Фотография первоначального эскиза картины «Демон поверженный», раскрашенная Врубелем / Фото: Алёна Абрамова. В картине Врубель захотел изобразить свою мечту о Нём, свое виденье Его. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. Третьяковка открыла крупнейшую ретроспективу Михаила Врубеля, призванную стать главным музейным блокбастером года.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. Ввести все творчество Михаила Врубеля к 10 картинам, которые особенно отражают его художественный язык было не простой задачкой. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. выдающийся русский художник, символист и мастер символической живописи. Его картины восхищают своей уникальной энергией и глубиной выражения. И все же судьба Михаила Врубеля ассоциируется с другой женщиной — оперной певицей Надеждой Забелой.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
Удивительное мастерство, трагизм, бунтующий дух и редкостный талант делают Михаила Врубеля великим художником. Богатейший внутренний мир, недоступный для других людей, приоткрывается в его работах. Михаил Врубель появился на свет 17 марта 1856 года в Омске. Из-за службы отца семья часто переезжала: будущий художник учился в Одессе, жил в Астрахани, Петербурге и других городах. В 1874 году он начинает учиться на юриста, но скоро бросает университет. Михаил Врубель к недовольству отца поступает в Академию художеств в Петербурге. Позже он учится у Павла Чистякова, выдающегося педагога. Тогда же он знакомится с Ильей Репиным, который посоветовал ему начать работать с натурой самостоятельно. Художник много занимается акварелью, рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г.
Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Талантливый живописец создает росписи и пишет лик ангела для Софийского собора.
Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество.
Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря». К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем. Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию. Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы.
Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения. Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж. Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве. Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой.
Эмилия же была с ним довольно резка и взаимности не питала, поэтому дабы разрешить эту непростую ситуацию Прахов решил отправить художника в Италию. Именно этот художественный образ девушки с огромными, бездонными глазами навсегда останется визитной карточкой Врубеля и пройдет с ним сквозь все его творчество. Девочка на фоне персидского ковра То, что Врубель был знатным выпивохой ни для кого не секрет. Он проматывал свои небольшие гонорары и снова оставался без гроша. Такое положение заставляло его быть частым посетителем ссудных лавок, где он закладывал свои вещи и картины. Надо сказать, что не только ссуды влекли художника туда. Его манили и все те разнообразные богатства лавок: персидские ковры, старинные вазы, жемчуга и самоцветы. Однажды, чтобы получить очередную ссуду от хозяина лавки, он предложил написать портрет его дочери. Девочка на фоне персидского ковра, 1886 год. Врубель нарядил эту маленькую еврейскую девочку в шелка и атлас, жемчужные ожерелья и огромные перстни, выстроил декорации из ковров, вложил ей в руки кинжал и розу символ любви и смерти и принялся писать. Работа отцу не понравилась, и принимать он ее отказался. Врубель пытался трижды продать ее на аукционе, но все без толку. Картину в итоге приобрел один из киевских коллекционеров. Сейчас это одна из самых узнаваемых и прекрасных картин художника. Демоны Врубеля Тема Демона не давала покоя художнику на протяжении всего его творчества. В каждый свой творческий ли, личностный ли кризис Врубель возвращался к этому образу снова и снова. Эта картина у меня вызывает особенный трепет. Какое-то невероятное сочетание невиданной мощи и абсолютного безразличия мы видим на лице демона. Он окружен пейзажами невиданной красоты, диковинными цветами, словно созданных из граненых самоцветов, но пронзительно одинок. Демон сидящий, 1890 год. Позже, когда психологическое состояние Врубеля ухудшилось, Демон стал в буквальном смысле его навязчивой идеей. Он как будто выливал на холст тяготы своей собственной борьбы со своими демонами. Облик Демона не раз менялся: он был то злым, то жалким, то злорадным, то грустным. Врубель решил покончить со своим демоном, сбросив его с гор Кавказа. Так появился Демон поверженный. Его кости изломаны, а крылья рассыпались на сотни перьев. Они будто золотым ковром покрывают скалы ущелья. Картина очень декоративная, но к сожалению из-за экспериментов художника с красками он добавлял бронзовый порошок она потеряла свою красочность. Тем не менее она стоит того, чтобы рассмотреть ее. Находится в Третьяковке. Демон поверженный, 1902 год.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900 г. Центральный образ, к которому он обращался на протяжении почти всей жизни, — это образ лермонтовского Демона. Еще при жизни о художнике ходило много слухов — о том, например, что он продал душу дьяволу, и тот открыл ему свое истинное лицо. Увиденное привело к слепоте и помешательству, и последние годы жизни художник провел в клинике для душевнобольных. Что же тут правда, а что — вымысел? Демон сидящий , 1890 г. Образ Демона действительно не давал художнику покоя. Впервые он обратился к этой теме в 1890 г. Часть рисунков так и не попала в книгу — современники не смогли оценить по заслугам талант художника.
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. Новая Третьяковка знакомит публику с творчеством Михаила Врубеля.
Как смотреть работы Врубеля, или Рождение трагедии из духа узора
Это цикл программ о наиболее ярких представителях русского модерна и символизма, влияние на мировую культуру которых трудно переоценить, об их творческом поиске глубинных смыслов и новых форм выражения. Информация подается в формате мини-фильмов, погружающих слушателей курса в творческий мир талантливых живописцев, скульпторов, архитекторов. Авторы программ познакомят участников с уникальными исследованиями и работами лучших специалистов в этой области, информации о которых не найти больше нигде в сети.
Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Заключительным штрихом в легенде о Врубеле-Фаусте стало мучительное чувство вины, которые съедали художника в последние годы жизни. Ангел смерти На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни — тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» - последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка.
И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу. Поверженный «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Он по несколько раз в день мог переделывать сюжет и работал над картиной, порой, по 20 часов в сутки. И все же выразить задуманное не удавалось — его Демон получался сломленным и безумным. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Через восемь лет ослепший Врубель сам будет доведен болезнью до самого края, с которого трагически обрушится вниз, подобно поверженному Демону, изуродованное тело которого на полотне разбито о скалы.
Работы художников, скульпторов и архитекторов Серебряного века не только ярко отражают национальный характер и менталитет, но и затрагивают глубокие философско-эстетические проблемы. Наши просветительские онлайн-проекты откроют перед слушателями удивительные факты и новые стороны знаменитых произведений искусства.
Подарят возможность в полной мере насладиться творениями выдающихся мастеров русского модерна.
Работал в живописи, графике, с керамикой и скульптурой, делал декорации и костюмы, архитектурные проекты. Входил в Абрамцевский кружок.
Часто подвергался критике. К концу жизни страдал психическими расстройствами, в последние годы ослеп. Фантастически работал с цветом.
Произведения не поддаются однозначным трактовкам. Часто не завершал картины. Участвовал в реставрации Кирилловской церкви в Киеве, многое почерпнул у византийского искусства.
Начал с иллюстраций к поэме М.
10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля
Соответствующую проверку перед этим провела прокуратура Москвы после того, как в ведомство обратилась гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. В 1995 году в Третьяковскую галерею передали на экспертизу и дальнейшее временное хранения картину "Автопортрет" Михаила Врубеля и репродукцию "Мужской портрет". Все это время произведения хранились в музее и учитывались в фонде временного хранения. О праве собственности на них никто не заявлял, также отсутствовали документы, подтверждающие принадлежность каким-либо лицам.
Врубель писал портреты современников и пейзажи, иконы, фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов и декорации, создавал произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Художник выработал особый стиль создания картин филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Среди его работ - иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, навеянные поэтическими образами Александра Пушкина и Иоганна Вольфганга Гете. Врубель признан крупнейшим отечественным символистом и мастером стиля модерн.
Но комиссия не допустила их к просмотру. Ситуацию хотел спасти Савва Морозов, выставивший «Принцессу Грёза» и «Микулу Селяниновича» в собственном павильоне, но публика враждебно приняла картины. Демон летящий.
Само произведение выполнено в тёмных, мрачных тонах. На демоне коричневая туника, перевязанная поясом. Он воспарил над горами Кавказа и рекой, но большинство деталей не прорисованы, так что непонятен окончательный замысел. Демон летит, как и сам художник хотел взлететь, но в манере и тёмных тонах картины видно, что Врубель уже сильно болел. И символизм проявился в её незаконченности… Портрет сына. Физически крепкий и здоровый мальчик имел дефект — у него была заячья губа. Живописец винил в этом только себя, но, прервав работу над «Демоном поверженным», создал портрет Саввушки. На нас с картины смотрит детское лицо, но искажённое испугом и серьёзным взглядом. Описание картины всегда сопровождается припиской, что рождение сына с «заячьей губой», а больше — его внезапная смерть в 1903 году ещё больше повергло художника в депрессию. Демон поверженный.
Красивым фоном картины выступает горный пейзаж, залитый светом алого заходящего солнца, а на переднем плане — фигура поверженного демона. Он как бы зажат между верхним и нижним краем картины, и не может вырваться. Выставленная в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусств» картина, произвела настоящую сенсацию, а ранняя публика наблюдала, как автор переписывает своё полотно.
На выставке можно увидеть прекрасные живописные и акварельные портреты Забелы-Врубель.
Жена ввела Врубеля в мир музыкантов, он познакомился с Н. Римским-Корсаковым, создавал костюмы к его операм. В Москве Врубель занимался также книжной иллюстрацией и керамикой. В этот период художник увлекся фольклором и создал такие картины как «Богатырь», «Пан», «Царевна-Лебедь», представленные на выставке.
Из Третьяковской галереи привезли также шедевр Врубеля — холст «Демон сидящий ». То есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» - полуобнаженная, крылатая, уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», - писал художник. Это начало пути к главной его картине. Врубель говорил, что демон — не черт или дьявол, что «демон» по -гречески значит «душа», «дух».
У зрителей на выставке есть прекрасная возможность всмотреться в поверхность холста, рассмотреть цветовые кристаллы, характерные для Врубеля. На выставке экспонируются две картины с кустами сирени, на одной из них портрет Забелы художник превратил в демона сирени. Последние годы жизни были тяжелыми для художника. Потеря сына, душевная болезнь, но Врубель продолжал работать даже в клинике.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
Так, уже более ста лет картина «Сирень» обретает всё новых поклонников и вызывает очень разные трактовки написанного на полотне. В субботу, 27-го мая с 15:00 до 22:00, будем ждать всех в сквере у Пермского дома народного творчества на «Сиреневом фестивале»! Пермский дом народного творчества «Губерния» выражает признательность Государственной Третьяковской галерее за сотрудничество.
Художник представил работы "Принцесса Греза" и "Микула Селянович", отвергнутые приемной комиссией Академии художеств "как нехудожественные". В ответ Мамонтов совершил демарш - в короткий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше "Панно Врубеля", в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры похожий случай был с "параллельной" выставкой Курбе на Парижской выставке. Невзирая на трудности и драматические перипетии, связанные с Нижегородской выставкой, 1896 год был счастливым для Врубеля - в начале года он познакомился, а в июле в Женеве обвенчался с певицей Надеждой Ивановной Забелой.
Он увидел и услышал ее в Петербурге, на сцене Панаевского театра, где давала спектакли организованная Мамонтовым Московская частная опера. Нельзя говорить о Забеле просто как о "жене Врубеля", так же как странно читать, что Врубеля в театральных кругах называли просто "мужем артистки Забелы". И муж и жена были каждый в своей области большими художниками, и их брак означал содружество людей искусства, друг друга понимавших и вдохновлявших. Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в творчестве Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам - став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника.
Она, правда, не могла принимать столь же прямого участия в работе Врубеля над картинами, но ее пение, ее артистическая индивидуальность значили для него очень много, так что, в конечном счете, она помогала ему даже больше, чем он ей. В ней Врубель нашёл тот образ, который давно ему мечтался и ускользал от него. Забела стала его музой: ее портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван - "Муза". Следующее пятилетие 1896-1901 стало для Врубеля самым плодотворным в творческом плане и благополучным - в плане житейском. Мамонтова, Н.
Забелы и др. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", - писал художник А. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с "мирискусниками" хотя А.
Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям , много выставлялся - на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Главным организатором "Мира искусства" был энергичный, инициативный С. Дягилев, душой и теоретиком - Александр Бенуа; ядро "Мира искусства" составляли художники К. Сомов, М. Добужинский, Е.
Лансере, Л. Бакст, а позже В. На выставках "Мира искусства" принимали участие Левитан, Коровин, Нестеров, Рябушкин и многие другие, в том числе члены Товарищества передвижных выставок. И впервые стал выставляться Врубель. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись.
Дягилевым, была фактически первой, где некоторые вещи Врубеля предстали на всеобщее обозрение. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений. Потом они стали появляться и на московских выставках. На рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой. В 1899 году Врубель потерял отца, которого преданно любил.
В его поведении знакомые стали замечать странности: он вырастал в собственном мнении, ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.
Ценителей искусства Врубеля к началу ХХ века было мало, а поношений - много. Одним из самых тяжелых стал отзыв влиятельнейшего русского критика В. Тот раздраженно обзывал его картины нелепым декадентским хламом, говоря: "В своих "Демонах" Врубель дает ужасающие образцы непозволительного и отталкивающего декадентства". В такой атмосфере в 1900 году Врубель начал работу над давно замышлявшимся "монументальным Демоном" - самым патетическим своим творением. В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын, в честь Мамонтова его называют Саввой.
Ребенок появился на свет с врожденным дефектом - "заячьей губой", - что произвело на художника тягостное впечатление. Примерно в это же время, после целой серии графических, скульптурных работ, посвященных Демону, художник начинает еще одно живописное полотно, страшное в своей обреченности, которому придает особое значение. Он называет его "Демон поверженный". Художник работал запоем, по 17 часов в день, иногда ночи напролет, работал напряженно и мучительно. Бенуа вспоминал, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит.
Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто в ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Картина ещё висела на выставке, когда ее автора пришлось поместить в одну из московских психиатрических лечебниц. В марте 1902 года В.
Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь сухотка спинного мозга , которая грозила сумасшествием. Прогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. В течение полугода его состояние было настолько тяжёлым, что к нему никого не допускали, даже сестру и жену. Потом он начал поправляться, писать вполне здравые письма близким, пытался рисовать, но это давалось ему с трудом - после эйфорического подъёма, которым сопровождалась работа над "Демоном", наступила долгая депрессия, состояние художника все время было угнетенным, себя он считал теперь ни на что не годным. Так он был настроен и тогда, когда вышел из лечебницы в феврале 1903 года и поехал на отдых в Крым.
Ничто его не интересовало, Крым не нравился, работать он почти не мог. В мае 1903 года Врубели доехали до Киева и остановились в гостинице. Неожиданно заболел ребёнок - маленький Саввочка, только начинавший говорить.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. Смерть сына. Второй кризис В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию, и художник вернулся в Москву. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В Киеве болезнь обострилась, и через день — 3 мая — ребёнок умер. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля, и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот»; однако он очень боялся клиники при Кирилловском монастыре. Было решено отвезти художника в Ригу, где его сначала определили в больницу «Ротенберг» к доктору Теодору Тилингу, а затем, по рекомендации Тилинга, в загородную лечебницу для душевнобольных «Атгазен» к Максу Шенфельдту. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Работа не привела к улучшению. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Однако больной держался и летом, поэтому по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. Усольцева в Петровском парке. Клиника Усольцева. Реабилитация Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг , остальное — галлюцинации-«голоса» — он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре. Существенно изменилось и мнение о художнике публики и критиков. Сдвоенный номер «Мира искусства» был целиком посвящён Врубелю, там были приведены репродукции его работ, многие его критики публично взяли свои негативные отзывы обратно. К началу XX века изменились также вкусы и предпочтения публики, в моду вошли импрессионисты и символисты, в результате приемлемыми стали символика и образный строй живописи Врубеля, его эмоциональность и культ красоты. Жемчужная раковина, 1904 На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». Врубель сделал массу графических эскизов, вновь, как и в лермонтовских иллюстрациях, пытаясь решить задачу «чёрно-белой красочности». В феврале 1905 года симптомы психоза вернулись к Врубелю. Надежда Ивановна вызвала из Москвы Усольцева, который приехал за своим пациентом. Михаил Александрович всё понимал и не противился. Накануне отъезда в Москву, 6 марта, стал прощаться с друзьями и родными, посетил П. Чистякова в Академии художеств и Панаевский театр, в котором впервые увидел свою жену. Последняя творческая активность Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича; проявилась атрофия зрительного нерва. Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей, ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Это понимало и театральное начальство, которое держало Забелу в труппе на жалованье 3600 рублей в год. Видение пророка Иезекииля.
Автопортрет художника, 1904 год Новым ударом для творца стала смерть сына Саввы в 1903 году. Потеря снова привела художника в больницу. В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти. Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства.
Здания-картины: где в Москве можно увидеть работы Врубеля
Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа | На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. |
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника | Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м. |
10 шедевров Михаила Врубеля | Михаил Врубель принадлежит к прославленной плеяде русских мастеров рубежа XIX и ХХ веков, и цель данной выставки — показать творческий метод художника, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. |
Русский модерн: на пути к синтезу искусств | Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. |
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Хотя портретов Михаила Александровича Врубеля сохранилось не так уж мало, в том числе несколько автопортретов, его лицо нам как будто незнакомо. Описывать этот «венец творения» Врубеля бессмысленно: в картине сплелось много всего, её нужно видеть лично. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи.
Работы Михаила Врубеля
Картина писалась в студии Саввы Мамонтова, поскольку Врубель обосновался в доме этого известного мецената. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Биография Михаила Врубеля и история создания его "демонических" картин.
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек
Это серии керамических скульптур на темы опер-сказок «Садко» и «Снегурочка» и камин «Вольга и Микула», собранный из 130 изразцов, расписанных цветными глазурями. Забелы-Врубель и В. Брюсова, работы из последних графических серий «Бессонница» и «Раковины», а также знаменитая «Жемчужина». Русский музей выражает благодарность Государственной Третьяковской галерее, предоставившей для виртуальной выставки около 100 изображений работ художника из своей коллекции.
Отдел реализует межмузейные проекты и образовательные программы для музейных специалистов.
После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.
Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель.
Тело прекрасной большой птицы, притаившейся в камышах, кажется такой же хрустальною друзой, как оперение «Царевны», но наступающая ночь уже погасила розовые отблески в этих белых полупрозрачных кристаллах»[16].
И в той и другой паре работ - в фокусе интереса Врубеля - метаморфозы облика жены и музы художника. Обе «Сирени», являясь важными звеньями в цепи трансформаций образа Забелы-Врубель, одновременно служат введением в следующую тему выставки, которую можно обозначить с некоторой долей волюнтаризма как «одушевление материи». Главное и хронологически первое ее произведение - панно «Утро» 1897, ГРМ. Созданное по заказу С. Морозовых для оформления малой гостиной их особняка на Спиридоновке, оно было отвергнуто заказчиками. Однако благодаря вмешательству И. Репина художник не успел его уничтожить, как ранее поступил с не удовлетворившим его самого первым вариантом панно «Полдень», а представил публике на I-й выставке, организованной журналом «Мир искусства». В первый же день оно было приобретено княгиней М. Тенишевой и, несмотря на это, а может быть, и благодаря этому, вызвало полное недоумение зрителей и скандальную реакцию прессы, по своей мощи и ярости превзошедшую историю с панно Врубеля на Нижегородской ярмарке.
Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н. Портретами Н.
Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24]. Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н.
Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова.
Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией.
Среди них - Государственная Третьяковская галерея, главный музей национального искусства России. В залах Третьяковки экспонируется одна из самых известных картин, посвящённых сирени. Михаил Александрович Врубель работал два года, чтобы создать это полотно, и завершил его в 1901-м.