеги мешают иностранным археологам в поисках могилы Чингисхана. Например, подобное предположение выдвинул кандидат исторических наук Павел Котов в своей статье «Проказы монгольских археологов», опубликованной в журнале «Вокруг света» в феврале 2009 года. Поддерживая их ошибочные расчеты и разрешая копать в местах, где гробницы заведомо нет, они, вполне возможно, реализуют свои плановые археологические проекты», — написал П.

Об этом он заявил в письме URA. RU — подлинность письма агентству подтвердили в канцелярии Дома Чингисхана царевичей и князей Сибирских. Ранее из-за невключения атамана в шорт-лист вариантов наименования в регионе разгорелся скандал. Видимо, это попытка сделать себе пиар перед предстоящими выборами. Такие действия идут во вред не только региону, но и всему нашему государству», — заявил Сибирский. По мнению потомка сибирского хана, конфликт из-за Ермака разделяет общество. О нем можно и нужно помнить и народам Сибири, и русским. Для меня, как для прямого потомка хана Кучума, имя Ермака также имеет важное значение как человека оставившего глубокий след в семейной истории, но сейчас другое время, и мы должны идти вперед на пути созидания мира», — отметил Сибирский.

Выбор общественников возмутил казаков России и зарубежья. С резкой критикой из-за отсутствия в списке покорителя Сибири выступили писатель Михаил Тарковский и политконсультант Анатолий Вассерман. Политик и писатель Захар Прилепин призвал назвать аэропорт именем Ермака «государственным решением». Название государства Чингисхана Yeke mongyol ulus «Великое монгольское государство» не несет никакого этнического смысла, но указывает на ту династию, которая стала правящей. А когда речь заходит о жителях этого государства, то указывается на политоним «татары». В хронике «Да Цзинь гочжи» 1234 поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары дада Монгольского государства». Когда один из переписчиков XIV века уточнил это название в виде «История Монгалов, именуемых нами Тартарами» Historia Моngalorum quos nos Tartaros appellamus , он в заголовке указал и правящую династию, и подвластный народ. Тимучин в 1203—1204 гг.

Важнейшая перемена касалась реорганизации армии, поделенной на тысячи, сотни и десятки по образцу тюркских государств. Продвижение по службе определялось личными способностями и преданностью хану, а не близостью к родовой аристократии. Была создана личная гвардия хана, одна часть которой сторожила днем, другая — ночью. Кроме того, было организовано элитное подразделение из тысячи багатуров — лучших воинов, получивших такое звание за боевые заслуги. В марте 1206 г. Принцип деления Великого монгольского государства повторял армейскую структуру. Тысячей, сотней и десятком называлось такое количество населения, которое должно было выставить соответствующее число воинов. В армии ввели еще одну войсковую единицу — тумен десять тысяч.

Личная гвардия хана увеличилась до размеров тумена, в нее включили тысячу багатуров. Рядовой гвардеец по рангу был выше любого командира обычного войскового подразделения, включая тысячника. Великая заслуга Чингисхана в том, что он признал все религии и культуры равными, а священнослужителей освободил от уплаты налогов. Этот принцип отличает «римскую» модель империи от «евразийской». В первой только римская культура считалась цивилизацией, соответственно, римляне были гражданами империи, а остальные народы считались варварами. Структура общества делилась на сословия по происхождению. В «евразийской» модели все признавались равными, но был «золотой род» чингизидов, допущенных к верховной власти. В остальном военные разных рангов могли дослужиться до самых вершин, проявив соответствующую доблесть.

Законопослушность достигалась не за счет жестокости наказания, а благодаря вере каждого гражданина в божественное происхождение законов. Поэтому каждый должен был верить в собственных богов. Именно по этой причине Чингисхан не терпел атеистов. Другим каким-то способом невозможно было удержать в подчинении необъятную территорию со множеством самых разных народов и религий. Чингисхан был великим полководцем, но он не был разрушителем, он, прежде всего, был реформатором общества. Историки любят подчеркивать жестокость Чингисхана, но она не выходила за рамки норм Средневековья и была связана прежде всего с прекращением междоусобицы среди тюркских и других народов. Рафаэль Хакимов 29 марта. Относительно рода Чингисхана и происхождения его отца Есугея мнения учёных расходятся.

Одни считают Есугея-баатура мелким родовладыкой и относят к так называемой «чёрной кости», отказывая в знатности. По мнению других, Есугей принадлежал к знатному монгольскому роду, а его родной дядя некоторое время был ханом всех монголов. Сам Есугей на выдающиеся роли в монгольских делах не претендовал и оставался вождём небольшого клана киятов в составе царской семьи борджигинов. В своё время, когда монголы участвовали в неудачной для них войне с татарами, Есугей добился успехов и прославился тем, что разбил и взял в плен несколько татарских вождей. Событие для Есугея было настолько важным, что он дал старшему сыну имя одного из пленников — Темучжин. Однако будущий великий Чингисхан получил от своего отца не только имя. Есугей дал ему нечто большее, и это нечто было связано с племенем кераитов. Кераиты — племя неизвестного происхождения, которое издавна стремилось к общемонгольскому господству.

Они жили в пустынях между Хингайскими горами и Великой Китайской стеной. С одной стороны от них была Западная Монголия с тюрками-найманами, с другой — Восточная с монгольскими племенами. Как видим, сама география толкала кераитов к доминированию. Лет за 40 до появления Чингисхана на свет кераитский хан Маркуз-Буйруха христианский Марк или Маркус воевал с тибетскими татарами и чжурчжэньским государством Цзинь. Кераиты эту войну проиграли, а Маркуз попал в плен и был казнён. Несчастного приколотили гвоздями к деревянному ослу. Легенда гласит, что вдова Маркуза — красавица Хутухтай Ирикчи — сумела за него отомстить. Она приехала к татарам и привезла с собой множество бурдюков с кумысом.

Когда татары выпили сверх нормы, из оставшихся бурдюков выскочило 100 кераитов. Они бросились на пирующих и перебили всю высшую знать. История, конечно, сказочная, но, возможно, у неё есть реальная подоплёка. Тоорил по-кераитски значит Ястреб. Так звали старшего сына хана Хурчжахуза. После смерти отца Тоорил перебил своих братьев и занял ханский трон. Однако молодого нахала сверг его дядя Гур-хан, поддержанный найманами. Тоорил бежал к монголам.

К Есугею он прибыл с мольбой о помощи. Родитель Чингисхана помог оказавшемуся в нужде хану. Он взял с собой тайчжиудских вождей Хунана и Бахочжи, собрал силы и выгнал Гур-хана, которому пришлось убраться в Китай. Тоорила снова воцарился на кераитском троне. Груссе, — они присягнули друг другу в вечной дружбе». Тоорил поклялся «горним Небом и Землёй», что его признательность распространится на детей и внуков Есугея. Побратимство Есугея и Тоорила более известного под именем Ван-хана в будущем обеспечило Чингисхану помощь кераитов, «и весь начальный период правления Чингисхана, вплоть до 1203 г. По мнению Р.

Груссе, без помощи кераитов «блестящая карьера Чингисхана была бы невозможна». Татары «отуз-татар», «токуз-татар» в истории тюркских каганатов появились в качестве активной политической силы в VIII веке. В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрков с китайской империей и проявляли относительную независимость. В конце 40-х гг. VIII века они вместе с огузами восстают против Уйгурского каганата и терпят поражение. В рунических надписях упоминается и об одной войне с кыргызами. В данном случае для нас важно отметить политическую самостоятельность татар, они в VII—VIII века упоминаются наряду с тюрками тюркютами, уйгурами и кыргызами , при этом кипчаки и монголы еще не фигурируют в качестве самостоятельной политической силы. В тюркской истории в этот период складываются некоторые основные группы племен: телесских, уйгур, кыргызов, татар и др.

Однако общетюркское пространство было слабо дифференцировано: у племен были близки хозяйственный уклад, военное и общественное устройство, язык, культура и общая вера — тенгрианство. Доминирование тех или иных племен выглядит как результат конкуренции внутри одной группы, а главными противниками оказываются Китай, кидани, юэджи и др. Создание империи Чингисхана нередко представляют весьма облегченно: появился, мол, харизматичный лидер, сумевший собрать вокруг себя джигитов «длинной воли» пассионариев , они объединили монгольские племена, кочевавшие в степи, и таким образом пастухи создали невиданное доселе государство. Если Монголия дала миру такого завоевателя — опытного, мудрого, дальновидного, непобедимого, то где она могла его взрастить? В монгольских степях? Как можно было воспитать непобедимых полководцев из пастухов? Какое военное обучение, позволяющее возглавить величайшую армию мира, мог получить человек в юрте? Стрелять из лука, скакать на коне, но не более.

Гумилев писал, что в ХIII веке численность монгольских племен составляла около 400 тыс. Из них около 300 тыс. Оставшиеся 100 тыс. Так что ни о каких полчищах не приходится говорить. Экономика кочевников не годится для содержания огромной армии. Нет городов, ремесленников, сырья для плавки металла, нет леса для изготовления луков и стрел. Правда, армия у татар во многом состояла из воинов покоренных народов. Но пленные не воевали столь же преданно, как того требовали походы Чингисхана и Бату-хана.

Для возникновения любого государства, и тем более — великой империи, нужна реальная экономическая, военная, интеллектуальная база, опытные полководцы и государственные мужи, а их должны обслуживать многочисленные, хорошо обученные канцелярские работники. Не только экономическая и политическая база, но и сознание опытных лидеров должно созреть до имперского уровня, а ментальность населения — приобрести гражданские черты. Все это не могло появиться в одночасье, тем более в голой степи. На самом деле ко времени возвышения Чингисхана татары уже были не просто сложившимся народом, но имели свои государства юрты. Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана современный Синьцзян. Рашид ад-Дин свидетельствует: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть». Существование шести татарских юртов, легших в основу империи, объясняет столь стремительное возникновение армии, имперских структур и покорение Чингисханом Азии, Китая, Персии. Не случайно Марко Поло отмечал: «…татары со всего света… признали его своим государем».

Такое объяснение более правдоподобно, нежели решение монгольских пастухов покорить мир. Что вело Чингисхана? Какие идеалы? Чингисхан говорил, что его ведет Небо, то есть Всевышний. Перед большими походами он поднимался на гору и там в одиночестве молился и размышлял. Грабеж и разбой его мало интересовали. В конце жизни, завоевав полмира, Чингисхан все еще ходил по его словам в простой одежде пастуха. Он мечтал завоевать все страны и установить на земле вечный мир.

Публицистам и кинематографистам нравится версия о том, как простой пастух стал покорителем «Вселенной»? В такой версии все сводится к личности Темучина и высшим силам. Нет слов, он величайший из всех полководцев в истории человечества. Наполеон говорил, что он не был так счастлив, как Чингисхан. Однако было бы наивно объяснять возвышение Чингисхана только личными качествами или какими-то потусторонними силами. Он опирался на существовавшие в то время татарские государства. Для объединения различных, да еще воинственных племен недостаточно было личных качеств полководца, нужна была идеология, способная предложить цели выше племенных интересов. Такой идеологией стала Великая Яса — свод новых законов и правил поведения.

Законы Ясы содействовали объединению разных народов в едином государстве. По Великой Ясе, все религии, все культуры, а значит, и народы признавались равными. Просвещенная Европа декларирует аналогичный принцип, но реализовать его в полной мере не удается до сих пор. Великая Татария возникла в силу высокой цели — построения империи, где все народы были бы равными. Обычаи народов не попирались, но сверх них действовала Великая Яса. Отступая от хронологии повествования, скажу здесь: грызня татар друг с другом началась вместе с введением государственной религии при Узбек-хане. Татарскую элиту, отказавшуюся принимать ислам из уважения к традициям Чингисхана, казнили. Великое Монгольское государство возникло в ХII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.

Империя охватывала самую большую в мировой истории территорию от Восточной Европы до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии. Именно эта территория попала в исторические анналы под названием «Великая Татария». Все последующие тюрко-татарские государства были всего лишь осколками империи Чингисхана. Рафаэль Хакимов 7 марта. В сентябре 1994 года корреспондент ABC в Вашингтоне взял интервью у чикагского брокера Маури Кравица Maury Kravitz , который получил разрешение правительства Монголии на поиски могилы Чингисхана. Будучи большим любителем археологии, он утверждал, что точно знает местоположение могилы великого хана. У него не было ни капли сомнения. Маури Кравиц пытался найти спонсоров экспедиции по поиску сокровищ, которые человечество ищет уже на протяжении 800 лет.

Это главный секрет человека, который в XIII веке создал вторую по величине империю в истории. Даже Марко Поло, почти что современник Чингисхана видел правление его внука в Китае , не смог найти местоположение могилы. Удача не улыбнулась и другим самым авторитетным археологам прошлого. В ней рассказывается о приходе великого хана к власти. И в год Свиньи вознесся на небеса», — сказано в книге. Этот труд написали спустя несколько месяцев после смерти Чингисхана в 1227 году во время захвата столицы государства Си Ся. Этой столицей был город Чжунсин, расположенный на севере Китая. Действительно, оригинал документа не сохранился, однако спустя столетие он был восстановлен во времена, когда китайской империей правила династия Мин.

Мы по-прежнему не знаем, кто окружал в последние дни могущественного и кровожадного полководца средневековья. По одной версии, Чингисхан погиб на охоте, по другой — в бою. Марко Поло был уверен, что он погиб от инфекции. Тайна не на жизнь, а на смерть За несколько лет до смерти Чингисхан изъявил желание быть похороненным тайно в соответствии с традициями монгольского племени. Поэтому его воины перевозили труп в Монголию и по пути убивали любых встретившихся путников для того, чтобы никто ничего не узнал. Предположительно, они дошли до реки Онон и горы Бурхан-Халдун на северо-западе страны, где родился Чингисхан 65 лет назад. Кроме того, рабов, построивших гробницу, убили солдаты, которых в свою очередь тоже впоследствии убили. Затем, чтобы уничтожить след, тысяча лошадей затоптала могилу великого хана.

После смерти Чингисхана территорию закрыли, а тех, кто осмеливался ступить на нее, ждала смертная казнь. Сегодня до сих пор неизвестно, действительно ли он был там похоронен, однако правительство Монголии сделало всё для того, чтобы поддержать легенду. В конце 80-х годов начали выдавать первые разрешения на археологические раскопки, которые до этого были запрещены. Многие приезжали попытать счастья, однако ни одна попытка не увенчалась успехом. В 1994 году в интервью ABC Маури Кравиц отметил, что получил эксклюзивные права от правительства на пять лет на поиск загадочной гробницы, в которой, по его мнению, находится «самое большое сокровище за всю историю». Он посвятил 34 года исследованию работ тех, кто искал эти сокровища раньше. Шестьдесят спонсоров из США предоставили экспедиции помощь в долларах. Кроме того, на поиски отправилась дюжина археологов из Монголии, а потом и ряд других экспертов.

В результате они ничего не обнаружили. Снимки со спутников Еще до путешествия Маури Кравица группа японских археологов получила разрешение на проведение раскопок в Монголии. В 1992 году после четырех лет поисков японцы отказались от этой идеи, несмотря на то, что в их распоряжении были самые современные и инновационные технологии и даже несколько вертолетов. В 2000 году группа китайских археологов заявила, что обнаружила могилу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе страны. Место захоронения, которое обнаружили на юго-востоке Внутренней Монголии, не имеет отношения к Чингисхану», — отметил специалист Музея Синьцзян-Уйгурского автономного района Чжан Хуэй Zhang Hui. Однако, как и во всех предыдущих случаях, специалисты не смогли подтвердить, что это настоящая могила великого хана. Как говорится, «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Для начала должны быть археологические доказательства.

То же самое произошло и с амбициозным проектом National Geographic, о котором пять лет назад писали в The Washington Post. В рамках этого проекта использовали самые передовые технологии XXI века. В результате специалисты получили тысячи изображений различных спутников с высоким разрешением. Как отметил руководитель проекта Альберт Лин Albert Lin , этот проект стал новым этапом в развитии мировых исследований. Территория была настолько обширной, что археологи во главе с этим исследователем Калифорнийского университета в Сан-Диего обратились за помощью к добровольцам. В поисках приняли участие по меньшей мере 10 тысяч человек. Его прозвали современным Индианой Джонсом после того, как его сфотографировали в монгольской степи верхом на коне. Курган в 250 метров высотой Альберт Лин изучил территорию площадью 6 тысяч километров, которую предварительно разделил на 84 тысячи секторов.

Затем он привлек добровольцев для поиска любой структуры, которая могла бы по форме напоминать археологический объект, строительные остатки и элементы грунта. Все эти местоположения были видны на снимках спутников. Все они работали над поиском могилы на протяжении более трех лет и отметили два миллиона возможных местоположений. Затем их количество сократили до сотни. Любители могли бы подумать, что разгадка близка. Однако до сих пор ничего не известно о столь долгожданной сенсации. Несколько лет назад в рамках похожего проекта удалось сократить количество предполагаемых захоронений до 55, однако так и не удалось найти могилу Чингисхана. В 2016 году под руководством французского археолога и директора Научного института пустынь и степей Пьера-Анри Жискара Pierre-Henri Giscard были организованы две экспедиции, во время которых также изучали курган на вершине горы Бурхан-Халдун при помощи дронов.

Длина кургана составляет 250 метров и, по мнению специалиста, он не природного происхождения. Его прототипом можно назвать курганные гробницы Древнего Китая, расположенные в Сиане. Однако, как и в других случаях, местоположение могилы Чингисхана так и осталось загадкой. Исраэль Виана 2 марта. В Монголии реализуются несколько крупных проектов в области культуры и искусства. В частности, начались строительно-монтажные работы в музейном комплексе Чингисхана, национальной библиотеке, музее естественной истории, национальном музее археологии и этнографии и его лаборатории. Номин и министр строительства и градостроительства Б. Мунхбаатаром договорились о создании рабочей группы для контроля процесса строительных работ и качества строящихся объектов культуры.

Министр культуры Ч. Номин рассказала, что уже в этом году планируется начать строительство зданий Большого национального театра, театра кукол и детской библиотеки. Среди культурных учреждений в этом году планируется сдать в эксплуатацию девятиэтажный музей Чингисхана и национальную библиотеку, сообщает новостное агентство «Монцамэ». Чингисхан был самым успешным военным лидером в истории человечества. Он провел фантастические военные кампании и завоевал в два раза больше территорий, чем кто-либо. Он покорил население двенадцати миллионов квадратных миль, при этом его армия насчитывала всего сотню тысяч человек. Известный предприниматель и венчурный инвестор Бен Хоровиц задался вопросом, как сумел запуганный мальчишка по имени Тэмуджин, который рос изгоем и боялся собак, добиться такого прорыва. О правилах Чингисхана он рассказывает в одной из глав книги «Мы — то, что мы делаем».

Военные кампании Чингисхана были жестокими. В арабском мире его прозвали «проклятым» за опустошение, которой он нес за собой. Но при этом он придерживался небывалой политики принятия и инклюзивности. Как культура повлияла на военную стратегию Принцип всеобщей меритократии сделал армию Чингисхана совершенно непохожей на все, что было до него и намного мощнее. В большинстве армий лидеры восседали на конях, а за ними следовала медлительная пехота; армия Чингисхана состояла исключительно из кавалерии, и все были на равных, и все передвигались быстро. В большинстве армий многочисленные отряды занимались провизией; в армии Чингисхана каждый нес на себе все необходимое: одежду на любую погоду, огниво, молоко и воду, пилку для заострения стрел, аркан для поимки животных или пленников, иголку для починки одежды, нож и топор и кожаный мешок для хранения всех этих вещей. Они все доили собственных животных и кормились охотой и грабежом. Традиционные армии, с иерархией и делением на разные виды войск, двигались длинными колоннами, которые маршировали в одном направлении, а за ними следовали многочисленные телеги с провизией.

Монголы передвигались концентрическими кругами. Каждый отряд из десяти человек входил в бригаду из тысячи — новое «племя», которое Чингисхан создал взамен традиционному. Эти бригады, в свою очередь, входили в дивизии из десяти тысяч человек. Квинтэссенцию военной мощи составляли десять таких дивизий, которые окружали Чингисхана, ехавшего в центре. Эта структура давала монголам быструю маневренность, позволяла окружать и разбивать противника. Они играючи одерживали победу даже над врагами, в пять раз превосходящими их по численности. Они часто бросали вызов общепринятым представлениям и нападали с двух фронтов одновременно — эта тактика позволяла опередить соседних правителей, которые спешили друг другу на выручку, грозя обрушиться на их собственный город. Военные кампании Чингисхана были отмечены стремительным продвижением его кавалерия могла преодолеть шестьдесят пять миль в день, а монгольские кони были такими же ловкими и шустрыми, как собаки благодаря тучам стрел, чередованию нападений легкой и тяжелой кавалерии, притворным отступлениям и частым засадам и нежеланием вступать в рукопашный бой.

Это были партизаны, которых объединили в армию. Китай эпохи Цин первым испытал на себе молниеносные нападения монголов: «Их приход подобен падению небес, они исчезают подобно вспышке молнии». По мере продвижения своей армии Чингисхан следил за тем, чтобы умения и знания завоеванных народов передавались его людям. И это был общий принцип поведения для всей империи. Уэзерфорд пишет: Будь то политика религиозной толерантности, единый алфавит, почтовые станции, игры или печать альманахов, денег и астрономических карт, правители Монгольской империи проявляли непреклонный универсализм. Поскольку у них не было своей системы, чтобы навязывать ее подчиненным, они были готовы перенимать и сочетать системы совершенно разного происхождения. Лишенные твердых культурных предпочтений в этих сферах, монголы внедряли прагматичные, а не идеологические решения. Они искали то, что было эффективно, и когда находили, распространяли повсеместно.

Чингисхан создал удивительно стабильную культуру, основав ее на трех принципах: меритократия, верность и сплоченность. Меритократия Объединив монголов в 1189 году, Тэмуджин внедрил первую инновацию. В большинстве степных племен двор хана составляли его высокородные родичи. Уэзерфорд пишет: Тэмуджин распределял обязанности в зависимости от личных способностей и преданности людей, а не родственных уз. Своими личными помощниками он назначил двух самых верных приверженцев, Боорчу и Джэлмэ, которые не раз доказывали ему преданность на протяжении последних десяти лет. К монгольским женщинам стали относиться намного лучше, чем было принято в то время; кроме того, Чингисхан упразднил наследование аристократических титулов и искоренил кастовую иерархию, теперь все были равны.

Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ

Из мифологических преданий кочевавших монгольских племён известно, что гора Бурхан-Халдун, расположенная на северо-востоке Монголии, является местом силы. Стартовавшая у священной горы Бурхан Халдун, группа ученых затем проследует к Улытау, где находятся усыпальницы Алаш-хана и Джучи-хана. Другие верят преданию, согласно которому Чингисхан захоронен в тех же местах, где родился: в окрестностях горы Бурхан-Халдун в Монголии. Затем последовали другие экспедиции, некоторые из которых считали, что Чингисхан может быть похоронен рядом с вершиной Бурхан-Халдун. Үндэсний бахархалт хайрхан Бурхан Халдун уулыг тахих тахилга 2020 оны аравдугаар сарын 26-ны өдөр боллоо. По воле самого Чингисхана, его прах был привезен в одну из долин Хэнтийского хребта и предан земле на родовом кладбище "Их хориг" у горы Бурхан Халдун.

Гора Бурхан-Халдун в Монголии вошла в список ЮНЕСКО

Это их места. С давних времен эти края облюбовали золотоискатели-евреи, в памяти монголо-бурят Хэнтэя имя Цолмон, то есть Соломон. Я слышал о нем от старых монголо-бурят Бальджи и Агуцы несколько раз. Там создают легенды об отважных одиночках.

Успехов, благополучия и процветания всем творцам и созидателям этих мест! Но здравый смысл, логика и исторические факты убедительно показывают и доказывают, что там не могли жить большие скопления средневековых монголов, что там не мог родиться и объединять монголов Чингисхан. По каким степям мог бы он скакать со своими нукерами, откуда бы стекались к нему роды монголов, когда там невозможно передвижение человека и животных?

Там вообще невозможно увидеть их. Невозможно представить, что по этим горам, ущельям, лощинам, утесам, через стремительные горные реки, течение которых сразу уносит человека, мог везти в повозке, запряженной волами, меркит Чиледу свою Оэлун. Никакое нормальное воображение не увидит в этих местах стойбища Есугея-батора и его братьев, тем более большое количество тайчиутов и борджигинов с их животными, особенно быками и верблюдами — основной транспортной силы средневековья.

И на какую битву можно отправляться отсюда, если войско, кони и транспортные животные потратят свои силы сразу, при выходе, преодолевая множество перевалов, рек, ущелий? Надеюсь, что меня хорошо и сразу! Остальным надо проехать моим путем от Дорнода до Хэнтэя и, разинув рот, долго дивиться и размышлять в горах Дадала, Биндера, Батширээта, у берегов переплетенных родников, речушек и рек в глухой тайге.

Но сначала надо дойти до этих мест, что чрезвычайно трудно.

Армянин Гайтон в 1307 году в труде «Цветник историй земель Востока» писал , что монголы почитают некоего «бессмертного бога» и приказ о его почитании был издан Чингисханом в первый же день вступления на престол. Более того, внезапная смерть стала считаться лишением поддержки бога. К примеру, в Армении два монгольских военачальника решили вырезать всех армян, а наутро их нашли мертвыми. Возглавлявший армию Чомакан, который был против зверств, не решился на самостоятельные действия и обратился за советом к Чингисхану. Тот ответил , что задумка умерших «не была угодна Богу, и потому они умерли, а ты желал добра и не умер». Лев Гумилев считал , что Чингисхан исповедовал религию тенгризм, которой веками придерживались тюрки ближайшие соседи монголов , степные племена Евразии и даже половцы. Он доказывал, что в основе тенгризма лежал все тот же культ бон, восходящий к Митре. Гумилев верил, что в тенгризме было то, чего не хватило Чингисхану в шаманизме: злое начало, противопоставленное Небу-Тенгри, — богиня земли Этуген Йер.

Однако думать, что монголы обрели Бога-Творца, равного христианскому, неверно. В тенгризме, как сообщает казахский исследователь Нурмагамбет Аюпов, верховный бог безличен: это некие силы природы, вера в энергию жизни, соединенная с шаманскими практиками, большинство которых уходит в семейную обрядность. Если говорить простым языком, Чингисхан однажды поверил в себя, в то, что само небо дарует ему верховную власть и силу эту власть удержать. Великий хан с 1246 по 1248 годы, внук Чингисхана Гуюк в письме к Римскому папе указывал , что монгольская власть — от бога, и призывал папу прийти к нему на поклон вместе «со всеми королями»: «Волей бога все земли от востока до запада находятся под нашей властью. Если бы на то не было воли бога, как могло бы такое случиться? Внук Чингисхана Великий хан Мунку заявлял Рубруку: «Монголы верят, что есть лишь один бог, он дал человеку много пальцев и дал ему много путей…». Об этом же в 1254 году Мунку писал в письме к Людовику IX, королю Франции: «На небесах есть лишь один бог, а на земле есть один хозяин — Чингисхан». Монотеизма в тенгризме не было: Тенгри-хан вершил свои дела вместе или в борьбе с другими божествами. Пантеон богов представлялся так: наверху Тенгри, ниже ханы и герои, а еще ниже — боги и духи-нойоны.

Божество Умай заведовало сроком жизни людей, Эрлик надзирал над царством мертвых. Как и в культе бон, в тенгризме вселенная состояла из трех миров — мира богов, мира людей и мира водяных духов. Недаром само имя Чингисхан означало «Повелитель многих вод». Как и в тенгризме, в мире культа бон существовало белое божество света и добра и черное божество войны и горя. А сам Потрясатель вселенной, скорее всего, молился только богу неба Тенгри и больше никому. Григор Акнерци «Истории народа стрелков» Армения, 1271 год «От самих татар мы слышали , что они… жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было… богослужения, а были войлочные идолы, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий… Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли, и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений».

Исторические записи гласят, что все воины, участвовавшие в погребении были лишены жизни, чтобы никто из посторонних не мог раскрыть тайну захоронения. Считается, что могила Чингисхана содержит множество ценных вещей, а учитывая огромные масштабы завоевательных походов монголов, это должна быть настоящая сокровищница той эпохи. Монголы полагают, что не стоит искать место захоронения хана, а часть общества даже придерживается той точки зрении, что обнаружение и вскрытие могилы может привести к большим несчастьям.

Согласно монгольским традициям, если тело правителя не тронуто, то его душа будет оберегать народ от несчастий и невзгод. Официальные власти также против проведения крупномасштабных поисков могилы: одна из научных монголо-японских экспедиций, организованных с этой целью в 1990-е годы, была приостановлена на неопределенное время. Но американские и европейские ученые всерьез надеются обнаружить место захоронения великого повелителя монголов. В Центральной Монголии уже не первый год ведутся раскопки древнего захоронения, которое принадлежало хуннам. Эти кочевые племена, по всей вероятности, были предками монголов, а возраст захоронения превышает 2000 лет. В захоронении знати древних хуннов, которое расположено на глубине более 20 метров, было найдено множество ценных предметов, поэтому некоторые историки полагают, что могила Чингисхана также может содержать огромное число драгоценностей и важных артефактов.

Гора Бурхан-Халдун расположена в центральной части гор Хэнтэй на северо-востоке Монголии, недалеко от границы с Россией. Тут обширные степи Центральной Азии уступают место хвойным лесам сибирской тайги.

Как отметили представители Монголии, поклонение священной горе Бурхан-Халдун связано с культом гор, рек и ову шаманских пирамид из камней.

Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ

Спустя неделю у горы Бурхан Халдун Умундэлгэрского сомона Хентейского аймака примерно 50 активистов явочным порядком остановили золотодобычу на прииске принадлежащем китайской. Бурхан-Халдун — священное для монголов место и шанс, что хан захотел лежать именно там, довольно велик. Затем последовали другие экспедиции, некоторые из которых считали, что Чингисхан может быть похоронен рядом с вершиной Бурхан-Халдун.

Навигация по записям

  • Почему не могут найти могилу Чингисхана »
  • Сложности поиска
  • «Моя родословная»: почему у бурят с давних времен так важно почитать своих предков?
  • Почему монголы не хотят, чтобы могилу нашли
  • Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени

Записи с меткой «Бурхан Халдун»

  • «Моя родословная»: почему у бурят с давних времен так важно почитать своих предков?
  • Против главы армии Судана растет недовольствo из-за неудач в борьбе с СБР
  • Гора Бурхан-Халдун в Монголии вошла в список ЮНЕСКО
  • Сокровища с корабля Flor de la Mar
  • Могила Чингисхана

Чингисхан. Рожденные побеждать

Весной, когда родственники Есугея собирали ежегодный пир во славу предков, они не позвали Оэлун, таким образом расставив все точки над I, когда клан собрался перекочёвывать на летние пастбища, решено было оставить Оэлун и её детей. Только один старик из незначительной в клане семьи стал открыто возражать против такого действия. Один из родственников заколол старика копьём, потому что старик из захудалой семьи не имеет права осуждать решений сильных клана. Десятилетний Тэмуджин бросился к умирающему старику, пытаясь помочь, но мальчику оставалось только заплакать от обиды и гнева, констатируя его смерть. Вдовы-изгои, преданные сородичами, будут вынуждены вести отчаянную борьбу на грани голодной смерти. В этой суровой и жестокой стране той зимой женщины и дети хана Есугея опустились на самое дно степной жизни.

Пляж у рощи 12 шаманов. Фото из личного архива С самого рождения Тэмуджину пришлось сталкиваться с предательством и отвержением близких родственников. В семье Тэмуджин постоянно страдал от нападок от старшего сводного брата Бегтэра. Вражда между братьями усиливалась день ото дня. Сговорившись с младшим братом Хасаром, Тэмуджин убьёт Бегтэра, тем самым обрекая себя и свою семью на ещё большую опасность.

Если раньше они были только изгнанниками, то теперь становились преступниками. Поскольку Оэлун не взял в жёны ни один из братьев Есугея, её наиболее вероятным партнёром становился старший сын от другой жены. Оэлун дала понять Тэмуджину, что примет Бегтэра как своего мужа, когда тот подрастёт, и сделает его главой семьи. С таким развитием событий Тэмуджин смириться не мог. Убийство родственника по закону степи жестоко каралось.

Узнав, что ненавистный Тэмуджин убил сводного брата, брат Есугея снарядил отряд в триста всадников для поимки отступника. Дядя усердствовал не только для того, чтобы наказать убийцу сводного брата, но и для того, чтобы устранить опасность мести со стороны Тэмуджина, чью осиротевшую семью клан оставил умирать от голода. Тэмуджин был пленён дядей и позорно закован в кангу, деревянные колодки, сковывающие руки раба на шее. Мальчик столкнулся с практикой двойных стандартов законов и обычаев, обслуживающих права сильных, но направленных против слабых, вдов, сирот и стариков. В отличие от родственников, которые относились к нему с презрением, в среде слуг и рабов Тэмуджин получил сочувствие и заботу.

Через несколько лет Тэмуджину удалось бежать. Мальчик спрячется в зарослях речного камыша, где его найдёт слуга дяди. Семья бедняков даст мальчику коня, жареного ягнёнка в дорогу. Люди низшего сословия преподнесут беглому рабу бесценные в монгольской степи дары. Эти подарки хан не забудет никогда.

Придёт время, и он отблагодарит людей, выручивших его в один из самых тяжёлых моментов жизни, повернувших судьбу будущего владыки мира на новый виток. Это был судьбоносный выбор: раб или беглый раб. Именно в этот момент подросток решил стать властелином своей судьбы, вернуть славу и состояние своего рода. Тэмуджин бежит к матери. Семья уже не так отчаянно нуждалась, ведь младшие дети подросли и стали вносить посильную помощь в благосостояние маленького клана.

Через некоторое время Тэмуджин смог приобрести девять лошадей, которые вскоре будут угнаны конокрадами. Вновь Тэмуджин стоит перед выбором — жертва или хозяин своей жизни. Подросток бросается в погоню, вряд ли он отдавал себе отчёт, что шансы вернуть похищенное ничтожно малы. Но храбрецам судьба преподносит дары.

Фишер: «Среди озера Байкал лежит остров Ольхон, где на горе стоит будто таган, а на нем большой котел; из чего заключают, что великий Чингисхан доходил с войсками до этих мест». В «Землеведении Азии» 1894 г. Российский историограф Миллер не смог, однако, никак подтвердить это предание свидетельством бурят. Георги также ничего не узнал об этой басне со времен Карла Риттера». Это соседний залив с бухтой Загли, глубоко вдающийся в сушу. В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. По цвету вода в озере желтее, чем синяя вода залива, берега безлесные. На это озеро не садятся водоплавающие, а в теплой воде озера кишат разнообразные насекомые и личинки, своим обилием «живности» отпугивая от купания туристов, словно на его дне захоронено нечто ужасное. Озеро соответствует своему названию — «Озеро в яме», оно расположено в глубоком воронкообразном понижении рельефа. Вполне возможно, что в старину озеро в форме сердца, как большинство примечательных природных объектов, имело местную легенду о своем происхождении, которая теперь забыта и могла звучать примерно так литературная реконструкция от автора : «В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. Подчёркиваю, что это полный авторский вымысел, который со временем после перепечаток и дополнений, становится народной легендой. Озеро Нуку-Нур от бур. Со стороны пролива Ольхонские Ворота с воды, двугорбый мыс скорее похож на спину верблюда, чем на гриву лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья, не удобен и для стоянки табором, более удобные места с широкими пологими берегами находятся на пологом побережье в глубине залива. Когда на мысе в начале ХХ в. Свое название мыс получил, вероятней всего, из-за схожести с профилем гривы лошади с опущенной в воду головой. Подтверждения в исторических летописях легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Нет никаких сведений о зимних походах монголов по льду Байкала, что кстати было бы весьма проблематично сделать, лошади без специальных подков с шипами и дикие копытные животные не могут передвигаться по гладкому льду, они падают и не могут встать. В XVII в. В феврале 1920 г. Мысовая Бабушкин , расстояние в этом месте составляет 48 км. Генерал-лейтенант К. Изнеможенные длительным переходом лошади, кованные на обычные подковы без шипов, падали на скользком льду и больше не вставали. При переходе через Байкал на гладком льду крупный конь со старыми подковами, вёзший сани с гробом Каппеля, стал часто падать, и, обессилев, отказался подыматься. По свидетельству проходящих этой ледовой переправой на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300-ми павшими и брошенными лошадьми. Удержаться на скользком льду могут только хорошо подкованные лошади и быки». Легенда о посетивших остров Ольхон монгольских воинах напоминает вымышленные средневековые рассказы о чудесах и фантастических походах Александра Македонского до границ обитаемого мира, куда на самом деле он не доходил. В сюжете легенды о монголах отражена традиция приписывать Чингисхану все более-менее значительные события глубокой старины и развалины сооружений, о происхождении которых уже забыли. Чан с конской головой, оставленный по легенде на этом мысе, пример более позднего народного фольклорного творчества. Интересно отметить, что в ХIX веке жители Ольхона были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения курыканами в V—X вв. Мыс Кобылья Голова, остров Ольхон На карте Монголии, в её южных районах, обозначена протяжённая стена с географическим названием Вал Чингисхана. В народных монгольских легендах говорят, что эту стену построили по приказу Чингисхана: «В то время ханская невестка не могла ехать на глазах у всех вместе с ханом-батюшкой. Поэтому Чингисхан, когда ему нужно было ехать с невесткой в дальний путь, чтобы соблюсти обычай и отправить невестку скрытно от себя, заставил тысячи людей построить огромную стену из земли. По одну ее сторону ехал Чингис, а по другую — невестка» [1]. Этот искусственный земляной вал китайцы называли его Чанчен — «Длинная стена» с колоссальным объёмом выполненных земляных работ виден из космоса сейчас по нему, как по готовой дорожной насыпи, местами проходит автодорога , по выводам учёных он не имеет никакого отношения ни к Чингисхану, ни к Великой Китайской стене. Радиоуглеродные исследования, найденного саксаула, в глине возведённой стены, показали, что она была построена, как пограничный рубеж эпохи киданей империя Ляо , на западном участке в IX, а на восточном — в VI веке, то есть задолго до возникновения Монгольской империи и рождении Чингисхана. К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду об захоронении Чингисхана в Баргузинской долине, она основана лишь на рассказах современного местного населения, в которых упоминается, что у подножия священной горы Барагхан-Уула располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители, якобы, находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для возникновения легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» внутреннее море , под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашида ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, до Байкала.

Хотя я не получил подтверждения этому от бурят, живущих в окрестностях озера Байкал и на острове Ольхон, я все же считаю приведенное известие о владениях Чингисхана весьма вероятными, так как первые завоеванные Чингисханом земли — Китай и Тангут — лежат поблизости» [i]. Вслед за Г. Миллером эту легенду воспроизвел в своих трудах другой известный исследователь Сибири И. Фишер: «Среди озера Байкал лежит остров Ольхон, где на горе стоит будто таган, а на нем большой котел; из чего заключают, что великий Чингисхан доходил с войсками до этих мест». В «Землеведении Азии» 1894 г. Российский историограф Миллер не смог, однако, никак подтвердить это предание свидетельством бурят. Георги также ничего не узнал об этой басне со времен Карла Риттера». Это соседний залив с бухтой Загли, глубоко вдающийся в сушу. В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. По цвету вода в озере желтее, чем синяя вода залива, берега безлесные. На это озеро не садятся водоплавающие, а в теплой воде озера кишат разнообразные насекомые и личинки, своим обилием «живности» отпугивая от купания туристов, словно на его дне захоронено нечто ужасное. Озеро соответствует своему названию — «Озеро в яме», оно расположено в глубоком воронкообразном понижении рельефа. Вполне возможно, что в старину озеро в форме сердца, как большинство примечательных природных объектов, имело местную легенду о своем происхождении, которая теперь забыта и могла звучать примерно так литературная реконструкция от автора : «В глубине залива на северном берегу находится бухта Саган-Хэр и небольшое реликтовое озеро Нуку-Нур от бур. Подчёркиваю, что это полный авторский вымысел, который со временем после перепечаток и дополнений, становится народной легендой. Озеро Нуку-Нур от бур. Со стороны пролива Ольхонские Ворота с воды, двугорбый мыс скорее похож на спину верблюда, чем на гриву лошади. Скалистый обрывистый мыс не пригоден для выпаса животных и жилья, не удобен и для стоянки табором, более удобные места с широкими пологими берегами находятся на пологом побережье в глубине залива. Когда на мысе в начале ХХ в. Свое название мыс получил, вероятней всего, из-за схожести с профилем гривы лошади с опущенной в воду головой. Подтверждения в исторических летописях легенды о посещении и пребывании Чингисхана на острове не найдено. Нет никаких сведений о зимних походах монголов по льду Байкала, что кстати было бы весьма проблематично сделать, лошади без специальных подков с шипами и дикие копытные животные не могут передвигаться по гладкому льду, они падают и не могут встать. В XVII в. В феврале 1920 г. Мысовая Бабушкин , расстояние в этом месте составляет 48 км. Генерал-лейтенант К. Изнеможенные длительным переходом лошади, кованные на обычные подковы без шипов, падали на скользком льду и больше не вставали. При переходе через Байкал на гладком льду крупный конь со старыми подковами, вёзший сани с гробом Каппеля, стал часто падать, и, обессилев, отказался подыматься. По свидетельству проходящих этой ледовой переправой на следующий день, след дороги был отмечен более чем 300-ми павшими и брошенными лошадьми. Удержаться на скользком льду могут только хорошо подкованные лошади и быки». Легенда о посетивших остров Ольхон монгольских воинах напоминает вымышленные средневековые рассказы о чудесах и фантастических походах Александра Македонского до границ обитаемого мира, куда на самом деле он не доходил. В сюжете легенды о монголах отражена традиция приписывать Чингисхану все более-менее значительные события глубокой старины и развалины сооружений, о происхождении которых уже забыли. Чан с конской головой, оставленный по легенде на этом мысе, пример более позднего народного фольклорного творчества. Интересно отметить, что в ХIX веке жители Ольхона были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения курыканами в V—X вв. Мыс Кобылья Голова, остров Ольхон На карте Монголии, в её южных районах, обозначена протяжённая стена с географическим названием Вал Чингисхана. В народных монгольских легендах говорят, что эту стену построили по приказу Чингисхана: «В то время ханская невестка не могла ехать на глазах у всех вместе с ханом-батюшкой. Поэтому Чингисхан, когда ему нужно было ехать с невесткой в дальний путь, чтобы соблюсти обычай и отправить невестку скрытно от себя, заставил тысячи людей построить огромную стену из земли. По одну ее сторону ехал Чингис, а по другую — невестка» [1]. Этот искусственный земляной вал китайцы называли его Чанчен — «Длинная стена» с колоссальным объёмом выполненных земляных работ виден из космоса сейчас по нему, как по готовой дорожной насыпи, местами проходит автодорога , по выводам учёных он не имеет никакого отношения ни к Чингисхану, ни к Великой Китайской стене. Радиоуглеродные исследования, найденного саксаула, в глине возведённой стены, показали, что она была построена, как пограничный рубеж эпохи киданей империя Ляо , на западном участке в IX, а на восточном — в VI веке, то есть задолго до возникновения Монгольской империи и рождении Чингисхана. К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду об захоронении Чингисхана в Баргузинской долине, она основана лишь на рассказах современного местного населения, в которых упоминается, что у подножия священной горы Барагхан-Уула располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители, якобы, находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для возникновения легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» внутреннее море , под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал.

Интересно отметить, что в ХIX веке жители Ольхона были убеждены, что каменные стены на острове были построены монголами, хотя на самом деле они были возведены задолго до его рождения курыканами в V—X вв. Мыс Кобылья Голова, остров Ольхон На карте Монголии, в её южных районах, обозначена протяжённая стена с географическим названием Вал Чингисхана. В народных монгольских легендах говорят, что эту стену построили по приказу Чингисхана: «В то время ханская невестка не могла ехать на глазах у всех вместе с ханом-батюшкой. Поэтому Чингисхан, когда ему нужно было ехать с невесткой в дальний путь, чтобы соблюсти обычай и отправить невестку скрытно от себя, заставил тысячи людей построить огромную стену из земли. По одну ее сторону ехал Чингис, а по другую — невестка» [1]. Этот искусственный земляной вал китайцы называли его Чанчен — «Длинная стена» с колоссальным объёмом выполненных земляных работ виден из космоса сейчас по нему, как по готовой дорожной насыпи, местами проходит автодорога , по выводам учёных он не имеет никакого отношения ни к Чингисхану, ни к Великой Китайской стене. Радиоуглеродные исследования, найденного саксаула, в глине возведённой стены, показали, что она была построена, как пограничный рубеж эпохи киданей империя Ляо , на западном участке в IX, а на восточном — в VI веке, то есть задолго до возникновения Монгольской империи и рождении Чингисхана. К народному фольклору следует также отнести и существующую легенду об захоронении Чингисхана в Баргузинской долине, она основана лишь на рассказах современного местного населения, в которых упоминается, что у подножия священной горы Барагхан-Уула располагалось стойбище одного из предков Чингисхана. На этой горе в давние времена местные жители, якобы, находили монгольские сабли, щиты и наконечники копий, что послужило основанием для возникновения легенды о захороненном на вершине знатном баргутском правителе. В «Золотом своде», летописи всех монгольских ханов, и в «Сокровенном сказании» говорится, что предки Чингисхана «явились, переплыв Тенгис» внутреннее море , под которым большинство исследователей понимают озеро Байкал. Кроме того, в те времена у монголов существовала традиция брать жен из местности Баргуджин-Токум. Изначально земля Баргуджинская понималась историками как вся земля, примыкающая к Байкалу. В описании Рашида ад-Дина Баргуджин-Токум размещалась у самого края страны енисейских кыргызов, за Минусинской котловиной, до Байкала. Хотя в «Сокровенном сказании» и нет на сей счет указаний, но ряд историков считает, что Баргуджин-Токум — это определенно Баргузинская долина, хотя на самом деле это неверно, об этом подробно говорится в главе «Поиски земли предков — Баргуджин-Токум». В книге Марко Поло, первом описании земель Монгольской Империи и Внутренней Азии, указываются горы Алтай, как место погребения всех монгольских ханов. На основании опубликованного свидетельства Марко Поло на средневековых картах появились надписи. Антверпен, 1570 г. Она была описана царем Малой Армении Хайтоном I 1213-1270 г. О том насколько неверным могут быть современные информаторы и народные сказания, показателен пример Баргузинской долины, где во время полевых исследований пять местных жителей в разных деревнях уверенно показали на пять разных соседних сопок, где как говорили им старики бабушки находится могила Чингисхана. Точно такие же рассказы можно услышать в Тункинской долине, Забайкалье, Внутренней Монголии, Казахстане и т. Конечно, для многих жителей Баргузинской долины сопричастность родной местности к легендарным именам прошлого согревает душу, но объективности ради, надо заметить, что Баргузинская долина мало схожа с описанием протянувшейся до Скифского океана страной монгольских предков — Баргуджин-Токум. Никаких свидетельств о посещении Чингисханом острова Ольхон на Байкале историки не нашли, а его сын Джучи, никогда не ходил покорять лесные народы на Байкал, покоренные им лесные народы проживали далеко от сибирского озера в верховьях Енисея. Несмотря на множество исторических хроник и летописей, описывающих жизнь и деяния Чингисхана, достоверных сведений о Великом хане сохранилось немного. Даже описание внешности хана вызывает удивление. В некоторых летописях утверждается, что имел он нехарактерные для монголов черты — голубые глаза и светло-рыжие волосы. По образному замечанию историка Льва Гумилева: «В истории возвышения Чингисхана сомнительно все, начиная с даты его рождения». И, добавим мы, заканчивая местом его захоронения. Многие мечтают отыскать гробницу Чингисхана. Утверждают, что великий воитель покоится либо в степях Монголии, либо в Китае, либо в Казахстане. Некоторые же ученые предлагают поискать легендарную могилу на территории России, на Байкале, в долине Баргузина... В разных источниках приводятся различные версии его смерти: от раны, полученной в бою, от продолжительной болезни после падения с лошади, от удара молнии, от руки плененной тангутской ханши. Согласно легенде, воитель повелел похоронить его у некой горы Бурхан-Халдун, местонахождение которой остается загадкой до сегодняшнего дня. Интерес к поискам места захоронения Чингисхана подогревают и многочисленные легенды о несметных богатствах, якобы спрятанных в гробнице. Родилась даже шутка: если могила Чингисхана будет найдена, цена на золото в мире сразу упадет. В глубокой гробнице Великий хан сидит на золотом троне... Для того чтобы могилу не нашли и не осквернили, были приняты особые меры предосторожности. После того как саркофаг с телом Чингисхана опустили в гробницу, ее видимые следы сровняли с землей и по этому месту прогнали несколько раз гигантский табун лошадей. Чингисхан на иллюстрациях в книге Марко Поло По другой версии, могила была устроена в речном русле, для чего реку на время перекрыли. Затем дамбу разрушили, и вода вернулась в естественное русло. А всех, кто участвовал в погребении и мог запомнить место, впоследствии умертвили. В сборнике летописей персидского историка Рашида ад-Дина говорится: «В Монголии есть большая гора, которую называют Бурхан-Халдун. С одного склона этой горы стекает множество рек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий