Новости что можно есть в великий пост мирянам

Есть мнение, что Великий Пост был установлен в память о постном подвиге Христа, который после Своего Крещения 40 дней без воды и еды находился в пустыне. Что можно и нельзя есть в Великий пост. Кто бывал Великим постом на Кипре в монастырях, не мог не обратить внимания на то, что местные уставные особенности позволяют на монастырской трапезе, кроме среды и пятницы, вкушать вареных осьминогов с травами.

Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь

Последний раз перед Великим постом можно есть мясо в воскресенье, предшествующее Масленице. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, соотнося свой календарь питания в Великий пост в соответствии со своими жизненными обстоятельствами, здоровьем и советуясь со своим духовником. Есть во время Великого поста праздники, в которые разрешены существенные послабления в еде для постящихся.

Календарь питания Великого Поста

Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье. Устава Великого поста для мирян не существуют, те календари постов и трапез, которые везде публикуют, в том числе и на этом сайте, были разработаны для монахов, живущих в теплом климате. Миряне должны знать, как правильно поститься в Великий пост и что нужно делать, чтобы не сорваться. Рыбу можно есть в пост не каждый день (внимательно изучаем рекомендации по питанию для каждого поста).

Великий пост в 2024 году

Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям. Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет.

Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь.

Все новообращенные приготовлялись к Крещению 40-дневным постом. Молясь за оглашенных, так же постились все верные — члены Церкви.

Видимо, именно этот пост позже осмысливается Церковью как посвященный не только Таинству Крещения, но также — подготовке к Пасхе. Предпасхальный После I Вселенского Собора появляются первые свидетельства о собственно постном времени приготовления к празднику Воскресения. О существовании такой традиции упоминают послания свт. Афанасия Великого. Обращаясь к своей Александрийской пастве, он предписывает ей «Четыредесятницу», которая уже утвердилась у других христианских общин, «ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию». XI век. Третьяковская галерея Продолжительность поста, однако, установилась не сразу: количество дней подготовки к празднику различалось, так как Церковь не приветствовала постное воздержание по субботам иудейская традиция и воскресным дням «малая Пасха». Поэтому: одни общины в эти дни допускали послабления постного воздержания; другие же совсем исключали субботы и воскресения из дней поста.

В последнем случае для того, чтобы получилось 40 постных дней, общая продолжительность календарных дней поста, естественно возрастала. При таком подходе количество недель подготовки к Пасхе в общей сложности составляло 8. Именно такую длительность, по многочисленным свидетельствам современников, имел пост в Иерусалиме. Интересный факт Отголосок этой традиции — современная практика Русской Церкви, когда Посту предшествует «Сырная Седмица», на которой уже не благословляется мясная пища, но можно вкушать яйца, молочное, рыбу. При этом в среду и пятницу этой уже читается молитва св. Ефрема Сирина, принятая на службах Поста, а литургия не совершается. Впоследствии возобладала традиция все же включать субботние и воскресные дни в число Четыредесятницы, что, как полагает, например, русский литургист М. Скабалланович, произошло, скорее всего под влиянием монашества.

Читайте также: Страстная седмица 2023 года Кроме этого порядка, принятого на христианском Востоке, существовала также Западная традиция шестинедельной подготовки к Пасхе. При этом, например, в Римской Церкви V в. Возможно, такой порядок восходит к древней практике поста как подготовки к Крещению оглашенных. Отголоском этой традиции является нынешняя практика католиков, правила о Великом Посте у которых значительно менее строги, чем у православных. Постное делание Правила о богослужениях и телесном посте также устанавливаются не сразу, причем изначально не являлись единообразными: судя по всему, они потребовались Церкви не ранее IV в. На территории Византийской империи, раскинувшейся от Дуная на севере до Африканских владений на юге, параллельно сосуществовали множество традиций поста, как для мирян, так и для иноков. Наиболее распространенными из них к IX в. Феодора Студита, игумена обители близ Константинополя; прп.

Саввы Освященного, настоятеля монастыря из Палестины, недалеко от Иерусалима. Студийская традиция Прп. Федор настоятельствовал в монастыре, в V в. Расположенный не более чем за несколько километров от императорского дворца, монастырь традиционно считался «царским»: сюда отдавали на воспитание наследников престола, здесь часто бывали императоры. Статус обители не помешал, однако, св. Феодору открыто выступить против запрета на поклонение иконам, который ввел император Лев Армянин. Именно высочайший авторитет преподобного, укрепившийся после падения иконоборческой ереси 840-е гг. Основой традиции соблюдения поста, созданной прп.

Феодором и его учениками, была разумность телесного воздержания и акцент на его духовном содержании. По так называемому Студийскому богослужебному Уставу Великим Постом: совершается ежедневная литургия; в пище дозволяется масло, вино во все дни, кроме среды и пятницы; употреблять вино и масло позволялось также на Страстной Седмице, кроме Великого Понедельника сухоядение, то есть невареная пища и Пятницы разрешалось только сочиво ; в среду «преполовения Поста» можно даже употреблять рыбу; ее можно также вкушать на Благовещение, на праздники свв. Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, прп. Алексия, человека Божия, на Лазареву Субботу и Вербное воскресенье; иноки Студийской обители заканчивали воздержание вечером Великой Субботы: их благословляли вкушать сыр, яйца, вино. Устав прп. Саввы Если обитель прп. Феодора была общежительной, то есть иноки жили в одной ограде, руководимые духовным отцом — настоятелем, то Палестинский монастырь прп. Саввы, из которого происходит так называемый Иерусалимский богослужебный Устав был «особножительным».

Это означало, что монахи 6 дней недели подвизались уединенно, а вечером субботы сходились на общую службу, чтобы затем на воскресной литургии причаститься Св. Именно на этом обычае основана традиция Устава св. Саввы совершать полную литургию Великим Постом только по субботним и воскресным дням, а по другим или не совершать ее вовсе, или — по средам и пятницам — служить литургию Преждеосвящённых Даров, на которой верующие причащались Св. Дарами, освященными на воскресной литургии. Что до телесного делания, то традиция прп. Саввы предписывает: вкушать рыбу только на Благовещение если праздник не выпадает на Страстную Седмицу ; употреблять растительное масло, вино только по субботам, воскресеньям; полностью воздержаться от пищи в Великую Пятницу и до 9 часа дня Великой Субботы. Оба варианта телесного поста предписывают мирянам и монахам вкушение пищи не более 1 раза в день обычно после захода солнца. Высокое уважение к преподобному на всей Руси способствовало тому, что монашеские обычаи поста начали перенимать миряне.

В XIV в. Саввы — также монашеский. Его вводят в богослужение, ему стараются следовать и по части соблюдения постов, прежде всего — Великого. Это делают не только монахи, но и миряне, ведь иночество продолжает быть духовным идеалом. Интересный факт При этом некоторые монастыри, даже целые местности продолжали соблюдать Великий Пост по уставу прп. Чаще всего выбор был вызван тем, что такие христиане жили в жестких условиях. Например, Студийского устава держались многие обители Русского Севера, так как при невозможности иметь достаточно растительной пищи — хлеба, круп, овощей холодное лето, невозможность заниматься земледелием , ничего не оставалось, как поддерживать силы рыбной пищей. Согласно ему совершаются богослужения, на него же опираются при соблюдении поста телесного.

Вместе с тем, согласно рекомендациям, собственную меру воздержания как монахи, так миряне должны согласовывать с духовником. Пост у католиков В первые века христианства традиции поста Запада и Востока отличались незначительно. К настоящему времени католики идут по пути смягчения требований к телесному воздержанию и акценту на духовное. К примеру: пост полностью исключен для детей до 14 лет, больных, беременных; существует термин «воздержание», который, однако, означает лишь запрет на мясо, тогда как молочная пища разрешена практически весь период поста. Поэтому соблюдение телесной аскезы у современных католиков все более остается «на усмотрение» верующих, что ведет ко все более легкому отношению к ней. Главное с чего следует начать: советы начинающим и опытным Современный человек к телесному воздержанию не привык, поэтому оно кажется ему чем-то невозможным. На самом деле требования Церкви, если следовать им без неразумной ревности, находятся в пределах возможностей любого среднего человека, они — плод тысячелетнего опыта, поэтому их не следует бояться. Куда сложнее другое.

Многие опытные постники, особенно из числа святых отцов, предупреждают: постное делание будет сопровождаться искушениями, восстанием на человека помыслов, страстей. Это вполне нормально, более того — полезно, ведь обнажает перед человеком его недостатки, требующие уврачевания. Какие правила Общие можно свести к следующим: начав с телесного воздержания, как самого простого делания, постепенно переходить к аскезе души; например, кроме скоромной пищи, следует воздерживаться также от мирских развлечений; самая же сложная форма аскезы — воздержание от страстей: например, пагубных привычек; сложнее же всего — «не есть людей», то есть не осуждать, не совершать дурных поступков в отношении ближних, прощать их немощи, нелюбовь, иногда — ненависть; отсюда, может быть, главное правило — не бороться только своими силами, предавать дело исправления себя Богу. Святитель Василий Великий о посте «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Тот, кто воздерживается от пищи, а ведет себя неподобающе, уподобляется диаволу, который хотя ничего не ест, однако ж не перестает грешить». Что можно и что нельзя кушать Устав св. Саввы требует как от монахов, так и от мирян полного воздержания от пищи в определенные дни первой недели, а также Страстной Седмицы. Однако сейчас такое делание совершают немногие опытные подвижники в миру, а также священники, монахи, привычные к нему.

В остальные дни в дореволюционные годы принято было вкушать один раз, однако и эту рекомендацию сейчас могут понести не все. Смысл воздержания — не в нем самом, не в «очищении организма» хотя благотворность ограничений признана медиками. Оно помогает душе сосредоточиться на главном — жизни с Богом. А для этого стоит ограничить влияние на душу мирских страстей, удовольствий, в число которых входит также пища. Что приготовить Ограничение пищи касается не только ее качества и количества. Процесс создания постного, но сложного, требующего усилий блюда, отвлекает от духовного, «приземляет». Зачастую немало душевных сил отнимает поиск специфически постных продуктов, особых рецептов. Так достигается требуемый состав блюд, но страдает душевный настрой, нарушается мир, то есть не достигается основная цель.

Поэтому важнейший принцип питания Великим Постом — простота блюд, которые лучше готовить из привычных, общедоступных продуктов, лишь исключив те, которые не благословляет Церковь на эти дни. Список продуктов Стоит также прислушаться к советам опытных подвижников, которые советуют, как аскетическое делание, соблюдать максимум однообразия питания, дабы не способствовать развитию «гортанобесия» страсти, представляющей собой стремление наслаждаться разнообразием вкусов блюд. У опытных мирян, давно живущих церковной жизнью, список покупок на Великий Пост хоть и не сводится к нескольким продуктам, но и не слишком велик. Разрешается Во время поста можно употреблять любую растительную пищу. Это могут быть овощи, фрукты, все виды круп, хлеб. Источником растительного белка, необходимого человеческому организму, являются бобовые горох, чечевица, фасоль , а также грибы. Что касается напитков, то без ограничений можно пить чай, черный кофе. Выбирая продукты, опытные духовники нередко советуют основываться не только на их происхождении.

Иногда и постная пища может стать душевредной, если принимается чрез меру, или же человек особенно, до развития страсти чревоугодия, любит тот или иной продукт. Наконец, многие воздерживаются от растительных, но дорогих или экзотических продуктов, употребление которых не запрещено, но кажется верующему не душеполезным. Именно из этих соображений многие русские крестьяне дореволюционных времен не употребляли во время поста мед как чрезмерно услаждающий вкус , сахар — бывший тогда достаточно дорогим для сельского жителя, к тому же купить его часто было сложно. Известен случай, когда к опытному духовнику пришел молодой человек, жалуясь на то, что его мать категорически против того, чтобы он соблюдал пост. Подумав, священник спросил, что из пищи нравится юноше больше всего. Как оказалось, это был горячий крепкий чай. И тогда батюшка назначил духовному чаду послушание — весь пост воздерживаться именно от него, пусть разрешенного, посчитав, что борьба со страстью будет более полезна душе, чем нарушение семейного мира ради Устава. Не благословляется Это любая пища животного происхождения: яйца, все молочные продукты, мясо, а также содержащие их изделия.

Вместе с тем, определяя качество своего питания Великим Постом, стоит знать также меру. Московский протоиерей Максим Первозванский в интервью от 6 марта 2009 г. Впрочем, есть, например, совершенно постная выпечка — некоторые виды печенья, сушек. А надписи на темном без молока шоколаде о том, что он «может содержать следы молока» нужны для тех, у кого аллергия, когда даже микродозы продукта могут вызвать серьезное обострение. Могут ли они духовно повредить постящемуся? Иногда постника, чрезмерно ревностно относящегося к качеству стола, смиряет Сам Господь. Вот что рассказывает митрополит Антоний Сурожский о случае из своей молодости: «Когда я был доктором, то занимался с одной очень бедной русской семьей. Денег я у нее не брал, потому что никаких денег не было.

Но как-то в конце Великого поста, в течение которого я постился, если можно так сказать, зверски, то есть не нарушая никаких уставных правил, меня пригласили на обед. И оказалось, что в течение всего поста они собирали гроши для того, чтобы купить маленького цыпленка и меня угостить. Я на этого цыпленка посмотрел и увидел в нем конец своего постного подвига. Я, конечно, съел кусок цыпленка, я не мог их оскорбить. Я пошел к своему духовному отцу и рассказал ему о том, какое со мной случилось горе, о том, что я в течение всего поста постился, можно сказать, совершенно, а сейчас, на Страстной седмице, я съел кусок курицы. Отец Афанасий на меня посмотрел и сказал: — Знаешь что? Если бы Бог на тебя посмотрел и увидел бы, что у тебя нет никаких грехов и кусочек курицы тебя может осквернить, Он тебя от нее защитил бы. Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может.

Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия.

Рыба разрешена лишь в Благовещение — 7 апреля и Вербное воскресенье. В его канун можно есть рыбную икру. Реклама Но это еще не все. Для первой и последней недель поста — седмицы и Страстной седмицы — ограничения еще более строгие. Например, в первые два дня первой седмицы церковный устав предписывает вообще воздержаться от пищи. В Страстную седмицу пищу не варят и не жарят, а в пятницу и субботу также не едят вовсе. Но и это еще не все. Очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто. Русская православная церковь Соблюдение поста подразумевает лишение телесных удовольствий, и еда не единственное из таковых. Некоторые верующие ограничивают себя в интимной близости, хотя даже священнослужители признают, что это скорее обычай, чем правило, и все индивидуально речь идет о брачных отношениях — секс вне брака РПЦ рассматривает как грех. А вот отказаться от вредных привычек или хотя бы минимизировать их стоит.

Например, пугающее слово «сухоядение» означает вовсе не отказ от воды, как можно понять на первый взгляд. Воду пить, конечно, можно. Реклама А вот РИА «Новости» пишет, что «на Руси предписание о «сухоядении» понималось как, пусть даже сваренная, но остывшая еда». Что такое горячая пища без елея? Сегодня мы не употребляем слово «елей». А оно означает «масло». Значит «горячая пища без елея» — это все то, что не было пожарено с маслом. Например, блюда вареные, печеные, тушеные или на пару. А их может быть огромное множество.

Страстная неделя в 2024 году: даты, правила питания, значения дней и запреты

Кондитерские и хлебобулочные изделия. Разрешены те продукты, для приготовления которых не используют яйца и продукты молочного происхождения. Что нельзя есть во время Великого поста Мясо и все производные продукты: колбасные изделия, ветчину, копчености. Животные жиры. Яйца и продукты, для производства которых они используются. Молочные продукты: молоко, кефир, йогурт, сметана, сыры, сливочное масло. Пищу с интенсивным вкусом: слишком соленые или сладкие продукты, пряности. Рыбу и морепродукты за исключением Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербного воскресенья. Жирные сладости: сдоба, шоколад, фаст-фуд.

Растительное масло разрешается только в дни нестрогого поста. Алкоголь в нестрогие дни допускается немного вида — до двух бокалов. Какие ещё есть ограничения и рекомендации? Нельзя переедать. Запрещается употреблять алкоголь, за исключением воскресных дней, когда разрешается вино в количестве до двух бокалов. Отказаться стоит и от табакокурения. Супругам рекомендуют воздерживаться от интимной близости по обоюдному согласию. В пост не стоит посещать развлекательные мероприятия, тратить слишком много времени на просмотр телепередач, социальные сети и компьютерные игры.

Нельзя допускать негативных мыслей, ссориться, ругаться с окружающими людьми, поддаваться агрессии, злости, ссорам, зависти и осуждению. Свободное время необходимо уделить молитве и посещению храмов. В пост приветствуется благотворительность, забота о близких и помощь нуждающимся людям. Кому разрешается не соблюдать пост По физиологическим, медицинским и возрастным причинам от вхождения в пост лучше отказаться детям, пожилым, беременным и кормящим женщинам, людям с нарушенным обменом веществ, больным диабетом, людям с пищеварительными заболеваниями, онкобольным, страдающим от дисфункции почек, проходящим послеоперационную реабилитацию, людям с хроническими заболеваниями и острыми респираторными инфекциями. Что делать если угощают непостной пищей? В дни Великого застолья может произойти ситуация, когда в гостях или на застолье угощают непостными блюдами, от которых нельзя отказаться, чтобы не обидеть хозяйку. В таком случае можно позволить себе употребление запрещенных продуктов. Однако после этого следует возложить на себя более строгие обязательства поста.

И ещё несколько вопросов Можно ли крестить ребёнка в пост? Крещение разрешается церковью в любой день года. Можно ли играть свадьбу?

Указания современных календарей Русской Православной старообрядческой Церкви, Русской Древлеправославной Церкви, Древлеправославной Поморской Церкви, а также большинство календарей Русской Православной Церкви и других новообрядческих деноминаций содержат абсолютно идентичный устав пищевых ограничений Великого и других постов. Причина этого в том, что эти общепринятые правила восходят к Типикону «Церковному оку» , изданному в 1641 году при патриархе Иосифе и, по преданию, связанному с древним уставом Иерусалимского монастыря. Этот устав обговаривает пять возможных вариантов трапезы. Интересно, что в первые века христианства были и иные варианты трапез. В некоторых из них птица считалась особой категорией, отделенной от мяса ; пища с рыбой любые продукты растительного происхождения, рыба, масло, вино; исключается мясо и молочные продукты ; пища растительного происхождения с растительным маслом также вместе с маслом разрешается и вино, а в некоторые дни и морепродукты ; пища без масла свежие и термического приготовления овощи и фрукты, крупы, но без употребления растительного масла ; сухоядение под этим подразумевается невареная пища, а именно орехи, сырые овощи или фрукты, а также хлеб, который хотя и готовится термическим способом и даже с использованием растительного масла, но в эти дни разрешен.

В старообрядчестве особую популярность получил так называемый «Малый домашний Устав» — книга, составленная в XIX веке и ставшая своеобразным сборником уставных предписаний, касающихся поста, трапезы и келейной молитвы. И хотя бытует мнение, что «Малый домашний Устав» объединяет некую сумму дораскольной церковной традиции, включая обычаи древнерусских монастырей и приходских храмов, на самом деле его указания восходят к той же книге — «Церковному оку», изданному в 1641 году. Отметим, что старообрядческий Малый Устав и Типикон 1641 года отражают лишь часть дораскольной пищевой традиции. Существует и ряд других установлений с иными указаниями относительно пищевых ограничений в посты. Такие указания имеются в известных на Руси книгах «Домострой», «Зонар», славянских кормчих и различных русских монастырских уставах. Ныне издаваемые старообрядческие календари содержат указания Великого и иных постов, находящиеся в Малом Уставе. Однако поскольку календарные указания более краткие, мы публикуем с небольшими комментариями полный текст Малого домашнего Устава, касающийся Великого поста. Также публикуются указания Устава Кирилло-Белозерского монастыря по списку 1652 года и Соловецкой Кормчей 1493 года.

Малый домашний Устав «О постах и о разрешении всего лета. О великом посте Устав Большой. В первую неделю, глаголемую Феодорову, два дни, в понедельник и во вторник, ни хлеба ясти, ни воды пити. Но на молитвы и на поклоны подвизатися. А в среду, по отпущении вечерни, в четвертый час дни, едим сухоядение, и сурово зелие, и пием укроп с медом. И паки поститися до пятницы. В пятницу же едим хлеб и сурово земли, и варение без посластия. О слабом Если кто слаб, или не может поститися двух дней, то во вторник ест хлеб с водой, так же и в четверг.

О старом Если кто престарел, или от недуга изнемог болен — прим. О суботе и воскресенье В суботу же и в воскресенье едим вареное с маслом. Прочие дни Великого поста А в другие дни святого поста, в понедельник, в среду и в пятницу не едим вареное. А во вторник и в четверг едим вареное. По уставу убо святыя горы очевидно, имеется в виду Афонский устав — прим. Во вторник же, и в среду, и в четверг есть подобает по единой литре хлеба и воду, ино ничто же, кроме соли. Иже бо на всяк день есть во уреченный час, похваляет святой Феодор Студит, во оглашении пятницы первой недели. Номоканон Во святую и великую четырехдесятницу едим единою на день, сухоядение, точию сочиво без масла.

Вина же и масла в суботу и в воскресенье вкушаем: такожде и черепокожих имеется в виду, что в выходные разрешены морепродукты, кроме рыбы — прим. Соловецкий устав На первой недели в понедельник, в среду и пятницу трапезы не поставляют. Во вторник и четверг на братию хлебы белые, взвар с медом, ягоды морошка, или капуста соленая, да толокно мешеное. В суботу щи белые, лапша гороховая, каша соковая, все с маслом. В неделю ко щам и каша. На других же неделях в понедельник, в среду и в пятницу ко щам два холодных блюда. Во вторник же и в четверг щи борщовые с соком и сухари, и блюда холодные, другие горячие. В суботу и в воскресенье ко щам пласти или сущи вялые пласти сушеная или вяленая рыба — прим.

При этом верующий должен понимать, что раз он — пусть и по медицинским показаниям — идет на ослабление поста телесного, то должен усилить свой пост в чем-то другом: в молитве, помощи ближнему… Порой мы забываем еще об одном важном нюансе. Во время поста мы не только меняем свою пищу качественно, но и количественно. И те деньги, которые не тратим на еду, мы можем отдавать на благотворительность, на помощь другим людям. И совсем уж глупо, когда человек накупает себе каких-то сверхдорогих продуктов только потому, что они постные. Одно дело, если омара ест французский рыбак, только что выловивший его в море. Для французских рыбаков омары, возможно, самая дешевая еда. И совсем другое дело, когда состоятельный москвич в пост выбирает себе омарную диету. Вот это совсем не постный подход, не христианский.

Или другой пример. Меня однажды спросили, можно ли в пост есть печеный картофель, фаршированный грибной икрой. На первый взгляд, почему бы и нет. Продукты-то все постные. Но вы подумайте, сколь трудоемко приготовление этого блюда! Сколько времени и сил человек может потратить, чтобы потешить свой желудок. И это вместо молитвы или благих дел! Помнится, врачи одной больницы рассказывали мне, что, едва заканчивается Великий пост, к ним везут многочисленных бабушек и дедушек с различными проблемами: у кого рези в желудке, у кого желчный пузырь выходит из строя… Наверное, Вы на «Скорой» с подобным сталкивались?

Дело в том, что бабушки и дедушки нарушают главное правило и на Пасху входят в грех. В этом-то как раз и проявляется грех чревоугодия. Постились-постились верующие — а тут и Пасха наступила! Можно есть все, что раньше было не велено. Вот люди и отрываются. А потом попадают в больницу. Здесь главное правило: выходя из поста, на Пасху не надо набрасываться на жирную пищу, не надо набивать себе желудок всем, что стоит на столе. Съешьте пару яиц, кусочек кулича, немножко творожной пасхи.

И достаточно! И чуть погодя можно переходить к пище более тяжелой и жирной. Пусть организм перестраивается постепенно. Но, поймите, это проблема не поста, а человеческого невоздержания. В чем еще верующий должен себя ограничивать? Конечно, в жизни всякое бывает: молодые супруги, недавно женаты, не удержались. Но, в принципе, интимные отношения в пост недопустимы! Как ей тогда быть?

Конечно, «тело жены принадлежит не жене, но мужу. И тело мужа принадлежит не мужу, но жене». Но я не знаю ни одного человека, который не мог бы выдержать 50 дней без интимной близости, и считаю, что супруги вполне могут договориться по этому вопросу. Если же муж будет настаивать, женщина, наверное, должна уступить. Зачем же в пост намеренно идти на конфликт с мужем. При этом она должна понимать, что идет на ослабление своего поста и должна усилить свой молитвенный и благотворительный подвиг. А если пытаться перечислять все то, чем в пост заниматься нельзя, то надо понимать следующее: грех не столько само действие, которое вы совершаете, а пристрастие к этому действию. Смотреть ли телевизор в пост?

Наверное, не страшно, если вы посмотрите, к примеру, один раз в день новости, чтобы быть в курсе событий, или вашу любимую передачу. Но грех и нарушение поста, если вы не можете оторваться от телевизора, просиживая у экрана вечер за вечером, вместо того чтобы молиться. Греховных действий, которые мы совершаем в обычной жизни, не так много. Просто мы не задумываемся о том, что такое грех. Кто-то любит болтать по телефону, кто-то — сидеть в интернете, кто-то — смотреть телевизор или играть в игры на компьютере. Повторюсь: грех не само действие, грех — пристрастие к нему. Не зря, когда речь заходит о посте для маленьких детей, мы говорим, что нельзя лишать детей мяса, но надо ограничивать их в том, к чему они испытывают тягу: сладкое, компьютерные игры, интернет. Каждый человек сам прекрасно осознает, к чему он питает пристрастие, склонность, тягу.

И во время поста он должен ограничивать себя в своих пристрастиях. Именно поэтому так важно, чтобы верующий по всем вопросам соблюдения поста общался со своим духовником. Ведь тот хорошо знает слабости своего духовного чада. Одному надо поменьше есть, другому отказаться от каких-то иных пристрастий: курения, выпивки, интернета, телевизора. И вместо этого больше сил уделять молитве и благим делам… — Кстати, о благотворительности… Известно, что в Москве существует разветвленная мафиозная сеть нищих и попрошаек, которые оккупировали московские улицы, метро, церкви. Как тут быть верующему: подавать ли нищим, просящим у храма? Ведь когда человек творит благо, он творит его для своей души, не гадая, в чью протянутую руку он кладет монетку: профессионального попрошайки или бедной старушки, которой не хватает пенсии на жизнь. Но благотворительность ведь не сводится только к тому, чтобы подавать нищим возле храма.

Деньги можно переводить в благотворительные фонды, которых немало: «Милосердие», «Кислород», «Предание», «Подари жизнь», «Линия жизни»… Они собирают деньги на лекарства и лечение, аппаратуру для больных и инвалидов. А можно просто прийти в детский дом и предложить свою помощь.

Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли". Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц. Ничего общего пост и вегетарианская диета между собой не имеют. Разве можно назвать постом то, когда отсутствие мяса заменяют такими постными продуктами, как дорогие авокадо, креветки, крабы, кедровые орехи и так далее", — сказали священнослужители. Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед.

В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля.

Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?

Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным. На протяжении следующих семи недель перед Великим постом мирянам необходимо постепенно отказываться от некоторых продуктов, для того чтобы в воскресенье примкнуть к церкви. Что можно и нельзя есть в Великий пост.

Что можно и нельзя есть по дням недели мирянам в Великий пост 2024

Нельзя после поста перегружать желудок жирными блюдами, вареными яйцами. Также не стоит увлекаться спиртными напитками. Великий пост соблюдают истинные верующие. Чтобы пройти все испытания, необходимо заранее узнать, что можно есть по дням недели, какие правила существуют для мирян, когда начнется и закончится пост в 2024 году. Календарь питания станет отличным помощником для всех православных. В нем удастся найти рекомендации о том, какие блюда можно употреблять в тот или иной день.

Возникновение поста[ править править код ] Первые христиане , вспоминая крестные страдания Иисуса Христа и Его слова: «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» Мф. Однако вскоре выходцев из язычества среди христиан стало значительно больше, чем из иудейства, поэтому христианская Пасха стала праздноваться несколько позже иудейской Пасхи [2] , что окончательно закреплено Первым Вселенским собором. Однако обычай поститься на Пасху обличает ещё святитель Иоанн Златоуст в своём «Слове на пост в Пасху». В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения [3]. Так как крещение старались приурочивать к главному христианскому торжеству — Пасхе, то и «огласительный пост» оказался «предпасхальным». По примеру Христа, постившегося за людей 40 дней, все христиане, в солидарность с оглашенными, стали ежегодно поститься 40 дней в преддверии Пасхи вместе с готовящимися к принятию святого крещения. Поэтому до сих пор в Великом посте различаются два периода: 1 святой четыредесятницы и 2 страстной седмицы, а иудейская пасха по срокам теперь всегда стала выпадать на период христианского поста. Некоторые святые отцы уже в V веке были уверены, что сорокадневный пост перед Пасхой был апостольским установлением. Например, Лев Великий призывает своих слушателей к воздержанию, чтобы они могли «исполнить апостолами установленные сорок дней поста» ut apostolica institutio quadraginta dierum jejuniis impleatur, P. Подобные же выражения использовали историк Сократ Схоластик и Иероним P. Однако, современная историческая наука опровергает данное мнение, поскольку есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе его развития. Существует письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий Hist. Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин , переводя Евсевия с греческого на латинский , передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается[ источник не указан 4059 дней ] в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней. Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах Tertullian, «De Jejun.

Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, позволена горячая пища растительного происхождения, также с растительным маслом. В Страстную пятницу верующие от пищи воздерживаются до времени выноса плащаницы на богослужении. В субботу разрешена горячая пища без масла. Начиная с воскресенья — Пасхи — все запреты в пище снимаются. Но при этом важно помнить: пасхальное обилие жирной и тяжелой пищи после длительного поста может негативно сказаться на здоровье. Поэтому выходить из поста нужно постепенно, не слишком налегая на творог, куличи, яйца и мясо. Запреты Страстной недели Страстная неделя — повод не только для пищевых ограничений. Последняя неделя Великого поста для христиан — прежде всего, время глубокого покаяния и анализа собственной жизни. В эти дни очень важно сосредоточиться на духовных, а не физических аспектах предпасхальной подготовки. Самое главное правило, которое верующие соблюдают на Страстной седмице — уделять внимание молитвам и помощи ближним, а не развлечениям и бытовой суете. В этот период нельзя поддаваться зависти, обидам и раздражению. Под строгим запретом — шумные застолья с алкоголем, курение и блуд.

Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания. Во второй-шестой неделе блюда из постных продуктов по дням могут выглядеть так: Понедельник — гречневая каша на воде, на обед приготовить капустный суп и картофельные котлеты, на десерт съесть фрукты, а на ужин выпить чаю без сахара. Вторник — утром можно съесть вкусную овсяную кашу, на обед — вермишелевый суп, салат из овощей, перловую кашу с грибами. От ужина лучше воздержаться. Среда — начать день можно с рисовой каши, а на обед съесть грибы и салат из капусты. Ужин лучше пропустить. Четверг — на завтрак отличным вариантом станет кукурузная каша и сухофрукты, на обед подойдет солянка и овощной салат, а на ужин — картофельное пюре и домашние приготовления. Пятница — попробуйте ячневую кашу, сварите гороховый суп, а также сделайте фруктовый салат, на ужин можно полакомиться гречкой под грибной подливкой. Суббота — начало дня будет прекрасным с винегретом, а на обед можно приготовить рисовую кашу с черносливом и курагой, на ужин можно сделать макароны и салат. Воскресенье — овсяные хлопья на воде могут стать завтраком, на обед можно съесть постный борщ и жареный картофель, а на ужин отварной рис с луком и морковью. Помните, что еда в Великий пост может быть разнообразной и полезной. На Великий пост можно экспериментировать. Главное — исключить из меню все продукты животного происхождения. А это молоко, творог, сметана, яйца, мясо и рыба.

Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста

В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Суть Великого поста накануне Пасхи — во внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Давайте разберемся более подробно, каким может быть питание по дням в Великий пост 2023 года для мирян. Что можно и что нельзя есть в Великий пост в 2022 году Список продуктов, напитки Правила Постные рецепты блюд Меню на каждый день Фото Видео.

Что можно и нельзя есть по дням недели мирянам в Великий пост 2024

А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним.

Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице. В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру. Первая неделя седмица Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи.

В Страстную седмицу предписывается сухоядие пища не варится и не жарится , а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно.

Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь. Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост.

Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения по крайней мере, клиросного звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами.

Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах. Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов говением и исповедью и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Для установления даты Пасхи определяют, когда наступает первое Полнолуние после Дня весеннего равноденствия празднуется 21 марта. Пасха отмечается в первое воскресенье после этого Полнолуния. Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней.

Первый понедельник поста называется Чистым понедельником, а всю первую неделю — Чистой седмицей. Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой.

С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться. Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты.

Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом. У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья.

Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью.

На торжественном богослужении вспоминают о погребении Христа и его пребывании во гробе. При этом священники надевают светлые праздничные облачения, освящают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. Великая суббота — 4 мая Вечером начинается главная служба в храмах, а в Иерусалиме в храме Воскресения Христова нисходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху. Что можно и нельзя есть во время Страстной недели Суть Великого поста накануне Пасхи — во внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны лишь помочь православным в преддверии Праздника, но никак не служат самоцелью.

Меру своего поста надо согласовать со священником, а иногда и с врачом. Есть категории людей, которым РПЦ разрешает вообще не поститься: это больные и пожилые люди, а также дети до семи лет. Правила «страстного» питания зависят от конкретного дня седмицы. Самый строгий пост начинается в Великий понедельник. В этот день разрешено есть только хлеб, фрукты и овощи, мед и орехи. Во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла. В четверг — небольшое послабление, позволена горячая пища растительного происхождения, также с растительным маслом.

Сама Пасха состоится 5 мая. В этот день россияне будут есть куличи и яйца, а также посещать церкви, проводить время с семьёй. Но перед этим светлым днём сначала важно достойно вынести неделю ограничений. Что такое Страстная неделя, в какие даты она в 2024 году, что нельзя есть и как называется каждый день Страстной недели — всё это в материале Life.

Во время самой строгой седмицы Великого поста люди вспоминают о последних днях, когда Спаситель жил на Земле. На протяжении семи дней принято упоминать о том, через какие страдания прошёл Иисус Христос перед смертью — был распят, умерщвлён, похоронен. У Страстной недели перед Пасхой есть и альтернативное название. Её также именуют Страстной седмицей.

Из года в год даты проведения меняются. В 2024 году Страстная неделя будет с 29 апреля по 4 мая, а Пасха — 5 мая. Страстная неделя по дням Каждый день Страстной недели 2024 года несёт определённый смысл: что нельзя делать в Великий пост перед Пасхой 5 мая. В период с 29 апреля по 4 мая в церквях регулярно проходят торжественные богослужения.

Молитвы читают только в рамках подготовки к Христову Воскресению, то есть Пасхе. Как называется каждый из дней на Страстной недели, какие есть запреты, что делать разрешено? Также на службах священники в стихах рассказывают прихожанам историю, как Иисус наслал проклятие на смоковницу. Её образ символизировал душу, которая не раскаялась.

Великий понедельник посвящён воспоминанию о сотворении мира. Что можно и чего нельзя делать в Великий понедельник? Этот день выпадает на время Великого поста. Можно пить воду и есть хлеб, соль, овощи и фрукты в свежем виде, а также сухофрукты, орехи и мёд.

Некоторые верующие, однако, всё же решают воздержаться от пищи. В 2024 году выпадает на 30 апреля. Этот день посвящён последней притче Христа в Иерусалимском храме, которой он учил людей. Во вторник на Страстной неделе перед Пасхой тоже проходят богослужения.

Какие продукты можно есть в пост

Объяснили, что можно есть во время Великого поста. Соблюдая такой пост, можно также есть горячие блюда. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Верующие в Великий пост обычно воздерживаются от употребления скоромной пищи. В великую пятницу братия и миряне не едят.

Что такое сухоядение?

  • Питание в Великий пост в 2024 году по дням | меню, календарь
  • Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
  • Что нельзя в Великий пост?
  • Великий пост в 2023 году
  • Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания - 18.03.2024, Sputnik Беларусь
  • Великий Пост 2024: календарь питания | Правмир

Посты в марте 2024 года

  • Что можно и нельзя есть по дням недели мирянам в Великий пост 2024
  • Что можно кушать в пост по дням перед Пасхой 2023
  • Что можно есть в пост
  • Когда начинается и заканчивается Великий пост в 2023 году
  • Что можно кушать в пост

Великий пост 2023: даты, суть, календарь питания

Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста.

На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.

Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон.

Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья.

Уже на этой неделе принято отказываться от мяса, зато блинов, сметаны, творога и других молочных продуктов можно есть сколько угодно. На последний день Масленицы приходится Прощеное воскресенье, после которого начинается Великий пост. Сам пост состоит из двух этапов: Святая четыредесятница — основной пост Страстная седмица — самая сложная неделя с большими ограничениями. Святая четыредесятница 27 февраля — полное воздержание от пищи Вторник, четверг — горячая пища без масла Понедельник, среда, пятница — сухоядение Суббота, воскресенье — пища с маслом 8 апреля — разрешается рыбная икра 9 апреля — можно есть рыбу Страстная седмица 13 апреля — горячая пища без масла 14 апреля — воздержание от пищи 15 апреля — горячая пища без масла Сухоядение подразумевает отказ от термически обработанной пищи.

Исключение составляет хлеб. Хотя некоторые трактовки подразумевают, что запеченная пища тоже может считаться подходящей для дней, в которые принято придерживаться сухоядения. Завершение поста — Пасха Подготовка к Пасхе начинается за несколько дней до нее. Так, в Страстной четверг принято красить яйца, а в пятницу — печь куличи и готовить творожную пасху. В субботу в храмах после службы целый день освящают куличи и яйца. А вечером начинается пасхальное богослужение.

В воскресенье разрешается есть все, что было приготовлено накануне. Но во всем следует соблюдать меру. После таких строгих ограничений нельзя сразу нагружать желудок тяжелой и жирной пищей.

Псалтырь Во святой великий четверг едим вареное без масла, пьем же и вино и ино сухоядение. Ибо иже в Ладикии собор о великом четверге в правиле 49 глаголет: яко не достоит в четверодесятнице последней недели четверг разрешати, и всю четверодесятницу безчестить. Тоже Псалтырь В великую убо пятницу, если возможно, не подобает есть, как отцы повелевают. Обаче убо не по правилу имамы сие, иже не едим тогда совершенне, но противу силы комуждо положено бысть от отец. И сего ради если можно есть или держати два сия дни пост, рекше пятницу и суботу, добро есть и благоприятно. Если ни, поне в суботу. В пятницу же хлеб и сурово зелие есть, и воду пить, обаче же кождо хочет и может.

Соловецкой устав На страстной неделе, в понедельник и в среду, на произволяющих трапезу поставляют. Едят три холодных блюда. Во вторник капуста, и ягоды, и толокно. В четверг щи, и лапша гороховая, и каша соковая, все без масла. В великую пятницу братия и миряне не едят. В великую суботу по отпущении Литургии братия «укрухи». Структура пищевых ограничений во время Великой четверодесятницы одинакова во всех уставах. Первая неделя поста самая строгая, также серьезные ограничения накладываются в пятницу и суботу Страстной седмицы. Однако в другие дни степень воздержания варьируется. Так, в одних указаниях в суботние и воскресные дни разрешается лишь пища с маслом, в других допускается более широкий ассортимент блюд.

В этом «Обиходнике» дается подробная роспись практически каждого дня Великого поста, как, впрочем, и других дней церковного года. Первая неделя Великого поста такая же строгая, как и в вышеуказанных уставах. Посмотрим на трапезные установления этой знаменитой обители, касающиеся второй недели Великого поста. И в которые дни братии сухоядение, тогда четцу подачи и чаши с квасом нет. Во вторник: Братии ясти в столех по чети хлеба брацкого, сухари, шти борщевы с соком, квас с меньшего погреба в болших чашех, горох или каша сочена. Аще в сий вторник или в которые иные дни Великого поста прилучится Обретение главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евъфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита, тогда ясти хлебы белые, квас ячной в больших чашех, шти, в мисах губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша сочена или лапша гороховая с перцем, четцу подача. В среду: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, ретка, по ставцем квас, в чашех болших вода, капуста с хреном, толокно, репа или грибы или грузди под чесноком. В четверток: Ясти в столех по чети хлеба брацкого, шти борщевы сочены, сухари, квас брацкой, горох или каша сочена. В пяток: Ясти сухоядение: хлебы брацкие, пo ставцем квас, в чашех больших вода, в мисах капуста с хреном, толокно, репа или грибы под чесноком. В суботу: Служат собором по царе Иване, на погребение его на братию корм: хлебы белые, по чаше квасу подделного, шти с перцем, тавранчюг осетрей блюдо из томленых овощей и осетра — прим.

На людей корм делают. В ужине хлеб брацкой, шти, квас в больших чашех с меньшего погреба, по ставцу квасу. Во 2-ю неделю поста: Ясти хлебы белые, шти, по чаше квасу ячного, по мисам губы в соку или капуста греты с маслом, горох терт с маслом, икра или короваи, каша или лопша горохова с перцем. Того же дни в ужине хлеб брацкой, шти, по чаше квасу ячново в болших чашех, в ставцех квас». Интересно, что по Уставу Кириллова монастыря во все суботы Великого поста кроме Великой суботы, которая, по сути, к четыредесятнице не относится , поставлялась рыба. Также чаще, чем в предыдущих уставах, посреди недель Великого поста, в чтимые праздники, поставлялась икра. В Уставе Кириллова монастыря такими праздниками являлись: «главы Иванна Предтечи, или 40 мученик, или новых святых: Евфимия Новгородскаго, Димитрия Прилуцкаго, Алексея митрополита, Макария Колязинского, Ионы митрополита». Также икра поставлялась в Вербное воскресенье наряду с рыбой. Рудименты этой древней традиции можно наблюдать в отдельных старообрядческих приходах, в которых на престольные праздники допускается готовить рыбу «аще настоятель благословит». На Вербное воскресение в Кирилловом монастыре также подавалась рыба: «На братию корм: хлебы белые, сковороды с ушным или шти с перцем, квас подделной, двоя рыба, оладьи с медом, чаши схожие.

В понедельник, среду и пятницу рекомендуется придерживаться сухоядения, а из напитков в эти дни можно пить уже не только воду, но и чай. Во вторник и четверг второй седмицы разрешена горячая растительная пища без масла, а в субботу и воскресенье — горячие блюда, приготовленные с небольшим количеством постного масла. Рацион третьей недели Великого поста — 1—7 апреля — практически не отличается от второй. Так, в понедельник, среду и пятницу следует употреблять в пищу сырые овощи и фрукты, а во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В субботу разрешаются вареные и тушеные овощи и крупы с растительным маслом и небольшое количество вина.

В воскресенье, 7 апреля, отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому в меню можно добавить нежирную рыбу — например, треску, окуня, судака или хека. Четвертая седмица — 8—14 апреля — будет серединой Великого поста. В понедельник, среду и пятницу предусмотрено сухоядение, а во вторник и четверг можно приготовить блюда без добавления масла. В выходные разрешена горячая пища, приправленная растительным маслом, а также небольшое количество вина. В пятую неделю — 15—21 апреля — питаться необходимо аналогично четвертой.

В нечетные дни православные придерживаются сухоядения, в четные готовят овощи и крупы на воде, а в выходные —горячая пища и немного растительного масла. На шестой неделе — 22—28 апреля — Великого поста в понедельник, среду и пятницу разрешено есть постную пищу без термической обработки, а во вторник и четверг — горячие блюда без масла. В Лазареву субботу можно есть не только горячую пищу с растительным маслом, но и рыбную икру, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Страстная, седьмая неделя — 29 апреля — 4 мая — является самой строгой в пост. С понедельника по среду разрешены только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты, в пятницу предписано полностью отказаться от пищи.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий