Террористический акт на Дубро́вке — захват заложников на Дубровке в Москве, начавшийся 23 октября и продолжавшийся до 26 октября 2002 года. — Считаете ли вы правильным, что тему «Норд-Оста» в СМИ замалчивают и стараются не вспоминать? Ровно 21 год назад, 23 октября 2002 года, в Москве на сцене бывшего ДК Государственного подшипникового завода шло второе отделение «Норд-Оста». Сразу после трагедии участники организации «Норд-Ост» стали направлять запросы в самые разные госучреждения с просьбой установить памятный мемориал на месте теракта, но понимания не находили. Я хочу вернуться в этот миг, чтобы стало очевиднее: с трагедией «Норд-Оста» мы потеряли не только десятки ни в чем не повинных людей.
21 год назад террористы захватили «Норд-Ост». История трагедии — в 15 фото
26 октября 2002 г. была ликвидирована террористическая группа, захватившая в заложники зрителей мюзикла «Норд-Ост» в концертном центре на Дубровке в Москве. В тот осенний вечер в Москве случился захват заложников в Театральном центре на Дубровке. Ровно 21 год и пять месяцев назад вооруженная банда исламистов Бараева захватила и удерживала больше двух суток зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост». По «Норд-Осту» надо открывать новое дело против тех, кто возвел «правило третьего дня» в неписаный преступный закон. О трагедии на мюзикле «Норд-Ост» напоминает мемориал с фамилиями погибших.
Трагедии «Норд-Ост» 20 лет. Она никогда не повторится — и вот почему
Все это время заложники обходились без еды и практически без воды. Их водили в туалет в оркестровую яму. Дозвониться до Кремля Чтобы маленькие дети не плакали, им раздали программки и сувенирные ручки — порисовать. Взрослым в первую ночь разрешили воспользоваться мобильными. Молодая певица, пару раз мы выезжали с ней на мероприятия.
Я только что смотрел шокирующие новости по телевизору, и вот звонок. Можно было набрать кому угодно: друзьям, родным, коллегам по работе, чтобы те передали обращения боевиков. Жена была на седьмом месяце беременности, она очень растерялась, позвонила в редакцию, там не спали…Вся Москва не спала. Но что могли журналисты в такой ситуации?
Только передавать информацию. Та моя знакомая девушка, кстати, в итоге погибла», — заключает наш собеседник. Три дня Россия не отходила от экранов телевизоров. Показывали снятое внутри здания видео: мужчины и женщины в черных балаклавах с закрытыми лицами на фоне алого бархата зрительного зала с рассеянными по периметру бусинками-заложниками.
Одна из них контролировала наш ряд. Все также смотрели, как входил в зал Иосиф Кобзон, согласившийся вести переговоры с захватчиками, затем детский доктор Леонид Рошаль. Им удалось убедить бандитов, чтобы на свободу выпустили нескольких женщин с маленькими детьми, беременную, иностранцев. Еще он отмечал, что настоящие кавказцы не воюют с женщинами.
Артист попросил одного из главарей группы — Абу-Бакара — отдать ему самых маленьких деток. А те разрыдались без мамы... И этим простым вопросом он «отвоевал» из заложников мать. Предварительно через вентиляцию поступал усыпляющий газ.
Меня словно парализовало.
Заложникам и их спасителям повезло — не рванула… Но состав газа никто не знал, поэтому нельзя было применить антидот — люди продолжали умирать и в автобусах, и в машинах «скорой», и даже в больницах… Последствия теракта Это очень краткое изложение событий. Тогда, 20 лет назад, было много слухов и разговоров о том, что происходило на Дубровке. Конечно, всегда находятся критики действий людей, рискующих своими жизнями ради спасения заложников, бесстрашно идущие под пули и взрывчатку. Не зря один поэт сказал: «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». Находились и тогда такие же «знатоки и специалисты» по борьбе с террором. Событие обрастало дикими слухами и предположениями. Не стану их повторять.
Но было достаточно много и сообщений разнообразных СМИ, которые по горячим следам, в спецвыпусках и в прямом эфире ТВ постоянно честно сообщали о происходящем в Театральном центре, но и они поначалу не все знали. Публиковались сведения, куда отправлены заложники, как живые, так и погибшие. Родные находили их по указанным спасателями телефонам, к сожалению, не всех и не сразу. Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра. Стали известны и потери среди задолжников. Они были ужасны. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников по утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека. Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек.
Среди жертв теракта оказались восемь музыкантов оркестра, шесть технических работников и двое 13-летних актеров «Норд-Оста», игравших главных героев в детстве. Катя Гусева уцелела, так как у нее в тот день был выходной. Пятеро заложников были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств. Погиб Александр Карпов — писатель, бард, переводчик, художник, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла «Чикаго». Один из погибших заложников, Павел Платонов, во время операции выходил на связь по телефону с внешним миром, сообщая о числе заложников в театре и числе террористов. Эта информация оказалась ключевой для спецназа, которая позволила сохранить жизни не только заложников, но и личного состава, осуществлявшего штурм театрального центра. Павла Платонова посмертно наградили орденом Мужества с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни». Выжили 782 заложника, хотя более 700 из них получили травмы различной степени тяжести.
Специалисты из разных стран считают, что освобождение заложников на Дубровке было проведено идеально, благодаря блестящей работе спасателей. Обычно погибают все заложники или большая часть из них. Так, при нападении террористов на торговый центр в Нью-Йорке погибло, по разным данным, около 3 тысяч человек, а страна Сирия вообще была захвачена террористами полностью. В ходе спецоперации все находившиеся в здании театра на Дубровке боевики — 21 мужчина включая руководителя теракта Мовсара Бараева и 19 женщин — были уничтожены. Взрывотехники изъяли у убитых 15 автоматов, пистолеты, гранатомет, 25 «поясов смертников», пулемет и два мощных взрывных устройства, в каждом из которых было по 40 кг взрывчатки. Зданию Театрального центра был причинен ущерб на сумму около 60,7 млн руб. Уголовное дело и судебные решения По факту захвата Театрального центра на Дубровке уголовное дело было возбуждено прокуратурой Москвы сразу в день захвата театра — 23 октября 2002 года. Террористов обвиняли «в покушении на терроризм» и «в захвате заложников».
По данным прокуратуры, организаторами теракта были лидеры бандформирований Шамиль Басаев, Хасан Закаев и Герихан Дудаев. В отношении женщин — захватчиц центра — дело было прекращено в связи с их смертью Следствие выяснило, что некоторые их них стали «шахидками» и поехали убивать детей мюзикл ведь был детский! По поручению Шамиля Басаева, ответственной за вербовку женщин в отряд смертниц, их проживание, а также за выбор места для совершения теракта была назначена Ясира Миси Виталиева, служившая поваром в его отряде. По мнению ФСБ, в ходе подготовки к проведению террористической акции предполагался, кроме захвата заложников, еще и взрыв начинённых взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления мирных граждан. Акция была назначена на 7 ноября 2002 года — в День согласия и примирения. Но в страхе, что в праздник в городе будет усилена охрана, бесчеловечную акцию ее организаторы решили провести раньше. Аресты и суды над некоторыми уцелевшими при штурме театра на Дубровке организаторами и исполнителями терактов продолжались несколько лет по мере их задержания. Я не стану лишний раз упоминать имена этих монстров, устроивших бойню в детском театре.
Все они были или убиты во время теракта или сбежали, но были пойманы и приговорены к длительным — от 7 до 20 лет срокам наказания в лагерях строгого режима. Сейчас из организаторов этого чудовищного теракта в живых остался один Закаев, скрывавшийся все эти годы в Лондоне.
Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек. Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо.
Подозреваемыми тогда стали два уроженца Грозного, но с совсем нечеченскими фамилиями Масин и Кашинский. В итоге один человек погиб и пятеро были ранены. Это был пятый теракт в России за год и третий в Москве. Взрывчатка и на этот раз была начинена поражающими элементами — гвоздями, шурупами и прочим металлом. Тогда погибли 6 человек и 14 пострадали. Ответственность за теракт взял боевик Шамиль Басаев.
На следующий год прогремел взрыв на улице у метро Рижская. Взрыв оказался очень сильным: 10 человек погибли, 57 пострадали. Летом 2006 года на территории Черкизовского рынка с разнице в 55 секунда прозвучало 2 взрыва. Уникальный случай: 2 из 3 исполнителей теракта были задержаны сразу же после взрыва сотрудниками рынка и охраной. Третьего задержали через 2 дня.
О жизни своего мужа и последних днях в зрительном зале Татьяна Николаевна написала книгу «Комета моей судьбы».
С разрешения автора публикуем отрывок из нее. Началось второе действие. На сцене лихо отплясывали летчики, и вдруг как гром среди ясного неба раздались автоматные очереди. На сцену и одновременно во все двери зала ворвались вооруженные автоматами люди в камуфляжной форме, на головах — черные маски с прорезями для глаз и рта. Среди них несколько женщин, одетых во всё черное с ног до головы. Лица тоже до самых глаз закрыты черными повязками.
В руках — пистолеты. Соседка слева, еще не понимая, что происходит, наклоняясь ко мне, прошептала: — У Каверина я такого не помню. Это что-то новое? Понимая, что произошло самое худшее, и сжав твою руку, я почти выдохнула: — Нас захватили! Юрий и Татьяна Жаботинские на отдыхе, 5 октября 2002 года. Снимок подписан: «Последний отдых вместе» Источник: книга «Комета моей судьбы» Под дулами автоматов террористы согнали со сцены в зал всех артистов.
На сцену вышел их главарь, назвавшийся Бараевым. Oбращаясь в зал, он сказал: «Вы тут жируете, а наш народ много лет борется за независимость, вы должны заставить ваше правительство вывести свои войска из Чечни». Тем временем двое боевиков прикрепили на сцене лозунг на арабском языке. Несколько захватчиков принялись прикручивать взрывчатку скотчем к стульям. Пусть выдвигают правительству требование освободить Чечню от своих войск. На поясах шахидок тоже была прикреплена взрывчатка, провода от которой скрывались в их нагрудных карманах.
Недалеко от сцены, примерно в пятом ряду, установили большущую бомбу. Рядом с ней уселась шахидка. Чтобы пройти в туалеты, надо было выйти в фойе, где до входной двери рукой подать. Очевидно, это не устраивало террористов. Они никого не хотели выпускать из поля зрения. Поэтому нужду справляли сразу по несколько человек под дулом автомата чеченца сначала на лестнице, ведущей в подвал, а затем в маленьком помещении, напоминающем радиорубку.
Было заминировано всё, что можно» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Помещение, в которое водили в туалет, оказалось слишком мало и быстро пришло в негодность. Поэтому бандиты решили превратить в туалет оркестровую яму. Туда разрешалось ходить в определенное время при наличии поднятой руки и по очереди. Причем передвигаться можно было только со стула на стул. Ходить нельзя, за этим следили шахидки. Командуя очередью, они проявляли свои симпатии и антипатии.
Если время истекало, доступ в яму прекращался. И это была пытка. В пытку превращалось и само посещение этой ямы. Чтобы туда попасть, надо было вскарабкаться на стул, а затем на высокий барьер. С барьера надо было слезать задом, сначала нащупав ногами шаткий высокий табурет, а с него умудриться спуститься на какую-то подставку, на которой этот табурет стоял, и не сломать при этом ноги. Мне это удавалось проделывать с большим трудом.
Надо было преодолеть брезгливость, унижение, стыд и страх» Татьяна Жаботинская, была в зале во время теракта Раз от разу места, куда можно было безбоязненно вступить, становилось всё меньше и меньше, а соответствующие запахи — всё сильнее и сильнее. Сверху за происходящим наблюдала пара террористов с автоматами и неизвестно с чем в головах. Вместо туалетной бумаги в ход шли ноты еще недавно звучавшей музыки. Есть было нечего, да и не хотелось. Спустя некоторое время откуда-то появились маленькие шоколадки, сок и взбитые сливки в баллончиках. Позже я узнала из интернета, что боевики притащили это из буфета.
Сок бандиты кидали со сцены сидящим в первых рядах, как собакам, а шоколадки и баллончики со взбитыми сливками пустили по рядам. Понятно, что до нашего девятнадцатого ряда мало что дошло. Когда передали сливки, меня затошнило от одного их вида, а ты сделал пару впрыскиваний в рот и передал баллончик девочкам, сидевшим справа от тебя. Эти две девочки были старшеклассницами. Их глаза с момента захвата не просыхали от слез. Ты как мог развлекал их.
У одной из девчонок с собой был роман Максима Горького «Мать». Прочитав его залпом, как умел это делать, ты стал с юмором пересказывать школьницам его содержание, проводя параллель с происходящими в зале событиями. А под конец сказал: — Не плачьте, девчонки, всё будет хорошо.
20 лет теракту на Дубровке. Как убивали мюзикл «Норд- Ост»
По «Норд-Осту» надо открывать новое дело против тех, кто возвел «правило третьего дня» в неписаный преступный закон. ощущать свою страну как большую духовно единую семью. Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста». Премьера восстановленного «Норд-Оста» состоялась 8 февраля 2003 года — спустя три месяца после трагедии. — Считаете ли вы правильным, что тему «Норд-Оста» в СМИ замалчивают и стараются не вспоминать?
Теракт на Дубровке: истории выживших после «Норд-Оста»
Количество жертв в «Крокусе» превысило число погибших в теракте в Театральном центре на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году — тогда погибли 130 заложников. «Норд-Ост» тогда гремел на всю Москву. Я хочу вернуться в этот миг, чтобы стало очевиднее: с трагедией «Норд-Оста» мы потеряли не только десятки ни в чем не повинных людей. В тот осенний вечер в Москве случился захват заложников в Театральном центре на Дубровке. Ровно 21 год и пять месяцев назад вооруженная банда исламистов Бараева захватила и удерживала больше двух суток зрителей и артистов мюзикла «Норд-Ост».
Теракт на Дубровке: истории выживших после «Норд-Оста»
Позднее здесь тоже был устроен склад оружия и взрывчатки [8]. В начале октября из Ингушетии в Москву на КамАЗе, гружённом арбузами, были доставлены 3 взрывных устройства большой мощности, переделанных в Чечне из артиллерийских 152-миллиметровых снарядов и замаскированных в воздушных баллонах тормозной системы КамАЗа, так называемые ресиверы. Для конспирации грузовик сделал остановку в районе пересечения МКАД с Варшавским шоссе , где ночью «воздушные баллоны» были сняты с грузовика и перегружены в автомобиль « ВАЗ-2109 » Межиева, который доставил их в гараж на улицу Академика Пилюгина. Террористы[ править править вики-текст ] Для исполнения теракта были отобраны 21 мужчина и около 20 женщин. Возраст смертников составлял от 16 до 42 лет; большинству было от 20 до 23. Для обеспечения девушек жильём Ясира Виталиева, используя поддельный паспорт на имя Хавы Эрбиевой, через агентство недвижимости «Калита-Град» заключила договор аренды трёх квартир на октябрь по адресам: Воронцовская улица , дом 22; Фестивальная улица , дом 15; Элеваторная улица , дом 4, корпус 1. Таким же образом были отобраны квартиры для проживания мужской части террористической группы. Эльмурзаев использовал для проживания квартиру на Элеваторной улице.
Мовсар Бараев, используя подложный паспорт на имя Шамильхажи Ахматханова, устроился в квартире на Веерной улице , дом 30, корпус 2. Некоторые девушки летели к месту теракта на самолёте из Ингушетии. По прибытии люди рассредоточились по квартирам по 4-5 человек в каждой. Оружие, боеприпасы и взрывчатка, часть которого хранилась на Огородном проезде, а часть — в посёлке Чёрное, также были рассредоточены по нескольким квартирам в Москве. Для этого лучше всего подходили концертные залы и театры. После долгого отбора террористы остановились на трёх точках: Московский дворец молодёжи , Театральный центр на Дубровке , где шёл мюзикл « Норд-Ост », и Московский государственный театр эстрады с мюзиклом « Чикаго ». Ясира Виталиева под видом любительницы мюзиклов вместе с сообщницей или сообщником прошлась с видеокамерой по всем этим местам.
Её задачей было разведать систему охраны, расположение внутренних помещений, подходы к зданию. После совещания Эльмурзаев принял решение организовать захват заложников в здании Театрального центра на Дубровке, который находился недалеко от центра Москвы, имел большой зрительный зал и малое количество прочих помещений. Теракт у ресторана «Макдоналдс» 19 октября[ править править вики-текст ] За организацию взрывов заминированных автомобилей отвечал Асланбек Хасханов. Для выполнения террористической акции в одном из техцентров по ремонту автомобилей в бензобаки ставилась перегородка, которая делила бак на две части — в одну часть заливался бензин, чтобы автомобиль мог эксплуатироваться в обычном режиме, а во вторую половину закладывалась взрывчатка. Когда машины были подготовлены, было решено, что сначала должны состояться взрывы, а потом — захват театрального центра. Были выбраны места для совершения терактов: Концертный зал имени Чайковского — « ВАЗ-2108 », приобретённый в августе-сентябре Ахъядом Межиевым. Ресторан « Макдоналдс » на улице Покрышкина — « Таврия », приобретённая, по некоторым данным, тем же Межиевым.
В тот же день, 18 октября 2002 года , Аслан Масхадов дал интервью французскому агентству Франс-Пресс , в котором заявил об активизации своих связей с наиболее экстремистскими лидерами чеченских террористов. Отвечая на вопросы агентства, Масхадов объяснил радикализацию своей позиции отказом Запада поддержать его. При этом он заявил о некоей готовящейся сепаратистами «исключительной операции», однако какие-либо детали он раскрыть отказался [9]. Для теракта возле «Макдоналдса» использовалось взрывное устройство, изготовленное на основе 152-миллиметрового артиллерийского снаряда , усиленного примотанными к нему изолентой шариками, роликами, кусками проволоки и снабжённое часовым механизмом. Время взрыва было назначено на 19:00 19 октября , когда ресторан наполнялся большим количеством людей, пришедших сюда после окончания рабочего дня. Однако по неустановленной причине механизм бомбы сработал раньше, и в 13:10 « Таврия » взлетела на воздух, унеся жизнь 17-летнего подростка [10]. Два других заминированных автомобиля так и не взорвались — по некоторым данным, из-за того, что пластичная взрывчатка, использованная во взрывном устройстве, была учебной и просто не сработала в установленное время [11].
На другой день Хасханов отогнал оба автомобиля на Звенигородскую улицу, предварительно забрав из них взрывные устройства, переделанные под воздушные ресиверы КамАЗа. Автомобили были обнаружены оперативниками в январе 2003 года. Сам Хасханов 20 октября покинул Москву и бежал в Ингушетию. Неудавшиеся самоподрывы смертниц[ править править вики-текст ] За несколько часов до захвата Театрального центра Абубакар Руслан Эльмурзаев встретился с Межиевым у казино «Кристалл» недалеко от театрального центра на Дубровке, прибыв на встречу на красном « Форде-Транзите », который позднее был использован для доставки террористов к ДК. Далее версии расходятся. По версии Алихана Межиева, Эльмурзаев попросил его пристроить на ночёвку двух своих родственниц, приехавших из Чечни. Межиев посадил их в свой автомобиль и повёз домой к своему приятелю Аслану Мурдалову.
Через некоторое время после этого, когда « мерседес » Межиева стоял в пробке на Охотном ряду, по радио передали сообщение о захвате театрального центра. Услышав это, пассажирки, по словам Межиева, занервничали и приказали ему остановиться у ближайшей станции метро. Возле « Библиотеки имени Ленина » женщины, показав «пояса шахидов», сообщили, что собираются взорваться в метро.
Боевики разрешают врачам забрать раненых, но взамен просят передать силовикам, что это не расстрел, а несчастный случай. После того как врачи вынесли пострадавших, террористы сгоняют всех заложников в центр зала и на первые ряды балкона. Террористы читают молитву. Заложники думают, что они собираются взорвать зал, и пишут на руках свои фамилии и возраст. По задумке было «бескровно» Тем временем руководство «Альфы» объявляет подразделению план штурма: «Пустим усыпляющий газ, который применяется при операциях во всех больницах. Подождём, все заснут, и вы войдёте. Разберётесь, где террористы, где кто. Люди поспят, через 40 минут проснутся, и всё будет нормально. Операция должна была по задумке пройти бескровно», — вспоминает полковник «Альфы» Виталий Демидкин. Террористы нервничают. Они выходят на связь с оперативным штабом, требуют включить свет обратно, а не добившись этого, обстреливают стоящих в оцеплении бойцов внутренних войск. В полумраке заложник Сергей Будницкий замечает, как с потолка опускается газ: «Дымок, такая завитучка». Двое террористов прижимают балаклавы к носу и стреляют из автоматов по вентиляции. Штурм начинается настолько неожиданно, что НТВ по инерции продолжает прямую трансляцию. Министр печати Михаил Лесин звонит на телеканал, но ответственный за эфир Савик Шустер ныне сбежал на Украину и оттуда борется с «кровавым режимом» к телефону не подходит. Увидев, что некоторые из них падают без чувств, резервные группы спецназа в нарушение приказа врываются в здание. Просто не выдержали», — объясняет полковник «Альфы» Виталий Демидкин. Как рассказал впоследствии полковник ФСБ Демидкин: «Там в здании было столько взрывчатки, что на месте театра остался бы только котлован, а соседние дома получили разрушения». Заложников без сознания бойцы спецназа выносят на крыльцо, чтобы они продышались на свежем воздухе.
Погибло 4 человека и 12 пострадали. Это был первый в истории современной России крупный теракт, прервавший почти 20-летнюю эпоху безопасности, если не брать в расчет потрясений путча 1993 года. После этого в 90-х ещё были серии жутких терактов — взрывы домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе в 1999 году, при которых погибло 100 и 124 человека соответственно. Но XXI век стал ещё более страшным. Теракты во время культурных мероприятий Первая ассоциация, которая приходит при упоминании «Крокуса» — это захват террористами Театрального центра на Дубровке во время премьеры мюзикла «Норд-Ост». Тогда в зале находилось 900 зрителей, которых террористы удерживали более 3 дней почти без еды воды. Действия спецназа по освобождению заложников после вызвали массу вопросов: применение усыпляющего газа перед штурмом театрального зала привело к гибели 120 заложников — люди к тому времени были истощены и физически, и морально. Но все террористы были уничтожены. Во время ликвидации террористов погибли 120 заложников «Норд-Оста» Фото: вдпо. Тогда погибли 16 человек и ещё около 50 были ранены. Теракт на фестивале «Крылья» унёс жизни 16 человек Фото: jsa-stage. Самодельное взрывное устройство мощностью 800 г тротила, начинённое винтами и шурупами, унесло жизни 13 человек. Пострадали 100 человек. Ответственность за взрыв на себя официально никто не взял, заказчиков и исполнителей не нашли. Ни исполнители, ни заказчики теракта в переходе на Пушкинской площади так и не были найдены Фото: вдпо.
Иначе начнутся расстрелы заложников. И они не шутили — в доказательство серьезности угроз тут же расстреляли нескольких заложников. Был смертельно ранен в голову врач, лечивший детей. А его напарница Тамара Старкова, тоже педиатр, получила пулю в живот и позже умерла в больнице. Когда стало ясно, что террористы не собираются решить проблему мирным путем, а настаивают на своих условиях, рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали первые выстрелы. В связи с угрозой взрыва заминированного здания и возможной гибели большого количества людей президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ и УВД России. Спецсредство было пущено в зал через вентиляционные каналы. Боевики начали стрелять по стенам, потолку зала и разным не понятным им коммуникациям, из которых шел белый дымок. Появлялись новые дыры, что грозило обрушением крыши здания и массовой гибелью заложников. Но от газа люди теряли сознание и засыпали в креслах или прямо на полу. Тогда спецназовцы забирали оружие и взрывчатку у террористов, а их жертв на руках выносили на площадь и укладывали прямо на асфальт. В суматохе трудно было разобраться, кто есть кто. Площадь заполнялась неподвижными телами. Некоторые люди приходили в себя, стонали, хрипели и даже были такие, кто пробовал двигаться. Оттуда их, раздетых, живых и мертвых, на автобусах или машинах «скорой» увозили в больницы. Спешили…Ведь никто не знал, не спрятана ли еще где-то взрывчатка и не рванет ли она. Заложникам и их спасителям повезло — не рванула… Но состав газа никто не знал, поэтому нельзя было применить антидот — люди продолжали умирать и в автобусах, и в машинах «скорой», и даже в больницах… Последствия теракта Это очень краткое изложение событий. Тогда, 20 лет назад, было много слухов и разговоров о том, что происходило на Дубровке. Конечно, всегда находятся критики действий людей, рискующих своими жизнями ради спасения заложников, бесстрашно идущие под пули и взрывчатку. Не зря один поэт сказал: «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». Находились и тогда такие же «знатоки и специалисты» по борьбе с террором. Событие обрастало дикими слухами и предположениями. Не стану их повторять. Но было достаточно много и сообщений разнообразных СМИ, которые по горячим следам, в спецвыпусках и в прямом эфире ТВ постоянно честно сообщали о происходящем в Театральном центре, но и они поначалу не все знали. Публиковались сведения, куда отправлены заложники, как живые, так и погибшие. Родные находили их по указанным спасателями телефонам, к сожалению, не всех и не сразу. Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра. Стали известны и потери среди задолжников. Они были ужасны. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников по утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека. Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек. Среди жертв теракта оказались восемь музыкантов оркестра, шесть технических работников и двое 13-летних актеров «Норд-Оста», игравших главных героев в детстве. Катя Гусева уцелела, так как у нее в тот день был выходной. Пятеро заложников были застрелены боевиками до начала штурма, остальные погибли во время проведения спецоперации, а также скончались в больницах из-за кислородного голодания, обезвоживания и дыхательных расстройств. Погиб Александр Карпов — писатель, бард, переводчик, художник, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла «Чикаго». Один из погибших заложников, Павел Платонов, во время операции выходил на связь по телефону с внешним миром, сообщая о числе заложников в театре и числе террористов. Эта информация оказалась ключевой для спецназа, которая позволила сохранить жизни не только заложников, но и личного состава, осуществлявшего штурм театрального центра. Павла Платонова посмертно наградили орденом Мужества с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни». Выжили 782 заложника, хотя более 700 из них получили травмы различной степени тяжести. Специалисты из разных стран считают, что освобождение заложников на Дубровке было проведено идеально, благодаря блестящей работе спасателей. Обычно погибают все заложники или большая часть из них.
Кобзон и Рошаль вывели детей, а Пугачева не сумела. Роль звезд в помощи заложникам «Норд-Оста»
17 лет теракту на Дубровке. Как развивались события - ТАСС | 23 октября 2002 года во время мюзикла "Норд-Ост" группа боевиков ворвалась в здание. |
Убить терроризм в себе. К годовщине «Норд-Оста» | До "Норд-Оста" катался на снегоходе (есть у родителей), развивал скорость по водохранилищу до 140 км/час. |
«Норд-Ост». 10 лет спустя: ibigdan — LiveJournal | Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста». |
«Почему я выжила, а она нет?» Три дня в заложниках на «Норд-Осте» глазами школьницы | Трагедия «Норд-Оста» транслировалась в прямом эфире. |
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было | Трагедия «Норд-Оста» транслировалась в прямом эфире. |
Как все началось
- «Норд-Ост». 10 лет спустя: ibigdan — LiveJournal
- «Норд-Ост»: 20 лет теракту на Дубровке — Москва 24
- «Норд-Ост»: «Вот она, смерть, а вот она, я…»
- «Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было
- 20 лет теракту на Дубровке
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было
Во время захвата «Норд-Оста» руководила группой женщин-террористок. В Москве на сцене бывшего ДК Государственного подшипникового завода идет второе отделение «Норд-Оста». Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры. — В самом сердце России, в Москве, они с легкостью захватили 916 зрителей и участников труппы «Норд-Оста».
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Мы уже говорили с актером детской труппы «Норд-Оста» о том, что он видел и чувствовал во время захвата. Теракт на Дубровке — захват заложников на мюзикле «Норд-Ост»: факты о трагедии, случившейся в октябре 2002 года в Москве. Новости 23 октября 2002 года «Норд-Ост» на YouTube. Лидеры организации «Норд-Ост» выступали с докладом в ОБСЕ, выиграли дело в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. 23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост".
Убить терроризм в себе. К годовщине «Норд-Оста»
Мы отправились туда довольно разношерстной компанией: я, некоторые мои одноклассники, несколько человек из других классов, дети учителей, педагоги. Честно говоря, я до этого ничего не слышала об этом мюзикле, хотя он был очень популярным. Больше была за какой-то кипиш, а окультуриваться не то чтобы хотела. Во время первого отделения спектакля вообще заснула — и слегка упустила сюжетную линию. Когда в самом начале второго отделения во время номера «Танец летчиков» на сцену вышел террорист, который начал палить по потолку, я вообще ничего не поняла. Удивилась, что у него другой костюм, более современный по стилю, но испугаться не успела: подумала, что, наверное, это такая режиссерская задумка, интерактив, сейчас бы это назвали иммерсивным театром. Люди вокруг тоже растерялись — кажется, никто не осознавал, что с нами происходит.
Помню, многие даже пытались смеяться — наверное, чтобы успокоить себя: это, мол, просто розыгрыш, постановка, все в порядке Когда в зале появились другие террористы с какими-то сумками и «калашами», женщины-смертницы, стало понятно: это не розыгрыш, а настоящий теракт. Тогда это слово часто звучало в новостях — даже дети знали и понимали, кто такие террористы, что такое «пояс шахида» и так далее. И вот это случилось с нами. И тем не менее может быть, в силу возраста я не могла сразу осознать весь ужас происходящего, почему-то казалось, что посидим так пару часов, а потом нас выпустят. Впрочем, не скажу, что мне не было страшно. И даже несколько часов в таких условиях казались адом.
А представить, что все это продлится больше суток, и вовсе было невозможно: как можно провести несколько дней в таких условиях, в театре? Но наша классная руководительница тогда сказала: «Готовьтесь, это надолго». И оказалась права. Им было нечего терять Когда первый шок прошел, учительница начала объяснять нам минимальные правила безопасности. По ее совету мы выломали из кресел откидные сиденья, чтобы, если начнется стрельба, прятаться под ними. Так и провели все три дня — из-за спинок передних кресел у нас торчали только головы.
Я не присматривалась внимательно к другим людям в зале. Но несколько моментов запомнились. Была, например, одна женщина, которая нашла где-то бутылку алкоголя, постоянно к ней прикладывалась, в целом вела себя вызывающе, спорила с террористами. Не знаю, что с ней в итоге произошло. Вообще, не только она, но и некоторые другие люди в зале видимо, от стресса, шока вели себя неадекватно: специально привлекали к себе внимание боевиков, пытались их как-то спровоцировать. Это пугало.
Казалось, что люди с автоматами могут в любой момент разозлиться — и плохо будет всем. Сами террористы вели себя по-разному. Кто-то был сдержанным, кто-то разговаривал с нами. Удалось пообщаться с женщинами из группировки — точнее, они были никакими не женщинами, а еще девчонками, ненамного старше нас: им было лет по 16.
Пятеро из них были застрелены до штурма, остальные 119 умерли в больницах после освобождения. Из команды «Норд-Оста» погибли 17 человек: двое юных актеров, которые играли главных героев в детстве — Арсений Куриленко и Кристина Курбатова, 9 музыкантов оркестра, 4 человека из службы зала, один человек из технической службы, продавец сувенирной продукции. По официальному заявлению ФСБ, на Дубровке была применена «спецрецептура на основе производных фентанила». Однако основной причиной смерти большого количества заложников назвали «обострение хронических болезней».
Точный состав использованного силовиками газа до сих пор остается неизвестным. Семьи некоторых жертв впоследствии обвиняли власти в том, что эвакуация спящих заложников была организована неправильно. Предположительно, из-за неправильного положения тел у людей без сознания были перекрыты дыхательные пути, что вызвало асфиксию и привело к смерти многих из них. В 2003 году Путин заявил на встрече с журналистами, что смерть людей наступила «не в результате действия газа», который президент назвал безвредным, а из-за «ряда обстоятельств: обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании». Расследование показало, что террористы принадлежали к международной сети. Было установлено, что организаторами теракта были лидер незаконного вооруженного формирования из Чечни Шамиль Басаев и его сообщники. Позднее Басаев публично признал свою ответственность за него. Басаеву и одному из лидеров чеченских боевиков Зелимхану Яндарбиеву, которые были уничтожены в 2004—2006 годах, а также эмиссару сепаратистов Ахмеду Закаеву были заочно предъявлены обвинения в организации теракта.
В 2004 году Мосгорсуд приговорил еще четверых террористов к тюремным срокам от 15 до 22 лет. Их признали виновными в подрыве автомобиля возле ресторана «Макдоналдс» в Москве 19 октября, а также в пособничестве при захвате заложников в театре на Дубровке. Тогда же был приговорен к семи годам тюрьмы сотрудник паспортного стола, который зарегистрировал в столице одну из террористок. В 2003 и 2006 годах двух боевиков, участвовавших в захвате заложников, приговорили к 8,5 годам строгого режима и 22 годам тюрьмы за пособничество. В 2007 году расследование было приостановлено, но в 2014 году возобновилось после задержания Закаева. По данным следствия, в 2002 году он организовал доставку оружия и самодельной взрывчатки в Москву для террористов.
Некоторым зрителям было разрешено позвонить по мобильным телефонам своим родным, сообщить о своём захвате в заложники и о том, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек из числа заложников [14]. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы [15].
Собранные в зале заложники длительное время оставались без пищи и воды террористы приносили им лишь найденные в буфете минеральную воду и жевательную резинку [16]. О случившемся немедленно извещён Президент России Владимир Путин [17]. Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины. Захватчики называя себя «смертниками из 29-й дивизии» [18]. Начинается проверка паспортов. Артистов мюзикла размещают на балконе. В центре зала и на балконе размещаются два металлических баллона — ресиверы от « КамАЗа ». Внутри каждого — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом.
Подполковник К. Васильев в военной форме, со служебным удостоверением прошёл через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами, предлагая себя в обмен на свободу заложников-детей. Боевики не поверили, что он пришёл сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. Террористы отпускают 15 детей [22] и ещё несколько десятков человек, среди которых женщины, иностранцы и мусульмане [23]. Её быстро допрашивают, уводят в коридор и убивают тремя выстрелами из автомата. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской , политиков Бориса Немцова , Ирины Хакамады и Григория Явлинского [31]. Спустя полчаса Иосиф Кобзон выводит из здания Любовь Корнилову и трёх детей: двух её дочерей и одного ребёнка, которого она назвала тоже своим [32] , вместе с ними выходит Марк Франкетти. Затем выходят и двое сотрудников «Красного креста», которые за руки выводят из здания пожилого мужчину — гражданина Великобритании [33].
Во время переговоров с ними террористы заявляют о готовности отпустить 50 заложников, если к ним прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров [35] [К 1].
В том числе и по физическому здоровью. У меня были огромные проблемы с показателями печени, которые превышали норму в семнадцать раз». Я считаю, что эти звери не должны жить. Это лично мое мнение. Для меня как бывшего заложника и сейчас очень важно, чтобы спецслужбы всех нашли и уничтожили или посадили надолго», — утверждает женщина. Врачи лечат тело, а психиатры — болезни души. Не надо стесняться этого, говорит Ольга, следует вовремя обратиться за помощью, тогда вы избавите себя от проблем на долгие годы. Они просто не могут, не в состоянии жить дальше.
Сейчас я горюю, я в трауре вместе с моей страной. Но я уверена, что мы выстоим. Я смотрю на людей, которые пришли сдать свою кровь раненым и пострадавшим, и я уверена в этом». Не попала на лечение — сдала билет Сейчас Ольга Бадсон-Черняк помогает онкологическим пациентам. Пациенты рассказывают ей свои невероятные истории преодоления и спасения. После «Крокуса» появились новые. Есть женщина, которая хотела приехать на обследование в Москву и заодно сходить на концерт «Пикника». Очень любит эту группу. Но запись в клинику не состоялась, и поездку пришлось перенести.
А еще одна участница подарила свои билеты дяде с тетей, потому что плохо себя чувствовала. Они погибли. То, что произошло, трагическая случайность. Но начинаешь невольно думать, значит, для чего-то ее Бог сохранил? Не могла ездить в метро. По телевизору смотрела только передачи о животных. С тех пор прошло двадцать лет, а она до сих пор отслеживает моменты, где безопасно, где нет. Куда бы ни приходила, ищет запасные выходы, иногда проверяет, открыты ли они. К сожалению, часто нет.
И непонятно, у кого ключ, где его искать, случись ЧП, и все это повсеместно происходит в торговых центрах, кинотеатрах, театрах, торговых залах... Когда случается очередная трагедия, об этом безобразии поговорят пару недель, а затем опять забывают до новой. Не ставьте на окна решетки «Вот этим, я считаю, должны заниматься в школе на уроках безопасности дети.