Эксперты обсудили законопроект о домашнем насилии. Юрий Трубников / АиФ. 13 декабря в издательском доме «Аргументы и факты» прошла пресс-конференция в рамках обсуждения законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия. В законопроекте о домашнем насилии, который сейчас дорабатывают в Госдуме, появилось понятие «преследование». ВС внес законопроект о публичном обвинении за домашнее насилие.
Почему закон о декриминализации домашнего насилия не так плох, как о нём говорят
Ужесточённый закон о домашнем насилии внесут в Госдуму в ближайшие месяцы | Когда закон о домашнем насилии будет принят, это будет означать, что государство признает серьезность проблемы насилия в семье и готово принять меры для ее решения. |
«Бить у нас и так запрещено»: почему в России никак не примут закон о домашнем насилии | Закон о домашнем насилии в России. |
«Бить у нас и так запрещено»: почему в России никак не примут закон о домашнем насилии | Интерфакс: Закон о домашнем насилии в случае принятия чреват серьезными негативными последствиями для России, заявил глава Патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Димитрий Смирнов. |
«Бить у нас и так запрещено»: почему в России никак не примут закон о домашнем насилии | Более сорока вариантов законопроекта о профилактике домашнего насилия были представлены в Государственную Думу Российской Федерации, но закон так и не принят. |
Кому в России мешает закон о домашнем насилии | В России законопроект о домашнем насилии много раз вносили на рассмотрение Госдумы, однако он ни разу не доходил до последнего чтения, потому что сейчас достаточно действующих статей УК, считает депутат Нина Останина. |
ВС внес законопроект о публичном обвинении за домашнее насилие
Сторонники принятия закона о домашнем насилии раскритиковали вариант законопроекта, который был опубликован Советом Федерации 29 ноября. В настоящее время специального закона о семейном насилии в России нет. Анастасия Беренова: Я думаю, что закон детально доработают и более чётко пропишут психологическое насилие, потому что сейчас это очень размыто.
«На лице не было живого места»: как новый закон защитит жертв домашнего насилия
В статье 2 дается понимание, что же такое семейно-бытовое насилие. Я позволю себе процитировать: «семейно-бытовое насилие — умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и или психического страдания и или имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Теперь хотел бы перевести с юридического языка на русский. Лоббисты закона говорят нам о насилии в семье, подразумевая избиения, побои, убийства, изнасилования, какие-то страшные вещи, которые происходят. Тем не менее, просто понятие того, о чем этот закон, говорит «не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления».
Это значит, что все то, ради чего принимается этот закон, в этот закон не входит. Побои, синяки, избиения — ничего этого не может быть в рамках этого закона предотвращено. Это прямо написано в законе… Следующий термин, с которым мы сталкиваемся в статье, — угроза причинения психического страдания. Я буду признателен, если мне кто-нибудь объяснит, что такое угроза причинения психического страдания.
Пойдем дальше по тексту. Я хочу, чтобы было понятно, что закон в таком виде не только не решает тех задач, о которых говорят лоббисты закона, но создает новые проблемы, потому что формулировки его расплывчаты и под них может быть подложено все что угодно…» Владислав Щепельков: «Я практически полностью разделяю точку зрения, которую Николай Стариков озвучил: в таком виде, в котором закон сейчас предложен, он, безусловно, не решает тех проблем, которые, по идее, должен был бы решать… В том виде, в котором сейчас предложен проект, он бесполезен и контрпродуктивен. Если посмотреть на ту проблему, которую он призван решать: по заказу Государственной Думы в июле—сентябре этого года Санкт-Петербургский университет проводил исследование, которое специально было посвящено изучению проблем семейно-бытового насилия в Российской Федерации. По его результатам 21 октября была сделана презентация в Государственной Думе.
Основные выводы, к которым пришла группа экспертов: семейное насилие — это социальная проблема.
И бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, давно уже помогающую тебе в необходимых делах, не есть ли знак крайнего беззакония? Как все происходит? Сначала муж орет, оскорбляет, потом толкнул, потом синяк поставил, а женщина все «проглатывает», затем — уже лицо в кровь разбил, черепно-мозговые травмы нанес. Надо было обращать внимание на рукоприкладство раньше.
Терпеть это ни в коем случае нельзя. Я убежден, что защититься женщина может. Либо разводись с таким мужем, либо защищайся всеми разрешенными средствами. Руку поднимают на тех, которые допустили серьезную ошибку — позволили себя ударить Рассмотрим другой пример физического насилия в семье. Один молодой человек говорил мне о необходимости принять новый закон о семейном насилии, приводя такой случай.
Четырнадцатилетнюю девочку регулярно жестоко избивает мать, нанося вред здоровью. Подросток ничего сделать не может. Но тут мы открываем законопроект и читаем: уголовные и административные дела не рассматриваются. Значит, новый законопроект девочку не защищает. Что ей делать в подобном случае?
Самой обратиться в районные органы опеки, можно к администрации школы, они обязаны принять меры. Оговорюсь, это некий крайний случай, когда действительно ребенку угрожает реальная опасность. Например, ребёнок хочет новый мобильный телефон за 30 тысяч, а ему отец предлагает в целых два раза дешевле. Это же насилие, травма! А что говорить о подростках?
Находясь в состоянии пубертата, взросления, они порой совершают необдуманные поступки: из дома убегают, хамят, обижаются на родителей. Потом они, конечно же, горько пожалеют, если из-за их жалоб на родителей или сигналов «добрых» соседей попадут в детский дом или интернат. Только дороги обратно домой может и не быть — взрослых лишат родительских прав. Да и со взрослыми не все просто. Допустим, жена просит новую норковую шубу, а у нее уже три штуки висят в шкафу.
Муж разумно отказывает или предлагает повременить с покупкой. Можно преподнести все так, что мужчина якобы ущемляет интересы жены, стесняет ее в чем-то, а это экономическое и психологическое насилие. Очень сомневаюсь, что готовящийся закон сможет предотвратить случаи реального насилия. А вот разрушить семью — легко. Семья — это очень тонкая, деликатная среда, вмешиваться в которую государство должно с очень большой осторожностью.
Изолятор смешанный, но сидят в нем в основном женщины, в том числе жертвы домашнего насилия, которые, защищаясь, убили своих мужей или сожителей. Знаю не понаслышке: от рук жен мужчин погибает гораздо больше, чем женщин из-за насилия мужей. Об этом говорит и статистика. И этому есть объяснение: муж издевается над женой, поколачивает ее, она сначала терпит, а потом защищается. Семья — это очень деликатная среда, вмешиваться в которую государство должно с большой осторожностью Конечно, женщины не ставили цель отнять жизнь у супругов, они брали в руки сковородку, нож не для того, чтобы лишить жизни близкого человека, а в основном для самообороны.
Но финал печальный, женщины потом плачут, сожалеют, но человека уже не вернуть. Отмечу также, что данные сторонников законопроекта о «14 тысячах женщин», якобы убиваемых ежегодно мужьями, — вранье. Например, по официальной статистике: в 2018-м году насильственной смертью вообще погибло 11 тыс. А побои, унижения в школах, детских учреждениях — не в счет? В классе моего сына начальная школа!
Я одна «разбиралась» с педагогом, никто меня не поддержал. Почитав проект законопроекта, вижу, что он не помощник мне. Вы, наверное, знаете о подобных историях. Как прокомментируете, что посоветуете? Случай вопиющий.
Замалчивать факт жестокости учителя, закрывать глаза на его выходки недопустимо. Взрослым надо было собраться, написать заявление на имя директора и в департамент образования. Тогда горе-педагога уволили бы, потому что никакой руководитель не захочет подобных проблем. У нас такой менталитет. На подобные нарушения, унижения люди никак не реагируют, успокаивая себя: «Ну, ладно, как-нибудь обойдется», «зачем куда-то идти, если правды все равно нет».
Это касается не только школы. Гаишник взятку требует, больной пострадал из-за халатности врача, детей унижает педагог… Мы все молчим. У нас люди не хотят себя защищать. Это неправильно. В России есть законы, по которым недобросовестных работников можно наказать.
И мы будем пытаться найти компромисс. Вместе с тем я — убежденный сторонник того, что такой закон нужен, он должен иметь профилактическую направленность, должен формировать в обществе непримиримость и неприемлемость таких явлений, как насилие в семье», — заключила спикер верхней палаты. Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.
Пакет документов получил неофициальное название «Закон Салтанат» — он принят в разгар судебного процесса по делу об убийстве Салтанат Нукеновой. Обвиняемый — муж погибшей Куандык Бишимбаев, экс-министр национальной экономики республики.
Согласно материалам уголовного дела, он забил молодую жену до смерти в VIP-кабинке ресторана. До этого девушка не раз рассказывала подругам о побоях, а за несколько часов до смерти звонила брату и сказала, что скоро приедет, так как ушла от мужа, — но уйти так и не смогла. Несмотря на обилие доказательств, Бишимбаев продолжает отрицать свою вину, а за его делом следят уже не только в Казахстане — оно получило резонанс на мировом уровне. Пока взгляды мировой общественности прикованы к уголовному делу экс-министра из Казахстана, похожая трагедия произошла в России — в Тверской области местный общественник, экс-кандидат в депутаты гордумы Твери Евгений Никольский убил свою жену Екатерину. Если Бишимбаев свою вину пытается отрицать, то Никольский убийство признаёт и ни о чем не жалеет.
С гордо поднятой головой, потому что всё сделал правильно. В этой истории сейчас разбирается следствие, но голова Никольского уже пострадала — как сообщил Следственный комитет, прибывший на место преступления родственник нанес ему «травмы в области головы, с которыми последний в бессознательном состоянии доставлен в медицинское учреждение». В партии «Справедливая Россия — За правду! Но какую помощь ни оказывай — Екатерину Никольскую к жизни не вернешь.
РПЦ предупредила о серьезных последствиях закона о домашнем насилии
Оксана Пушкина, депутат Государственной Думы: «Никто не читал. Ни Валуев, ни Толстой, ни иже с ними, которые против законопроекта. Я всегда спрашиваю, против какого из них? А мы и не лезем. Этот закон лезет в семью только тогда, когда SOS, все» И это еще один миф — закон о домашнем насилии разрушит институт семьи. Поскольку на сегодняшний день и Конституция, и Семейный кодекс уже давно провозгласили и принципы равенства, и право на безопасность. Традиционная семья и институт семьи как раз говорят о том, что насилие — это ненормально и его быть не должно». Сейчас жертв домашнего насилия в России точечно не защищает ни один закон.
Более того, пострадавшие вынуждены доказывать факт насилия сначала для административного дела без серьезных санкций, а потом фактически ждать следующего раза, который для некоторых становится последним. Выжившие, исчерпав возможности добиться справедливости в России, идут в Европейский суд по правам человека. Валерия Володина стала одной из них и выиграла дело в Страсбурге. Решение вступило в силу в ноябре 2019 года. Но после этого тишина: ни принятых мер, ни выплаты компенсации. Тогда она написала письмо президенту и депутатам. Валерия боится преследователя и вынуждена скрываться, поэтому она отказывается с нами встречаться, но присылает нам аудиофайлы.
Валерия Володина, жертва домашнего насилия: «Мое обращение в администрацию президента и в Госдуму касается не расследования преступлений, совершенных против меня. Самые ужасные эпизоды — это похищение группой мужчин, избиение, лишение беременности, использование таких спецсредств, как устройства для передачи геолокации и прослушки. А также многочисленные избиения и попытка убийства.
Вместе с тем я — убежденный сторонник того, что такой закон нужен, он должен иметь профилактическую направленность, должен формировать в обществе непримиримость и неприемлемость таких явлений, как насилие в семье», — заключила спикер верхней палаты. Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.
Создавать какие-либо новые структуры нет необходимости, — пояснил Алексей Паршин. По словам Мари Давтян, в законопроекте прописан механизм межведомственного взаимодействия. Каждая структура, куда может обратиться пострадавшая, — полиция, травмпункты, органы соцзащиты — должна быть подготовлена к работе с жертвами домашнего насилия. Государственные убежища Новый закон должен предусмотреть увеличение количества реабилитационных учреждений для жертв. По словам директора центра «Насилию. Фото: Depositphotos — Этого количества не хватает для эффективной работы. И даже об этих центрах не знают те женщины, те дети, те пожилые люди, которым эта помощь очень нужна.
Информирования о кризисных центрах не хватает, — считает Анна Ривина. Она также отметила необходимость выстраивания межведомственного взаимодействия — чтобы и полицейские, и опека, и соцзащита знали о наличии кризисных центров и сразу отправляли туда женщин. Важно добиться и того, чтобы в таких учреждениях был максимально низкий бюрократический порог. Например, сегодня в Москве в кризисный центр может обратиться только та женщина, у которой есть регистрация в регионе. От этой практики нужно отказаться, уверена Анна Ривина. Чем может обернуться оправдательный приговор женщине, зарезавшей мужа-тирана Предельно аккуратно Председатель общественного совета при МВД России, адвокат Анатолий Кучерена считает, что к нововведениям, которые может предложить проект закона о профилактике семейно-бытового насилия, «нужно относиться предельно аккуратно». По его словам, опыт Франции и других стран в части ювенальной юстиции показал, что может возникать достаточно много проблем при защите предполагаемой жертвы от опасного поведения близких.
Что касается охранного ордера, то, наверное, это полезный инструмент. Он существует во многих странах мира и неплохо работает, — отметил правозащитник в разговоре с «Известиями».
И снова штрафы За нарушение защитного предписания, запрещающего домашнему боксёру приближаться к жертве, в новом законе предусмотрена лишь административная ответственность — штрафы и аресты. Существующий опыт по декриминализации домашнего насилия, где наказания аналогичны, уже показал — такие способы неэффективны: аресты налагаются судами редко, а невысокие штрафы не останавливают абьюзеров. Адвокатесса и одна из авторок первой версии новеллы Мари Давтян считает, что административные санкции должны налагаться в случае первого нарушения, при повторном необходима уголовная ответственность. В качестве наказания должны быть предусмотрены исправительные и обязательные работы, а в качестве самой суровой меры — лишение свободы до одного года. Штрафы — это не единственный повод для критики новой концепции защитных предписаний. В первой версии выносить их можно было не только с согласия пострадавшей: были предусмотрены исключения, когда жертва в силу возраста, болезни, инвалидности или материальной зависимости дать его не может. В тексте Совфеда этот нюанс пропал.
Иными словами, тем, кто запуган, помочь будет уже нельзя. Ничего не знаем! Как рассказала в интервью одна из авторов первой новеллы Екатерина Шульман, законопроект должен был ввести в российское правовое поле понятие преследования. Сейчас оно отсутствует: никто не может запретить абьюзеру ходить за пострадавшей женщиной весь день, заявиться к ней на работу или стоять под дверью — санкции возможны лишь за повторное нападение. Душевное состояние женщины, подвергающейся сталкингу, никого не волнует: на дергающееся веко от постоянного присутствия агрессора она может пожаловаться лишь неврологу. В понятие входили поиск жертвы, навязывание ей переговоров, привлечение для этого третьих лиц, посещение места работы или учёбы.
Закон о домашнем насилии в России
Верховный суд предложил новый способ защиты жертв домашнего насилия - Российская газета | Законопроект о домашнем насилии продолжают навязывать обществу лоббисты. |
Почему нет закона о домашнем насилии. / yuomi | Сейчас законопроект называется «Об основах системы профилактики домашнего насилия в РФ». |
Близко не подходить. Что новый закон изменит для жертв домашнего насилия | 27 января Госдума приняла в третьем чтении законопроект О внесении изменения в статью 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части установления уголовной ответственности за побои), широко известный как "закон о домашнем насилии" или "закон о шлепках". |
Кому в России мешает закон о домашнем насилии | Законопроекты о домашнем насилии в РФ вносились около сорока раз Фото. |
Ужесточённый закон о домашнем насилии внесут в Госдуму в ближайшие месяцы | Член АЮР юрист рассказал о том, к чему привела декриминализация побоев и что теперь делать, если вы стали жертвой домашнего насилия. |
«Бить у нас и так запрещено». Почему в России не принимают закон о домашнем насилии
Ранее президент России Владимир Путин призвал не оставлять без внимания истории о домашнем насилии. До принятия специального закона о домашнем насилии, ответственность по УК РФ может наступать. «Многих проблемных вопросов нет в тексте закона, в том числе и о домашнем насилии. Первая версия закона о профилактике домашнего насилия не только запрещала преследование пострадавшей, но и в подробностях описывала, что это такое. Декриминализация домашнего насилия привела к тому, что фактически, если ты придешь и пожалуешься на мужа, возбудят административное дело и тебя же накажут, заставят платить штраф. В России с преступностью происходят изменения.
Опубликован проект закона о домашнем насилии в России: основные принципы и первая критика
Депутат Останина: закон о домашнем насилии ушел из повестки вместе с авторами. Закон о домашнем насилии в России. Ранее президент России Владимир Путин призвал не оставлять без внимания истории о домашнем насилии. Наталья Родикова: Одно из самых популярных возражений противников Закона о семейно-бытовом насилии базируется на том, что в России уже есть Уголовный кодекс, который при необходимости может быть дополнен статьями о наказании домашних агрессоров. Зампред комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина призвала принять законопроект о домашнем насилии. Посмотреть видео авторов и сторонников законопроекта о домашнем насилии и поделиться им в соцсетях.