Тяжело раненный на дуэли, Пушкин умер 10 февраля 1837 года в два часа сорок пять минут пополудни.
День памяти А.С. Пушкина – 10 февраля
Эти слухи привели к тому, что Пушкин вызывал Дантеса на дуэль, которая однако не состоялась в силу ряда причин. Одной из этих причин была женитьба Дантеса на сестре Натальи Николаевны Екатерине. Между тем, конфликт Дантеса и Пушкина не утих и с новой силой разгорелся, когда в светском обществе вновь распространились слухи о связи Дантеса и жены Александра Сергеевича. Поэтому следующий вызов на дуэль был принят и закончился смертью поэта. Два дня медики боролись за жизнь Пушкина, но так и не смогли ему помочь: на то время его ранение в бедро оказалось смертельным.
У каждого свой Пушкин! Сколько замечательных художественных и мультипликационных фильмов снято по его повестям и рассказам! Сколько музыкальных произведений написано на его потрясающие стихи и поэмы!
Это всё — национальное достояние нашей страны и всего прогрессивного человечества! Пушкин живет в сердце каждого человека, ценящего настоящее искусство, любящего поэзию и уважающего Русский язык. Мысль о том, что « Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты —«глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров.
Он был инициатором 15 дуэлей, из которых состоялись 4, остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина, в 6 случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов. Смерть поэта.
В последующие дни кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья.
Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы. Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К.
Последняя дуэль Пушкина: как на самом деле погиб русский поэт
В этот день принято вспоминать Александра Сергеевича Пушкина как самого русского поэта, прозаика, драматурга, теоретика, литературного критика, основоположника русского литературного слова. По традиции 10 февраля Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина открыт для посетителей бесплатно В бывшем особняке князей Волконских – «на Мойке близ Конюшенного мосту». 10 ферваля исполняется 183 года со дня его гибели. В честь памятной даты нижегородские музеи подготовили специальную программу.
10 февраля — день памяти величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина
Его бессмертное творчество нашло преданных поклонников по всему миру. В этот день принято чтить память писателя, вспоминая его лучшие стихи и произведения. Дуэль Дантеса и Пушкина В то время, когда жил Пушкин, дуэли были под запретом. Но указ императора не помешал своенравному молодому поэту участвовать в поединках. Серьезных причин для дуэли не требовалось, хватало одного небрежно брошенного слова или колкой шутки. Александру Сергеевичу удалось выйти победителем из трех дуэлей.
Но последняя, с Жоржем Дантесом, стала роковой. Незадолго до смертоносного поединка Жорж женился на родной сестре Натальи Гончаровой супруги Пушкина — Екатерине. Многие убеждены, что поэт сам вызвал Дантеса на дуэль, однако это не совсем так. Пушкин и правда первым бросал французу перчатку — причиной стала ревность. Тот якобы начал ухаживать за женой поэта и распространять о Наталье грязные слухи.
Но поединок не состоялся благодаря стараниям друзей поэта. Спустя какое-то время Пушкин, затаивший на Дантеса обиду, отправил письмо его приемному отцу, барону Геккерну. В своем послании Александр Сергеевич рассказал о похождениях Жоржа, не поскупившись на оскорбления. Опозоренный француз пришел в ярость и сам вызвал Пушкина на дуэль, ставшую роковой. Неприятели назначили встречу 8 февраля 1837 года у Черной речки, недалеко от Комендантского поселка под Санкт-Петербургом.
Смерть величайшего поэта Есть версия, что Дантес не хотел убивать Пушкина. По словам историков, француз стрелял первым, не дойдя одного шага до барьера, и целился в ногу противнику. Но пуля попала поэту в живот, задев шейку бедра. Раненого Пушкина везли до дома больше двух часов, он потерял много крови. Пулю так и не смогли извлечь, она осталась в позвоночнике, что неминуемо вело к смерти.
Врачи два дня боролись за жизнь Александра Сергеевича, но все было тщетно.
Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное», — так отзывалась о поэте современница Пушкина Л. Но при первом знакомстве с Александром Сергеевичем светской даме не очень понравилась его внешность, и она признавалась, что «немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты.
Но что у него было великолепно — это глаза... Поэтому ни один из портретов А. Пушкина не был точно схож с поэтом. А фотографий его нет, потому что Александр Сергеевич умер на пару лет раньше первых полученных фотокарточек.
Первые мастера фотографических изображений и дизайнеры попытались восстановить облик поэта по описаниям его современников, которые остались в блокнотных записках и некоторых архивных документах. Кроме этого, поэт сам изображал свои мини-автопортреты на рукописных листках, которые сохранились до наших дней. В конце 1828 года Пушкин познакомился с красивейшей девушкой петербургского высшего света — Натальей Гончаровой. Но вскоре он изъявил желание принять добровольное участие в военном походе на Кавказе с казачьими частями полка Н.
Раевского, которые воевали с Турцией за взятие крепости Арзрум. Это время Пушкин описывает в книге «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года». Эта поговорка, вероятно, родилась во время крестовых походов, когда бедные рыцари, оставляя голые стены и дубовые стулья своих замков, увидели в первый раз красные диваны, пестрые ковры и кинжалы с цветными камушками на рукояти. Ныне можно сказать: азиатская бедность, азиатское свинство и прочее, но роскошь есть, конечно, принадлежность Европы.
В Арзруме ни за какие деньги нельзя купить того, что вы найдете в мелочной лавке первого уездного городка Псковской губернии», — так описал единственную посещённую заграницу Александр Сергеевич Пушкин в своих путевых заметках. Вернувшись в Петербург, Пушкин поступил на службу в министерство иностранных дел и состоял при дворе, где у него было множество недоброжелателей. В феврале 1831 года Пушкин и Гончарова повенчались. Пушкин очень любил свою жену, стремился улучшить материальное благополучие своей семьи, но это ему не очень удавалось — они жили весьма бедно.
К сожалению, кроме жены и других женщин, которые были у него до женитьбы, Пушкин не менее страстно любил карты, причём проигрыши были не редким явлением, так что частенько семья оставалась без средств к существованию. Однако и в работоспособности поэт не уступал своим качествам: за ночь мог написать поэму или несколько стихов на заказ, но даже это не спасало семью от постоянной материальной нужды — карточные долги не заканчивались. Пушкин связывал это с тем, что во время своего венчания с Натальей Гончаровой, которой в ту пору шёл девятнадцатый год, произошел нелепый неприятный случай: обручальное кольцо выскользнуло из рук жениха и упало на пол, а в завершение всего потухла ещё и свеча. Пушкин счел это дурным предзнаменованием и очень переживал, но всё равно был счастлив семейной жизнью, преданно любил свою красавицу-жену, был верен ей, как и она была ему верна.
О своей любимой жене и музе поэт с восторгом писал: «Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец! Этим иногда пользовались завистники и недруги, занимавшиеся плетением великосветских интриг. Так случилось и в тот роковой день, когда Пушкин сразился на дуэли с Дантесом и получил смертельное ранение. По воспоминаниям современников, у Пушкина и француза русского происхождения Жоржа Дантеса было очень много общего — оба обладали яркой харизмой, умели обаять публику, славились дерзкими выходками и имели репутацию покорителей женских сердец.
Что и говорить, они были достойны друг друга. Познакомились будущие смертельные враги в 1834 году. Пушкин к тому времени уже три года был женат на красивейшей женщине Петербурга — Наталье Гончаровой. Все изменилось после того, как французский офицер-кавалергард Жорж Дантес влюбился и стал оказывать знаки внимания жене поэта.
Продолжалось это достаточно долго, и Дантес был настойчив даже после своей свадьбы с сестрой Натальи — Екатериной Гончаровой. Печальному событию предшествовала еще одна несостоявшаяся дуэль. В 1835 году Пушкин вызывал Жоржа сразиться и поставить точку в неприятной ситуации, связанной с отношением француза к его жене. Тогда близкие смогли отговорить поэта, и всё удалось разрешить мирным путем.
Однако ухаживания со стороны Дантеса не прекращались, а многочисленные светские интриганы лишь подливали масла в огонь, передавая Пушкину подробности встреч Дантеса и Натальи. Многие представители высшего света ненавидели или презирали Пушкина за его свободолюбие, прямоту и патриотизм. Эти люди часто распускали слухи, порочившие Александра Сергеевича или его жену. Причём среди интриганов числились как беспечные беззаботные барышни, так и высокие государственные чины, такие как приемный отец Дантеса — барон Теодор ван Геккерен.
Горячая кровь поэта взыграла, и остановить вторую дуэль никто уже не смог. Роковая и последняя встреча противников состоялась 8 февраля 1837 года у Черной речки близ Комендантского посёлка под Санкт-Петербургом. Анализируя события с той смертельной схватки, историкам удалось выяснить, что Дантес стрелял первый, не дойдя одного шага до барьера, и пуля, выпущенная Дантесом, задела шейку бедра поэта и вошла в живот.
Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия.
Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице.
Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I. Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.
Что мне рассказывали другие очевидцы…» После ранения на дуэли Александр Пушкин уже не вставал с постели. Он умирал мучительно, будучи в полном сознании.
Чтобы не волновать жену, распорядился скрывать от неё опасность своего состояния, которую доктора по его требованию откровенно объявили смертельною. Если он и просил докторов не заботиться о продолжении жизни его, дать ему умереть скорее, то единственно от того, что он знал о неминуемости смерти своей и терпел лютейшие мучения», — вспоминали очевидцы последних дней поэта. На слова Даля: «Не стыдись боли своей, стонай, тебе будет легче» — Пушкин отвечал: «Смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил! Одно из последних стихотворений поэта оказалось пророческим… Было в его жизни ещё одно предсказание. В книге Викентия Вересаева «Пушкин в жизни» приводятся воспоминания князя Петра Вяземского о встрече поэта с известной гадалкой по имени Кирхгоф, которая предсказала ему «преждевременную смерть, предупредивши, что должен ожидать её от руки высокого, белокурого человека». Современники описывают его по-разному. В очерке критика Бориса Никольского «Последняя дуэль Пушкина» 1901 Дантес представлен как «шумный и блестящий трутень, вносивший всюду большое оживление своим самодовольным жужжанием». В свою очередь князь Александр Трубецкой, чьи воспоминания были опубликованы в одном из номеров журнала «Русская старина» за 1901 год, называет Дантеса «отличным товарищем и образцовым офицером» и добавляет: «Он был очень красив, и постоянный успех в дамском обществе избаловал его — он относился к дамам вообще, как иностранец, смелее, развязнее, чем мы, русские, а как избалованный ими — требовательнее: если хотите, нахальнее, наглее, чем даже было принято в нашем обществе». Блиставшая в петербургском обществе Наталья Николаевна Пушкина, супруга поэта, которая «была так красива, что могла позволить себе роскошь не иметь никаких других достоинств», произвела на Дантеса сильнейшее впечатление.
С её стороны в отношении к барону, по словам князя Петра Вяземского, «не было ничего преступного, но было много непоследовательности и беспечности». Пушкин, свидетельствовал князь Трубецкой, «вовсе не ревновал, но, как он сам выражался, Дантес был ему противен своею манерою, своим языком, менее воздержанным, чем следовало, как полагал Пушкин». Что касается француза, то, по мнению Бориса Никольского, он хотел «досадить Пушкину, насолить ему, сделать его смешным», и «здесь нельзя не узнать руководительства Геккерена». Это был намёк на неверность его жены, и тогда Пушкин вызвал предполагаемого обидчика Дантеса на дуэль.
К 185-летию со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина
В городах России пройдут памятные мероприятия в день смерти Пушкина | День памяти Александра Сергеевича Пушкина. |
10 февраля - День смерти Пушкина - Родина | В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. |
10 февраля – День памяти А.С. Пушкина
29 января [10 февраля] 1837 года произошла смерть Пушкина знаменитого русского поэта. Смерть Пушкина наступила в доме 12 на набережной реки Мойки от раны, полученной на дуэли с Жоржем де Геккерном (Дантесом). 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года великий русский поэт в возрасте 37 лет скончался от ранения, полученного во время дуэли с Дантесом двумя днями ранее. 10 февраля день памяти пушкина мероприятия в библиотеке. В 14 часов 45 минут 29 января 1837 г. (10 февраля по новому стилю) зафиксирована смерть. 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года – трагическая дата в истории русской культуры. В этот день скончался Александр Сергеевич Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известны во всем мире.
Последняя дуэль Пушкина: как на самом деле погиб русский поэт
Увидеть можно и другие уникальные экспонаты, связанные с последними днями поэта и послушать рассказ о его судьбе. «Пушкин — дворянин прежде всего. 10 февраля, в День памяти Пушкина, Чувашская республиканская детско-юношеская библиотека совместно с Национальной библиотекой Чувашской Республики приняла участие в акции, проводимой в Штабе общественной поддержки Чувашской Республики. День памяти Александра Сергеевича Пушкина.