Значение слова «нохчи» на чеченском языке символизирует идею «чеченца» или «чеченского народа». Нохча — это общее название для жителей Чеченской Республики, которая находится на северном Кавказе, в России. это выражение любви и гордости к своему народу и культуре, которые чеченцы сохраняют и передают из поколения в поколение. Древние армяне первыми связали этноним "Нохчи" современное самоназвание чеченцев с именем пророка Ноя, как отмечено выше, буквальный смысл которого означает Ноев-народ.". Смотрите примеры перевода нохчи в предложениях, слушайте произношение и изучайте грамматику.
История чеченского народа (народа нохчи).
Так, Ума — личное имя, до сих пор распространенное среди чеченцев фамилия Умаевых , а Ангуш по-чеченски означает буквально «виден горизонт». Известно селение Ангушт в Тарской долине, от названия которого и происходит современный этноним ингуш. И, наконец, Бука — еще одно чеченское имя, которое в настоящее время используется почти исключительно как детское прозвище. Достаточно много материала для размышлений дает нам и топонимия хазарского периода. Впрочем, это материал достаточно трудный для работы, поскольку большая часть названий известна либо по арабо-персидским источникам, либо из переписки кагана Иосифа. Как арабское, так и еврейское письмо характеризуется отсутствием гласных звуков, которые далеко не всегда обозначаются вспомогательными диакритическими знаками. Добавим к этому специфику звуковой транслитерации в арабском, древнееврейском и персидском языках. Благодаря двум этим причинам установить подлинное звучание тех или иных топонимов часто оказывается такой же сложной задачей, как расшифровка секретного шифра. Но есть еще два фактора, которые необходимо постоянно учитывать при попытке установить этническую принадлежность того или иного топонима.
Во-первых, Хазария представляла собой полиэтничное государственное образование, объединяющее народы самого разного происхождения. Поэтому топоним, зародившийся в одной языковой среде, после определенной трансформации мог перейти в другую языковую среду, а уж затем только попасть на страницы рукописного источника, выполненного совсем другим языком. Эти языковые напластования необходимо снимать как луковую шелуху, что не так просто даже для лингвистов высокого уровня. Во-вторых, трехсотлетняя история Хазарии характеризуется постоянно развивающимся процессом тюркиизации ее населения. К сожалению, мы не можем проследить этот процесс в деталях, хотя и имеем в своем распоряжении прямые указания на его наличие. Так, согласно сообщению ал-Бируни, аланы, постоянно живущие в последней столице каганата — городе Итиль, говорят на смешанном хорезмийско-печенегском наречии. Следовательно, к середине VIII в. Можно, однако, предположить, что южнее, а именно в областях Северного Кавказа, где проживала основная масса не тюркского населения, этот процесс либо шел гораздо более низкими темпами, либо не шел вообще.
Для нас важно иметь представление об ассимиляционных процессах в Хазарии потому, что это позволяет уточнить время возникновения того или иного топонима. Ясно, что после того, как какая-то область подверглась тюркиизации, здесь невозможно возникновение топонима не тюркского происхождения. Если же мы его обнаруживаем, это означает, что появился данный топоним гораздо раньше. Таким образом, мы можем утверждать, что нахская нохчи топонимия Хазарии относится к наиболее раннему периоду существования каганата. Прежде всего, обратимся к топонимам, известным благодаря арабоязычным источникам. Все упомянутые ниже топонимы, локализуются на Кавказе и расположены на территориях либо подвластных хазарам, либо поддерживающих с ними постоянные отношения. Один из наиболее известных хазарских городов является Саркел, название которого в восточных летописях пишется как Ш-р-кил. По нашему мнению, это открывает возможность прочтения как Шира г1ала — «древний город-крепость».
В списке подчиняющихся ему причерноморских городов каган Иосиф называет и К-р-ц. Это город Керчь, в названии которого легко читается чеченское — Кхерч «очаг». На Таманском полуострове, на самом берегу Керчинского пролива, находился город, известный в византийских источниках как Таматарха, а в русских летописях — Тмутаракань. Сами хазары называли его Самкерц. Корень сам легко трансформируется в хорошо знакомый нам корень шам. Окончание керц — либо чеченское кхерч «очаг» или «жилище» , либо чеченское же х1ар ц1а — «этот дом». Расшифровку с чеченского языка мы можем предложить еще для одного топонима, восходящего к хазарскому периоду — Семикаракор. Распространено мнение, что в его основе лежат три тюркских корня: semiz — крепкий, kara — черный или sara — желтый, kel, kal — крепость.
В целом же перевод на русский язык звучит как «Крепкая сильная черная желтая крепость». Определенный интерес для нашего исследования представляет и мусульманская гвардия каганов, известная под названием ал-ларисийа или ал-арсия. В связи с этим С. Плетнева выдвинула предположение, что хазарская гвардия была сформирована из остатков племени аорсов, входивших в аланский племенной союз и долгое время обитавших в нижнем течении реки Амударья. Мы уже неоднократно говорили о собирательном характере этнонима алан и ссылались на мнение ряда авторов, убежденных в том, что этнические нахи нохчи составляли большую часть алан. Абаев переводит с осетинского как «белый». Само слово арс некоторые чеченские авторы переводят как «поляна». Не следует забывать и о некоторых особенностях государственного и общественного устройства Хазарского каганата, имеющих прямые аналоги в общественном устройстве чеченцев нохчи.
Например, в своем письме каган Иосиф указывает, что вся территория Хазарии делилась на родовые владения, принадлежавшие тому или иному роду. Аналогичную картину мы долгое время наблюдаем и у чеченцев нохчи. Вообще, для хазарского государства на протяжении большей части его истории характерна высокая терпимость к национальным и конфессиональным различиям. Да и само описание последней хазарской столицы, города Итиль на Волге, заставляет вспомнить более ранние столицы, располагавшиеся на территории современной Республики Дагестан. В частности, и там, и здесь отмечается большое количество садов и виноградников. На основании всего вышесказанного мы вправе сделать вывод о том, что значительную часть населения Хазарии составляли этнические предки современных чеченцев нохчи , которые впоследствии подверглись тюркской ассимиляции. Чеченское нохчи присутствие обнаруживается как в ранней хазарской ономастике, так и топонимии. Кроме того, мы можем утверждать, что нахи нохчи оказали заметное воздействие на религиозную жизнь Хазарии.
Для нахского нохчи населения, рассеянного на огромной территории от Ханаана до Хорезма характерна приверженность к разным формам монотеизма. В принципе, иудаизм религия пророка Мусы Моисея , христианство религия пророка Исы Иисуса Христа и ислам религия пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует — представляют собой одну и ту же религию, в основе которой вера в Единого Бога. Все известные пророки были посланы к разным народам с одной и той же вестью: «Нет другого Бога, кроме Единого Бога». Религия Единобожия от Адама до Мухаммада одна и не Аллах делит людей, но люди сами делят себя и религию. История хазарской государственности завершилась в 965 году походом киевского князя Святослава. Одновременно началась история русского государства, в основе которого мы обнаруживаем все тот же нахский нохчи этнический элемент, который находили и в Хазарии. Вообще, история возникновения древнерусского государства содержит немало темных мест, одним из которых является происхождение самого этнонима русы. Широкое распространение получило мнение, что этноним русы произошел от славянского слова русый, имеющий значение «светлый, красный, яркий».
Как бы то ни было, но письменные источники раннего средневековья как западноевропейские, так и арабоязычные явственно различают русов от славян. Причем, согласно свидетельствам современников, русы собирали дань со славян и являлись, таким образом, социальной верхушкой Древнерусского государства. Об этом писали арабские географы еще в IX в. Для нашего исследования принципиально важно отметить, что корень рус мы обнаруживаем на обширном пространстве от Древней Руси на севере до Египта на юге и объяснить его столь широкое распространение можно только тем, что вся эта территория некогда служила ареалом обитания древнего чеченского нохчи этноса. Сейчас мы можем дополнить этот ряд примеров. Чеченское слово са в настоящее время также имеет не одно значение: «дыхание», «душа», «свет». Поэтому арса можно перевести как « имеющие княжескую душу» т. Возвращаясь к библейскому названию Палестины, напомним — некоторые исследователи полагают, что из основы Erez появилось египетское название Палестины в текстах Нового царства — Рутену или Рузену.
Особо обратим внимание, что египетскую надпись Рутену можно прочитать и как Рузен, откуда легко получается Русена. Как видим, в этом названии присутствует та же корневая основа, что и в библейском названии древней Палестины — Arzenu. А, кроме того, сама собой напрашивается еще одна параллель — с хурритским государством Арсава Арцава, Арзава , граничившим с империей хеттов. Вообще, по мнению И. Кстати говоря, в египетский текстах мы обнаруживаем еще одну интересную параллель, ведущую к языку чеченцев нохчи. Для обозначения могучего воина-витязя египтяне пользовались словом ариэль. Этимология этого слова неясна, но нам представляется, что происходит оно от чеченского нохчи Эли эл — «царь царей». Но и это еще не предел южного распространения топонима Русь.
На юге Аравийского полуострова к юго-востоку от города Сана, столица Йемена находится местность, с названием ар-Рус — «Страна Рус», а огромный солончак на юго-востоке Аравии носит название Аба ар-Рус — «Отцы русов». Все сказанное выше, дает нам право связать этноним русы с чеченским нохчи этническим элементом, который сыграл решающую роль в консолидации восточнославянских племен, которые вошли в состав Древней Руси. Между прочим, автор настоящего исследования далеко не единственный, кто связывает происхождение этнонима русы с некой господствующей социальной верхушкой. Например, российский исследователь Ю. Петухов полагает, что корневая основа рус в разных языках имеет значение «царь, князь, властитель», например, латинское rex — «царь», индийское раджа — «князь», французское сир и английское сэр. Так, широкую известность получила так называемая «норманнская» гипотеза, согласно которой Киевскую Русь основали предводители воинственных скандинавских дружин. Несмотря на то, что «норманнская» теория не раз подвергалась уничтожающей критике, она до сих пор имеет немало сторонников в научной среде. Как уже говорилось, средневековые письменные источники не позволяют пролить свет на этническую принадлежность русов, хотя и единодушно отличают их от славян.
В этом смысле особый интерес представляет свидетельство так называемой «Генеалогии тюрок», письменного источника, сложившегося в хазаро-персидской среде примерно в VIII — IX вв.
В те времена суровые условия жизни заставляли горцев объединяться для сельскохозяйственных работ. Крестьяне связывались одной веревкой, чтобы выкосить на отвесном склоне горы траву; всем селом отвоевывали у гор участки под посевы. В любом несчастье, особенно если семья теряла кормильца, село брало на себя заботу о потерпевших. Мужчины не садились к столу, пока часть еды не была отнесена в дом, где нет мужчины-кормильца. Приветствие молодого человека старшему по возрасту обязательно включает предложение помощи. В чеченских селах принято, если пожилой человек начинает какую-то работу по хозяйству, по-соседски принять в этом участие.
И зачастую начатое дело закачивают именно добровольные помощники. Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане. Человек, какое-то время отсутствовавший в селе, по приезде получает полную информацию о произошедших без него событиях, в том числе и о несчастьях. И первым делом по приезде он идет выражать соболезнования.
Гостеприимство Согласно легенде, пращур чеченцев Нохчуо родился с куском железа - символом воинской доблести - в одной руке и с куском сыра - символом гостеприимства - в другой. Множество поговорок, легенд, притч посвящено у чеченцев святому долгу гостеприимства. Особенно ярко проявляется гостеприимство в сельском быту. Для приема гостей в каждом доме имеется "комната гостя", она всегда наготове - чистая, со свежей постелью. Никто ею не пользуется, даже детям запрещается играть или заниматься в этой комнате. Хозяин должен быть всегда готов накормить гостя, поэтому в любые времена в чеченской семье специально откладывали на этот случай продукты. Первые три дня у гостя не положено ни о чем спрашивать.
Гость живет в доме на правах почетного члена семьи. В старину в знак особого уважения дочь или невестка хозяина помогали гостю снимать обувь, верхнюю одежду. Сердечно-щедрый прием оказывают хозяева гостю за столом. Одно из основных правил чеченского гостеприимства - защита жизни, чести и имущества гостя, даже если это связано с риском для жизни. Гость не должен предлагать платы за прием, но он может сделать подарки детям. Обычаю гостеприимства чеченцы следовали всегда. И проявляли его к любому доброму человеку, независимо от его национальной принадлежности.
В семейном кругу, Отношение к старшим. Непоколебимым правилом каждой чеченской семьи является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. Родители живут вместе с одним из сыновей. Утром хорошая сноха свою работу по хозяйству начинает на половине стариков. Только после этого она приступает к другим делам. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтобы поговорить с ними, поделиться своими радостями, заботами. Не только сын, дочь, но и все члены семьи проявляют заботу о стариках.
Деда называют "большой отец", а бабушку чаще всего - "мама". Дети могут не выполнить просьбу отца или матери - их за это простят. Но недопустимо ослушаться дедушку, бабушку, других старших родственников или соседей. Не встать при появлении стариков или же сесть без их настойчивого приглашения - значит продемонстрировать плохое воспитание. Традиция не допускает употребления спиртных напитков в присутствии любых старших родственников. Нельзя разговаривать со старшими повышенным тоном или развязно вести себя. Если родители не живут с одним из сыновей, то дети подчеркнуто внимательны по отношению к ним: например, лучшие продукты постоянно относятся в дом родителей.
В сельской местности, как правило, для стариков ставят во дворе отдельный домик. Это давний обычай. Там старшим в семье создают максимально комфортные условия для жизни, соответствующие их потребностям и возрасту. Родственные обязанности. Чеченские семьи многодетны. В одном дворе или в одном селе часто живут со своими семьями несколько братьев. Правила родственных взаимоотношений складывались на протяжении веков.
Вот каковы они в общем виде. В семье любые конфликты ситуации разрешают старший во дворе мужчина или женщина.
Мациевым от названия исторической области Нашха см. Кроме того, эта этимология не противоречит общетеоретической этнонимической модели, выдвинутой [советским этнографом, д-р ист. Чесновым , согласно которой этнонимы не существуют изолированно, а образуют семантический ряд, в котором тот или иной этноним отражает господствующий у народа хозяйственно-культурный тип» с.
От племенного названия нахчи — «внутренний житель» А. Вагапов [ править править код ] В «Этимологическом словаре чеченского языка» А. Вагапова этноним нохчий, через средневековых нахчаматьян см. Вагапову, по одной из этимологических версий, образовался этот этноним с помощью суффикса -и от основы нахч- — «внутренняя земля », и буквально означает «внутренний житель», то есть живущий между Терско - Сунженским хребтом Терско-Сунженская возвышенность , по А. Вагапову т.
Возможно, этот этноним мог сохраниться в топониме Нохчи-мохк другое название — Ичкерия, транслитерация по А. Вагапову — Нохчмохк, вариант перевода по А. Ножай-Юртовский и Веденский районы Чечни [70]. От племенного названия нахчи — «великолепный» и др. Вагапов [ править править код ] Ещё по одной версии в этимологическом словаре А.
Вагапова, предложенный им племенной этноним нахчи объясняется как «великолепный», «живописный», «красавец», «щёголь». Учёный основывает этот вывод на следующих параллелях: в чеченском языке — нахчи — «сыр», сродни «чеканный», «узорчатый», «красивый»; в армянском языке — нахш — «узор», «орнамент», нахши — «узорный», «расписной», Нахичевань — «живописная местность»; в лезгинском языке — нахиш — «узор». Также А. Вагапов считает, что типологически наименование этнонима нахчи сродни именам некоторых чеченских этно-территориальных и социальных групп тукхумов , тайпов : 1 Чеберлоевец чечен. Семёнов утверждал, что окончание -чу в варианте транслитерации самоназвания как нахчу — это, возможно, нахская частица означающая «внутри» [К.
Далее исследователь делал вывод, что Нахчу — это место обитания народа, а Нохчой — означает сам народ [К. Далгат [25] , как один из вариантов рассматривали его видный советский этнограф-кавказовед Н. Волкова окончание в её транслитерации — -чьо — «место», «территория» [К. Алироев он возводит этноним к нуохчийчуо — букв. Среди других предположений существует гипотеза Н.
Марра, который допускал идентичность окончания самоназвания чеченцев с аварским словом чи авар. Подобное мнение высказывал и И. Алироев: он также посчитал заслуживающей внимания гипотезу о происхождении окончания этнонима на базе аваро-андийской подветви языков, но употреблял понятие « андийские языки ». Алироеву чеченское слово нах — «народ» могло соединиться с андийским чи — «человек» [К. Согласно советским учёным В.
Виноградову и К. Они допускали, что этот суффикс древнее заимствование от тюркоязычных хазар , которые в VII веке совершали набеги на Закавказье через Дарьяльский и Дербентский проходы. Возможно, часть хазар проникла глубоко в горы, вплоть до Аргунского ущелья , где их пребывание оставило след в топнимике и этнонимике проживавших здесь нахских этно-территориальных групп. Новый этноним возник в тюркоязычной среде, но в результате тюрко-нахских контактов был воспринят одним племенным нахским объединением, которое, гораздо позднее в XVII—XIX веках , распространило его на соседние восточно-нахские этногруппы. С этой гипотезой В.
Чокаев не претендовали на окончательность решения вопроса и допускали другие варианты, например, возможность идентичности окончания этнонима нохчий аварскому слову чи — «человек» см. Другая гипотеза у Н. Распространение этнонима и связь с этногенезом[ править править код ] Чеченцы , как и родственные им ингуши , сформировались из нахской этноязыковой общности в отдельные этнокультурные объединения сравнительно недавно [75]. Исторический период когда это произошло и другие вопросы этногенеза чеченского народа в кавказоведении на сегодняшний день остаются дискуссионными. Превалирует мнение, что формирование чеченцев в современном понимании этого этнонима являлось результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточно-нахского населения в XVI—XVIII веках [76].
Также существует предположение, что даже в XX веке не наступила полная этническая консолидация чеченцев и единое самоназвание нохчий не было воспринято в полной мере всеми чеченскими субэтносами [78]. Шатоевцы и назрановцы неохотно зовут себя нахчоями, что происходит от их прежних враждебных отношений к чеченцам. Но при излиянии сердечных чувств при встречах, в гостях, на пути и проч. Гипотеза о распространении от первоплемени[ править править код ] Ряд исследователей уровня докторов наук Г. Анчабадзе [80] , Ш.
Чеченцы гордятся тем, что они нохчи. Для них это не просто слово, а символ их национальной идентичности. Они глубоко уважают свои исторические и культурные традиции и стремятся передать их своим потомкам. И, быть нохчи — значит быть гордым наследником великого народа.
Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык
Доброго времени дня, уважаемые читатели блога «Таны народов Кавказа». Неделю назад я. Значение слова нохчи. нохчи 1. самоназвание (эндоэтноним) современных чеченцев Источник. Религия играет большую роль в жизни нохчей. Он утверждал, что такое название появилось среди коренных жителей в XVII веке, когда они стали спускаться с гор на равнину. [17] являются северо-восточной кавказской этнической группой нахских народов, проживающих на Северном Кавказе в Восточной Европе.[18] Они называют себя Нохчий (произносится [noxtʃ'iː]; единственное число Нохчи, Нохчо, Нахчуо или Нахтче).[19].
Что значит нохчи с чеченского
Центр — село Беной Ножай-Юртовского района. Живут почти по всей Чечне. К этому тейпу принадлежит семья Кадыровых. Родственен Беной. Их более 50 тысяч. Центр — село Центорой Ножай-Юртовского района. Самый знаменитый представитель тейпа — «маршал лесной войны» Шоип-мулла Центароевский — наиб имама Шамиля. Живут по всей равнинной Чечне, в основном на востоке. Про них говорят, что они проведут и самого шайтана. Численность — 45 тысяч. Живут в основном на западе — в Малой Чечне.
Центр — Шатойский район. Представитель тейпа — наиб Шамиля Дуба Чиннхоевский. Несмотря на свою неоднородность — они состоят из 7 тейпов, этот тукхум большинство чеченцев воспринимает как тейп. Численность — 40 тысяч. Делятся на Лам-Акхий горные аккинцы, живущие в основном на западе Чечни в Ачхой-Мартановском районе и Ара-Акхий равнинные аккинцы, живущие в Дагестане и на востоке Чечни. Их больше 30 тысяч. Живут в основном на востоке Чечни. Билттой и Белгатой. Древний тейп Нохч-Махкахой, разделившийся на несколько частей — тейпов: билттой, белгатой и сесаной. Родственны ботлихцам, особенно белгатой.
Белгатоевцем является Шамиль Басаев. Около 30 тысяч. Их более 25 тысяч человек. Бывший президент ЧР Доку Завгаев — представитель этого тейпа. Тейп, его атрибуты и история Тейп — традиционная социальная структура, основанная на кровно-родственных связях, но включающая в свой состав и группы людей иного происхождения. В Чечне сейчас более 150 тейпов. Их численность, состав и структура вызывают много споров среди обывателей и учёных. К примеру, общеизвестно, что семья Кадыровых принадлежит к самому многочисленному тейпу Беной, но сам Рамзан Кадыров заявил в интервью «ЧК», что является представителем тейпа Угро. В данном случае Угро всего лишь гар или некъи, входящий в состав тейпа, хотя и имеет, по некоторым данным, иное украинцы, запорожские казаки происхождение. Для того, чтобы обрести статус тейпа, родственная группа должна обладать несколькими атрибутами — определённым центром, селом, башней, родословной, в которой от основателя тейпа до современника должно быть как минимум 7 колен, и т.
Если же тейп не отвечает большинству этих требований, он входит в состав другого тейпа или находится под его покровительством, в любом случае не образуя самостоятельного клана. Тейпы наряду с другими атрибутами в большинстве случаев обладали и летописью — тептар. В них записаны почти все в ХIХ веке излагались старинные предания о происхождении тейпа.
Традиция готовить приданое девушке существовала в разных народах, отличалось лишь его содержание. У чеченцев имуществу невесты, которое она берет с собой в дом жениха, уделялось и уделяется по сей день особое внимание. Его трепетно собирают родственники невесты и строго оценивает сторона жениха. Раньше вместо чемоданов использовались сундуки.
Приданое начинали собирать с раннего детства девочки. В него входили постельные принадлежности, швейная машинка, постель для свекра и подарки для других близких родственников мужа. Большая часть приданого изготавливалась внутри семьи, и сама девушка принимала в этом активное участие. Одеяние невесты также относилось к приданому. Девушка в основном брала с собой самое необходимое в свой новый дом. Согласно обычаю, после завершения свадебного торжества чемоданы с приданым открывала одна из родственниц жениха, чаще всего сестра. Самым затратным элементом подготовки девушки к свадьбе было свадебное платье.
Существовали мастерицы, которые шили г1абли старинное национальное платье горянок. В каждом селе были известные женщины-мастерицы.
Чеченцы прививают своим детям качество "яхь", которое имеет значение здорового соперничества - в смысле "быть лучше всех".
Адат в современной Чечне Адат от арабского "обычай" - обычные неписанные законы мусульман. Нормы адата складывались во времена родоплеменных отношений. Адат регулировал жизнь общины, брачно-семейные отношения.
Саид-Магомед Хасиев в статье, опубликованной в газете для чеченской диаспоры "Даймехкан аз" "Голос Отчизны". Хасиев пишет: "Есть адаты, возвышающие достоинство человека, помогающие ему стать лучше. Им противостоят адаты, которые чеченцы называют горско-языческими ламкерстами.
Их не придерживается основная часть общества. Вот пример, связанный с народной легендой. Как-то абрек Зелимхан встретил на горной дороге женщину, охваченную горем.
Он спросил, что случилось. Зелимхан пустился на розыски и вскоре увидел двух мужчин, которые несли ребенка. Абрек долго просил вернуть ребенка матери, заклинал Богом, предками, но безрезультатно.
Когда он перешел к угрозам, мужчины зарубили младенца кинжалами. За Зелимхан их убил. По чеченским адатам нельзя поднять руку не только на младенца, но и на несовершеннолетнего подростка, на женщину, на старика.
Они не входят в круг мести. Однако те, кто следует горско-языческим адатам, могут во имя мести убить даже женщину. Отношение к женщине У чеченцев женщина-мать имеет особый общественный статус.
Мужчина только хозяин дома, а она издревле является хозяйкой огня, а самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоем очаге пламя". Только женщина может остановить поединок мужчин на почве кровной мести. Если там, где льется кровь, появляется женщина, смертельная схватка может прекратиться.
Женщина может остановить вражду, сняв с головы платок и бросив его между сражающимися. Стоит кровному врагу прикоснуться к подолу любой женщины, как оружие, направленное на него, уберут в ножны: теперь он под ее защитой. Дотронувшись губами до груди женщины, любой автоматически становится ее сыном.
Чтобы прекратить ссору, женщина давала своим детям вынести зеркало к рубящимся - это действовало как запрет на междоусобицу. По традиции, мужчина, оберегая женщину, всегда идет впереди нее. У этого обычая древние корни: в старину на узкой горной тропе могли быть очень опасные встречи - с грабителем, диким зверем: Мужчина шел впереди своей женщины, и был готов в любую минуту защитить ее.
Женщин чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и ее родственникам.
Для зятя почитание родственников жены считается добродетелью, за которую бог без суда может отправить в рай. Свадебный обряд Чеченский свадебный обряд - это череда представлений, в которые входят пение, танец и музыка. Когда за невестой отправляются и привозят ее в дом жениха односельчане, родственники, друзья звучит музыка.
На этом этапе свадьбы происходят и другие представления. Так, например, родственники невесты задерживают свадебный поезд, перегораживая путь буркой или протянутой через улицу веревкой, - нужно заплатить выкуп, чтобы проехать. Другие пантомимы происходят в доме жениха.
На пороге дома заранее положены войлочный ковер и веник. При входе невеста может перешагнуть их или убрать с дороги. Если уберет, значит, умна; если перешагнет, значит, не повезло парню.
А вот невесту сажают в почетный угол у окна под специальную свадебную занавеску, ей дают на руки ребенка - чьего-то сына-первенца. Это пожелание, чтобы у нее родились сыновья. Невеста ласкает ребенка и дает ему что-нибудь в подарок.
Гости приходят на свадьбу с подарками. Женщины дарят отрезы материи, коврики, сладости. Мужчины - деньги или баранов.
Мужчины обязательно вручают подарок сами. Потом начинается пышное застолье:. После угощения - опять представление.
К гостям выводят невесту, у которой они просят воды.
Результат - искажение исторической семантики самоназвания чеченцев, его изначального значения и шесть!? II-го тыс. Хабур террит. По мнению К.
Т уманова , названия эти даны по названию племени. От этого названия и произошло греческое Naxuana, упоминаемое Птолемеем, и Нахчуван чеченских преданий. Племя это... Этот вывод К. Т уманова в определенной степени подтверждается исследованиями известных ученых-языковедов.
Родство нахо-дагестанских языков с хуррито-урартскими считает доказуемым и профессор И.
Об истоках нохчи танца
Стоит отметить, что весь чеченский народ – это нохчи (форма множественного числа), а отдельный чеченец – нохчо (форма единственного числа). Ввиду значительной близости генофонда нохчей, бонобо (карликового шимпанзе) и негров, некоторые учёные требуют пересмотреть генеалогическое древо. Слово «нохча» на чеченском языке означает «чеченец», и оно имеет глубокие исторические корни.
Как чеченцы себя называют
Шнирельман считает свидетельства А. Тяготение имени нохчий только к плоскостным чеченцам подтверждал и У. Другие эндоэтнонимы. Также использовался в качестве самоназвания и русский эндоэтноним чеченцы, А. Берже ещё в середине XIX века сообщал, что делается это «даже весьма часто» [33]. Другие экзоэтнонимы В XIX — начале XX веков работы исследователей и различные документы могли указывать не соответствующую современным представлениям этнономенклатуру Северного Кавказа. Например, нередки случаи, когда нахские этнические объединения указывались под этнонимом черкесы, помимо собственно адыгоязычных народов также черкесами иногда называли дагестанцев и карачаевцев [56]. Существует некоторое разнообразие в именовании чеченцев окружавшими их народами. В XIX веке зафиксированы имена: мичигишиъ — у кумыков для близ обитающих около них чеченцев по А. Берже от «за рекою Мичик », по У. Лаудаеву от Мичик — имя реки и гиши — «человек», то есть «живущие на реке Мичик» ; ичкери — у кумыков для обитающих вглубь до Андии в горах нахских обществах по А.
Берже от «дальние», «живущие там где-то» ; шашанъ — у кабардинцев по У. Лаудаеву от аула Чечень ; буртель — у тавлинцев различных горцев ; у лезгин для чеченцев не существовало единого названия — они были известны им по именам разных обществ [57] [58]. Общие сведения Этническая принадлежность и нахская этноиерархия Чеченцы относятся к так называемым « нахским народам » — термин, который начиная с последних десятилетий XX века иногда употребляют синонимично с этнонимом « вайнахи » ингуш. Оба термина введены в научный оборот лингвистами [61] , и могли быть придуманы учёными, однако существует мнение, что они зародились в народной среде издревле [62]. Начиная с 1970-х годов, в лингвистическом понимании более верно объединять под термином «нахские народы» всех носителей нахских языков , а под «вайнахами» — только чеченцев и ингушей носителей вайнахских языков , исключая бацбийцев носителей бацбийского языка [60]. До революции 1917 года и в первые десятилетия советского периода терминология российского кавказоведения имела некоторые отличия от современной. Ряд исследователей объединяли этноязыковую общность аккинцев , бацбийцев , ингушей , кистинцев , орстхойцев , чеченцев и прочих под названием «кисты» [32] или «чеченцы» [К.
Нахчматяне в переводе означает «страна народа Ноя», а также «Ноев язычный народ». Арабы чеченцев с глубин историй и по сей день называют "шийшан", что в переводе означает "образцовые". Грузины же, с незапамятных времён чеченцев называют "дзурдзуками", что на грузинском означает "праведные". Чеченцы ислам приняли еще при жизни пророка Мухаммада, мир ему. Большая чеченскaя делегация посетившая в Мекке пророка лично пророком была посвящена в суть Ислама, после чего в Мекке посланцы чеченского народа приняли Ислам. На обратном пути чеченская делегация считая, о том что не подобает носить подарок пророка на ногах, в честь пророка Мухамада из каракуль подаренных пророком в дорогу для изготовления обуви, сшила папахи, до сих пор хорошо сохранившийся и являющийся основным национальным головным убором Чеченская папаха. По возвращению делегации в Чечению, без всякого принуждения чеченцы приняли Ислам, осознавая то, что Ислам — это не только "Магометанство", ведущее свое начало от пророка Мухаммада, а эта изначальная вера монотеизма, совершившая духовную революцию в сознании людей и проложившая чёткую грань между языческой дикостью и истинной образованной верой. Не малой причиной, что чеченцы с лёгкостью добровольно приняли Ислам, явилось и то обстоятельство, что традиции и обычаи чеченцев в отличии от других народов мира, в ту пору как и сегодня почти полностью сходны с Исламом. Эти традиции и язык чеченцы унаследовали от самого Ноя, которого считают своим отцом, в последствии от Авраама, пронесли сквозь глубину веков и сумели сохранить их в первозданном виде. Значит законы Нохчи берут начало из одного источника с Исламом. Этот источник Архангел-Гавриил Джабраил , который по велению Всевышнего ниспосылал пророкам его Божественные законы. Библия прямо говорит о том, что древнее население шумер, пришло с Кавказа и эти переселенцы были потомками Ноя. От них распространились народы по земле после потопа. На всей земле был один язык и одно наречие. Известный историк лингвист Иосиф Карст констатирует, что чеченцы, резко отделяются от других горских народов Кавказа своим происхождением и языком, являются остатком некого великого древнего народа, чьи следы улавливаются во многих районах Ближнего Востока, в плоть до границ Египта. Карст в другой своей работе назвал чеченский язык северным отпрыском праязыка считая и язык чеченцев, как и самих чеченцев остатком древнейшего первичного народа. Георг Фридрих Гегель "Философия духа": Самый совершенный тип, как уже сказано, арийский или кавказский, один он имеет свою историю и один он заслуживает нашего внимания, когда мы изучаем духовную историю человечества. Из того следует, что он никогда не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел познания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Один из величайших немецких ученных Иоган Фридрих Блюбенбах назвал белую арийскую, европейскую расу Кавказской. Многие известные ученные отмечают, хурритский язык и его потомок-современный чеченский имеют такую же древность как и Кавкасионский антропологический тип, отражающий облик самых первых европеидов-краманьонцев. В цивилизованном Западном мире и в других районах земли, белую расу называют "Кавкасион". В исторической науке и в древнегрузинских летописях из всех кавказских народов только чеченцев называют "Кафкасионами". Древнегрузинские летописцы определяют родоначальником чеченцев "Кавказос" и относят его к пророку Ной четвёртое колена Ноя. Вспомним цитату А.
История кавказской войны знает много славных сражений, где эти и другие выдающиеся вожди и полководцы громили русские войска, как, например, военная экспедиция генерал-фельдмаршала Воронцова, названная сухарной, из которого русский военоначальник спасся тайным бегством, бросив свое разгромленное войско. И имам Шамиль тоже вынужден был делать ставку на Османскую Турцию, которая считалась центром халифата — единственную реальную силу в исламском мире. Однако за двадцать пять лет изнурительной войны имамата с Россией какой-либо существенной помощи от нее так и не поступило. Имамат потерпел поражения, великий Шамиль был пленен и Кавказ объявлен покоренным, хотя окончательного покорения русские не достигли по сегодняшний день через 140 лет после падения Имамата. Но очень значимая часть территории исламского халифата надолго подпала под ноги кяфира, что привело к дальнейшему ослаблению мусульманской уммы. Рассказывают, что когда Шамиль, пробывший в почетном плену у русского царя более десяти лет, перед смертью, ехал на родину Пророка, а. Когда правитель Турции протянул ему руку имам Шамиль сказал: «Я целых двадцать пять лет ждал на Кавказе, что вы протянете мне эту руку! После поражения в войне часть чеченцев, не желавших жить под властью неверных, в 1859-61, 1865 годах, переселяется в Турцию. Но и после поражения имамата Шамиля в 1859 году, чеченцы не прекращают свою борьбу и делают многократные попытки восстановления своей государственности в 1877-78, 1917-1919 годах. Наиболее крупное восстание происходит в 1877-78 году под руководством имама Албиг-хаджи алдинского и Умы Дуева, которое также жестоко было подавлено, а одиннадцать руководителей были повешены в городе Грозном. Коварство и сатанинская сила российской империи пересиливали каждый раз одиноких в своей борьбе чеченцев. Так случилось и когда в России произошла большевистская революция в 1917 году, когда российская империя сменила своё, ставшее ненавистным всему миру имя — на советскую, чем ввела в заблуждение многие народы, боровшиеся за свое национальное освобождение. Большевики обещали народам полной национальной и государственной независимости, но укрепившись у власти, создали режим ещё большего утнетения и террора, провозгласив основной идеологии атеизм. Борьба чеченского народа продолжалась и в этих условиях. Идет уничтожение цвета чеченской нации, особенно религиозных авторитетов. В 1937 в городе Грозном было собрано и расстреляно пятнадцать тысяч улемов мулл. А в морозные дни февраля 1944 года весь чеченский народ был коварно выселен в Казахстан и Среднюю Азию. А операция по выселению проводилась с изощренным коварством: так за месяц до выселения по всей Чечении были размешены советские войска, якобы снятые с фронта второй мировой войны для отдыха. Их распредилили по два-три офицера и солдата в каждую семью. Чеченцы, не предполагавшие подобного коварства очень тепло отнеслись к военным: за ними ухаживали, их кормили. К тому же в это время на фронте, в составе Советской армии, находилось около 30 тысяч чеченцев, в их числе и герои Советского Союза. Утром 23 февраля 1944 года, все мужское население, во всех селах и городах Чечении, одновременно было приглашено на митинги и собрания в часть праздника Дня Советской армии. Там они, безоружные, были плотно окружены войсками, которые пулеметным огнем пресекали любые попытки противодействия и им было объявлено, что они, как враги народа, выселяются. Прямо с митингов и собраний мужчины вывозились на железнодорожные станции и загружались в заранее подготовленные товарные вагоны и отправились в места выселения женщинам и детям, которые оставались в это утро дома, давали на сборы 15-30 минут времени разрешалось брать только то, что можно было нести на руках. Все ценности — деньги, драгоценности, предметы материальной и духовной культуры изымались и разграблялись. Больных и замешкавшихся расстреливали на месте, в том числе и стариков преклонного возраста, детей и женщин, не способных быстро выполнять приказы и передвигаться, и тяжелобольных, находящихся в больницах. Сейчас известны и обнародованы места массового истребления советскими войсками и спецслужбами десятками и сотнями детей, женщин, стариков, при выселении с горных мест, откуда невозможно было быстро, в установленные сроки, доставить их на железнодорожные станции. В одном селе Хайбаха в одну ночь было уничтожено более 700 человек, в том числе и несколько новорожденных детей, которых разместили в огромном сарае, сказав, что утром подойдет транспорт. Ночью этот сарай был плотно закрыт, обложен сеном и подожжен. Того, кто пытался вырваться из огня расстреливали из автоматов и пулеметов. Около 300 человек было расстреляно и утоплено в высокогорном озере Галанчожское. В районной больнице Урус-Мартана было умерщвлено уколами и закопано в яму более сорока человек. Таких мест свидетельствующих о злодействах русских в тот период можно насчитать сотнями. Люди выселялись, уничтожались по этническому и религиозному признаку. Но даже в таких жестких условиях, некоторым чеченцам удалось вырваться на волю и остаться на родине. И эти люди продолжали вооруженную борьбу в годы, когда остальной народ был выслан. В Чечению, в дома выселенных чеченцев, заселялись люди из российских регионов, а некоторые районы были переданы соседним республикам Грузии, Дагестану, Осетин. В городе Грозном был сооружен памятник варварскому генералу и палачу чеченского народа Ермолову, на постаменты которого были высечены его чечено-ненавистнические слова, о своей жажде уничтожить чеченцев до последнего человека, которые мы приводили выше.
Что находится в Грузии? Южная Осетия, Турция 252 км, Абхазия. В зависимости от разных точек зрения на прохождение границы Европа-Азия Грузия может как целиком располагаться в Азии, так и иметь небольшие части территории ок. Стоит почитать.
Нохчалла - чеченский характер, чеченские традиции
Что такое нохчи? | не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа. |
О происхождении названий и самоназваний Чеченцев и Ингушей | Таким образом, понятие «нохчи» имеет большое значение для чеченского народа в культурном, идентичностном и социальном плане. |
Что такое Нохчи и что оно означает? | Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира. |
Что значит слово Нохча?
Глава 3. Роль нахов (нохчи) в этногенезе и политогенезе Кавказской Албании, Хазарии и Древней Руси | Не надо доказывать, что нохчи, надо быть мусульманином, тогда и этот, и прочие вопросы разрешатся сами собой. |
Чеченцы называют себя нохчи, а другие - чехи | Нохчи изначально не было общечеченским названием, это было название чеченского племени которое спустилось из Ичкерии на равнину. |
Чем отличаются нохчий от дагестанцев?
Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника». Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И. Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю. Каин и все его потомки не могли заниматься земледелием, пока не появился Ной. После всемирного потопа проклятие было снято, и Ной снова придумал плуг для обрабатывания земли.
В честь Пророка и был назван «плуг» — «нох». Верите ли вы в это или нет, я не могу знать, но есть и такое мнение. Я же говорил выше, что не буду давать вам здесь одного точного перевода. Кстати, сами чеченцы верят в то, что Ной — это и есть легендарный прародитель чеченского народа Турпал Нахчуо. Его история практически один в один совпадает с историей Пророка Ноя. Ну, и второй интересный, основанный на общевайнахском языке. Повторюсь, в статье «Можно ли говорить о том, что чеченцы и ингуши являются одним народом?
Так вот, на этом же языке слово «чуо» то есть «чи» означает «место», «территория». Согласно данному толкованию, мы получим, что нохчи — это «территория народа». Кому и чему верить, решайте сами. Пусть простят меня чеченцы, но мне больше нравится значение слова «нохчи» — пахари. Этот народ на протяжении всей своей истории реально «пашет» и время от времени отвлекается для защиты своей чести и свободы. На этом я заканчиваю.
Вы находитесь: Главная :: Чеченские тейпы Чеченские тейпы Чеченские тейпы Все чеченские тайпы входили в более крупные социально-экономическое и военно-политическое формирования, которое называлось тукхумом. Вместе они составляют чеченский народ. Г1алг1ай ингуши тоже относились к таким тукхумам, но позже отпочковались, как отдельный народ.
Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы — например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга. Как родилось слово «чеченец»? Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинц ы.
По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена. Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года. Между тем, ряд исследователей, в частности, А.
Войны с Российской империей и Советским Союзом оказали серьезное влияние на жизнь народа. Нохчи продолжают бороться за свои права и самоопределение. Период под властью империй В течение своей истории народ нохчи был под властью различных империй. Одной из наиболее значимых была империя Руси, которая оказала существенное влияние на формирование культуры и традиций этого народа. В это время нохчи активно взаимодействовали с русскими, усваивали новые знания и опыт, принимали и предавали свои традиции. Особую роль в истории нохчей сыграла также Османская империя.
Под ее влиянием формировались многие аспекты культуры, языка и верований народа. Османская исламская традиция требовала нохчеев следовать строгим правилам и нормам поведения, а также активно пропагандировала турецкую культуру и язык. Эта эпоха оказала сильное влияние на народ, однако в то же время сохранение и своя традиционная культура и язык нохчи также были очень важны. Период под властью империй стал периодом значительных изменений для народа нохчи. Важно отметить, что нохчи не только подпадали под влияние империй, но и активно противостояли им. Это были эпохи потерь, борьбы и выживания, но именно они помогли народу нохчи сохранить свою культуру, традиции и язык на протяжении веков.
Новейшая история: советский и постсоветский периоды В советский период и в период после распада СССР нохчи столкнулись с множеством вызовов и изменений. Во время Советского Союза они сталкивались с политическим преследованием и репрессиями. В 1944 году советские власти провели депортацию народа чеченцев и ингушей в Среднюю Азию и Казахстан, обвинив их в предательстве во время Великой Отечественной войны. Это стало одним из самых трагических событий в истории народа, и его последствия ощущаются до сих пор. После распада СССР в 1991 году, Чечня объявила независимость от России, что привело к вооруженному конфликту между чеченскими сепаратистами и российскими вооруженными силами. Десятилетняя война привела к разрушению инфраструктуры республики и гибели тысяч людей.
В 2000 году Россия возобновила военную операцию в Чечне и установила контроль над республикой. Впоследствии начался период постсоветской реконструкции и восстановления республики. Однако, даже после завершения военных действий, Чечня продолжала страдать от насилия, коррупции и нарушений прав человека.
Нохча: что это значит
Когда кто-то услышит слово «нохчи», многие, возможно, останутся в недоумении, что же это такое. Значение слова «нохчи» на чеченском языке символизирует идею «чеченца» или «чеченского народа». Портал предоставляет авторам возможность свободной публикации и обсуждения произведений современной поэзии. Казалось бы, Чечня и Дагестан — это два соседних субъекта Российской Федерации, а люди, проживающие там, чуть ли не братья. Они исповедуют одну религию.
Нохчалла - чеченский характер, чеченские традиции
НОХЧАЛЛА- свод правил, обычаев и обрядов чеченца.... — Зура Итсмиолорд — NewsLand | Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира. |
Что такое Нохчи и что оно означает? | В своих сочинениях некоторые из них выразили мысль, что «нохчи» означает Ноев народ или Народ Ноя, да приветствует его Бог Единый. |
Чеченцы называют себя - нохчи. Что значит слово - нохча?. | Термин «нохчи» входит в активную лексику чеченского языка и имеет множество значений и исторических корней. |
Нохчи - это «народ Ноя». Чеченский язык
В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе пишется и звучит как нохчий чеч. Что такое Нохчи ву? Переведите с чеченского языка. Хьо нохчо ву?
Перевод: Приветствую!
История чеченского народа народа нохчи. Перечень древних первичных тайпов.
В 19 веке на берегах реки Аксай находилось село Айткала, жители которого были переселены в Малую Чечню. Входит в тухум Нохчмахкахой. Аккой - один из тайпов, согласно традиционному делению входит в тухум овхой ауховцы.
Духовным центром и родовым селом тайпа является с. В переписи Юрт-Ауха 1895 года представитель тайпа Албуриев Тагир записан как старшина села. Аккий - Не входит в тухумы.
Духовным центром, родовым селом тайпа является Акка в Ачхой-Мартановском районе Чечни у её границы с Ингушетией. Алерой - По преданию имя этого тайпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха. Согласно преданию родоначальником тайпа является нашхоевец по имени Алл.
Он основал родовое село тайпа «аллерой». В те времена жители чеченских селений только оправлялись от нашествия хромого Тимура. Входит в тукхум Нохчмахкахой Арганой — чеченский тайп.
По летописям «Нахчуван юьртара нохчийн дай схьабовларх лаьцна тептар» Арсанука-муллы из Центароя и кадия Ичкерии Ш. Селению Арганой около 900 лет. История Арганой связана со страной Шам Сирия.
Предание гласит, что Арабский Халифат переселял в завоеванные страны свои семьи Саиды - родственники и приближенные пророка и его сахабов. Одна из таких групп во главе с Аргуном из местечка Халеб заняла землю нынешних аргванинцев. То есть Аргвани основан в 1116 году.
Багачарой - тайп, входящее в тукхум Чеберлой. Этот тейп относился к аккинцам, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинцев. Басхой Басохой - один из древнейших, военно-аристократических тейпов.
Входит в тукхум Чеберлой. Босахой относятся к известным «исконным» древним воинственным и влиятельным тейпам на Чеченской земле. Белгатой - один из крупнейших тейпов, который входит в тухум Ночмахкалой.
Легенда о происхождении белгатой гласит, что белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия "бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть. Беной - один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам.
Входит в тухум Ночмахкалой. Бунихой Бунахой - чеченский тейп, представители которого являются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тухум Чеберлой. Бунихой относится к «исконным тейпам», обладающим своей горой.
Варандой — чеченский тайп, входящий в тукхум Шуотой. Варандойцы входят в число коренных чеченских тайпов. В 1658 г.
Ваштарой Ваштарой, Вашандарой, Вашиндарой — чеченский тайп, относящийся к тукхуму Шатой. Дуба-ЮртДачу-Борзой основан 400 лет назад вашандаройцами, где и ныне основное население составляет представители данного тайпа. Галай - один из тайпов, входящий в Орстхойское общество тухум.
Своим духовным центром галайцы считали селение Галанчщж. Гендаргеной - считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека.
В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов "Совет страны".
На самом деле, правильная исторически сложившая форма — «нахчуо» или «нохчуо» , а не «нохчо». Многие исследователи этого вопроса пришли к выводу, что окончание «уо» было заменено на «о» в силу того, что во многих языках нет звука «уо». Древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, этот термин от вайнахского слова «нах» - народ, люди!
Семантика слова состоит из двух составляющих — «нох» и «чи». На чеченском языке имя пророка Ноя звучит как «Нох», поэтому данный момент ни у кого не вызывает сомнений. Но, в отношении частицы «чи» в последние годы появились самые различные толкования. Самое интересное, что раньше практически никто не придавал особого значения смысловой нагрузке частицы «чи». Но, самые авторитетные исследователи утверждают, что частица «чи» переводится как «народ» или «люди». Ниже попытаюсь доказать вам это. Правда ли, что «нохчи» в переводе значит — «Народ Ноя»? В чеченском языке есть много слов с частицей «чи». Например, «элстанчуо» либо «элстанча» , «элча», что в переводе значит слово «Пророк», хотя если смотреть семантику слова, то получим: «эла» — Бог и «ча» — человек, то есть — Божественный человек. Я надеюсь, что вы уже поняли, что «ча» — это единственное значение частицы «чи». Точно также образуются еще сотни чеченских слов. Еще один наглядный пример — слово «иллаН-ча», что значит «певец». Но, если рассмотрим подробнее, то получим «илла» — песня, «ча» — человек. Таким образом, соединив эти две составляющие, образуем слово «илланча» — человек-песня. Но, не стоит обольщаться, так как есть еще два очень интересных предположения. Ведь, есть в чеченском языке и другой перевод слова «нох» — это плуг. И сторонники этого мнения утверждают, что чеченцы под словом «нохчо» подразумевают «плужника». Вот вам какой поворот событий. Известный этнограф Саидов И. Но, порывшись в литературе, я пришел к очень интересному выводу. Если вы помните, в Библии кстати, в Исламе тоже это упоминается написано, что после того, как произошло первое убийство человека, когда Каин омертвил своего родного брата Авеля, Бог в наказание ему проклял всю землю.
Чем отличаются нохчий от дагестанцев?
"нохчи" значит скорее всего, на самом деле Ноя звали Нох. Самоназвание чеченцев с древнейших времён по сию пору является Нохчи-Нахчи, буквальный перевод означает Ноев-народ. Чеченцы убеждены, что их название «нохчи» буквально переводится как «народ Ноя».
Что такое нохчи на чеченском
По всей вероятности, термин используют уже в 13 веке, если можно соотносить нахчаматьян и нохчей. это более позднее современное искаженное произношение более древнего слова -нахча, или нахчой, именно в таком произношении его фиксируют иссле. Что такое Нохча и как он связан с Чеченским наследием. Нохча является неотъемлемой частью Чеченского наследия и играет важную роль в сохранении и передаче культурных традиций и идентичности чеченцев. Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии.