В конце июня 1941 года Евгений Халдей был переведён в военные фотокорреспонденты. Глава Минкультуры написала, что выставка посвящена творчеству легендарного советского фотографа, военного корреспондента Евгения Халдея. На выставке "Выбор Евгения Халдея" представлены все без исключения 47 работ, переданные Евгением Халдеем Донецкому республиканскому краеведческому музею. центре Народного военно-исторического музейного комплекса Великой Отечественной войны «Самбекские высоты» состоялось открытие выставки «Евгений Халдей.
Фотоработы Евгения Халдея
Евгений Халдей родился 25 марта 1917 года в Юзовке (бущем Донецке) в простой еврейской семье. Евгений Халдей в годы Великой Отечественной войны неоднократно бывал в Заполярье. Стали свидетелем интересного события? Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах: +7 927 132-57-91.
Новый документальный фильм «Евгений Халдей: Эпоха в кадрах»
В конце 1970-х годов я был у Евгения Ананьевича Халдея, готовил материал о героях его снимков. Как в сороковые свой профессиональный долг исполнял совсем молодой фотокорреспондент Евгений Халдей, сохранивший для истории кадры той страшной войны и Великой Победы. Евгений Халдей был зачислен штатным корреспондентом в фотохронику ТАСС в октябре 1936 года, когда ему было всего 19 лет.
Самый знаменитый летописец войны
Он говорит: «Как? Вот эти серп и молот — это материал, это не накрашено белой краской. Я нарисовал, вырезал ножницами. И всю ночь, всю ночь... Я шел, как шли войска. Незнакомый город. Совершенно незнакомый.
Развалины, руины, все дымится, пожары, солдаты, танки, пушки... Ну а как пробираться? Спрашиваю: «Куда идешь? Это вот два места... Все шли к Рейхстагу. Со всех сторон стекались войска.
Со всех не то что фронтов, из всех армий: тут пятая ударная, то восьмая гвардейская... Вот все шли, направление было главное: к центру Берлина — Бранденбургские ворота и Рейхстаг. Я ворвался в Рейхстаг, еще было раннее утро. Дым, копоть, стрельба, где-то, что-то, чего-то... Я вытащил флаг, третий, который у меня остался, и два солдата подошли, говорят: «Лейтенант, пошли на крышу! Давай, давай, пошли!
В общем, добрались туда на крышу. Вышли на крышу, купол перед нами этот рейхстаговский. А снизу пожар был, нельзя было близко подойти, на него лезть нельзя было вообще, сгореть можно было. Палку нашли, нанизали флаг и стали искать композицию. Есть у меня целая последовательность снимков. Вот стоит солдат так...
Я говорю нет, это не интересно — не видно Берлина. Я говорю: «А вот туда полезешь? Вот сюда? Я говорю: «Давай! Решил: тут я буду делать! Он схватил за ноги этого, стал держать...
Я всю пленку истребил на этот снимок. Ну, с этим снимком была новелла, конечно. Когда я прилетел в Москву поздно ночью 2 мая, визировал снимок главный редактор, руководитель агентства ТАСС Пальгунов. Я пошел в кабинет, он показывает эту фотографию маленького размера, говорит: «Что это такое? Он говорит: «А вы видели, что у этого солдата две пары часов на обоих руках? На левой и на правой!
Я видел только флаг над Рейхстагом в Берлине. Советский солдат не может быть мародером! Давайте, убирайте! Выцарапайте все с негатива! Я вынужден был подчиниться. Приехал в редакцию фотохроники, взял иголку и выцарапал иголкой на левой руке часы, которые были у него.
Вот такая история. Маршал Георгий Константинович Жуков. Парад Победы. Оркестр здесь — 800 человек — стоял. Как заиграл «Славься», марш композитора Глинки! И из ворот выехал Жуков.
Я стал дрожать. Никогда на фронтах войны я так не боялся, не дрожал. И вдруг Жуков проехал. Вот он, Жуков! Я один раз снял. Потом он прошел вдоль ГУМа...
Это отразилось на мальчике. Когда Евгению Халдею был всего лишь год, во время еврейских погромов убили его мать она прикрывала собой сына, получившего всего одно ранение от пули. Воспитывала Женю бабушка. Проучившись до 13-летнего возраста в хедере, он начал работать. В качестве объектива использовал линзу, которую стащил из бабушкиных очков. Первым снимком фотомастера стала городская церковь. Юный обладатель исторического свидетельства стал задумываться о карьере фотографа, но из-за голода, который свирепствовал в регионе в 30-е годы, был вынужден начать работу в паровозном депо. На фотографии, которыми юноша щедро делился, обратил внимание редактор одной из заводских газет. Вскоре Халдей стал сотрудничать с ней на постоянной основе, делая фоторепортажи из жизни агитбригад и рабочих в цехах и на стройках.
При этом он часто был вынужден работать примитивнейшей, чуть ли не самодельной техникой, учиться на ходу. В двадцатилетнем возрасте он уже получал премии на выставках, стал объектом интереса агентства «Союзфото» и в 1936 году переехал в Москву. На пике карьеры Халдея, вместе со всей страной, настигла война.
Своих фотографов на фронте имели центральные газеты: "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Красная звезда", а также газеты армейские, дивизионные. С первых дней войны он ждал своего назначения на фронт. В конце июня он был определен на Северный флот, получил морскую форму и отправился на Кольский полуостров — туда, где разворачивалась битва за Заполярье", — отмечает Елена Викторовна Захарова. Фотограф особо запомнил старушку с чемоданом в Мурманске. Когда он решил запечатлеть ее, она сказала, чтобы Евгений Ананьевич не их горе фотографировал, а тот момент, когда советские солдаты возьмут Берлин.
Евгений Ананьевич говорил, что ее облик был в его памяти на протяжении всей войны, а слова не выходили из головы. Эпоха в кадрах" "Халдей снимал, как высаживаются на холодные скалы советские десантники, как занимают свои позиции артиллеристы, как уходят солдаты в разведку, как готовятся к боевым вылетаем летчики. И каждый раз он рисковал так же, как и те люди, которых он фотографировал. Его снимки стали свидетельствами героической обороны советского Заполярья. Планы Гитлера по захвату Кольского полуострова были сорваны. В отместку летом 1942 года немецкая авиация подвергла Мурманск бомбардировка. Фотографии сгоревшего Мурманска, которые сделал Евгений Халдей, наряду с его же фотографиями разрушенного Севастополя и Ростовской тюрьмы, стали доказательством преступлений Третьего рейха на Нюрнбергском процессе", — говорит Захарова в беседе с РЕН ТВ. В 1943 году Евгения Халдея направили на Черноморский флот.
Он фотографировал героев битвы за Новороссийск. Именно в это время он сделал серию портретов летчиц 46 Гвардейского бомбардировочного полка, которых гитлеровцы называли "ночными ведьмами". Они наводили ужас и наносили непоправимый урон противнику. Фашисты назвали их "ночные ведьмы", — писал Халдей в своих дневниках. Эпоха в кадрах" "За судьбой отважных девушек Халдей будет следить и после войны. Дальнейший фронтовой путь Евгения Халдея лежал через территории Болгарии, Венгрии, Австрии, которые были освобождены советскими войсками. История легендарного кадра "Знамя Победы над Рейхстагом" Когда бабушка попросила сделать фото, как советские солдаты дойдут до Берлина, Евгений Ананьевич ответил, что, может, когда-то и запечатлит этот момент. Об этом он помнил все оставшееся время и считал своим долгом продемонстрировать победу Советского Союза — Знамя Победы над Рейхстагом.
Вероятно, первое такое знамя он сфотографировал в самом конце декабря 1941 года, когда советские войска освободили Керчь и установили Красное знамя на горе Митридат. В дальнейшем, как писал Евгений Ананьевич, он уже не приезжал в редакцию без снимков со знаменем. На выставке представлена фотография с Красным знаменем на крыше венгерского парламента. В ней виден поиск ракурса: знамя снято так, чтобы под ним был виден город, только что освобожденный от фашистов", — говорит экскурсовод РЕН ТВ. Сдавая в редакции ТАСС негативы фотографий из освобожденной Вены, он стремился как можно скорее вернуться в Европу: наступал решающий момент битвы за Берлин. В столицу Германии он прибыл утром 2 мая. Советские солдаты водрузили Знамя Победы над Рейхстагом еще 30 апреля. Эпоха в кадрах" "Если я не ошибаюсь, Евгений Ананьевич не был с ними знаком.
Но задачей Халдея было запечатлеть этот факт для истории". Они терпеливо выполняли указания фотографа, искавшего лучший ракурс для снимка. Ради главного снимка, который стал символом Победы, Халдей истратил две пленки. Эпоха в кадрах" Другие знаменитые и ранее не опубликованные работы Евгения Халдея Свой творческий путь Евгений Ананьевич продолжил и после Великой Отечественной войны. Его кадры действительно сыграли особую роль во время Нюрнбергского процесса.
Анна Халдей, дочь легендарного фото художника вспоминала, что отец был очень скромным: - Он не стремился к славе, он хотел запечатлеть моменты истории, он понимал, насколько это важно. Несмотря на то, что это снимок "Знамя Победы над Рейхстагом" известен во всем мире, стал символом Великой Победы, жизнь у отца не всегда была гладкой. Но несмотря на трудности, он до конца своих дней оставался предан любимому делу. В основу картины легли дневниковые записи, хроникальные материалы и около 700 фотографий Евгения Халдея, большая часть из которых будет продемонстрирована впервые.
В Москве показали не публиковавшиеся ранее работы Евгения Халдея
Сейчас, в канун Дня Победы, это особенно важно. Наша страна опять борется с нацизмом, и прекрасные лица победителей, которые запечатлены в работах мастера, рассказывают нам о Победе, о мирной жизни, убеждают в том, что добро обязательно торжествует над злом», — отметила генеральный директор РОСИЗО Ольга Галактионова. Вниманию посетителей предложены отпечатки с негативов из семейного архива Халдея, оригинальные фотографии, напечатанные автором, уникальные предметы, принадлежавшие мастеру: фототехника, личный дневник, семейные реликвии, служебные документы, бывшие под грифом «секретно». Многие экспонаты будут сопровождены подлинными историческими аудиозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса. Он создал для нас, потомков, для всего мира образ нашей страны. Его кадры отличает любовь к Родине, к людям и желание показать свою эпоху с лучшей стороны.
В Великой Отечественной войне он участвовал с первого и до последнего дня и прошел путь от Мурманска до Берлина. Многие его работы стали классикой мирового фотоискусства, неоднократно демонстрировались на выставках, публиковались в СМИ и печатались в книгах. Гораздо менее известны работы Евгения Халдея, созданные им в мирное время. Евгений Халдей родился в Юзовке ныне - Донецк в 1917 году и всю жизнь поддерживал связь с малой родиной. Во время приездов в Донецк фотограф лично отбирал и регулярно дарил музею свои произведения, благодаря чему сформировалась коллекция снимков, созданных автором в 1950-1970 годах. Именно это обстоятельство придает собранию особую ценность. Фотографии отражают самые разные стороны жизни, они рассказывают об архитектуре Донецка, рабочих буднях и отдыхе земляков Халдея. Значительную часть коллекции составляют портреты тружеников Донбасса - людей, работающих в промышленности и сельском хозяйстве. Многие из произведений демонстрируются в Москве впервые.
Фонд «Наследники победителей» 5 подписчиков Подписаться В Государственном историческом музее открылась выставка легендарного советского фотографа «Евгений Халдей. Эпоха в кадрах». Это самая масштабная и полная ретроспектива работ мастера, который сумел создать уникальную фотолетопись нашей великой страны за несколько десятилетий начиная с 1930-х годов.
Многие экспонаты сопровождены подлинными историческими звукозаписями, такими как стенограмма Нюрнбергского процесса. В выставочном пространстве элементы дополненной реальности совмещены с оригинальными фотографиями, напечатанными самим Евгением Халдеем.
В «Мультимедиа-арт-музее» открылась выставка фоторабот Евгения Халдея
В Витебске открылась фотовыставка военного фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея «Знамя Победы». Евгений Халдей на фоне своей первой фотовыставки. Евгений Халдей — несомненно талантливый и настойчивый фотограф, который добился больших успехов в своей карьере. Новости по тегу Евгений Халдей – последняя и полезная информация на информационном портале Горских евреев – СТМЭГИ.
Архив анонсов
В ней уникальные материалы из фондов классика военного фотоискусства Евгения Халдея. Кроме берлинских событий, Евгений Халдей фотографировал Нюрнбергский процесс: работа на нем осложнялась тем, что корреспондентам не разрешалось перемещаться по залу суда. Ефим (Евгений — творческий псевдоним) Халдей — известнейший отечественный фотограф, хроникёр ключевых событий советской эпохи. Евгений Халдей с 1959 по 1972 годы работал в газете «Правда» – туда помог устроиться Константин Михайлович Симонов, который высоко ценил творчество Халдея. 6 октября 1997 года ушел из жизни известный фотокорреспондент сталинской эпохи Евгений Халдей. Евгений Халдей отснял две кассеты, прежде чем кадр получился таким, каким был задуман.