Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Как юридическому лицу перевести деньги на счет самозанятого: что указать в назначении платежа. Мы подготовили чек-лист, который позволит определить ваши риски при работе с самозанятыми.
Как оформить взаимоотношения ООО с самозанятыми
- Приказ Минтруда — это какие-то новые правила работы с самозанятыми?
- Регистрация
- Тонкости работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с самозанятыми
- Как ООО работать с самозанятым гражданином
- Как работать с самозанятым. Инструкция для ИП и юрлиц / Хабр
Как компании платить самозанятым
Работать с самозанятыми выгодно: не надо платить за них НДФЛ 13%, страховые взносы и сдавать отчётность, а оплату их работ и услуг можно относить к расходам — и уменьшать налоги к уплате. Деятельность самозанятого отличается от деятельности индивидуального предпринимателя тем, что самозанятость это не статус, а специальный налоговый режим, который вправе применять как ИП, так и физические лица, ими не являющиеся. Расскажем, как бизнесу работать с самозанятыми, чтобы избежать штрафов и сделать все по закону: всё о документах, договорах и подводных камнях. Самозанятое лицо уплачивает налог на доход самостоятельно, исходя из полученного им дохода. С 1 марта 2024 года начали действовать новые правила работы с самозанятыми — плательщиками НПД. проверяет статус самозанятого перед каждой выплатой — если исполнитель на момент платежа утратил статус самозанятого, платеж не проводится, и у компании обнуляются риски доначислений налогов и страховых взносов (как за работу с физлицом).
Особенности сотрудничества с самозанятыми в 2023 году
Новые правила выплат самозанятым с 1 марта 2024 года Под особый контроль попали выплаты самозанятым. ФНС уже начала передавать специальным комиссиям сведения о работодателях, которые переводят самозанятым больше 20 000 рублей в месяц. Если комиссия докажет факт нелегальной занятости, работодателя внесут в реестр под контролем Роструда. Он заработает с 1 января 2025 года и будет включать в себя общедоступную информацию, размещенную на сайте ведомства. Так Вы не пропустите важную и полезную информацию о программах "1С", работе с ними, сервисах и услугах.
Сергей Сухоставец директор по развитию бизнеса платформы «Рокет Ворк» Рост популярности нового налогового режима продиктован в первую очередь запросом большого бизнеса. Так, огромные платформы-агрегаторы, сервисы мобильности и курьерские службы в последнее время предпочитают сотрудничать с самозанятыми, когда речь идёт о краткосрочных контрактах или разовых работах. НПД же, как правило, платит сам исполнитель, так что бизнес не несёт вообще никаких дополнительных расходов, не считая самого гонорара. Как оформить договор с самозанятыми Начните с проверки его статуса. Это можно сделать самостоятельно на сайте налоговой по ИНН или запросив у подрядчика актуальную справку о постановке на налоговый учёт в качестве самозанятого. Её он может получить за одну минуту в приложении «Мой налог» или на сайте ведомства.
Если со статусом всё в порядке — можно переходить к заключению договора. Самозанятый законодательством приравнивается к физлицу, а значит, отношения с ним регулируются Гражданским кодексом РФ. При этом сам договор с самозанятым может выглядеть примерно так же, как и любой типовой договор с любым контрагентом, ИП или физлицом. Но в нём важно прописать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход. Как платить самозанятым В оплатах нет ничего сложного — платят самозанятым точно так же, как и частным лицам. Например на личную карту по реквизитам или на электронный кошелек.
Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Перед каждой оплатой стоит проверить статус самозанятого.
Учёт самозанятых при определении численности персонала Персонифицированные сведения Заказчики — как предприятия, так и ИП, за исключением пользователей автоматизированной упрощённой системы налогообложения АУСН — сдают в налоговую персонифицированные сведения о физлицах перссведения не позже 25 числа каждого месяца. Перссведения содержат информацию обо всех застрахованных работниках, включая тех, кто оформлен по договору ГПХ. Законодательная база: пункт 8 статьи 11 Федерального закона от 01. Самозанятые не считаются застрахованными по обязательному социальному и пенсионному страхованию, согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15. Но обязательное медицинское страхование распространяется и на них, причём это — следствие не заключения договора ГПХ, а самозанятости как таковой. Так сказано в подпункте 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.
А значит, заказчику не требуется рассчитывать и платить страховые взносы с вознаграждения плательщику НПД, если этот плательщик выдал чек на полученное вознаграждение абзац 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27. Таким образом, сдавать перссведения на самозанятого, с которым Вы подписали договор ГПХ, не требуется. ЕФС-1 при подписании и прекращении договора с самозанятым ЕФС-1 расшифровывается как «единая форма сведений».
Эксперты полагают, что не требуется сдавать ЕФС-1, когда Вы подписываете контракт с самозанятым, потому что он не считается застрахованным по ОПС в связи с заключением такого контракта. Когда договор прекращает действовать, сдавать ЕФС-1 на самозанятого тоже не надо.
Туда нет необходимости вписывать данные самозанятого по уже известной Вам причине: самозанятые не считаются застрахованными по ОПС. Раздел 2 Этот раздел — аналог старого отчёта 4-ФСС. Если договор ГПХ не подразумевает, что заказчик будет платить взносы на травматизм с вознаграждения самозанятому, то не нужно показывать данные об этом договоре во 2-м разделе ЕФС-1 пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24. Отсюда следует, что не нужно учитывать самозанятого, когда Вы указываете среднесписочную численность ССЧ и количество застрахованных работников на титульном листе раздела 2 формы ЕФС-1. Расчёт по страховым взносам В РСВ не вносится информация о самозанятых, потому что они не считаются застрахованными лицами на основании заключённого с заказчиком договора ГПХ.
Так что не принимайте этих людей в расчёт ни при указании ССЧ на титульном листе, ни при указании в дальнейших разделах числа застрахованных сотрудников и работников, с чьих доходов взимаются страховые взносы. Так что фирма-заказчик не является в таких случаях налоговым агентом.
Как организации работать с самозанятыми
Главный смысл работы с физическим лицом, который оформлен как ИП или самозанятый — оплата за результат проделанной работы, экономия на страховых взносах, НДФЛ и отсутствие ограничений трудового кодекса ТК. Однако этот метод также используют для того, чтобы подменить трудовые отношения и уходить от выплаты НДФЛ и страховых взносов. В случае налоговой проверки доначисления могут выйти на нехилую сумму — налоговая доначислит НДФЛ, страховые, пени и штраф за все время «ухода от ТК». В этой статье сравним 2 варианта оформления отношений с физическими лицами: самозанятый и ИП и сравним экономию по сравнению с трудовым договором. Посчитаем расходы на каждый вариант сотрудничества, опишем взаимодействие физика и организации, рассмотрим плюсы и минусы работы с ИП и самозанятыми. Для всех дальнейших расчетов предположим, что физик хочет получать чистыми на руки 60 000 рублей в месяц. Самозанятые Экспериментальный режим был введен в 2019 году в Москве, Московской и Калужской области, а также в Татарстане.
В конце 2019 года был признан успешным и расширен на другие субъекты РФ. С полным перечнем можно ознакомиться на сайте налоговой. Условием использования этого режима является предоставление услуг самозанятым в регионе в котором эксперимент активен. На июль 2020 количество самозанятых составляло 850 тысяч человек по данным Минэкономразвития. Ввод нового режима в дополнительных регионах безусловно увеличит их количество. За 2019 год налог на профессиональный доход принес в казну 1,06 млрд.
С расширением географии режима в 2020 году и его популяризацией поступления в казну значительно увеличатся по сравнению с другими налогами поступления в бюджет незначительны, но радует, что поступления уходят в региональный бюджет. Самозанятый принимает оплату на свою обычную дебетовую карту, поэтому ему не нужен отдельный расчетный счет в банке и затраты на РКО будут равны 0. Поэтому расходы на бухгалтера также равны 0.
Если исполнитель просто предоставит некорректный чек с опечаткой в названии фирмы или ошибкой в дате — налоговая не спишет вам его услуги из налоговой базы. И наконец, самое серьёзное — в ФНС могут заподозрить, что самозанятый на самом деле ваш штатный сотрудник, но вы не оформляете его, чтобы не платить взносы. Это грозит штрафом до 10 000 рублей для ИП и до 100 000 для юрлиц. Притом с обязательной выплатой всех страховых взносов и НДФЛ с момента заключения договора.
Как избежать проблем Правильно составьте договор: у него должен быть срок действия и перечень услуг, которые вы приобретаете и оплачиваете. В договоре должно быть прописано, что исполнитель — самозанятый. А ваша компания — не работодатель, а заказчик. Так же должно быть прописаны правило оплаты — за конкретный результат, а не процесс. Иначе это выглядит как регулярные должностные обязанности. Не забывайте проверять статус исполнителя перед каждым платежом и запрашивать чеки сразу после. Чтобы убедиться в его подлинности, просто перейдите по QR-коду на чеке на сайт ФНС и проверьте корректность данных.
Для пущей перестраховки можно прописать обязанность по предоставлению чека и информированию о своём статусе в договор с самозанятым. Пригодится, если потребуется защитить ваши интересы в суде. Коллаж: «Секрет Фирмы», www.
Отметим, что исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует.
Кроме того, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к их оформлению. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены. Как указано в письме Минфина России от 14. Кроме того, в письме Минфина России от 22.
Факт оказания налогоплательщику услуг выполнения для налогоплательщика работ физическим лицом на практике обычно подтверждается договором, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг, актом приемки результатов оказания услуг выполнения работ , платежными документами. Сделки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой и с гражданами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной или нотариальной форме ст. К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю абзац второй п. Согласно ч. Поэтому чек необходим для подтверждения произведенных организацией-заказчиком затрат. В нем указывается в том числе наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и ИНН заказчика пп.
Чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе чч. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на заказчика. При этом утрата физическим лицом права на применение специального налогового режима НПД или аннулирование налоговым органом его постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД не является основанием для непризнания в составе расходов затрат, осуществленных понесенных покупателем заказчиком , при условии наличия чека, подтверждающего оплату товаров работ, услуг и соответствующего требованиям ст. Наличие чека, сформированного исполнителем в порядке, предусмотренном ст.
На наш взгляд, данную норму следует рассматривать как специальную, характеризующую специфику взаимоотношений сторон договора, одна из которых является плательщиком НПД. При этом, как разъясняют контролирующие органы, установленные НК РФ правила признания расходов в виде затрат на приобретение работ услуг различаются и зависят от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности. При этом в отношении отдельных видов услуг заключение актов на их выполнение в целях документального подтверждения расходов в виде стоимости оказанных услуг не требуется смотрите также письма Минфина России от 26. В свою очередь, акт оказания услуг, по мнению ФНС России, может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги для целей налогового учета расходов заказчика п.
А значит, заказчику не требуется рассчитывать и платить страховые взносы с вознаграждения плательщику НПД, если этот плательщик выдал чек на полученное вознаграждение абзац 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27. Таким образом, сдавать перссведения на самозанятого, с которым Вы подписали договор ГПХ, не требуется. ЕФС-1 при подписании и прекращении договора с самозанятым ЕФС-1 расшифровывается как «единая форма сведений». Её сдают в единый Социальный фонд. Инструкция по заполнению этого отчёта находится здесь. Подраздел 1. Данный документ заменил прежнюю форму СЗВ-ТД, согласно подпункту 5 пункта 2 и пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 01. Эксперты полагают, что не требуется сдавать ЕФС-1, когда Вы подписываете контракт с самозанятым, потому что он не считается застрахованным по ОПС в связи с заключением такого контракта. Когда договор прекращает действовать, сдавать ЕФС-1 на самозанятого тоже не надо.
7 сервисов, которые упростят кадровую работу
- Кому подходит этот налоговый режим
- Чем отличается самозанятый от сотрудника в штате
- ФНС доначислит налоги при найме самозанятых - новости Право.ру
- Могут ли самозанятые граждане оказывать услуги юридическим лицам
- О самозанятости – с точки зрения закона
- Работа ООО с самозанятым в 2021-2022 годах
Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений от налоговой
Самозанятому водителю остаётся оплатить налог любым удобным способом. Налог на профессиональный доход — это специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Мнения экспертов по поводу возможного запрета работы для самозанятых с юридическими лицами.
Может ли самозанятый оказывать услуги юридическим лицам
Самозанятый, получая оплату от юридического лица наличными или с использованием электронных средств, обязан чек сформировать немедленно, в момент получения денег наличными или электронными средствами платежа. Узнайте, как юридическому лицу работать с самозанятыми, чтобы не нарушать законодательство. Организационно работа самозанятых с юридическими лицами в 2024 году практически ничем не отличается от взаимодействия двух организаций или ИП. Как юридическому лицу перевести деньги на счет самозанятого: что указать в назначении платежа. Если самозанятый оказывает услуги только одной организации, налоговая обяжет эту организацию заплатить страховые взносы и подоходный налог на такого самозанятого, рассказал министр финансов. С самозанятым лицом или самозанятым ИП можно оформить договор гражданско-правового характера.