Они демонстрируют прочтение художниками по сценическому костюму образов персонажей произведений Александра Островского «Бесприданница» и «Без вины виноватые». королева и ударница театрального костюма. По количеству спектаклей, одетых ею за сезон, вряд ли кто может сравнится с Викторией. О том, как создавались образы, редакции Marie Claire рассказала художник по костюмам Гульнара Шахмилова. В Магнитогорск из Америки прилетела художник по костюмам Анна Юртаева. Художник Елена Сазонова и созданные ею костюмы для фильма «Князь».
Надежда Ламанова
- Надежда Ламанова
- О программе
- Светлана Тегин выступила художником по костюмам оперы «Царская невеста» | BURO.
- Радмила Мигулина. О работе художника по костюмам и персонажах фильмов
- Художник Надежда Васильева — о создании сказочных костюмов к фильму «Конёк-Горбунок»
- Необычную коллекцию собрал художник по костюмам из Барнаула. |
«Драматург + театральный художник»: в театре им. Г. Камала развернулся выставочный проект
«Костюм - тоже декорация»: В Театре Камала открылась выставка художников-сценографов – Новости | Сегодня, работая заведующим костюмерной, а также художником по костюму Государственного ансамбля песни и танца Алтая, он активно сотрудничает с Барнаульским детским академическим хором. |
Светлана Тегин выступила художником по костюмам оперы «Царская невеста» | На 57-м году скоропостижно скончалась актриса, продюсер, художник по костюмам Шона Трпчич, сообщает Lucasfilm. |
Главный художник псковского драмтеатра рассказал о работе над костюмами для «Морфия»
В мое время было сложно получить хорошее образование как художник по театральным костюмам или как театральный технолог. Выставка «Театральное закулисье» представляет около 70 работ екатеринбургского художника-сценографа и художника по костюмам Нины Рогозиной – эскизы декораций и костюмов, а также сами костюмы и головные уборы. Художник по костюмам «Эйфории» Хайди Бивенс совместно со студией A24 разработала книгу, в которой рассказывается о процессе создания гардероба шоу. Почему художник по костюмам иногда просит актера надевать костюм и вне съемочной площадки? Кстати, нередко художники по костюмам, работавшие в киноиндустрии, уходят в театр, потому что там больше возможностей развернуться как художнику, проявить свою фантазию.
Художник по костюмам Наталья Дзюбенко. Интервью журналу "Театрал"
Вдова Балабанова — о создании сказочных костюмов к фильму «Конёк-Горбунок» | Санкт-Петербургский художник по костюмам подала в суд иск на калининградскую кинокомпанию «Королевская гора», созданную ныне ушедшей из жизни российской актрисой Александрой Яковлевой. |
Нарисовать мечту цель будущего художника по костюмам | О том, как создавались образы, редакции Marie Claire рассказала художник по костюмам Гульнара Шахмилова. |
Другие выставки и мероприятия этого музея | THR решил разобраться, кто такие художники по костюмам, как их фантазии помогают артистам вжиться в образы, а также в чем секреты кинокутюрье. |
«Попробуй рубашку надеть»: Интервью с художником по костюмам Надеждой Васильевой | Выпуск № 22. Что делает Художник по костюмам?Рассказывает Художник по костюмам Татьяна Кондрычина .Присылайте рассказ о своей люби. |
Лауреат «Золотой маски» Ксения Сорокина передаст свою премию художнице Саше Скочиленко
Но никто на самом деле не знает, какой именно рисунок запретили и почему. Об этом лучше спросить у тренеров и девочек. Это же настолько очевидно, что «Калинка», к которой в качестве иллюстрации был выбран медведь с балалайкой — это русская народная музыка. Русский — это национальность, а не принадлежность к стране. С таким же успехом у девушек могла быть татарская, украинская, еврейская музыка — в России множество живущих рядом наций и народностей. И русские народные традиции — это только часть многонациональной культуры огромной страны. И не только России: во всем мире живут русские люди, имеют гражданство других стран, но при этом хранят традиции своих предков. Русская народная музыка и русское народное декоративно-прикладное искусство никак не связано с Россией — государством, которое попало под допинговые санкции.
Потребовалось время, чтобы понять истинные причины запроса — продвижение по службе.
Оказалось, что она проработала в банке много лет, много училась, в том числе на курсах повышения квалификации, но повышения не получила. Традиционно имиджмейкер начинает думать, как ее преобразить: если блондинка, давайте сделаем ее рыженькой или наоборот. Мне же интересно, кто принимает решение о ее продвижении. Я должен создать такой имидж, чтобы человек, от которого зависит ее карьера, принял правильное решение. Выясняется, что у нее два начальника и оба мужчины. Казалось бы, идеальный вариант — вырез глубже, разрез повыше. Иду к ней на работу, чтобы со стороны понаблюдать, как ее видят окружающие. В процессе узнаю, что над всеми начальниками стоит ещё один человек.
И это женщина. Что это значит? Правильно, срочно убираем разрезы и вырезы. Итог — результата добились. Но бывают случаи, когда вмешательство стилиста не сделает человека счастливым, и это нужно понимать. Ко мне обратилась женщина, которая ещё в молодости познакомилась с человеком, у которого была другая семья. И вот когда у нее появилась вполне осязаемая надежда на то, что они будут вместе спустя восемнадцать лет, выясняется, что у него появилась новая избранница. Женщина пришла ко мне в надежде преобразиться так, чтобы он сделал выбор в ее пользу.
Но тут никакой имиджмейкер не поможет. Потому что изначально у меня к этому мужчине возникла стойкая неприязнь и четкое понимание, что от него надо бежать куда подальше. Тогда я посоветовал ей поехать в Стокгольм. Она обиделась и ушла. А через три года мы снова встретились, и она сказала мне «спасибо». Дело в том, что в процессе беседы я узнал о ее давней мечте. Причем она возникла ещё тогда, когда этого мужчины не было рядом. И я отправил ее туда, где она хотела побывать в юности, чтобы она обрела себя.
Она съездила, все поняла и стала жить самостоятельной жизнью. Как возник этот союз?
Мы посвящаем выставку редчайшей профессии — художникам-сценографам, — отметил директор татарсткого государственного академического театра имени Галиаскара Камала Ильфир Якупов. В свою очередь Якупов предложил организовывать подобные выставки в онлайн формате. Это позволит людям, интересующимся и занимающимся сценическим костюмом получать информацию проще. Ведь сегодня обучение по этому направлению можно пройти только в Москве и Санкт-Петербурге.
Струящиеся силуэты, шлейфы, покрытые головы и многослойность отсылают к иконописи. Декор — к византийской роскоши», — рассказывает дизайнер. Светлана соединила современный крой с этническими деталями и элементами. Так у современных по силуэту пальто появились длинные рукава с разрезами или прорезями, как у старинных кафтанов, воротники-стойки и меховая отделка.
Необычную коллекцию собрал художник по костюмам из Барнаула.
Если костюм в спектакле модный и даже остромодный - это, практически, приговор. Значит спектакль проживет недолго. Мода ведь скоротечна!!! Поэтому сознательно надо быть от нее подальше. Если хочешь, чтобы спектакль жил долго. Причём, всех оттенков и фактур. Пакеты можно жечь раскалённым утюгом, запекать в духовке, дуть на них из авиационного фена. Чтобы получить супер театральную фактуру в стиле пост апокалипсиса … А вообще, в работу идёт все - утеплители и технические ткани, войлок и технический фетр, флажные сетки и пяточные очесы это нитки, которые вплетают с пятки детских колготок, для прочности Из какого «сора» растёт театральный костюм - лучше даже не озвучивать.
Меч самурая» реж. Тереза Дурова. Она имеет отношение к твоей профессиональной деятельности? Или это просто коллекция, которую можно выставлять? Нижнее белье - тайная женская мистерия, которая разворачивается под одеждой. И мужская мистерия тоже. Как, скажите, сыграть королеву в растянутом лифчике и в колготках со стрелкой?
Правильно - никак! А корсет и настоящие чулки с подвязками еще и «подыграют» актрисе, помогут ей почувствовать себя настоящей королевой. Поэтому под каждым моим костюмом будет оригинальное белье. И пусть меня не очень любят директора! Ведь твои костюмы только добавляют успеха спектаклю. Спектакль «Волки и овцы» реж.
И если бы не выплескивал на бумагу, мог бы разорваться под напором сидящих в нем образов.
Техникум он окончил с отличием и продолжил учебу в Московском институте легкой промышленности. И только там решил стать модельером… Первой его коллекцией еще в 60-е стали экспериментальные модели, сделанные на фабрике рабочей одежды, куда он попал по распределению. Те самые цветные фуфайки, стеганые сапоги и невероятные шапки для работников ферм и заводов, о которых потом много спорили. На Западе эта революция в рабочей одежде произвела бы фурор. Но в Союзе за три года ни одна модель, придуманная Зайцевым, не пошла в массовое производство. И он загрустил, это была настоящая драма художника. Он ушел во Всесоюзный Дом моделей на Кузнецком мосту, надеясь, что там его творческие поиски найдут понимание и применение.
За тринадцать лет он предложил сотни моделей одежды: от пальто до белья, от костюмов для повседневной жизни до вечерних нарядов. Именно в то время к нему пришла шумная слава. Его модели стали сенсацией на международных выставках. В западной прессе назвали «Красным Диором», ох уж эта любовь к ярлыкам. Вячеслав Зайцев - руководитель Московского Дома моды.
Ссылки на профили на профессиональных кино-сайтах:.
И мне сказали: «Вот тебе 18 копеек, вот тебе наш подбор» — в каждом театре есть склад, где хранятся старые костюмы старых спектаклей. И эти склады в каждом театре разные, в зависимости от того, сколько лет театру, там был шикарный подбор, потому что там хранились костюмы с 40-50х годов. Что-то, конечно, тряпьё совершенно невозможное, а что-то довольно симпатичное, с чем можно работать.
И я подумала: «Ладно, значит, будем делать эклектику из того, что есть». И тут один из родителей сказал, что имеет отношение к военным, что он может предоставить много военной одежды. Сначала я опешила от такого вызова, а потом подумала, почему бы и нет, надо мешать всё, что есть. И так совершенно спокойно родилась униформа для ребят: военные штаны, военные ботинки. А дальше по стилистике стало понятно, что на эту тему можно намешивать всё, что угодно. Появился такой камуфляжный Питер Пэн в лесной курточке, и дальше всё очень легко развивалось, мысль уже было не остановить. Самый дорогой историей в этой теме были игрушки. Вы купили кучу ярких мягких игрушек. Была у нас такая фея в милитари стайл, их, на самом деле, было три актрисы, потому что это же фея, она должна исчезать и появляться в разных местах, и вот, она то в одну кулису уедет, из другой тут же выедет. Она на роликах?
У неё другая пластика поведения на сцене, она же летает, как это ещё можно сделать, если нет декораций, ничего нет, всё-всё за 3 копейки, поэтому мы так решили. Ролики, кстати, одна из дорогих вещей в этом спектакле. И мои самые большие любимцы — это пираты, которые были собраны реально из всего. Передо мной висели вешала с одеждой старой, были 16-20 коробок с разными дурацкими дешёвыми кружевами копеечными, которые закупают оптом, и всякой атласной китайской фигнёй. Была задача всё это использовать, и я всё это прямо радостно надела на пиратов. Стояли пацаны, и мы: «Тебе это нравится? Чего-то не хватает? Вот, пожалуйста, подтяжки пришьём. Так мы развлекались. Это был спектакль-удовольствие.
Давай дальше. Она нам с художником-сценографом Александром Алексеевым дал полный карт-бланш, что касается идеи для костюмов и для персонажей. И мы, конечно, немножко подзадумались, потому что это может быть всё, что угодно, она может быть и зелёной, и красной, и в полосочку, и в крапинку, и в стиле пин-ап, и в стиле Гэтсби, и в стиле арт-деко. Нужна какая-то легенда, бэкграунд для героев. Мы с Алексеевым принимали активное участие в создании персонажей, и подчёркивался бэкграунд героев костюмами. В то время я увлекалась древнерусской летописью, которая оформлялась византийской вязью. Она меня сильно привлекала, поэтому я решила, что возьму это в качестве элемента. Мне опять же надо было использовать подбор, опять задача сильно сэкономить, а костюмы хотелось большие, яркие, декоративно насыщенные и много, а тут у нас бояре да цари, всё из атласа, понятное дело, его надо простегать каким-то красивым декором. И в качестве красивого декора была использована эта византийская вязь. Недолго думая, мы её же взяли для оформления программки.
Нам ещё нужна была жёсткая форма, а то же наличие простёжки ужесточает форму, простёганное блестящим, дешёвым шнуром выглядит дорого-богато, как настоящие царские кафтаны. Это был декоративный плоский приём, по которому создавали декор на наплечьях, на крагах и на золотых наваленках у царя. А дальше я взяла и применила этот же приём к форме, например, Царевна-Лягушка, когда она лягушка, тоже заплетена этой вязью. Скажем так, шкурка лягушки лежит тяжёлым грузом на её плечах, на её горбу, оплетая её византийской вязью вокруг всего тела. Вот такой концепт. Дальше у нас были два персонажа, которые должны были находиться контрапунктом всем остальным персонажам — это антагонисты Кощик и Баба Яга, они брат с сестрой. Кощик — это Кощей Бессмертный? Они, естественно, должны были быть какие-то очень другие, но из этой же истории. Мы решили, что здесь надо начать создавать этот костюм с создания бэкграунда для персонажа. Решили посидеть, пофантазировать.
И дофантазировались до того, что Кощей Бессмертный, он же бессмертный, значит живёт с каких-то древних времён и вполне может быть древнее динозавров, значит и сам он был какой-то рептилоидный, но в процессе эволюции за много-много веков он эволюционировал и адаптировался к человеческим формам, но атавизмы остались. И вот, у него атавизмы в виде удлиненной головы, хвостика и лапок ящерицы. Оставила я исключительно то, что несложно было сделать в процессе изготовления. У него латы в виде головы динозавра. У меня там есть приём, что все латы мягкие, потому что, во-первых, они там прыгали, бегали, кувыркались, у них там спорт и цирк, если бы это было жёстко, им бы мешало, и потом, это как основной приём — дутенькое и мягонькое. Это придавало комичности, снимало лишний пафос. Вот такой вот у нас Кощик с древних времён. Поскольку Баба Яга — его сестра, то она тоже из тех времён, с ней всё было просто, поскольку она Баба Яга костяная нога, вот она. И была костяной курьей ногой, поэтому она всю дорогу ходила на костылях с одной ногой. А кто играл Бабу Ягу?
Он был в восторге от неё, как ты понимаешь.
Художник по костюмам раскрыла некоторые тайны своего ремесла
Об этом лучше спросить у тренеров и девочек. Это же настолько очевидно, что «Калинка», к которой в качестве иллюстрации был выбран медведь с балалайкой — это русская народная музыка. Русский — это национальность, а не принадлежность к стране. С таким же успехом у девушек могла быть татарская, украинская, еврейская музыка — в России множество живущих рядом наций и народностей. И русские народные традиции — это только часть многонациональной культуры огромной страны. И не только России: во всем мире живут русские люди, имеют гражданство других стран, но при этом хранят традиции своих предков.
Русская народная музыка и русское народное декоративно-прикладное искусство никак не связано с Россией — государством, которое попало под допинговые санкции. Запрет на русскость — дискриминация по национальному признаку.
Съемки не начинались, пока не завершался подготовительный период, пока не было сшито одеяние на всех, начиная от главных героев и заканчивая массовкой. А ведь в понятие костюма входит не только пиджак, брюки или платье. Но и целый комплект. Головной убор, перчатки, туфли, даже серьги и так далее и так далее", - привели в пресс-службе слова Снежкиной, опубликованные в одном из интервью.
Продюсеры некоторых проектов пытаются сэкономить и ограничиваются только художником по костюмам. Но я терпеть не могу работать в таких условиях — это очень тяжело.
Кстати, за время своей карьеры я успела побыть и костюмером, и ассистентом художника по костюмам. И поняла, что мне сложно делать простую работу. Мне хочется все решать, брать на себя ответственность. Я остановилась на карьере модельера и даже успела поработать с одним дизайнером, пока не поняла, что мне не очень интересна мода и мне не нравится заниматься бизнесом. А вот художнику по костюмам нужно не столько разбираться в моде это требуется в редких случаях, когда, к примеру, нужно создать персонажа, который будет иконой стиля , сколько в истории, антропологии, психологии. Ведь в костюме нужно рассказать всю историю человека. Это очень интересная работа. Впрочем, я получила средне-специальное художественное образование, и, тем не менее, меня взяли работать в кино.
Кроме того, этому человеку стоит сосредоточиться на истории искусств и вообще на истории, ведь костюм отображает жизнь эпохи. Полезно задумываться, почему люди так жили и так одевались. Почему носили эти ткани, как они их совмещали, сколько слоев одежды надевали, что каждый слой означал. Нужно хорошо знать анатомию, чтобы понимать, как можно скорректировать или специально изуродовать человека. Например, однажды я работала с очень красивой актрисой, а мне нужно было сделать ее некрасивой. Художник по костюмам должен быть морально сильным.
Редакцию оригинальной постановки Александра Горского создаст Юрий Бурлака, с которым Ногинова уже работала над «Дон Кихотом» в 2019 году. Прежде всего, в хореографическую режиссуру будут внесены несколько изменений и включены некоторые дополнения. Появятся новые персонажи из балета 1900 года, который мы стараемся аккуратно реконструировать на сцене Самары», — заявила Ногинова.
В Москве проводят мастер-класс по украшению национального башкирского костюма
В церемонии открытия примут участие видные деятели искусств, актёры и служители театров, директора ведущих музеев, представители ТАСС, сотрудники библиотек, модельеры, реконструкторы, экскурсоводы, студенты школы-студии МХАТ, участники краудфандинга по сбору средств на мемориальную доску. После торжественного открытия состоится круглый стол по итогам окончания проекта «Мемориальная доска Надежде Петровне Ламановой». Мероприятие пройдёт в Доме-музее М. Ермоловой по адресу: г. Москва, Тверской бульвар, д.
Из него я и вытягиваю детали». Подача эскиза Стиль эскиза тоже зависит от выделенного времени, требований художественной группы или продюсеров , а также мастерства и предпочтений самого художника. Некоторые из них уже в подаче эскизов стараются отразить характер картины. Например, художник по костюмам, трижды «оскароносец» Энтони Пауэлл подбирает изобразительную технику соответственно жанру проекта: «рисунок легким и нежным карандашом или углем с заливкой прозрачной акварелью для комедии; рисунок плотной гуашью на темной бумаге для драмы» и так далее. A Century of Costume illustration» Иногда иллюстратор или художник на эскизах пытается передать сходство с актрисой актером. Сегодня это часто делают с помощью Photoshop. Безусловно, этот способ льстит актерам и позволяет режиссеру быстрее визуализировать персонажа. Например, художник по костюмам Кэтрин Мартин говорит, что режиссер Баз Лурман отказывается даже смотреть на эскизы, если на них не изображен тот человек, который будет носить костюм в фильме. Поэтому она всегда просит своего иллюстратора вставить лицо утвержденного актера в скетч. Но желательно, чтобы эскиз оставался читаемым, потому что это не просто красивая картинка для демонстрации режиссеру и актрисе актеру : по нему будут изготавливать костюм, подбирать его на костюмерных складах или покупать в магазине.
В наше время художники редко делают красивые эскизы, про которые можно сказать «в рамочку и на стенку». Темп работы не дает возможности засесть за мольберт, вооружившись красками и кисточками. На Западе для этого привлекают иллюстраторов. Разница между художником по костюмам и иллюстратором Сегодня в сети можно увидеть красивые эскизы костюмов к старым и новым голливудским кинофильмам. У многих художников по костюмам по этому поводу развивается комплекс: «Я так красиво рисовать не умею». Эту фразу можно услышать даже от очень талантливых, успешных и уважаемых художников по костюмам. Мы часто путаем две профессии: художника по костюмам и иллюстратора скетчиста. Красивые картинки с узнаваемыми актерскими лицами нарисованные или сделанные с помощью Photoshop и в точных костюмах — это работа именно иллюстраторов, которая делается уже на постпродакшне для рекламы и пресс-релизов. В их задачу входит только красиво проиллюстрировать костюм. Роль художника по костюмам более сложная и многослойная, и включает в себя решение множества творческих и организационных задач.
Вячеслав Зайцев готовится отметить 85-летие. Его доставили в больницу с внутренним кровотечением в желудке, он умер в реанимации. Первый российский кутюрье Вячеслав Зайцев последние годы находится на грани банкротства. Он тяжело болел, практически не появлялся в своем Доме моды. В детстве Слава Зайцев мечтал стать или военным летчиком, что понятно: его детство пришлось на войну, или… артистом оперетты. У них в Иваново где родился будущий модельер особой популярностью пользовался музыкальный театр, артисты были в большом почете. Родители Славы участвовали в художественной самодеятельности, отец работал массовиком-затейником в городском парке.
Неудивительно, что, поступив в первый класс, Слава стал петь в школьном хоре, где был самым голосистым учеником. Свою первую в жизни премию, которая невероятным образом оказалась связана с будущей профессией, - отрез сукна на школьную форму — он получил, участвуя в городском конкурсе художественной самодеятельности. Его детство в прямом смысле прошло с песней. И что особенно удивительно: никогда не тянуло рисовать. Вячеслав Зайцев в 1972 году. Вместе они подали документы на факультет прикладного искусства.
Таких костюмов, как у нас, ни у кого нет, потому что мы никогда не копируем то, что было, а всегда придумываем что-то своё. Но всё в рамках описываемого времени, чтобы визуально это соответствовало эпохе и стилю. Одна из основных задач — создать убедительную театральную иллюзию. В театре есть ещё одна специфика. Помимо визуальной составляющей и удобства, костюмы должны быть прочными и эксплуатируемыми, чтобы прослужили дольше. Таких требований не было к историческому костюму. Раньше он собирался на булавках. Женский костюм только в XIX веке стал более-менее закреплён, а до этого всё накалывалось на булавки, причём каждый раз по-разному. Корсет и нижние юбки были основой. Всё остальное — кусок ткани, который драпировался на булавочках. Он был сшит, но в принципе его можно было по швам распустить и собрать по-другому. Это был своеобразный конструктор. Такой костюм не предназначался для длительного использования, и потом, мода менялась быстро. Но для театра это неприемлемо. Костюм должен быть удобным в использовании и обеспечить быстрое переодевание. К тому же он должен нравиться актёру. Во времена императорских театров в пошивочных мастерских висело объявление: «Если актёра не устраивает костюм, который ему предоставляет театр, он может сшить себе новый костюм за свой счёт». Это своеобразный приказ, руководство к действию внутри театрального производства. В идеале художник по костюмам хорошо знает актёров и учитывает все нюансы при создании эскизов. После того как готовы эскизы, художник согласовывает их, подбирает материалы, отслеживает процесс пошива. По мере изготовления костюмов вносятся корректировки. Но мы всегда идём от актёра. Артист видит свой персонаж, видит фактуру, знает его цвет. Он рассказывает свои ощущения, и не учитывать это нельзя.
В Самаре состоится лекция Дины Хорьковой о роли художников по костюмам в кино
Как сообщает , Над костюмами «Конька-Горбунка» Надежда Васильева работала совместно с художником по костюмам Ольгой Михайловой. Потому что мы делали ее по референсам художников по костюмам, по картинам, где Микеланджело изображен современниками. В Российском центре музейной педагогики и детского творчества на базе Русского музея Главный мастер-класс провела Главный эксперт компетенции "Юный художник по костюму" Димитриева Мария Николевна. «Фауст», «Мёртвые души» и «Тётки» – спектакли Молодёжного театра Алтая, костюмы к которым создала героиня нового выпуска «Мастерской» Наталья Сыздыкова. Как заслуженный художник Хабаровского края стала главным художником МТА? — Вы работали в паре с художником по костюмам Ольгой Михайловой, с которой сотрудничаете уже около 17 лет. Королева Дании Маргрете II, отметившая в 2022 году 50-летие своего пребывания на троне, выступила в качестве художника по костюмам и художника-постановщика фильма Netflix «Эренгард: Искусство соблазнения».
Художник по костюмам Ногинова рассказала о работе над спектаклем «Дон Кихот» в Самаре
Поэтому чаще всего художник по костюмам выбирает более удобную для него форму выражения колористического решения фильма. На стенде Башкортостана в рамках Недели народного творчества на ВДНХ в Москве проводится увлекательный мастер-класс по созданию элемента украшения национального костюма башкир – кумбаз. Разумеется, колоссальная нагрузка легла на художников по костюмам, которым пришлось создать тысячи единиц одежды. Вообще художники, и особенно — прекрасные художники и художницы, авторы и авторки замечательных произведений», — сказала сама Сорокина.
«Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ»: художник по костюмам Ника Велегжанинова – о работе над новым спектаклем
Лебедева 2001. Создала костюмы к единственной опере на льду «Бесконечность» А. Соловьёвой, М. Крылова 2005 ; к драматическим спектаклям: «Иванов» А. Шекспира Театр имени В. Комиссаржевской, СПб , «Самоубийца» Н.
Чайковского театр «Геликон опера», Москва, 2015 , «Сон в зимнюю ночь» А. Покидченко, там же, 2018 и другие.
Как строится работа с создателями кино? У него есть какие-то эскизы, референсы, то есть примеры других работ, фотографии или еще что-то. Кинематографистам важно, как это будет смотреться в кадре, цветовые схемы, пропорции, композиции. Один костюм будет сниматься только средним планом, другой будет и так, и так, а для костюма главного героя важны все мельчайшие детали. То есть нюансов много.
Все это нам приносят и озвучивают. И самое главное требование — все это нужно еще вчера. Нужно не просто выполнить заказ, а сделать очень хорошо и при этом выручить заказчика. Мы научились с этим работать. Дальше начинается подбор материала, подбор цвета, создание первого макета — все это мы согласовываем с заказчиком. Если нужно, вносим какие-то правки, когда все в порядке, запускаем в производство. Когда мы одевали джунгар, мы придумали своеобразный конвейер: один человек нарубает чешуйки, другой вырезает основы, третий накладывает чешуйки на основы, четвертый закрепляет их, пятый обшивает.
Благодаря этому такой большой объем работы в несколько десятков костюмов мы сделали за два месяца. Притом что, если один человек будет работать в одиночку, на один доспех у него уйдет несколько дней. Где вы достаете материалы, из которых изготавливаете одежду, костюмы и доспехи? Кроме кожи, могут понадобиться другие материалы, например, подкладочные ткани. Когда мы создаем исторические костюмы, мы в основном используем натуральное сырье — лен, хлопок, коноплю, шерсть, всевозможные виды кож и замш. Работаем с металлом. То есть мы работаем со всеми материалами.
Единственное, мы стали отказываться от шелка, потому что шелк — это совсем другая специфика. Зачастую ни в кино, ни в театре натуральный шелк не требуется, там важны вид и эффект, но не происхождение материала. Натуральность там не важна. Покупная фурнитура может обойтись в десятки или сотни рублей. Но иногда нужны изделия, которых в природе нет. Бычья кожа, из которой мы делаем доспехи, очень толстая, туда нужна кованая суровая мужская пряжка. Такие мы изготавливаем сами в нашей мастерской.
Плюс есть материалы, которые обычно никто не видит, но они есть. Кожа поливается всяческими клеями и красками, которые в итоге придают ей необходимый вид. Химию, которая создает те или иные визуальные эффекты, приходится заказывать из-за границы. Расскажите из чего складывается экономика костюма? Кожа — это такой материал, который идет не метражом, его считают дециметрами. Когда тебе нужно немного кожи, например, на два изделия, ты покупаешь ее шкурами и можешь выбрать. Когда берешь много, там никакого отбора нет — тебе дают все подряд.
Стоимость кожи — десятки рублей за один квадратный дециметр. Соответственно, шкурка выходит примерно в тысячу рублей. Но на себестоимость костюма влияет не только это. Он может обойтись в 20 тыс. Например, столько у нас стоил костюм самурая, а это только себестоимость. Плюс работа, налоги, аренда, электричество и телефон. А есть еще и офисные работники, которых тоже надо содержать, потому что без них работа встанет.
Таким образом, стоимость костюма получается существенная. Что представляет собой ваше производство? У нас есть обувной цех, где мы делаем театральную, историческую обувь для кино и повседневную. Недавно нам заказали футбольные бутсы 1980-х годов — также для кино. Их производитель ушел из России, купить изделие той марки и того вида уже нереально, а кино снимать надо. Мы сломали голову, но воссоздали их технологию, и у нас все получилось. Кроме обувного цеха, есть еще швейный — в нем мы шьем изделия, в которых ткань и кожа совмещены.
Иногда приходится шить даже трикотаж. Когда обращаются театральные проекты с какими-то своими постановками, нужна не только историчность, но еще и удобство, красота, яркость и прочее. Следующий цех у нас кожевенный, он же доспешный. В нем — подцеха: кожевенный, фрезерный, покрасочная и кузня. Во фрезерном цехе мы работаем с деревом.
Побороть продюсера, выйти замуж за режиссёра и обхитрить актёра — Вы описали процесс работы только над двумя костюмами, а их в общей сложности около трёхсот. Сколько времени вам потребовалось на создание всех костюмов? У нас ушло 5 месяцев. Кстати о продюсерах. В одном из интервью вы сказали, что сегодня очень тяжело работать художнику в кино, потому что его «гнобит продюсер».
Объясните, что вы имели в виду. Ты хочешь оправдать эту надежду и делаешь эскизы. Режиссёр их утверждает, но цена этого костюма получается слишком высокой. Дальше ты уже идёшь бороться с продюсером, а он тебя гнобит. Фото: пресс-служба киноцентра «Ленфильм» — А как складываются отношения с другими участниками съёмочного процесса: режиссёром, актёрами? А с режиссёром… На каждой картине за него надо просто выйти замуж. На период работы над картиной ты действительно должна выйти за него замуж. В это понятие входит круглосуточная работа, ты не можешь выключить телефон, потому что он может позвонить тебе посередине ночи и попросить изменить что-то к утру, и ты должна выкрутиться и что-то придумать. Вот это я называю «выйти замуж за режиссёра». Секрет упавшей лямки во время танца Кшесинской — Вы работали в паре с художником по костюмам Ольгой Михайловой, с которой сотрудничаете уже около 17 лет.
У вас, насколько я понимаю, разные задачи: она отвечает за технологии, а вы — за эстетику. Платье Царь-девицы было полностью сделано по её задумке. Её мозги технологические. Я люблю больше достоверность и ткань, а она — новые технологии. Для неё все эти 3D-принтеры, пластики представляют особый интерес, она в это входит и придумывает вещи. Я думаю, что такое сочетание историзма с новыми веяниями способно создать что-то уникальное. Вы вместе с ней работали над костюмами в нашумевшей картине «Матильда» Алексея Учителя, и с вами приключалась очень интересная история во время создания платья для одной из балерин. Одели ноги, украсили пуанты, чтобы они были похожи на исторические.
Со временем рукоделие, которое приносит удовольствие, стало хобби, а хобби — отдушиной. У мужа аналогичная история. Мы решили, что работа с кожей — это то, что приносит удовольствие нам обоим. Меня всегда привлекали история и этнография. По образованию я культурно-исторический психолог. А этнография костюма — то, чем я болела много лет, изучала это направление для себя. У меня дома две больших полки с книгами как раз по историческому костюму. Изделия мы придумывали сами — всегда все делалось просто, по наитию. Вот берешь в руки кусок меха и думаешь: какая шикарная сумка получится — вот сюда клапан, сюда кармашки, такую бы ручку — и вообще супер. В каком-то смысле в изготовлении костюмов мы с мужем шли от материала. Но тот путь, которым мы шли, был определен нашей насмотренностью. Мы вдохновлялись тем, что есть в музеях, в книгах. В интернете тоже много всего, что вдохновляет романтическую душу. Работа с кожей на самом деле только звучит специфично, а когда в нее погружаешься, понимаешь, что это целый океан. Ты можешь заниматься интерьерным дизайном, делать мебель, перетягивать машины, увлекаться реставрацией, одеждой, а можешь делать галантерею — это все работа с кожей. Трудно было найти своего покупателя? Товар-то необычный — с упором на историчность. Мы делали кошельки, сумки, клатчи, стилизованные под исторические. Это были не копии, а реплики старинных аксессуаров. В магазине сумки чаще всего вылизанные, правильные. Понятно, что на фабрике таких отшили несколько тысяч. А если ты покупаешь эксклюзивный эксклюзив, он стоит бешеных денег и быстро выходит из моды. Мы настроились на людей, у которых деньги не бешеные, но душа тоже просит красоты и хочет быть не как все. Все, что мы привозили на фестивали, практически полностью раскупалось. Но нам хватало, чтобы закупить следующую партию кожи и сделать что-нибудь еще. Мы работали так несколько лет. Потом стало ясно, что мы живем от фестиваля до фестиваля, а хочется как-то жить и между фестивалями. Я создала группу во ВКонтакте, и там мы стали выкладывать наши работы. Мы не только делали посты о товарах, но также рассказывали о героях, воинах, интересных событиях. Тогда еще рекламы в VK не было. Я просто искала каких-то людей, близких по интересам, писала им в личку, рассказывала о себе и приглашала в нашу группу. Таким образом, 15 лет назад я вручную собрала три тысячи человек. А дальше люди приходили сами и заказывали изделия. Позже мы организовали выставку «Доспехи, оружие и обереги». Тогда в моей жизни появились еще и исторические украшения. С этой выставкой мы стали ездить по Краснодарскому краю, по Ставрополью. Путешествовали так пару лет. Я читала ваши посты. Мне запомнился пост о том, что вы делали копии женских украшений, которые были найдены на раскопках в Новгороде, датированные примерно XII-XIV вв. По-моему, они органично смотрятся и сейчас. Ваше производство основано полностью на ручном труде? Я не стремлюсь сделать какие-либо вещи полностью автоматизированными, чтобы не потерять тепло, которое в них закладывается через человеческие руки. Но в то же время там, где можно использовать автоматизацию без влияния на красоту и функциональность, мы ее используем. Однако мы стараемся воссоздать красоту, которая была утрачена в веках из-за чрезмерной технологичности. Где-то ручной шов просто обязан быть ручным. Например, оплетка в грубом наивном стиле. Как началась ваша работа в киноиндустрии? Они искали, кому передать в работу изделия из кожи и меха. Мы попробовали, им понравилось, и мы сделали весь заказ. Тогда у нас в штате было всего два сотрудника. Мы поняли, что нам надо больше. И с тех пор начали наращивать производство.