Выставка русских икон в драгоценных окладах в Санкт-Петербурге в Музее Фаберже. На выставке также представлены иконы-списки с чудотворных образов Богоматери с подробными живописными повествованиями об истории их обретения и почитания. 21 апреля в Ярославском музее-заповеднике состоялось событие, масштаб и значимость которого трудно переоценить: в фонды музея был возвращен редкий памятник средневекового. Выставка «Город золотой», посвященная иконостасу XVIII века «на семи стенах» и воссозданию утраченных потолочных икон, открылась в прошлую пятницу в Преображенской церкви на. и ребёнка, и взрослого - научат этому непростому мастерству.
В российском городе появился музей икон
На Таганке, на улице Гончарной (дом 3, стр. 1), напротив Афонского подворья уже несколько лет работает Музей русской иконы. В областном краеведческом музее представлены уникальные иконы и кресты. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас.
В воронежском музее открылась выставка икон с ликом святителя Митрофана
Для групп возможно проведение экскурсии с гидом. Приходите в Музей Казанской Иконы, приобретите нашу фирменную открытку, напишите на ней свое послание и адрес получателя, а мы отправим ее в любую точку мира. Привет от Вас, привет из Казани!
Наталья Прилепская подробнее рассказала о художественных особенностях и создании подаренной иконы: «Художник-скульптор Олег Кузнецов создавал эту икону четыре года. Также участие в ее создании принимала художник-иконописец Ирина Зайкова она не смогла приехать на церемонию, но приехала ее коллега, тоже иконописец Ирина Захарова и художник-ювелир, который входит в десятку лучших ювелиров России, Владимир Иванькович. В месяцы пандемии он научился выполнять ювелирное узорочье по левкасу смеси гипса и клея.
Пока у него даже нет учеников! В иконе Сергия Радонежского и других подобных образах он создает подобие реки времени — соединяет все житийные клейма в одно событие. В навершии этой иконы художник поместил Святую Троицу Ветхозаветную». С иконой Сергия Радонежского, которая теперь будет храниться в фондах музея, связана еще одна примечательная история.
Около года назад коллекционер Станислав Николаев обнаружил ее на антикварном рынке. Он приобрел образ и передал музею.
Но такие иконы опровергают эту точку зрения. В России был Ренессанс, но он был свой, другой.
Причиной такого решения стало то, что подлинник иконы в данный момент находится на реставрации в связи с «неудовлетворительным состоянием».
По словам Миндлина, у «Троицы» есть отслоение грунта и красочного слоя. Особенно пострадали участки у досок с лицевой стороны. Директор музея отметил, что подлинник должен находиться в специальной антивандальной витрине в состоянии покоя.
Михаил Миндлин. Модерн в русской иконе
Сама технология написания иконы, к сожалению, приобретает эффект потемнения, потому что доска покрывается грунтованной тканью, все это пишется темперными красками, а сверху покрывалось олифой, которая хорошо защищала живопись от воздействий, но через 70-100 лет олифа темнела", - рассказала Соколова. По ее словам, активный процесс по раскрытию икон начался в России только в начале XX века. Так, например, в экспозиции представлена икона второй части XVII века Великомученик Артемий, процесс раскрытия которой не закончен. Иконописцы обновляли ее неколько раз. Здесь видим, что святой и одет по-другому, и нарисован по-другому, и образ совершенно другой создается", - отметила Соколова.
Дар М. Покровской Богоматерь Казанская. Оклад: Н. Алексеев по рисунку С. Частное собрание Мученица Царица Александра.
Частное собрание Михаил Васильевич Нестеров 1862—1942. Музей христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии С конца XIX века стиль модерн появляется в живописных произведениях на религиозные темы в творчестве М. Врубеля, В. Васнецова, М. Нестерова и ряда других художников.
В иконописи стиль модерн в начале ХХ века оказал влияние на произведения А. Вашурова, А. Глазунова и других. Эстетика модерна наряду с историзмом и неорусским стилем использовалась в произведениях декоративно-прикладного искусства многих знаменитых ювелирных фирм в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве: К. Фаберже, Ф.
Рюкерта, на фабриках «Товарищества П. Оловянишникова сыновья» главный художник С. Вашков , Д. Смирнова, О. Курлюкова, П.
Овчинникова, И. Хлебникова, в московских артелях с 1-й по 24-ю , И. Маршака и других. Мастера, работавшие в стиле модерн, органично использовали разные материалы и экспериментировали с художественной формой. Крест Напрестольный.
Калашникова Лампада настольная. Оловянишникова сыновья». Собрание Т. Подстаницких Крест Наперсный.
Для выставки, которая готовилась несколько лет, мы с куратором Александром Преображенским отобрали около 320 произведений с той целью, чтобы проект проиллюстрировал всю историю развития русского иконописания, от XV века до начала ХХ столетия, и представил максимальное количество важных иконописных центров страны — от Поморья и Урала, Поволжья и Русского Севера до столичных, старообрядческих и центров иконописания официальной церкви. К выставке подготовлен двухтомный каталог, в процессе работы над которым было сделано много открытий, выявлены новые имена и ранее неизвестные произведения. Одна из основных задач, стоявших передо мной во время пополнения коллекции, — возвращение в Россию вывезенных икон. Такова одна из древнейших икон в моем собрании — «Распятие» XV века, которое оказалось за рубежом в 1929—1932 годах во время знаменитой международной выставки, организованной Игорем Грабарем. Я приобрел ее в Германии на одном из специализированных аукционов по русской иконе благодаря помощи ведущего технолога Виктора Вячеславовича Баранова, который смог поехать со мной и посмотреть вещи на предаукционной выставке. Увидев икону, он долго изучал ее и сказал, что на ней есть метки грабаревской выставки. Ему случалось реставрировать вещи с нее же, и он эти ярлыки помнил. На аукционе о метках никто не знал — за икону бились, но незначительно. Позже Баранов ее дорасчистил, и мы совместно с другими искусствоведами нашли документацию и ее фотофиксацию на той выставке. Есть у меня икона и с другим знаковым провенансом — из собрания известного американского промышленника Джорджа Хана новгородская «Святители Никита и Иоанн» XVI века, до 1930-х годов находившаяся в собрании Третьяковской галереи. Святители Никита и Иоанн, епископы новгородские. Новгород, XVI в. Некоторые из них известны старым коллекционерам, специалистам, но они надолго пропали из сферы внимания. Это будут вновь открытые памятники. Сейчас в числе моих икон — произведения из собраний Ильи Глазунова, реставратора Василия Яковлева, немецкого арт-дилера Томаса Мёниуса, известных московских коллекционеров Сергея Урубкова, Сергея Ходорковского, Константина Воронина, Александра Липницкого и других. На выставке мы обильно покажем и позднюю икону, которая сейчас очень популярна среди собирателей, потому что она доступна для коллекционирования. Ваша коллекция очень большая, однако непубличная. Как давно вы начали собирать и как пришли к коллекционированию? В первую очередь я фалерист и нумизмат, сформировал свои коллекции по этим темам задолго до того, как начал собирать иконы.
Так, на выставке в Рязани среди экспонатов — образ Василия Рязанского. Не говоря уж о том, что древнерусское искусство — это культурный генофонд нации, основы отечественной культуры», — сказал Михаил Миндлин. На выставке образы преподобных Александра Свирского, Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Авраамия Галичского, игуменов Сянжемского Вознесенского монастыря Ефимия и Харитона, изображения которых на большой храмовой иконе — большая редкость. Также представлен уникальный триптих «Житие преподобного Андрея Рублева», созданный художником-реставратором Василием Кириковым в 1965—1972 гг.
В Туле впервые представили копии икон из музея имени Андрея Рублева
Новые и постоянные участники экологической акции могут приносить с собой макулатуру, разобранный картон, изделия из пластика, битое стекло, разрезанный на куски тетрапак и ртутные энергосберегающие лампы кроме длинных люминесцентных. Не стоит забывать книжечки для зелёных баллов для получения призов от спонсоров. На ней представлено более 160 экспонатов, знакомящих посетителей с сюжетами двунадесятых и великих праздников, образами Спаса, Пресвятой Богородицы и наиболее почитаемых русских святых. Гости музея не только увидят образцы темперной и масляной иконописи XIX века, но и услышат о формировании музейной коллекции культовых предметов, а также познакомятся с технологией создания окладов и тематических композиций. Цена билета от 60 рублей. Посещение выставки можно оплатить Пушкинской картой. На выставке икон. Фото Азовского музея—заповедника 68 предметов выставки представляют собой реплики окладов на старинные иконы, художественные композиции на темы библейских и евангельских сюжетов, выполненные в техниках: гальванопластика и гальваностегия, чеканка, скань, филигрань, горячие и витражные эмали.
Так, на выставке в Рязани среди экспонатов — образ Василия Рязанского. Не говоря уж о том, что древнерусское искусство — это культурный генофонд нации, основы отечественной культуры», — сказал Михаил Миндлин.
На выставке образы преподобных Александра Свирского, Макария Калязинского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Авраамия Галичского, игуменов Сянжемского Вознесенского монастыря Ефимия и Харитона, изображения которых на большой храмовой иконе — большая редкость. Также представлен уникальный триптих «Житие преподобного Андрея Рублева», созданный художником-реставратором Василием Кириковым в 1965—1972 гг.
Они выполнены в технике мозаики с использованием янтаря, дерева, кости, фольги, с применением тончайшей техники гравировки. Александр Крылов — автор уникального предмета — первой и единственной в мире «звучащей» янтарной скрипки, которая также стала экспонатом выставки. Главным гостем на открытии стал искусствовед, почетный член Российской академии художеств, член Санкт-Петербургского Союза художников России, директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Юрий Витальевич Мудров. По его словам, «любой новый проект рождается не только благодаря профессиональным связками, но и в результате гармонии, уважения и веры в одно дело коллег-участников.
Новая выставка, которая по-настоящему удалась, стала не только подтверждением дружбы и сотрудничества двух музеев, но и началом дальнейших совместных проектов. В 2024 году празднуется большое событие - юбилей со дня перенесения мощей преподобного Александра Невского.
Вот меня тогда и зацепило. Я стал воспринимать иконы уже не как духовный образ, а как предметы коллекционирования.
Захотелось нечто увидеть и у себя. От икон мелочного письма XIX века я перешел к эпохе модерна. А потом стал потихонечку опускаться в глубь веков, понимать суть древнего искусства. К этому я шел долго.
Это требует и времени, и понимания сути иконы не просто как картинки, а как духовного образа, который позволяет отрешиться от забот. Учишься видеть в аскетичных иконах силу духа. Первая древнерусская икона попала ко мне лет семь назад. Насколько тесно вы связаны с Музеем русской иконы?
Наше сотрудничество началось около года назад, когда я задумал выставочный проект. Я перебрал несколько вариантов, включая государственные музеи, но Музей русской иконы имени Михаила Абрамова оказался лучшим вариантом. Я познакомился со Светланой Абрамовой, вдовой основателя музея, и она помогла с организацией этой выставки. Коллектив очень заинтересовался нашим проектом, мы создали вместе отличный каталог.
Я практически не выставлял коллекцию раньше. Только недавно предоставил на выставку местных икон в Нижнем Новгороде свои образа, написанные в региональном центре иконописания Павлово-на-Оке, и в прошлом году в Музее им. Сейчас у меня есть ощущение энциклопедической полноты собрания. Следующий этап: видимо, буду заполнять лакуны, ведь совершенствоваться можно бесконечно.
Единородный сын.
Уникальные иконы из «Малых Корел» представлены на выставке в Вологодской области
В Туле впервые представили копии икон из музея имени Андрея Рублева Выставка открылась в рамках проекта «Музейная зима в Туле» 23:11 19. Об этом сообщили в пресс-службе регионального правительства. Выставка называется «Копии избранных шедевров из собрания Музея имени Андрея Рублева».
Особый интерес вызывают иконы, найденные на территории Новосибирской области - в Сузунском, Колыванском, Венгеровском районах. Созданные народными мастерами, они отличаются упрощенной иконографией, декоративностью, яркостью цвета. Поэтической грустью проникнута икона «Богоматерь Утоли моя печали». Наивным простодушием привлекают образы главных заступников в композициях «Огненное восхождение пророка Илии», «Архангел Михаил», «Никола», олицетворяющие народное представление о мужестве и доброте. ХVI век.
А вот икона Угличского невинноубиенного царевича Димитрия-последнего Рюриковича связана с трагической истории нашего государства. На ней запечатлен образ сына Ивана Грозного Дмитрия, который, по одной из версий, погиб из-за несчастного случая, а по другой был убит. Когда люди увидели, что мощи царевича остаются нетленными, его признали святым. Согласно задумке музея, иконы не просто собирают в экспозицию. Каждую из них бережно реставрируют, возвращая ей прежнюю красоту. Но удивительно то, что через все трещинки, неровности и шероховатости иконы рассказывают не только историю изображённых на них святых, но и свою личную судьбу. В нашем музее основной упор делается на тот слой икон, которые не выставлялись и не экспонировались до данного момента.
Назовём их «народное творчество». Порой это непрофессиональные иконописцы, но каждая икона имеет свой смысл и свою историю. Именно благодаря ему и его жене Наталье в музее появилась такая обширная коллекция. Они нашли и подарили «МИРу» большинство экспонатов. Кстати, о «народном творчестве». Народная икона занимает в музее далеко не последнее место. Узнать её среди других нетрудно - это очень яркие и самобытные иконы, сочетающие в себе как изображение святого, так и мотивы традиционной народной росписи.
Она находилась в часовне, на месте которой сейчас находится парк «Зарядье», и считалась чудотворной. Реклама После революции она оказалась в Историческом музее, но в 1927 году пропала. Около года назад коллекционер Станислав Николаев обнаружил ее на антикварном рынке. Он приобрел образ и передал музею.
В Костромской музей-заповедник вернулись иконы и картины, отреставрированные в Академии Глазунова
Уникальные иконы из «Малых Корел» представлены на выставке в Вологодской области | Сегодня в музее больше 70 икон сызранских мастеров. |
Икону XVI века покажут летом 2023 года в Сахалинском художественном музее | Музей «Музей иконописи и реставрации» по адресу Владимирская область, Киржач, улица Гагарина, 26. Читать 23 отзыва, смотреть 30 фото, панорамы, часы работы. |
В Костроме появился светский музей православных икон | В коллекции нашего музея можно увидеть иконы из Москвы, Невьянска, Палеха, Мстеры, Русского Севера, Поволжья и других регионов страны. |
В российском городе появился музей икон | В реставрационных мастерских Русского музея восстанавливают уникальную икону «Чудо Георгия о змие». В 1930-х ее спасли музейщики из древнего храма в деревне Согиницы. |
Бесплатный и интересный музей Русской иконы в Москве. | Официальный сайт Музея Христианской Культуры в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, где представлены памятники мировой культуры. |
Хранители памяти. Постоянная экспозиция Музея русской иконы имени Михаила Абрамова
В фонды музея была возвращена икона-минея XVII века «Святцы на июль» | В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века. |
В Костромской музей-заповедник вернулись иконы и картины, отреставрированные в Академии Глазунова | В МУЗЕЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ представлена крупнейшая коллекция памятников иконописи, писанных по золоту более 100 лет назад в живописной мастерской Казанского Богородицкого. |
Запретные иконы старообрядцев увидели свет после долгих лет забвения
В основу собрания созданного в 2006 году музея легла частная коллекция икон Михаила Абрамова, по инициативе и на средства которого был основан музей “Русской иконы”. Выставка «Город золотой», посвященная иконостасу XVIII века «на семи стенах» и воссозданию утраченных потолочных икон, открылась в прошлую пятницу в Преображенской церкви на. Меценат передал икону XVII века «Господь Вседержитель» в дар Государственному историческому музею, сообщила газета «Вечерняя Москва».
Новости и пресс-релизы
В музее отметили – в коллекции древнерусской живописи Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранится большое количество икон-таблеток в аварийном состоянии. Выставка подписной иконы проводится в Музее впервые и является плодом многолетнего научного исследования. В Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась выставка «Икона XII века "Богоматерь Боголюбская". В коллекции нашего музея можно увидеть иконы из Москвы, Невьянска, Палеха, Мстеры, Русского Севера, Поволжья и других регионов страны. Экспозиция иконописи в Новосибирском государственном художественном музее начинается с произведений XVI столетия и заканчивается иконами начала ХХ века. В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века.
В Туле впервые представили копии икон из музея имени Андрея Рублева
Так, например, в экспозиции представлена икона второй части XVII века Великомученик Артемий, процесс раскрытия которой не закончен. Иконописцы обновляли ее неколько раз. Здесь видим, что святой и одет по-другому, и нарисован по-другому, и образ совершенно другой создается", - отметила Соколова. Отличие иконы в том, что Богородица изображена на престоле. Возможно, это связано с особым почитанием этой иконы в нижегородском храме.
Последняя четверть XIX века. Мстёра Икона «Воскресение — Сошествие во ад». Последняя треть XIX века. Старообрядческая мастерская поморского согласия Помимо икон, в залах много и других предметов.
Те, что поменьше размером, убраны в застеклённые ниши. В «эфиопском» зале внимание моё привлекли деревянные статуэтки святых и облачение священника с богато украшенным зонтиком от солнца. Африканская экзотика. Облачение эфиопского архиерея с зонтиком от солнца — Это собрание уникальное, — рассказывает Николай Васильевич, — поскольку вывоз культурных и религиозных ценностей в Эфиопии строго воспрещён.
В течение многих лет коллекцию собирал один немец и расставаться с ней не хотел. Но тут умер его приятель-коллекционер, с которым он как бы конкурировал, и интерес к собранному пропал. Мы этим воспользовались, приобрели, и теперь эти иконы, книги, вырезанные и выкованные произведения может увидеть каждый, кто придёт в наш музей. Такие пергаментные свитки эфиопы держали в домах как обереги.
Этот относится к XIX в. Изображения кажутся детскими, наивными, но в этом как раз гениальность древней христианской традиции. Сказано же: «Будьте как дети». Богоматерь с Младенцем.
Чудо Георгия о змие. Когда в Россию приезжал Эфиопский Патриарх, он побывал у нас с послом и был сильно удивлён, что такая огромная замечательная коллекция находится вне Эфиопии. По регламенту у Патриарха был час на это посещение, но он пробыл у нас полдня, заодно помог и в переводе некоторых текстов, написанных на древнем эфиопском алфавите — геэз. Это, кстати, единственное оригинальное письмо в Африке, которое в ходу тысячи лет.
Евангелие, XIX век. То, как раньше выглядела икона, было видно по начертанному на стене контуру. Обрезаны перила трона и ступня Вседержителя, опирающаяся на подставку. Алексей Леонидович, кандидат искусствоведения, пожал плечами: — Это средник в деисусном чине иконостаса.
Наверное, в девятнадцатом веке иконостас переделывали и средник целиком не поместился. Вот и пильнули. А в синодальную пору древнерусское не ценилось, вон посмотрите, на той стене лики святых. Прежде это были ростовые иконы, но кто-то взял и отпилил туловища для удобства.
Как понял из их разговора, Алексей Леонидович привёз Абрамову подарок — купленную в Европе предвоенную афишу выступления оркестра Преображенского полка. Свой полковой оркестр преображенцы воссоздали во Франции, куда эмигрировали после революции. На афише, которую показал историк искусства, надписи на французском языке, царские орлы и изображение усатого казака с оркестровыми тарелками в руках. Почему такие вещи, как обычная театральная афиша, важны для предпринимателя Абрамова?
Сама-то церковь была разрушена при Хрущёве до основания, и по всем инженерным расчётам вместо старого фундамента следовало залить новый. Но Михаил Юрьевич купил специальное оборудование для горизонтального бурения. Подняли старый фундамент и бетон залили под него. Таким образом, русский воинский храм остался на прежнем основании.
И точно такое же отношение у Абрамова к истории. Он собирает подлинные предметы, связанные с Преображенским полком, чтобы восстановить связь времён. Вообще-то человек он скромный, публично себя не проявляет, просто делает благое дело. Им ведь построены и другие храмы, вовсе не исторические.
Например, церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех — это в Братеево, в густонаселённом районе Москвы, где прежде не было храмов. Там уже идут службы, на днях освящены и установлены купола. Храм получился красивый, в традициях псковского зодчества, высится на берегу реки, и возникла идея создать водный паломнический маршрут по Москве-реке, частью которого стало бы посещение храма в Братеево. Но опять же идею выдвинули местные священники, а не Абрамов, который лишь выполнил работу во славу Божию.
Он, кстати, попечитель Саввино-Сторожевского и Высокопетровского монастырей, Троице-Сергиевой лавры, детский дом содержит… Возможно, я не про всё и знаю.
Особый интерес вызывают иконы, найденные на территории Новосибирской области - в Сузунском, Колыванском, Венгеровском районах. Созданные народными мастерами, они отличаются упрощенной иконографией, декоративностью, яркостью цвета. Поэтической грустью проникнута икона «Богоматерь Утоли моя печали». Наивным простодушием привлекают образы главных заступников в композициях «Огненное восхождение пророка Илии», «Архангел Михаил», «Никола», олицетворяющие народное представление о мужестве и доброте. ХVI век.
К праотцам относятся ветхозаветные патриархи, рассматриваемые как родоначальники еврейского народа и человечества в целом. Они были образцами благочестия, хранителями обетования, могли общаться с Богом. Праотеческий ярус иконостаса состоит из икон праотцов, в центре этого ряда помещают образ Святой Троицы либо икону Саваофа Бога Отца.
На одной из икон праотеческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы изображен праотец Неффалим. Святой написан в полный рост.