18 ноября 1927 года в Самаре в семье высокопоставленных торговых работников Александра Семеновича и Софьи Михайловны Рязановых родился сын, назвали которого Эльдаром, что в переводе с персидского означало "Владеющий миром". Биография советского режиссера Эльдара Рязанова: личная жизнь в молодости, отношения с женами, судьба внука.
«Я родился в прекрасном городе Самаре»: рассказываем о классике советского кино Эльдаре Рязанове
Эльдар Рязанов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Всё о Эльдар Рязанов: биография, дата рождения и возраст, место рождения, рост. Вспомнили яркие моменты биографии Эльдара Рязанова как режиссера, познакомились с ним как поэтом и создателем авторских телевизионных программ, раскрыли секреты вдохновения. Полная биография, самые интересные факты из жизни и последние новости об авторе. РЯЗАНОВ И ШУСТЕРМАН Биография Эльдара Рязанова ведет отсчет с 18 ноября 1927 г. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. это мучительная борьба со смертью: Эмма много раз вырывала мужа из костлявых рук смерти, но все неизбежно шло к трагическому финалу.
Эльдар РЯЗАНОВ
30 ноября в возрасте 88 лет Эльдар Рязанов скончался от острой сердечной недостаточности в одной из московских клиник. Всё о Эльдар Рязанов: биография, дата рождения и возраст, место рождения, рост. биография кинорежиссера; родился 18 ноября 1927 в Самаре; скончался 30 ноября 2015 в Москве. Работа в кино По окончании института Эльдар Рязанов в течение пяти лет работал на Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт" и "Новости дня". Кинорежиссер, сценарист, актер и поэт Эльдар Рязанов родился в семье работников советского торгпредставительства в Тегеране. Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях.
Please wait while your request is being verified...
Краткая биография Эльдара Рязанова | советский и российский режиссер, сценарист, актер и поэт. |
Эльдар Рязанов (18.11.1927) - режиссер, сценарист, биография и фильмография | Эльдар Рязанов — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. |
Рязанов, Эльдар Александрович | это... Что такое Рязанов, Эльдар Александрович? | Дальнейшая биография Александра Рязанова как-то не вяжется с простым крестьянским происхождением. |
Эльдар Александрович Рязанов | В память об Эльдаре Рязанове назван астероид № 4258, открытый Людмилой Карачкиной 1 сентября 1987 года в Крымской астрофизической обсерватории. |
Биография Эльдара Рязанова: успехи в кинематографии, написании стихов и личной жизни
Рязанов Эльдар Александрович | биография и последние новости | Эльдар Рязанов — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, драматург, поэт, телеведущий. |
«Каждый фильм — исповедь». Памяти Эльдара Рязанова | советский и российский режиссер, сценарист, актер и поэт. |
Эльдар Рязанов: биография и фильмография великого мастера
Последние новости о персоне Эльдар Рязанов новости онлайн, личная жизнь, сплетни, биография, события, факты, карьера, слухи, информация, фото, видео. Неожиданный поворот судьбы Обворожительная Леночка Крылова, нерешительный Лукашин, несчастный Новосельцев — мы могли никогда о них не узнать, если бы в 1944 году недавний школьник Эльдар Рязанов исполнил свою мечту детства и стал мореплавателем. Переход Эльдара Рязанова/Eldar Ryazanov к художественному кинематографу и Карнавальная ночь. биография кинорежиссера; родился 18 ноября 1927 в Самаре; скончался 30 ноября 2015 в Москве.
Эльдар Рязанов
Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». В ночь на 30 ноября 2015 года Рязанов скончался в одной из московских больниц в возрасте 88 лет. Нашли ошибку? Сообщите нам, и мы устраним этот недочет. Сообщить об ошибке.
Внутри меня семит с антисемитом, Которых я не в силах помирить. Рязанов работал в документальном кино: снимал сюжеты для киножурналов, лакируя действительность. В 1951-м сделал киноочерк "Дорога имени Октября", а за "Остров Сахалин" 1954 получил приз на фестивале в Каннах. Его пригласили на "Мосфильм", где в соавторстве он снял первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса". Руководитель киностудии И. Пырьев буквально вынудил Рязанова заняться комедийным кино, хотя тот поначалу упорно отказывался. Так, в 1956 г. Фильм имел огромный успех у публики, получил призы на всесоюзном и международном кинофестивалях. А ведь поначалу сюжет картины не очень привлек режиссера: он упирал на сатирический аспект, отчаянно спорил с Пырьевым, его раздражали "штучки-дрючки" юной Л. Но после потрясающего дебюта режиссер поверил в новое амплуа и стал создавать разнообразные по жанрам комедии — лирическую "Девушка без адреса" , героическую "Гусарская баллада" , бытовую "Зигзаг удачи" , эксцентрическую "Невероятные приключения итальянцев в России" , трагическую "Вокзал на двоих". Успех картин обеспечивали блестящий подбор актерских ансамблей и оригинальность сюжетов, тонкий юмор диалогов, тексты песен и великолепное музыкальное сопровождение. И всё же многие из этих как будто невинных комедий попадали под пресс цензуры. В "Карнавальной ночи" ретивые партократы усмотрели в образе завклуба Огурцова спекуляцию на теме борьбы с бюрократизмом. В картине "Берегись автомобиля" бдительные моралисты осудили идеализацию вора в исполнении Смоктуновского. В "Служебном романе" — карикатуру на коллектив совслужащих, в фильмах "Старики-разбойники" и "Дайте жалобную книгу" — клевету на органы юстиции и работников общепита. А в "Иронии судьбы" увидели пропаганду алкоголизма, что не помешало картине вопреки сопротивлению ретроградов получить госпремию. Самая смешная история, по мнению Рязанова, — у фильма "Гусарская баллада", снятого к 150-летию Бородинской битвы. Министр культуры Е. Фурцева лично приехала на киностудию, чтобы задать режиссеру вопрос: почему на роль Кутузова он выбрал И. Ильинского, при взгляде на которого зрители хохочут. Эльдар Александрович пытался убедить Екатерину Алексеевну, что комедия вовсе не искажает российскую историю, а романтизирует ее. Но закусившая удила госпожа министерша потребовала переснять картину, которую спасла лишь похвала зятя Хрущева Алексея Аджубея. Лента "Человек ниоткуда" 1961 показала советскую действительность глазами наивного дикаря, и Cуслов на съезде КПСС заявил: "В идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда", после чего лента на 28 лет была снята с проката. В 1979 г. Бюро Киевского горкома партии на экстренном заседании влепило строгие выговоры тем, кто устроил скандальную встречу, а Рязанова прорабатывали в Госкино. С годами талант режиссера мужает и крепнет, а каждая следующая его картина становится ярким событием в отечественном кино. О его остроумии ходят легенды, а уникальный юмор обнаруживает всё новые грани, вызывая у зрителей разные оттенки смеха — от мягкой улыбки до гомерического хохота. В неисчерпаемом арсенале художественных средств мастера есть и тонкая ирония, и толстый намек, веселый анекдот и горький сарказм, озорная клоунада и фривольный гротеск, дружеский шарж и злая пародия. Но доминантой творческих замыслов и их реализации всё отчетливее становится сатирическая заостренность фильмов. Об этом особенно свидетельствует "Гараж" 1979 , в котором микроконфликт между членами гаражного кооператива стал зеркалом социальных противоречий. В 1980-м Э. Рязанов снимал по сценарию Григория Горина телефильм "О бедном гусаре замолвите слово", в котором жандармский чин времен Николая I расследует благонадежность офицеров гусарского полка. Сюжет вызвал сомнения у руководства Госкино и телевидения, поскольку в нём "очернено Третье отделение", а в разгар войны с Афганистаном "это может вызвать ассоциацию с проверкой Советской армии органами КГБ". Авторы трижды переделывали сценарий, съемки останавливались, а прокат фильма годами замораживался. По версии журнала "Советский экран" лента признана зрителями "лучшим фильмом года", но в разгромных рецензиях режиссер был обвинен в "отходе от трактовки пьесы А. Островского и неверной расстановке акцентов". В годы перестройки Рязанов с еще большей энергией создает острые сатирические ленты о том, что творится в стране. Его картина "Забытая мелодия для флейты" 1987 , снятая в жанре социально-психологической драмы, показала пропасть между жизнью зажравшихся чинуш и простых людей с их скудным бытом. Первый вариант сценария, написанный в соавторстве с Э. Брагинским еще в 1976 г. Но гласность взяла верх — отныне актуальную тему можно раскрывать без сглаживания острых углов. В финале герой фильма переживает клиническую смерть, его душа уносится в потусторонний мир, где погибшие ликвидаторы аварии на ЧАЭС, космонавты и репрессированный священник, врачи и их умершие пациенты ждут Высшего суда. В следующем году на экраны вышла рязановская кинодрама "Дорогая Елена Сергеевна". Дирекция "Мосфильма" отказывалась экранизировать повесть, и только с 1986 г. Чего опасались начальство и постановщики? По сценарию, ученики пытаются заставить педагога отдать им ключ от сейфа с экзаменационными работами, но кроткая учительница проявляет принципиальность. В итоге выявляются самые темные стороны юных душ, обнажив кризис системы воспитания молодежи. В роковые 1990-е Эльдар Рязанов снимает глубоко философские фильмы о призвании и назначении человека. Социальная трагикомедия "Небеса обетованные" рассказывает о том, как накануне развала СССР люди, прозябающие на городской свалке, не могут найти место в жизни. У каждого свои горести, но они сообща борются против властей. Среди героев фильма — скрипач Соломон Р.
Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал». Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем: «Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой черного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — все это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я» Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел. Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга. Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». Хрупкий мир комедии В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю фильм-ревю — один из жанров музыкального кино «Весенние голоса».
Действие финальное перенес на теплоход. А причину сего я отношу к тому, что родился на Волге, что в отрочестве был здесь, в Самаре. У человека, родившегося в сухопутье, такое не прорвется. И для меня это была своего рода одержимость. И если вы посмотрите на картину с этой точки зрения, вы поймете, что ее делал человек, родившийся на Волге». Почетный гражданин Самары В 2007 году Министерство культуры Самарской области объявило конкурс на создание мемориальной доски, посвящённой Рязанову. Именно тут жил будущий режиссёр, но доска так и не появилась. Летом 2012 года Эльдару Рязанову было присвоено звание почётного гражданина Самары. Юрий Деточкин В 2014 году в Самаре была установлена скульптурная композиция к 85-летию режиссера. В скульптуре отображена финальная сцена фильма, в которой Юрий Деточкин бежит навстречу своей возлюбленной и кричит: «Здравствуй, Люба, я вернулся! Я имею в виду моего друга Иннокентия Смоктуновского. Мне хотелось бы, чтобы эта скульптура конкурировала с самым известным памятником Самары — памятником Василию Чапаеву», — сказал на открытии Рязанов. Слова соболезнования — Александр Хинштейн Khinshtein 30 ноября 2015 Умер Эльдар Рязанов - почетный гражданин Самары, прекрасный режиссёр, интересный собеседник. Когда уходят такие люди, мы тоже что-то теряем — Виктор Кудряшов kudryashov71 30 ноября 2015 Скончался великий мастер Эльдар Александрович Рязанов, почетный гражданин Самары.
Как от нас уходят титаны: не стало Эльдара Рязанова
Рязанова: «Зигзаг удачи» 1968 , «Старики-разбойники» 1972 , «Ирония судьбы, или С лёгким паром! Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы «Гараж» 1979 и «О бедном гусаре замолвите слово» 1980, телефильм , оба остро критические по отношению к тогдашней действительности. В 1979—1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи «Кинопанорама», автором и бессменным режиссёром которой была Ксения Маринина. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. В 2002 году Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника». В ночь на 30 ноября 2015 года Рязанов скончался в одной из московских больниц в возрасте 88 лет. Нашли ошибку?
Я типичный представитель этого племени и потому, не зная ни одной ноты, занимаюсь музыкальным кино. О РОССИИ: В нашей стране все зависит от очень многих факторов, потому что наша страна непредсказуема не только в будущем, но и в прошлом. Ведь я ругаюсь и бушую, когда вижу недобросовестность, нечистоплотность, разгильдяйство. Ругаюсь, чтобы было лучше.
Двенадцать афоризмов из фильмов Рязанова 1. Есть ли жизнь на Марсе? Нет ли жизни на Марсе? Это науке неизвестно. Наука еще пока не в курсе дела! Басня - это хорошо. Басня - это сатира. Нам Гоголи и Щедрины нужны... Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?! Эта нога у того, у кого надо нога "Берегись автомобиля".
Тебя посодют, а ты не воруй "Берегись автомобиля". Нашлись люди, нашлись, приютили, подогрели, обобрали... Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба! Как вам моя прическа? Поставьте Веру на место и не трогайте больше руками! Дорогая моя, вовремя предать - это не предать, а предвидеть "Гараж". Сама, сама, сама, быстренько, сама!... Поезда опаздывают, стоянки сокращают - никакой личной жизни! Есть установка весело встретить Новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать".
А скромный врач Женя Лукашин, как тоже знают все, каждый год с друзьями ходит в баню - именно перед Новым годом. И тоже именно в фильме Эльдара Рязанова... Когда 31 декабря половина российских телеканалов включает в свой эфир "Иронию судьбы, или С легким паром! Напротив, было бы странно, если бы вдруг это не происходило.
Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим. Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э. Рязанова: « Зигзаг удачи » 1968 , « Старики-разбойники » 1972 , « Невероятные приключения итальянцев в России » 1973 , « Ирония судьбы, или С лёгким паром! Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки». Невероятный или экстравагантный сюжет постановщик погружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссёрского почерка Э. Рязанова относится переплетение смешного и грустного, весёлого и печального. Его любимый жанр — трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами. Определённую черту в творчестве Рязанова подвели фильмы « Гараж » 1979 и « О бедном гусаре замолвите слово » 1980, телефильм , оба остро критические по отношению к тогдашней действительности. В 1980—1990-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял фильм « Жестокий романс » 1984, по мотивам пьесы А. Островского « Бесприданница » , вызвавший бурную полемику в прессе, а также « Забытая мелодия для флейты » 1987 , « Дорогая Елена Сергеевна » 1988 , « Небеса обетованные » 1991 , « Предсказание » 1993 , « Привет, дуралеи! Жизнь без любви » 2006 , « Карнавальная ночь 2 ». Фирменным стилем, изюминкой картин Рязанова, стало появление режиссёра в небольших эпизодических ролях абсолютно хулиганским образом. В фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром! Эта традиция была продолжена в картине «Забытая мелодия для флейты».
Он заменил Эльдару отца. От войны — в Куйбышев Снова в Самару, а точнее уже в Куйбышев, Эльдар Рязанов прибывает с матерью и годовалым братом Мишей летом 1941 года. Софья Михайловна принимает решение вместе с детьми ехать в Куйбышев к родным. Лев Михайлович Копп возвращается в Москву на работу. В эвакуацию в город на Волге он приехал чуть позже, — сообщил Чечевин. Семью приютила у себя в двадцатиметровой комнате коммунальной квартиры сестра Софии Михайловны — Евгения Шустерман, работавшая в штабе Приволжского военного округа. Чтобы как-то разместиться и наладить быт в столь стесненных условиях, комнату пришлось разделить шкафом. Летом 1942 года в связи с работой отчима семья переезжает в Нижний Тагил, — отметил Чечевин. В музее постарались воссоздать точную обстановку тех лет Источник: управление информации и аналитики мэрии Самары В следующий раз на малую родину Эльдар Александрович приедет уже известным и любимым всей страной режиссером в июне 1995 года для участия в Самарских ассамблеях. Подделка ради любви Самой ранней и самой большой страстью будущего мэтра советской комедии стали книги. По собственному признанию, читать он научился в три года. К начальной школе это увлечение приняло такие размеры, что юный любитель литературы был записан практически во все ближайшие к дому библиотеки. А узнав о существовании еще одной, третьеклассник Рязанов решился на подлог. В школьной справке, выданной для записи в новую библиотеку, он собственноручно исправил цифру 3 на 5. Подделать документ смышленый мальчик решился, чтобы беспрепятственно брать книги, положенные пятиклассникам. К тому времени страстный книголюб уже давно перечитал всю литературу для третьеклашек в других районных библиотеках. Одиннадцать экзаменов за двадцать два дня А к восьмому классу Эльдар Рязанов окончательно решил стать писателем. Хороший автор, по его мнению, должен был сначала познать жизнь, посмотреть мир и набраться опыта, а потом уже описывать это в своих произведениях. Набираться опыта юный романтик Рязанов хотел, став моряком. Чтобы мечта осуществилась как можно скорее, Эльдар решил окончить школу на год раньше, сдав все предметы за десятый класс экстерном. Желание было так велико, что он сдал одиннадцать экзаменов за двадцать два дня. На каждый предмет тогда давался день подготовки. За это время он успевал от корки до корки прочесть учебник, которого раньше и в глаза не видел. Риск страшный: провалишь, например, пятый или шестой экзамен — и выбываешь из игры. Все приложенные ранее усилия пойдут прахом. Будущий режиссер чуть не срезался на последнем по счету экзамене — химии. Неорганическую химию, которую преподавали в девятом классе, он знал хорошо, а вот в органической, к изучению которой приступали только в десятом, уставший от десятка экзаменов ученик Рязанов разобраться за день уже не смог. У доски он просто молчал. Впрочем, табель с хорошими и отличными отметками за другие экзамены произвел на учителей должное впечатление: сжалившись, педагоги поставили Рязанову тройку за последний экзамен.
Эльдар Рязанов: история его семьи, настоящая фамилия и другие интересные факты
Как от нас уходят титаны: не стало Эльдара Рязанова - Российская газета | Эльдар Рязанов, подаривший нам «Иронию судьбы», «Гусарскую балладу», «Берегись автомобиля» и ещё десятки любимых фильмов, ушел из жизни в ночь на 30 ноября 2015 года. |
Эльдар Александрович Рязанов | За годы личной биографии Эльдар Рязанов трижды состоял в браке. |
Эльдар Рязанов (18.11.1927) - режиссер, сценарист, биография и фильмография | Биография Эльдара Рязанова, фильмография и спектакли с участием Эльдара Рязанова. |
«Внутри меня семит с антисемитом»
Читайте последние новости дня по теме Режиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве: Делегация из Грузии попрощалась с Эльдаром Рязановым, Церемония прощания с. Известный режиссер и актер Эльдар Рязанов родился в 1927 году в Самарской области. Биография Эльдара Рязанова ведет отсчет с 18 ноября 1927 г. Его отец Александр Семенович, родом из крестьян, учился в реальном училище. Неисполненное последнее желание Эльдара Рязанова: жена не дала похоронить режиссера рядом с Ниной Скуйбиной. БИОГРАФИЯ. Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре.
Форма поиска
- «Внутри меня семит с антисемитом»
- Творческий путь Эльдара Рязанова: от документального кино к художественному
- Знак зодиака
- Эльдар Рязанов - режиссёр, сценарист, продюсер - биография - российские режиссёры - Кино-Театр.Ру
Прощание с Эльдаром Рязановым пройдет 3 декабря в ЦДЛ, Москва.
- Рязанов, Эльдар Александрович — Википедия с видео // WIKI 2
- Ходил в театр из-за пирожных
- Эльдар Рязанов – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, причина смерти | Узнай Всё
- Биография Эльдара Рязанова
- Рязанов, Эльдар Александрович | это... Что такое Рязанов, Эльдар Александрович?
Эльдар Рязанов: «Я живу в невежественной стране…»
А в 1961 году сделал две сатирические ленты: « Как создавался Робинзон » по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова , новелла в комедийном альманахе « Совершенно серьёзно » и « Человек ниоткуда » 1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме 4 роли, развеяв тем самым миф о своей «некиногеничности».
В создании фильма « Гусарская баллада » большую помощь Э. Рязанову снова оказал И. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Юрия Яковлева.
Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль Михаила Кутузова — Игорь Ильинский , что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу Александра Гладкова «Давным-давно», послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э. Одна из лучших картин Э. Рязанова — « Берегись автомобиля » 1966.
Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим. Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э.
Рязанова: « Зигзаг удачи » 1968 , « Старики-разбойники » 1972 , « Невероятные приключения итальянцев в России » 1973 , « Ирония судьбы, или С лёгким паром! Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре «городской сказки».
И вдруг вспомнила "Иронию судьбы" Рязанова и идею, что в каждом советском городе есть улицы Ленина, Мира и Правды. Татьяна Григорьевна решила послать письма с просьбой о помощи по этим адресам. С улицы Ленина ей ответили и приютили с сыном. Ему успешно провели три сложные операции. А Эльдар Рязанов все годы хранил этот конверт, как самую дорогую реликвию. И когда читаешь такие письма, то понимаешь, что стоило родиться и работать в том искусстве, в котором я работаю.
Правда, сам режиссер видел город только из окна машины, когда ехал на съёмку. Там в конце 90-х Рязанов снял 20 программ из цикла "Парижские тайны", в которых рассказывал о жизни, карьере и навыках профессиональных французских актеров. Это было сложно, и Рязанов серьезно готовился к каждой съёмке, чтобы расположить к себе звезд. А зрители в результате, смотря в течение года мои "Парижские тайны", были просто уверены, что я живу в Париже. При всем этом в Рязанове не было даже тени показного величия. Он не любил самодовольных, кичливых персон. Рязанов считал, что свойство настоящего художника — «вечное сомнение, а не вечное самомнение». Он был демократичен, предусмотрителен в общении с людьми.
Говорил "вы" даже тем, что моложе него. Конечно, Рязанов мог сгоряча накричать на человека на съемочной площадке за плохую работу. Он был легко воспламеняющимся, однако быстро отходил и приносил извинения. На актеров он не повышал голос никогда. Рязанов мог работать по 18 часов в сутки и просто не выносил сидеть без дела. В жизни Рязанов был непривередливым и простым. В интервью известному советскому журналисту и кинокритику Леониду Павлючику он однажды признался, что предпочитает смокингам, бабочкам и лимузинам «разношенные ботинки, раздолбанные тапочки, растянутые свитера, заезженные машины. Однажды Рязанов сам позвонил в редакцию, чтобы поблагодарить Павлючика за рецензию в газете на свой фильм.
По словам журналиста, это можно было сравнить только с тем, как если бы ему позвонил Чаплин или Ингмар, или маэстро Феллини. Картина стала лидером советского проката в 1956 году: число проданных билетов составляло более 48 млн. По сюжету, работники Дома Культуры готовят к новогоднему карнавалу большую развлекательную программу. Но проведение праздника берется контролировать директор Дома Культуры - бюрократ Серафим Иванович Огурцов. У него свое видение карнавала. Огурцов хочет сделать праздник серьёзным и основательным, поэтому предлагает ввести доклады и лекции. Чтобы организовать хороший новогодний бал, работники решают пойти на хитрость. Изначально Гурченко не смогла пройти пробы на роль Леночки по вине неопытного оператора.
На её место взяли актрису Людмилу Касьянову. Скоро стало понятно, что Касьянова на роль не подходит. Гурченко предложили снова пройти на этот раз профессиональную пробу, и она получила работу. Картина вышла в 1962 году, специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. Премьера состоялась 7 сентября - в день сражения. Действие фильма происходит во время Отечественной войны 1812 года. Основу сюжета комедии составляет история о девушке Шурочке, которая переодевается корнетом и отправляется на войну защищать отечество наравне с мужчинами. Шурочку Азарову сыграла Лариса Голубкина.
Фильм "Гусарская баллада" был дебютом актрисы. Роль поручика Дмитрия Ржевского исполнил Юрий Яковлев. На роль Кутузова не без сомнений утвердили Игоря Ильинского. Картина рассказывает о московском ресторане "Одуванчик", который пользуется у посетителей дурной славой. Грубость персонала, плохое обслуживание, нежелание выдавать жалобную книгу отталкивают клиентов. Пока однажды журналист Никитин и его друзья не решают помочь директору ресторана превратить "Одуванчик" в образцовое кафе. В фильме также снялось известное трио актеров: Вицин, Никулин и Моргунов. Они приняли легендарные образы Труса, Балбеса и Бывалого.
Это была первая совместная работа Эльдара Рязанова с кинодраматургом Эмилем Брагинским. В основу сюжета легла легенда о современном Робин Гуде, которую в те годы можно было услышать во всех крупных городах СССР. Этот герой, якобы, воровал машины у людей, зарабатывавших нечестным путём, и средства от продажи отправлял в детские дома. Фактами эта история не подтверждалась. Но зато у Рязанова и Брагинского появилось желание взяться за фильм. Опираясь на легенду, они создали героя Юрия с говорящей фамилией Деточкин. Скромный страховой агент, по совместительству актер самодеятельного театра, Деточкин оказывается ярым борцом за справедливость. Впервые в творчестве режиссера в комедийный фильм вступили трагикомические нотки.
Вторым мужем матери — Софьи Шустерман — стал инженер Лев Копп. Эльдар Рязанов писал в автобиографии: «…меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне… Меня не пороли и не ставили в угол, но выговаривали так, чтобы я запоминал».
Во время войны семья год провела в эвакуации под Нижним Тагилом. Отчим работал на оборонном заводе, а маленький Эльдар ходил в школу, читал взахлеб и мечтал стать писателем: Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время. Длиннющие многочасовые очереди за иждивенческой нормой черного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин, брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку; умение готовить обед почти что из ничего; наука нянчить младшего брата — все это было буднями, прозой. А уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я.
Вернувшись в Москву, Эльдар сдал экзамены за 10-й класс экстерном. Юноша хотел стать моряком: он считал, что прежде, чем писать книги, надо получить богатый жизненный опыт. Он отправил документы в Одесское мореходное училище, но учебное заведение находилось в эвакуации — ответ не пришел. За компанию с товарищем 16-летний Рязанов пошел на вступительные испытания во ВГИК, где его приняли на режиссерский факультет.
В 1944 году курс набирал Григорий Козинцев — тогда еще молодой, но уже известный кинорежиссер, автор фильмов «С. В 1950 году Эльдар Рязанов снял дипломный документальный фильм «Они учатся в Москве». Соавтором выступила его однокурсница и жена Зоя Фомина. После выпуска супруги начали работать на Центральной студии документальных фильмов, вскоре родилась их дочь Ольга.
Рязанов много путешествовал по стране, снимал Сахалин и Кубань, спортивные соревнования и сюжеты для новостных сборников. В книге «Неподведенные итоги» режиссер писал: «Документальное кино тех лет не имело никакого отношения ни к жизни, ни к документу, ни к правде. Обожествлялся великий вождь, воспевалась зажиточная жизнь народа, всячески создавалось на экране ощущение постоянного всенародного праздника». В 1955 году Эльдар Рязанов ушел на «Мосфильм», чтобы снимать игровое кино.
Фразы «Свободу Юрию Деточкину! Обычно главным героем картины называют советского «Робин Гуда» Юрия Деточкина, блестяще сыгранного Иннокентием Смоктуновским, но не менее выразителен в этом фильме образ следователя Максима Подберезовикова в исполнении Олега Ефремова. Над киносценарием Рязанов и Брагинский работали вместе. Их творческий союз сложился на долгие годы.
Хрупкий мир комедии В 1955 году в соавторстве с Сергеем Гуровым Рязанов снял первый советский фильм-ревю фильм-ревю — один из жанров музыкального кино «Весенние голоса». Молодой режиссер хотел заниматься «серьезным» кино. Среди членов художественного совета, к сожалению, не обнаружилось никого, кто в своей жизни поставил хотя бы одну комедию. Надо отдать должное уважаемым режиссерам — они были единодушны в оценке: снятый и подмонтированный материал сочли серым, скучным и бездарным» Эльдар Рязанов Деньги, отпущенные на картину, заканчивались, сроки поджимали, съемочная группа испытывала начинающего режиссера на прочность. И все-таки фильм вышел на экраны. Режиссер стал работать в комедийном жанре, по его мнению «хрупком и беззащитном», требующем особенно бережного отношения. В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов и сам сыграл небольшую роль главного редактора газеты. Впоследствии он нередко снимался в своих картинах в эпизодах. Так родился их многолетний творческий дуэт.
Но снимать картину не разрешили: вор Деточкин не мог быть положительным героем. В 1966 году Рязанов все же снял фильм по написанному ранее сценарию. Музыку для «Берегись автомобиля» написал композитор Андрей Петров, будущий соавтор многих рязановских фильмов. Как бывший кинодокументалист, Эльдар Рязанов стремился к достоверности. С одной стороны, он считал, что комедия должна быть «без зауми, с легкой поступью».