способ неуловимого проникновения в подсознание собеседника и эффективного воздействия на него через неосознаваемые процессы. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. Описание случаев, когда применяют КПТ, а также методы и техники когнитивно-поведенческой психотерапии. По формату коррекционного воздействия различают прямое и косвенное влияние.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?
Для того чтобы можно было говорить о сопоставимости результатов коррекционного воздействия, необходимо помнить следующее: - оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Какой бы содержательный критерий эффективности ни анализировался, в любом случае речь идет о следующих группах переменных, характеризующих психокоррекционное воздействие: - субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире; - объективно-регистрируемые экспертом, наблюдателем параметры, характеризующие изменения в различных модальностях мира человека; - устойчивость изменений в последующей после воздействия жизни человека. При оценке эффективности воздействия могут использоваться объективные психофизиологические методы, регистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реализовать с их помощью.
Наличие этих факторов позволяет положительно решать вопрос о целесообразности коррекционного воздействия. В настоящее время в коррекционной педагогике принято различать две основные формы коррекции - симптоматическую и казуальную, соответствующие двум основным формам диагностики, симптоматической, направленной на выделение симптомов, внешних признаков картины развития, и диагностике, направленной на выявление причин трудностей и отклонений в развитии. Соответственно коррекция может быть направлена на устранение негативных симптомов развития, либо может быть обращена к причинам, порождающим трудности и отклонения в развитии.
От того, как именно понимаются причины и условия развития ребёнка, то есть в зависимости от представления о модели развития ставятся цели коррекционной работы. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с принимаемой теоретической моделью психического развития ребёнка и определяется ею. В практике коррекционной работы можно выделить различные модели объяснения причин трудностей в развитии: медицинская, биологическая, интерракционистская, педагогическая и деятельностная модель; В отечественной работе цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребёнка как активного деятельностного процесса. Постановка целей коррекционной работы осуществляется в контексте деятельностной модели, ставящей во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1 Оптимизация социальной ситуации развития. При конкретизации целей коррекции следует руководствоваться следующими правилами: — цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; — цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностью переноса ребёнком нового опыта коммуникации и новых способов действий в реальную практику жизненных отношений; — при постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближнюю перспективу развития ребёнка; — кроме того нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала и поэтому говорить о закреплении или об «утере» ребёнком позитивных эффектов коррекционной программы, можно лишь спустя определённое время.
Эффективность коррекции может быть оценена с точки зрения различных уровней функционирования участников коррекционной программы: — на уровне разрешения реальных трудностей развития; — на уровне постановки целей и задач коррекционной программы.
На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. На занятиях применяю : - игры с мягкими игрушками; - анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы; - упражнения на развитие речи и общения. Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои — животные. В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся. Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия.
Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции 2. Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. Характер проблем клиента.
Психокоррекция в рилив-терапии методом проблемных тематических вопросов
Принципы построения коррекционных программ определяют стратегию и тактику их разработки, т.е. определяют цели и задачи коррекции, методы и средства психологического воздействия на ребёнка. Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов. Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия. Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия? Правильный подход к выбору метода ответ!
Подробнее Проект Дефектология Проф Психолого-педагогическая коррекция, как особый вид психологической практики, имеет долгую и значительную историю развития, начиная с методики французского врача и педагога Ж. Итарда, системы воспитания Ф. Фребеля, реализуемой в детских садах Германии, и заканчивая системой сенсорного воспитания М. Монтессори, представляющей собой значительный шаг вперёд в создании психологически обоснованных методов оптимизации психического развития ребёнка. Сам термин «коррекция психического развития» впервые стал использоваться в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития ребёнка.
Под «коррекцией», в отличие от медицинской помощи, понималось определённая форма психолого-педагогической деятельности, то есть совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребёнка. В зарубежной психологии аналогом понятия «коррекция» выступает понятие «интервенция», содержание которого обоснованно теоретическими представлениями о природе онтогенетического развития, как процессе, обусловленном взаимодействием наследственности, среды и проявлением активности самой личности. В наиболее широком смысле интервенция понимается как систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или улучшив потенциал развития ребёнка. Определяя интервенцию как последовательность процедур вмешательства в процесс развития, воздействия на развитие с целью изменения характеристик развития, можно свести к интервенции фактически любую психологическую и образовательную программу, однако, специальное значение интервенции как вида психологической практики, в контексте проблемы оптимизации психического развития ребёнка фактически совпадает со значением термина «коррекция развития».
Основное различие этих понятий связано с акцентированием различных сторон психологического воздействия: «интервенция» акцентирует момент вмешательства в ход развития, понимаемый как естественный, а «коррекция» подчёркивает целевой аспект психологического воздействия - преодоление отклонений в развитии и обеспечение достижения уровня возрастных норм развития.
Различные методы могут быть более эффективными для конкретных видов нарушений. Например, для детей с нарушениями речи может быть предпочтительным применение речевой терапии, а для детей с проблемами поведения — психологическая коррекция. Возраст и индивидуальные особенности. Факторами, которые также влияют на выбор метода коррекционного воздействия, являются возраст и индивидуальные особенности ребенка. Методы, применяемые для работы с детьми младшего возраста, могут быть отличными от тех, что используются с подростками. Кроме того, методы коррекции должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, такие как уровень развития, способности, темперамент и т. Доступность и ресурсы.
Один из практических факторов, который также важен при выборе метода коррекционного воздействия, это его доступность и наличие необходимых ресурсов. Некоторые методы могут требовать специализированных знаний и навыков, а также финансовых и материальных ресурсов. Поэтому при выборе метода следует учитывать доступность и возможности его реализации. Поддержка семьи и окружения. Важным фактором, который играет роль в выборе метода коррекционного воздействия, является поддержка семьи и окружения. Эти ресурсы могут оказывать значительное влияние на успешность коррекционной работы. Поддержка родителей, учителей и других близких людей помогает создать благоприятную атмосферу и обеспечить поддержку и понимание для ребенка. Итак, выбор метода коррекционного воздействия зависит от многих факторов.
Успешное коррекционное воздействие требует анализа и учета типа нарушения, возраста и индивидуальных особенностей ребенка, доступности ресурсов, а также поддержки семьи и окружения. Комплексное и индивидуальное подход к выбору метода способствует достижению наилучших результатов в коррекционной работе. Психологические факторы При выборе метода коррекционного воздействия на психологическую сферу индивида следует учитывать ряд факторов, которые могут оказывать влияние на эффективность выбранной методики.
Коррекционное воздействие основывается на комплексе психологических техник и методов, которые помогают пациенту понять и осознать причины его проблем, а также найти способы их преодоления. В ходе коррекционного воздействия акцент делается на развитие позитивных качеств личности и достижение гармонии во внутреннем мире пациента. Одним из важных элементов коррекционного воздействия является работа с эмоциональной сферой пациента. Психолог использует различные техники, такие как психологическое консультирование, психотерапия, тренинги, релаксационные практики и другие, для помощи в преодолении негативных эмоций, стресса, тревожности, депрессии и других психологических проблем. Коррекционное воздействие также включает работу с мыслительными процессами пациента. Психолог помогает пациенту выявить и переоценить негативные установки, убеждения и мыслительные ошибки, которые могут быть причиной его проблем. Путем развития новых позитивных установок и мышления пациенту удается изменить свою поведенческую реакцию и достичь желаемых результатов.
Важным аспектом коррекционного воздействия является работа с социальной сферой пациента. Психолог помогает пациенту осознать и изменить взаимодействие с окружающими людьми, улучшить коммуникативные навыки, развить уверенность в себе и овладеть социальными навыками. Таким образом, коррекционное воздействие является важным элементом психологической помощи, персонализированным под каждого конкретного пациента. Оно помогает пациентам развить свои личностные качества, преодолеть психологические проблемы и достичь гармонии и удовлетворенности в жизни. Роль факторов в выборе метода коррекционного воздействия Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. Рассмотрим основные факторы, которые играют роль в этом процессе. Тип нарушения. Один из наиболее важных факторов, который определяет выбор метода коррекционного воздействия, это тип нарушения. Различные методы могут быть более эффективными для конкретных видов нарушений. Например, для детей с нарушениями речи может быть предпочтительным применение речевой терапии, а для детей с проблемами поведения — психологическая коррекция.
Возраст и индивидуальные особенности.
Например, некоторые методы могут требовать специализированного оборудования, материалов или персонала. Предпочтения и мотивация клиента: Важно также учитывать предпочтения и мотивацию клиента, так как это может влиять на его участие и сотрудничество в процессе коррекционного воздействия. Например, если клиенту не нравится определенный метод или он не видит в нем смысла, то его мотивация может быть низкой, что может сказаться на результате работы. Учитывая все эти факторы, психолог может выбрать наиболее подходящий метод коррекции, который будет эффективным и соответствовать потребностям и особенностям клиента.
Влияние личных особенностей на выбор метода При выборе метода коррекционного воздействия на человека играют важную роль его личные особенности. Каждый человек уникален, и его индивидуальные характеристики могут существенно влиять на выбор метода коррекции. Одной из основных личных особенностей, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия, является тип личности. По психологической классификации, существует несколько типов личностей: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждый тип личности имеет свои особенности, и для каждого из них может быть предпочтительным определенный метод коррекции.
Например, для сангвиника, который характеризуется высокой активностью и энергичностью, могут быть эффективными методы, основанные на физической активности. Такие методы помогут сангвинику снять излишнюю энергию и концентрироваться на задачах. В случае с холериком, который обладает сильным нравом и тенденцией к конфликтам, может быть предпочтительным метод коррекции, основанный на психологической работе с негативными эмоциями и агрессией.
Специфика задачи и целевая аудитория
- Что влияет на выбор коррекционного воздействия
- Роль диагностики в выборе метода коррекционного воздействия
- Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
- Методики коррекционного воздействия: что влияет на выбор?
Какие факторы определяют выбор метода коррекционного воздействия на ответ
Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. Выбор метода коррекционного воздействия должен учитывать все особенности задачи, чтобы достичь наиболее эффективного результата. Выбор подходящего метода коррекционного воздействия является важной задачей при работе с различными проблемами и нарушениями.
Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем
Принцип комплексности методов психологического воздействия закрепляет необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии. оценка эффективности коррекционного воздействия требует четкого определения методов. Деятельностный принцип определяет предмет приложения коррекционных усилий и задает способ коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности ребенка путем формирования обобщенных способов ориентировки.