Новости выступление крестьян в селе бездна

«Восстание крестьян в селе бездна». 1931. Крестьянские волнения 1861. в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот. Бездненские волнения — волнения крестьян села Бездна Спасского уезда Казанской губернии (ныне — село Антоновка Спасского района Татарстана).

Бездненское восстание 1861 года

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. Главная» Новости» Усиление крестьянских выступлений в середине xix в побудило александра ii. Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861.

Смотрите также

  • Что такое бездненское выступление 1861?
  • Волнения в селе
  • Бездненское выступление 1861
  • Бездненские волнения — Википедия Переиздание // WIKI 2
  • Значение слова "Бездненское выступление 1861"

Аресты, розги и кандалы. Как проходила отмена крепостного права в Вятке.

Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения. Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало. Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств. На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов — студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь. Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,— эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе...

Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция! Бездненские события получили известность не только в России, но и за границей и нашли свое отражение в «Колоколе». Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. Одним из главных организаторов движения являлся крестьянин села Высокого Леонтий Васильевич Егорцев. Еще в марте, тотчас по объявлении манифеста, начались волнения среди крепостных крестьян. Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым. Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может»1. Один из участников карательной экспедиции Дреня-кина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова»2. И такой искрой явилось опубликование манифеста.

Движение крестьян в Пензенской губернии отличалось как своей массовостью, так и активными формами борьбы. Крестьяне, как и в других губерниях, либо не хотели верить в подлинность манифеста и «Положений», либо пытались найти в них иное содержание, объявлявшее настоящую волю. Волнения начались 1 апреля в селе Студенки Чембар-ского уезда, где демократически настроенный священник Федор Померанцев, толкуя «Положения», заявил крестьянам, что работать им на помещика не следует. Вполне естественно, что подобная интерпретация манифеста, отражавшая чаяния крестьян, получила сразу же широкую известность. В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чем-барского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3 тыс. Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула. Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен.

Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля 1861 г. Казань, 1948; Устюжанин Е. Безднин-ское восстание 1861 г. Лемке, т.

Выступление крестьян Казанской губ. Началось в с. Бездна Спасского у. Петров Антон Петрович Сидоров истолковывал нек-рые статьи "Положений 19 февраля" в интересах крестьян. В толковании Петрова настоящая воля заключалась в том, что "крестьяне ничего не должны работать на помещика, что вся земля принадлежит крестьянам".

Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. Волнение охватило св. Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб.

В Вятке согласно материалам переписи населения 1850 г. Экономическое и правовое положение крепостных крестьян накануне реформы было очень тяжелым. Поэтому в первой половине XIX в. В 1815 г. Помимо крупных постоянно происходили и мелкие выступления крепостных крестьян, к тому же они принимали активное участие в «Картофельном бунте» 1842 г. Государственные крестьяне обладали намного большими правами, чем помещичьи крепостные: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью, вести торговлю и открывать фабрики. Поэтому помещичьи крестьяне зачастую хотели перейти в разряд государственных, но сталкивались с преградами со стороны чиновников, которые обычно шли на поводу у помещиков. Дела упирались в юридическую волокиту, длились по 30 — 40 лет и часто ничем не заканчивались. Исправить положение помогли только либеральные реформы Александра II, главная из которых — отмена крепостного права. Число помещичьих крестьян в городе Вятка на 1850 г. Народные волнения и жестокое подавление восстаний Подготовка к реформе началась в Вятской губернии в первой половине 1859 г. Документ отправили в Петербург, а в декабре 1860-го в Вятке создали временную комиссию по крестьянскому делу во главе с губернатором Михаилом Клингенбергом. Позже она преобразовалась в губернское присутствие по крестьянским делам, которое и занималось реализацией реформы. Осуществление крестьянской реформы на местах началось с обнародования в кафедральных соборах губернских городов императорского Манифеста об освобождении крестьян. В Вятке он был оглашен в воскресенье 12 марта 1861 г. Газета «Вятские губернские ведомости» сообщала читателям, что «город встрепенулся и оживился», когда до него дошла весть о манифесте, и 12 марта «городские площади почти до самого вечера были полны народом, тогда как в обыкновенные дни они к полудню значительно пустеют».

В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6 тыс. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы - трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты. Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4. В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство. Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой. Значительная часть войск, как указывалось выше, находилась в непрерывном движении, переходя для экзекуции из одних населенных пунктов в другие. Определить количество деревень, в которых волнения были подавлены войсками, также не представляется возможным. Сплошь и рядом то или иное подразделение сажали на крестьянские подводы и направляли по уезду согласно маршруту, данному земским исправником. Прибалтийские крестьяне хотя бы поняли, что свободу им дают без земли, и работать на барина им все равно придется, пусть даже теперь это называется «батрачить». А вот русские мужики слов Манифеста об отмене крепостного права, зачитанного по всем селам страны в феврале — апреле 1861 года, не поняли совершенно. Манифест не был рассчитан на бездну крестьянского невежества. Его пункты были к тому же еще и не вполне справедливы. Ошибки освобождения совсем без земли Александр Николаевич избежал, но теперь земля переходила в собственность крестьян только после ее выкупа. Был установлен порядок выкупа и размер надела для каждой местности — свой и право получения части надела, но без выкупа и т. Для крестьян была разработана система банковского кредитования, совершенно грабительская, сродни нашему ипотечному кредитованию, но даже для того, чтобы взять ссуду, нужно было знать хотя бы азы финансовой грамоты. К Манифесту прилагались еще 17 положений по существу реформы — Положения о крестьянстве, и, чтобы понять этот сложный текст, нужно было иметь хотя бы начальное образование. Или переводчика с казенного языка на человеческий. Обычно же ознакомление с Манифестом проходило так: в село приезжал урядник, зачитывал, ничего не объясняя, текст и уезжал. Потом поп проводил в местной церкви благодарственный молебен во славу царя-освободителя. А из услышанного каждый делал выводы в меру своего понимания. Крестьянские волнения и произошли потому, что мера понимания была специфической. Первый кошмар приключился в селе Казанской губернии с характерным названием Бездна. Крестьянин Антон Петров понял из текста, что царь дал крестьянам волю еще в 1858 году, а чиновники и помещики царский указ утаили. Также он решил, что земля уже два года как полностью принадлежит крестьянам, как принадлежит им же все, что выросло на ней за эти два года. Своим открытием он поделился с односельчанами. Решили изъять у своего помещика сумму обмана — деньги за проданное зерно. Слухи об открытии Антона разлетелись по округе. В Бездну стал стекаться народ. Пришло около 10 000 человек. Все хотели восстановить справедливость. Восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Работать крестьяне отказывались, господский хлеб изымали, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, — призрак того бунта еще витал в воздухе. Местное дворянство перепугалось. Было решено послать в Бездну генерала Апраксина с войском. У Апраксина сдали нервы, и он приказал стрелять на поражение. Дали шесть залпов.

4 выступление крестьян в селе бездна. крестьянские волнения и восстания

Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания. Землевольцы всерьез ожидали широкое народное восстание в 1863 году, когда истекали сроки действия уставных грамот, определявших порядок и условия «развода» крестьян с помещиками. Это и могло стать, как считали члены освободительной организации, поводом к масштабному народному бунту. К ожидаемым крестьянским волнениям «Земля и Воля» решила присовокупить готовящееся восстание в Польше. Однако этим планам не суждено было сбыться. В 1862 году арестовали Чернышевского и Серно-Соловьевича.

А поляки выступили в 1863 году, не дожидаясь крестьянских восстаний в центральной России. Это восстание было подавлено, а крестьяне в том году так и не поднялись на протестные акции. Пассивность крестьян на этом этапе объяснялась, пожалуй, углублением процесса имущественного расслоения российского крестьянства. Оно становилось все более неоднородным. Зажиточные хозяева, часто бывшие инициаторами волнений в 1861-1862 гг.

Это недовольство у них сохранилось и в дальнейшем, но за первые три года действия реформы крепкие крестьяне успели увидеть и многие положительные для себя стороны преобразований. Та самая свобода, плодами которой бедняки почти не могли воспользоваться, обернулась для хозяйственных крестьян большими плюсами. И потому они старались использовать в своих интересах предоставленные права и свободы и были уже не готовы идти на антиправительственные выступления вместе с беднотой. Их интересы, во многом ранее пересекавшиеся, стали несколько расходиться. Зажиточные избрали путь приспособления к новым условиям жизни и хозяйствования.

А так как в деревне наибольший авторитет имели именно состоятельные крестьяне, то беднота, оставшись без своих признанных вожаков, не смогла подняться на восстание. На таком фоне «Земля и воля» в 1864 году самоликвидировалась, так как весь смысл ее существования состоял в том, чтобы возглавить ожидаемое крестьянское восстание, направить его в правильное освободительное русло, указать ему цели движения и сформулировать соответствующие лозунги. Однако в 1876 году снова появилась аналогичная организация, которая, стала издавать в 1878 году свой печатный орган, называвшийся также «Земля и Воля».

Крестьяне отказывались повиноваться местной администрации, выбирали должностных лиц из своей среды, отказывались исполнять барщину, делили помещичий хлеб. Крестьяне категорически отказались выдать Петрова. Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц. По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел.

Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью». Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г. Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному... Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И. Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие. Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства. Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском. В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны. И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян. Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля? Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае? Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали? Село в Спасском р-не, на р. Бездна, в 37 км к В. На 2000 — 758 жит. Полеводство, мол. В селе расположена Усадьба помещиков Мусиных-Пушкиных — архитектурный памятник 1-й пол. Основано в 18 в. В дорев. Рождественское, Рус. Бездна; с 1925 носит совр. До реформы 1861 жители относились к категории помещичьих крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1861 в А. В нач. В этот период земельный надел сел. До 1920 село входило в Гусихинскую вол. Спасского у. Казанской губ. Число жит. Сюда стали переселять служилых людей, стрельцов, пленных поляков, крестьян - русских, татар, чувашей, мордву. В 1781 году образовался Спасский уезд с центром в небольшом городке Спасск, который расположился в уютном месте при впадении реки Бездны в Волгу.

В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу. Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина. На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский». В прошлом году СХП «Антоновский» распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них — ферма имени Антона. Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны так раньше называлась Антоновка до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики. Правда, грабили они не всех подряд, а лишь богатых, отпуская крепостных холопов с миром. Этакие Робин Гуды бездненского розлива… Бездна вообще знаменита своими правдоискателями. Один Антон Петров чего стоит! Рассказывают, что однажды он вступился за крепостных баб, которых управляющий поместьем заставил грудью откармливать борзых щенят. Правдолюбец был нещадно бит розгами и посажен в «карцер» — в подвал графского пристроя, который сейчас приспособили под школьный склад. Было ли так на самом деле или народная молва присочинила, судить трудно. Но то, что Антон Петров в том «карцере» сидел-таки, — известно доподлинно. Правда, гораздо позже и совсем за другие дела. Вспомним историю: в феврале 1861 года Александр II издал манифест об отмене крепостного права в России. До спасского захолустья он дошел только весной. Многие крестьяне жили на выселках в Киселевке, Балховке, Дубровке, Михайловке в 15-20 дворов, были неграмотными и сами императорский документ прочесть не могли. Их всех собрали в Бездне и попросили Антона Петрова, мало-мальски разумевшего в грамоте, довести до мужиков царскую милость. Тот манифест истолковал по-своему: оказывается, «добрый царь-батюшка» отпустил крепостных на волю еще два года назад, а «злые помещики» это от народа скрывали. Про Антона Петрова проведали мужики, торговавшие на рынке в Базарных Матаках, и валом повалили в Бездну. Тут и началась крестьянская буча! Говорят, до 5 тысяч народу скопилось. Впрочем, историки до сих пор в сомнении, что же это все-таки было: восстание или просто «митинг»? Но спасскому земскому исправнику Шишкину было недосуг разбираться в определениях. Не сумев переубедить упрямого Антона и поверивших ему мужиков, он настрочил рапорт своему непосредственному начальнику полковнику Попову, тот — казанскому губернатору Козлянинову, который, в свою очередь, сообщил о крестьянском бунте в селе Бездна министру внутренних дел Ланскому. Из Питера в Спасск тем же макаром пришла шифрованная телеграмма с требованием задержать и предать военно-полевому суду «вожака крестьянского восстания Антона Петрова». В Бездну были срочно подтянуты войска из Чистополя и Тетюш. В процессе усмирения погиб 91 человек. В Казанском императорском университете прошла манифестация, на которой с обличительной речью в адрес царских властей выступил профессор Щапов, охарактеризовав куртинскую панихиду по невинно убиенным как «погребальную панихиду по старой России». В Антоновке есть музей, посвященный Бездненскому восстанию, где хранятся уникальные документы. Но сегодня они никому не интересны, тема стала неактуальной. У жителей сегодняшней Антоновки отношение к тем давним событиям тоже прохладное: дескать, мужичок не шибко грамотный был, вот и взбаламутил крестьян… Вся жизнь в Бездне, да и позже в Антоновке, строилась вокруг помещичьей усадьбы. Граф Мусин-Пушкин был большой любитель лошадей и держал свой конезавод, который, в отличие от нынешнего, приносил приличный доход. Граф выращивал орловских рысаков, пользовавшихся тогда неимоверным спросом в обеих столицах и в Европе. Лошадки шли по 3 тысячи рублей — деньги по тем временам немалые, позволить себе такую дорогую покупку могли лишь состоятельные особы. Кстати, ухаживать за лошадьми Мусин-Пушкин своим крепостным не доверял, для этого он приглашал татар из соседних деревень — прекрасных наездников и знатоков коневодства. Они жили в специально отведенной для них пристройке. Сейчас там размещена начальная школа, которая по старой памяти называется «татарской», хотя учатся там в основном русские ребятишки. В бывших конюшнях в годы советской власти разместили больницу. Вот такие гримасы истории: там, где обихаживали лошадей, стали лечить людей. Но и этой возможности жители Антоновки недавно лишились. Приехали министерские чиновники, увидели это «безобразие» и распорядились: «Немедленно закрыть! В Антоновке быстренько перестроились и переоборудовали старые конюшни под дневную амбулаторию и пункт «Скорой помощи». Хоть какая-то медицинская забота о людях будет. Но не могут пока найти главврача, хотя есть для него и вакансия, и жилье. Главная усадьба графа была отдана под школу. Другой такой в республике, наверное, не найти. Дети каждый день ходят учиться в настоящий замок, где все дышит неувядающей стариной. Двухэтажный особняк, выстроенный в стиле пышного барокко, сохранил свои характерные черты — возводили его приезжие мастера. Здание имеет два входа, заканчивающихся витыми дубовыми лестницами. Одна лестница — парадная — предназначалась для гостей и хозяев, сейчас ею пользуются ученики. Вторая называлась «черной», она более узкая, почти без украшений, по ней поднималась на второй этаж прислуга, а сегодня — учителя. Несколько лет назад, готовясь к юбилею школы, решили подлатать лестницы. Выглядели они вроде бы ничего, но поверхность досок казалась сильно истертой. Ничего из этой затеи не вышло! Смогли разобрать лишь половину лестницы, а другая так крепко была прихвачена дубовыми шпунтами, что никак не смогли отодрать. Да, строили раньше на совесть, на века. На верхнем этаже, в гостиной зале, до сих пор стоят два старинных зеркала в деревянной оправе, увитой причудливой резьбой. Учащиеся равнодушно проходят мимо, редкая девчушка поправит на ходу прическу, бросив мимолетный взгляд на антикварную редкость, — для нее это давно стало предметом обихода. А в старину перед этими зеркалами прихорашивались местные красавицы, готовясь к очередному балу.

Дали вольную – крестьяне недовольные

Реакция властей была суровой. Десятки студентов были арестованы. Однако в октябре волнения в университете начались вновь и еще раз были подавлены силой. Студенческая сходка 12 октября была разогнана полицией.

Их недовольство дальше салонных бесед с руганью правительственных реформ не шло. Да и оказалось, что обижаться на царя «белой кости» не за что: хотя бывшие крепостные получили личную свободу, земля осталась за прежними владельцами — дворянами! И даже та ее часть, которая отводилась под крестьянские наделы, покупалась государством по ценам, завышенным в 2-6 раз — для помещиков это было подарком судьбы. Хотя для некоторых владельцев крепостных предоставление бывшим рабам личной свободы было, что называется, поперек горла.

В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо? Тогда изворотливые детки полюбовно договорились с отцовскими крестьянами, чтобы те и дальше изображали из себя крепостных, дабы помещик не выполнил свою угрозу... Большинство крестьян волей без земли остались недовольны. И если в предшествовавшие реформе пять лет количество крестьянских выступлений исчислялось от силы несколькими сотнями в год, то после «монаршей милости» только в 1861 году, по данным российского министерства внутренних дел, их произошло 1859! Для подавления половины из них привлекались войска — полиция не справлялась.

Научная литература давно уже оценила события в с. Бездне как одно из самых ярких проявлений крестьянской борьбы в России в 60-х годах прошлого столетия; равным образом и личность А.

Щапова, особенно в наше время, ставится на ряду с выдающимися деятелями России той эпохи. Это и дает нам полное основание объединить результаты наших архивных разысканий летом 1926 года под вышеуказанным заглавием. Богатое собрание исторических источников — архив III отделения канцелярии его величества заключает в себе и дело бакалавра казанской духовной Академии А. Это "дело" состоит из собственноручных бумаг Щапова и подлинных материалов тех учреждений и лиц, которые были творцами этого дела. Материал рисует нам 1 ту социально-политическую обстановку, в которой находился Щапов в Казани, и ту классовую борьбу, в которой были слишком на виду "возмутительные" действия преподавателя Казанского университета; 2 эти же материалы рисуют нам вполне отчетливо и взгляды Щапова на злободневные вопросы социально-политической действительности. Материалы первой группы чрезвычайно удачно дополняют "Воспоминания" мирового посредника Крылова, которые положены в основу освещения событий в с. Бездне в исследовании Игнатович, и архивные материалы Государственного Совета, изученные Попельницким. Деятельность казанского губернского комитета об улучшении быта крестьян известна уже из "заключения" губернатора Козлянинова на проект, в котором устанавливается, что крестьяне попадут в условия "стеснительнее прежнего", которые могут только "расстроить, а не улучшить их быт", что крестьянин будет работать на помещика "более прежнего".

Тот же Козлянинов в приводимом нами письме дает прекрасное обоснование этих тенденций дворянства: "совершенное отсутствие сочувствия к освобождению крестьян, так как большинство дворян, устроившее службой свое состояние", — "самые вредные и упорные поборники старины, упрочившей их состояние". Дворянство было "в неприязненном положении к ученому сословию, чиновничьему и купеческому", а вместе с тем и к крестьянству. Собещанский, чиновник особых поручений Мин. Между тем ожидания крестьянства простирались на помещичьи земли и леса, господские выпуски и выгоны и даже на хлеб в господских амбарах. Столкновение казалось неизбежным. И оно началось прежде всего расправами, экзекуциями и ссылками крестьян, о чем красноречиво повествует приводимое нами "донесение полковника Ларионова". Интересные для историка детали в освещении безднинского расстрела и казанской панихиды вносят бумаги Козлянинова и Собещанского, противопоставляя и подчеркивая взглядам дворянства взгляды общества и крестьянства, даже с некоторой долей предпочтения последним перед первыми в целях охранения государственного правопорядка и общественного спокойствия. Эти же материалы служат средством для анализа позиции Щапова и правдивости его показаний.

Более богата содержанием вторая группа материалов — о А. Как историк и общественной деятель А. Щапов приобрел общероссийское значение несмотря на то, что его взгляды и деятельность были в противоречии с господствующими направлениями как в либеральных, так и в некоторых революционных кругах.

Если до выхода манифеста крестьянство России покорно несло свой крест бесправия, то с объявлением «великой царской милости» оно поднялось на протестное движение за землю и волю. Вожаки таких выступлений по-своему толковали текст Манифеста и утверждали, что царь даровал им полную «настоящую» свободу и всю землю, а помещики на местах утаили от народа подлинный закон. Особенное недовольство вызывало у крестьян положение о «временнообязанности», по которому они еще несколько лет должны были работать на барщине и платить землевладельцу оброк. Не устраивала крестьян и обременительная для них выкупная операция по земле. Так, если в предшествующий период с 1855 по 1860 гг. В 718 случаях волнения были ликвидированы лишь с помощью войск. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 сёлах.

Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. В Бездне войска открыли огонь и убили 51 человека, а зачинщика крестьянина Антона Петрова расстреляли. На волне этих выступлений оживились и общественные силы. Многие решили, что в России начинается крестьянская революция. Так считал и основоположник русского анархизма, будущий идеолог народничества Михаил Бакунин. Он был убеждён, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведёт к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась». Очень оперативно отреагировал на манифест и крестьянские волнения революционер-демократ Н. Чернышевский, автор теории утопического социализма: он написал для крестьян прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой резко критиковал реформу. За эту прокламацию его отправят на каторгу.

Именно ему долгое время приписывали фразу из письма Герцену: «К топору зовите Русь! Главное, что борьба крестьян за свои права обозначила новый подъем освободительного движения.

Землю крестьянам?

  • Что такое бездненское выступление 1861?
  • Настоящее восстание подняли крестьяне села Бездна в Казанской губернии. |
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • 100 лет в печати "Декабристы разбудили Герцена"

Подготовка крестьянской реформы

  • Волнение крестьян в селе бездна. Бездненские волнения
  • Символика и тематика слота
  • "События в селе Бездна" / Средне-Юрткульская сельская библиотека - филиал № 23
  • Бездненское выступление 1861
  • Село Бездна и бездна проблем

Волнение крестьян в селе бездна. Бездненская трагедия

БЕЗДНЕНСКИЕ ВОЛНЕНИЯ, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года (см. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА). Выступление крестьян в селе Кучки Пензенской губернии 5 августа 1918 г. вылилось в вооруженное нападение на продотряд, расправу с местным комбедом. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Выступление началось 22 февраля в селе Веряево, толпа крестьян разобрала по дворам отнятый в колхоз скот.

Отмена крепостного права

Бездненское выступление 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права). Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. волнения крестьян села Бездна (ныне - Антоновка) Спасского уезда (ныне - Спасский район) Казанской губернии (ныне - Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).

После реформ: Народ и реформы

В эту Бездну страна заглянула ровно на сто лет ранее гагаринской реплики «Поехали! Восстание в селе Бездна Казанской губернии ныне — село Антоновка в Татарстане. Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права. По его словам, выходило, что добрый царь освободил крепостных ещё в 1858 году, но помещики скрыли это. Вся земля должна принадлежать крестьянам, и конечно, помещикам они больше ничего не должны. Никакой барщины, никаких выплат которые в реальности продолжались ещё полвека. В Бездну стекались тысячи крестьян, воодушевлённых таким толкованием царского манифеста. Волнения охватили 75 сёл.

Тысячи крестьян отказывались дальше гнуть спину на помещиков... И вот 12 апреля в село вошли войска под командованием графа Антона Апраксина. Дом Петрова окружила безоружная толпа числом до пяти тысяч человек. Крестьяне требовали, чтобы к ним приехал сам царь. Подойдя на расстояние 180 шагов, остановил команду и для первого увещевания послал 2 адъютантов губернатора, которых слова только старались заглушить криком «воля, воля».

В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду. Прощальный пароходный гудок прозвучал здесь 27 июня 1956 года, это был последний рабочий день завода имени Куйбышева. Уже в июле место, где располагались цеха и жилые строения Куйбышевского Затона, поглотили воды Куйбышевского водохранилища.

А в весеннее половодье 1957 года река затопила все окрестности, и этот удивительный уголок нашего края, оставивиший заметный след в российской истории, ушёл безвозвратно на волжское дно. Кладбище Спасского Затона, конечно, тоже оказалось на волжском дне. А церковь разобрали на стройматериалы.

Его арестовали только после шести залпов по безоружным крестьянам, когда толпа рассеялась. По офиц.

По сообщению врача, лечившего раненых, общее число жертв превышало 350 чел. По распоряжению Александра II Петров был предан воен. Наиболее активные крестьяне были наказаны розгами и приговорены к тюремному заключению.

Весной 1863 г. Казанский комитет начал распространять прокламацию «Земли и воли» - «Свобода вероисповедания», содержащей такие же призывы. Тогда прибывшие в Казань представители польских революционеров изложили свои планы организации в Поволжье восстания в поддержку повстанческих отрядов в Царстве Польском.

В апреле студент Казанского университета И. Глассон донес о существовании «Казанского заговора». В Казани, как писал Г. Иловайский, «была страшная суматоха. С 9 на 10 апреля ждали революцию... Губернатор ходил с такой таинственной мордой, окружил свой дом казаками, вытащили откуда-то пушки и выдали солдатам боевые патроны.

И этим перепугали весь народ». Участники заговора были выслежены и арестованы, пятеро из них казнены. Однако руководящее ядро Казанского комитета «Земли и воли» удалось сохранить. Таким образом, в ходе крестьянских реформ все крестьянство обрело права свободных сельских обывателей. Крепостное право пало. Однако произошло земельное утеснение крестьян.

Малоземелье выдвинулось в число важнейших вопросов экономической, общественной жизни. Еще большую остроту ему придавало то, что в деревне сохранились феодальные пережитки, прежде всего помещичье землевладение. Недовольство крестьян условиями реформы 1861 г. Попытки революционеров разжечь пламя крестьянского восстания не встретило сочувственного отношения в среде тех, чьи интересы они стремились защитить. Вопросы и задания 1. Что в представлении крестьян означала полная, совершенная воля?

Дала ли им крестьянская реформа 1861 г. Используя часть ответов на вопросы по материалу предыдущего параграфа, подумайте над тем, почему волнения охватили, прежде всего часть помещичьих крестьян? Почему крестьяне села бездна, а затем и многих других деревень поверили словам А. Петрова об открытой им воле? Как отнеслись различные слои общества к расправе над бездненскими крестьянами? Чью позицию вы заняли бы в данном случае?

Почему на открытый протест против «бездненского побоища» решилось только казанское студенчество? Как вы относитесь к тому, что сказал профессор А. Щапов во время Куртинской панихиды? Почему революционерам не удалось поднять крестьян на восстание, хотя они и не были довольны условиями реформы? Кем и когда предпринимались такие попытки? Если бы вам довелось выступить на защиту интересов крестьян, то какой способ действий вы бы избрали?

В школу в Антоновке, что в Спасском районе, трудно найти сторожа. Мало охотников по ночам в ней сидеть. Говорят, там водятся привидения. Нынешний охранник Виктор Иванович Коровушкин рассказывает, что на чердаке постоянно слышатся чьи-то голоса, раздаются непонятные шорохи. Жуть берет! Школа размещена в бывшей помещичьей усадьбе графа Мусина-Пушкина — попечителя Казанского учебного округа.

Зданию почти два века, и его стены хранят много тайн. Что здесь только не происходило! От пышных графских балов до заседаний революционных трибуналов. Из подполья усадьбы проложен тайный лаз. Куда он ведет, можно лишь догадываться. Предполагают, что подземный ход проходит под речкой Бездной и соединяет графский особняк с церквушкой, до которой от школы метров 700.

Бывший военрук пытался как-то проверить эту догадку. Но даже у него не хватило духу: прошел несколько метров и встал как вкопанный — всякая чертовщина стала мерещиться. Историческая справка Точная дата возникновения села Бездна не установлена. Церковь Богородицы, ныне отреставрированная, была построена здесь в 1778 году. Но поселение возникло раньше, есть предположения, что еще в XVII веке. По данным профессора Г.

Вульфсона, в середине XIX века в Бездне насчитывалось 1300 душ мужского пола. Граф Мусин-Пушкин продал имение своему управляющему Владимиру Родионову, который умер в годы Первой мировой войны. После него владельцем стал Михаил Земцов. В начале 20-х годов XX века село Бездна было переименовано в Антоновку, а графскую усадьбу отдали под школу. Первым председателем Антоновского сельсовета выбрали справедливого и рассудительного, как говорят немногие помнящие его старожилы, крестьянина Ефима Степанова кстати, прапрадеда нынешнего председателя Валерия Осокина. На базе усадьбы создали два хозяйства: колхоз имени Антона и совхоз «Антоновский».

В прошлом году СХП «Антоновский» распалось на семь самостоятельных фермерских хозяйств, самое крупное из них — ферма имени Антона. Еще говорят, что в старину в окрестных местах пошаливали разбойники, контролируя узкую лесную дорогу. Сейчас она заросла, и ею уже не пользуются. А когда-то от Бездны так раньше называлась Антоновка до Спасского уездного центра можно было добраться только лесом. Тут-то и поджидали своих жертв удалые молодчики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий