Ресурсной базой проекта «Арктик СПГ-2» является Утреннее месторождение, открытое в 1979 году и расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе примерно в 70 км от проекта «Ямал СПГ» на восточном берегу Обской губы. Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» объявили форс-мажор по участию в проекте из-за санкций США. Владимир Путин посетил первый в мире Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создают линии сжижения газа для масштабного проекта «Арктик СПГ-2».
«Коммерсант»: «Арктик СПГ-2» теперь сам по себе
Свой шанс он реализовал по полной. Запуск линий осуществлялся согласно срокам, а само строительство было реализовано в рамках бюджета. Что касается производства СПГ, то его объем составляет 17,4 млн тонн в год, что в полтора раза больше, чем у предприятия «Газпрома». Но самое главное, что, в отличие от своего конкурента, «Новатэк» не ограничился одним проектом и уже вовсю реализует новый — «Арктик СПГ — 2». И никакие ограничения ему не страшны. Читайте дальше. Арктик СПГ-2 «Проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год», — указано на официальном сайте компании. В том, что план успешно реализуется, большая заслуга главы «Новатэка» Леонида Михельсона.
Предприниматель вовремя понял, что нужно делать ставку не только на европейцев, но и на азиатов. То же самое он сделал и в «Арктик СПГ — 2».
Есть важный нюанс: можно использовать газовозы с проекта Ямал СПГ. Но количество необходимых для Арктик СПГ-2 судов критически зависит от направления экспорта: в Европу или на Восток сильно разнятся сроки возврата, а значит, и необходимое количество танкеров. Начало работы перегрузочных комплексов может сильно изменить расклад — уменьшить загрузку газовозов ледового класса и высвободить часть дефицитных танкеров.
Но компании-перевозчики могут отказать в этом подсанкционному Новатэку. И что может быть дальше? Есть еще и Катар, но прямо сейчас он не у дел из-за ситуации в Красном море. Как технологические, так и финансовые.
Но планы усложнились в прошлом году, когда она была включена в западные санкции из-за СВО, что побудило иностранных акционеров заморозить участие, а "НОВАТЭК" объявить форс-мажорные обстоятельства. Решение приостановить конвертацию природного газа в СПГ является ударом по возможности России захватить пятую часть мирового рынка СПГ к 2030-2035 годам. В настоящее время это четвертый по величине производитель СПГ в мире с годовым экспортом 32,6 миллиона метрических тонн.
Остальные два поезда в будущем планируется доставить на объект морским путем из порта Мурманск.
До Ямало-Ненецкого автономного округа технологическую линию транспортировал караван из 16 судов. Общий вес конструкции составил 600 тысяч тонн.
НОВАТЭК отчитался о производстве первой партии газа на заводе «Арктик СПГ–2»
На каждой из трех платформ будет по 14 модулей. Они специализированы, а весь «завод» независим от остальных «заводов». Это позволит запустить добычу и производство сжиженного газа сразу, как только к Арктик СПГ 2 прибудет первая платформа, её подготовят и проведут все проверки. Самая долгая заливка бетона продолжается три недели. Бетонные заводы находятся как раз между двух сухих доков.
Во втором доке сейчас завершают изготовление основания второй платформы. Высота бетонного основания — 30 метров. Под ним 1,5 метра «щебня» — дренажный слой, который потом позволит платформе всплыть. Сверху устанавливаются модули высотой от 44 метров.
Они занимают площадь 330 х 152 м. В высоту вместе с факелом получается 114 метров. Это первый такой завод в мире, где на одной верфи делают основание и модули, а потом собирают их вместе. Специальной подвижной системой домкратов, которая может двигаться вдоль платформы.
Скорость горизонтального движения — 5 метров в час, вертикального — 2 метра в час. На первом основании уже установлен центральный ряд модулей. Бетонное основание играет и роль причала для газовозов. Когда «завод» будет готов, док затопят, разберут стенку, и вывезут буксирами всплывшую платформу.
Как же она всплывет? Очень логичный вопрос, ведь масса «завода» — около 640 000 тонн. Всё дело в строении основания. Оно полое, как губка.
В нем 30 резервуаров, которые заполняются баластной водой и воздухом. За счет этого у всей конструкции положительная плавучесть. По сути, это бетонный корабль. Транспортировку на Гыдан будут осуществлять 5—7 буксиров.
Путь — 2 000 км. Погода в Северном Ледовитом океане непредсказуема, многое зависит от волн и ветра, поэтому на транспортировку закладывают три недели.
Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе.
Запуск первой, второй и третьей линий планируется в 2023, 2024 и 2026 годах соответственно. Его девиз - "На пути к сотрудничеству, миру и процветанию".
Более того, даже намек на новость о том, что «сегодня компания начинает подготовку к возможности выхода из проекта» может серьезно испугать акционеров самих нефтегазовых компаний в КНР, Франции и Японии. Это значит, что его акционеры, если готовы саботировать работу ради санкций, должны найти замену долгосрочным контрактам на 20 лет, что в нынешних условиях высокой волатильности на рынке СПГ крайне непростая задача. Именно поэтому никто из иностранных компаний полностью проект не покинул. Однако это не значит что у «Арктик СПГ 2» нет проблем из-за рестрикций. И это в условиях, когда отгрузка сжиженного газа с проекта и так была серьезно затруднена последним пакетом рестрикций Вашингтона. Причина — нехватка соответствующих судов ледового класса Arc7. В итоге компания ждет, когда будут готовы СПГ-танкеры для «Арктик СПГ 2» на южнокорейских верфях до конца 2024-го должно выйти 6 единиц. Перспективы российского проекта В целом, «Арктик СПГ 2» даже в условиях рестрикций остается важнейшим проектом для РФ, поскольку СПГ, в отличие от трубопроводного газа, можно доставлять как в государства Атлантического бассейна, так и в страны АТР, пусть и с более серьезными издержками по логистике.
Более того, относительно низкий уровень затрат на разработку и добычу газа проекта на полуострове Гыдан обеспечивает российскому сжиженному газу на мировом рынке вполне достойную конкурентоспособность, что в условиях увеличения числа СПГ-проектов по всему миру крайне важно. Ирония в том, что даже европейским покупателям, которые так стараются дистанцироваться от углеводородов из РФ, нужен работающий «Арктик СПГ 2» не меньше, чем самой России. Речь идет, как утверждали тогда в Reuters, о формировании команды в Пекине, где новый офис должен заниматься вопросами торговли СПГ в Азии.
После этого сумма с каждым годом становилась все больше. После коронавирусного 2020-го и целого ряда пакетов санкций против России после февраля 2022-го проект «Арктик СПГ 2» в силу объективных экономических и политических причин стал еще более дорогим. Причин последнего удорожания якобы две. Первая — смена технологий в проекте, а точнее, переход на использование электроприводов на второй и третьей линиях проекта.
Вторая причина — увеличение потребностей в энергии для инфраструктуры «Арктик СПГ 2». Также в середине 2023-го в прессе говорилось о том, что все эти дополнительные расходы будут браться из средств акционеров проекта. При этом в феврале 2024-го стало известно, что совет директоров НОВАТЭКа рекомендовал осуществить выплаты финальных дивидендов в размере 44,09 руб. Обязательное условие на вхождение в проект, с которым согласились иностранные акционеры — каждый из них подписал долгосрочный контракт на получение СПГ пропорционально своей доле по 2 млн т в год. Однако санкции против российского нефтегазового сектора объективно заставили внести некоторые коррективы, а точнее, объявление форс-мажора по контракту, как это сделала Total Energies 16 января 2024 года. Безусловно, расторжение долгосрочных контрактов для французской, китайских и японских компаний — это колоссальные штрафы и убытки, которые нанесут ощутимый вред бюджету даже таких больший корпораций. Более того, даже намек на новость о том, что «сегодня компания начинает подготовку к возможности выхода из проекта» может серьезно испугать акционеров самих нефтегазовых компаний в КНР, Франции и Японии.
«Новатэк» мог приостановить производство на «Арктик СПГ — 2»
Арктик Спг 2: адреса со входами на карте, отзывы, фото, номера телефонов, время работы и как доехать. Владимир Путин посетил первый в мире Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создают линии сжижения газа для масштабного проекта «Арктик СПГ-2». Нефтегазовая компания «Арктик СПГ 2» по адресу Москва, улица Академика Пилюгина, 22, метро Новаторская, +7 495 720 50 53.
Плавучий завод "Арктик СПГ 2" успешно завершил путь на ямальский Гыдан
НоваТЭКовский проект «Арктик СПГ-2» играет главную роль в планах России более чем утроить производство СПГ к концу текущего десятилетия, отмечает Bloomberg. Работа на первой линии "Арктик СПГ-2" была начата в конце прошлого года, но уже тогда производство отставало от графика из-за недостатка газовозов ледового класса. В Saipem сообщили, что компания завершила выход из проекта, участником которого была с 2018 года, добавив, что нереализованный задел по контрактам, связанным с “Арктик-2 СПГ”, сведен к нулю. Первый сжиженный природный газ (СПГ) на заводе "Арктик СПГ 2" "Новатэка" MOEX:NVTK был получен в декабре 2023 года, следует из годового отчета компании. это проект компании «Новатэк», связанный с производством сжиженного природного газа. Без инвесторов «Арктик СПГ-2» может лишиться долгосрочных контрактов на вывоз сжиженного природного газа.
Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
«Арктик СПГ 2» — это работа в компании «Арктик СПГ 2» – очередной проект «НОВАТЭКа», связанный с производством сжиженного природного газа. Но строительство "Арктик СПГ 2" продолжалось, а уже в этом году "Новатэк" запатентовал две крупнотоннажных технологии производства СПГ. 2» произвели первую партию СПГ. это проект компании «Новатэк», связанный с производством сжиженного природного газа. Прибытия судов в порт Арктик СПГ 2 Arctic SPG 2, на карте в реальном времени. Зарубежные акционеры проекта «Арктик СПГ 2», попавшего в ноябре под санкции, объявили форс-мажор по участию в проекте.
У проекта НОВАТЭК "Арктик СПГ 2" начались проблемы
Платформа имеет вес 640 тыс. Успешно проведена пусконаладка и в декабре 2023 года получен первый СПГ", - сказано в отчете.
Но пока мы говорим лишь о трех линиях. Как уже упоминалось, первый «завод» должен будет отправиться на Гыданский полуостров в следующем году и начать работать в 2023 году, второй — в 2024 году, а третий — в 2025 году. Модули для третьего уже собирают, но сначала нужно создать основание, а его начнут делать только тогда, когда первая плавучая платформа покинет первый док. Добывать газ там будут из Утреннего месторождения, открытого в 1979 году.
Геологоразведочные работы на месторождении продолжаются. К концу прошлого года доказанные и вероятные запасы по стандартам PRMS системе оценки нефтяных ресурсов составили 1434 млрд куб. Длина скважин — от 4 до 6 километров. И это не означает, что залежи находятся на такой глубине. Все скважины уходят вниз на пару километров, а потом расходятся в разные стороны в разные пласты.
Вся схема напоминает паутину. Пласты же залегают на глубине от 1,8 до 3 километров. На данный момент на территории месторождения обнаружено около 50 пластов. Такое кустовое бурение позволяет значительно снизить нагрузку на почву и природу. Скважины бурят на расстоянии 23 метров друг от друга.
В одном кусте их до 25 штук. Кстати, буровые установки тут уникальные — крытые. Называются «Арктика». Всего на проекте сейчас пять буровых установок. Пятая — это модернизированная китайская, которая была создана по подобию «Арктики».
Установки хорошо автоматизированы. В частности, технологии позволяют следить за тем, чтобы бур не выходил за пределы пласта толщиной от 5 до 10 метров. Движется установка по рельсам: передвинули, пробурили, переложили рельсы и сдвинулись на следующую точку. Все фонтанные арматуры, кстати, российского производства: «Корвета», «Воронежского механического завода» и в этом году впервые закупили у завода «Гусар», расположенного в Гусь-Хрустальном. По этой трубе газ будет идти на УКПГ — установки комплексной подготовки газа, где газ проходит первичную очистку и обработку.
К примеру, газ иногда идет с небольшим количеством воды, и на этих установках эту воду удаляют. А заодно разделяют на газ который немного сжижают и концентрат жидкую смесь углеводородов, которые выделяются из природных газов при их добыче. Так по двум трубам — для газа и для концентрата — они попадают на «заводы», или технологические линии.
Как известно, в ноябре 2023 США ввели против этого проекта санкции, по которым день 31 января 2024 года стал бы последним для завершения сделок по нему. И мы делаем это, вводя санкции, работая с нашими партнерами по G7». В отличие от долгосрочных контрактов это может привести к волатильности доходов проекта на фоне изменчивости цен, прогнозируют развитие ситуации эксперты канала «Газпромбанк Инвестиции». Кроме того, проблемой для развития этого проекта, по мнению экспертов, остается нехватка танкеров арктического класса Arc7. Но корейцы уже разорвали контракты с Совкомфлотом, а «Звезда» как минимум на один год задерживает сроки сдачи головного танкера Arc7. В июле 2023 года Владимир Путин пристутствовал на церемонии отправки первой технологической линии по производству СПГ на территории Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений компании «Новатэк-Мурманск».
После этого начались: инженерная подготовка территории; бурение эксплуатационных скважин; возведение первоочередных объектов энергоснабжения. FID приняли в начале осени 2019 года. В начале лета 2021 года был совершен первый рейс в аэропорт Утренний, который был создан специально для проекта «Арктик СПГ 2». При этом было пробурено 79 скважин, что в сумме позволяло говорить о гарантированном обеспечении ресурсной базой для первой линии проекта. Кстати, ее монтаж был осуществлен уже через полгода. В августе 2023-го инфраструктура, позволяющая производить 6,6 млн т СПГ в год, была установлена на специально подготовленную морскую платформу, находящуюся у берега. Перед этим ее отбуксировали морским путем из Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений — места, находящегося рядом с Мурманском, около поселка Белокаменка, где был построен промышленный объект специально для обслуживания нужд «Арктик СПГ 2». Что касается финансирования, то есть кредитные договоры как с консорциумом из международных банков, так и с финансовыми организациями в Российской Федерации. После этого сумма с каждым годом становилась все больше. После коронавирусного 2020-го и целого ряда пакетов санкций против России после февраля 2022-го проект «Арктик СПГ 2» в силу объективных экономических и политических причин стал еще более дорогим. Причин последнего удорожания якобы две.
«Арктик СПГ-2»: Европа получила новый газовый «подарок» от США
«Ъ»: иностранные акционеры «Арктик СПГ 2» заморозили участие в проекте - МК | «Новатэк» запустил первую линию «Арктик СПГ-2» в середине декабря, но старт проекта омрачен различными проблемами. |
Пять газовозов для «Арктик СПГ 2» построят на «Звезде» в 2024 году | Несмотря на санкции, в конце 2023 года первая очередь завода «Арктик СПГ 2» уже фактически заработала, как и планировалось. |
Владимир Путин запустил первую линию «Арктик СПГ – 2» по Севморпути к месту установки - Ведомости | Но строительство "Арктик СПГ 2" продолжалось, а уже в этом году "Новатэк" запатентовал две крупнотоннажных технологии производства СПГ. |
Позиция судна, координаты, маршрут движения на карте
Владимир Путин посетил первый в мире Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создают линии сжижения газа для масштабного проекта «Арктик СПГ-2». Для Арктик СПГ-2 изначально планировалось построить 21 газовоз ледового класса (Arc7). "Новатэк" завершил строительство проекта "Арктик СПГ-2" на две трети. В феврале глава компании TotalEnergies, акционера "Арктик СПГ 2", заявил, что строительство третьей очереди проекта приостановлено, но вторая очередь, скорее всего, будет установлена. Иностранные акционеры проекта «Арктик СПГ-2» решили выйти из него, объявив форс-мажор.
НОВАТЭК отчитался о производстве первой партии газа на заводе «Арктик СПГ–2»
Сейчас главная проблема «Арктик СПГ 2» — вовсе не контракты на поставку, а логистика, считают аналитики «БКС Мир инвестиций». Французская энергетическая компания TotalEnergies считает, что строительство третьей линии «Арктик СПГ-2» приостановлено, в то время как вторая линия будет запущена. Владимир Путин посетил первый в мире Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, где создают линии сжижения газа для масштабного проекта «Арктик СПГ-2». Сложности у "Арктик СПГ 2" начались уже вскоре после случившихся в 2022 году геополитических изменений. Впрочем, о задержке сдачи судов для "Арктик СПГ 2" говорили еще в конце прошлого года, до ухода GTT из России. это проект компании «Новатэк», связанный с производством сжиженного природного газа.