Новости что значит сухоядение в великий пост

Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы. Одно из сложнейших ограничений – вот что значит сухоядение в пост.

Страстная седмица 2024: Как не согрешить накануне Пасхи 5 мая в самую строгую неделю Великого поста

Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Великий пост у православных в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. В последнюю неделю Великого поста (с 29 апреля по 4 мая) разрешено сухоядение. Многие не понимают, что означает “сухоядение”.

Основы сухоядения

Что можно и нельзя в Великий пост? Общественная служба новостей узнала, что можно есть в сухоядение во время Великого поста 2023.
Что значит сухоядение в пост? Что можно и нельзя есть в сухоядение Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений.
Сухоядение-что это Некоторые миряне даже не начинают поститься, боясь, что не выдержат, не зная, что значит сухоядение в пост.

Основы сухоядения

Сухоядение в пост 2024 19, 20, 21, 22, 25, 27, 29 марта, 1, 3, 5, 8, 10, 12, 15, 17, 19, 22, 24, 26, 29, 30 апреля, 1 мая. Горячая пища с маслом в пост 2024 23, 24, 30, 31 марта, 6, 13, 14, 20, 21 апреля. Горячая пища с маслом, рыбная икра в пост 2024 27 апреля Лазарева суббота. Горячая пища с маслом, рыба в пост 2024 7 апреля Благовещение , 28 апреля Вербное воскресенье. Горячая пища без масла в пост 2024 26, 28 марта, 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25 апреля, 2, 4 мая. В Великий пост больше всего дней сухоядения, это самые строгие дни поста, которые предполагают употребление пищи растительного происхождения, которая не поддавалась термической обработке, а также свежих, сушеных или моченых овощей и фруктов, меда, орехов.

А вот искреннее раскаяние Господь принимает всегда. И даже когда человек не справляется, Бог поддерживает его стремление и по идущим от сердца молитвам помогает избавиться от греха. Если День рождения в Великий пост — можно ли отмечать, или это грех? Смотря как вы отмечаете День рождения. Если это бурное застолье, после которого трудно вспомнить события вечера — такой праздник лучше не отмечать. Если вы проводите этот день без обильного виновозлияния и переедания, без соблазнительных танцев и других греховных поступков; если вы с благодарностью вспоминаете своих родителей, делаете им какие-то подарки, может быть, совершаете какие-то добрые дела, собрав своих близких, — такой День рождения вполне можно отметить. А вот переносить отмечание на после поста, чтобы позволить себе выпить — «а без этого что за праздник?! Нужно уметь радоваться жизни без такого рода «костылей». А в день рождения тем более стоит поблагодарить Господа за данную Им жизнь. В дни Четыредесятницы можно накрыть вкусный постный стол, устроить теплую и уютную встречу с друзьями. А вот на Страстной неделе стоит, скорее, воздержаться даже от такой тихой вечеринки, да и времени на нее не будет, так как богослужебная жизнь перед Пасхой очень насыщенная. Сейчас, во времена интернета, появляется интересная традиция — в дни рождения или иных каких-то праздников предлагать друзьям, вместо подарков, поучаствовать в благотворительном сборе. И это тоже неплохой вариант отметить свой праздник в дни Великого поста. Ведь что значит слово «отмечать»? Как-то обозначить, сделать особенным, обращающим на себя внимание. А разве не будет необыкновенным, значимым день, в который вы вместе с близкими кому-то помогли? Если приглашают в гости в Великий пост — нужно отказаться? Не всегда есть возможность отказаться от похода в гости. Однако всегда можно найти такую меру посещения гостей, которая не нанесет вред ни тебе, ни, в первую очередь, тому, кто тебя пригласил. Нужно проникнуться событием и вместе с человеком порадоваться, если это радостное событие, или поплакать, если печальное. То есть, прежде всего, нужно оказать внимание тому, кто тебя пригласил, а не сделать так, чтобы все внимание было на тебе и на твоем постном выражении лица. Пост — это не только, и не столько отказ от определенной еды и увеселительных мероприятий. Это период, когда каждый верующий старается стать чуточку лучше, научиться с большей любовью относиться к окружающим. И наша забота о близких может проявляться как раз в том, чтобы быть рядом с ними без поучений и навязывания наших собственных представлений. Забота может быть и в старании не обидеть человека своим отказом. Для этого нужно смирение и благоразумие — а ведь именно эти добродетели и нужно развивать в себе в дни Великого поста. Хотя, конечно, если, например, в дни Страстной седмицы, когда нужно быть в храме, вас приглашают на шашклыки, отказаться придется. Но всегда можно найти способ, как сделать это корректно и как продемонстрировать человеку, что общение важно для вас, но на этот раз есть необходимость его перенести на более подходящее время. Если угощают непостной едой — что делать? Сегодня, когда многие люди придерживаются Великого поста, почти на любом застолье можно найти какие-то постные или умеренные яства. Однако бывает и так, что невозможно отказаться от непостной пищи — бабушка, которая никогда в жизни не постилась и наготовила тебе каких-нибудь мясных пирогов, обидится — тогда вполне можно утешить бабушку и съесть их, но потом возложить на себя более строгое постное состояние и понести большие труды за этот поступок. Уж точно не нужно, если вас угощают непостной едой, брезгливо отворачиваться. Можно просто сказать спасибо и отказаться. Если ситуация благоприятствует, можно вежливо объяснить, что вы соблюдаете пост. Но ни в коем случае при этом нельзя превозноситься над угощающим, показывая ему всем своим видом, что он не понимает важность этого периода для всякого верующего человека. Ведь человек просто хотел поделиться, порадовать вас и никак не рассчитывал получить в ответ отповедь. Есть популярное утверждение, что в пост уж лучше есть мясо, чем «есть друг друга». И как раз здесь ее уместно вспомнить. Если человек умер в пост: это что-то значит? Это значит только то, что человек созрел для будущей жизни, и Господь забрал его к Себе. Мы верим, что душа бессмертна, что, оставив этот мир, она не умирает, а продолжает жить в другом, загробном. При этом в христианстве нет представлений о том, что дата смерти как-то влияет на загробную участь усопшего. Хотя в народном сознании закрепилось мнение, что смерть на Пасху, Светлую седмицу или другой большой праздник — это знак особого Божьего благоволения к человеку. Отсюда и вопрос: что же тогда может значить смерть в период поста? Ничего, так как для будущей жизни важна не дата смерти, а то, каким был земной путь до нее. Интересно, кстати, что известны случаи из житий святых, когда они, зная, что пришел их час, молили Бога перенести его. Делали они это для того, чтобы не отвлекать братию монастыря, где подвизались, своими похоронами, например, в дни подготовки к празднику. Если человек умер в пост, это может иметь значение для тех, кто будет заниматься похоронами и читать в течение сорока дней заупокойные молитвы, так как порядок поминовения меняется в предпасхальный и пасхальный периоды. Для самого же усопшего имеет значение, покаялся ли он перед смертью. А о прощении его нераскаянных грехов, их прощении и упокоении его души теперь предстоит молиться живым. Если ребёнок зачат в пост — это как-то отразится на его будущем? На будущем ребенка это никак не отразится. Во время Великого поста мы стараемся в меру сил воздерживаться от супружеских взаимоотношений, но если один из супругов не может от них воздерживаться, то отказать ему — тоже значит повергнуть его в греховное состояние. Так что дадим возможность Богу разбираться Самому, праведны мы или нет, а сами будем прикладывать усилия, чтобы сохранить Ему верность. Плохо будет, если в Великий пост супруги ссорятся и скандалят. Это отражается как на них самих, так и на их детях. Нужно стараться разрешать спорные ситуации и конфликты миром, договариваться, находить компромиссы. Причем учиться смирению и терпению нужно ни кому-то одному, а всегда обоим. В большинстве семей в советское время и вовсе не было традиции соблюдать Великий пост, но это вовсе не значит, что все, кто был зачат в этот период, имели какие-то последствия этого в своей жизни. Многие позже сами пришли в Церковь, уверовали в Бога, кто-то из них стал священником или монахом.

В воскресенье, 7 апреля, празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы, поэтому можно включить в рацион нежирную рыбу. Четвертая неделя 8—14 апреля - в понедельник, среду и пятницу — сухоядение, во вторник и четверг — горячая пища без масла, а в выходные можно употреблять горячую пищу с растительным маслом и небольшое количество вина. Пятая неделя 15—21 апреля - аналогична четвертой. В нечетные дни — сухоядение, в четные — готовятся овощи и крупы на воде, а в выходные — горячая пища с растительным маслом. Шестая неделя 22—28 апреля - в понедельник, среду и пятницу можно употреблять сырое и свежее, но необработанное растительное, пищу, во вторник и четверг — горячую пищу без масла. В Лазареву субботу разрешено добавление рыбной икры, а в Вербное воскресенье — рыбу и красное сухое вино. Седьмая страстная неделя 29 апреля — 4 мая - самая строгая. С понедельника по среду допускаются только сухофрукты, моченые и свежие овощи и фрукты. В пятницу рекомендуется полностью отказаться от пищи. В субботу, перед Великой Пасхой, разрешается горячая пища с небольшим количеством масла. Питание по датам - 18 марта: полное воздержание от пищи первый день поста. Что можно и нельзя делать? Цель и смысл поста заключаются в желании улучшить свою духовность, очистить себя от недостатков, осознать свою жизнь. Одно из главных правил духовного развития — молитва. Важно во время поста посещать храм, отдавать должное покаянию, уделять время своим близким, проявлять заботу о них, делать добрые поступки, помогать нуждающимся. Всё это следует делать с искренним сердцем. Во время Великого поста, а также в любой другой период, церковь способствует избеганию злости, ссор, ругани, раздражений, обид на близких, уныния, сплетен и зависти.

В остальное время питание проходит по определенному графику: понедельник, среда, пятница — сухоядение. Разрешено пить воду и компоты и есть хлеб, фрукты, овощи. Во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла и только вечером, а в субботу и воскресенье разрешены определенные послабления — например, горячая пища с маслом. Как правильно подготовиться к посту Перед тем, как держать строгий пост, важно настроиться психологически, так как это нелегкое испытание длиною в 40 дней. Лучше пойти в церковь и посоветоваться с батюшкой, как сделать так, чтобы воздержание не было отягощением. Возможно, Вы получите благословение на нестрогий пост. Узнайте, какие продукты можно в Великий пост, а какие строго запрещены. Попросите поддержки у родственников или друзей. Может быть, они не присоединятся к посту, но смогут помочь преодолеть трудности, связанные с плотскими желаниями. Нарушение питания не является большим грехом. Намного хуже, если человека посещают плохие мысли или он совершает недобрые поступки. Будьте осторожны со здоровьем. Пост не должен навредить. Если Вам нельзя поститься по медицинским показаниям, следуйте советам врача. Чтобы придерживаться поста в таких ситуациях просто готовьте не так вкусно, как привыкли. Например, отварите курицу, не посолив ее. К посту надо быть готовым. Четко продумайте меру своего поста. Постоянно думать о том, что съесть — неправильно. Пост нужен для того, чтобы подумать о своей жизни, постараться изменить ее к лучшему — через молитву, покаяние и заботу о ближнем. Какие продукты рекомендованы постящимся Следует обратить внимание, что соблюдать ограничения в пище могут только физически здоровые люди. Пост запрещен детям, беременным женщинам, старикам и тем, кто имеет какие-либо хронические заболевания.

Сухоядение — это значит «без воды»?

Он находится посреди храма до пятницы четвертой недели Великого поста. Для христиан он является примером духовной смиренной жизни, а его труд «Лествица», спустя несколько веков, остается одной из самых известных и читаемых книг у православных. Ими люди устилали путь Христа перед входом в Иерусалим. На Руси пальмовые листья заменили ветвями вербы, поэтому сам праздник получил название Вербное воскресенье. В этот период вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Подготовка к Великому посту Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В первые две недели строгих ограничений в еде нет.

Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор.

Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч.

Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт.

Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека.

Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье.

Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны!

Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н.

Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия.

Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор.

Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение.

Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно.

Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж.

Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих.

Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно.

Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт.

Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник».

За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию.

Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт.

Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.

Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде?

Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания.

Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств».

А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.

Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай».

Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше.

Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди».

Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие.

Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…».

Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св.

Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк.

Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св.

Для морковного салата замочите изюм на 15-20 минут. Натрите на крупной терке 3 моркови. Измельчите 4 зубчика чеснока, зелень. Смешайте все и добавьте мед и соль по вкусу. Еще можно взять морковь, яблоко и редьку. Натрите все на мелкую терку.

Отдельно сделайте заправку из 1 измельченного зубчика чеснока, четверти чайной ложки лимонной цедры и 3 столовых ложек сока лимона. Все это перемешать и добавить к перетертой массе. Основным блюдом может быть гречка с овощным пюре. Для этого промойте и залейте на ночь холодной водой стакан гречневой крупы. Почистите 2 авокадо и разберите на соцветия пол кочана цветной капусты. Достаньте косточку из авокадо и измельчите все в блендере. Добавьте сок лимона и соль. Кушайте с гречкой.

В качестве десерта можно приготовить эффектное блюдо — фаршированную тыкву. Для этого возьмите тыкву на 1,5-2 кг. Помойте ее.

Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма.

Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает.

И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько?

Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти. А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна.

Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным. Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть. И вы увидите, что сил прибавилось, дела пошли веселей.

При этом мы, врачи, не советуем отказываться и от ежедневных физических нагрузок. Не надо их чрезмерно увеличивать, но те упражнения, та физзарядка, которую вы делали и до Великого поста, она должна быть сохранена. Подводя итог скажу: соблюдая пост, надо вводить ограничения постепенно. Ограничения в конкретных продуктах могут быть индивидуальны и зависеть от вашего состояния здоровья, от ваших заболеваний, в конце концов от тех лекарств, которые вы принимаете - и тут надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом.

Удивительно, но современная медицина в полном согласии со святыми нашей Церкви. Отец русского старчества преподобный Паисий Величковский объяснял: "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри, рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить". А еще было правило: "оставляй пищу, пока еще чувствуешь алкание", то есть не переедай. Ольга Александровна, и все же, есть ли категории больных, которым пост даже и в смягченном варианте противопоказан?

Ольга Касымова: Это онкологические больные, больные с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, люди после операций или с заболеваниями крови, беременные и кормящие матери...

10 рецептов для сухоядения

Святая четыредесятница 27 февраля — полное воздержание от пищи Вторник, четверг — горячая пища без масла Понедельник, среда, пятница — сухоядение Суббота, воскресенье — пища с маслом 8 апреля — разрешается рыбная икра 9 апреля — можно есть рыбу Страстная седмица 13 апреля — горячая пища без масла 14 апреля — воздержание от пищи 15 апреля — горячая пища без масла Сухоядение подразумевает отказ от термически обработанной пищи. Исключение составляет хлеб. Хотя некоторые трактовки подразумевают, что запеченная пища тоже может считаться подходящей для дней, в которые принято придерживаться сухоядения. Завершение поста — Пасха Подготовка к Пасхе начинается за несколько дней до нее.

Так, в Страстной четверг принято красить яйца, а в пятницу — печь куличи и готовить творожную пасху. В субботу в храмах после службы целый день освящают куличи и яйца. А вечером начинается пасхальное богослужение.

В воскресенье разрешается есть все, что было приготовлено накануне. Но во всем следует соблюдать меру. После таких строгих ограничений нельзя сразу нагружать желудок тяжелой и жирной пищей.

Попробовать за праздничным столом можно все, главное — не переедать, иначе это грозит проблемами с желудочно-кишечным трактом. Организм за семь недель строгого поста отвыкает перерабатывать такую пищу. Возвращаться к привычному питанию нужно постепенно.

Поделиться Как заботиться о здоровье во время Великого поста Как заботиться о здоровье во время Великого поста В саму Пасху лучше обойтись кусочком кулича и одним яйцом, отдавая предпочтения постным блюдам. На следующий день можно включить в меню кисломолочные продукты вроде йогурта и кефира. На третий день можно съесть нежирные сорта рыбы и легкий рыбный бульон. Мясные блюда вводят в рацион начиная с четвертого дня после Пасхи.

После долгого поста можно съесть паровые котлеты или тефтели из мяса птицы или говядины. И пейте побольше воды. Починить сломанные вещи. Заранее купить продукты для праздничного застолья.

Чистый четверг — это последний день, когда можно заниматься физическим трудом перед Пасхой. Пятницу лучше проводить в молчании и размышлениях. В субботу православные приходят в церковь, чтобы освятить куличи.

Читать акафисты в Великий пост можно. Более того, именно в дни Четыредесятницы раз в год совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Это единственный обязательный для исполнения в храме акафист. Он читается во всех храмах на вечернем богослужении накануне пятой субботы Великого поста.

Кроме того, по воскресеньям в дни Четыредесятницы верующие могут собираться в церкви на Пассию, особую службу, включающую в себя фрагменты Евангелия, рассказывающие о Крестных страданиях Христа, и Акафист Страстям Господним. В остальные великопостные дни акафисты в храмах не звучат, но нет никаких запретов на их чтение дома. Эта форма молитвы довольно поздно вероятно, в IX—X вв. Именно поэтому во многих приходах принято в определенные дни недели собираться для пения того или иного акафиста. Но практика это необязательная, а на время Великого поста она и вовсе отменяется, так как богослужебная жизнь в этот период насыщенная, а настрой — покаянный. Именно поэтому возникло мнение, будто чтение акафистов, в которых часто повторяется слов «радуйся», неуместно даже дома. Но, конечно же, нет и не может быть никакого запрета ни на радость во время поста, ни на молитву, если она идет от сердца.

Просто молитвы — будь то чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского, Литургия Преждеосвященных Даров, другие великопостные службы или дома исполняемые правила — долгие, требующие особого внимания. Но если у человека остаются силы и желание самостоятельно добавить к ним еще и акафист, то никаких ограничений для этого нет. Более того, не надо забывать, что пост — это не время для уныния. Это время движения нашей души к Господу, а значит, время радостное. И акафист — это один из способов выразить нашу благодарность Богу. Нет каких-то особых указаний, какие молитвы нельзя читать в Великий пост.

Более того, издавна существует монашеское правило: «келья устава не имеет». То есть, какой будет личная молитва, христианин решает или вместе со своим духовником, или сам. А соответственно, не может быть запретов на чтение дома в пост, например, молитв о благополучии близких или заупокойных молитв, каких-то конкретных канонов или акафистов. Но при этом есть молитвы, которые, наоборот, необходимо читать в пост. К ним относится молитва святого Ефрема Сирина. В будни, начиная с середины Масленичной недели и заканчивая серединой Страстной, она по несколько раз в день звучит в храме и сопровождается земными поклонами. В ней верующие просят Господа избавить их от грехов, мешающих идти покаянным путем поста, и дать добродетели, необходимые для христианской жизни.

В суете и повседневных заботах у человека не всегда хватает времени на вдумчивую молитву, а потому в дни Великого поста нужно постараться найти возможности уделить ей большее внимание. Но важно не просто отстоять в храме на службе или дома перед иконами во время чтения ежедневного молитвенного правила, а вникнуть в текст, понять слова, обращенные к Богу. Полезной для души человека и услышанной Господом будет та молитва, которая идет от сердца. Помимо акафистов, которые дома можно читать и в дни Четыредесятницы, часто вызывает вопросы Псалтирь. На самом деле существует ограничение на ее чтение даже келейно в конце Великого поста с Великого Четверга и на Светлой седмице. Впрочем, если человек, не зная, нарушил это установление, ничего страшного. Важно искреннее желание человека молиться, даже если где-то оно не вполне соответствует существующим общецерковным правилам.

Можно ли играть в карты в пост? Пост — это время для молитвы и для покаяния, а не для пустого времяпрепровождения, к которому и относится игра в карты. Кроме того, азартные игры часто не только развлечение, но и способ нечестного обогащения, что также не может поддерживаться Церковью. Часто человек и сам не замечает, как ставки затягивают, и он уже не может ни выйти из замкнутого долгового круга, ни избавиться от навязчивой идеи отыграться. Подобные вещи приводят к тяжким преступлениям, хотя, казалось бы, все начиналось с безобидной игры… Более того, существует мнение, что карточные масти содержат в себе антихристианские символы: крести крест , пики копье, вонзенное под ребра Спасителя , черви губка, которую поднесли к губам умирающего Христа , бубны четырехгранные гвозди. Если посмотреть на эти цветные картонки с такой точки зрения, то игра с ними превращается в кощунство. Таким образом, даже если в другое время года человек считает карты невинной забавой, во время поста, когда каждый христианин старается избавиться от своих грехов и отбросить все лишнее, суетное, стоит отказаться от этой страсти.

Так же, как многие в пост бросают курить или изживают другие вредные привычки, больше не возвращаясь к ним и тогда, когда завершается период воздержания. Сегодня есть огромное количество настольных игр — не только для детей, но и для взрослых, — которые позволяют и хорошо провести время в компании, и развить какие-то полезные навыки, и узнать что-то новое. Во многие из них можно играть и в пост, если это не в ущерб другим делам, молитве и не рождает в человеке слишком сильный азарт, способный разрушить и его отношения с другими, и его внутренний покой. Можно ли есть яйца в пост? Яйца относятся к скоромным, то есть непостным продуктам, а соответственно устав не разрешает их употребление в дни поста. Также в список продуктов, которые должны быть исключены из рациона в этот период, входят мясные и молочные, а в дни строгих постов Великий, Успенский — еще и рыба. Но всегда определять меру пищевого воздержания необходимо индивидуально.

Так, например, ребенок, беременная женщина или больной человек могут есть какие-то непостные продукты, чтобы удовлетворять потребности организма в питательных веществах и витаминах. Но при таком подходе нарушение поста не должно превращаться во вседозволенность и гурманство. Если человек по той или иной причине вводит в свой рацион какую-то непостную еду, ему стоит более внимательно отнестись к другим пищевым привычкам: например, уменьшить или вовсе исключить употребление какого-то любимого постного, но не столь необходимого для здоровья продукта кофе, сладкого. Стоит также отметить, что в пищевой промышленности часто употребляется яичный порошок — иногда даже в тех товарах, которые на первый взгляд кажутся постными. Нет необходимости тратить время на внимательное вычитывание состава на упаковке в магазине, чтобы ни в коем случае не допустить попадание даже самого малого количества яичного продукта в желудок. Очевидно, что безе, бисквит или пирог с яичной начинкой не подходят для поста. Но если вы не обратили внимания и купили батон хлеба, в который добавлено яйцо, не стоит винить себя за нарушение воздержания.

А читать в дни поста лучше не этикетки, а Священное Писание. Смысл поста в том, чтобы упростив свою пищу и уделяя ей меньшее внимание, человек мог больше времени и сил отдать молитве, и чтобы тяжелая пища не «утяжеляла» его мысли, которые должен быть устремлены к Богу. Можно ли делать приворот в пост? Делать приворот нельзя не только в Великий пост, но и в любое другое время года. В Церкви нет разночтений по этому поводу.

Важно помнить то, что основной составляющей поста является молитва, а соблюдение поста без молитвы можно назвать ни чем иным как диетой или очисткой организма. Рецепты для мирян при сухоядении в основном состоят из различных салатов. Это могут быть фруктовые, смешанные и овощные. Использование масла запрещается, но для улучшения вкусовых качеств можно использовать сок лимона. Также в салаты можно добавлять семечки и орехи. А запеченные фрукты и овощи можно использовать как десерт, так и основное блюдо. Несмотря на такое ограниченное количество продуктов меню сухоядения может быть и разнообразным, включая в себя и десерты. Рецепты в пост сухоядения, которые мы Вам представим, помогут разнообразить меню и приготовить полноценные блюда. На первое можно приготовить холодный суп. Для этого Вам понадобятся: гречка, огурец, зеленый лук, помидор, зелень, вода. Измельчите огурец и помидор на терке. Залейте крупу водой. Нарежьте лук и зелень и смешайте все. По вкусу добавьте соль. Разбавьте водой. Хорошо подойдет и томатный суп гаспачо. Для этого необходимо очистить от кожуры 250 гр помидоров.

Что такое сухоядение в пост. Что значит сухоядение

Великий пост — как правильно поститься? Что такое и что значит сухоядение в пост: для чего нужно, когда и как отказываться от горячей пищи, вкусные и простые рецепты.
Сухой пост с рецептами приготовления блюд и правилами Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» (гл. 32).
Жизнь без масла / «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно.

Рецепты для периода сухоядения в Великий пост

  • Что значит сухоядение в пост? Что можно и нельзя есть в сухоядение
  • Духовное удовольствие
  • Великий пост в 2023 году
  • Страстная неделя по дням

Что такое сухоядение, описание термина, кому оно разрешено и рецепты

Сухоядение предписано Уставом в большинство дней Великого поста: кроме суббот, воскресений и дней, когда «отнюдь вовсе ясти не подобает» [1]. Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней. Священник Антоний Русакевич, ведущий в ВК популярный паблик «Позитивный батюшка», подготовил для мирян несколько советов о том, чем же питаться и когда в Великий пост. Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания. Это Великий понедельник (сухоядение), Великий вторник (сухоядение), Великая среда (сухоядение), Великий четверг — это воспоминание о тайной вечере, установление таинства причастия, в этот день благословляется пища с растительным маслом, Великий пятог. Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу.

Что такое сухоядение в пост. Что значит сухоядение

Во святой великий четверг едим вареное без масла, пьем же и вино и ино сухоядение. В 2024 году Великий пост начнется 18 марта и продлится до 4 мая. Сухоядение в пост. Церковный Устав в разделе «О постах», глава 1 «О Великом Посте» гласит. Что это такое, что означает сухоядение в пост? Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Дни поста, когда церковным уставом рекомендовано сухоядение — пожалуй, одни из самых трудных: растительное масло добавлять в еду нельзя, варить, жарить, запекать — тоже нельзя.

Что такое сухоядение, описание термина, кому оно разрешено и рецепты

Питание по дням Самыми сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду. В остальные дни есть ограничения в питании, наиболее строгие на каждой неделе — среда и пятница, так как в среду Христа предали, а в пятницу — распяли. Питание в выходные более свободное. На первой неделе поста, в понедельник, 27 февраля, нужно полностью отказаться от пищи, со вторника по пятницу предполагается сухоядение, в субботу и воскресенье разрешается горячая пища с маслом, немного вина. Сухоядение — пища, не прошедшая термическую обработку, без добавления растительного масла хлеб, фрукты, овощи. На второй-шестой неделях в понедельник, среду, пятницу положено сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина. На седьмой, завершающей, неделе разрешено только сухоядение, а в пятницу, 14 апреля, положено по посту полностью отказаться от пищи.

Днями, когда можно есть рыбу и морепродукты, считаются 7 апреля — Благовещение, 8 апреля — Лазарева суббота разрешена еще икра , 9 апреля — Вербное воскресенье. Что можно и нельзя делать?

Под определение поста, в частности, подпадают практически все среды в память о предательстве Иисуса Христа и пятницы в память о распятии Христа. Сухоядение указывает на весьма строгую форму поста. Распространяется преимущественно на монашествующих. Для мирян считается дополнительным подвигом, на который рекомендуется получить благословение духовника. Чаще всего на трапезе в такие дни: хлеб , соль и вода , а также сырые овощи и фрукты , сухие фрукты изюм , курага , инжир , финики и т. По одним источникам в такие дни разрешается печёная но не варёная еда и чай, по другим запрещена любая пища, подвергшаяся термической обработке Растительное масло и вино , хотя и приготовлены без термической обработки, употреблять в такие дни не дозволяется.

Во все посты, кроме Петровского, сухоядение предусмотрено по понедельникам, средам, пятницам.

Кроме того, оно соблюдается первые четыре дня Страстной Седмицы, предшествующей празднику Пасхи. Что можно есть в дни сухоядения в пост? В Уставе, который использует Русская Церковь, читаем: «ясти хлеб, и сурово зелие, и варение без посласти, и пием укроп с медом». Это означает, что разрешен хлеб, сырые овощи, фрукты «сурово зелие» , а также вареная, но холодная пища «варение» , причем не рекомендуется добавлять к ней какие-либо приправы или другие «посласти», улучшающие вкус, чтобы не питать страсть чревоугодия. Употребление вареной холодной пищи — особенность понимания сухоядения на Руси, с учетом климата, возможностей питания например, здесь было ограниченное количество фруктов, не так много овощей, которые можно употреблять сырыми. Под «укропом» понималась не пряность, которые ныне растет на всех дачных участках, а отвар трав или ягод с добавлением меда. Что едят в монастыре хлеб; овощи особенно — капусту, морковь , а также салаты из них — в сыром виде, без масла; фрукты при этом стараются не увлекаться постными, но «экзотическими» для России, так как можно увлечься чревоугодием ; воду. Впрочем, по большей части монашествующие с рассуждением подходят к мере поста, помня заветы прп. Пахомия Великого, делая некоторые послабления для больных, немощных, старых.

Потому что по Типикону предполагается во все дни, когда совершается Литургия кроме суббот и воскресений, это именно среды и пятницы , причащаться Святых Христовых Таин, что является праздником. В праздник же ради утешения положено вкушать вино. Но мы в обычной жизни не причащаемся каждый день, и потому в эти дни пост у нас более строгий. А что плохого в том, чтобы готовить себе еду на растительном масле и в другие дни? Таков церковный устав.

Каждый человек сам выбирает свою жизнь, сам решает, следовать ли церковному уставу или нет. Почему наш устав таков? Мысль проста: чем меньше мы будем думать о еде, ее приготовлении, тем больше будем думать о Боге. Изначально сухоядение в церковном уставе предполагало лишь немного фруктов, изюм и воду, то есть припасенной еды, которая могла бы дать человеку энергию, необходимую для молитвы. Печеную картошку добавили уже мы в России, чтобы хоть как-то поддержать свои слабые силы.

В жаркой Палестине можно съесть горсть изюма или дюжину фиников, а нам в холодной России, чтобы поддержать силы, требуется еда посущественнее. Это в нашу-то холодную зиму? Почему нельзя пить горячий чай? Там так и указано — «неподогретое питье» по понедельникам, средам и пятницам… — В Типиконе такого нет. И в календаре Патриархии такого нет.

Эти придумки — благочестивая традиция русского народа. И я не советую верующим руководствоваться подобными календарями. Давайте не путать благочестивые традиции народа с церковным уставом. Если брать церковный устав, то там вообще полагается вкушать пищу лишь раз в день — вечером. И все!

И лишь в субботу и воскресение едят два раза. А в праздники — три. Подчеркну еще раз: принимать «неподогретое питье» — это благочестивая традиция русского народа. И подобных традиций, не совпадающих с церковным уставом, у нас немало. Часто они возникают из-за путаницы, недопонимания церковных текстов.

К примеру, сказано в уставе: на первой седмице «пиемши квас» и «едимши варение с укропом». И русский человек, видя слово «квас», наливает себе любимый русский напиток. Хотя на самом деле имеется в виду не именно напиток квас, а сквашенное питье. И «укроп» — это не трава, которую мы добавляем к картошке, а… кипяток, то есть «едим вареную пищу с кипятком». И когда на первой седмице предлагается «едимши хлеба с укропом», то, как вы теперь поняли, предлагается есть хлеб с кипятком, своего рода хлебную похлебку.

А так, конечно, пост в разных странах учитывает особенности климата и национальных традиций. Приведу вам такую историю. Один греческий архимандрит сказал, что Великим постом можно пить пиво каждый день, вино в уставные дни, а водку нельзя совсем. Вы думаете, это указание можно перенести на русскую почву? От нашего пива можно быстро захмелеть, а греческое пиво совсем не похоже на наше традиционное пиво, оно невероятно легкое, пьется как вода, и в нем алкоголя не больше, чем в нашем квасе.

Греки пьют свое пиво, как мы с вами пьем квас. И по поводу пить «неподогретое питье» повторюсь: руководствуйтесь только календарем Патриархии. Великим постом верующий может пить как квас, так и горячий чай. Что в пост точно есть нельзя и что в какой-то мере допустимо? Все остальное — по человеческим и финансовым возможностям.

К примеру, в некоторых случаях можно молочное, но кому? И только с разрешения духовника. В свое время Патриарх Алексий II всем учащимся разрешил в пост есть творог и молоко. Даже семинаристам. Кстати, в семинарии Великим постом разрешается и рыба.

Но благочестивые семинаристы ее не едят, а те, кто послабее, вкушают. Если бы мы с вами были святы, вопросы еды нас так не волновали бы. Вот вам еще одна история из патерика. Однажды святые старцы пришли в гости к местному царю, и царедворцы решили над ними подшутить — подали им на обед мясо. Святые старцы его съели, и царедворцы начали над ними насмехаться: «Как же так?

Вы святые, а едите мясо». На что старцы ответили, что они не ведали, что едят мясо, и были уверены, что им подали овощи. Для человека святого абсолютно все равно, что есть. Сам он мясо не выберет, а если ему подсунут, то он и не заметит, что съел мясо. Хочу подчеркнуть один важный момент: для поста еда — не главное.

Она вообще не важна! Вопрос: для чего мы постимся? Едим мы что-то или не едим — это нас не приближает к Богу и не отдаляет от Него.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий