Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Самое простое, что закрепилось у нас на подкорке головного мозга благодаря традиционному воспитанию, — это привычка к качественной пище. Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Советское воспитание с яслей предполагало, что понятие о чести, уважении, взаимопомощи – не пустые слова. Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР.
Путин оценил систему воспитания в СССР словами "а государство-то развалилось"
Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Лена Ека — о военно-патриотическом воспитании почти столетней давности и о том, как относились к нему самоотверженные советские школьники. Во времена СССР говорить с детьми о половом воспитании было не принято. Воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР с «Мослентой» поделился журналист и писатель Александр Цыганов. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. «Советская школа имела очень хорошие традиции воспитания, которые нужно возрождать», – считает, согласно публикациям 2016 года, Ольга Васильева, по тем временам.
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы
Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста. Мы открывали букварь — и на первой странице видели предисловие: «Ты научишься читать и писать, впервые напишешь самые дорогие и близкие для всех нас слова: мама, Родина, Ленин…». Имя вождя органично входило в наше сознание, мы хотели быть октябрятами, нам нравилось носить звездочки с портретом Владимира Ильича, на котором он был «маленький, с кудрявой головой». А потом нас принимали в пионеры. Страшно подумать, но мы давали клятву. Перед лицом своих товарищей мы торжественно обещали «горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия». Мы выкрикивали: «Всегда готов! Мы носили красные галстуки, отличники — тщательно выглаженные, а двоечники и хулиганы — неуважительно мятые. У нас были пионерские собрания, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, доводя до слез. Нашим долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом. Мы принимали участие в субботниках, по графику делали уборку в классе и столовой, учились вести домашнее хозяйство и «молоток в руках держать» на уроках труда, или даже работали в колхозах, ведь именно труд должен был выковать из нас коммунистов.
Труд необходимо чередовать с отдыхом: коммунистическая партия заботилась и об этом. Большинство из нас летние месяцы проводили в пионерских лагерях, путевки в которые выдавались нашим родителям по месту работы. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Лишь детям сотрудников крупных предприятий выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым пионерским лагерем, разумеется, был «Артек», в котором все было «самое-самое». Иногда путевки в него доставались отличникам и победителям олимпиад. В пионерских лагерях мы просыпались под звуки горна, делали утреннюю зарядку, ходили строем, пели гимн пионеров «Взвейтесь кострами, синие ночи…», ну и влюблялись, конечно. А потом был комсомол, в ряды которого многие представители нашего поколения так и не успели вступить. Правда, комсомольская организация была открыта только для самых достойных юных личностей. Комсомольский значок на груди означал окончательное расставание с детством.
В человеке все должно быть прекрасно. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность.
А с первых лет жизни, он уже личность, которую формирует из него родитель. Именно вы в ответе за то, каким человеком он станет. Существует много ресурсов , которые помогают родителям в воспитании успешных, здоровых, счастливых детей. Но помните, что каждый ребёнок уникален. И находите свой собственный путь в этом нелегком деле. Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что ответили на ваши вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:.
Мария Маризе-Краснокутская "Любим потрудиться - есть чем погордиться! Настоящий мужчина должен владеть навыками самообслуживания - об этом напоминает плакат Сергея Дацкевича "Учись все делать сам!
На этом листе тоже присутствует символ "правильноти" героя - пионерский галстук, хотя он и не сразу заметен зрителю. На плакатах 1950-60-хх годов пионеры не расстаются с пионерским галстуком даже в домашней обстановке. Лишь редкие художники отступают от этого правила.
Но даже в отстутвии этого атрибута понятно, что герои следующих листов поступают хорошо и правильно. Наталья Вигилянская, Федор Качелаев "Все умеем делать сами. Помогаем нашей маме!
Эти листы обращены прежде всего к родителям, предостерегая их от неправильных методов воспитания. Октябрята - младшие братья пионеров - столь же непримиримы к тем, кто порочит моральный облик будущего строителя коммунизма. С плаката 1968 года утверждается честность и правдивость как необходимые ребенку моральные качества.
Выработке в ребенке тех же прекрасных качеств посвящен пронзительный плакат Галины Шубиной "Не лги никогда! Снопков, П.
Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Они обратились в Госдуму и Правительство РФ с соотвествующим предложением. Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха. Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок.
Воспитание детей в СССР
Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. Какие ошибки советского воспитания могли привести к массовому появлению психологических травм у детей того времени #подслушаноувоспитателей. С течением времени взгляды на воспитание детей, приоритеты в воспитании и его способы меняются. В Советском Союзе важнейшей задачей строительства социализма было всестороннее развитие человека, воспитание в нём ценностей и приоритетов истинно человеческого. Немало сделала для нашего воспитания и советская ткацкая и швейная промышленность. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской.
Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
Подросток увлекся рок-музыкой? Насильно состричь его «патлы» и запереть дома! Дать добрую материнскую или отцовскую затрещину малышу считалось нормой. Современные мамы все чаще жалуются, что новые принципы воспитания детей превращают родителей в рабов собственного ребенка. С первых лет жизни малышей мамы «привязаны» к ним, не имея времени для себя и своей карьеры. Дети «завалены» игрушками, которые им покупают по первому желанию.
Строгость в воспитании заменили попытками разговаривать и уговаривать детей не всегда успешными. Неудивительно, почему современные мамы все чаще с ностальгией вспоминают старые добрые «принципы строгости». Хорошо это или плохо? Каждая семья определяет сама. Принцип четвертый.
Никаких разговоров «про это» «Мама, откуда берутся дети? Он еще вырастет? И мама тушуется, рассказывает небылицы об аистах и капусте и отсылает любопытную кроху к папе.
А если не получится, успокоить ребенка и заверить его в том, что следующий раз будет лучше. Главное, чтобы он не опускал руки и продолжал двигаться к намеченной цели.
Вместо заключения Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. В ней безусловно есть много положительных моментов. Однако родители должны понимать, что только доброта, внимание и понимание могут сделать детей достойными личностями, которые смогут гордиться собой и чувствовать себя комфортно в общении с другими людьми. Чуть меньше строгости, и все будет отлично.
Лейпцигский профессор географии Оскар Пешель написал после австро-прусской 1866 года: «…Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Чем образованнее человек, тем легче обучить его новым навыкам и умениям так что не надейтесь, что военные без боя отдадут призыв людей с высшим образованием. В 1970-80-е стране нужны были инженеры, и в советской школе было немало черчения, богато физики в том числе даже обрывочные сведения о теории относительности и очень много математики, включая начала матанализа и стереометрию. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол, говоривших на очень старомодном, но все-таки довольно свободном английском или французском, рядовой школьник-«хорошист» на выпускном экзамене мог прочитать небольшой несложный текст со словарем и наизусть рассказать одну из заранее выученных тем «Владимир Ильич Ленин воз борн ин эйтин севенти ин зе сити оф Симбирск нау Ульяновск». Гуманитарные предметы обслуживали воспитательную «идеологическую» составляющую.
Знаний в голове у этой заготовки было немало, а вот умений эти знания добывать... Многие первокурсники, оказавшись в институтских аудиториях, слышали от преподавателей: «А теперь забудьте то, чему вас учили в школе! Почему она сломалась? Социальная задача советской школы как и любой массовой системы образования в ХХ веке — служить социальным лифтом. Здесь — никаких претензий: дети крестьян исправно становились инженерами, завлабами и профессорами. Система могла вставлять отдельные палки в отдельные колеса сегодня хорошо известно, что многим юношам и девушкам в 50-е—80-е годы серьезно подкорректировала их планы на будущее «инвалидность по пятому пункту» , но в целом трудолюбие вознаграждалось. Другое дело, что этот лифт на верхних этажах плохо работал сам по себе, если к нему не прилагались партийность и незапятнанная анкета, но это не тема нашего сегодняшнего разговора: на средних этажах он свое дело делал. Правда, довольно заметный удар был нанесен по этой функции в середине 1970-х, когда в «борьбе за качество» РОНО и ГорОНО начали выкручивать руки директорам с тем, чтобы в школах как можно меньше ставили неудовлетворительные итоговые оценки. В результате количество «второгодников» начало неуклонно снижаться, но и уровень требований заметно «просел».
Лучшая — не лучшая, а свою задачу советская школа выполняла — она растила советского человека для жизни в советском обществе; другое дело, что многое из того, чему учили, оказалось «за бортом» после того, как жизнь нашего общества резко изменилась. Однако упрекать за это школу было бы нечестно — консервативная по своей природе, она, естественно, работала на совсем другое «завтра». В 1990-е годы система постепенно в школе мало что происходит резко начала рушиться. Причин тому множество. Во-первых, «сдулась» идеологическая составляющая, а ведь она была не «пятой спицей в колеснице», а одним из краеугольных камней этой системы, на котором покоилась значительная часть так называемой «воспитательной работы». Во-вторых, оставленные практически «без присмотру» учителя, работавшие в 1990-е, эту часть своего бытия вспоминают, как правило, с удовольствием со стороны чиновников, школы начали «идти своим путем», в результате чего возникло нехарактерное для позднесоветского времени разнообразие: вместо «массовой школы», слегка разбавленной языковыми спецшколами и исчезающе малым количеством других учебных заведений «с уклоном», как грибы после дождя пошли гимназии и прогимназии, лицеи и предуниверсарии, пансионы и авторские школы. Кто в погоне за коммерческой составляющей, кто — за свободой творчества — но они начали создавать свои схемы и программы, вводить новые предметы и системы аттестации. Учителя с творческой жилкой и мотивированные на учебу дети начали потихонечку скапливаться под одной крышей, предоставляя бывшим одноклассникам получать удовольствие от лоботрясничества в компании себе подобных под аккомпанемент бессильного рыка математички МарьВанны. В-третьих, образовательное пространство оказалось привлекательным полем для экспериментов, широко проводившихся как отдельными руководителями, так и целыми институтами.
В школах отменялись, а затем восстанавливались неважно, под каким названием обществоведение и НВП, в «началке» завертелся бесконечный круговорот систем «один-три» и «один-четыре», деятели Федерального собрания не реже раза в месяц начали требовать введения новых предметов в диапазоне от «Основ антикоррупционной политики» до робототехники, пошли баталии вокруг «Основ религиозной культуры и светской этики», грозным утесом возвысился ЕГЭ, прошел вал обвальных «слияний и поглощений», в результате которых некоторые директора теперь не знают в лицо не только немалую часть своих учителей, но даже и часть вверенных им зданий… А что такого — все учились в школе, все понимают в воспитании детей, отчего не пореформировать?
Когда я работал над статьёй о советской семье народов, не раз задумывался, что вырабатывало в сознании многих жителей СССР отношение к людям любой национальности как к своим. И пришёл к выводу, что и в этом немалая заслуга художественной культуры. Опять же сошлюсь на собственный опыт. В детские и подростковые годы среди моих любимых книг, которые я перечитывал не раз, были, наряду с произведениями русских и украинских писателей, «Ребята нашего двора» Зенты Эргле, «ТВТ» Янки Мавра, «На берегу Севана» Вахтанга Ананяна, «Остров великанов» Арнольда Негго, которые рассказывали о жизни детей в Латвии, Белоруссии, Армении, Эстонии. Они вызывали во мне такое же отношение, что и мальчишки и девчонки из произведений Гайдара или Осеевой. Их национальность не имела никакого значения. Это были близкие мне сверстники… Согласно Марксу, социалистическое общество должно сделаться системой, которая «как свою постоянную действительность производит человека со всем богатством его существа». Всё, о чём говорилось выше, свидетельствует, что эта задача в Советском Союзе успешно решалась. Но вот сразу же после победы контрреволюции антисоветская власть взяла курс на снижение уровня массового образования и на отказ от его развивающего характера.
Ельцинская Конституция РФ статья 43, п. При этом обязанность обеспечивать получение этого образования перекладывалось с государства на родителей: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» там же. Осуществлённая реформа образования ведёт, как констатировали математик профессор О. Смолин и филолог профессор В. Троицкий, к снижению интеллектуального и духовного уровня нации. И это был отнюдь не просчёт, а расчёт реформаторов! Министр образования Фурсенко прямо заявил: «Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ — создать квалифицированного потребителя, способного использовать результаты труда других». На «умопогашение» народа, подмену гуманистических ценностей существования потребительскими нацелены и другие средства воздействия на сознание людей — телевидение, кино, литература, в которых ныне абсолютно доминирует не подлинно художественная, а «массовая» культура. Академик В. Арнольд, выступая в Госдуме на слушаниях по реформированию образования, назвал тогда ещё только готовившуюся реформу «планом подготовки рабов».
И, действительно, значительное снижение уровня развития людей лишает их способности осмыслить явления и тенденции в жизни общества, сделать правильные выводы, что позволяет власти эффективно манипулировать ими. Но есть ещё одна причина, главная, требующая снижения уровня развития народных масс. И она обусловлена не «национальными особенностями» современной России, а природой современного капиталистического общества. Дело в том, что современная капиталистическая экономика основана на постоянно подогреваемой потребительской гонке. Снижение уровня потребления чревато экономическим кризисом. А духовно развитому и гуманистически ориентированному человеку потребительская гонка органически чужда, поскольку для него определяющее значение имеют другие ценности — духовные. Владимир Игоревич Арнольд рассказывал, что западные коллеги «просветили» его: «Вместо того чтобы покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами или теоремами и не приносят хозяевам ожидаемого дохода». Потому-то курс на духовное и интеллектуальное развитие широких масс людей неприемлем для капитализма! Так что Фурсенко по-своему прав: нацеленность советского образования и воспитания на всестороннее развитие личности — это действительно порок. Он только «забыл» добавить, что с точки зрения капиталистического общества.
А с точки зрения эволюционного прогресса человечества — это величайщее достижение советского социализма, которому, без всяких сомнений, принадлежит будущее.
Трудовое воспитание
С развалом СССР многие принципы воспитания подрастающего поколения подвергли справедливой критике. Одной из важнейших проблем практики нравственного воспитания в советской школе была проблема отставания практики нравственного воспитания от его теории. Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать. Советский детский садДругое дело, что результаты этого коллективного воспитания имели две стороны медали. Как уже было сказано, методика советского воспитания не является категорически неприемлемой в наши дни. Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов.