Что касается оставшихся после Елеосвящения свечей — у кого как в храме заведено: один настоятель полагает, что логичнее оставить их на подсвечнике в церкви, другой благословляет забрать их домой, чтобы молиться, возжигая их.
Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
Условия действенности Таинств, таковы: 1. Вера в Бога вера - не как рациональное признание Его бытия, но как доверие Его воле и словам, приводимым в Священном Писании, и как верность Ему. Осознание своей греховности и никчемности в отношениях с Богом. Смирение себя перед Ним. Желание принять Дар Благодати в Таинстве. Живое молитвенное соучастие в Таинстве и испрошение себе у Бога Благодати. Итак, в какой мере мы видим свою греховность и недостоинство, в какой мере смиряемся перед Богом и просим Его освящения, в такой - и получаем. И наоборот: насколько наше сердце нечувственно и окамененно от греха, насколько мы ощущаем себя вполне «достойными» Таинства, настолько в реальности оказываемся и недостойны. А потому, нередко после Причастия или Соборования в таком душевном состоянии, можем ощущать вместо радости — мрак, вместо душевной лёгкости — тяжесть, вместо чувства чистоты — нечистоту, вместо глубокого духовного удовлетворения — неудовлетворённость.
Неправильно думать, что болезнь уходит сразу после этого обряда. Ошибочно и восприятие мероприятия как медицинской процедуры. На ритуал приходят только те, кто морально готов к тому, чтобы покаяться в забытых грехах. Те, для кого елеосвящение принимает только материальный вид, не получают от него пользу. Но хуже другое, что такие люди без правильного понимания смысла таинства, быстро разочаровываются в церкви и вере. Находящиеся при смерти далекие от глубокого понимания истинного смысла процедуры отказываются от таинства Елеосвящения, потому боятся, что это ускорит их кончину. Ритуал не влияет на срок наступления кончины, но соборование как раз рекомендуют проводить умирающим или тем, кто находится на грани жизни и смерти в бессознательном состоянии. Те поступки, в которых больной не успел покаяться или не смог по физическим причинам, прощают во время церемонии. Бывает ситуация, когда явиться к началу церемонии не получилось. При опоздании человек чувствует себя неуютно, не зная, может ли он присоединиться к уже происходящему обряду. Если провели хотя бы один процесс помазания, мероприятие считают действительным. Но при возможности посещают обряд в следующий раз в этом же или в другом храме, чтобы поприсутствовать с самого начала. Из истории В древние времена больные и здоровые люди спешили в Великий пост на таинство Елеосвящения. В наше время священники не дают однозначный ответ на вопрос, всем ли здоровым необходимо посещать эти обряды. Доказательства елеосвящения здоровых людей находят в рукописях X века.
По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов. Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела. И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные. Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть. Часов в 10 — 11 ночи больная потребовала к себе детей, благословила их и после этого непостыдно и мир несмотря на тяжелую для них утрату, слезно благодарили Господа Бога, что он не попустил развиться болезни до крайней степени и даровал страдалице, бывшей в жизни истинной христианкой, христианскую кончину, но, будучи напутствована Святыми Тайнами, отошла ко Господу. Не дерзая разгадать тайны Промысла Божия о судьбах человеческих, можно сказать о смерти, произошедшей после Таинства Соборования, следующее. Во-первых, иногда как сам приступающий к соборованию, так равно и родные его, готовящие его к этому Таинству, не выполняют того, что необходимо для его выздоровления. Для выздоровления требуется вера в помощь Божию и усердное прошение или со стороны самого больного, или со стороны ходатайствовавших за него. Ибо исцеляющий Христос был, есть и будет один и тот же и одного и того же требовал, требует и будет требовать от всех при их исцелении. А вот того, что Он требует, часто и не бывает ни у самого больного, ни у окружающих его.
Вторая — неправильное душевное состояние во время принятия Таинства. Апостол Павел о Евхаристии пишет следующее: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» 1 Кор. Как видно из этих слов, Евхаристия может, не только не послужить к соединению человека с Богом, но и к его осуждению, к физическим болезням и даже к преждевременной смерти. Тот — же принцип действует и в отношении любого другого Таинства, в том числе и Соборования. Что подразумевает апостол Павел под словами: «Да испытывает же себя человек»? В православном богословии оно именуется субъективной стороной Таинства, или его действенностью.
Кто может собороваться
Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе. Уместно ли участие детей? Без этого может быть профанация. Таинство — это всё-таки не таблетка от всех проблем, нельзя всё время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь. Некоторые говорят: ой, я за пост пять раз соборовалась, такая благодать: читают Писание семь раз, помазывают человека освящённым маслом семь раз — как хорошо, какая красота! Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок. В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния — психологические беседы, из крещения — обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьёзные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой.
Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность — пять раз за месяц на всякий случай.
Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой.
Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Как не надо. Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться — но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. А в завершении — практический совет читателям.
В наше время нередко случается так, что человек приходит на Соборование с опозданием, когда служба уже идет. И человек в смущении. Может ли он все-таки принять участие в таинстве? Да, может. Даже если он успел получить хотя бы одно помазание, таинство будет действительным. Однако бывают ситуации, когда человек опоздал в силу не зависящих от него обстоятельств, а бывают, когда он опоздал по собственной вине.
Данный же обряд призван в первую очередь простить грехи и посредством этого излечить больного от недуга. Однако может возникнуть вопрос: ведь для отпущения грехов существует таинство Исповеди? Но ведь есть грехи, о которых человек забыл или не упомянул, или даже не считает свое действие греховным.
Вот все эти нюансы и учитываются на таинстве Соборования. Кому это доступно? Кто же может собороваться? Так, это любой крещенный православный человек. Однако детей до 7 лет данному таинству не подвергают. Стоит сказать о том, что у большинства людей существует неправильное мнение, что Соборованию подлежат только умирающие, которым нужно отпустить грехи вариация: после соборования человек в краткие сроки умрет. Это совсем не так, данное таинство призвано очистить от грехов и вернуть к жизни, а не отправить человека в иной мир. Подготовка Итак, как приготовиться к Соборованию правильно? Что для этого нужно знать?
Очень важно получить благословение священника для такого важного таинства. Нужно узнать, когда же оно будет проводиться. Необходимо также будет записаться в очередь. Приобрести свечу в свечной лавке при церкви. Принести с собой в храм бутылку растительного масла и салфетку для обтирания остатков елея.
Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря. Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже.
Каким должно быть повседневное поведение после таинства соборования, причащения Святых Таин?
Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. Что делать со свечой и маслом после соборования? Отрывок из видеобеседы с отцом Владимиром, настоятелем Николо-Перервинской обители, о Таинстве рили с батюшкой: о том, нужно ли как-то ос. Не будет большим нарушением, если исповедь совершится после Соборования. И после соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению.
Соборование. Таинство для болящих и не только
Причаститься после Соборования можно и через несколько дней, тем более, если человек живет христианской жизнью и подходит к Таинству регулярно. Не стоит пренебрегать рекомендациями Церкви о причастии после Соборования тем, кто причащается нечасто. После соборования больному следует в ближайшее же время причаститься святых Христовых таин. Назначение таинства соборования (или таинство елеосвящения — прим. ред.) — всецелое исцеление человека. В течение какого времени перед обрядом Соборования нужно соблюдать пост, что можно, а что нельзя при этом употреблять в пищу? Наступает ли исцеление после елеосвящения, и что, если человек умер после него. Что делать с маслом, оставшимся после Соборования: Этим маслом можно помазываться (например, помазывать больные места), можно добавлять его в пищу, когда готовим суп или какое-то другое блюдо.
Что такое соборование
- Таинство соборования - Автозаводское благочиние
- Таинство соборования (Елеопомазание)
- Последование таинства Елеосвящения
- Таинство Соборования
Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому
В случае смертельной опасности, сразу после Исповеди совершают сокращенный чин Причащения, и если больной еще не потерял сознания, над ним совершается Таинство Елеосвящения. Если человек не может бросить пить или курить, ему надо поехать на отчитку. Когда делаешь поясной поклон, нельзя смотреть в пол. Ведь куда смотришь — того и вожделеешь, а под землей ад. После Соборования нельзя мыться как минимум три дня. Что нужно сделать после елеосвящения? Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. что принимать это таинство можно только умирающим.
Как правильно использовать освященное масло после соборования
А через пять дней к священнику явился сын потерпевшей и заявил, что мать его почувствовала себя плохо и просит немедленно прибыть и «обмасловать» ее. Ранним утром следующего дня священник застал больную лежащей на печке и что-то несвязно бормочущей. В ожидании церковного старосты он узнал, что у больной, несомненно, бешенство или иначе — водобоязнь. Четыре дня, как она отказалась от вкушения пищи, а в особенности воды, и страшно боялась холода, вследствие чего и находилась все время на печке.
Во время священнодействия больная сидела на лавке. Взор ее был диким и блуждающим, так что она не могла сосредоточиться на одном предмете и вела себя крайне беспокойно: то произносила какие-то невнятные слова, то вдруг, совершенно сознательно и отчетливо выговаривала «слова молитвы, очень часто совершала крестное знамение в особенном возбуждении, порывисто и истово. По временам она бросала недружелюбные взгляды на своих родных, причем в это время раздавался страшный скрежет зубов.
Очевидно, она, была поражена психически и сильно подавлена сознанием своего ужасного положения. После чтения первого Евангелия больная со страшным усилием, скрежеща зубами, еле заставила себя поцеловать священную книгу. Несмотря на то, что муж и сын держали за руки мечущуюся больную, священник с большим трудом совершал елеопомазание ее тела.
И свершилось новое чудо милости Божией. По окончании священнодействия больная совершенно успокоилась. Благодать Божия преподанная Им в Таинствe Елеосвящения, исцелила ее немощи душевные.
Она встала на ноги, поклонилась священнику в пояс и сказала: Благодарю вас, батюшка, что вы не отказались сделать порядок душе моей. Через некоторое время после соборования маслом Параскева попросила воды, умылась ею и напилась. А вечером, часов в шесть, попросила поесть.
Бог же, зная наперед, что будет дальше и как будет человек жить в будущем, и берет его к себе. Ведь человеку этого не видно, ему непостижимы пути Промысла Божия. Нужно только твердо верить, что Бог благ и все делает ко благу Своего творения! В-третьих, после соборования иногда человек умирает и потому, что ему нужно, пора умирать. Бог положил неизменный закон каждому человеку когда-нибудь умереть: мы это видим сами. А если бы после соборования человек выздоравливал всегда, то он мог бы никогда не умирать, что противно воле Божией. Велик дар — выздоровление от болезни, ибо всякому человеку хочется пожить подольше.
Но еще больше другой дар — отпущение грехов. Этот дар делает человека чистым и отворяет ему дверь в Царство Небесное. Царство же Небесное есть драгоценнейшее сокровище, которого человек должен искать непрестанно в продолжение всей своей земной жизни. Поэтому, православные христиане, не бойтесь прибегать к Таинству Елеосвящения. Когда кто-либо заболеет, пусть пособоруется не откладывая. А при соборовании сам больной и его родные пусть помолятся с верою и надеждой на милосердие Божие. По вере Бог исполнит их общее желание.
Если же больной видит, что воля Божия зовет его к Себе, то ему нечего печалиться в последние минуты своей жизни: ему готовится блаженная жизнь в Царстве Небесном. Тем не менее все-таки еще раз нужно сказать, что соборование приносит человеку выздоровление очень часто.
Каковы источники наших знаний о Таинстве Соборования? Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадёжно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Очень нередко встречаются люди, убеждённые в том, что это Таинство «для того, чтобы полечиться, и чтобы разрешились самые сложные жизненные проблемы». Много вопросов возникает у прихожан относительно содержания Таинства, критериев участия в нём и т.
Постараемся кратко разобраться во всем этом. Елеосвящение в греческом варианте означает буквально «молитвомаслие», то есть помазание освящённым маслом. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Согласно определению, составленному святителем Филаретом Московским в Катехизисе, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его». Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение. Как мы узнаём из Евангелия от Марка Мк. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Согласно этому свидетельству, ещё до голгофских страданий Спасителя такое священнодействие, подавало помощь больным и телесно, и духовно. Основное же свидетельство установления Таинства содержится в Послании апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Помазание, упомянутое в Послании ап. Иакова, не является ни обычным врачеванием хотя известно, что елей использовался как медицинское средство , ни исключительным харизматическим даром, поскольку исцеление совершается иерархическим священством пресвитерами , а главным средством исцеления служит церковная молитва. По различным раннехристианским источникам можно предположить, что изначально помазание елеем было одним из использовавшихся христианами средств исцеления наряду с возложением рук, освящённой водой, заклинанием больного именем Господним, участием в таинстве Евхаристии, которое авторы называют «врачевством бессмертия» и «лекарством жизни». Иоанн Златоуст, перечисляя обязанности пресвитеров, писал, что они не только крестят, но и исцеляют от грехов, совершённых после Крещения, и приводил цитату Иак. Первое твёрдое свидетельство о самостоятельном таинстве Елеосвящения содержится в приписываемом прп.
С конца VIII в. Над кем может совершаться таинство Елеосвящения?
Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего. Как происходит само таинство? Разобравшись, как приготовиться к Соборованию, также важной для многих будет информация о том, как именно проходит само таинство. Так, священнослужитель будет читать по семь текстов из Евангелия и Апостольских посланий. После каждого прочтения священник обязательно должен помазать чело, щеки, руки и грудь человека, которого соборуют, священным маслом — елеем. После прочтения последнего стиха батюшка возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и молится о прощении всех его грехов. Нюансы У людей также могут возникать иные вопросы относительно данного таинства.
Итак, как еще должна проходить подготовка к Соборованию? Нужно ли для этого поститься? По словам священнослужителей, специального поста перед данным таинством нет. Однако так как данный обряд чаще всего проводится в Великий пост, каждому честному христианину положено поститься. Следующий вопрос, который может возникать: обязательно ли исповедаться? Такого правила, естественно, нет, однако церковные деятели рекомендуют это сделать перед таинством Соборования. Если же этого не произошло, исповедаться нужно будет после Соборования. Можно ли мазать елеем небоговидные места? Можно, ведь человека сотворил Бог, и в его теле нет ничего постыдного.
Можно мазать священным маслом все пораженные болезнью места.
Что такое забытые грехи
- СОБОРОВАНИЕ ВЕЛИКИМ ПОСТОМ 2022 ГОДА — Христорождественский собор
- Соборование в Троице-Владимирском соборе
- Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру
- Соборование: какие грехи прощаются?
- Отправить комментарий