Новости значение праздника сретение

Сретение Господне 2022: значение и история великого праздника. Именно поэтому праздник и назвали Сретением, что в переводе означает «встреча». Сретение Господне знаменует встречу двух эпох, двух главных временных отрезков — Ветхого и Нового заветов.

Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля

Православный праздник Сретение Господне в народной традиции символизирует не только встречу Христа с праведником Симеоном, но и встречу зимы с весной. Это неудивительно, ведь старославянское слово "сретение" означает "встреча". Сретение (также пишется Сретение), также известный как Праздник Сретения Иисуса Христа, Праздник Очищения Пресвятой Девы Марии или Праздник Святой Встречи, является христианским праздником, посвященным сретению Иисуса в Храме. Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. Кроме того, именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, то есть сороковым днем от Рождества (Богоявления), весьма однозначно указывает: первоначально анализируемый праздник не имел вполне самостоятельного значения. Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Несмотря на название и значимость праздника он является Богородичным, а не Господским. В Беларуси православные верующие 15 февраля 2024 года отмечают один из важных двунадесятых праздников – Сретение Господне, или первую встречу зимы с весной.

Сретение Господне в 2024 году: священник рассказал, что можно и чего нельзя делать 15 февраля

В этой и других религиозных песнях особо подчеркивается одна мысль: младенец Иисус - это сошедший на землю и воплотившийся от Девы Марии Спаситель. Безусловно, праздник Сретения Господне посвящен Иисусу Христу. Однако первые христиане чествовали в этот день и Богородицу. До сих пор в тропаре праздника, в прокимнах на утрене и литургии обращения к Богородице занимают центральное место. Кстати, именно из-за этого на праздничную службу церковнослужители облачаются как в белое, так и в голубое. Белый цвет символизирует Божественный свет. Голубой — чистоту и непорочность Марии. Особая традиция на Сретение Господне - освящение свечей. Данная традиция пришла православную церковь от католиков в 1646-м. Ее учредил Киевский святитель Петр в своем требнике, где подробно описал весь процесс таинства.

Известно, что таким способом в свое время Римская церковь пыталась отвлечь людей от языческого праздника, прославлявшего огонь. Так, римляне отмечали Луперкалии, а, например, славяне — Громницы. В народе верили, что сретенские свечи защищают от пожара. В православии к сретенским свечам относятся особо бережно. Их хранят на протяжении всего года, чтобы зажигать во время молитвы. Народные поверья на Сретение Господне - 2023 Часто церковные и языческие обычаи перемешиваются друг с другом и формируют определенные народные поверья, а также традиции. Одним из праздников, где есть оба начала, считается как раз Сретение Господне. Встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия. В этот день в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной.

Отсюда пошли поговорки: "На Сретение зима с весною встретилась", "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние морозы перед началом весны также называют сретенскими. Обычно после праздника погода начинала налаживаться, а крестьяне приступали к подготовительным работам перед посевом и занимались домашним хозяйством. Люди верили, что в зависимости того, кто победит зима или весна , будет определяться урожайность всего следующего года и погодные условия.

По Преданию, еще за 270 лет до Рождества Христова жил святой Симеон, который состоял в числе семидесяти переводчиков толковников , переводивших священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птолемея Филадельфа. Но тут же он получил весть от Духа Божия, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит исполнения этого пророчества. Святой старец в течение более трехсот долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова", - рассказывает протоиерей. Святой Симеон получил откровение от Духа Святого, что его ожидание исполнилось и вскоре в Иерусалимском храме он увидит Младенца — Спасителя. В храме святой старец увидел не только обещанного Младенца и Его Пречистую Деву — Матерь, но и удостоился чести взять Христа на руки.

В этот момент в священном восторге праведный Симеон изрек известные всем слова: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу слову Твоему с миром. Яко потому что видеста увидели очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей". После семи лет супружества она лишилась мужа и с тех пор жила при храме. Она вела строгую, воздержанную жизнь и своим постом и молитвой служила Богу день и ночь Лк. За это от Бога она удостоилась дара пророчества. Дожив до глубокой старости, святая Анна, подобно Симеону Богоприимцу, с упованием ждала Спасителя. Она была весьма внимательна ко всем духовным явлениям и присоединила свой голос к славословию Святого Симеона во время встречи Божественного Младенца в Иерусалимском храме.

Там, на пороге этого храма, когда совершались все положенные действия, связанные с благодарением, жертвой Богу, и произошла встреча. Замечательная в разных смыслах», — поделился священник.

По словам Ильяшенко, праздник Сретение Господне стоит провести в спокойствии и молитве. Нужно постараться что-то сделать для Бога и прежде всего — поучаствовать в богослужебной части дня, то есть быть участником службы, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Причастие совершается на службе, которая называется евхаристия по-гречески «благодарение» , то есть нужно быть участником благодарения Бога. Но, конечно, как сам Господь говорит, «если вы поможете больному, заключенному, накормите голодного, напоите жаждущего, оденете раздетого, вы сделаете это для меня». И вот следующее, что хорошо сделать, приурочить к этому святому дню, — это дела милосердия.

Конечно, в этом нет никакого символизма, но многим нравится, когда какому-то особому событию в их жизни соответствует великий праздник. На Руси Сретение было днем, когда можно сделать предложение даме. Это был показатель того, что мужчина испытывает самые чистые чувства к женщине.

На Сретение принято было раньше венчаться. Сейчас эта традиция и обычай уже не так популярны. Сретение Господне 15 февраля Фото: pixabay. Что нельзя делать на Сретение Господне В день великого праздника верующим воспрещается употреблять горячительные напитки. Употребление алкоголя ведет к порочной жизни, и Господь не приемлет такой привычки. В день великого церковного праздника верующим возбраняется выяснять отношения, ссориться и распространять слухи. Такое поведение развращает души и впускает в них Дьявола, что отворачивает от праведного пути, ведущего к свету и благополучию. В день Сретения нельзя убираться.

Народные приметы 15 февраля

Именно поэтому праздник и назвали Сретением, что в переводе означает «встреча». Сретение Господне знаменует встречу двух эпох, двух главных временных отрезков — Ветхого и Нового заветов. Сре́тение Госпо́дне, также Сретение Господа нашего Иисуса Христа (церк.-слав. срѣтеніе — «встреча»), Принесе́ние во Храм. 15 февраля — Сретение Господне: история и значение праздника. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова.

Сретение Господне. История и значение праздника

Именно поэтому праздник и назвали Сретением, что в переводе означает «встреча». Сретение Господне знаменует встречу двух эпох, двух главных временных отрезков — Ветхого и Нового заветов. Сретение Господне или просто Сретение, Сретенье, Громницы, Очищение Марии, День свечей. один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля. Сретение Господне — православный двунадесятый (то есть один из двенадцати важнейших) праздник.

Сретение Господне 15 февраля: традиции и обычаи праздника

Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Христиане верят, что вода, освященная в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Ее используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний.

Молодые незамужние девушки в этот праздник гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды. Гадания на Рождество Существует традиция изготавливать в этот день громничную свечу.

Ее делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка. Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека.

Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай.

С ним полностью согласен римский аббат Анастасий Библиотекарь. Не противоречит им и константинопольский монах Феофан Исповедник, рассказывая о событиях этого же знаменательного года дополнительные подробности. Анализируя их логически корректные и нейтрально эмоциональные труды можно заключить: все они не устанавливают ни малейшей причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими империю. Для них страшная моровая язва и сильнейшее землетрясение выступают лишь в функции навеки памятной, легендарной хронологической метки, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени. Отсюда становится понятным, почему Никифор Каллист, говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, закономерно связывает данное событие с реформами, предпринятыми императором Юстинианом после V Вселенского Собора 553 года, а о чуме и иных Божиих карах умалчивает. Такая событийная лакуна крайне знаменательна, поскольку, будучи профессиональным историографом и клириком храма Святой Софии, пользуясь ее богатой библиотекой, он, без сомнения, был прекрасно осведомлен обо всех катаклизмах юстиниановской эпохи. К тому же, если ориентироваться на хроникальные заметки из «Церковной истории» Никифора, можно установить, что император Юстиниан не назван там и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь. Уравнивая степень литургических реформ византийских василевсов VI столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций.

И здесь нужно подробнее охарактеризовать условия, при которых праздник Сретения возводится в степень общеимперского церковного торжества. Это, в первую очередь, богословские споры в догматической борьбе с монофизитами. Данная полемика оказывается тесно связанной с реформами литургического характера. Итак, армяне-дохалкидоняне Рождество и Богоявление празднуют в один день. Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной. Отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до Юстиниана оно отмечалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви, то богословы-антимонофизиты обратили внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения как на выражение монофизитских идей.

Для того чтобы уравновесить аргументы, доказывающие, с одной стороны, легендарную, а с другой — богословско-календарную версии установления праздника Сретения, нужно обратиться не только к свидетельствам периода, отдаленного от эпохи Юстиниана, но и к синхронных ей данным. Принципиальный интерес представляет здесь «История войн Юстиниана» Прокопия Кесарийского между 490 и 507 — после 562 , пощаженного страшной чумой, которой он посвятил пространное повествование. В нем есть все: сюжеты о распространении болезни, о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи, о болезни царя и прочее. Однако нет ни одного упоминания об установлении исцелившимся и благодарным Богу Юстинианом праздника Сретения Господня. Церковный историк Евагрий Схоластик также посвятил описанию этой разрушительной и продолжительной эпидемии одну из глав своей заслужившей высокие похвалы «Церковной истории». Но и у него сведения о каких-либо эортологических введениях отсутствуют. Кроме того, немаловажно, что оба автора не подтверждают традиционную дату появления чумы в Константинополе — 542 год. Рассмотренные византийские источники свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий VI века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием V Вселенского Собора 553 года, так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола, разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества.

Праздник в православном богослужении. Литургический статус Сретения Сретение Господне. ГРМ При попытке выяснения литургического характера праздника Сретения Господня и установления его места в ряду других двунадесятых праздников можно столкнуться с отдельными вопросами, которые не имеют до сих пор однозначного решения. Само их наличие сопряжено в первую очередь с многоаспектностью евангельского события, послужившего основой праздника [3]. Несомненно, что в разных церковных практиках доминирует та и или иная тема, что сказывается на эортониме и богослужебном формуляре. Источники свидетельствуют, что Сретение, начиная от своего возникновения в качестве годового праздника рождественского цикла и до настоящего времени, праздник Господский. Христологический характер Сретения фиксируют и древние формуляры римской литургии. Их смысловым центром являются библейские перикопы: из пророка Малахии см.

Сходные сведения дают и древнеармянские Лекционарии. Первое название бытует в Византии со времени официального введения там Сретения, но также и в григорианской традиции Рима. Второе же отмечается в богослужебной практике традиции папы Геласия, что сопряжено с ярко выраженной апологетической ролью праздника. В римском праздновании Сретения особенно в архаичный период, когда еще были сильны языческие религиозные традиции акцентировался обряд очищения, совершенный в Иерусалимском храме над Девой Марией, и сам день 2 февраля стал называться Очищение Блаженной Девы Марии. Это именование превалирует в средневековых латинских источниках и окончательно фиксируется римским Миссалом 1570 года, закрепившим реформы Тридентского собора 1545—1563. В истории и современной календарной традиции известны и другие эортонимы. Западносирийская литургия дает Принесение Господа во храм. В древности существовали и именования, возвеличивавшие роль ветхозаветных праведников в событиях сорокового дня Богомладенца Иисуса: праздник Симеона и Анны,праздник Симеона или просто Симеон.

Существует и более нейтральный эортоним — праздник Сретения Симеоном и Анною Спасителя. По своему смыслу праздник Сретения относится к праздникам Господским.

На сороковой день после рождения мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей». Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но, по глубокому смирению, Она подчинилась предписанию закона. Старый священник Симеон ждал встречи с Господом всю свою жизнь. Когда-то, в минуту давних сомнений, ему было сказано: «Ты не умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств».

И вот этот день пришел. Сердечный трепет пронзил старца. Он взял Ребенка на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк. Теперь он может отойти в Вечность, может сойти к усопшим и принести туда первую весть о том, что на земле он видел Бога, пришедшего во плоти. Потом, прозревая борьбу, которая возгорится вокруг имени Иисусова, старец добавил, обращаясь к Пресвятой Богородице: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» Лк. Уже в первые годы жизни Сына Ей пришлось трепетать за Него: тревожная весть о готовящемся детоубийстве, поспешное бегство в Египет, жизнь вдали от родины — таков пролог евангельской истории.

Церковное Предание гласит, что старцу было более 300 лет, и он тяготился такой долгой земной жизнью пока, наконец, по обетованию не увидел Мессию. Свидетельницей этого удивительного события была и пророчица Анна, которую также можно увидеть на иконах праздника: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме". Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и встретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых".

Сретение Господне 15 февраля: традиции и обычаи праздника

Обычаи и традиции праздника Сретения Господня Есть у Сретения необычная традиция: освящение церковных свечей, который перекочевал в православие от католиков. В требнике 1646 года был подробно описан чин западных христиан - крестные ходов с зажженными светильниками. С помощью факельного шествия Римская Церковь пыталась отвлечь свою паству от языческих праздников, связанных с почитанием огня: в эти дни язычники-кельты праздновали Имболк, римляне - Луперкалии, славяне - Громницы. Эта традиция стала своеобразным компромиссом, совмещающем и дохристианские традиции и христианство, ведь в народе верили, что сретенские свечи могут защитить дом от молнии и пожара. Православные же относятся к сретенским свечам благоговейно: их хранят весь год и зажигают во время домашней молитвы и особых прошений. В народных традициях празднования Сретения перемешалось церковное и языческое: встрече Святого Семейства со старцем Симеоном нашлась простая календарная аналогия: в простонародье стали отмечать встречу зимы с весной, что породило массу пословиц и поговорок, например, "на Сретение зима с весною встретилась", "в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". Последние зимние холода и первые весенние оттепели называли Сретенскими, а после праздника крестьяне начинали множество уже совсем "весенних" дел; выгоняли скотину из хлева в загон, готовили семена к посеву, белили плодовые деревья и, конечно, помимо трудов по хозяйству, в деревнях проводили гулянья. Кстати, не нужно гадать, какой будет весна и когда она придет - вся информация уже есть в нашем материале.

Именно об этой встрече Симеона и Анны с Сыном Божиим и идёт речь в названии праздника. Однако до определённой поры празднование проходило скромно. Считается, что на Западе этим праздником старались «перебить» языческий праздник луперкалий, который проводился 13—15 февраля в честь бога плодородия Луперка одно из имён Фавна и был известен разнузданными оргиями.

Установил его или папа Геласий в 496 году как раз когда отменил луперкалии , или папа Григорий Великий в 600 году. На Востоке же праздник Сретения Господня связывают с моровой язвой в Константинополе 544 года. Страшная эпидемия прекратилась, когда по городу прошёл крестный ход и целую ночь верующие провели в молитве. Тогда император Юстиниан распорядился отмечать Сретение Господне более торжественно. С одной стороны, он подтверждает, что Иисус Христос действительно существовал и был рождён человеком — вопреки некоторым еретическим учениям, по которым Христос только принял облик человека, не являясь им по сути. С другой стороны, встреча в храме с Симеоном раскрывает мессианские пророчества о рождении мессии и знаменует завершение ветхозаветной эры и начало эры Нового завета. Фактически это праздник встречи с Богом, праздник смирения и радости перед освобождением от земной жизни. Согласно философским толкованиям, у каждого человека происходит в жизни своё сретение — в тот момент, когда он впервые вступает в храм. Традиции празднования Сретение Господне Сретение Господне ещё называют в народе Днём свечей — поскольку считается, что освящённые в этот день свечи обладают чудодейственной силой. В древности такие свечи звали «громницами».

Их освящают в храме и забирают домой, чтобы зажигать во время молитв на протяжении года для охраны от несчастий и катастроф. Огарки при этом нужно принести обратно в храм — на переплавку. Такие же чудодейственные свойства приписываются освящённой в день Сретения воде, которую после церковной службы, как и на Крещение, забирают домой. Она должна, по преданию, защитить от болезней и других негативных влияний.

Ей также следовало принести Господу благодарственную и очистительную жертву: благодарственную — годовалого ягнёнка, и во оставление грехов — голубку. Если семья была бедной, вместо ягненка жертвовали голубку, и получалось «две горлицы или два птенца голубиных». Кроме того, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в храм и для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а Моисеев закон, установленный в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырёхвекового рабства. Пресвятая Дева Мария не нуждалась в очищении, потому что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия. Однако из смирения и дабы исполнить закон, она пришла в храм. Очистительной жертвой Богородицы стали два голубка, поскольку семья была бедной. Кто такой Симеон Богоприимец? По преданию, когда Дева Мария переступила порог храма с младенцем на руках, навстречу ей вышел древний старец. Звали его Симеон. По-древнееврейски Симеон означает «слышание». Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н. Когда Симеон переводил книгу пророка Исаии, он увидел слова: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и хотел исправить «Дева» девственница на «Жена» женщина. Однако ему явился Ангел и запретил менять слово, обещав, что Симеон не умрёт, пока сам не убедится в исполнении пророчества. Об этом сказано в Евангелии от Луки: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» Лк 2:25-26. В день Сретения исполнилось то, чего старец ждал всю свою долгую жизнь. Пророчество исполнилось. Старец мог теперь спокойно умереть. Праведник взял на руки младенца и воскликнул: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк 2:29-32. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

Таким образом, происходит встреча ветхозаветной и новозаветной праведности. И, хотя, эта встреча, безусловно, радостная, но все же с оттенком грусти. Пророческие слова святой Анны говорят о предстоящих тяжелых, скорбных испытаниях в судьбе Девы Марии, которые Ей придется пережить при казни Спасителя", - отмечает священник. В церковных молитвах праведная Анна прославляется как всеми уважаемая целомудренная вдова, преподобная старица, новозаветная пророчица. Духовное значение праздника Сретения Господня По словам священнослужителя, праздник Сретения Господня скрывает в себе глубокий духовный смысл - он указывает нам на то, что праведность всегда жила в человечестве. Несмотря ни на какие испытания, всегда были люди, которые ее бережно хранили в своем сердце и проводили всю свою жизнь в единении с Господом. Поэтому каждый человек должен понимать важность очищения в жизни своей, ибо в грязный сосуд Божественная Благодать не сходит", - обращает внимание Александр Шимбалев. Сретенские свечи Праздник Сретения Господня тесно связан с очищением. Поэтому символом праздника является сретенская свеча, которая освящается в эти дни особым чином. В молитве на благословение свечей священник просит Господа милостиво послать благодать на эти свечи, чтобы они принесли людям светлость повсюду, и дарованием Господа нашего Иисуса Христа свет Святого Духа обитал в наших мыслях. Сретенская свеча символизирует собой свет. Дело в том, что мы воспринимаем старый, ветхий мир как мир во тьме.

Основные события праздника Сретение Господня:

  • Обряды, ритуалы, традиции на Сретение
  • Сретение Господне 15 февраля: в чем суть праздника и что категорически нельзя делать
  • В Сретение предки всегда узнавали точную погоду на весну: морозы будут неспроста
  • Когда отмечают день Сретения Господня
  • Когда христиане отмечают Сретение Господне 2022 и что это за праздник - Толк 15.02.2022
  • Что означает праздник Сретение Господне в православии

Сретение Господне - 2023: в чем главный смысл одного из древнейших праздников

Сретение является праздником непереходящим, поэтому дата его празднования остается неизменной из года в год. В переводе со славянского «сретение» означает «встреча». 15 февраля — Сретение Господне: история и значение праздника. Сретение Господне в 2024 году будет отмечаться 15 февраля, как и каждый год, так как праздник является непереходящим и отмечается на 40-й день от Рождества Христова. Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года. Только актуальные события Самары и Самарской области на сайте Сретение Господне: духовный смысл праздника.

Праздник «Сретение Господне»

Зима - 14 февраля 2024 - Новости Читы - Сретение Господне — двунадесятый непереходящий (находящийся «в числе») праздник, отмечаемый в Церкви ежегодно 15 февраля, то есть 2 февраля по старому стилю. Значение праздника Сретения для верующих — встреча христианина с Господом в своем сердце.

15 февраля — Сретение Господне: что это за праздник и в чем его тайный смысл

В 2023-м 15 февраля — это среда, но до Великого поста, поэтому дата остается неизменной. Не секрет, что Сретение Господне является одним из древнейших праздников для христианства. Тогда он не был самостоятельным торжеством, а входил в ряд рождественских гуляний и назывался "Сороковым днем от Богоявления". Существует придание, что когда Антиохию город Византии накрыла моровая язва, император Юстиниан приказал подданным торжественно провести Сретение Господне. Он надеялся, что тогда Бог смилуется и болезнь отступит.

В итоге в этот день бедствие действительно прекратилось, и с 544-го Сретение стало отдельным праздником. Оно сохранялось вплоть до 1970-го, пока затем не стало именоваться "Праздником Жертвования Господнего". Икона "Сретение" Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения Господне находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432—440-м. После многие иконописцы изображали на иконах это событие из жизни Христа.

Первая находится в Кирилловской церкви в Киеве. Вторая — в церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Традиционно в иконописи выделяются несколько моментов: В центральной части иконы "Сретение" помещены Дева Мария и Симеон Богоприимец. Они оба одеты в длинные одежды так, что ткань покрывает даже руки.

На иконе запечатлен момент передачи младенца Христа из рук матери. Старец держит его бережно, при этом немного склоняется перед Спасителем, признавая его роль. Богородица стоит в поклоне. Часто ее изображают в голубых одеждах, так как этот цвет несет в себе значение чистоты и невинности.

Однако на иконе ее голову покрывает красный платок, означающий жертву. Во время смешанной службы убранство храмов и одеяние священников совпадает с каноничными цветами Девы Марии. Слева от Богородицы можно рассмотреть фигуру праведного Иосифа. В его руках находятся два голубя, принесенные им для жертвоприношения.

Его одежды также голубого цвета, что подчеркивает его духовную чистоту. Позади Симеона Богоприимца стоит Анна-пророчица.

Это значило, что тепло в этот день сулило скорое потепление и раннюю, солнечную весну. Если же было холодно, то и раннего тепла от природы уже никто не ожидал.

Позднюю весну предвещает и звездное небо на Сретение. Пасмурный день 15 февраля предвещал морозы ровно через 10 дней, а если к вечеру выглядывало солнце, то заморозков больше никто не ожидал. Да, весна, может, и будет поздней, но до нее сильных холодов уже не будет.

Так и праведный Симеон сподобился сей встречи тогда, когда не ожидал; и таким образом, о коем не мог предугадать. И мы о себе должны подобно сему думать, предоставляя сие благодатное дело Господу. В этом, думаю, и состоит основной духовный смысл сего праздника! Что нельзя делать в этот день По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам. Ибо этим мы оттолкнем от себя Спасителя, и желанная встреча с Ним не состоится. Вместо работы и суетных развлечений в сей день, лучше пойти в православный храм на литургию, и, если мы готовы, исповедаться и причаститься. Затем остальное время провести в молитве, чтении Священного Писания, творений святых отцов.

Особенности богослужения Он является двунадесятым Богородичным праздником, но имеет признаки и Господского двунадесятого. Это, в частности, само название — Сретение Господне. На литургии во время малого хода возглашается входной стих. Всенощное бдение и литургия заканчиваются особым отпустом. А до литургии, а иногда и после нее обычно совершается малое освящение воды и освящение свечей. Сретенские свечи Они освящаются особым чином и только раз в году на Сретение, отсюда и их название. Любая церковная свеча — это жертва Богу. Раньше иудеи приносили Ему во всесожжение животных, но мы, христиане, приносим не такую кровавую жертву, а бескровную. Впрочем, также состоящую из воска — вещества животного происхождения. Символически это означает, что наша душа должна быть такой же мягкой и податливой под действием благодати Божией, как и воск под действием солнца.

Преподобный Серафим Саровский говорил, что возжжение церковных свечей угодно Богу, поэтому в его келье они горели постоянно. Сретенская же отличается от других, также освящаемых церковных свечей, большей благодатной силой в силу особого чина освящения. Подобно тому, как Крещенская святая вода сильнее святой воды малого освящения. Свечи, освященные в Сретенье Господне, в народе называли «громичными». Такое название пошло от того, что их зажигали на защиту во время грозы. Сретенские свечи помогали защитить дом от беды. Такую свечу также было принято зажигать, когда на улице буйствовала непогода. Кроме того, Сретенская свеча была незаменимой в трудных родах, при пожаре в селе, других катаклизмах. В давние времена ее ставили, когда человек умирал от «черной болезни» так называли эпилепсию. Освященная свеча помогала душе перейти в иной мир.

В чем помогает молитва с возженной сретенской свечой перед иконой праздника При возжжении такой свечи в храме или дома поэтому следует помолиться Богу, в частности, можно молитвенно произнести свои прошения. Особенно хорошо, зажегши сретенскую свечу у иконы праздника, просить Господа о вышеуказанной встрече с Ним. Дабы она действительно состоялась, принесла нам пользу и направила ко спасению. Ибо по причине атеизма и порождаемых им извращений души, мы, по нашему своеволию, можем даже отпасть от Бога в результате такой встречи. Это и есть та причина, по которой Спаситель зачастую не открывает Себя нам. Разумеется, при этом можно просить и много другое: здравие души и тела; вступление в брак с хорошим человеком. Если Господу эти прошения будут угодны, а для нас полезны, Он их исполнит. Приметы, обряды, обычаи и народные традиции Сретение символизирует встречу холодной зимы и наступающего жаркого лета. В народе этот день называют также первой встречей весны — считается, что после Сретения морозы уже идут на убыль и скоро можно ожидать дыхания теплого весеннего ветра. Сосульки, замеченные на крышах, следовало собрать, чтобы потом растопить и получить целебную воду, которую можно добавить в питьевую.

Вода, разбавленная талой водой, считалась целебной, ей лечили разные раны, болезни, снимали порчи и колдовство, а также умывались ей от злого глаза. Воины перед битвой всегда пили эту воду, чтобы остаться живыми. При помощи святой сретенской воды лечили скот.

В то время в Иерусалиме жил праведный старец Симеон. Он был одним из тех, кто согласно преданию занимался переводом Ветхого Завета с иудейского на греческий язык для Александрийской библиотеки. Во время перевода слов пророка Исаии Симеон усомнился в пророчестве о том, что Спаситель родится от Девы. Он даже хотел исправить текст, но откровение, снизошедшее на праведного старца, открыло ему, что он будет жить до тех пор, пока не увидит, как пророчество сбывается.

Приехав в Иерусалим, святой Симеон поселился там и ежедневно посещал храм, ожидая встречи с Младенцем. И вот на 365-м году его жизни такая встреча состоялась - в храме появился Спаситель на руках у матери Девы Марии. Тогда святой Симеон взял Младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» Лк. Деве Марии же он предрек: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» Лк. Слова «оружие пройдет в душу» толкуются следующим образом: значит, участь Матери Божией подразумевает тяжелые испытания и страдания через Ее Сына.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий