Пример проекта 9 класс. Итоговый проект 9 класс образец.
Индивидуальный итоговый проект
Итоговая оценка обучающихся9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании.
Полат 1 По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Пояснения: 1. Введение - своего рода предисловие 2. Актуальность - пояснение, почему исследование на данную тему важно.
Цели проектной работы - общий круг действий, который школьник собирается проделать в ходе исследования изучить и создать какой-то продукт 4. Задачи проектной работы - более детальный алгоритм исследования - рассмотреть, проанализировать, провести опрос, изучить, протестировать и т. Объект проектной работы - сама тема как явление архитектура Мумбаи, отечественный кинематограф, косметологические компании и т. Предмет проектной работы - научная область темы урбанистика, кинематограф, косметология и т. Гипотеза - мысль, которая управляет исследованием, это вопрос, который можно опровергнуть или подтвердить работой.
Пример - "Среднеэтажная застройка является наиболее комфортным решением для городских жителей г. Мумбаи", "Методы косметологических исследований становятся более щадящими по отношению к животным, поэтому нет необходимости их запрещать", "Кинофильмы стиля Нуар имеют шанс на успех у современных зрителей". Методы исследования - анализ литературы по теме, сравнение, наблюдение, дискуссия, беседа, моделирование, тестирование и др. Структура исследования - "работа состоит из введения, теоретических и практических глав по 2 и 4 абзаца соответственно... Так выглядел мой титульный лист - текст снизу - рецензия педагога - научного руководителя допускается в письменном виде с подписью Так выглядел мой титульный лист - текст снизу - рецензия педагога - научного руководителя допускается в письменном виде с подписью Итоговый проект не сочиняется, всё исследование строится на цитируемых научных текстах, поэтому чтобы соблюдать требования оформления и не заниматься плагиатом важно указывать сноски см.
Он может быть в виде рекомендаций, методической разработки, афиши, изобретения ну мало ли , чертежа, программы действий, цифрового объекта и т. Источники для информации и программы для работы Также в комплекте обязательно идёт презентация. В неё должно быть минимум текста! Презентация это визуализация проекта, поэтому важно её сделать лаконичной, читаемой и красивой.
Причем ставился этот знак на разных уровнях: и у основания буквы, и на уровне середины. Более того, писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова. К тому же вместо точки могли употребляться крест или вертикальная волнистая линия. В 1956 г.
В этом своде были уточнены и дополнены существовавшие правила, регламентировано употребление написаний, установлено в словарном порядке написание тех слов, которые не подпадали под действие принятых правил. Практическая часть. Было решено провести опрос между учениками моей школы. Каждому из учеников был задан один вопрос «Зачем изучать русский язык», ответом на который были: Для того чтобы не забывать историю своего народа. Для того чтобы быть грамотным и образованным. Мне оно не нужно. Результаты опроса 34 человек показали: что: 14 человек считают, что им изучение русского не нужно. Вывод с итогов опроса: Многие ученики не считают изучение нужным и относятся к нему не серьёзно.
Из этого в большинстве случаев выходит неграмотность, а отсюда и плохие оценки. Было решено сделать настенный мотивирующий плакат Где будут прописаны мотивационные фразы, возможные причины изучения языка, и основные ошибки которые делают ученики выпускных классов. Мои рассуждения. Для чего нужно изучать русский язык? Этот язык для нас родной, первый язык, которому нас обучили. Мы говорим на нем с детства, поэтому редко задумываемся, насколько он сложен и многогранен. Русский язык нужно учить для того, чтобы понимать окружающих и чтобы они понимали нас. Взрослея, мы учимся читать и писать, общение больше не ограничивается разговорами.
Мы можем писать письма, сочинения, рассказы. Таким образом, мы показываем свой внутренний мир, мысли и чувства, о которых иногда трудно говорить вслух. Всю нашу жизнь мы не перестаем учить русский язык, постоянно узнаем что-то новое. Размышляя какие могут быть причины изучать Русский язык. Мной были выведены несколько основных пунктов для изучения, таких как: Имeннo pyccкий язык вxoдит, пoмимo фpaнцyзcкoгo и aнглийcкoгo, в тpoйкy миpoвыx языкoв, нa кoтopыx мoжнo пpoчecть вce cyщecтвyющиe мeждyнapoдныe cтaндapты. Pyccкий язык - этo oдин из caмыx мeлoдичныx и кpacивo звyчaщиx языкoв в миpe. Знaниe pyccкoгo языкa дeлaeт вoзмoжным чтeниe в opигинaлe нayчныx тpaктaтoв вeликиx pyccкиx yчeныx и пpoизвeдeний литepaтypныx клaccикoв. Ha pyccкoм языкe гoвopят в Poccии — cтpaнe, пpeвocxoдящeй пo плoщaди любыe дpyгиe cтpaны зeмнoгo шapa.
Рyccкий язык, нapядy c aнглийcким, пpимeняeтcя для oбщeния нa мeждyнapoднoй кocмичecкoй cтaнции.
Титульный лист Правильное оформление титульника — это большой плюс, он сразу произведет хорошее впечатление и даст дополнительные очки. В верхней части листа с выравниванием по центру пишем полное название учебного заведения с указанием населенного пункта. В центральной части, тоже по центру, пишем увеличенным шрифтом тему работы. Под названием презентации можно разместить четкую, яркую картинку. Ниже, с выравниванием по правому краю, указываем полное имя и фамилию автора работы: «Выполнил ученик 3 «А» класса Иванов Иван». Под этой строкой нужно написать ФИО учителя, место его работы номер школы. Выравнивание по правому краю.
В самом низу листа по центру прописывается название населенного пункта и год сдачи проекта. Оглавление В разделе «Содержание» указываются все разделы по порядку они выравниваются по левому краю. Напротив, с выравниванием по правому краю, указывается страница, на которой начинается соответствующая глава. Между названием раздела и его страницей в оглавлении ставятся точки. Обратите внимание: каждый раздел из указанных ниже начинается с новой страницы. Цели и задачи На второй странице нужно указать, какие цели и задачи преследует выполненная работа. Цель вытекает из темы, которую мы указали на титульном листе. Задачи — это те действия, которые ребенок предпринял, чтобы достичь цели.
Их всегда должно быть несколько, как минимум, две. Тело проекта На третьем листе начинается собственно описание хода исследования. Оно должно быть структурировано, а не идти сплошным, непрерывным массивом текста. Каждую задачу и ход ее решения нужно описывать в отдельном абзаце если они мелкие. Если же задачи более объемные, можно описать каждую в небольшом подразделе с подзаголовком. Иллюстрации станут дополнительным плюсом. К тому же, они дополнительно структурируют текст и сделают его более наглядным. Выводы После того, как описание работы закончится, нужно подвести итог.
Для этого нужен раздел «Выводы». Он начинается с новой страницы. Выводов тоже несколько, как и задач. Каждой задаче должен соответствовать свой итог. Кратко, одним предложением описываем, что мы узнали, решая ту или иную задачу. Список использованной литературы Список использованных книг размещается на последней странице презентации.
Как оформить введение проекта 9 класс
В данной статье мы рассмотрим несколько примеров введения для проекта в 9 классе и дадим советы по его написанию. Введение в проект является сутью работы, которая должна увлечь читателя и вызвать его интерес к теме исследования. От качества введения зависит впечатление, которое проект производит на читателя, а также его желание продолжать чтение. Поэтому важно уделить особое внимание написанию вводной части проекта. Введение должно быть кратким, но информативным. Здесь важно дать краткое описание темы, объяснить, почему эта тема актуальна и интересна, а также определить цель и задачи проекта.
Вводная часть должна быть написана ясно и доступно для читателя, не вдаваясь в слишком сложные термины и определения. Старайтесь вызвать интерес читателя с первых предложений и постараться сформулировать основную мысль проекта таким образом, чтобы она была понятна и легко запоминалась. Примеры введения в проекте 9 класс: образцы, советы и последовательность Одним из основных компонентов введения является представление темы исследования. Здесь можно указать, что именно будет изучаться, какая проблема будет решена или какой вопрос будет исследован в проекте. Например, если проект посвящен исследованию влияния экологического кризиса на биоразнообразие, можно сказать, что будет проведен анализ состояния экологической ситуации и оценка уровня угрозы для различных видов животных и растений.
Также важно указать актуальность выбранной темы. Необходимо обосновать, почему именно эта проблема важна и требует внимания. Например, можно сказать, что сохранение биоразнообразия является не только экологической задачей, но и важным фактором для устойчивого развития общества.
Формулируется также цель исследовательской работы — модель желаемого конечного результата исследования. Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить в процессе всего хода работы. Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования. Структура введения исследовательской работы Приведем пример плана введения исследовательской работы проекта школьника: Актуальность темы исследования Проблема, на решение которой направлено исследование Объект и предмет исследования.
Оформление работы не должно включать излишеств, в том числе: различных цветов текста, не относящихся к пониманию работы рисунков, больших и вычурных шрифтов и т. В тексте не допускается сокращение названий, наименований, за исключением общепринятых. Все материалы проектной работы помещаются в папку-скоросшиватель. К работе прилагается отзыв руководителя проекта. Этапы и примерные сроки работы над индивидуальным итоговым проектом: В структуре проектной деятельности выделяются этапы: подготовительный, основной, заключительный 1. Подготовительный этап сентябрь : выбор темы и руководителя проекта. Основной этап октябрь-январь : изучение литературы, постановка проблемы, обоснование ее актуальности, формулировка цели, выдвижение гипотезы, составление плана действий по проверке гипотезы, создание продукта. Оформление текста проекта. На основном этапе предусмотрены консультации с руководителем проекта. На данном этапе январь-февраль для учащихся предусмотрена защита проектной идеи предзащита , в ходе которой обучающиеся формируют краткий отчет о работе над проектом актуальность, цель, задачи, проектный продукт. По результатам предзащиты учащиеся могут внести изменения в проектную работу.
Ресурсы ограничены. Портфолио — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т. Почему обучающиеся 9 класса должны писать итоговый проект? В главных нормативных документах 3 4 ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов определены особенности итоговой оценки в 9 классе: оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам; оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе; оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ОГЭ. Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект. Где выпускнику 9-го класса научиться писать проектную работу? Какие сроки подготовки и написания проекта определены школой? Срок Мероприятие Таблица 1 октябрь октябрь Определение направления естественно-научное, гуманитарное, информационноматематическое Выбор руководителя проектной работы Ноябрь-декабрь Январь-Апрель Работа с руководителями по написанию проекта, консультации Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9 классов 4 5 Как происходит защита проектных работ? Защита проектных работ согласно определенным школой срокам проводится в форме итоговой конференции обучающихся 9 классов по направлениям. Где будут фиксироваться результаты проектной деятельности? На что они влияют? Итоговая оценка обучающихся 9-х классов складывается из результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ОГЭ. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты годовой промежуточной аттестации, проектной деятельности и комплексной работы. Итоговая оценка по предмету фиксируется в аттестате об основном общем образовании. Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике обучающегося. Характеристика готовится на основании: результата за выполнение и защиту индивидуального проекта обучающегося, результата выполнения итоговой комплексной работы на межпредметной основе, портфолио выпускника, экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования. Именно на основании этих результатов даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне СОО с учетом выбора обучающимся направлений профильного образования. Желаем успехов при написании и защите проекта! Типы учебных проектов по Е. Полат 1 По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр. Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр. Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами. Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт! Титульный лист оформляется в соответствии с приложением 1. Содержание список, состоящий из обоснования проекта, описания проекта, заключения и приложений с указанием их положения по страницам в работе. Обоснование проекта, в котором обосновывается значимость темы, актуальность проблемы, на разрешение которой направлен проект; формулируется цель проектной работы; определяются задачи; определяется продукт проектной деятельности; характеризуются конкретные ожидаемые результаты. Описание проекта. В этой части: излагается путь решения проблемы, предложенные методы и способы реализации проекта; приводится план выполнения проекта последовательность действий по этапам , привлекаемые ресурсы. Ожидаемые результаты. Содержит общие выводы, степень достижения целей и задач проекта. Список литературы. В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т. Этапы организации проектной деятельности Таблица 2 Этапы работы над проектом Подготовительный Организационный Практический Содержание работы Определение темы. Анализ проблемы. Формулировка цели, задач. А Определение источников необходимой информации. Б Определение способов сбора и анализа информации. В Определение типа проекта, способа представления результатов, продукта проектной деятельности Сбор и уточнение информации интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение задач проекта. Формулируют задачи проекта, вырабатывают план действий. Поэтапно выполняют задачи проекта. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов успехов и неудач и причин этого. Подготовка описания проекта. Представляют проект, продукт проектной деятельности. Проводят самоанализ проектной деятельности, результатов проекта. Оформляют описание проекта.
Как пишется введение в проекте 9 класс
Скачать файл: Паспорт проекта (пример заполнения).docx. Положение "Об итоговом индивидуальном проекте выпускников 9 классов" (pdf, 680 kb). Введение — это одна из самых важных частей любого проекта в 9 классе.
8 шагов к успеху: индивидуальный проект девятиклассника
Введение (Теоретическая часть). Тип проекта: Информационно-практический. Цель проекта: Выявить факторы риска, влияющие на формирование. выбрать тему - обосновать актуальность и практическую значимость темы. Примеры введения в проекте 9 класса. Положение "Об итоговом индивидуальном проекте выпускников 9 классов" (pdf, 680 kb). Положение "Об итоговом индивидуальном проекте выпускников 9 классов" (pdf, 680 kb).
Как сделать проект на компьютере в школу
- Недавние посты
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ Ученика 9 Г класса Яшина Данила Витальевича по
- Пример оформления проектной работы учащегося
- Пример индивидуального проекта по физике 9 класс.
- Приемы написания вводной части
- Выступление на защите проекта
Индивидуальный итоговый проект
реализации проекта (объясняем, какое содержание было использовано, почему выбрали ту или иную форму проекта). В итоге, выбор подходящего образца введения для проекта 9 класса – это индивидуальный процесс, который требует времени и тщательного анализа. Слайд 30Описание проекта (краткое изложение всей структуры проекта) В конце введения дается краткое. Во введении проектных работ, которые выполняют учащиеся 9-11 классов желательно указывать: теоретическую основу исследования и структуру проекта.
Образец защиты проекта
Цитата может загадочно намекать на то, что будет рассмотрено в проекте или акцентировать внимание на ключевом моменте работы. Кроме того, можно использовать статистические данные или факты, чтобы поддержать значимость темы проекта. Например, если проект посвящен бедности, можно начать с удивительных цифр о количестве людей, живущих в крайней нищете, или с фактов о том, как бедность влияет на развитие общества. Важно помнить, что введение должно быть кратким, но информативным. Оно должно захватить внимание аудитории и подготовить ее к основной части проекта. Использование разных образцов введений позволит сделать работу более интересной и запоминающейся. Советы по написанию введения в проекте 9 класса 1.
Подготовительные исследования: Перед тем, как приступить к написанию введения, проведите некоторые исследования на вашу тему. Изучите соответствующую литературу, статьи, ресурсы в Интернете и любые другие источники информации, которые могут помочь вам понять контекст вашего проекта и выделить его основные аспекты. Определение цели: Определите цель вашего проекта — что вы хотите достигнуть и какую проблему вы собираетесь решить. Например, вы можете хотеть изучить влияние глобального потепления на нашу планету и предложить решения для снижения его негативных последствий. Формулировка проблемы: Сформулируйте проблему, с которой вы сталкиваетесь в вашем проекте. Объясните, почему эта проблема важна и почему она заслуживает внимания.
Описание методологии: Опишите методологию, которую вы использовали в вашем проекте.
Актуальность — это важность проекта для современного мира. Если проект не актуален, то и выполнять его не стоит. Актуальность можно рассматривать как набор некоторых проблем, которые существуют в обществе или у какой-то группы людей например, одноклассников, учителей, родителей.
Просто написать "тема актуальна, потому что лично мне интересна" — неправильно. Актуальность придётся раскрыть и доказать. Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом: Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук.
Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность?
Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено? Знание о незнании составляет сущность проблемы. Проблему можно сформулировать в виде вопроса. Слайд 17 Обосновать актуальность темы — объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Следует указать, почему именно данная тема и именно в данный момент является актуальной. Желательно кратко осветить причины, по которым ее изучение стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше. Освещение актуальности не должно быть многословным, одной страницы вполне достаточно. Актуальность темы Слайд 18 Объект исследования Объектом исследования может быть реально существующий организм, явление, какой-либо предмет и т. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике — природа, в географии — планета Земля, в химии — вещества, в математике — числа. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме.
Проект к моменту защиты должен быть реализован. Требования к проектной работе проектной папке : Проектная работа должна быть построена по определенной структуре. Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; паспорт проектной работы, оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу. После титульного листа помещается паспорт проекта, а далее оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц. Содержание проекта Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, дается характеристика работы: в чем заключается значимость и или прикладная ценность полученных результатов. Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов. Практический раздел — анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание изготовления проектируемого изделия, реализации проекта. При проектировании важно не то, как нечто существует на самом деле, а то, как, при каких условиях социальных, финансово-экономических и т. Заключение содержит основные выводы.
Проекты 9 класс
Номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. Титульный лист не нумеруется. Готовая работа должна быть скреплена папкой скоросшивателем или с помощью дырокола. Итоговое оценивание проекта Итоговая оценка за проект выставляется как среднее арифметическое двух оценок оценка за выполнение проекта и оценка за защиту выполненного проекта.
Далее вы переходите к 1 разделу своего индивидуального проекта, рассказываете теоретические аспекты вашей темы. Первый Всероссийский конкурс рабочих профессий WorldSkills Russia состоялся весной 2013 года в Тольятти. В нем приняли участие более 300 конкурсантов в возрасте от 18 до 22 лет. В структуру чемпионата WorldSkills входят 45 профессиональных компетенций, разделенных на шесть магистральных направлений. Задание к профессиональной компетенции Сухое строительство и штукатурные работы включает в себя оформление и украшение зданий посредством обработки элементов и материалов, содержащих гипс. В частности, сюда входят: - установка металлического каркаса с облицовкой гипсовой строительной плитой и установкой тепло — звукоизоляционного материала; - финишное шпаклевание с предварительной заделкой стыков и установкой углозащитных профилей; - монтаж фигурных гипсовых элементов; - творческое задание в свободном стиле. На выполнение задания дается 15 часов.
Здесь уже начинается информация о втором практическом разделе вашего проекта. Смоделировал конструкцию, используя программу Компас 3D, с которой также ранее не работал. Исходя из этого, задачи, поставленные вначале, выполнены, а цель работы достигнута. Обязательно необходимо озвучить выводы, которые вы сформулировали в заключении вашего проекта.
На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное...... Я считаю, мне удалось достичь цели, потому что во время работы над данным проектом, я многое узнал о мире растений, предоставил подробную классификацию об удивительных видах растений. Я считаю, мой проект заслуживает 5 баллов.
Спасибо за внимание!
Например, для темы "Компьютерные игры: польза или вред" актуальность можно описать следующим образом: Мои друзья владеют больше чем одним гаджетом. В основном, это смартфон и ноутбук.
Кроме этого, у многих дома есть ещё и приставка для видеоигр. Все эти устройства становятся доступнее, поэтому в семьях их появляется всё больше. Но так ли это безопасно — надолго погружаться в виртуальную реальность?
Об этом моё исследование. Цель — это глобальный результат, который хочется достичь в школьном проекте. Например, "информирование школьников или одноклассников о пользе и вреде компьютерных игр", "повышение грамотности одноклассников в области звонких и глухих согласных".
Чтобы сформулировать актуальность и цель, ответьте на вопросы "Почему ты это делаешь? Не надо придумывать лишних и непонятных слов, пишите так, как есть.