Новости академия наук 1725

Академия наук была основана 8 февраля 1724 года указом российского императора Петра обнародования указа "Об учреждении Академии Наук и Художеств", 8 февраля (28 января по ст. ст.). Петр Алексеевич Романов, 30.05.1672 – 28.01.1725, основатель Российской Академии Наук, последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский. Диссертация по теме Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года. Первое заседание Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге прошло 27 декабря 1725 года по старому стилю в бывшем дворце опального вице-канцлера П. П. Шафирова. Российская академия наук насчитывает 1938 членов, из них 855 академиков и 1083 члена-корреспондента.

Указ об учреждении Академии наук. Указы Петра I. Государственная грамота

Из-за проблем со здоровьем Разумовский обратился к Екатерине II с просьбой освободить его от должности, но она не была удовлетворена. Для управления Академией наук был создан институт директоров. С 1765 по 1798 годы директорами были: граф Владимир Орлов 1766-1774 , поэт Сергей Домашнев 1775-1783 , княгиня Екатерина Дашкова 1783-1796 , литератор и дипломат Павел Бакунин 1794-1798. Также длительное время Академию наук возглавляли граф Сергей Уваров 37 лет, 1818-1855 и великий князь Константин Константинович 26 лет, 1889-1915. Кроме того, президентами Академии были: дипломаты Герман Карл фон Кейзерлинг 1733-1734 , Иоганн-Альбрехт фон Корф 1734-1740 и Карл фон Бреверн 1740-1741 , государственные деятели Николай Новосильцов 1803-1810 и Дмитрий Толстой 1882-1889 , мореплаватель и географ, адмирал, граф Федор Литке 1864-1882 , литераторы Андрей фон Николаи 1798-1803 и Дмитрий Блудов 1855-1864.

В истории Академии наук было три периода, когда у нее не было президента. Так, в 1741-1746 годах Академией наук фактически руководил советник канцелярии Императорского двора Иван Шумахер, в 1810-1817 годах - министры народного просвещения Алексей Разумовский и Александр Голицын, в 1916-1917 годах - вице-президент, геолог Александр Карпинский. Пришедшее после Февральской революции к власти Временное правительство внесло изменения в устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук 1836 и переименовало ее в Российскую академию наук.

Мелкий ремонт удаление пятен, плесени или реставрацию обложки, уголков, корешка, листов, переплета книги Показать контакты Объявление о покупке разыскивается книга Объявление о продаже.

Формально это были отдельные учреждения, но и в состав членов академии, и в преподавательский штат университета входили одни и те же люди то есть новая академия должна была совмещать функции научного исследования и обучения. Каждый академик должен был составить учебное руководство в пользу учащегося и каждый день по часу заниматься публичным преподаванием своего предмета. Академик должен был приготовить одного или двух воспитанников, которые бы со временем могли заступить на его место, причем Петр выразил желание, «чтобы такие были выбираемы из славянского народа, дабы могли удобнее русских учить». В определениях Академии и Университета Петр I проводил четкое разграничение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины, филозофии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают.

Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой.

Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить.

Блюментрост возглавлял Академию наук восемь лет - до июля 1733 года. Во время его президентства были заложены основы организационного устройства академии. После Лаврентия Блюментроста и до 1917 года президентами академии были еще 11 человек - представители знати и ученые. Из них дольше всего пост занимал генерал-фельдмаршал, граф Кирилл Разумовский - 52 года в 1746-1798 годы. Однако фактически он руководил академией лишь до 1765 года. Из-за проблем со здоровьем Разумовский обратился к Екатерине II с просьбой освободить его от должности, но она не была удовлетворена. Для управления Академией наук был создан институт директоров. С 1765 по 1798 годы директорами были: граф Владимир Орлов 1766-1774 , поэт Сергей Домашнев 1775-1783 , княгиня Екатерина Дашкова 1783-1796 , литератор и дипломат Павел Бакунин 1794-1798.

Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года

Книги о науке давно утратили скучную монотонность и навязчивую дидактичность, они представляют разные жанры: научный триллер, арт-детектив, биографии не только людей, но и уравнений. Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. Некоторые устные распоряжения Петра были также записаны Блюментростом и переданы Екатерине I, которая 7 (18) декабря 1725 г. издала указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста».

Российская академия наук отмечает свое 300-летие!

Отцы-основатели академии наук: кто стоял у истоков создания РАН в XVIII в. Первые метеостанции при академии, оборудованные барометрами и термометрами, считается, что создали в 1725 году, но на самом деле наблюдения начались на три года раньше.
Памятные даты Петроградской стороны. Первое заседание Санкт-Петербургской Академии наук это высшее научное учреждение Российской империи в период 1725-1917 годов, находившееся в городе Санкт-Петербурге.
"Пасмурно и студено": как в России появились первые синоптики — 11.04.2022 — Статьи на РЕН ТВ Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург.
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков.

Комментарий отправлен на модерацию

  • Просвещенный государь
  • Бернар Вербер. Отец наших отцов
  • Российская академия наук отмечает свое 300-летие!
  • Пётр Первый - создатель Российской академии наук

Рождение академической науки в России

Официальным днем открытия Академии наук считается 7 января 1726 года (27 декабря 1725 года по старому стилю), когда Екатерина I устроила торжественный прием академикам. Между 1725 г., годом основания Академии наук в Петербурге, и 1755 г., годом основания Московского университета, совершился и окончательно определился этот великий поворот в истории мысли. Читать бесплатно книгу Петербургская Академия наук и Северо-Восток, 1725-1917 гг. Научное издание (Ширина Д. А.) и другие произведения в разделе Каталог.

Кто возглавлял Академию наук в России

СПБ Академия наук 1725 год университет и гимназия. Петербургская Академия в 1725 г.. Академия наук в Петербурге Кваренги. Академия наук и художеств при Петре. Академия наук на Васильевском острове. Здание Академии наук на Васильевском острове. Здание Академии наук в Петербурге 18 век.

Учреждение Российской Академии наук при Петре 1. Петербургская Академия наук 18 век. Реформа образования Петра 1. Реформы Петра 1 учреждение Академии наук. Джакомо Кваренги здание Академии наук. Академия наук Университетская набережная 5.

Здание Академии наук в Петербурге. Академия наук и Кунсткамера Петра 1. Кунсткамера Петербургской Академии наук Петр 1. Екатерина 1 открытие Академии. Академия наук при Екатерине 1. Екатерина 1 культура.

Екатерина 1 при 1725 1727. Екатерина 1 1725-1727 культура. Екатерина открытие академи наук. Причины открытия Академии наук 1725. Петербургская Академия наук Кваренги. Кваренги Архитектор Академия наук.

Здание Академии наук в Петербурге 18. Академия наук в Петербурге Бунин. Академия наук в Петербурге в 18 веке. Академия наук в Петербурге при Петре. Академия наук и художеств. Академия наук 1724 Петра 1.

Петр 1 Академия наук образование. Академия наук Архитектор Дж Кваренги 1783 1789 гг Петербург. Петр 1 Петербургская Академия наук. Императорская Академия наук в Санкт-Петербурге 1724. Российская Академия наук Екатерина 2. Российская Академия наук 1783.

Императорская Российская Академия 1783. Академия наук в Петербурге при Екатерине 2.

Это было время великих географических открытий и первых академиков. Предлагаем комментарии наших якутских ученых о значимости даты 300-летия РАН и подготовки интеллектуальных кадров страны и республики: Приводим также исторический рассказ Алексея Паевского о первом десятилетии работы Российской академии наук: «Еще в первом зарубежном путешествии Петр Великий познакомился, шапочно, с выдающимся мыслителем и математиком Готфридом Лейбницем, человеком, который не только создал собственную философскую систему, но и сделал очень много в других областях науки: тут и дифференциальное исчисление, и комбинаторика, и двоичная система счисления, и даже концепция бессознательного.

Но уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, а в 1712 даже стал его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно с бесед Петра I и Лейбница и появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране. Увы, советник Петра умер в 1716 году, но идея осталась — и во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716—1717 годов, он посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук.

Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на царя, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом. А сам Петр уже постепенно формировал образ академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук, ни Королевское общество, ни любой европейский университет.

К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки. Первые научные заседания Академии наук начались с 1725 года, когда первые ученые стали прибывать в Петербург.

Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки.

Академия отпраздновала свое создание большим публичным собранием. Это был торжественный акт появления нового атрибута российской государственной жизни. Академическая Конференция стала органом коллективного обсуждения и оценки результатов исследований. Ученые не были связаны какой-нибудь господствующей догмой, пользовались свободой научного творчества, активно участвуя в противоборстве картезианцев и ньютонианцев. Практически неограниченными были возможности публиковать научные труды. Первым президентом академии был назначен медик Лаврентий Блюментрост. Заботясь о соответствии деятельности Академии мировому уровню, Петр I пригласил в нее ведущих иностранных ученых. В 1727 г. Научная работа Академии в первые десятилетия велась по трем основным направлениям или «классам» : математическому, физическому естественному и гуманитарному. Фактически Академия сразу включилась в умножение научного и культурного богатства страны.

Православно-державный календарь

Ведь до петровской академии такие научные отрасли, как медицина, ботаника, зоология, метеорология и другие были представлены лишь разрозненными записками различных естествоиспытателей. Академия наук располагалась на Васильевском острове, в здании кунсткамеры. В отличие от западных академий российская находилась на полном обеспечении государства, что позволило привлечь в страну видных европейских ученых.

Первым русским адъюнктом стал В. Адодуров, первым профессором из уроженцев России — Г. Рихман, первыми русскими профессорами — М.

Ломоносов и поэт В. Крашенинников, И. Лепехин, Н. Озерецковский, В. Зуев, математик С.

Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П.

Идея Петра I: наделение Академии наук учебными функциями Создание Академии наук и художеств явилось логичным продолжением реформаторских усилий Петра I, в том числе по развитию науки и образования. В то время во Франции, Италии, Германии уже действовали свои академии наук, и император понимал необходимость появления подобного научного центра в России.

Проект Академии наук и художеств, подготовленный с участием ряда зарубежных ученых, Петр I направил в Правительствующий Сенат. И 28 января 8 февраля 1724 г. Указ гласил: «Его Императорское Величество указал учинить Академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили б книги. А Генваря 22 дня Его Императорское Величество, будучи в Зимнем доме и слушав о сочинении той Академии проэкта, на котором собственною Своею рукою подписать изволил тако: на содержание оных определить доходы, которые сбираются с городов Нарвы; Дерпта, Пернова и Аренсбурга таможенных и ли-центных, 24 912 рублей; и по тому Его Императорскаго Величества указу Правительствующий Сенат приказали: оные доходы собирая, содержать в рентереи, из которых отпускать в тое Академию по указам из Сената. А кроме того, ни на какие расходы не употреблять.

И о том в Камер Коллегию и в Штатс Контору указы посланы... В дальнейшем этот документ именовался как Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств. Официальное открытие Петербургской академии наук и художеств состоялось, уже после смерти Петра I, 27 декабря 1725 г. Указ предписывал выполнить решение императора Петра Великого об учреждении Академии наук ради «обучения народа своего» и «для пользы Государства Российского». Как подчеркнул президент РАН Ю.

Осипов, выступая на мероприятии, посвященном 275-летию Российской академии наук, «с самого начала. Деятельность Ломоносова и его последователей блестяще это подтвердила» Осипов, 1999, с. Академия состояла из собственно Академии наук и художеств, Университета, Гимназии, Библиотеки, Естественно-научного музея Кунсткамеры , а также Типографии, Астрономической обсерватории, Физического и Минералогического кабинетов, Анатомического театра, Ботанического сада, Художественных палат Инструментальной, Гравировальной и Рисовальной мастерских и других учреждений. В течение первых двух десятилетий в разное время в ее составе были созданы Географический департамент, Академии художеств собрание, Российское, Историческое и Математическое собрания. Согласно первому уставу, в Академии имелось три класса: математический, физический и гуманитарный рис.

Каждый класс подразделялся на кафедры, которые занимали академики. Поскольку они же должны были читать лекции в Академическом университете, то их называли также профессорами. Указ именной, объявленный из Сената 28 января 1724 г. Его NoifiPHij -r. IHUfui nTfjan1t4.

Персональный состав Академии наук и художеств, 1742 Источник: Окрепилов, В. Ломоносов в Санкт-Петербурге. Число академиков, превышая установленный первоначально штат 10-11 человек , достигало в иные годы 17 человек. Академиками первого состава были иностранцы, поэтому в каждом классе имелось по два переводчика. Идею создания Университета в составе Академии наук и художеств Петру I подсказал немецкий профессор Марбургского университета Христиан Вольф.

Ученый рекомендовал уделить больше внимания образовательной функции будущей Академии: «Обыкновенный университет, где ученые будут преподавать то, что распространит наука между русскими, не только полезнее для страны, чем Академия наук, но также к тому поведет, что в несколько лет Академия наук будет состоять из русских, которые потом настоящую славу доставят своему государству», — писал он российскому императору цит. В окончательном варианте проекта учреждения Академии наук и художеств Петр I наделил ее учебными функциями и включил в ее состав Университет и Гимназию. Академический университет имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В Университете изучались все ведущие научные дисциплины того времени; в число обязательных дисциплин входили латынь, греческий, немецкий и французский языки, русская словесность, математика, естественные науки, история, география, рисование, логика и риторика. По подсчетам, проведенным Т.

Костиной на основе изучения архивных документов, в первые восемь лет 1725-1732 можно «считать студентами Академии наук 50 человек, предполагая, что их, вероятнее всего, было больше» Костина, 2016, с. В первые годы деятельности Университета обучение юношества было возложено на иностранных академиков, которые часто брали с собой в Петербург уже подготовленных студентов, называвшихся адъюнктами. Адъюнкт являлся помощником академика, имел право вести самостоятельную научную работу и присутствовать на заседаниях Академического собрания. К 1729 г. Эйлер также проявил себя в ряде других наук, таких как физика, астрономия, небесная механика, кораблестроение.

Знаменательно, что «первым в России учебником для кораблестроителей и мореплавателей стал перевод сокращенного варианта "Морской науки" Л. Эйлера, выполненный адъюнктом М. Головиным» Смагина, 2000, с. В книге «Леонард Эйлер и метрология» мне довелось рассказать о его уникальном вкладе в развитие этой отрасли Окрепилов, 2007. Кроме того, в 2016 г.

Эйлера, М. Ломоносова и Д. Менделеева Окрепилов и Доценко, 2016. Всех этих ученых объединяет вклад не только в науку об измерениях, но и в экономическую науку. В сентябре 1734 г.

По свидетельствам современников, это был широко образованный человек, страстный книголюб. Именно он настаивал на отборе наиболее способных к наукам юношей к обучению в Академическом университете, а также направлении самых талантливых из них на учебу за границей. Идеи И. Корфа сыграли решающую роль в судьбе М. Обучаясь в то время в Славяно-греко-латинской академии в Москве, Ломоносов стал одним из нескольких юношей, проявивших наибольшую склонность к наукам, и был вместе с ними направлен на обучение в Академию наук и художеств.

С этой даты жизнь Ломоносова стала связана с Петербургским университетом. Будущий ученый учился в университете успешно, и уже через восемь месяцев он был включен в группу из троих русских студентов, направленных в Германию обучаться горному делу. Предполагалось, что пребывание за границей продлится год-полтора, но поездка затянулась почти на пять лет: с сентября 1736 г. Однако благодаря этому Ломоносов смог приобрести знания по очень широкому кругу наук, что впоследствии способствовало его успешной научной и преподавательской работе. После возвращения в Петербург Ломоносов сначала числился в штате студентом.

Затем Академия определила, что «быть ему, Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалования определяется ему сего 1742 года генваря с 1 числа по 360 рублев на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи. А Ломоносов желал преодолеть это положение, хотел делиться полученными знаниями и развивать экспериментальную базу для практического обучения студентов и проведения опытов. В течение трех лет ведя активную научную и преподавательскую деятельность, выступая перед профессорами Академии с трактатами по химии, физике и другим предметам, Ломоносов завоевал авторитет исследователя и аналитика. И 25 июля 1745 г.

Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I , и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается.

Император Петр Великий и основание Санкт-Петербургской академии наук (по материалам архива РАН)

Президентская библиотека - к Дню российской науки Между 1725 г., годом основания Академии наук в Петербурге, и 1755 г., годом основания Московского университета, совершился и окончательно определился этот великий поворот в истории мысли.
Православно-державный календарь Петербургская Академия наук с самого своего основания создавалась Петром I как государственное учреждение, руководство и финансирование которого осуществлялось через Сенат.
Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 года - книга 1897 года Первым президентом Академии в 1725 году стал императорский лейб-медик Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост (Laurentius Blumentrost).
Президентская библиотека - к Дню российской науки Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков.

290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)

7 (18) декабря 1725 г. последовал императорский указ «О заведении Академии наук и о назначении оной президентом лейб-медика Блюментроста», который возглавлял Академию с 1725 по 1733 гг. Академия наук в России в 18 в., очерк истории создания и развития Академии наук (АН) в 18 в. Учреждена в 1724 г. Располагалась в Санкт-Петербурге. 7 декабря 1725 г. последовал именной указ императрицы «Об открытии предположенной к учреждению императором Петром Великим Академии наук и о назначении в оную президентом лейб-медика Лаврентия Блюментроста». 8 февраля 1724 года Правительствующий Сенат опубликовал указ об учреждении «Академии, или Социетета художеств и наук». Первые научные заседания Академии наук стали проводиться в 1725 г., а в декабре 1725 г., уже после смерти Петра 1, состоялось ее официальное открытие. На практике идея создания Академии наук в России постепенно начала реализовываться с начала 1720-х годов.

Предыстория создания

  • Петербургская академия наук и Северо-Восток.1725-1917 гг, Д. А. Ширина
  • Метеорология во времена Петр I
  • 290 лет со дня открытия Российской академии наук (1725)
  • Главная по науке
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Решение о создании Российской Академии наук

Бернар Вербер. Отец наших отцов

  • Президенты академии наук
  • Главная по науке — Бизнес России
  • Протоколы заседаний Конференции Имп. Академии наук с 1725 по 1803 года : Т. 1-4 1744-1770
  • Сообщить об ошибке
  • MARC-запись (MARC21)
  • Пётр Первый - создатель Российской академии наук

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ

Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В.

С самого начала перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением. При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный.

Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники.

Сколько учёных составляло штат Академии наук со времён Петра I, кто из них сыграл главную роль в становлении российской науки прошлого и сегодняшнего дня? Как и многие другие грандиозные события в России, основание научной академии связано с именем Петра I, и подошёл он к этому вопросу со всей своей скрупулёзностью, дотошностью, «жадностью до знаний» и жаждой к переменам. Штат Академии наук в 1726 году составлял всего 11 профессоров, и все они были иностранцы.

Сегодня Российская Академия Наук объединяет под своим крылом тысячи учёных, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной.

Котельников, астрономы Н. Попов, С. Румовский, П. Иноходцев, химик Я. Захаров, минералог В. С самого начала перед Академией ставились не только теоретические, но и практические цели — разработка и распространение полезных практических знаний. В то же время Петербургская Академия наук в отличие от западноевропейских должна была стать не только научно-исследовательским, но и учебным заведением.

При ней состояли университет и гимназия. Собственно Академия делилась на три класса: математический, физический и гуманитарный. Математический класс включал четыре кафедры: одна — теоретической математики, одна — астрономии, географии и навигации и две — механики, которой Петр придавал огромное значение. В физический класс входили четыре кафедры — физики теоретической и экспериментальной , анатомии, химии и ботаники.

Жизнь Лейбница , сознательно оставшегося в стороне от университетов, дает яркий пример отношения к ним передовых людей немецких государств. Лейбниц остался до конца неизменным в своей оценке университетов, он искал новых путей. А между тем с ним и с кругом лиц, с ним связанных, как раз столкнулся в Германии Пётр, так как Лейбниц и его круг глубоко интересовались Россией, энергично искали возможности с ней столкнуться. К тому же Лейбниц был близок к немецким придворным кругам, с которыми породнился Пётр, где вращались русские и поступившие на русскую службу государственные деятели того времени. Для Петра университеты были чужды ещё и потому, что они в общем в это время стояли в стороне от того движения, которое вызвало рост точного знания. Изобретатели, видные исследователи математики и естествознания, которые работали в областях, близких к жизни, стояли в это время в целом в стороне от университетов. Любопытно, например, что среди университетских преподавателей в это петровское время трудно было найти химика или механика; в Венском университете посланцы Петра столкнулись с отсутствием достаточного преподавания математики. Конечно, ещё менее могли удовлетворить Петра высшие школы, ещё более далекие от жизни: академии и коллегии, которые в это время широко процветали в Польше, были совершенно лишены научной мысли. Два аналогичных учреждения были в это время в пределах владений Петра - в Москве и Киеве. Это были создания, полные церковных интересов, дожившие до конца XVII в. В этих учебных заведениях все новое движение мысли почти не отражалось. В Киевской духовной академии естествознание совершенно не преподавалось; математика была поднята лишь в эпоху Петра, который дал возможность Киевской академии развиться. Естествознание проникало здесь через преподавание физики, стоявшей на низком уровне заглохшей схоластики XVII в. Очевидно, ни университеты, ни коллегии не отвечали задачам Петра. Его интересы лежали не в области образования, а в области приложения научных знаний к реальным государственным потребностям - к составлению карт, использованию естественных богатств страны, к приложению химии, механики и математики к технике и жизни, начиная от весёлых фейерверков и зрелищ и кончая постройкой и вождением морских кораблей. Пётр хотел иметь в стране людей, которые могли бы давать ответы на вопросы, предъявляемые к науке текущей жизнью, хотел научить русских добывать новое знание, быть независимыми от чужеземцев в государственной работе этого рода - в полезных открытиям и изобретениях. В первоначальном плане Академии наук преподавательская деятельность отошла поэтому на второй план; Академия была столь же близка к коллегии петровского времени, как и к высшему учебному заведению. Своеобразие цели, поставленной Петром, было ярко выставлено в самом проекте 1724 г. Цель, какую имела Академия наук, и её несогласие с воззрениями современников ясно сознавались Петром. Татищев сохранил любопытный разговор свой об этом с Петром незадолго до его смерти, в 1724 г. Вероятно, Петру не раз приходилось с этим сталкиваться. Татищев пишет: В 1724 году, как я отправлялся во Швецию, случилось мне быть у его величества в летнем доме; тогда лейбмедикус Блюментрост, яко президент Академии наук, говорит мне, чтоб в Швеции искать учёных людей и призывать во учреждающуюся академию в профессоры. На что я, рассмеялся, ему сказав: Ты хочешь сделать архимедову машину, очень сильную, да подымать нечего и где поставить места нет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий