Актер, сыгравший в картине «Летят журавли» врача Федора Ивановича, свою карьеру начинал еще на заре Советской власти. Военные, мелодрамы, исторические. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Драматическая история людей, в чьи судьбы вторглась война.
Летят журавли
Популярные работы: Посеяли девушки лен 1956 мать Степана, в титрах не указана Актер. Популярные работы: Летят журавли 1957 , Молодая гвардия 1948 , Сверстницы 1959 провожающая, в титрах не указана Актер. Популярные работы: Летят журавли 1957 , Вас ожидает гражданка Никанорова 1978 , На графских развалинах 1957 девушка на проводах, в титрах не указана Возраст: 28 в год премьеры Актер, Актер дубляжа. Популярные работы: 32 неожиданности 1971 солдатка, в титрах не указана Возраст: 36 в год премьеры Актер.
Они строят планы на будущее, ведь впереди целая жизнь. Однако новость о войне разбивает вдребезги все их мечты: Борис уходит добровольцем на фронт, не успевая даже попрощаться с Вероникой. Пронзительная картина поражает глубиной и эмоциональной напряжённостью, которая передаётся при помощи нестандартных ракурсов, продолжительных кадров и акцента на деталях.
Сергей Урусевский Урусевский и Калатозов были крайне педантичными, поэтому делали десятки дублей! Они могли днями ждать удачной погоды. Например, в одной из начальных сцен фильма герои должны гулять именно на рассвете. Самойлова и Баталов начинали гримироваться в два часа ночи, а к половине четвертого были уже на площадке. И не только они: выезжали на место и осветители с аппаратурой, и звуковики, и операторская машина, и режиссерская группа. Так продолжалось больше недели, но камеру так ни разу и не включили. Небо было освещено не так, как нужно было создателям фильма. В итоге эту сцену вообще исключили. Есть такое понятие: «оправданность ракурса». Посмотрите немые фильмы, там много необычных ракурсов. Однако с приходом звука кино становится более реалистичным и операторы часто стремятся сделать кадр максимально натуралистичным. Необычные ракурсы будто становятся неоправданными. Да и советская идеология диктовала свои правила: подходить к съемкам следовало без формализма, картинка должна была быть предельно понятной и конкретной. В этих условиях и появляется уникальное и бесстрашное творение Урусевского и Калатозова. В картине «Летят журавли» камера становится полноправным героем, она будто заявляет о себе. Урусевский работает с новой широкоугольной оптикой. Обратите внимание на глубину композиции, использование переднего и дальнего плана.
Только нужно писать не сюда... Насчет Бориса Кордунова сомневаюсь. Возможно и он. А насчет Инны Выходцевой сомнений нет. Уж простите.
Как это снято: «Летят журавли»
А на съемках прохода разведчиков помощники оператора несколько часов по колено в грязи таскали лежащего на железном листе оператора, чтобы он снял все дубли. И как гениально снята сцена попытки самоубийства главной героини. Тут оператор экспериментировал с изменяющейся скоростью кадров. Благодаря этому изображение передает состояние человека, который собирается кинуться под поезд: прохожих она не видит, зрение фрагментарно. Это сильное решение. Борис Урусевский все время изобретал новые технические решения и приспособления. Так, для съемок сцены гибели Бориса он придумал круговые операторские рельсы.
Об этой находке до сих пор рассказывают на занятиях студентам ВГИКа. А для того, чтобы снять стремительный пробег героя Баталова по лестнице, был построен макет трехэтажного лестничного колодца. В центре поставили металлический столб, к которому прикрепили операторскую люльку. Баталов бежал, а помощники на тросах поднимали оператора, чтобы камера находилась все время вровень с актером. Клод Лелуш и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля Интересно, что именно съемки этого фрагмента увидел тогда еще совсем юный французский режиссер Клод Лелуш, ставший впоследствии легендой французского кинематографа. В то время он снимал в СССР документальное кино.
Но увиденная на «Мосфильме» работа оператора Сергея Урусевского и режиссера Михаила Калатозова так потрясла его, что через несколько лет он ушел в художественный кинематограф. Если приглядеться повнимательнее, то в зрелом творчестве Клода Лелуша, например, в его культовом фильме «Мужчина и женщина» можно заметить множество ходов и решений, навеянных советским кинофильмом «Летят журавли». А тогда, в 50-х, молодой французский режиссер, вернувшись на родину, в разговоре с директором Каннского фестиваля рассказал, что в СССР снимают грандиозное кино.
Но с годами его все больше одолевала проблема с сосудами. У Баталова часто кружилась голова, и в январе 2017-го во время очередного приступа он неудачно упал и сломал шейку бедра. После тяжелой травмы актер попал в больницу, откуда уже не вышел: 15 июня он умер во сне в 88 лет. По сюжету двоюродный брат Бориса поначалу проявлял себя как романтик, но заполучив желаемое, остыл к героине Самойловой. Ближе к концу фильма «Летят журавли» Ника выяснила, что супруг давно ходит налево к Антонине Монастырской, да еще и отдал ей игрушечную белку — подарок Бори.
После противоречивого и яркого персонажа Шворину часто предлагали воплотить на экране мужественных героев. Гордиенко из «Небо зовет», Боб из «Деловых людей», друг Кашкина из ленты «Ты — мне, я — тебе» — Александр Борисович стал еще более известным. Однако ближе артисту оказалась сцена. С середины 70-х он был ведущим актером театра имени Маяковского. Шворина считали душой компании. Где бы он ни появлялся, девушки буквально падали к ногам обаятельного актера. Но, по закону подлости, нравились Александру Борисовичу те женщины, что не обращали на него никакого внимания. Интересно, что еще до роли Марка артист, как и его будущий герой, благодаря настойчивости добился руки Александры Ляпидевской.
Просто измором взял: зачем-то я за него выскочила, — сетовала Ляпидевская. Вдобавок еще и выпивал». Впоследствии тот союз Ляпидевская называла ошибкой, а настоящую любовь обрела с Анатолием Кузнецовым. Он делал вид, будто страстно влюблен. На самом деле, думаю, просто хотел с помощью ее брата Николая Гриценко закрепиться в Вахтанговском театре. А вот Лилия влюбилась всерьез. Когда Сашка потом ушел, даже пыталась повеситься, еле успели из петли вытащить», — делилась Александра. В 1970-м актер женился на юристе Виктории Лебедевой.
Брак оказался счастливым, но детей у пары так и не появилось. Супруга была рядом, когда Шворин серьезно заболел. Последние полтора года жизни он страдал от обострения астмы, пока не скончался в августе 1994-го. Меркурьев много играл в театре, а впоследствии сам ставил спектакли и преподавал. Наибольшую популярность Василию Васильевичу принесли роли в фильмах «Небесный тихоход», «Верные друзья», «Золушка». Трагедия артиста состояла в том, что он мечтал о драме, но режиссеры неизменно приглашали его в комедии. Зато Меркурьев всегда говорил, что ему повезло в любви. Первой избранницей актера стала Антонина Павлычева.
Гражданский брак с ней Василий Васильевич с легкостью перечеркнул, когда встретил 29-летнюю Ирину Мейерхольд, дочь знаменитого режиссера. Бурный роман вылился в крепкий союз, в котором родились трое детей.
Рейтинг KinoPoisk.
В 1941 году отсюда уходил на фронт истребительный батальон. Это здание школы 644 в Армянском переулке в Москве. Сегодня на здании висит мемориальная доска в память о тех событиях начала войны. Алексей Баталов и Константин Никитин в фильме «Летят журавли» 1957 Создание фронтовых сцен стало настоящим испытанием и для актеров, и для съемочной группы. Алексею Баталову приходилось падать навзничь в холодную воду. На съемках сцены драки актер даже серьезно повредил лицо и попал в больницу. А когда снимали проход солдат по болоту, оператор Урусевский лежал на металлическом листе, а помощники таскали его несколько часов по колено в грязи.
Татьяна Самойлова и Алексей Баталов в фильме «Летят журавли» 1957 «Я сошью себе на свадьбу белое подвенечное платье», — говорит героиня Татьяны Самойловой в самом начале фильма Борису. Именно эту несостоявшуюся свадьбу видит герой, умирая. Идея, что человек представляет перед смертью не прошлое, а несвершившееся будущее, принадлежит автору пьесы и сценария Виктору Розову. Такой ход он придумал именно для фильма. Спрессовать весь горестный смысл неосуществленной мечты», — писал в дневниках оператор картины Сергей Урусевский. Антонина Богданова и Татьяна Самойлова в фильме «Летят журавли» 1957 Описывая Веронику в пьесе, Виктор Розов представлял свою любимую девушку Надежду, которая на самом деле дождалась писателя с фронта и стала его женой. Она была блондинкой, поэтому первоначально на главную роль планировали взять Елену Добронравову ее пробы не подошли и Татьяну Конюхову она отказалась.
Татьяну Самойлову увидел в фильме «Мексиканец» оператор Урусевский. Он обратил внимание на девушку с необычной внешностью и пригласил на пробы. После проб у создателей не осталось сомнений — героиня найдена.
Летят журавли (1957) смотреть онлайн
В ролях: Валентина Ананьина, Татьяна Самойлова, Алексей Баталов и др. Когда времена бывают сложными людям свойственно цепляться друг за друга, а любовь становится крепче. Главные герои данного фильма создали отношения во времена отечественного противостояния. Летят журавли: Directed by Mikhail Kalatozov. With Tatyana Samoylova, Aleksey Batalov, Vasiliy Merkurev, Aleksandr Shvorin. Veronica plans a rendezvous with her lover, Boris, at the bank of river, only for him to be drafted into World War II shortly thereafter. Фильм Летят журавли вышел на экраны 12 октября 1957 года и стал настоящим прорывом в отечественном кино. Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова.
Актеры и роли фильма «Летят журавли» (1957)
Кадр из фильма "Летят журавли", советский черно-белый фильм 1957 года. 12 октября 1957 года картина «Летят журавли» вышла на экраны и стала настоящим прорывом в отечественном кино. Фильм Летят журавли остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. х/ф «Летят журавли» (1957 год) – 458 просмотров, продолжительность: 1:31:25 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом канала СССР HDᴴᴰ в социальной сети Мой Мир. Актер из фильма «Летят журавли» – о съемках легендарного кино.
Фильм "Летят журавли": актеры, роли
Война не щадит никого — такой вывод делают сами авторы фильма в конце в монологе солдата. Но люди встают и продолжают жить. Символично, что в конце фильма, как и в начале летят журавли над Москвой. Тем самым замыкая порочный круг насилия и жертв, возвращая нас к мирному времени, к солнцу и стремлениям. Возвращая людей к жизни с чистого листа. Мне искренне понравился фильм Летят журавли. Татьяна Самойлова великолепно отыгрывает одними глазами и своей неземной красотой. А большего, пожалуй, и не нужно. Фильм замечательный, смотрится в 2021 настолько легко, что можно сказать, что он просто покоряет время.
И время не властно над ним. Обязательно к просмотру! Их мне тяжело смотреть, так как понимаю: какой ценой нам досталась победа. Я и люди моего поколения и представить не можем, через что прошли те доблестные герои, которые ценой собственной жизни защитили нас от фашизма. К сожалению, с каждым днем все отчетливее понимаю, что мы не достойны их усилий. В наше время, люди не ценят друг друга: брат предает брата; мы отворачиваемся от людей, которым негде жить, даже хлеба купить не на что; повзрослевшие дети забывают о своих родителях; каждый норовит урвать свой кусок, не думая об остальных; сущность человека познается лишь после его смерти. Во время просмотра кинокартины «Летят журавли» 1957 года, у меня снова и снова возникал вопрос, на который я так и не сумел дать удовлетворяющего меня ответа: зачем? Сказать по правде, я намеревался гораздо больше разузнать о данной кинокартине, а не только, что Михаил Константинович Калатозов оживил героиню пьесы Виктора Розова «Вечно живые», но после просмотра фильма, я решил написать лишь то, как подействовала картина целиком и Вероника в частности на меня.
Вероника, хоть и достаточно взрослая, но умом легкомысленная красивая девочка. Она задорная и кокетливая, видящая жизнь в розовом цвете, однако, благодаря своему опрометчивому поступку, она становится взрослой женщиной. К сожалению, урок, который преподносит ей сама жизнь — слишком горька и жестока. Вероника, выходит замуж за музыканта, который ложным путем добыл себе бронь от войны в то время, как ее молодой человек защищает родину с оружием в руках. Больше всего меня раздражал тот факт, что Вероника прекрасно понимала, что поступает гнусно, но осознанно шла на встречу подлости. Она не переставала ждать от Бориса письма, хоть каких-то известий. И тут я возвращаюсь к вопросу, про который упомянул выше. Зачем она так поступила?
Ведь была в здравом уме. Актриса Татьяна Самойлова прекрасно продемонстрировала все эмоции героини. Она, уставшая, потерянная, приходит на вокзал встречать своего Бориса, который уже никогда не вернется, но она ждет его и верит. В ее красивых глазах еще теплится огонек надежды, и не угасает он и тогда, когда смерть любимого становится очевидной. Однако ни создатели фильма, ни Татьяна Самойлова не дали мне ответа на уже упомянутый вопрос. Безусловно, с технической стороны — картина выполнена безукоризненно, чего только стоит работа Сергея Урусевского: даже тонкие линии на одежке героев отчетливо прослеживаются. Кино может быть сделано в высшей степени профессионально: работа режиссера, оператора, художника-постановщика и т. В конце 50-х годов.
Особенно это касается фильмов о войне. На этом фоне на экраны выходит фильм Летят журавли, который был признан шедевром мирового киноискусства. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале, положительные отзывы в отношении актёров Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, замечательная постановка режиссёра Михаила Колотозова и блестящая операторская работа Сергея Урусевича. Не могу не пройти мимо музыки. Моисей Вайнберг написал гениальную музыку, которая держит нерв фильма. Мне понравилось, как герои преодолевают себя. Я считаю Веронику и Бориса Ромео и Джульттой военного времени. Они, как вечные двигатели прогресса, навсегда стали эталоном героев вечной любви.
Есть и другие персонажи, но на фоне Бориса и Вероники, они настолько второстепенны, но их образы незабываемы. Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но Летят журавли всегда будут стоять выше остальных. Очень точно показано в деталях, чем на самом деле была война для обычных людей: человек делает шаг в пропасть, потому что, а кто еще, если не он? А там уже как повезет, кто-то вернется, кто-то — нет. Да, никому не хочется. И никому не хочется покидать своих близких. Слова отца бьют прямо в точку — нет такой награды, которая бы искупила тот подвиг.
Именно войны, военных действий, в фильме почти нет. Показано то, что происходит, когда солдат уходит: опустевшая квартира, тоска, страх, что свиделся с родным человеком в последний раз. Сцена проводов тоже разрывает сердце — это не просто белый платочек, которым махают вслед. Это вцепившиеся в сыновей матери, которые не хотят их отпускать, жены, которые просят писать с фронта, толпа, неразбериха, попытка оттянуть момент ухода на фронт — эмоции переданы очень точно. И это можно сказать про весь фильм. Он очень чувственный. Как средство выражение этих чувств, конечно нельзя не отметить и это делали уже миллион раз до меня операторскую работу. Во-первых, очень красиво, как художественная фотография.
Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники. Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражен точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает.
Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис. Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику.
Они вновь могли есть, пить, ходить по нужде. Вновь смогли заняться домашними делами — наладить связи с родными, обустроить быт, обзавестись семьей. Идеалом был итальянский неореализм с его поэзией будней. И «Дом, в котором я живу» 1957 Сегеля и Кулиджанова — такой пример неореализма в его советском изводе. Середина 1930-х, новый многоквартирный дом. Жильцы — пестрая толпа, они же — персонажи фильма. Большая рабочая семья Давыдовых, Волынские — кажется, служащие, этакий средний класс: мать щеголяет в лисьем воротнике, дочь хочет быть актрисой и с детства ходит в музыкальную школу. Рядом — артистическая богема: Ксения Николаевна с огромным портретом Ермоловой на стене — и естественнонаучная интеллигенция: геолог Каширин, вечно занятый поисками лучистого колчедана, и его несчастливая жена Лидия. Сюжет — сценки из жизни всех этих людей. Кто-то счастлив, а кто-то несчастен, Сережа Давыдов любит Галю Волынскую, Лидия страдает от вечного отсутствия мужа, изменяет ему и хочет поехать в Старый Оскол к маме, Галя вместе с Ксенией Николаевной разучивает монолог из «Грозы». Отчего люди не летают как птицы? Потом на горизонте появляются роковые цифры «1941» — и начинается война. Кто-то из героев не возвращается, кто-то возвращается калекой, но после войны жизнь продолжается, и вместе с новым поколением появляется новая надежда. Это очень похоже на «Летят журавли»: устоявшийся быт до войны, война и ее тяготы, показанные на примере тыла, разбитое семейное счастье и вместе с тем — парадоксально счастливый финал. Однако вряд ли можно найти картины более непохожие. В кадре опять большие квартиры представителей интеллигентных профессий, в кадре опять слишком много кино. Полеты камеры и сложные однокадровые сцены подрывают реальность, слишком далеки от столь притягательной итальянской традиции. Хотя малокартинье обычно пренебрегало выразительными средствами абстракции необходимо выдавать себя за реальность, а потому она всячески боится разоблачения , излишняя игра с языком кино может вызвать подозрение. В конце концов, некоторые видят прямую связь между изощренным кинематографом 1920-х и возникшими в 1930-е тоталитарными диктатурами укажем, например, что Михаил Лифшиц не видел принципиальной разницы между «Доктором Калигари», «Нибелунгами» Ланга и «Александром Невским» Эйзенштейна, считая все это явлениями глубоко тоталитарными. Однако «подрыв реальности», предпринятый Михаилом Калатозовым и его соавтором, оператором Сергеем Урусевским, не имеет с «тоталитарной деформацией действительности» ничего общего. Скорее, речь идет о неизбежном событии и наиболее полном воплощении тех тенденций, что вызревали в советском кино все 1950-е. Сложная операторская работа Урусевского существует не сама по себе: чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить «Летят журавли» с «Кавалером Золотой Звезды» 1950 , другой значимой работой Урусевского, вышедшей еще в эпоху «малокартинья». Она помогает раскрыть субъективность, человечность героев. Прежде всего — Вероники и Бориса. Но также речь идет и о создании портрета поколения — достаточно пересмотреть долгую сцену проводов Бориса на фронт. Камера Урусевского фиксирует каждое лицо: перед нами не масса, но сложная многофигурная композиция. Коллектив — мудрый, понимающий, способный дать совет оступившемуся герою — распадается на сотни индивидуальностей. Иллюзия большинства исчезает, оставляя конкретных людей и их конкретные переживания. Но именно в «Журавлях» полуосознанное открытие становится сознательным приемом. Дальше — знаменитые массовые сцены в «Заставе Ильича» 1965 и «Июльском дожде». Сейчас это заявление может показаться странным, но «Летят журавли» окончательно возвращают послевоенному советскому кино природу, вписывают жизнь героев в естественный природный цикл. Малокартинье сосредотачивалось на политических вопросах, не замечая мира вокруг себя.
Единственный отечественный фильм, ставший обладателем Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Борис и Вероника любят друг друга, но их счастье прерывает известие о начале войны. Хотя у молодого человека есть бронь, он уходит на фронт добровольцем. Вероника остаётся ждать его… Летят журавли стал новым словом в кинематографе, поразив отечественных и зарубежных зрителей новаторскими киноприёмами.
Как это снято: «Летят журавли»
Кадр из фильма "Летят журавли". Кадр из фильма "Летят журавли". Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Драма Михаила Калатозова "Летят журавли"По мотивам пьесы "Вечно живые".
Фильм «Летят журавли» смотреть онлайн
Ушли такие великие актеры, как Татьяна Самойлова, сыгравшая Веронику, в этом году скончался и Алексей Баталов, исполнитель роли Бориса. Однако нам удалось поговорить с одним из актеров, который сыграл важную, пусть и эпизодическую, роль в этой киноленте. Николай Сморчков исполнил роль раненого солдата, который, находясь в госпитале, где работает героиня Самойловой, узнает о предательстве невесты. Из-за его припадка и реакции окружающих Вероника впервые понимает, что совершила ужасный поступок, предав любимого, и это в корне меняет ее жизнь. Сегодня Николаю Гавриловичу 87 лет, но, несмотря на почтенный возраст, он продолжает активно сниматься. В интервью «Истории. РФ» актер поделился своими воспоминаниями о съемках в легендарном фильме Михаила Калатозова. Там у меня была небольшая роль, которая мне очень не нравилась, — комсорг секретарь комсомольской организации. Он все время спрашивал меня почему, а я говорил, что не люблю невыписанные роли и какие-то нечеловеческие слова. В общем, в этом фильме я снялся, а через три года он позвал меня и сказал: «У меня есть очень небольшой по объему эпизод, но он — самый главный в моей картине. И я, и оператор, и съемочная группа — все мы очень серьезно к этому относимся.
Если мы найдем правильного актера, тогда фильм у нас получится, а если не найдем — нас ждет провал». Он рассказал, что главная героиня, Вероника, изменила своему возлюбленному, не дождалась его с войны. А в госпиталь, где она работает, попадает мальчик, которого в деревне не дождалась невеста. Калатозов сказал, что в этом маленьком эпизодике должен быть невероятный накал, потому что только тут Вероника поняла, какой неверный шаг она совершила в своей жизни. Вот, почитайте», — сказал Михаил Константинович, дал мне сценарий и вышел из кабинета. Я почитал минут 5—10 и, когда он пришел, сказал, что это мне очень интересно. Я посмотрел на него и сказал: «Сделаю!
Тут закономерность времени, комсомол, идеи… Все это понятно… Это же массовый гипноз, как в цирке… Вы сидите… Все засыпают, потом пляшут, поют. А я никогда не поддавался гипнотизерам, даже когда хотел…… Я скоро оставлю жену… просто невыносимо, иногда домой возвращаться не хочется. Что вы из-за нее на меня налетаете? Ну ошибся я… Она тоже не маленькая. А это 20-летний сын соседки, который был свидетелем гибели Бориса: - До войны я что знал? Дом да школа… Ну, стадион еще… В общем, маменькин сынок… А там, знаете, люди просто особенные... Борис тоже из разведки полз, а когда посылают в разведку, ничего не разрешают брать с собой… Ни Марк не уходит от Вероники, ни она от него, а все вместе они возвращаютя в Москву. Война продолжается, слышны залпы салюта в честь освобождения очередного города. И Вероника говорит ухаживающему за ней соседу: - Черты лица Бориса уходят из памяти… и это не беда... Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои недожитые жизни? И как мы будем жить?.. Это — тридцать второй мой воскрешенный. Успех в любой профессии доставляет чувство удовлетворения и радости. Учительница Анна Михайловна. Как это ни парадоксально, вероятно, да. Я нашла для себя ответ на вопрос, куда и зачем летят журавли.
После "Журавлей" понятие "камера Урусевского" прочно прописалось во всех учебниках мира по операторскому мастерству Оператор Сергей Урусевский. Знаменитое кружение березок в сцене гибели Бориса - приём, который позже будут использовать операторы и отечественного, и зарубежного кино. Вскоре даже камеры стали выходить со специальными нарезками, позволяющими аппарату вращаться. Александр Митта как-то заметил: "Появление "Журавлей" без Урусевского вообще было бы невозможно. Это картина, у которой два автора, и ещё неизвестно, кто больше - режиссёр или оператор - вложил в неё". Пабло Пикассо был потрясён, увидев фильм Кадр из фильма "Летят журавли". Ты пишешь светом, ты не рисуешь - ты пишешь". Восхитила его и игра Татьяны Самойловой. Художник признался ей: "Сейчас я обнимаю простую московскую девчонку, а завтра ты будешь всемирной звездой: на звёздной машине ты въедешь в звёздный город, и мне будет к тебе не подступиться". Виктора Розова постоянно спрашивали, почему он так назвал фильм и что это означает. Драматург честно признавался: "Пришло в голову, понравилось, вот и всё. Что-то в поднебесном журавлином полёте есть от вечности". Татьяна Самойлова - единственная отечественная актриса, претендовавшая на премию Британской киноакадемии Кадр из фильма "Летят журавли". В итоге победила Симона Синьоре "Путь наверх". Мэтр французского кино Клод Лелуш "Мужчина и женщина" признался, что пришёл в большое кино благодаря "Журавлям" Кадр из фильма "Летят журавли". Волею судеб Лелуш познакомился с Михаилом Калатозовым и наблюдал за его работой над фильмом "Летят журавли".
Фильм сняли на основе пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Он написал ее еще в 1943 году, но советская цензура 13 лет не пропускала ее в печать. Виной тому был облик героини, которая изменила советскому солдату. В 1956-м пьесу наконец опубликовали в «Литературной Москве», а позже поставили в столичном театре. Прочитав произведение, режиссер Михаил Калатозов нашел автора и попросил его написать сценарий для фильма. Фильм потряс не только критиков и зрителей, но и все советское общение.
Актеры и роли фильма «Летят журавли» (1957)
Урусевский сам автор множества сложных технических сцен и инженерных находок, например, круговые рельсы для камеры. Так снимался эпизод смерти героя — кружение берез на фоне бездонного неба. Знаменитые кадры взлета Бориса по лестнице сняты с помощью специального лифт-крана, перемещающего камеру параллельно движению актера. История любви — «взаимного головокружения» — Вероники Татьяна Самойлова и Бориса Алексей Баталов начинается 22 июня 1941 и заканчивается 9 мая 1945 года. Фильм о войне и победе? В нем нет ни одной батальной сцены, нет зримого и осязаемого врага, враг обезличен. Душевные терзания Вероники никак не связаны ни с «положением на фронтах», ни со сводками Совинформбюро — они не упоминаются вообще. Содержание картины замкнуто в круг личных проблем, война только фон, антураж: вот противотанковые ежи на улицах Москвы, проходящий по краешку кадра патруль, раненые в тыловом госпитале… Эпизод ухода на фронт Бориса в начале фильма и встречи фронтовиков в его завершении. Война — это рок, фатум, отрывающий влюбленных друг от друга: «Уйти от тебя трудно, но что же делать, иначе нельзя, война…» — читает Вероника в последней записке Бориса, ушедшего добровольцем на фронт и там погибающего ещё в первой трети фильма. Война — крестный путь, но никак не подвиг. Фильм ознаменовал в советском киноискусстве отделение героического всеобщего от «нормального» индивидуального, в котором места героическому нет — этим, а не только виртуозной работой оператора и необычностью красоты и потрясающей органичностью Татьяны Самойловой в роли Вероники он поразил советского зрителя.
Вместо эпоса «соцреализма» — пронзительная лирика. В фильме никак не представлена коллективность, объединенная единой целью — необходимостью противостояния общему врагу. В массовых сценах толпа распадается на портреты отдельных людей, да, выразительно и разнообразно очерченных, но это индивидуальные или групповые портреты, а не «портрет эпохи». Просто люди, вырванные из нормальной жизни безликим роком войны. Вероника, Белка, как её называл Борис, с её простенькой песенкой «Журавлики-кораблики летят под небесами, и серые, и белые, и с длинными носами» — не готова к тяготам.
Война разлучила двух влюбленных - Бориса и Веронику.
Он ушел на фронт добровольцем, ее родители погибли во время бомбежки, и она поселилась в семье Бориса. Юноша пропал без вести. Сломленная несчастьями, Вероника выходит замуж за брата Бориса Марка.
Любопытное и случайное совпадение, когда фильм попал в Канны, на французский язык его перевели как "Когда прилетают аисты"... А всё потому, что оригинальное название на местном сленге означает "проститутки воруют". О войне без войны Предоставлено телекананлом "Мосфильм. Золотая коллекция" На съёмках фильма "Летят журавли". Картина поменяла представление о фильмах, посвящённых Великой Отечественной войне. Фильм охватывает всю войну, при этом в кадре ни разу не появляется образ врага. Есть только звуки бомбёжек, летящих самолётов над Москвой, а пули, настигающие героев, берутся будто бы ниоткуда.
Режиссёр Михаил Калатозов намеренно добивался этого психологизма, пытаясь донести до зрителя, что главный враг — это сама война, которая передана в мельчайших деталях. Операторская работа Урусевского, который окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и смотрел на фильм глазами художника, во многом предопределила успех картины. Ради красивых кадров создатели часто шли на различные ухищрения и даже жертвы. Чтобы снять стремительный пробег Бориса по лестнице, был создан макет трёхэтажного лестничного колодца. В пролёте поместили металлический столб с прикреплённой к нему операторской люлькой. Когда Алексей Баталов, исполнитель роли Бориса, бежал наверх, помощники поднимали люльку вместе с оператором. Чтобы снять проход солдат по болоту, Урусевский несколько часов лежал на железном листе с камерой в руках.
В таком контексте субъективная камера и съемка с рук помогает подключить зрителя к активному сопереживанию и почти к участию в действии. В ряде сцен, например, в знаменитых проводах на фронт, динамичная камера позволяет нам буквально ощутить окружающую толпу. Сцена из фильма «Летят журавли» Другой пример смелого использования сочетания камеры вместе с изменением скорости съемки — сцена попытки самоубийства Вероники. Камера находилась в руках у бегущей Татьяны Самойловой и снимала на скоростях 18, 12 и 4 кадра в секунду. Использованные приемы помогли точно выразить безумное состояние героини, срезонировать колебаниям ее души. Урусевский, говоря об активной роли камеры, замечал: «Оператор должен играть с актерами». Сцена из фильма «Летят журавли» Один из самых знаменитых кадров фильма, — круговая панорама с бегущим по лестнице Борисом, — был одновременно и одним из самых сложных в съемке. Для него специально выстроили квадратную деревянную декорацию: трехэтажную лестничную клетку с железным столбом посередине, к которому была прикреплена операторская люлька. В люльку садился оператор с камерой, и конструкция с помощью троса поднималась вверх по спирали параллельно бегу Баталова. Операторской группе было необходимо одновременно учитывать целый ряд факторов: синхронизацию скорости подъема актера и оператора, перевод фокуса, свет. Сложностей добавляло то, что декорация была замкнутой и от световых приборов моментально превращалась в печку. Например, так Алексей Баталов рассказывает о съемках кадра с березами: «Его Урусевского — прим. Тут он был и оператором, и штативом одновременно, поэтому для устойчивости и амортизации толчков помощники и осветители подпихивали под него все, что было под руками: операторский брезент, куртки, ушанки, шарфы и рабочие рукавицы». Другой известный кадр — 1,5-минутная однокадровая панорама прохода возле затонувшей пушки. Плавное движение камеры здесь создавалось с помощью листа кровельного железа, на котором таскали Урусевского. В сцене, где герои устанавливают светомаскировку оператор использует затемнения, чтобы наносить на лица Самойловой и Баталова различный «световой грим». От кадра к кадру он меняется, позволяя подчеркнуть тот или иной нюанс в характерах и изменениях эмоционального состояния героев. Признание: от проката до Каннского кинофестиваля Татьяна Самойлова на Каннском кинофестивале 1958 В момент выхода в советский прокат в октябре 1957 года фильм «Летят журавли» встретили неоднозначно. Отмечая новаторский визуальный стиль, многие критиковали драматургию, называя сюжет «притянутым за уши».