Конечно, Иван Степанович Мазепа – предатель и клятвопреступник, в этом нет никаких сомнений.
Как гетман Мазепа царя Петра предал
Иван Мазепа: кто кого предал — Татьяна Таирова | Terra Ukraina | етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день. |
Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды - Родина | Гетман Левобережной Украины Иван Самойлович уже знал Мазепу, ценил его ученость и ловкость, а потому охотно взял его домашним учителем для своих сыновей. |
«Иудина награда» Ивана Мазепы | 4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. |
Иван Мазепа
гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра, военный и политический деятель, дипломат. Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г. Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году. Гетман Левобережной Украины Иван Самойлович уже знал Мазепу, ценил его ученость и ловкость, а потому охотно взял его домашним учителем для своих сыновей.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
For comparison, the construction and outfitting of one-third of the British Navy — the largest at that time — cost a similar amount. A significant portion of their savings was held abroad by the Cossack leadership — in banks in England, the Netherlands, and the Habsburg Austrian Empire. The magnitude of these deposits can be judged by the following figure: after the death of the Chernigov colonel Pavel Polubotko in 1724, it was revealed that he owned deposits in English banks worth 200,000 gold coins. Мы можем только представить, что находилось на счетах других казачьих полковников!
В случае победы русского царства, Россия получила бы доступ к Балтийскому морю. Этот транспортный коридор представлял собой более выгодный путь для торговли с Европой, чем Малороссия. Кроме того, в 1707 году русский царь Петр I начал административную реформу, которая включала в себя унификацию системы налогообложения и сборов.
Все таможенные пошлины должны были быть под контролем центральной власти, что создавало угрозу полной потери коррупционных доходов для Мазепы и его сторонников. Поэтому они решили предать своих союзников. Однако народ встал против иностранной интервенции.
Вся жители Малороссии выступили против захватчиков и предателей. В результате шведская армия была разгромлена, Карл XII и Мазепа бежали в Османскую империю, где предатель-гетман вскоре умер. Казна Войска Запорожского и другие казацкие активы перешли к шведскому королю, а затем...
Куда же они пропали? Архивы, опубликованные Королевским историческим обществом, не дали точного ответа на этот вопрос. Но они подсказали, где можно искать след.
Мазепа так же оценивал возникшую ситуацию. Как государство Россия в то время была неокрепшей и молодой. Она в одиночку противостояла грозной Швеции, чьи силы и ресурсы были гораздо больше. Гетман начинает вести тайные переговоры с Карлом XII.
Известно, что к осени 1707 года их переписка уже была регулярной. Он вскружил голову дочери генерального судьи, Василия Кочубея. Юная Матрёна оставила отчий дом и стала жить с Мазепой, которому к тому времени уже было более 60 лет. Что важно, любовник приходился девушке крёстным отцом, а в те времена отношения подобного рода приравнивались к инцесту и предательству христианской веры.
Многочисленные доносы на Мазепу, обвинения его в предательских поступках и идеях поддержать Швецию царь Пётр поначалу воспринимал как месть генерального судьи за дочь. Все полученные данные были переданы комиссии, члены которой были сторонниками Мазепы. В итоге Кочубей и полковник Иван Искра были казнены, а несколько казаков отправлены в ссылку. Роковая ошибка Мазепы 4 ноября 1708 года Мазепа публично заявил о переходе на сторону шведов.
Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Большинство казаков отказалось поддержать Мазепу, хотя на его сторону и перешли около 7 тысяч запорожцев. Для шведского войска это была незначительная помощь. Объединившись со шведами, казаки Мазепы двинулись к восточным землям.
Он принимал участие во многих сражениях, получил известность как жесткий и беспощадный человек. Пленных русских воинов Мазепа сажал в яму, предавая мучительной смерти. Он мечтал о власти и огромном влиянии, но все ожидания рухнули в один день. Совсем скоро, 21 сентября 1709 года, бывший гетман скончался в Бендерах территория современного Приднестровья.
Иван Мазепа был предан анафеме. Специально для него Пётр I приказал изготовить Орден Иуды, что был присвоен гетману заочно. Надо сказать, что оценки деятельности Мазепы у разных историков существенно различаются. Изображение ордена Иуды, весом 5 кг Среди некоторых из них бытует мнение, что гетман боролся за независимость Украины, но это не так — свою родину он видел в составе Польши.
Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции. После поражения Карла XII его подвергли анафеме отлучению от церкви. В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой.
В парке Победы на Поклонной горе будут представлены более 30 образцов военной техники производства 12 стран. Кроме того, два беспилотника ПВО сбила над Крымом. Напомним, украинские беспилотники атаковали НПЗ и объекты инфраструктуры на Кубани. Местные власти сообщили, что на территории завода в Славянске-на-Кубани система защиты не допустила повреждения резервуарного парка, но была повреждена ректификационная колонна. Удары наносились оружием большой дальности морского и воздушного базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Также удары наносились беспилотниками, указало ведомство в своем Telegram-канале. В ходе этих ударов поражались объекты энергетической отрасли, предприятия ВПК, железнодорожной инфраструктуры, средства ПВО, базы горючего, цеха производства и ремонта дронов и безэкипажных катеров Украины. Также поражались пункты временной дислокации националистических формирований и иностранных наемных боевиков, скопления живой силы и техники ВСУ на железнодорожных станциях погрузки. Также отражены девять контратак украинских штурмовиков 12-й бригады спецназа «Азов» признан террористическим и запрещен в России , 3-й штурмовой, 63-й механизированной бригад, 12-й и 18-й бригад нацгвардии Украины у Червоной Дибровы, Нововодяного ЛНР , Григоровки и Терн ДНР. По данным представителей монастыря, атака произошла утром, когда священники и монахи с гуманитарной помощью застряли на разбитой дороге, не доехав 500 метров до монастыря, передает РИА «Новости». После этого за сломавшейся машиной выехала монастырская машина белого цвета. Как только первый автомобиль потянул второй на буксире, появился дрон-камикадзе и пытался атаковать автомобили на подъезде к обители, но не успел. Известно также, что после неудачной попытки уничтожить гуманитарный конвой последовала повторная атака. Ранее стало известно о попытке ВСУ ударить по детсадам в Запорожской области. Администрации Джо Байдена нужны победные реляции к предстоящим президентским выборам. Белый дом хочет, чтобы к дню голосования все говорили об успехах Украины. По всей видимости, Белый дом решил сосредоточиться на последнем варианте, так как в стране сейчас много проблем: миграция, инфляция и рост преступности», — подчеркивает он. Вероятно, американцы пришли к выводу, что украинские вооруженные силы имеют проблемы с количеством солдат, а также подготовкой и мотивацией бойцов. Поэтому на Украине проводится тотальная мобилизация и США способствуют тому, что украинцев гибнет все больше и больше», — отмечает собеседник. Ранее газета The New York Times сообщила, что американские официальные лица оказывали давление на украинское правительство, чтобы оно ужесточило мобилизацию. При этом около 860 тыс. Напомним, в середине апреля Верховная рада Украины приняла закон об ужесточении мобилизации. Согласно ему, все военнообязанные до 18 июля должны являться в территориальные центры комплектования ТЦК, аналог военкоматов для уточнения учетных данных.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. 8 сентября 305 лет назад умер знаменитый гетман-предатель В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский).
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. Иван Мазепа — Запрос «Мазепа» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Иван Степанович Мазепа Іван Степанович Мазепа 12-й Гетман Украины 25 июля 1687 — 6 ноября 1708 Предшественник: Иван Самойлович Самойлович Преемник: Филипп Орлик (в изгнании). Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Иван Мазепа отличался удивительным талантом к дипломатии и имел влияние на сильных мира сего.
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья]
В ноябре 1708 года, когда он публично заявил, что переходит на сторону шведского короля — давнего противника России и Петра I — гетман и представить не мог, чем завершится затеянное им дело. Кстати, впоследствии в России ему даже присвоили орден заочно. Вот только награда эта была весьма сомнительного свойства. Каков же он — Мазепа? И почему он так и не смог воплотить в жизнь свои амбициозные планы? Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара.
Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве.
Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру. Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора.
Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора. Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность.
Родители девушки считали, что Мазепа околдовал их любимую дочь.
Матрена же стала вести себя, как полоумная: рыдала, кричала на отца с матерью, била тарелки, а потом и вовсе сбежала к своему избраннику. Украинские жители горячо обсуждали эту историю, называя все происходящее большим грехом. Общественное давление вынудило Ивана пойти на попятную и вернуть Мотрю в родительский дом. Несостоявшийся жених утверждал, что к любимой не прикасался, но злые языки утверждали обратное. По Пушкину Мария тронулась умом и ушла из дома в неизвестном направлении. На самом же деле Мотря прожила с мужем долгую жизнь, и даже побывала с ним в ссылке.
Забавный факт: ее супруг оказался сподвижником Ивана Мазепы. Добившись возвращения дочери, Кочубей не оставил желания отомстить бывшему соратнику. Вскоре он настрочил на Мазепу донос — якобы тот вынашивал планы предательства России. Петр жалобе не поверил, и возможно, зря. В то самое время гетман вступил в сговор с польским монархом Станиславом Лещинским, подбираясь через него к шведам. Последних он убеждал повернуть войска от Москвы в сторону Киева, при этом обещая прислать в поддержку Карлу XII несколько обозов с провиантом, корм для лошадей и 50-тысячный казачий полк.
О планах Мазепы знали лишь самые приближенные — иезуит Заленский и польская княгиня Дольская. Остальным же Иван Степанович продолжал говорить о любви к России и верности Петру. Когда-то и Кочубей входил в круг конфидентов гетмана, и теперь его донос мог просто уничтожить Мазепу. Тогда заговорщик обратился за помощью к своим столичным друзьям, не забыв увеличить им размер вознаграждения. Вскоре царя посетили два известных сановника — Шафиров и Головкин, которые преподнесли государю собственную версию произошедшего. Они утверждали, что Мазепа ни в чем не виноват, а Кочубей попросту оговорил его из мести.
Василия Леонтьевича и его помощника арестовали, после чего подвергли жесточайшим пыткам. Поговаривали, что люди Мазепы выбивали из них признание о местонахождении спрятанных ими сокровищ. В середине лета 1708 года Кочубея казнили через отсечение головы. Вскоре царь велел своему любимчику возглавить казачье войско и привести его в район Стародуба. Это не состыковывалось с планами Ивана Степановича, и он притворился больным. Меншикову удалось выяснить, что болезнь гетмана — сплошная фикция.
Когда обман был раскрыт, Мазепа бежал к Карлу XII, который уже к тому времени пересек украинскую границу. Переходить на сторону противника вместе с военачальником согласились далеко не все казаки: из двадцати тысяч солдат за предводителем последовало только две. Присоединившись к шведам, Иван повел их к хранилищу с припасами, которое он заранее организовал близ города Батурин. Однако Петр этот маневр опередил, отправив на штурм города войска Меншикова. Когда населенный пункт был взят, один из жителей провел русских к тайному входу в логово врага.
Сыграли свою роль, отмечает Костомаров, и эмиссары Ватикана. Густав Седерстрём. Лайфа преимущественно иезуитами, которым он поддался, потому что с юности был привязан к Римской церкви, и хотя впоследствии из видов казался православным, но на самом деле он только притворялся и внутренне не терпел православного исповедания, — пишет историк. Костомаров называл и конкретные имена: "... Ему Мазепе. Лайфа доложили, что в приёмной комнате стоит и дожидается львовский иезуит Заленский, ректор иезуитской школы в Виннице. Вдруг Мазепа как будто просветлел и радостно воскликнул: "А он откуда взялся? Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты.
По окончании учебы отец посылает Ивана на пажескую службу к польскому королю. При дворе Иван Мазепа проявляет себя образованным, подающим надежды шляхтичем. Его отправляют получать дальнейшее образование в университетах Западной Европы. За годы учебы он успел посетить Италию, Францию Германию и Голландию. Будущий украинский гетман очаровывал людей с первого взгляда. Не только сила его мысли, но и льстивые речи и внешние качества были его козырями в момент подъема по карьерной лестнице. Ситуация в Украине Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры. Землями правило три гетмана, которые ориентировались на разные внешнеполитические силы. Петр Дорошенко был ставленником Турецкого султана, который имел свои политические интересы на этой территории. Гетман Самойлович занимал пророссийскую позицию. Иван Мазепа, по некоторым источникам, был отлучен от двора за ссору с сослуживцами, по другим - за связь с замужней панной. Но, как бы там ни было, в 1664 году Ян Казимир послал войско на Левобережную Украину, Мазепа оставил корпус и отправился в родное село своего отца. В 1665 году после смерти отца Иван Мазепа занял его должность и стал подчашием Черниговским.
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Сразу же после этого председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл Говорун дает несколько интервью, в которых, ссылаясь на историю с телеграммой митрополита Киевского Антония Храповицкого, объясняет, что анафема Мазепе наложена не по церковным, а по политическим мотивам по приказу императора Петра I , кроме того, без соборного решения Православной Церкви. В этих же интервью отец Кирилл связал политический характер анафемы с современным явлением «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской православной церкви 21 декабря 2007 г. Однако уже сам факт этих интервью о Мазепе в контексте бурной деятельности Виктора Ющенко по реабилитации этого «героя» Украины как раз и выглядел, если не «политическим православием», то уж точно «политическим заказом». Как расценить, например, такое донесение посла в Вашингтон: «Недавние события, похоже, подтверждают уверения Говоруна в том, что УПЦ МП готова выражать свою точку зрения, не очень хорошо принимаемую в Москве.
Но вернемся к вопросу об анафеме Мазепе. Ее не признают ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь т. Историк Андрей Зубов, в прошлом преподаватель Московской Духовной академии, оправдывает предательство Мазепы: «Эта измена была для Украины попыткой сохранить тот уровень идентичности, который, как он считал, при политике Петра будет утрачен».
Особенно «уровень идентичности» был на высоте, когда Мазепа стал пажом польского короля Иоанна Казимира, которого предал, убежав от своего суверена? Или когда в 1674 г. Попав в плен к «московитам», предал Дорошенку.
Или когда на службе у Ивана Самойловича — гетмана Левобережной Украины — стал поверенным в переговорах и с царем Федором Алексеевичем, и с крымским ханом, и с поляками. Однако в 1687 г. За что вся семья Самойловича была арестована и выслана.
В промежутке между этими доносами Мазепа дал взятку в 10 тыс. Или когда первые капиталы Мазепы были сделаны на запрещенной в России спекуляции алкоголем. Или когда он обложил барщиной вольных запорожских казаков, закрепостив в свою собственность по разным источникам от 100 до 500 тыс.
Или когда он окружил себя наемными поляками, составив из них в качестве своей гвардии особые «компанейские сердюцкие полки» для подавления недовольства казаков. Или когда в 1704 г. Мазепа сватался, но получил от отца девушки, стольника Василия Кочубея, отказ: по христианским законам такой брак приравнивался к инцесту.
Родители пожаловались царю, но расследование под нажимом Мазепы не нашло доказательств вины гетмана. Кочубей после пыток был обезглавлен, жена и дети, в том числе Матрена, были сосланы в ссылку и освобождены лишь после смерти Мазепы. Или когда в 1705 г.
Мазепа писал: «Никогда не отторгнусь от службы премилостивейшего моего государя». Но через несколько месяцев изменил своему слову, начав переговоры со шведским королем Карлом XII о помощи ему в войне с Россией.
Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним.
При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. После свержения Самойловича на коломацкой раде в 1687 году Мазепа был избран гетманом. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины.
Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета.
As part of the preparation for this campaign, the Swedish minister Charles Piper, who was under the payroll of the British government, entered into negotiations with Mazepa through intermediaries. During this period, a large part of the trade routes from Russia to Europe and back passed through the region governed by the hetman. At the same time, the Zaporozhian Host was exempted from taxes. Simultaneously, it was granted the right to collect customs duties, a significant part of which remained in the Cossack treasury.
Exploiting this circumstance, the hetman turned the lands of the Zaporozhian Host into a «customs window. With this, the Cossack leadership managed to amass a huge fortune and was considered the wealthiest class in Russia. For comparison, the construction and outfitting of one-third of the British Navy — the largest at that time — cost a similar amount. A significant portion of their savings was held abroad by the Cossack leadership — in banks in England, the Netherlands, and the Habsburg Austrian Empire. The magnitude of these deposits can be judged by the following figure: after the death of the Chernigov colonel Pavel Polubotko in 1724, it was revealed that he owned deposits in English banks worth 200,000 gold coins. Мы можем только представить, что находилось на счетах других казачьих полковников!
В случае победы русского царства, Россия получила бы доступ к Балтийскому морю. Этот транспортный коридор представлял собой более выгодный путь для торговли с Европой, чем Малороссия. Кроме того, в 1707 году русский царь Петр I начал административную реформу, которая включала в себя унификацию системы налогообложения и сборов. Все таможенные пошлины должны были быть под контролем центральной власти, что создавало угрозу полной потери коррупционных доходов для Мазепы и его сторонников. Поэтому они решили предать своих союзников. Однако народ встал против иностранной интервенции.
В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева [18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца? Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора? Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.
Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император.
И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т.
В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф.
Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси.
Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
В РФ дали оценку украинскому корвету "Гетман Иван Мазепа" — 04.10.2022 — В России на РЕН ТВ | Иван Мазепа с юности отличался изворотливостью ума, умением легко сходиться со знатными особами, умением нравиться нужным людям. |
Биография Мазепы for Dummies | Мазепа Иван Степанович (1639—1709) — активный участник событий, связанных с проблемной ситуацией украинских земель и их воссоединением с Россией. |
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья] | Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. |
Иван Мазепа: от верности до предательства один шаг | Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. |
Иван Мазепа — Википедия биография на Русском языке | | Мазепа, Иван Степанович, Колединский по прозванию, гетман, малоросс. шляхтич; воспитывался при польск. королев. дворе; из-за романич. истории бежал в Украину и скоро возвысился среди казач. старшин. |
В Киево-Печерской лавре решили провести панихиду по Ивану Мазепе
етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день. Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины, что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском государстве 1689 года. Иван Мазепа, православный шляхтич с Правобережной Украины, родился в 1639 году. 1 Биография Иван Степанович Мазепа — один из наиболее выдающихся украинских гетьманов, который дольше всех (более 20 лет) пребывал у власти — родился 20 марта 1640 года (по некоторым источникам в 1639 или в 1644) на хуторе Каменцы (со временем Мазепинцы). За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом. Таким образом Иван Мазепа создал верхушку казачества, своим положением обязанную только ему и находящуюся только в его юрисдикции.
Мазепа: путь от героя до предателя
Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников. Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский г.
Милан, Италия отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи [13]. I, стр. Были и другие бунтовщики, преданные анафеме. Таким образом, попытка пересмотреть и отменить анафему Мазепе — это попытка выступить с ревизией церковно-канонической практики всей Вселенской Церкви.
Второй аргумент. Анафема Мазепе неканонически наложена единолично патриаршим местоблюстителем митрополитом Рязанским Стефаном, в то время как необходимо было соборное решение. И это является ложью. Как следует из именного указа о предании анафеме бывшего гетмана Мазепы, изданного 12 ноября 1708 года, «изволил он, благородный государь царевич, после литургии приитить в соборную и апостольскую церьковь Успения Пресвятыя Богородицы и, слушав молебнаго, о победе неприятеля свейскаго короля, обычнаго пения; а молебное пение совершали преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский, с прочими митрополиты и архиепископы и со Освященным Собором… А по молебном пении, бывшаго гетмана Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно, чего он сам себе по делам своим от всегубителя душ получил» [16].
Итак, в Москве Мазепу предали анафеме местоблюститель митрополит Стефан с прочими митрополитами и архиепископами и со всем Освященным Собором. В тот же день в Глухове, в соборной Троицкий церкви, Мазепа был предан анафеме митрополитом Киевским и еще двумя архиереями — Черниговским Иоанном Максимовичем и Переяславльским Захарией Корниловичем. Обращает внимание тот факт, что среди множества архиереев, предавших Мазепу анафеме, был такой великий святитель Церкви Христовой как святой Иоанн Максимович , будущий митрополит Тобольский. В какой разряд запишут его поборники реабилитации Мазепы: политиканов или малодушных?
Имя Мазепы торжественно предавалось анафеме в чине Православия до 1869 года. Это значит, что ежегодно в каждом по крайней мере, кафедральном храме Русской Православной Церкви ему провозглашалась анафема. Неужели вся Русская Православная Церковь 160 лет соборно заблуждалась? Третий аргумент.
Имя Мазепы было изъято из чина Православия в 1869 году. Это, якобы, свидетельствует о том, что само священноначалие Русской Церкви признало неправомочность анафемы Мазепе. Данный аргумент также не выдерживает критики. Из чина Православия постоянно исчезали анафематствования тем или иным лицам, потерявшие актуальность, либо чрезмерно отягощавшие чин.
В 1869 году вместе с именем Мазепы из чина Православия исчезло имя Гришки Отрепьева [18]. Означает ли такое изъятие церковную реабилитацию и самозванца? Чин Православия «был существенно сокращен в 1801 году, в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еретиков» [19]. Говорит ли это о том, что Русская Православная Церковь, исключив анафематствования отдельным еретикам из чина Православия, задумалась: так ли уж справедливы отлучения Ария, Нестория или Диоскора?
Четвертый аргумент. Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т. Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился».
Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола.
Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии. Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву.
Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать.
Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы».
Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника». И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда.
Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи.
Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков.
В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются.
Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым».
Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать.
Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов.
Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом.
Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси.
Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11].
Карьера Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию. Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14].
Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12]. В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы.
В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее. В "Истории России" С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына.
Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В. Голицына и щедрым обещаниям, данным старшине. Последнюю Мазепа вознаградил раздачей имений и полковничьих и других должностей. Как гетман-администратор Мазепа ничем не выделялся» [17]. Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие [18]. По мнению современного украинского исследователя О.
Ковалевской, версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [19]. Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году , после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.
Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался» [18]. Из « Киевской старины » Когда в 1689 году на русский трон взошёл молодой и энергичный Пётр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать власть имущих людей. Стареющий гетман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба [20]. В начале 1690-х он подавил восстание Петрика на юге [12]. В 1691—1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против русской власти. Истинный самостийник, был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков.
Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону и вошёл в Малороссию из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков. К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни», но уже подступив к пограничным городам Малороссии, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик, который в дальнейшем предпринимал ещё несколько попыток восстания, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы [21] по другим данным, дожил до 1708 года при Молдавском княжеском дворе. Мазепа принимал участие в обоих походах Петра к Азову [22].
Неизвестный художник «Портрет Ивана Мазепы в латах и с андреевской лентой» Ранние годы Мазепы В 1639 году на свет появился человек, которому суждено было сыграть далеко не последнюю роль в истории Полтавской битвы , — Иван Мазепа. Его малой родиной стало село Мазепинцы, которое прадед будущего гетмана получил от польского короля в качестве дара. Кстати, сегодня в этом селе под Белой Церковью проживает около 400 человек. Известно, что его дед находился в услужении у русского царя, а вот отец Мазепы сначала находился среди соратников Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков. Я думаю, именно от него Иван унаследовал способность менять свои взгляды и перестраивать их под то, что кажется выгоднее. Уже с самого детства Мазепа находился в окружении, что не отличалось лояльным отношением к русским. В большинстве своём это были поляки, негативно настроенные против России, что, несомненно, сказывалось и на взглядах мальчика. Образование Иван получил в Иезуитском коллегиуме, находившемся в Варшаве. Благодаря отцу сумел устроиться на службу к польскому монарху Яну Казимиру. Несмотря на все недостатки и наличие низменных черт характера, Мазепа был весьма образованным человеком. Получив место при дворе, он стал много внимания уделять своим знаниям, обучался в европейских странах, знал несколько языков. Он не гнушался наговаривать на тех, кто доверился ему, был уличён в предательстве близких людей. Вероятно, именно поэтому многие поляки старались избегать Мазепу, с которым нельзя было откровенничать или, тем более, делиться своими секретами и проблемами. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Существовала и иные причины отлучения Мазепы от двора. Согласно одной из версий, ловкий придворный был уличён в любовной связи с супругой знатного пана Фальбовского. Конечно, после такого позора и вспыхнувшей ненависти со стороны Фальбовского Мазепа оставаться при дворе уже не мог. Впрочем, некоторые историки считают этот рассказ вымыслом, слухами, что распространяли недоброжелатели Мазепы а их у него было очень много. В дальнейшем эта история была художественно переработана Байроном, из-за чего и получила известность. Теодор Шассерио «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади» Жизнь среди казаков Несмотря на то, что придворный блеск остался в прошлом, Мазепа не собирался оставаться в тени. Он понимает, что успеха в жизни можно добиться благодаря удачному браку. В 1668 году он берёт в жёны дочь одного из самых влиятельных казацких старшин Семёна Половца, Анну. Благодаря поддержке тестя вскоре Мазепа получает должность ротмистра гетманской гвардии, а затем становится гетманским писарем. Служил он Петру Дорошенко, гетману, лояльному Османской империи и контролировавшему большую часть Правобережья Украины.
Мазепа: гетман, меценат, изменник
Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны.
Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне. Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение?
Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался».
Купюра в 10 украинских гривен с портретом Мазепы. Таировой-Яковлевой подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой.
Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе. Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени».
Куклу, изображающую Мазепу и наряженную в гетманское облачение, вынесли на специально устроенный помост. Был прочитан указ о лишении изменника всех чинов и званий. Потом с манекена сняли ленту ордена Андрея Первозванного да вдобавок еще и патент, выданный на этот орден, публично разорвали , и наконец палач вздернул куклу на виселице. Вслед за тем «вора и изменника» предали анафеме во время богослужений в храме города Глухова и в кремлевском Успенском соборе. Анафему этому суперпредателю возглашали в храмах Российской империи ежегодно на протяжении более полутора столетий. Однако даже столь суровые меры не утолили до конца жажды мщения обманутого в лучших своих чувствах Петра I. Уже после блистательной победы русских войск, одержанной над шведами под Полтавой летом 1709 года, император вознамерился взамен отнятого у Мазепы ордена Андрея Первозванного, наградить его иным — позорным — знаком отличия. Это уникальный в истории случай, когда награда была учреждена персонально для одного человека.
Петр распорядился о появлении в России второго по счету ордена — ордена Иуды. Само название говорящее: всем, конечно, известна история про предательство Иисуса Христа его учеником-апостолом. Описание этой антинаграды, предназначенной для Мазепы, видимо, согласованное с государем было дано в записке, адресованной ближайшим сподвижником царя Александром Меншиковым ювелирам: «Зделать тот час монету серебряную весом в десять фунтов, а на ней вырезать Иуду на осине повесившагося и внизу тридесять сребреников лежащих… и назади подпись: треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится. Да к той монете зделать чепь в два фунта…». Решили, что орден будет круглой формы, отсюда и сравнение его с монетой. А вес у такой регалии запредельный: если учесть, что русский фунт равен примерно 410 граммам, получается, что сам орденский знак тянет на 4 килограмма, да цепь к нему — еще почти килограмм. Прямо вериги какие-то! После разгрома шведской армии под Полтавой Мазепа попробовал в очередной раз сделать свой «фирменный ход». Понимая, что его ставка на победы шведского оружия не сработала, Иван Степанович решил вернуть себе благорасположение победителя - прежнего своего «патрона», российского императора. Он отправил Петру I письмо с деловым предложением: мол, я берусь выкрасть короля Карла XII и передать его вашему величеству, а взамен прошу простить прошлый нехороший поступок и сохранить за мной все принадлежавшие мне земли и имущество.
Тогда Мазепа кинулся искать спасения на территории, контролируемой турками. Однако достичь каких-либо карьерных успехов на новом месте экс-гетману не удалось. Всего несколько месяцев спустя после Полтавской битвы, осенью 1709-го он скоропостижно скончался в молдавских Бендерах, бывших тогда под властью Османской империи. Обстоятельства смерти этого «мультипредателя» до сих пор до конца не выяснены и вызывают у некоторых исследователей вопросы.
Но запорожские казаки, имевшие столько причин к недовольству на гетмана, ответили ему «язвительным выговором, присланным на письме», и тогда гетман занес на них новую жалобу в Москву». Непосредственными начальниками при строительстве крепости был сам гетман Иван Мазепа, а также московские воеводы: Леонтий Романович Неплюев и Григорий Иванович Косагов. Запорожцы в этой крепости увидели для себя притеснение, о чем в самом резком тоне известили и гетмана, и царевну Софью. Гетману Мазепе, также, как и воеводе Косагову ввиду предстоявшей трудной борьбы с бусурманами ничего не оставалось делать, как держать себя на мирной ноге в отношении запорожцев и отвечать казакам на их письма в добром и успокоительном тоне. Немудрено, ведь в то время, когда цари и гетман Мазепа всякими мерами старались удержать возле себя запорожцев, в это же самое время на них решили сделать ставку и мусульманские соседи их.
Письмо это прислано было с видимой целью размена пленных татар на пленных казаков, но с действительной целью завязать сношение с войском низовым: турки знали о приготовлениях русских по второму походу на Крым и потому хотели заручиться союзом с запорожцами против них. Однако, к серьезным последствиям это волнение, как и большая часть всех подобных волнений среди запорожских казаков, не привело, тем более, что с наступлением весны 1689 года русские цари безотлагательно решили предпринять второй поход на Крым». Несмотря на печальный результат первого похода русской рати на Крым, московское правительство не думало оставлять мысли о борьбе с ханом, и в 1689 году снова двинуло против татар 112 тысячное войско. Поход этот славы Русскому Оружию не принес. Мало того, что было бесполезно потеряно множество воинов, походы эти, «аки свиньи» сожрали огромное количество денег. Кроме того, был подорван авторитет Москвы. Но отступление московского войска поставило в крайне незавидное положение запорожцев. С этого времени мы видим колебания запорожских казаков: с одной стороны, запорожцы выказывают несомненную склонность к единоверным московским царям и желают твердо стоять за них против мусульман; с другой стороны, боясь турок и татар, они входят в мирную сделку с бусурманами и выступают против интересов Москвы. Понятно, что считать запорожцев за такой их образ действий изменниками русского царя нельзя.
Казакам мозолила глаза выстроенная крепость, Новобогородицкий городок, где засели московские воеводы и московская рать. Москвичи были воплощением иных, отличных от принятых в Запорожье, порядков и начал. Ну, а окончательно отношение к Московскому государству было испорчено вследствие разорения людьми Голицына запорожского Самарско-Николаевского монастыря, бывшего, впрочем, одним из очагов антимосковской агитации. После этого благосостояние Самарско-Николаевского монастыря надолго пало и из стен его немало разбежалось иноков, искавших себе спасения в дальних от Запорожья странах и в безопасных от всяких нападений обителях». С этой целью в Сечи собрана была войсковая рада, и на той раде составлен был лист с условиями мира между Запорожьем и Крымом. Условия мира были таковы: крымцы должны дать обещание, что они не будут препятствовать запорожцам «промышлять всякими промыслами по всем речкам, лугам и угодьям без всякого вредительного опасения» со стороны татар. Запорожцы взамен того дают обещание «не мешать крымцам, когда хан сам пойдет с ордой или вместо себя пошлет своих салтанов и мурз под украинные города московских царей». Когда гетман Мазепа узнал о переговорах между запорожцами и крымцами, то он поступил решительно и очень рационально: была организована блокада Запорожья. Мазепа издал запрет всем малороссиянам провозить из Украины в Запорожье хлебные и другие продовольственные запасы и отрезал доступ запорожцам в города Малороссии.
Расчет Мазепы полностью оправдался. Положение Запорожских казаков оказалось столь плачевным, что кошевой атаман Иван Гусак, который скрепя сердце и под большим давлением согласился было на мир с Крымом, теперь готов был принести плоды раскаяния. Но в этот момент до казаков дошло пренеприятнейшее известие о дерзком ограблении казачьих посланцев, возвращавшихся из Москвы, а также о том, что Мазепа срочно убыл в Москву. Запорожцы приняли решение проситься в подданство польскому королю. В ноябре 1689 года запорожцы, собравшись на раду, решили снарядить большую депутацию и отправить ее с листом к польскому королю Яну Собескому. Интрига Мазепы, принесшая ему в глазах Москвы славу верного слуги Наряду с делегацией запорожцев, к Яну Собескому был отправлен гонец от Мазепы, русский монах Соломон, с письмом, в котором изъявлялось желание вернуть Малороссию в состав Речи Посполитой. Обо всем этом Москва была предупреждена. Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал.
Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы. Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо?
Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника». И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости.
Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика. Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т.
Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются.
Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе.
Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал.
Орлик отреагировал на это со всем здравомыслием, заявив: «и мы пропадём, и народ погубим». Но преданный своему благодетелю Орлик доносить об измене не стал.
Тем более что Мазепа заверил его: предпринимать никаких действий гетман не будет до тех пор, пока не станет очевидным полное поражение Петра. Королю Польши Мазепа отправил послание, в котором крайне уклончиво отвечал на требования немедленно выступить против русских. Он резонно замечал, что русская армия уже стоит на Украине, а шведские и польские войска — далеко от Батурина и опереться на их силу он никаким образом не сможет.
Король Польши Станислав Лещинский Будучи хитрым политиком, гетман рассчитывал выторговать себе побольше власти. Он сообщал, что большая часть его людей не хочет возвращения поляков, поэтому лучшим выходом будет оставить всё как есть. То есть сохранить автономное Гетманство под польско-шведским протекторатом.
И только в далёком будущем, когда в польской державе «наступит единство мнений», начать разговоры об объединении в одну державу. Лещинский требует действовать В ноябре к Мазепе снова прибыл посланник Станислава Лещинского — Заленский. Он привёз гетману королевский универсал, в котором описывались милости польского короля жителям Гетманщины.
Заленский настаивал, чтобы Мазепа объявил этот документ публично на Рождество, когда в Батурин должна была съехаться вся казачья верхушка. Поляк сообщил, что шведские части, а также полки, верные Станиславу, стоят на границе и уже готовы идти на Украину. Мазепа, не будучи дураком, публично объявлять об измене не стал.
Иначе его жизнь закончилась бы самым скорым и бесславным образом. Благо русских войск поблизости было достаточно, а недоброжелателей у гетмана — хоть отбавляй к этому времени казачий генеральный судья Кочубей и полковник Искра уже сообщили Петру об измене, но их доносу не поверили. Это поставило Мазепу перед выбором: или открыто перейти на сторону врага, или отказаться от заговора.
Гетман, до этого хитро выжидавший чья возьмёт, был вынужден открыто подчиниться шведам, которые вошли в его земли. Мазепа досадовал перед Орликом: «Диавол его сюда несёт»! Карл XII разрушил весь тщательно выстраиваемый план лавировать, дожидаясь победы одной из сторон.
Хотя русские уже успешно били шведов , а марш на Украину был ничем иным, как отступлением, обаяние непобедимой армии оказалось столь сильно, что Мазепа решил открыто перейти на шведскую сторону. Двадцать четвёртого октября гетман скрылся из Батурина. Оборонять столицу от приближающихся русских войск князя Меншикова он оставил большой отряд казаков во главе с полковником Чечелем.
Чечель вёл себя крайне надменно. Веря в крепость стен гетманской столицы и запасы пороха, он пообещал содрать с Меншикова кожу живьём.
«Друг» царя Петра
- Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
- Родословная и ранние годы
- Выпуск шестой: XVIII столетие
- Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы | Аргументы и Факты
- Ранние годы Мазепы
- Выпуск шестой: XVIII столетие
Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты
Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты | Иван Степанович Мазепа, также Мазепа-Колединский или Мазепа-Калединский (укр. Іван Степанович Мазепа (Іван Мазепа-Колединський), польск. |
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы | В конце лета 1709 года в небольшом сельце Варница близ Бендер умирал в жутких мучениях бывший гетман Украины Иван Мазепа (Колединский). |
Иван Мазепа - биография гетмана Украины | В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. |
Мазепа, Иван Степанович
Иван Степанович Мазепа (Иван Мазепа-Калединский) (1639 – 1709) – гетман Украины, государственный, политический деятель. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства. Иван Мазепа предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций, но в конечном счете не получил ничего.