Все мы помним легенды Средневековья о Прекрасной Даме и её верном слуге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, куртуазная любовь, прекрасная дама на развлекательном портале
Куртуазия как особый тип культуры
Мнения ученых по этому вопросу расходятся. Те, кто допускает существование куртуазной любви, подчеркивают, что ее обязательным условием был добровольный дар каждого из «партнеров», а в ее основе лежали красота и достоинства влюбленных. Но браки того времени, заключенные в силу неких соглашений и политических и династических уловок, никоим образом не могли отвечать этим требованиям. А потому нормой, компенсацией подобных браков без любви, становился «любовный треугольник»[719], отражающий реальное положение вещей, по крайней мере, на уровне идеологии[720]. К тому же, как замечает К. Для других толкователей подобная апология любви, зачастую прелюбодейной, настолько немыслима в рамках христианского общества XII в. С этим можно поспорить — настолько очевидно, даже и, возможно, особенно в окситанской лирике, стремление к полной, завершенной любви. То же самое можно сказать и о старофранцузской литературе, несмотря на стремление некоторых ученых доказать, что романы, подобные «Тристану и Изольде», описывали пламенную любовь, не выходящую, однако, за границы целомудрия[724]. По их мнению, это романы фрустрации, плод обмирщения христианской любви, отрицание плотской страсти и восхваление брака без интимных отношений, но и без любви, под ирландским влиянием[725].
Чтобы разрешить это явное противоречие между куртуазной любовью и существующей моралью, некоторые толкователи выдвинули идею о том, что куртуазная любовь не была ни изложением доктрины, бытовавшей в то время, ни принятой идеологией, — она была лишь воплощением мечты или даже воображения. Чистейшей игрой ума[726]. Исходя из этого, работы, описывающие куртуазную любовь как нечто существовавшее в действительности, остаются без объекта исследования и даже становятся ловушкой для толкователей литературных текстов[727]. В недавнем времени этот вопрос был тщательно изучен в новаторской статье М. Отсюда автор, используя в своем анализе категории, установленные Ж. Но, вопреки очевидному, вопреки общепринятым гипотезам, Кретьен де Труа ни в коей мере не является певцом прелюбодейной любви. Даже та сцена, в которой Ланселот приходит к Гвиневере в ее покои ради пламенной ночи любви, по сути является обманом, мечтой, поскольку «никто никогда не поверит в то, что ярый защитник брака мог допустить саму идею о плотской связи Гвиневеры и Ланселота, которая низвела бы их до уровня корнуэльских любовников, чье безнравственное поведение он не переставал изобличать»[729]. На первый план в этом случае выходит сексуальное влечение, находя свое выражение в насилии и захвате, «основных формах любви в средневековой цивилизации».
И все же эти грубые и жестокие нравы смягчает куртуазная атмосфера; отныне феодальное общество, отказываясь от христианских моральных ограничений, но не порывая с ними полностью, допускает в свою повседневную жизнь сексуальность. Женщина вновь занимает свое естественное положение сексуального объекта и искусительницы, которое она, впрочем, никогда не покидала, оставаясь таковой в идеале и в воображении. Заметим, что литературная модель на самом деле многозначна и многообразна. В литературе переплетаются мечта и повседневная действительность, идеал и реализм, объективное описание и транспозиция, устремления, сублимации и игра воображения. Вся сложность для историка заключается в степени «допустимой реальности», которую он приписывает каждой из форм любви, описанной в анализируемых им произведениях. Мы знаем, насколько субъективным может быть такой анализ, а, следовательно, и интерпретация, выстроенная на его основе. Именно так обстоит дело с куртуазной любовью как, впрочем, и с Алиенорой , чью интерпретацию варьировали время и нравы толкователей. Ее новый вариант представлен сегодня историками, рассматривающими этот вопрос с позиций феминизма[730], женоненавистничества[731] или современного психоанализа.
Последние видят в куртуазной любви отражение формы невроза, главным образом мужского: человек страдает из-за неразрешимой любви, поскольку его дама сердца недоступна. Тогда мужчина выстраивает настоящую любовную клетку, низводя себя до положения марионетки, поверженной, раздавленной, истерзанной неутоленным желанием в рамках парадоксальной и разрушающей любви, субъект которой находится в вечном ожидании, а объект — в вечной недосягаемости[732]. Парадоксально, но подобные интерпретации, сделанные в рамках психоанализа, допускают, что литература по большей части является достоверным отражением действительности и описывает ситуации, соответствующие социальной реальности того времени, которую исследователь толкует по-своему, придерживаясь установок своей «школы». Следует ли в таком случае отказаться от понятия «куртуазная любовь», отрицать ее реальное существование и социальное значение? Без сомнения, это было бы крайней мерой. На мой взгляд, стоит придерживаться направления, предложенного Р. Этот автор отмечает, что понятия «куртуазная любовь» в средневековой литературе практически не существует. Этот концепт заключает в себе различные и противоречивые аспекты, следовательно, теория куртуазной любви не может укладываться в рамки одного этого термина.
Любовь, описанная в произведениях, может быть как недостижимой, так и доступной, как супружеской, так и прелюбодейной, как платонической, так и эротической. Ее объектом может быть не только замужняя женщина, занимающая, в отличие от ее воздыхателя, высокую социальную позицию, но и дама равного с ним положения и даже простолюдинка. Куртуазная любовь не соответствует понятию концепта — лучше будет говорить не о куртуазной любви, но о куртуазном дискурсе о любви, о литературном споре, касающемся различных форм любовного поведения[734]. Тем не менее общим сюжетом всех этих дискурсов остается любовь, облагораживающая человека. Различные ситуации выявляют ее главные, характерные черты, превращая ее в ценность, не имеющую равных. В частности, это односторонность любовных отношений: можно отдавать другому свое тело как в случае Изольды и Гвиневеры , но не сердце: она принадлежит лишь одному человеку. Любовь должна быть абсолютной и единственной. Она должна быть искренней, достойной, истинной, бескорыстной и надежной.
Она обязательно взаимная — качество, которое долгое время ученые упускали из виду. Наконец, она добровольная, спонтанная, уважающая чувство собственного достоинства и свободу партнера. Но тогда на пути неизбежно встает проблема брака: если любовь спонтанна и добровольна, то как совместить ее с правами супруга, призывающими к супружескому долгу, предоставленному Церковью и навязанному нравами и обычаями времени? Вот почему в большинстве своем любовные отношения, описанные в романах, оказываются внебрачными. И все же проблема заявлена, и Кретьен де Труа пытается разрешить ее, примирив любовь и брак в «Клижесе», «Эреке и Эниде» и даже, с большими трудностями, в «Рыцаре телеги», пытаясь приглушить опасный аспект мифа о прелюбодейной любви, прославляемой Тристаном и Изольдой. Последний аспект, вероятно, обладает наибольшей значимостью: любовь почти всегда оказывалась притесняемой законами общества и Церкви. Такой подход к проблеме позволил мне переформулировать вопрос. Ибо если куртуазная любовь не является принятым и даже действующим концептом, то она не может быть выражением или инструментом социального класса, как утверждали Э.
Конечно же, от рыцарей ожидались и красивые подвиги, посвященные избраннице, которые позволяли ему завоевать ее расположение. Считалось, что необходима преграда, которая мешает влюбленным соединиться, поэтому юноши предпочитали играть в эту игру с замужними женщинами. Интересно, что вовсе не близость была главной целью куртуазной любви, игроки наслаждались самим процессом завоевания.
Куртуазная литература Нельзя не упомянуть и куртуазную поэзию, которая была создана трубадурами. Любимой темой странствующих певцов, конечно же, оставалась куртуазная любовь. Персонажи всегда готовы были на любые жертвы для того, чтобы завоевать свою даму, привлечь к себе ее внимание.
Невозможно забыть и о сонетах, которые Франческо Петрарка посвятил прекрасной Лауре, в которую был влюблен на протяжении всей жизни. Наши дни Куртуазность поведения в наши дни нередко вызывает насмешку, становится объектом пародий. Однако и жители современного мира согласны с тем, что необходимо проявлять учтивость и галантность по отношению к пожилым людям, женщинам, помнить о соблюдении правил этикета.
Все это до сих пор считается показателем культурного развития, пусть в наши дни уже и не существует культа Прекрасной Дамы и рыцарских турниров. Какие существуют синонимы.
В « Божественной комедии » Прекрасная Дама Данте - Беатриче - становится не только его платонической возлюбленной, но и духовным провожатым поэта к таинствам Рая. Влияние куртуазного идеала изысканного поведения и манер, рыцарственного служения Даме, особого рода хрупкой и тонкой мужской и женской красоты отразилось в готической живописи и миниатюре 12—13 вв. Отголоски куртуазии - в моде на галантность 18 века, поэзии и искусстве европейского романтизма см. Энциклопедический словарь.
Практический справочник. То же, что куртуазия. И куртуазность учтивость, к которой прибавлено немного жеманства и немножко сладострастия.. Труднодостижимо, потому что жеманство и сладострастие почти бесконтрольны, а при отсутствии почти недоступны… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Э.
Тристан и Изольда Куртуазность, куртуазия англ. Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность, обходительность, умение тонко чувствовать,… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях amour courtois от courtois - учтивый, рыцарский , система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века - раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви , согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином , оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.
Впервые понятие «куртуазная любовь» встречается в конце XI века в поэзии трубадуров при дворе владетельных синьоров Аквитании и Прованса. Однако к началу раннего Нового времени, к моменту появления «профессиональных» придворных понятие куртуазность стало включать в себя «вежливость », «учтивость » и правила их выражения по отношению как к женщинам, так и мужчинам. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами - один из признаков куртуазности.
Современная практика употребления слова «куртуазность» носит скорее иронический характер, и подразумевает фанатичное, часто - за гранью здравого смысла, следование правилам и манерам « высокого стиля » поведения. Куртуазная любовь и перемены в положении женщин во Франции XII в. Человек в истории. Отрывок, характеризующий Куртуазность — Боком, закройтесь пистолетом, — проговорил Несвицкий.
Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова : — Глупо… глупо!
Смерть… ложь… — твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова. Долохов, молча, с закрытыми глазами , лежал в санях и ни слова не отвечал на вопросы, которые ему делали; но, въехав в Москву, он вдруг очнулся и, с трудом приподняв голову, взял за руку сидевшего подле себя Ростова.
Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно нежное выражение лица Долохова. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — где мы? Мы в Москве, я знаю. Я ничего, но я убил ее, убил… Она не перенесет этого.
Она не перенесет… — Кто? Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать, — и Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее.
Ростов поехал вперед исполнять поручение, и к великому удивлению своему узнал, что Долохов, этот буян, бретёр Долохов жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой, и был самый нежный сын и брат. Пьер в последнее время редко виделся с женою с глазу на глаз. И в Петербурге, и в Москве дом их постоянно бывал полон гостями. В следующую ночь после дуэли, он, как и часто делал, не пошел в спальню, а остался в своем огромном, отцовском кабинете, в том самом, в котором умер граф Безухий.
Куртуазность в эпоху средневековья Понятие куртуазности Куртуазность как основа рыцарской культуры Рассказ о самом понятии "куртуазности", про куртуазность как основу рыцарской культуры, о куртуазной любви, куртуазной литературе и о рыцарских боях за девушек. Эпоха средневековья ознаменовалась сильнейшими изменениями в общественных отношениях , приходом на смену рабовладельческому строю феодализма, главенством Церкви и другими событиями, поэтому этот период часто называют одним из самых мрачных в истории. А основой рыцарского поведения стала куртуазность, своеобразный кодекс хорошего тона. В своей работе я постараюсь дать определение куртуазности и выявить основные черты куртуазной любви.
Чтобы выразить себя адекватно, важно выбирать подходящие слова и контролировать свою мимику и жесты. Также необходимо учитывать, что ваше высказывание может оказать влияние на других людей и поэтому стоит быть осторожным с теми словами, которые вы выбираете. Умение слушать и выражать себя позволяет установить эффективную коммуникацию с окружающими людьми.
Слушание позволяет лучше понять точку зрения других и уважать их мнение. Выразить себя адекватно помогает избежать конфликтов и сохранить гармоничные отношения с другими. Выражение себя без агрессии и оскорблений способствует развитию доверия в отношениях и созданию позитивной атмосферы.
Куртуазность в различных сферах жизни В бизнесе куртуазность выражается в профессиональном поведении и уважительном отношении к коллегам и партнерам. Она позволяет поддерживать гармоничные рабочие отношения и способствует развитию делового успеха. В межличностных отношениях куртуазность проявляется в вежливости, такте и уважении к другим.
Она помогает строить качественные и здоровые отношения с близкими и окружающими людьми. В общении с неизвестными людьми куртуазность позволяет создать положительное первое впечатление и привлечь к себе внимание. Она проявляется в умении слушать, быть внимательным собеседником и уместно использовать вежливые формы общения.
Куртуазность также важна в образовании и научной деятельности. Уважительное отношение к мнению других и способность высказывать свои аргументы без агрессии способны улучшить качество обучения и научных исследований. В искусстве куртуазность проявляется в тонком вкусе и элегантности.
Куртуазные произведения искусства способны вызывать восторг и эмоциональное обогащение у зрителей и слушателей. Необходимо понимать, что куртуазность является неотъемлемой частью культуры и поведения каждого человека. Ее проявление во всех сферах жизни не только приносит пользу нашему окружению, но и помогает нам расти в духовном и интеллектуальном плане.
Куртуазность в профессиональной среде Проявление куртуазности в работе имеет несколько аспектов: Уважение к коллегам. Будьте вежливы и внимательны к своим коллегам. Уважайте их мнение и вклад в конечный результат работы.
Общайтесь с коллегами без грубости и негатива, даже если ваше мнение расходится с их точкой зрения. Поддержка и взаимопомощь. В профессиональной среде важно помогать друг другу.
Если ваши коллеги нуждаются в помощи или совете, старайтесь помочь им. Будьте готовы поделиться своими знаниями и опытом для достижения общей цели. Корректность в общении.
В профессиональной среде необходимо быть вежливым и тактичным. Старайтесь избегать оскорбительных высказываний и некорректного поведения.
Что такое куртуазность и как проявить ее в общении — 5 принципов вежливости и такта
Подонок может быть аристократически утончённым, изысканно любезным, то есть будет казаться на все сто куртуазным, и лишь опытный взгляд увидит в его поведении фальшь за показным рыцарством и напускной куртуазностью. КУРТУАЗНЫЙ найдено 25 значений слова куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Значение слова «Куртуазный». В словаре Ефремовой. Ударение: куртуазный прил. устар. Любезный, вежливый. Узнайте, что такое куртуазность и как она проявляется. А знаете ли вы, что такое куртуазная любовь?В истории эта форма внебрачных отношений между мужчиной и женщиной,предполагающая утонченность ухаживания, извест. Куртуазность — это эстетическая и этическая концепция, отражающая особое мировоззрение и поведение, характерные для рыцарства, аристократии и средневековой феодальной культуры.
Куртуазность: что это значит?
Основные характеристики куртуазности включают в себя такие качества, как вежливость, воспитанность, тактичность, умение общаться и приспосабливаться к различным обстоятельствам. Рыцарство и куртуазность как феномены средневековой культуры: возникновение и этапы развития. Куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love ; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазная литература (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают.
Истори про историю. Куртуазность.
Что такое куртуазность 6 класс история кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. «Куртуазная любовь» в какой-то мере противопоставлялась верности в браке. Куртуазность, куртуазное поведение, куртуазная любовь, куртуазность в. Что такое куртуазность: 1) правила поведения рыцаря при дворе, 2). Куртуазность — это культурное и этическое понятие, которое определяет правила и нормы приличия, вежливости и этикета. это социальное и этическое качество, предполагающее такие поведенческие нормы, как вежливость, учтивость и уважение к другим людям. Слова «куртуазность» и «галантность» прямо заимствованы из французского языка, а слово amour – амур – и вовсе не нуждается в переводе.
Куртуазность - это кодекс хорошего тона
- Куртуазность - это что такое
- Что такое куртуазность и как ее проявить в общении?
- Куртуазность - это что такое
- Что такое куртуазность
Маньеризм и куртуазность
Слова «куртуазность» и «галантность» прямо заимствованы из французского языка, а слово amour – амур – и вовсе не нуждается в переводе. Значение слова куртуазность. Куртуазность, куртуазия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Куртуазность — статья из Интернет-энциклопедии для куртуазность — вежливость, манерность, политес, учтивость, деликатность, любезность, предупредительность, субтильность, обходительность Словарь русских синонимов. куртуазность см. вежливость Словарь синонимов русского языка. Значение слова Куртуазность на это Куртуазность Куртуазность, куртуазия (; от "courtois" — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать пр. это социальное и этическое качество, предполагающее такие поведенческие нормы, как вежливость, учтивость и уважение к другим людям.
Что такое куртуазность: определение и примеры
Кодификация понятия «куртуазность» произошла во 2-й половине 12 в. Лирические жанры куртуазной литературы — альбы , канцоны , сирвенты , пастурели и др. Образцы куртуазной литературы создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии. Начиная с 13 в.
Несуществующая латинская поговорка гласит: "и у дурака дозволено учиться". Высшая куртуазность, когда умный может настроиться так, чтобы жить, как дурак, по неписанным законам. Не дурак, а дурак! Дуракам закон не писан, если писан, то не читан, если читан, то не понят, если понят, то не так! Вот такая куртуазная народно-хороводная побасенка. Глава третья.
Любовь — Прекрасная Дама, окутанная флёром красоты, ума и молодости, но, увы, крайне недоверчивая. Голым словам обещаний и пустых клятв не верит. Ей на блюде подавай конкретные действия, причём, незамедлительно. Подвиги и дела возвышают ум и сердце мужчины. Очень куртуазно! Она считает, что бояться действовать недостойно мужчины. Пусть его дела соответствуют сказанным словам. Орёл не ловит мух! Женщина любит сердцем.
Куртуазные размышления на данную тему: "сердце - это чувства, а чувства переменчивы, как ветер в мае"... Женщина может всегда, но хочет не всегда. Её желание зависит от мужской куртуазности, подвигов во имя любви и умения слушать и слышать её. Мужчина любит умом. Ум - это мысли, а мысли способны оправдать любые не куртуазные поступки. Мужчина хочет всегда, но может не всегда. Самая блистательная победа мужчины - это умение проникнуть в сердце Любви! Глава четвёртая. Политика вне политики.
Политика — это искусство внешнее и внутреннее.
Куртуазный кодекс предполагал не только храбрость, но и учтивость, вежливость, галантность , обходительность, умение тонко чувствовать, щедрость, изящество, знание любовных условностей, умение слагать стихи. По их убеждению, хорошие манеры укрощают дурные наклонности, помогают достичь душевного равновесия.
Покорно удовлетворять малейшие прихоти дамы, хотя бы самые фантастические, молчаливо сносить её упреки, хотя бы несправедливые, — единственное, на что он может отважиться.
Такое любовное служение берёт пример с вассала, почтительно служащего своему господину. Влюбленный — это «человек» дамы. Он обращается к ней midons, что этимологически восходит к обращению «мой господин», а не «моя госпожа». Все эти отношения верно описаны как «феодализация любви».
Такой любовный ритуал ощущается неотъемлемой частью куртуазной любви, возможной только для того, кто учтив. Куртуазная любовь не легкомысленна; «она представлена как трагическое, безнадёжное чувство, или почти безнадёжное, ибо от полного отчаяния влюблённого спасает вера в божество Любви, которое никогда не предает своих служителей и способно покорить самых неприступных красавиц». В духе куртуазной любви Овидий давал такой совет начинающему любовнику: Коли прикажет тебе госпожа явиться на площадь — Раньше срока предстань, самым последним уйди. Если велит бежать по делам — беги, не замедли, Чтоб никакая толпа не задержала тебя.
Ночью ли, с пира домой собираясь, раба себе кликнет — Будь ей вместо раба, первым являйся на зов. Шлет ли, уехав, письмо «Приезжай! И да не будут помехой тебе ни снега на дорогах, Ни в нестерпимые дни дышащий жаждою Пес. Воинской службе подобна любовь.
Отойдите, ленивцы! Тем, кто робок и вял, эти знамена невмочь. Визитная карточка куртуазности — истинная учтивость. Питт, — может быть определена как благосклонность в мелочах и состоит в предпочтении, ежеминутно отдаваемом другим в житейских отношениях.
Обратите внимание:
- Что такое куртуазность и как ее проявлять в жизни?
- Куртуазность в XXI веке
- 1. Рыцарство и куртуазность как феномен средневековой культуры: возникновение и этапы развития
- Куртуазная литература. Большая российская энциклопедия