Обучение в домашних условиях позволяет подстраиваться под способности ребенка к усвоению информации, выбирая тот темп обучения, при котором ученику легче усвоить полученную информацию. Минусы домашнего образования всплыли в первый же год.
Домашнее обучение в школе: Плюсы и минусы
Сейчас на семейное образование перешли больше 12 тысяч детей. Каждый год число обучающихся увеличивается на две тысячи человек. Тем не менее, у большинства такой формат обучения по-прежнему вызывает много вопросов. Как он устроен?
Кто может учиться дома? Чем домашнее обучение отличается от семейного образования? Отвечаем на самые важные и распространенные вопросы про обучение на дому.
Домашнее Vs Семейное Домашнее обучение — это когда ребенок прикреплён к школе, но учителя приходят к нему домой. Школа обязана предоставить педагогов, расписание занятий, а также обеспечить учебниками и методическими материалами. На такое обучение переводят только по состоянию здоровья.
На семейное же обучение теоретически может перейти любой ребенок. По сути это просто самообразование. В этом случае школа только проводит аттестацию, но никак не участвует в учебном процессе.
Все ли школы имеют право предоставить домашнее обучение? На домашнее и семейное обучение можно перейти в любой школе. Об этом говорит статья 17 Федерального закона от 29.
Исходя из биологического ритма ребенка, можно проводить занятия в то время, когда он наиболее активен и настроен на образовательную деятельность. Благодаря этому, можно оптимально распределить время на обучение и посещение различных секций; собственный темп обучения. Он позволяет изучать различные темы учебных дисциплин до полного их усвоения, независимо от того, сколько времени для этого потребуется; отсутствие конфликтов. В школе многие дети подвергаются «буллингу» со стороны сверстников, из-за чего не хотят посещать занятия. В таких случаях семейное обучение поможет избежать конфликтов, стрессов, а также сохранить психологическое здоровье ребенка; экономия времени. Ребенок может легче и быстрее усвоить школьный материал, так как все внимание уделяется только ему; широкий выбор программ и способа обучения.
Семейное обучение предусматривает самостоятельный выбор предметов для изучения и учебно-методических материалов учебников, пособий и т. Заниматься обучением можно как с помощью родителей, репетиторов, так и самостоятельно прохождение дистанционных курсов или обучение в онлайн-школе, просмотр видео-лекций ; физическое здоровье детей. Ребенок всегда может сделать перерыв, провести разминку для глаз, рук, ног, спины, поменять положение например, прилечь или прогуляться на свежем воздухе. У родителей появляется возможность следить за его правильным питанием. Минусы семейного обучения Семейное обучение все же имеет недостатки. К ним относят: сложности для родителей.
Эти трудности ждут не всех: есть женщины, чье призвание — именно педагогика, именно домашний уют и творческое налаживание быта. Для них семейное обучение — это воздух, радость и творчество! Так что почему бы не реализовать подобные таланты во всей полноте? Базовые материнские и педагогические навыки мы все в себе можем раскопать, но вот серьезная, планомерная и многолетняя учительская деятельность — это все-таки отдельное призвание, мне кажется. А если его нет, не опасно ли «браться за гуж»?
Если мама — «авральщик» Второй, но самый заметный камень преткновения для родителя, чьи дети всегда дома — это режим и самоорганизация. Это одновременно и плюс, и минус домашних занятий с детьми. Плюс в том, что жесткий режим, на самом деле, не так уж хорош для маленького ребенка. Базовые элементы режима очень важны отбой в одно время, ежедневная прогулка , а вот чрезмерно регламентированный день — нет. В свободном графике у дошкольника лучше развиваются творческие способности и умение занять самого себя вариант «занять себя мультиками» у нас был исключен — смотрим их не чаще двух раз в неделю, игр на планшете не предусмотрено вовсе.
В этом смысле домашнее образование сегодня особенно актуально: условно говоря, садик и школа — это как бы суровая кузница офисных кадров, а домашнее обучение дает хорошую базу для будущего фрилансера и «креативщика». Но — это в теории. На практике многое в успешной учебе все же зависит от организованности родителей. Увы, я патологический «авральщик». Мне проще и приятнее с горящими глазами да под кофейный допинг «раскидать» за несколько ночей гору дел, чем ежедневно, рутинно и правильно делать все это в час по чайной ложке.
Да, можно мне возразить: займитесь, мол, мамаша, самовоспитанием, и проблема уйдет сама собой... Только вряд ли возможно из разгильдяя быстро стать сверхправильным педантом, оставшись при этом тем же самым человеком. Нет, многому я действительно учусь и продолжу учиться. Осваиваю посильный «тайм-менеджмент», умение не покупать лишние вещи и не захламлять квартиру, навык организации пространства на родных сорока квадратах... Только у всякого самовоспитания есть потолок и разумные пределы — с некоторыми недостатками, если это не прямые грехи, проще смириться, чем заниматься сизифовым трудом.
С маленькими детьми отсутствие педантизма — это еще не очень страшно: им как раз пока не слишком нужно регулярное «корпение» над тетрадками, зато куда важнее активная деятельность так формируется наглядно-действенное мышление — база для всех остальных форм мышления и спонтанная игра. Полем для деятельности может стать любое домашнее дело: утром погонял пылесос, в обед немножко поколол посуду, изучая объемы и формы, пока мама варила суп, помог ей кромсать овощи, вечером с горем пополам помыл тарелки. Для спонтанной игры дома тоже простор и раздолье. Не надо тратить время на долгие сборы всей садовской группы на прогулку, не нужно несколько раз в день сидеть на стульчике, пока всех по очереди водят в туалет...
Маргарита Макаревич: «Мы свободолюбивые люди, а школа — это такое учреждение, куда нужно утром прийти, откуда днем надо забрать детей. Рано или поздно задаешься вопросом: а кому все это нужно? Образования школа не дает, мы по качеству скатились с 3-го места на 35-е. Что касается навыков общения, то мы поглядели на это общение и решили, что такие навыки не нужны».
Алексей Семёнычев, который растит двух сыновей в одиночку, называет себя одним из первых семейных преподавателей в России. Алексей Семёнычев, автор проекта «Альтернативное образование в России»: «Представление о том, кто такой учитель, — это вчерашний день.
Домашнее обучение в школе: Плюсы и минусы
Родители контролируют, но дети больше учатся самостоятельно. Если навыки самоорганизации, самоконтроля развиты недостаточно, родителям приходится трудиться вместе с ребёнком, чаще всего они быстро выдыхаются и возвращаются в школу. Дети, которые оказываются на домашнем обучении по состоянию здоровья. У всех очень разный опыт. Есть ученики, которым хорошо, и они хотели бы продолжать учиться дома, поскольку школьная социализация отнимает у них слишком много сил. Среди них нередко встречаются те, кто уже мог бы вернуться в школу, но как только начинают в неё ходить, сваливаются в бесконечные недомогания, ОРВИ, и родители снова задумываются о домашнем обучении. А есть дети, для которых отсутствие организующей школьной среды и коллектива невыносимо, и они стремятся поскорее вернуться в школу. Родителям таких ребят часто трудно организовать учебный день школьника дома, а редких визитов учителей недостаточно для того, чтобы он качественно осваивал программу. Ольга Трухина, аналитический психолог, клинический психолог, педагог-психолог ОАНО «Свободная школа», работающей по вальдорфской методике Как психолог, я наблюдаю много детей, которые находятся на домашнем обучении. Для некоторых из них — это выход, настоящее спасение. Категория ребят, которым я бы рекомендовала домашнее обучение — это талантливые дети, те, кому в условиях обычного среднего образования тесно и скучно.
Если, например, они одарены музыкальным или художественным талантом, то родители часто решают не тратить время на совершенно ненужные и неинтересные предметы, но при этом должны обеспечить достойный уровень знаний в домашних условиях. Я наблюдала семью с 4 детьми, где каждый шёл по своей уникальной программе и каждый был в чем-то особенно талантлив: кто-то учил пять иностранных языков, кто-то играл на нескольких музыкальных инструментах, кто-то был спортсменом, кто-то — молодым одаренным программистом. Это огромная работа со стороны родителей и, конечно, очень большие деньги. Вторая категория детей на домашнем обучении — это, как правило, ребята, имеющие физические или психологические ограничения здоровья. Для некоторых детей обычная школа — это источник постоянного стресса и ретравматизации, даже для психически устойчивого ребёнка ситуация травли со стороны ровесников или резкое уничижительное отношение со стороны учителей может сильно ударить по самооценке и явиться причиной развития психологических проблем. Но что бы ни стояло за выбором домашнего обучения, это может вызвать сложности с социализацией и развитием социального интеллекта. Стоит взвесить все «за» и «против» такой формы обучения. Евгения Чмутова, детский и подростковый психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, КБТ-терапевт Клуб, с которым я работаю, основывается на принципах гуманной педагогики. Программа у нас пока рассчитана только для начальной школы, большинство уроков проходит в игровой форме, с большим количеством экспериментирования и интерактива. Детям, которые уже вкусили «обычной» школы, поначалу непросто, нелегко и нам с ними: как это так, сидеть часть уроков не за партами, а на полу, например?!
Неужели можно не делать то, что я не хочу? А если я тогда ничего не хочу, что будет? Им трудно почувствовать границы, когда нет принуждения, наказаний, жёсткости. Поэтому много сил тратится на то, чтобы помочь ребенку почувствовать, что учиться может быть интересно. Есть дети, родители которых не согласны с существующей системой образования, у них много требований и тревог, передать ответственность за обучение ребенка им трудно, соответственно, трудно и детям. Есть ребята с особенностями, которым трудно в обычной школе — там они попадали в коррекционные классы, но не из-за интеллектуальных способностей, а из-за поведения. И в этом месте им как раз хорошо, потому что детей немного, взрослых на них достаточно, кроме школьной программы есть куча кружков по интересам. Часто попадают в клуб дети, которым в обычной школе трудно из-за агрессивности и других поведенческих проблем.
Алексей Семёнычев, автор проекта «Альтернативное образование в России»: «Представление о том, кто такой учитель, — это вчерашний день. Каждый родитель — учитель для своего ребенка. Есть люди, которые об этом забывают». По словам Семёнычева, образовательный процесс всего класса притормаживает, если хоть один из учеников отстает. Картина дня.
Поговорила со своим духовником, и он сказал так: у меня жена тоже занималась семейным образованием наших детей, и на это надо жизнь положить. И если ты не можешь, то лучше пусть он пойдет в православную школу». Так Дима вернулся в школу. Виктория признается, что первые два года там дались им с большим трудом, в пятом и в шестом классе парень учился на тройки. Но к седьмому классу ситуация постепенно выровнялась. Если бы у меня было достаточно сил и ресурсов, я бы, может быть, продолжила, как это делают многие мои друзья. Главное здесь — иметь превосходные организаторские способности, узнавать о разных вариантах, исследовать рынок, примерять это к своему ребенку. Если соразмерить свои возможности — финансовые, моральные и временные, взвесить способности ребенка, тогда найдется вариант», — рассуждает Виктория. Особое мнение Ирина Лукьянова. В коллаже использовано фото с facebook. В основном это старшеклассники, выбирающие такую форму подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз. И это понятно: нагрузка так велика, что приходится экономить время и силы, распределять их в соответствии со своими приоритетами. Когда же речь идет об учениках младшей и средней школы, мне думается, что многие родители руководствуются своим личным печальным опытом. Мысль о том, что я сейчас своего милого ребенка отдам куда-то, где его научат дрожать, потому что он забыл дома тетрадь, и бояться Марииванны, приводит к тому, что родители решают оставить ребенка дома и сказать: гори оно все синим пламенем, научим всему сами. Отдельная история — когда родитель постоянно выслушивает тирады про неуспешность своего ребенка, жалобы на него. А когда еще учитель, вместо того, чтобы преподавать, ругает детей все 45 минут, и родителю дома приходится объяснять материал заново, вывод напрашивается сам собой. Если родители действительно готовы этим заниматься и могут правильно выстроить программу занятий со своим ребенком, определить для него личную образовательную траекторию, иногда получается очень хорошо: занятия организуются творчески, потребности и интересы ребенка учитываются, при этом у него экономится время когда класс большой, у учителя может много времени уходить на дисциплинарные моменты, например. С другой стороны, иногда получается и не очень хорошо, потому что семейное обучение, да и любое обучение в принципе требует очень строгой системности. И дать детям серьезные фундаментальные представления — такую базу, на которую ложится дальнейшее образование, родители часто не в состоянии — и ребенок оказывается подготовлен по каким-то предметам или слабо, или очень средне но это, разумеется, и в школе так бывает. А еще это требует колоссальной организованности и от родителей, и от ребенка. При этом дети — великолепные саботажники и могут очень здорово мотать родителям нервы в этом процессе. Я несколько раз слышала от родителей детей, которые учатся дома, что самое трудное — это психологическая сторона. И тут даже не всегда помогает образование. Думаю, многие педагоги со мной согласятся в том, что собственные дети не воспринимали их как учителей в домашней обстановке. Как говорится, сапожник без сапог. Ну и напоследок маленькое наблюдение. От хорошего директора хорошей московской школы я слышала, что с недавних пор поступать в пятый класс приходят дети, которые получили начальное образование дома. И это всегда чудесные дети: свободные, раскованные, интересные, творческие. Но не так уж редко их уровень подготовки по базовым предметам — математике или русскому языку — уступает уровню обычного школьника — а иногда там могут быть просто провалы. И это очень обидно: очень хочется такого ребенка взять, потому что клевый ребенок! Но директор говорит: «Мы понимаем, что эти предметы он у нас не потянет». Формы поддержки для родителей хоумскулеров Родители, чьи дети обучаются на дому, организуются в сообщества.
Да и педагоги часто не заинтересованы в посещении «надомников» ни материально, ни лично, и относятся к своим обязанностям более чем равнодушно. О плюсах надомного обучения рассуждать сложно потому, что предпосылкой к нему всегда является беда одной семьи. Однако можно говорить о том, что оно позволяет ребенку получать знания в меру сил и возможностей и не отрываться от учебного процесса при длительном лечении либо реабилитации. Семейное обучение Эта форма подразумевает, что родители осознанно забрали ребенка из школы и учат дома. Предпосылки могут быть любыми — от психологических до религиозных. К такому решению может прийти семья, которая часто переезжает или в которой дети профессионально занимаются спортом, то есть постоянно ходят на тренировки и участвуют в соревнованиях. А еще семейное обучение порой выбирают родители, считающие, что их ребенок опережает сверстников и нуждается в индивидуальной программе. Иногда причиной может служить недовольство школой и серьезные конфликты ребенка с одноклассниками. Учителя к детям, находящимся на семейном обучении, не ходят — родители занимаются с ними сами, приглашают репетиторов или подключают онлайн-школы. Ученик имеет право на бесплатные учебники из школьной библиотеки и консультации педагогов. В школе он появляется только на промежуточных и итоговых аттестациях — они проходят по индивидуальному плану или в то же время, что и у сверстников. Плюсы очевидны: ребенок не привязан к школьному расписанию, может получать знания в удобном темпе, с учетом личных потребностей и планов. Кроме того, семейное образование при желании доступно любому. Вопрос в том, достаточно ли ребенок дисциплинирован и способны ли родители грамотно наладить учебный процесс. А еще, скорее всего, членам семьи придется терпеть косые взгляды и неуместные вопросы: «Почему не в школе? Что-то со здоровьем? Домашнее образование как осознанный выбор в России пока не прижилось. Перевести сына или дочь на семейную форму обучение родители могут по заявлению в департамент образования и договору со школой. Подробнее о том, что такое семейное обучение , порядке перевода и о том, как организовать занятия дома, читайте в нашей статье. Кстати, решение о форме обучения можно изменить: по закону ребенка имеют право перевести обратно в школу в любом классе. Кроме того, в некоторых регионах РФ родители могут получать компенсацию за семейное образование — им выплачивают деньги, которые государство тратит на обучение каждого ученика в школе. Сумма может разниться в зависимости от субъекта Федерации. Дистанционное обучение Юридически самостоятельной формой домашнего образования не является. Ребята, обучающиеся таким образом, осваивают обычную школьную программу с применением дистанционных образовательных технологий ДОТ. Под таковыми, согласно закону, понимаются «технологии, реализуемые в основном с применением информационно-коммуникационных сетей при опосредованном на расстоянии взаимодействии» учеников и педагогов. Дети и учителя общаются по видеосвязи, ученики отправляют готовые задания преподавателям в электронном виде. Аттестации в основном очные.
За и против: стоит ли переводить детей на семейное обучение?
Плюсы и минусы домашнего обучения. Если говорить о семейном образовании, то главное его преимущество — свобода в выборе предметов для углубленного изучения и школы, к которой нужно прикрепиться. Чтобы принять верное решение по переходу на домашнее обучение, следует не только проанализировать все плюсы и минусы этой формы образования. Содержание: Преимущества домашнего обучения Недостатки домашнего обучения Вердикт. Когда ребенок достигает школьного возраста, родителям необходимо сделать выбор между формальным образованием и домашним обучением. рассмотрим формы, которые практикуются в Москве и на территории всей России, а так же плюсы и минусы образования на дому. доброго времени суток! я вот тут подумала перевести старшего сына на домашнее обучение. реакция моей сестры была просто истерическая.
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
Так, плюсами домашнего образования может быть выстраивание удобного графика, который будет комфортен для ребенка, занятия в удобном месте, а также выбор необходимых предметов для изучения. Какие плюсы и минусы есть у домашнего образования в школе? Рассмотрим все за и против индивидуальной формы обучения детей в России. Мы приняли решение перейти на домашнее обучение по нескольким причинам. Плюсы и минусы семейного обучения ребенка – к чему готовиться родителям? От того, что ваш ребенок будет учиться дома, есть весомые преимущества.
Как устроено домашнее обучение в РФ и стоит ли переводить на него ребенка
Саша к четырем уже умела читать и писать. К пяти годам она уже знала всю математику первого класса. Еще она ходит на гимнастику и занимается рисованием. Я пришла к выводу, что нет смысла тратить столько времени в школе, поэтому каждые полгода мы просто приходим в школу, к которой прикреплены и сдаем экзамены. Я считаю, что домашнее обучение имеет место быть, если родитель имеет педагогическую подготовку или ребенок занимается с репетитором время от времени. Разумеется, речь идет о младших классах.
В средней и старшей школе учителя необходимы, поскольку просто невозможно будет дать ребенку предметы на том уровне, которого требует школа.
Об этом говорит растущее количество детей, которых родители решили учить дома самостоятельно. Маргарита Макаревич, воспитывающая 8 детей, считает, что весь школьный курс можно пройти и дома. Маргарита Макаревич, многодетная мама: «В сентябре у нас пора заготовок, мы приступаем к занятиям позднее, постепенно мы расходимся, в октябре у нас уже полный список предметов. Мы все успеваем, а штаны просиживаем меньше». В день может быть всего один урок. Родители сами составляют расписание, сами ставят оценки.
Ребенок может сдать итоговые экзамены экстерном. Просто при такой форме обучения нет четкого следования плану школы. Когда необходимо сдавать экзамены? Можно сдавать по ходу учебного года текущий контроль по плану школы и быть прикрепленным учеником к конкретному классу. В этом случае вы имеете право получать консультации учителей. А можно учиться по семейной форме и, когда понадобится аттестат, нужно будет сдавать в школе все предметы. Как узнать, подойдет ли ребенку домашнее образование? Этот вариант обучения подойдет всем детям, если оно компенсируется родителями. Родители должны быть ответственными и иметь ресурсы, чтобы организовать ребенку полноценную среду как обучения, так и в социальном смысле.
Если вы считаете, что кто-то другой без вашего непосредственного участия должен будет это организовать, то вашей семье домашняя форма обучения не подойдет. Также может не подойти вариант обучения дома детям-общественникам, которым просто необходима власть, общественная и организаторская деятельность. В этом случае школа может быть чуть ли не единственным местом для реализации этих амбиций. Но таких детей — единицы… Как ребенок, находящийся на домашнем обучении, будет учиться взаимодействовать со сверстниками? Как проходит социализация? Если мы посчитаем, что 24 часа в сутки три месяца во время летних каникул, еще месяц осенних, зимних и весенних каникул, плюс субботы и воскресенья, плюс праздничные дни и время вне школы — столько времени в году ребенок находится вне школьного коллектива. Затем нужно учитывать, что эта самая социализация в школе проходит во время школьных перемен, которые длятся по 10 минут. Сколько времени ребенок может свободно общаться со сверстниками в школе? Можем ли мы быть уверены, что это мизерное время обеспечит социализацию ребенка?
Самая лучшая социализация происходит в компаниях, за которыми нет присмотра взрослых, так сказать, в неструктурированном обществе. Идеальный вариант — дворовая компания. Либо в объединениях по интересам: кружках и секциях. Есть различные оздоровительные лагеря и санатории. Этого более чем достаточно для того, чтобы научиться взаимодействовать с людьми. Когда в помещение школы согнали детей одного возраста без каких-либо общих интересов — это неправильная модель для социализации. В реальной взрослой жизни модели другие. Общие цели и интересы встречаются у людей совершенно разного возраста.
Ребенок подвергается в классе буллингу и не может думать об учебе в таких условиях. Ребенок серьезно занимается спортом или каким-либо видом искусства и много времени тратит на тренировки или репетиции. Ребенок рано определился с профилем обучения и хочет больше времени уделять олимпиадной подготовке и подготовке к ЕГЭ по выбранным предметам. Не секрет, что программы в современной школе перенасыщены так называемой «проектной деятельностью», детям в обязательном порядке приходится присутствовать на мероприятиях, которые школа проводит для галочки, и в выпускных классах их число только возрастает. Семье ребенка постоянно приходится менять место жительства. Как можно видеть, в нашем случае были актуальны пункты 1, 2 и 3. Какую форму обучения выбрать Если вы решили уйти от традиционной формы обучения, вам доступны две альтернативные формы — заочная ЗО и семейная СО. При переходе на заочную форму ответственность за освоение программы несет школа, к которой прикреплен ученик. Она обеспечивает его необходимыми пособиями, проводит консультации, проверочные и контрольные работы, на которых необходимо присутствовать лично. Школьник также имеет право воспользоваться при необходимости консультациями психолога и логопеда. В некоторых школах учеников 9-х и 11-х классов классов, где проходит государственная итоговая аттестация принимают только на заочную форму обучения. При выборе семейной формы образования для учащихся 10-х и 11-х классов аналог семейной формы образования называется самообразованием всю ответственность за освоение программы несут родители школьника. По закону ребенок на семейном обучении не обязан, но имеет право пройти промежуточную аттестацию по программе каждого класса в одной из имеющих государственную аккредитацию по этому виду деятельности школ. Он также имеет право участвовать в олимпиадах, конкурсах, турнирах, однако на практике с регистрацией уже на муниципальный этап ВОШ Всероссийской олимпиады школьников возникают сложности. Более полную информацию о правах ученика, находящегося на семейном обучении, можно получить в письме Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013. Я выбрала семейную форму, потому что хотела получить максимальную свободу в формировании учебного графика, сделать упор на профильные предметы и дополнительное образование. Как мы подобрали школу для промежуточной аттестации Нам с дочерью хотелось проходить промежуточную аттестацию в максимально комфортных условиях: из дома то был первый год пандемии коронавируса , на бесперебойно работающей платформе с возможностью фиксации ответов и последующей апелляции.
Плюсы и минусы домашнего обучения детей
И последний фактор в пользу домашнего обучения — невозможность посещать занятия по состоянию здоровья. В чем плюсы и минусы семейного образования, как перейти на домашнее обучение, какие документы следует оформить при переводе ребенка из школы. Здравствуйте, уважаемые жите, пожалуйста, плюсы и минусы индивидуального обучения на дому ребёнка.
Нужна ли ребенку школа: плюсы и минусы домашнего обучения
Но если в начальной школе подобную проблему можно решить с педагогом и школьным психологом, перевести ребенка в другой класс, то в средних и старших классах придется отправлять сына или дочь в другую школу. Буллинг в подростковом возрасте говорит о том, что скорее всего класс уже давно педагогически запущен и внутри коллектива наладить обстановку практически невозможно. В секциях и кружках все-таки неблагоприятная атмосфера встречается в разы реже. Там собираются дети с общими интересами, и они обычно учатся делать одно дело вместе.
Подобное взаимодействие не только благоприятно для социализации и психики, но и больше напоминает рабочий процесс во взрослой жизни. Дети, которым точно нужно учиться дома Если ваш ребенок робкий и стеснительный, если он с трудом переносит чей-то крик и строгий голос, то ему лучше дать возможность учиться дома. Но не посадить его там, а начинать социализировать через кружки, секции, игру во дворе с другими ребятами.
Хочу еще отметить одаренных или нестандартно мыслящих детей. Есть малыши, подростки с очень пытливым умом, с нестандартными вопросами, умеющие делать свои выводы или имеющие свое мнение. Очень часто они подвергаются давлению со стороны учителей.
Случаи из моей практики говорят о том, что это случается не так уж и редко. Таких детей я бы тоже советовала переводить на домашнее обучение, чтобы сохранить их уникальность. Если же ребенок очень общительный и рад быть в любых коллективах, если это доставляет ему удовольствие, то школа может стать для него комфортным местом.
И здесь домашнее обучение можно исключить. Как решиться на домашнее обучение Принимая решение о домашнем образовании, родителю стоит оценить свои силы, наличие свободного времени, финансовое положение. Нужно поговорить с ребенком на эту тему, узнать его мнение, объяснить, как и что будет происходить на домашнем обучении, продумать, как он будет общаться со сверстниками, чем будет заниматься в свободное время и т.
Также можно всегда пообщаться с родителями, у которых уже есть такой опыт, узнать о сложностях, с которыми они сталкиваются. И помните, учиться дома можно разными способами: Есть образовательные площадки, где детей официально прикрепляют к школам, где можно учиться, как в обычной школе, только в своем темпе. Есть школы, в которых можно проходить только аттестации, а обучаться самим.
Но самое важное - прислушаться к своему ребенку, понять, что ему будет полезнее. И если это школа, то выбрать подходящую: системы тоже могут сильно отличаться. Но все-таки школа, по моему мнению, лучше.
И здесь лишь вопрос: «Какая именно? Но начало пути точно должно быть в школе. Для ребенка важно пойти в 1 класс, потому что в это время формируется учебный мотив, опираясь на который дети осваивают навыки обучения.
К тому же память об этом событии остается навсегда: каждый человек помнит 1 сентября, линейку, цветы и ощущения праздника. До 9 лет примерно до 3 класса , исходя из исследования А.
Учитель, изучив возможности ребенка, составляет рабочую программу, именно такую в которой нуждается ученик. Уроки разрабатываются исходя из образовательных потребностей и физических возможностей здоровья ребенка. Во-вторых, комплексное сопровождение индивидуального обучения на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Учебный процесс строится путём составления индивидуального учебного расписания ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями с учётом активности и периода работоспособности ребёнка. Индивидуальный учебный прогресс обеспечивается постоянной корректировкой индивидуальной образовательной программы и учебного плана каждого учащегося и мониторингом его учебных успехов и достижений. Помощь по коррекционно-развивающей работе синхронизируется со всем остальным объемом учебной нагрузки ребенка. Во-третьих, вариативность организации занятий с обучающимися.
Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе. В зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы МСЭ, возможностей доставки обучающегося в учреждение, наличия или отсутствия противопоказаний для занятий в классе группе можно выбрать варианты проведения занятий. В-четвертых, преимуществом школ надомного обучения является гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Однако, к сожалению, у надомного обучения детей имеются и отрицательные моменты. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. Зачастую родители возражают против надомного обучения своего ребенка-инвалида, считая, что тем самым он лишается возможности общения с другими детьми, общения со сверстниками и шанса вести нормальную жизнь в будущем. Перевод ребенка на надомное обучение чаще всего вынужденная мера.
В этой ситуации нужно помнить, что ребенок, находящийся на индивидуальном надомном обучении, имеет право участвовать во внеклассной жизни школы и класса, в том числе участвовать во внеклассных мероприятиях, походах в театр, на спортивные мероприятия, посещать занятия творческих объединений отделения дополнительного образования, занятия с логопедом, педагогом-психологом, занятия по лечебной физкультуре. Таким образом, можно сгладить этот минус надомного обучения. Чтобы избежать изоляции ребенка, нужно использовать возможности дистанционного обучения.
Но обязать вас прикрепиться именно к ней никто не вправе, выбор исключительно за вами. И тут интернет в помощь: есть сайты школ, есть отзывы родителей. Наконец, у вас самих тоже наверняка есть определенные запросы. К примеру, если у ребенка родной язык русский и вы не планируете изучать какой-либо из национальных языков, а хотите обеспечить изучение родного в максимально полном объеме, можно выбрать школу, например, в Петербурге, Москве.
Или в любом другом регионе — и изучать родной башкирский, мордовский… Либо прикрепиться к школе с татарским языком обучения. Семейное или заочное? На сегодня ребенка можно перевести на семейное обучение. А можно — на заочное. Если вы выбираете платную школу а такое тоже возможно , принципиальной разницы нет, тут можно исходить из стоимости обучения — что выгоднее. У заочной школы есть ряд плюсов. Ребенок не просто проходит в ней аттестацию, а числится учеником со всеми вытекающими правами и возможностями.
Например, он получает доступ к материалам для обучения рабочие тетради, рабочие программы, тесты и т. В заочной школе аттестация проходит чаще, чем при семейном обучении, и это повышает качество обучения, дисциплинирует и родителей, и ребенка. При семейном обучении можно сдавать промежуточные аттестации один или несколько раз в год, но это необязательно, а обязательно ученик должен сдать только две итоговые аттестации — в 9-м и 11-м классах. При этом заочная аттестация для ребенка — гораздо меньший стресс, у нее более удобный график. Зато сопровождение семейного обучения в местных школах полностью бесплатно. Как организовать обучение ребенка дома? Эта форма обучения предполагает, что вся ответственность за обучение полностью лежит на родителях.
Никаких обязательных дистанционных курсов, занятий по «Скайпу» и тому подобного. Родители решают, какие предметы они будут «вести» сами, а для каких наймут репетитора. Рая Демидова, которая наняла репетитора по английскому языку, рассказывает о таком результате при двух занятиях в неделю по 1 часу 60 минут по итогам второго класса: «Дочка ждет занятий по английскому языку с нетерпением, читает и даже пишет по-английски почти без ошибок, пересказывает детские книги на английском, мультики типа «Ветер в ивах» смотрит в оригинальной озвучке без русских субтитров, а на прогулках обожает играть в диалоги».
Но я стараюсь постепенно передавать ему часть контролирующих функций: например, Алеша ведет дневник, где записывает задания и предметы по дням недели». Экзамены за первый класс мальчик сдал успешно — по всем предметам зачет. Оценки начинаются со второго класса, и теперь уже будет не одна — финальная, а две аттестации, осенью и весной.
Сдавать их можно будет полностью удаленно: нужен только компьютер, с помощью которого ребенок проходит тесты онлайн и пересылает сканы страничек, написанных от руки. Такой подход, кстати, здорово экономит время и не привязывает семью по территориальному признаку — скажем, зиму можно проводить в теплых краях. Анна пока что справляется с обязанностями мамы и педагога, но в настоящий момент пребывает в поиске репетитора по английскому языку — это тот предмет, в котором она, увы, не сильна. О том, останется ли Алеша дома до 11 класса, или пойдет в школу, она говорит осторожно. Меня не пугают физика и химия, потому что сейчас полно видео и курсов в интернете. Было бы желание, а возможности найдутся!
Как перейти на семейное обучение Есть различные формы: заочная и очно-заочная, родители также рассматривают различные дистанционные программы. В первом случае ребенка обучают родители, и в школе он появляется один или два раза в год в зависимости от требований образовательного учреждения , чтобы пройти аттестацию. Впрочем, теперь можно и не приходить вовсе — все экзамены при наличии технического оснащения легко сдать по интернету. При очно-заочной форме обучения ребенок может посещать занятия по трудным для него предметам, проходить консультации перед экзаменами, а то, что кажется понятным и простым, осваивать самостоятельно. Дистанционные программы подразумевают онлайн-образование с помощью скайпа и других современных технологий. При любой форме обучения необходимо подать документы на зачисление ребенка в учебное заведение.
Если вы уже учитесь в обычной школе — можно попробовать договориться с администрацией и написать заявление о переводе на семейное обучение. Если же ребенок идет в первый класс или меняет школу, лучше выбрать ту, что знакома и активно поддерживает этот формат обучения — так будет проще и родителям, и ребенку, и педагогам. Это может быть как государственная, так и частная школа. Расходы в этом случае разнятся — от бесплатного госшкола до примерно 15000 рублей в месяц частная школа. Часто учебники и пособия можно получить бесплатно. Первой была старшая дочь Аня — после 9 класса она приняла решение уйти из школы, чтобы сосредоточиться «на поисках себя».
В результате девочка решила готовиться к ЕГЭ по английскому языку, а «неважные» предметы прошла удаленно, записавшись с помощью онлайн-платформы «Экстерн-офис». В свое время этот проект была пионером интернет-образования и собирала учеников со всей России. Формально ребята прикреплялись к школе в Новосибирске, где базируется организация, реально — учились по интернету. Освободившееся время девушка тратила не только на занятия с репетиторами, но и хобби. Перестала болеть, хотя до этого регулярно имела достаточно серьезные ЛОР-проблемы. Мама говорит, что не вмешивалась в образование дочери совсем, и результат превзошел ожидания — по английскому и русскому Аня получила 96 баллов.
Средний сын Татьяны, Константин, стал хоумскулером в четвертом классе. При этом качество образования оставляло желать лучшего — объяснять непонятные темы все равно приходилось мне, а не педагогу. Я подумала: если я и так учу своего ребенка, есть ли смысл ходить в школу? Предложила Косте перейти на семейное обучение, и он согласился», — объясняет Татьяна. Костя также обучался по программе «Экстерн-офиса» и сдавал все предметы удаленно.
Организация семейного обучения ребенка – стоит ли?
Если родители смогут подготовить своего ребенка к жизни в обществе, дать ему необходимые знания, развить его личность. А если нет? Больше всего в домашнем обучении настораживает именно эта непредсказуемость, стихийность. Есть возможность максимально учитывать его биоритмы, темперамент, характер, интересы и склонности, а также особенности возраста и ведущей деятельности. Но хочу предостеречь от перегибов в виде постоянных многочасовых занятий без перерывов на сон и отдых. Обратная крайность — раз нет проверяющего и конкретных сроков сдачи сделанных заданий, то они могут не делаться вообще. Еще хотелось бы сказать пару слов про такой несомненный, с точки зрения многих современных родителей, плюс, как постоянное нахождение ребенка дома. Но всегда ли это хорошо? Вспомните свое детство. Неужели у вас нет ни одного светлого воспоминания, связанного со школой? Это ведь значительный отрезок жизни — Читайте также Из-за избиений учащихся в Нигерии закрыли британскую международную школу первые друзья, разговоры по душам на переменках, радостные встречи одноклассников после летних каникул, первая любовь...
Многие мамы в ответ говорят, что в современных реалиях гораздо важнее отсутствие школьной уравниловки, травли, прессинга по отношению к сыну или дочери. Согласна, индивидуальный подход дает возможность ребенку сохранить познавательную мотивацию и избежать формирования школьной тревожности. Но сможет ли мама обеспечить ребенку отсутствие прессинга дома — еще больший вопрос. И что вы порекомендуете мамам и папам, которые идут на этот шаг только потому, что их ребенок не уживается в коллективе? Для ребенка? Или все-таки для мамы с папой? Если супруги категорично не хотят отдавать ребенка в школу, предлагаю при принятии решения разделить лист на три столбца и записать: в первом — плюсы сугубо для родителей, в третьем — сугубо для ребенка. И только после этого заполнить средний столбик, вписав туда общие позиции для мамы и ребенка.
И на семейном обучении родителям придется следить, не отстает ли он по этим программам, иначе будут проблемы с аттестацией. Та же история и с частными школами, которые прошли государственную аккредитацию. Она подтверждает, что программа этих школ тоже соответствует ФГОС, и дает им право не только учить, но и аттестовывать учеников и выдавать им аттестаты. Школа моей дочери тоже аккредитованная. Мне было важно, чтобы она проходила аттестации по ФГОС: думаю, так оценка знаний объективнее. Узнать, аккредитована ли частная школа, можно в реестре Рособрнадзора. Если у школы есть аккредитация, скан свидетельства наверняка будет на сайте. Этот я нашла на сайте школы, где учится моя дочь. Источник: «Международная школа завтрашнего дня» В реестре Рособрнадзора есть удобная форма поиска. Можно ввести полное название школы и увидеть, аккредитована она или нет.
В идеале у ребенка должно быть несколько вариантов получения образования, чтобы можно было выбрать лучший именно в конкретном случае. Для кого-то на самом деле и 8 часов может быть достаточно. А кому то и 20 мало. Возможно, нужно лучше изучать имеющиеся возможности и персонально работать с каждым ребенком, выбирая для него оптимальные формы, методы и траектории получения образования. Особенностью организации образовательного процесса на дому является включение в образовательную деятельность родителей обучающегося. Педагог, обучающий ребенка на дому, проводит индивидуальные консультации с родителями, согласует с ними программу обучения, формирует у родителей адекватную оценку возможностей ребенка. В работе с родителями есть много трудностей. Родители могут сотрудничать, могут безучастно требовать результатов обучения, а могут и вовсе быть равнодушными ко всему образовательному процессу. Участливые родители выполняют все рекомендации, домашнее задание, помогают учителю в изготовлении дидактических пособий для своего ребенка. Такая совместная работа учитель-ученик-родитель, конечно же, дает хорошие результаты, и мы видим хорошую динамику развития ребенка. Хочу обратить внимание и на то мой опыт работы это подтверждает , что дети с заболеваниями, но посещающие школу, развиваются, обучаются, социализируются успешнее, чем их ровесники, находящиеся дома. Хотелось бы рассказать о своем опыте работы учителем надомного обучения. Учеников у меня трое. Один из них Тимур, 16 лет. У мальчика ДЦП, оформлена инвалидность. Самостоятельно не передвигается, необходимо инвалидное кресло. Слабо развита мелкая и крупная моторика рук, самостоятельно не передвигается. Работает только правой рукой, на левой руке наблюдается сильная спастика. Состояние слуха и зрения соответствует норме.
Все же стремитесь выработать недельное расписание и следуйте ему. Важно, чтобы ребенку нравились предметы, которые ему преподают. Старайтесь уделять внимание и тому, в чем одет ребенок. Если его будет отвлекать что-то, он вряд ли сосредоточится на учебе. В том случае, когда к ребенку приходят преподаватели, проследите за их отношением к нему. Посмотрите, как сын, дочка относятся к постороннему, поговорите, если возникнут трудности, постарайтесь объяснить, что учитель — не чужой человек. Важно, чтобы между ребенком и преподавателем были доверительные отношения, и никто его не ругал за непонимание какой-либо мелочи. Выбирайте квалифицированных специалистов, которые смогут дать высокое и лучшее образование вашим детям. Старайтесь находить учебники одного автора. Каждый придерживается своей методики обучения. Аттестация ребенка в семейном образовании — как и где он получит аттестат? Образовательное учреждение, за которым закреплен ребенок, обучающийся дома, должно проводить промежуточную и государственную итоговую аттестации. Это необходимо для отчетности, а также оценки знаний ребенка, получающего семейное образование. Как правило, промежуточную аттестацию проводит завуч по учебной части, либо учителя, преподающие в школе. Ничего в аттестации страшного нет, она может проходить, как в устной, так и в письменной форме. В том случае, если у ребенка преподает учитель из школы, за которой он закреплен, то это еще лучше. Ваше чадо не будет бояться, а придет в школу как на обычный урок. Что касается государственной итоговой аттестации, то ее в обязательном порядке также должны пройти все обучающиеся, независимо от того экстерном или нет оканчивает школу ребенок. Именно результаты ГИА или ЕГЭ помогут ему дальше получить образование, причем аттестат ребенок получит такой же, как и обычные учащиеся школ, но только с пометкой об экстернате. Проводится итоговая аттестация в любом учебном заведении, которое назначит министерство образования. Оценивать знания учеников будет специальная комиссия, в нее обычно входят учителя с разных школ района, города или даже региона. Именно поэтому к вашему ребенку не будет предвзятого отношения. Все работы будут оценивать объективно. Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!