КРОВАВЫЙ НАВЕТ, обвинение евреев в убийстве иноверцев для употребления их крови в ритуальных целях. «Кровавый навет» — обвинение евреев в убийстве христиан для употребления их крови в ритуальных целях — известен еще с V века. Так началась история единственное (пока что) кровавого навета против евреев в истории США. Первый случай кровавого навета в Османской империи начинается с армянской женщины в Амасье, которая утверждает, что видела христианского ребенка, убитого евреями. Посол в РФ Симона Гальперин обвинила российские СМИ в распространении "кровавого навета" на Израиль.
КРОВАВЫЙ НАВЕТ, обвинение евреев в убийстве иноверцев для употребления их крови в ритуальных целях. Судя по всему, ложь о том, что евреи угрожают мечети Аль-Акса, в отличие от традиционного кровавого навета, родилась относительно недавно, в 20-е-30-е годы прошлого века. Последние новости, заголовки, аналитические материалы, фотографии и видео о Кровавой клевете. Книга Бернарда Льюиса The Jews of Islam рассказывает о том, что кровавый навет был практически неизвестен в Османской империи начиная с 16 в. Смотрите онлайн видео «Кровавый навет и европейская конспирология | СНО "Религиоведение"» на канале «Тайное провидение ощущений» в хорошем качестве.
American Thinker (США): «системный расизм» — это новый кровавый навет
Кровавый навет: зачем в России обвинили Израиль в гибели самолёта в Сирии | Обвинения в адрес Русских в отравлении Скрипалей (или в попустительстве применению химического оружия в Сирии) ничем по сути не отличаются от кровавого навета на Евреев. |
Кровавый навет — все самое интересное на ПостНауке | Кровавый навет в России — обвинения в ритуальных убийствах в Русском царстве, Российской империи и впоследствии в СССР и Российской Федерации. |
«Убийство Уильяма Норвичского. Происхождение кровавого навета в средневековой Европе» | Кровавый навет в России — обвинения в ритуальных убийствах в Русском царстве, Российской империи и впоследствии в СССР и Российской Федерации. |
МЕОЦ. Синагога в Марьиной роще. Евреи Москвы. | Кровавый навет | Похожие. Следующий слайд. Кровавый навет в последние годы Российской империи:процесс Academic Studies Press. |
Тель-Авив назвал «кровавым наветом» иск ЮАР против Израиля о геноциде палестинцев
Жестокость, как правило, иллюстрируют "кровавым" мифом под названием "Батуринская резня" о якобы имевшем место истреблении всего населения города Батурин русскими войсками в. С момента выхода ее из печати, евреи не перестают вопить о «кровавом навете», сознательно упуская из вида три неопровержимых факта из этой книги: 1-й. Кровавый навет в Тисаэсларе оказался одним из самых громких дел подобного рода в Европе.
Кровавый навет на евреев в СССР в 1960 году и советская контрпропаганда
Процессом заинтересовался известный писатель Владимир Короленко, который вел практически судебные онлайны со второго процесса. Кровавый навет. Американская независимая журналистка, лауреат двух премий Эмми, рассказала о том, чем обернулась ее попытка разобраться в обвинениях. Кровавый навет — крайне стойкая зараза, способная спать десятилетиями, а потом неожиданно выйти на свет.
Кровавый навет и европейская конспирология | СНО "Религиоведение"
Это ведь не первый конфликт на Ближнем Востоке, в том числе между Газой и Израилем? Мир меняется, и сегодня, благодаря социальным сетям, легко мобилизовать людей на митинг, с их помощью созывают и радикальные группы на массовые акции. Они активны в том числе потому, что Дагестан — один из самых бедных регионов Российской Федерации. Население Махачкалы растет очень быстрыми темпами за счет переезжающей в город молодежи из деревень. Это сказывается на росте безработицы, на росте исламских настроений, потому что сельское население более религиозное, чем городское. Мигранты из сёл не всегда находят в городе свою нишу, не всегда хорошо устроены.
Это создает социальное напряжение, и проявляется в том числе вот таким, к сожалению, неприятным образом. При этом надо понимать, что когда вы говорите об активных участниках конфликта, это сравнительно небольшая группа населения. В Дагестане живут около 4 миллионов человек, Махачкала — большой город, в нем живет около 1 миллиона. В этих самых буйствах в аэропорту приняли участие около 2000 человек — компактное, но активное меньшинство. Все-таки 2000 человек от 4 миллионов составляет маленький процент.
И они шли не громить аэропорт. Строго говоря, они пошли протестовать против Израиля, причем местом манифестации антиизраильские демонстранты выбрали аэропорт, потому что прибывал рейс из Тель-Авива. Им важно было таким образом продемонстрировать свой протест именно в том месте, куда прилетают пассажиры из Израиля. А когда возбужденная толпа собралась перед аэропортом, этот стихийный митинг перерос в акты насилия. Аэропорт был разграблен.
В Хасавюрте, где тоже пытались протестовать накануне, всё обошлось без насилия. По одной очень простой причине: в этом городе нет ни одного еврея. Два дня назад там тоже были манифестации, попытка поджога к счастью, неуспешного недостроенного еврейского культурного центра. Была манифестация в столице Карачаево-Черкесии, Черкесске, где евреев практически нет, но антисемитский митинг тем не менее организовали. Протестующие требовали выселить евреев из Карачаево-Черкесии, хотя на самом деле выселять особенно некого.
Да, в мусульманских регионах Кавказа, действительно, настроены против евреев.
В 2019 году 7 евреев были убиты в антисемитских инцидентах. Комментируя цифры доклада, Вячеслав Моше Кантор констотировал, что в первые месяцы пандемии COVID-19 коронавируса отмечается рост числа проявлений антисемитизма, связанных с распространением инфекции, а также с экономическим спадом. Кантор с сожалением признал, что подобного рода инциденты говорят о продолжении тенденции последних лет к неуклонному росту антисемитизма, в особенности в пространстве всемирной сети.
Самым резонансным из них стал процесс над киевлянином Бейлисом осенью 1913 года, который евреи, на первый взгляд, выиграли. Впрочем, так только кажется. Обвиняемый получил оправдательный приговор, но в вердикте суда был второй пункт, на который ликующие защитники Бейлиса внимания поначалу не обратили. А в нем судьи признали, что мальчик Андрей Ющинский — жертва ритуального убийства. И если совершил его не Бейлис, то какой-то другой еврей.
Означать это могло только одно: продолжение следует. Прошел всего год, и антисемитам представился подходящий случай. Дело Бейлиса живет 27 ноября 1913 года на территории лесного склада в местечке Фастов нашли труп мальчика со следами насилия. Зверское убийство сразу же дало черносотенцам повод вспомнить о евреях и их ритуалах, так красиво расписанных в «брошюрке Даля». Но оперативные действия полиции во главе со становым приставом Малицким остудили их пыл.
Во-первых, мальчик и сам оказался евреем — это был Йоссель Пашков, сын местного портного Фроима. Во-вторых, вскоре был найден и убийца — ранее судимый Иван Гончарук. Мотив преступления был простым: Йоссель оказался случайным свидетелем того, как Гончарук крадет овечьи шкуры. Однако, в высших эшелонах власти к тому моменту все уже было решено. Фастовское дело должно было окончательно подтвердить обоснованность многократных обвинений евреев в ритуальных жертвоприношениях.
Процесс Бейлиса, который подготовил для этого благодатную почву, еще был свеж в памяти обывателей, и правительственные чиновники пошли ва-банк. Главный инициатор «дела Бейлиса», покровитель черносотенной организации «Союз русского народа» министр юстиции Иван Щегловитов отдал распоряжение пересмотреть результаты следствия. Пристава Малицкого отстранили от расследования, а затем вообще перевели в глухое местечко Тальное. Для нового, «объективного» рассмотрения дела в Киев в качестве исполняющего обязанности прокурора командировали Николая Володковича, протеже главного обвинителя в деле Бейлиса Георгия Чаплинского. Министр юстиции Иван Щегловитов Кому служит закон?
Володкович развернул процесс с цинизмом, в который трудно поверить даже сегодня. Он «установил», что убитый — вовсе не еврейский мальчик Йоссель, а убийцей является отец Йосселя Фроим Пашков!
К тому же экспертиза показала, что КАМАЗ был не взорван профессиональным сапером Аракчеевым, а сожжен — следов взрывчатки обнаружить не удалось. Когда именно — это большой вопрос. Не нашлось и никакого основания для обвинения русских офицеров в пьянстве — никаких подтверждающих свидетельств медэкспертизы просто нет.
Таким образом, присяжным было предложено, отбросить прочь здравый смысл и очевидные факты и обвинить русских офицеров на основании их опознания чечено-россиянином Юнусовым «по глазам и бровям в прорезях масок». Присяжные не поверили ни Юнусову, ни прокуратуре — уверен, как и вы не верите. Однако Верховный Суд отменяет оправдательный приговор и назначает новый суд — де судебными чиновниками не были оформлены надлежащим образом списки присяжных. На новом суде версия обвинения выглядела несколько иначе: Опять таки озверевшая солдатня под предводительством русских офицеров. Сначала они де остановили Волгу с Юнусовым и бесследно исчезнувшими впоследствии пассажирами.
Волгу хотели отобрать, украсть и потом продать, но в пьяном угаре расстреляли. Юнусова посадили в БТР, а пассажиров оставили на дороге, сами же поехали дальше продолжать зверствовать. Потом попытались угнать машину, но не справились с управлением, она заглохла, и тогда Худяков приказал Аракчееву её взорвать, но он и того не смог сделать, а просто сжёг её. После этого отвезли Юнусова на КПП части, где стали его пытать и трижды прострелили ему бедро из автомата Калашников, связали его и оставили истекать кровью. Но героический чечено-россиянин смог развязаться и уполз в соседний аул, где в доме, который он не запомнил, его перевязали, а утром он уже обратился за помощью к врачам.
Версия новая — доказательства старые, ничего не прибавилось. Но и новая коллегия присяжных, разумеется, признала обвинения прокуратуры несостоятельными, а Худякова и Аракчеева — невиновными. Казалось бы, можно радоваться — справедливость и правосудие восторжествовали. Но нет — справедливость и правосудие россиянскую власть не волнуют, если они идут вразрез с её серьёзными политическим интересами.
Израиль назвал обвинения в геноциде палестинского населения Газы «кровавым наветом»
Кровавый навет - Образование - 2024 | Для кровавого навета важно, чтобы никаких оснований для подозрения не было, кроме банальной ксенофобии и нежелании по уму разобраться в проблеме. |
ПОСЛЕДНИЙ КРОВАВЫЙ НАВЕТ | Происхождение кровавого навета в средневековой Европе» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Ковалевской, медиевист Эмили Роуз заново. |
КРОВАВЫЙ НАВЕТ | Американский консерватор заявил, что Канада совершила «антикатолический кровавый навет». |
"Дело Бейлиса": 110 лет торжества справедливости
Канада совершила «антикатолический кровавый навет»: atom222 — LiveJournal | Кровавый навет. |
Кровавый навет и погромы - продолжение: idelsong — LiveJournal | «Кровавый навет» — обвинение евреев в убийстве христиан для употребления их крови в ритуальных целях — известен еще с V века. |
Кровавый навет | Все новости c тегом «Кровавый Навет». |
Кровавый навет на Русских
Такого рода «кровавые наветы» были очень популярной темой в Европе со времен Средневековья. Подписаться на новости музея. Кровавый навет в последние годы Российской империи. Процесс над Мейделем Бейлисом по обвинению в ритуальном убийстве. Антисемитский кровавый навет гласит, что евреи ритуально убивали христианских детей, чтобы получить их кровь, которую они пьют. История кровавых наветов, а также истинные мотивы и причины их возникновения.
История кровавых наветов, а также истинные мотивы и причины их возникновения. «Кровавый» он был не только по прозвищу и заблуждению, а еще и потому, что каждая новая волна «навета» заканчивалась гонениями на евреев, погромами и кровопролитием. В истоках зарождения кровавого навета против евреев лежит фанатизм и невежество масс. Первое кровавый навет записанный поступает из Древней Греции, где александрийский грамматист Апион обвинил евреев в том. Немногие из случаев кровавого навета документированы столь тщательно, как события в Тренто. Кровавый навет — крайне стойкая зараза, способная спать десятилетиями, а потом неожиданно выйти на свет.
Кровавый навет и погромы - продолжение
При этом в ЦАХАЛе сообщили, что "осмотр проведен уважительно с сохранением достоинства умерших, а осмотренные тела, не принадлежавшие израильским заложникам, возвращены на место". Сразу после появившихся в прессе сообщений об обнаружении массовых захоронений на территории больницы и обвинений Израиля в причастности верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил, что он "в ужасе" от открывшейся информации, и тут же призвал к "независимым, эффективным и прозрачным расследованиям". Тюрк подчеркнул, что "умышленное убийство гражданских лиц, не участвующих в боевых действиях, является военным преступлением". Пресс-секретарь Тюрка Равина Шамдасани уточнила, что у некоторых тел из массовой могилы связаны руки и они "раздеты догола".
Но и Розанов не имел оснований для своей уверенности. Ему не следовало превращать кровавое жертвоприношение в краеугольный камень иудаизма. Однако, столкнувшись с объединённым семитофильским фронтом, он позволил своей натуре яростного спорщика одержать верх над лучшими свойствами натуры.
Мы должны отклонить его отношение как несправедливое и тенденциозное. Идея человеческого жертвоприношения и крови как искупления известна как христианам, так и евреям; и таким образом ритуальное убийство Андрея Ющинского могло быть совершено преступниками как еврейского, так и нееврейского происхождения. Книга Розанова могла бы побудить еврейского мистика приложить свою руку к ритуальному убийству и кровавому возлиянию, но не могла служить доказательством. В убийстве Ющинского обвинялся Бейлис, а значит полиция и прокуратура должны были найти доказательства его вины. Им не было необходимости вдаваться в проблематику ритуального убийства. Это была ошибка с их стороны.
Но евреи восприняли обвинение одного человека как обвинение всех евреев. Команда защитников Бейлиса попыталась нейтрализовать одного из ключевых свидетелей на суде — Веру Чеберяк. Ей предложил огромную взятку защитник, который позже признался, что встретил её при сомнительных обстоятельствах по своей же инициативе. Её собственные дети были убиты неизвестными лицами, а в 1919 году, после победы большевиков, она была арестована и подверглась жестокому обращению со стороны еврейского комиссара киевского ЧК. Она отказалась отречься от своих показаний, настаивала, что говорила правду, и была казнена после 40-минутного «суда». Александр Эткинд, наш современник, российский еврейский исследователь религии и автор авторитетного труда о российских сектах, написал в своей рецензии на книгу Солженицына: «В 1919 году при Наркомпросе была создана Комиссия для исследования материалов о ритуальных процессах.
Заседая в здании Сената, Комиссия разбирала печально знаменитые судебные дела, которые обвиняли евреев в ритуальных убийствах. Чтобы соблюсти объективность, Комиссию составили из четверых евреев и четверых христиан. Русские члены комиссии среди которых были историк Сергей Платонов и философ Лев Карсавин допускали, что среди евреев могла существовать тайная секта, которая практиковала ритуальное насилие. Дубнов и его еврейские коллеги среди которых были этнограф Лев Штернберг и юрист Генрих Слиозберг были уверены в том, что это невозможно. Как сказал Дубнов на заседании, для наших русских сочленов было теоремою то, что для нас, евреев, было аксиомой: ложность обвинения в ритуальном убийстве. Сегодня на эти вещи можно смотреть проще.
Я не верю в обвинение по делу Бейлиса, но ведь не поверили в него и славяне-присяжные. Но я не считаю вовсе невозможным, чтобы среди евреев где-либо, когда-либо существовала изуверская секта. Я немало занимался русскими сектами, которых как, например, скопцов вполне можно отнести к изуверским. Подобные общины среди евреев мне неизвестны, но априорной невозможности их существования я не чувствую. Получается, что мои чувства ближе к Платонову и Карсавину, чем к Дубнову и Штернбергу. К событиям истории стоит относиться не как к аксиомам, а как к теоремам».
В долгой истории изучения «кровавого навета» это, пожалуй, самое дельное замечание. Александр Эткинд был прав, тогда как Ааронович был не прав. Известный еврейский каббалист и мистик Ицхак Гинзбург, глава израильской йешивы Од Иосеф Хай, фактически подтвердил это, когда недавно заявил американским газетам: «Еврей имеет право извлечь печень у гоя, если она спасёт его жизнь, так как жизнь еврея ценится выше, чем жизнь гоя, и точно так же жизнь гоя ценится выше, чем жизнь животного». Такие люди не в состоянии увидеть различие между принесением в жертву животного и человека. Вопрос о ритуальных убийствах разделил человечество на два лагеря. Не евреи против неевреев, но семитофилы, евреи и неевреи, которые априорно исключают возможность еврейской вины.
Если бы они нашли бы мёртвое тело и еврея с окровавленным ножом рядом с трупом, они воскликнули бы: «Не допустим кровавого навета! Семито-фил же априорно исключает возможность того, что жестокое или ритуальное убийство может быть совершено евреем. В лучшем случае он — наивный расист. Г-н Ааронович не имеет никакого представления о «дамасском деле». Убийство это произошло в 1840 году, давным-давно. Он только утверждает, что еврей не может быть виновен, точка.
Дамасские подозреваемые подвергались пыткам, и потому их признание недействительно, пишет Ааронович. Пытка — зло, но в Израиле подозреваемые «в террористической деятельности» неизменно подвергаются пыткам. Amnesty International и другие правоохранительные организации сообщают, что десятки тысяч палестинцев, включая детей, подвергались пыткам в подвалах «Шабак». Полученные под пыткой показания используются израильскими судами. Однако Ааронович не выражал сомнений в решениях израильских органов, основанных на использовании пыток. Жертвой убийства был священник, и это подвигает Аароновича на попытку классифицировать этот случай как «кровавый навет».
Но священники, монахини и монахи неоднократно погибали от рук евреев. Сотни были убиты евреями в Антиохии в 610 году, и тысячи из 90 тысяч убитых евреями христиан в Иерусалиме в 614 году. Монахов и священников убивают в Израиле в наши дни. Например, несколько лет тому назад поселенец Ашер Рабо зарубил топором нескольких монахов и разбрызгал их кровь по стенам. Он был схвачен монахом из монастыря «Колодезь Иакова». Израильский суд признал его невменяемым.
Позже две русские монахини были зарублены топором в Горненском монастыре в Эн-Кариме. Фактически все убийцы священников и осквернители церквей и мечетей были признаны израильскими судьями невменяемыми, то есть безумцами, но в их «безумии» есть, как говорится, определённая система. Ааронович представляет «дамасский случай» как «клевету против всех евреев». Но ведь в убийстве обвинялись конкретные люди. Другие евреи продолжали заниматься своими делами свободно. В ту же эпоху еврей из Дамаска Фархи, у которого было «больше денег, чем в Банке Англии» писал один путешественник-англичанин был казначеем города Акки.
Если обвинение одного еврея — это обвинение всех евреев, то всех евреев лучше обвинять не в убийстве, а в укрывательстве. Семитофилы вроде Аароновича принесли неисчислимые бедствия всему человечеству и самим евреям. Они априорно исключали возможность вины капитана Дрейфуса или Бейлиса. Вместо того, чтобы отойти в сторону и позволить правосудию идти своим путём, они раздували массовую истерию во Франции и в России, таким образом не только добиваясь оправдания, но и подрывая веру народа в судебную систему. Это вызвало обратную реакцию в 1930-х, и реакцию, обратную «обратной реакции» в наши дни, и вероятно вызовет реакцию, «обратную обратной реакции на обратную реакцию» завтра. По справедливости, сторонников Дрейфуса и Бейлиса нужно было судить за оскорбление суда, за не высказанную ими открыто аксиому, согласно которой гой не может судить еврея.
Нельзя верить или не верить в ритуальные убийства. Способность людей совершать преступления хорошо известна, и всегда есть место монстрам наподобие доктора Ганнибала Лектора из фильма «Молчание ягнят». Некоторые из них руководствуются специфической интерпретацией Библии. В наши дни президент сверхдержавы послал свои отборные части для нападения на маленькую и слабую страну и убил тысячи мужчин, женщин и детей только потому, что полагал, будто бог этого хочет. Да, хочет, только этого бога зовут Мамона, как отметил остроумный польский философ[33]. Было бы даже лучше, если бы Буш втихаря пил кровь младенцев.
Редкий еврей в наши дни знает, что евреи на еврейскую пасху должны есть мацу, но не хлеб, а про афикоман и вовсе знают немногие. К своему счастью, евреи не ощущают тяжкого наследия средневекового еврейства. Но некоторые пережитки дожили до наших дней. Мысль написать это эссе пришла мне в голову, когда я видел, как число убитых палестинских детей растёт изо дня в день. С начала второй интифады с 29 сентября 2000 года но 2003 год , погибло 2 237 палестинцев, среди них 430 детей — больше, чем за восемьсот лет обвинений в ритуальных убийствах, начиная с Уильяма из Норвича. Ни одного из убийц не осудил еврейский суд, хотя найти их не представляло труда.
Так, 5 октября 2004 года израильский офицер «капитан Р. Убийство было снято израильским оператором на видео и показано по второму каналу, сослуживцы подтвердили своими свидетельскими показаниями факт убийства, и сам убийца признался в убийстве. И всё же еврейский суд оправдал убийцу, а армия дала ему 20 тысяч долларов и повысила в звании. Зачем ворошить старые обвинения, когда совершаются новые страшные и неопровержимые преступления? Потому что старая система коллективного укрывательства защищает новых убийц. Она была унаследована от средневековья, когда еврейские общины управлялись кодексом омерты — правилом верности общине.
Вор вора не выдаст, и этот блатной подход был встроен во внутреннюю жизнь еврейских общин. Как и уголовники, евреи называют доносчиком «мосер» того, кто сообщает нееврейским властям о преступлениях, совершенных евреями. Такой «мосер» считается «бен мавет» обречённым : его можно и должно убить, предпочтительно на Пурим или на еврейскую пасху, но Йом-Кипур — тоже подходящий день. Так, еврею, знающему о безумном еврейском фанатике, совершающем ритуальные убийства, запрещено под страхом смерти сдать преступника властям. Этот средневековый пережиток до сих пор жив, и даже нашёл свою новую жизнь в семитофильской концепции априорной невиновности евреев. Иными словами, семитофилы, которые отвергают саму идею того, что еврей способен совершить преступление — потенциальные соучастники убийства.
Сенненское дело[ править править код ] Первым судебным процессом в Российской империи с обвинением евреев в ритуальном убийстве стало так называемое сенненское дело. В Сенно южнее Витебска накануне Пасхи 1799 года рядом с еврейской таверной было найдено тело женщины; четыре еврея были арестованы по подозрению в убийстве. В основание обвинения легли не какие-либо улики против подозреваемых, а исключительно мнение, что евреям нужна христианская кровь, в роли обвинителя выступил еврей-выкрест [2] [18] [19]. Несмотря на полное отсутствие каких бы то ни было доказательств против арестованных по этому делу, навет был поддержан сенатором и поэтом Гавриилом Державиным , который был активно настроен против евреев [20]. В свой проект преобразования быта евреев, созданный в 1800 году, Державин внёс следующий текст [18] [19] : В сих кагалах исполняются, или по крайности теперь только защищаемы бывают те христианские кровопролития, в коих иудеи по разным временам и царствам подозревались, и поныне по архивам замечаются, что видеть можно из приложения под литерой Д; хотя я, с моей стороны, о сих кровопролитиях думаю, что если они и бывали где-либо в древности, то не иначе как токмо по исступлении некоторых из фанатиков, но счёл, однако, за нужное не выпустить их из вида. Под литерой «Д» была рукописная копия изданного на русском в 1787 году в Санкт-Петербурге под названием «Обряды жидовские» сокращённого перевода «Талмудических ошибок» [1].
В процессе расследования местный чиновник Стуков опирался также на версию книги Серафимовича в изложении Пикульского [21]. Среди наиболее известных следует назвать гродненское , велижское , саратовское и кутаисское дела, а также дело Блондеса. В этот же период были изданы и распространялись книги с такими обвинениями. Причиной стали кризисные явления института православной церкви и других признанных государством конфессий, что проявилось в ухудшении отношения населения к их представителям и массовом переходе в сектанство. Борьба с сектантством стала одним из приоритетов светских и духовных властей империи. Кровавый навет стал инструментом такой борьбы.
Именно в XIX веке шли активные попытки связать кровавый ритуал с сектами вообще и с хасидизмом в частности [22]. С другой стороны, Джон Клиер пишет, что обвинения в основном появлялись среди местного католического или униатского населения, поддерживалось признаниями отдельных евреев-выкрестов с сомнительными моральными качествами и без образования, а православное духовенство движущей силой таких наветов не выступало [23]. При этом исследователи отмечают, что, в частности, в среде образованного дворянства Литвы , несмотря на негативное отношение к евреям, в середине XIX века кровавый навет считался сказкой и предрассудком [24]. Легенда о Гаврииле[ править править код ] Икона «мученика младенца Гавриила Белостокского» В изданном в 1815 году 6-м томе сочинения « История российской иерархии » архимандрит Амвросий Орнатский будущий епископ Пензенский и Саратовский написал со ссылкой на монастырские записки Слуцкого Свято-Троицкого монастыря , что в 1690 году 6-летний Гавриил из села Зверки близ города Заблудова был похищен арендатором-иудеем из того же села, замучен и выброшен в поле на съедение птицам. Родители Гавриила отыскали тело и погребли его в Заблудовском монастыре. Через 30 лет мощи были обретены целыми и поставлены в церковный погреб, а 9 мая 1775 года были из Заблудова перенесены в Слуцкий монастырь архимандритом указанного монастыря Михаилом Казачинским [25].
В таком же виде история Гавриила Белостокского пересказана в «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» С. В 1823 году следователям, занимавшимся велижским делом, не удалось найти никаких архивных материалов по истории Гавриила. Уже в XXI веке Я. Харкевич и В. Черепица в статье Православной энциклопедии , посвящённой Гавриилу Белостокскому, придерживаясь стилистики источников XIX века, приписали убийство мальчика некой «изуверской иудаистской секте». По мнению политолога Вячеслава Лихачёва, таким образом авторы статьи намекали на то, что если не все евреи без исключения, то некоторые, практикуют ритуальные убийства [26] [27].
В свою очередь, филолог и антрополог Александр Панченко полагает, что легенда о Гаврииле не имела под собой реальной основы и была сконструирована в 1720-е годы после нахождения мощей [1]. Наветы 1815—1816 годов[ править править код ] Первая серия ритуальных обвинений после войны 1812 года имела, по мнению историка Савелия Дудакова , политическую подоплёку. Он отмечает, что во время движения армии Наполеона на восток поляки и евреи сражались по разные стороны фронта: евреи за русских, а поляки за французов. И именно по коридору движения французской армии впоследствии прошла волна ритуальных наветов на евреев со стороны поляков [28]. Дудаков указывает также, что русский комиссар при правительстве Царства Польского сенатор граф Николай Новосильцев в 1815 году представил проект, по которому потребовал предоставления евреям гражданских прав без всяких ограничений для развития ремёсел и земледелия. Проект был подержан министром духовных дел князем Александром Голицыным.
Они утверждали, что такое решение ущербно, аргументируя это общей «вредностью евреев». После этого, по выражению Семёна Дубнова , пронеслась «эпидемия» подготовленных сверху ритуальных процессов, а 1816 год стал в Западном крае и Царстве Польском годом «ритуальной вакханалии», будто опытная рука «сеяла в массы ядовитое семя средневековья» [29]. Самым громким из обвинений стало так называемое гродненское дело.
Андрей Вдовенко — о том, как это было.
Поделиться Репостнуть Твитнуть Убийство в Старом Мултане Удмуртия расположена на окраине Восточно-Европейской равнины, между реками Вяткой и Камой и испещрена множеством почти девять тысяч речек поменьше. Здешняя таежная местность с древности была заселена финно-уграми. Они занимались земледелием и были язычниками: верили в существование трех миров — небесного божественного, среднего людского и нижнего мира духов и прочих существ, — которые объединяет дерево. Земли удмуртов граничили с Русским государством и одними из первых попали под его экспансию.
Часть земель оказалась под властью московских царей в 1489 году как Вятская земля, а часть — вместе с Казанским ханством после завоевательного похода Ивана Грозного 1552 года. Причиной тому во многом была политика русских властей. Со второй половины XVI века в Вотский край стали переселяться тысячи русских крестьян: шла массовая колонизация земель удмуртов. Это очень не нравилось церкви, которая неустанно требовала от светских властей принять суровые меры по искоренению язычества.
Одновременно продолжалось переселение русских крестьян, из-за которого только в XIX веке население Вотского края увеличилось в 3,5 раза. В этих условиях на излете XIX века и развернулась судебная драма в трех актах. Кругом речки: Люга, Ягулка, Саркуз и Чембай. До Ижевска сто с лишним километров и примерно столько же до Набережных Челнов.
Век прогресса, пара и железа эти места затронул слабо. Так, некоторые удмуртские избы тогда еще топили по-черному. Тем не менее назвать глухим местом Старый Мултан нельзя. Это было большое село в окружении давно распаханных полей и русских деревень.
В самом Мултане уже полвека действовала православная церковь с двумя священниками, причтом и церковно-приходской школой, жило немало русских. Общий вид села Старый Мултан. Вятская губерния, Малмыжский уезд. Конец XIX века.
Источник Церковь в селе Старый Мултан. Источник Пятого мая 1892 года по узкой и мрачной лесной тропинке через ельник и топкое болото из Чульи в Анык к своей бабушке шла крестьянская девочка 12 лет Марфа Головизнина. Недалеко от мельницы Старого Мултана она увидела лежащего мужчину, перегородившего своим телом дорогу. Марфа обошла его, приняв за пьяного.
На следующий день она возвращалась по той же дороге назад и вновь увидела того мужчину. Он лежал без головы. Марфа прибежала домой и рассказала обо всем отцу, а тот вызвал урядника. В течение нескольких дней представители власти осматривали труп и место преступления.
Голову мужчины они так и нашли ее случайно обнаружат на болоте крестьяне только четыре года спустя. Зато при себе у убитого были посох, крест и удостоверение личности. Мельница села Старый Мултан, недалеко от которой был обнаружен труп нищего Матюнина.